ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ПРАВОВОГО ГУМАНИЗМА
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГУМАНИЗМА КАК ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА
Гуманизм – человечный принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способностей к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье [Словарь по этике, с.39].
В словаре русского языка С.И. Ожегов определил гуманизм как «гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям» [Ожегов, с.87]. То есть под гуманизмом признают ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Идея гуманизма зародилась в те времена, когда общество в целях своего выживания и воспроизводства стало заинтересованным в целостности человека как производителя общественно необходимых благ. В дальнейшем идея прав человека эволюционировала в зависимости от того культурного контекста, который существовал в обществе. Во многих обществах первоначально права человека отождествлялись с соответствующим классом или слоем общества, а значительная часть общества вообще не имела прав. Первые права человека были сформулированы в Шумере. Ветхий завет также содержит высказывания относительно прав человека [Анисимов, с.16].
Как понятие «права человека» гуманизм восходит к VI–IV вв. до н.э. Впервые эта идея была высказана софистами (Протогор, Антифонт, Ликофрок) и китайскими мыслителями (Мао-Цзы и Конфуций). В дальнейшем в правовой реформе Солона обнаруживается закрепление этого принципа в ограничении произвола чиновников по отношению к населению. Очевидно, что идея равенства присутствует и в христианстве. Известно также, что древнеримские юристы, разработав понятие субъекта права и равенства всех перед законом, внесли свой вклад в формирование понятия прав человека [Нерсесянц, 2017, с.27-29].
В период Средневековья возникает иерархичность права, обусловленная сословным делением общества, когда обладание правом определялось принадлежностью к тому или иному сословию. Однако именно к этому времени относится первый крупный документ, в котором впервые концептуализируются права и свобода человека - английская «Великая хартия вольностей» 1215 года. Здесь впервые закрепляется право на неприкосновенность личности.
Однако решающую роль в становлении современной западноевропейской концепции прав человека сыграли идеи, касающиеся равенства людей, неотчуждаемости таких прав, как право на жизнь, свободу и безопасность, которыми они наделены от рождения (Локк Пэйн, Джефферсон, Руссо, Монтескье, Вольтер, Гроций). Именно эти идеи стали основой конституций и иного законодательства в период буржуазных революций: в Англии эта Петиция о правах 1628 года и «Билль о правах» 1689 года, в Америке – Декларации о правах Вирджинии 1776 года и Декларации независимости США 1776 года, «Билль о правах» 1791 года, во Франции – Декаларация прав человека и гражданина 1789 года.
Последний документ занимает особое место среди названных. Впервые в нем было раскрыто содержание прав человека, подчеркнута ценность человеческой личности, определена роль государства в установлении статуса личности в гражданском обществе. Права человека впервые объявлялись естественными, неотъемлемыми и священными. Целью государства («политического союза») провозглашалось обеспечение естественных и неотъемлемых прав – таких, как свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Среди свобод на первое место выдвигалась свобода выражения мыслей и мнений, но подчеркивалось, что пользование свободой не должно наносить вреда другому человеку. Отмечалось также, что пределы пользования правами могут устанавливаться только законом. Очень важно положение, согласно которому именно государство является гарантом соблюдения прав и свобод [Гуляихин, с.180].
В России становление прав и свобод человека имеет не столь богатую историю. России за всю свою историю так и не удалось внедрить правовые принципы регулирования. Однако интерес вызывает уже первый документ Древней Киевской Руси – «Русская правда». Этот документ декларирует, что закон является главным регулятивом в обществе, обеспечивающим высшую ценность человеческой жизни. Однако впервые понятие прав и свобод определяется в России во времена Просвещения (XVIII век) (Н.И. Новиков, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский и др.).
В отечественной правовой литературе до 90-х годов XX века существующие точки зрения на проблему гуманизма выражались в определенном направлении. Гуманизм, по мнению ученых, находил свое выражение в том, что любое применение закона, любое правовое решение исходило из интересов человека [Борисов, с.52]. Более того, гуманизм - это человеколюбие не только к одному индивиду, а прежде всего ко всем членам общества . Принципом же гуманизма в праве было признание высшей ценности человека, стимулирование подлинно человеческих отношений между людьми [Попков, с.68-76].
