ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА Р?ОССИЙСКОЙ ФЕДЕР?АЦИИ И КН?Р? В Н?АЧАЛЕ XXI В.
Торгово-экономические основы и фактор?ы сближен?ия и сотрудн?ичества России и Китая.
Стан?овлен?ию р?оссийско-китайских отн?ошен?ий способствовало общее социалистическое пр?ошлое обеих стр?ан? – следующий ден?ь после официальн?ого р?ожден?ия Китайской Н?ар?одн?ой Р?еспублики, 2 октябр?я 1949 года, считается дн?ем устан?овлен?ия дипломатических отн?ошен?ий между КН?Р? и Союзом Советских Социалистических Р?еспублик (СССР?). Советский Союз был пер?вой стр?ан?ой, пр?изн?авшей Китайскую Н?ар?одн?ую Р?еспублику как сувер?ен?н?ое государ?ство. Одн?ако фактически тесн?ые отн?ошен?ия между стр?ан?ами являлись следствием успешн?ого содействия Советского Союза компар?тии Китая в пр?иходе к власти.
Докумен?том, давшим стар?т к сотр?удн?ичеству между двумя стр?ан?ами, стал «Договор? о др?ужбе, союзе и взаимн?ой помощи» подписан?н?ый в Москве 14 февр?аля 1950 года. Устан?овлен?ие благопр?иятн?ых дипломатических отн?ошен?ий способствовало р?асцвету в экон?омике – «последующее десятилетие было офор?млен?о целым р?ядом важн?ых соглашен?ий, в том числе о содействии в стр?оительстве и р?екон?стр?укции в КН?Р? 156 кр?упн?ых пр?омышлен?н?ых пр?едпр?иятий, о помощи Китаю в р?азвитии исследован?ий по ядер?н?ой физике и использован?ии атомн?ой эн?ер?гии для н?ужд н?ар?одн?ого хозяйства, в р?азвитии р?яда важн?ейших отр?аслей пр?омышлен?н?ости, о пер?едаче КН?Р? советской доли в совместн?ых акцион?ер?н?ых обществах» . За пер?иод р?асцвета отн?ошен?ий (1949 - 1956 года) СССР? н?апр?авил в Китай тысячи специалистов – в осн?овн?ом ин?жен?ер?ов и учен?ых, делился н?аучн?ой докумен?тацией, и, в кон?це кон?цов, за десятилетие сильн?о поспособствовал создан?ию в Китае н?аучн?о-техн?ической и пр?омышлен?н?ой базы.
Одн?ако вскор?е советско-китайские отн?ошен?ия измен?ились н?е в лучшую стор?он?у. С пр?иходом к власти Хр?ущева и политики «мир?н?ого сосуществован?ия» с капиталистическим лагер?ем в адр?ес советского р?уководства были выдвин?уты обвин?ен?ия в р?евизион?изме. Н?а гр?омкие заявлен?ия СССР? ответили отзывом специалистов и свор?ачиван?ием пр?оектов по стр?оительству и р?азвитию пр?омышлен?н?ости Китая.
Коммун?истический лагер?ь р?азделился н?а лен?ин?ско-мар?ксистский и маоистский: «Великая войн?а идей между Китаем и СССР?» (как это н?азывалось в КН?Р?) была н?ачата Мао Цзэдун?ом с тем, чтобы укр?епить свою власть в КН?Р?; постепен?н?о заставить людей в СССР? пр?изн?ать, что он?и должн?ы почитать Китай в качестве учителя, пр?ежде всего в идеологии; убедить США и их союзн?иков в том, что он? и его Китай идейн?о ведут войн?у пр?отив СССР?; показать человечеству, что в Китае есть н?овые идеи, к котор?ым н?адо пр?ислушаться, пр?ичем это н?е тот мар?ксизм, что в СССР?» .
Политическая и идеологическая полемика пер?ер?осла в воор?ужен?н?ые кон?фликты. Эскалацией р?аскола стали погр?ан?ичн?ые столкн?овен?ия н?а р?еке Уссур?и 1969 года, и, в кон?це кон?цов, сотр?удн?ичество между стр?ан?ами почти пр?екр?атилось до пр?ин?ятия в 1979 году Китаем н?овых экон?омических р?ефор?м и политики откр?ытости.
С этого момен?та н?ачин?ается зн?амен?итое «экон?омическое чудо», пр?евр?атившее Китай в дин?амичн?о развивающуюся державу. Ежегодн?ый рост валового внутреннего продукта (ВВП) вырос на 10% в период 1979-1999 годов. Изначально обеспечивался производством товаров широкого потребления и продовольствия, и получил общенародную поддержку. Поэтапно была создана уникальная и противоречивая структура –социалистическое, согласно Конституции, государство с мощным частным сектором экономики, обеспечивающим в среднем 70% ВВП страны.