Однако социалистический гуманизм как принцип советского права, по словам В.М. Чхиквадзе, не ограничивался признанием ценности человеческой личности, уважением к его правам, свободам и достоинству. Он требовал также ведения борьбы с преступлениями против мира и человечности, пропагандой войны и насилия, расизмом и национализмом, «со всеми проявлениями социального зла» [Квашис, с.34-35].
Но, несмотря на совпадения во взглядах, каждый ученый в понятии «гуманизм» выделял на свое усмотрение самое главное. Например, выражение интересов личности можно встретить у В.В. Борисова [Борисов, с.52-53], В.Д. Попкова [Попков, с. 68-76]; интересы общества - у B.C. Квашиса [Квашис, с.34-35]; интересы и общества, и личности - у В.М. Чхиквадзе [Чхиквадзе, с.39-45].
Исходя из вышесказанного, резюмируем, что под гуманизмом можно подразумевать и обусловленную исторической необходимостью систему взглядов, в которой человек признается самодавлеющей ценностью и самостоятельным субъектом своих действий и которая отражает потребности общества в таком человеке, а его развитие по законам собственной деятельности считается необходимым условием развития общества.
В области теории права познание проблемы гуманизма тесно связано с уяснением исходных положений о правовом гуманизме и его проявлении в обществе, государстве. Сущность такого подхода объясняется тем, что понятие гуманизма существует не изолированно, а базируется на гуманизме права и соотносится с ним как часть с целым.
Современный гуманизм – это нормативная система, институционализирующая моральные, политические, правовые и другие установки регулирования общественных отношений, регламентирующих самоценность человеческой личности в ее отношениях с природой, обществом и государством.
По некоторым оценкам, сегодня право вступило в новый этап своего развития – гуманистический, когда юридическая система выстраивается в соответствии с началами прав человека – признается приоритет и высшая юридическая значимость неотъемлемых прав и свобод человека. Реализация идеи гуманизма в праве предполагает, во-первых, разработку идей права, их углубление и гуманизацию, во-вторых, развитие общественного и индивидуального правосознания и правовой культуры. Это выступает основным контекстом теоретико-правового дискурса современной России [Гуляихин, с.183-185].
1.2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЯ ГУМАНИЗМА
Правовой гуманизм – это юридическое признание и закрепление личности человека как высшей ценности, провозглашение и гарантированность осуществления его прав и свобод и создание достойных условий для развития и деятельности человека.
Правовой гуманизм возник под воздействием на законотворческую, правоприменительную деятельность социальной потребности в формировании общественных отношений, обеспечивающих защиту естественных и неотчуждаемых прав человека и создание условий для его самореализации. Именно социальная потребность в формировании указанных общественных отношений явилась социальным основанием появления понятия правового гуманизма.
По мнению философа А.В. Разина, правовой гуманизм характеризуют следующие три признака:
1) во-первых, признание основных прав человека и предоставление ему гарантий их реализации в качестве обязательных условий его существования как личности;
2) во-вторых, поддержка слабых членов общества вплоть до оказания им такой помощи, которая не согласуется с обычными для данного общества представлениями о справедливости;
3) в-третьих, формирование социальных и нравственных качеств личности, позволяющих ей осуществлять самореализацию на базе общественных ценностей [Разин, с.112].
В результате осознания и принятия обществом гуманистических идей возникает социальная потребность реализации гуманизма посредством пра-вовой политики государства, в результате чего гуманизм трансформируется в государственно-правовую идеологию и нравственно-правовую категорию. Гуманизм в государственно-правовой идеологии указывает на отношение к личности как к исключительной социальной ценности. Данный аспект находит своё воплощение в конкретной правовой политике государства посредством провозглашения в программных правовых документах, а также закрепления в качестве принципа в праве. Гуманизм как нравственно-правовая категория указывает направление формирования поведения людей, соответствующего гуманистическим идеалам и закрепляется системой нормативно-правовых установок. Регулирует правоотношения с позиции признания человека высшей ценностью, охраняя интересы общества, права, свободы, честь и достоинство человека и гражданина.
Следует отметить, что в отраслях права, использующих диспозитивный метод регулирования общественных отношений, гуманизм как нравственно-правовая категория, институционализируется в регулятивных нормах, направ-ленных на создание необходимых условий для существования человека как личности, и создание условий для его самореализации в общественной жизни, а в отраслях права использующих императивный метод регулирования общественных отношений, в нормах направленных на защиту человека от нарушения его прав, а также на ограничение государственного принуждения.