Новый этап советско-китайских отношений характеризуется восстановлением научно-технических и торгово-экономических связей. А также на конец-то был решен пограничный вопрос, ставший актуальным еще в 1964 году. С целью его решения 16 мая 1991 года было подписано Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части.
Новейший период в истории отношений между двумя крупнейшими государствами мира (оба входят в тройку самый больших по площади государств на планете) начинается с распада СССР и признания Китаем их преемницей Российскую Федерацию 24 декабря 1991 года.
Постсоветский период развития можно поделить на два этапа – с декабря 1991 - 2000 года, и с 2001 года по наше время соответственно. Первый этап характеризуется так называемой «челночной торговлей» - завалом новорожденного российского свободного рынка низкокачественными китайскими товарами. Российская экономика в 90-х переживала глубокий кризис и дешевые (и, как следствие, низкокачественные) товары из Китая были единственным, что помещалось в прохудившуюся потребительскую корзину рядового россиянина. С точки зрения процесса политического, российско-китайские отношения развивались как доверительное, равноправное партнерство, направленное на стратегическое сотрудничество и подкрепленное крепкими экономическими связями – поскольку, по сути, Китай, «помирившись» с Россией, приобретал непритязательный, обширный и не столь удаленный рынок сбыта .
Начиная с 2000 года, в хозяйственных связях России и Китая наметился прогресс обусловленный изменением экономических условий: после финансового дефолта 1998 года в российской экономике наступил период восстановления, а с 2001 года – подъема. Общий товарооборот России увеличился почти в 4 раза (со 150 миллиардов долларов в 2000 году до 600 миллиардов долларов в 2007 году). В большинстве своем из-за продажи ресурсов: разработке нефтегазовых месторождений, и, наш взгляд, основная задача России на грядущий период состоит в том, чтобы не стать «сырьевым придатком» КНР.
Многие политологи и экономисты, например, А. Строков, О. Столповский, В. Парамонов считают, что при сохранении рабочей модели обмена сырья на товары Россия рискует разорить собственный производственный сектор и впасть в зависимость от импорта КНР. Захват китайскими продуктами российского рынка подавляет российских производителей и приводит к разорению и банкротству целых отраслей промышленности, не говоря уже о мелких частных предприятиях которые попросту не выдерживают конкуренции .
Таким образом, рост экономик двух стран в целом задал положительную тенденцию к расширению торгово-экономических связей. Оценив опыт последних 60-ти лет, можно смело предположить, что основой отношений с Китаем следует считать взаимовыгодную политику стратегического партнерства, в котором каждый из участников осознает важность двухстороннего равновесия.
Россия и Китай установили отношения, основанные на добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, они выступают за справедливое решение международных проблем и против силового вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Союз рассматриваемых стран может составить весомый противовес Западу, но с другой стороны – любой союз с Китаем становиться значительным благодаря его экономической и финансовой мощи.
1.1. Перспективы развития экономических отношений России и Китая, практические рекомендации для дальнейшего развития
Экономические взаимоотношения между Россией и Китаем продолжают динамично развиваться и на сегодняшний момент их можно назвать наилучшими за всю историю двустороннего сотрудничества. На 2017 год в условиях глобального политического и экономического беспорядка тандему России и Китая удалось достичь внушительных результатов по основным направлениям взаимодействия.
Социально-экономическое развитие, как Китая, так и России подошло к этапу поступательного перехода на инновационный путь роста, при этом страны до конца не освободились от трудностей трансформационного этапа. Китай для многих стран мира представляется все более желанным экономическим партнером, преимущественно из-за своих стабильно высоких темпов экономического роста, которые КНР показывает на протяжении длительного времени, и хороших результатов в условиях кризисных проявлений мировой экономики. К тому же, на прибыльное сотрудничество с Китаем внушает надежду стремительное увеличение масштабов народного хозяйства внутри страны, успешное аккумулирование средств и преобразование их в капитальные ресурсы. Некоторое время после начала трансформационного периода в Китае (с начала 1980-х гг.) к ней, как к развивающейся стране, основные участники мирового рынка относились с осторожностью и предписывали свои условия игры, не позволяя рыночным механизмам в полном объеме налаживать внешнеэкономическое сотрудничество. Вследствие ситуаций на мировом рынке из-за экономического кризиса, Китай в некоторой мере исправил подобную ситуацию, и сейчас стал сам тщательнее выбирать партнеров и развитие направлений сотрудничества с ними .
Россия оказалась в числе стран, которым не пришлось немедля пересматривать свой настрой в отношении сотрудничества с Китаем по итогам новейших мировых экономических перипетий. Цифры наглядно раскрывают такое положение: сегодня Китай является ключевым партнером во внешнеэкономической деятельности России.
Целями и направлениями социально-экономической модернизации России можно назвать – макроэкономическую стабильность и рост; переход к развитию инновационного типа; развитие регионов; поднятие уровня жизни населения. Все это в основном сопоставимо с планами долгосрочного развития в Китае.
Как говорилось ранее, преимущественно Россия экспортирует в Китай различные виды ресурсов, и к тому масштабные совместные проекты, где участвуют китайские инвестиции, связаны с разработкой и транспортировкой природных ресурсов. Однако беспокоиться о расширении экспорта ресурсов такого рода не стоит.
Во-первых, процесс может быть отрегулирован. В Стратегии-2020 России в разделе «Цели кредитно-денежной политики» говорится о возможности использовать сырьевую ренту с целью воздействия на экономический рост и поддержания в стране макроэкономической стабильности. Поэтому, можно предположить, что если наращивать торговлю природными ресурсами с Китаем и далее использовать сырьевую ренту это окажется полезным для социально-экономического развития России.
Во-вторых, КНР неоднократно обозначал свою заинтересованность во ввозе из России различных видов оборудования, и не только военного оснащения, что может разнообразить структуру российского экспорта.
К сожалению, сотрудничество такого рода носит ограниченный характер из-за общей не информированности китайских предприятий об оборудовании из России, опасений отечественных предприятий потерять технологии, неосведомленности российской стороны о существующих потребностях китайских компаний .
В-третьих, Китай признает привлекательность российского рынка и рассматривает страну как место размещения крупных долгосрочных вложений. КНР способна активно стимулировать инвестиционное сотрудничество, имея огромные средства от внешней торговли. К примеру, в 2011 году был учрежден Российско-китайский инвестиционный фонд.
Россия и Китай в значительной степени взаимно дополняют друг друга в сфере трудовых ресурсов. В Китае трудовые ресурсы все еще имеют низкий уровень образования и относительно низкую стоимость их услуг, при этом в стране существует проблема недостаточного объема высококвалифицированных специалистов в области производства, инжиниринга и т.д. В то время как в России, наоборот, не хватает дешевых трудовых ресурсов и имеется высококвалифицированный трудовой персонал. Однако взаимообмен в этой области не регулируется должным образом. Необходимо понимать, что немалые выгоды обеим странам принесет эффективная организация привлечения рабочей силы из Китая для работы в России.
Сотрудничество с Китаем важно для модернизации регионов России, находящихся территориально близко к дружественному соседу. В России реализуется Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г, целью которой стал перевод экономики страны на инновационный путь развития. В рамках новой стратегии предполагается, что доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг поднимется не менее чем на 5–10% в 5–7 и более секторах, а доля компаний, производящих технологические инновации, возрастет до 40–50%.
Приоритетными направлениями инновационного развития согласно документу являются производство авиакосмической техники, нанотехнологий, композитных материалов, атомная и водородная энергетика, биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельные области рационального природопользования и экологии .
В Китае также осуществляются программы инновационной трансформации, нацеленные на создание инновационного государства и превращения Китая в мировую державу в сфере науки и техники, которая бы располагала конкурентными преимуществами в ряде высокотехнологичных отраслей. В настоящее время сформированы два основных средне- и долгосрочных плана по стимулированию инноваций – это План развития науки и техники на 2006–2020 гг., и Предложения правительства по преимущественному развитию «новых стратегических отраслей», появившиеся в 2010 г. в период борьбы с влиянием мирового финансового кризиса.
Китайское правительство оказывает солидную финансовую поддержку по ключевым программам исследований, входящих в План развития науки и техники (на период 2006–2020 гг.). Он охватывает прикладные исследования в области биотехнологий, сельскохозяйственной переработки, охраны окружающей среды, технологий в ключевых отраслях производства, высокотехнологичных отраслей, китайской медицины, энергетики и разведывания природных ресурсов, развития социальной сферы. Основные семь направлений стратегических исследований включают прикладные исследования в области энергосберегающих и «зеленых» технологий, информационных технологий, биотехнологий, производства крупного оборудования, экологически чистой энергии, новых материалов, транспортных средств, работающих на электричестве.
В национальных планах реализации инновационной политики Китай подчеркивает необходимость опоры на собственный инновационный потенциал и самостоятельные инновации .
Несложно заметить, что планы имеют множество точек пересечения, чем определяются общие интересы взаимодействия в сфере инноваций. Внешнеэкономическое сотрудничество также может быть сориентировано на генеральные цели перехода к инновационному типу развития.
Для России сотрудничество с Китаем может быть выгодно для осуществления инновационной политики в приоритетных секторах. Например, в сферах традиционного приложения усилий – в авиастроении, космическом и оборонно-промышленном комплексе, атомной энергетике – Россия имеет явные преимущества и интересные для Китая разработки (например, разработка и производство планеров для пассажирских самолетов, производство самолетов и вертолетов военного назначения, атомных реакторов малого размера, атомных реакторов на быстрых нейтронах и др.). И поэтому РФ может выставлять их на продажу или внедрять, используя китайские инвестиции.
Одним из привлекательных для России направлений может оказаться организация совместных производственных предприятий на российской территории и последующий экспорт продукции на рынок Китая в рамках ЗСТ.
В новых высокотехнологичных отраслях – нанотехнологии, биотехнологии, медицинская техника, электротехника и приборостроение – у Китая есть собственная довольно существенная научно-технологическая база. Китай один из крупнейших экспортеров высокотехнологичной продукции, так в 2015 г. его доля в общем объеме мирового экспорта составила около 25,7%. Ежегодно с 1995 г. по 2011 г. объем экспорта высокотехнологичной продукции КНР в денежном выражении увеличивался примерно на 25%, и на 2014 год составил 558 млрд. долл. В данных отраслях целесообразно перенять китайский опыт относительно совмещения исследований и реализации их на рынке, выстраивания единой цепи разработок – внедрения – сбыта .
В целом у России и Китая уже есть вся договорная инфраструктура для активизации сотрудничества в целях модернизации и перехода к инновационному типу развития. Очевидно, что по многим направлениям данное сотрудничество может быть и взаимодополняемым, и выгодным, и даже необходимым. Помимо этих параметров сотрудничества гибкость в принятии решений по отдельным проектам, индивидуальный подход в оценке и реализации, целевая ориентированность и ответственность курирующих учреждений, организаций и лиц с обеих сторон будут обеспечивать нужную динамику процесса сотрудничества .
Ко всему вышеперечисленному можно добавить еще некоторые меры, призванные обеспечить значительный рост товарооборота между Россией и Китаем:
• Увеличить прямые расчеты в национальных валютах во взаимной торговле для того, чтобы сократить зависимость от доллара США. Такой шаг повлияет на уменьшение валютных рисков для российских и китайских производителей, что может положительно отразиться на объемах товарооборота.
• Обратить усиленное внимание на создание офшорных валютных продуктов, например, валютный фьючерс, форвард и другие валютные производные продукты. Китаю и России стоит расширить набор продуктов, номинированных в национальной валюте для рынков друг друга и стоит привлечь больше резидентов и компаний к использованию юаня и рубля. Эти меры поспособствуют процессу интернационализации валют двух стран.
• Упростить таможенные процедуры, а также снизить пошлины и налоги для предприятий, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью. Например, уменьшение налоговой базы для российских экспортеров техники, продукции авиастроения (падение экспорта в Китай по группе «летательные аппараты» в январе – июне 2015 г. составило 76,8 %); к тому же уже планируется снижение налогообложения на поставки газа по прямому газопроводу из Сибири в КНР. Если будет упрощен процесс ввоза продукции, а именно таможенных процедур, то это может значительно сократить долю продукции, которая нелегально или полулегально провозиться на российскую территорию .
Таким образом, реализуя подобные мероприятия, Россия и Китай смогут построить не только долгосрочное стратегическое сотрудничество и увеличить взаимный товарооборот, но и простимулировать отношения относительно таких национальных интересов, как диверсификация рынков энергоресурсов, интернационализация национальных валют, сокращение влияния доллара США в АТР, поддержание стабильного роста экономики и преодоление ограничений, под влиянием которых Россия находится в настоящее время.
Вообще, предыдущий 2016 год ознаменован началом развития двусторонних отношений нового уровня. На настоящее время наши страны необходимы друг другу, как никогда. Россия, в первую очередь, из-за санкционного прессинга Запада. Китай же - по причине планомерного изменения концепции социально-экономического развития. Китай намерен формировать отношения с Россией на условиях так называемой «новой нормы». Правительство КНР желает перейти от принципа краткосрочной доходности и экстенсивного развития к экономическому развитию с высококачественными результатами и долгосрочными перспективами.
Абсолютно точно, что взаимодействие Российской Федерации и Китайской Народной Республики должно носить взаимовыгодный характер для обеих сторон. Китайско-российские отношения в ближайшей перспективе будут и дальше развиваться, и на них не отразится неблагоприятное внешнеэкономическое и внешнеполитическое воздействие. Обе страны намерены поддерживать взаимодействие между инвестиционными фондами для того, чтобы финансировать перспективные проекты сотрудничества, предоставлять помощь в укреплении взаимодействия между национальными институтами гарантирования и страхования инвестиций, поддерживать инвестиционное взаимодействие малого и среднего бизнеса. Можно с уверенностью считать, что потенциал российско-китайского всеобъемлющего сотрудничества поистине неисчерпаем. И страны совместными усилиями намерены интенсивно его реализовывать.