Продемонстрировать подобное выражение и тем самым раскрыть признаки правового гуманизма можно на примере правовой нормы, предусмотренной в п. 3 ст. 1109 ГК РФ [Гражданский кодекс, ч.2, ст.1109]. Эта норма устанавливает, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки. А также на примере ст. 82 УК РФ, предусматривающей возможность применения к осужденной беременной женщине, женщине, имеющей ребёнка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребёнка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, отсрочки отбывания наказания [Уголовный кодекс, ст.82].
Таким образом, в праве гуманизм реализован в качестве принципа формирования содержания норм и институтов, способа регулирования правоотношений на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Содержание проблемы гуманизма в праве заключается в правовой концептуализации его идеи как основной прогрессивной тенденции формирования правовых систем в современном мире.
Раскрывая понятие и признаки правового гуманизма, необходимо остановиться и на его специфических функциях, поскольку в них также проявляется его сущность [Чхиквадзе, с. 45-49]. К функциям правового гуманизма можно отнести:
1) во-первых, функцию социальной организации, значение которой заключается в обеспечении стабильности общественных отношений, интересов личности и определенных социальных слоев общества с помощью нравственных, правовых и политических норм. Данный принцип посредством рассматриваемой функции корректирует поведение людей и их представления о добре, зле, о равенстве и чувстве долга;
2) во-вторых, функцию социальной регуляции, суть которой состоит в направленном воздействии на субъекта. Она способствует утверждению человеческой личности, зависящей во многом от активности и добросовестности всех членов общества. Эта функция основана на оценочных суждениях определенных явлений и действий субъекта с позиции гуманизма;
3) в-третьих, воспитательную функцию, выражающуюся в воспитании у людей таких качеств, как уважение к себе и окружающим, справедливое отношение к другим людям, отстаивание чести и достоинства человека. Благодаря данной функции, гуманизм способен влиять на сознание, волю и чувства людей [Цыбулевская, с.13].
Развитие правового гуманизма как социального феномена включено в общую динамику социальных процессов, общественных отношений и, несмотря на относительную самостоятельность правовой сферы, ее формализованность, подчиненность логическим закономерностям формообразований и правоприменения, составляет существенную основу функционирования.
Социальная функция правового гуманизма состоит и реализуется именно благодаря наличию в пра?вовой системе той основы, которая отражает социально значимые факторы и ценности, что и обусловливает изменение институционального компонента правовой системы, так же как и его относительную стабилизацию [Филимонов, с.104].
В данном контексте можно сказать, что понятие развития правового гуманизма в контексте общей теории отражает закономерный процесс его изменения, обусловленный потребностями общественного развития. Механизм его развития есть совокупность правовых, организационных, идеологических компонентов составляющих основные элементы правовой системы, функционирование которых обусловливает появление новых признаков и свойств правового гуманизма.
1.3. РОЛЬ ПРАВОВОГО ГУМАНИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА
Необходимость обращения исследовательского внимания к проблеме правового гуманизма объясняется системными противоречиями, которые обнаруживаются в современном российском праве, в связи с его модернизацией.
В данном контексте необходимо отметить, что гуманистическое правопонимание, сформированное в эпоху Нового времени и ставшее важнейшим условием социальных трансформаций, есть та необходимая содержательная база, без которой невозможен правовой гуманизм как явление.
На сегодня гуманистическое правопонимание основано на интерпретации права как продукта социокультурной эволюции, показателя прогрессивности общественной системы, где автономия личности рассматривается в качестве главной ценности аксиологической иерархии. В отличие от коммунистического, юридического и легистского правопонимания сущность гуманистического заключается в сведении его типологического критерия к степени осознания свободы в праве. Такое правопонимание лежит в основе правовой системы современного российского государства.
Следует указать и на другое важное обстоятельство. Речь идет о тех тенденциях в праве, которые возникли под воздействием глобализации и ведут к правовым трансформациям, обусловленным процессами современной глобализации. Основным содержательным контекстом данных процессов является переосмысление роли и значения концептуализировавшей гуманизм современной теории прав и свобод человека, роли ООН в их обеспечении, редукции государственного суверенитета и, как результат, сокращение объема и значения социального законодательства, гражданских прав во многих странах. Государства в условиях глобализации вынуждены строить свою правовую систему с учетом этих тенденций. Между тем гуманистическое содержание прав и свобод человека остается важным фактором международных отношений, обеспечивающим многополярность мира, реализацию жизненно важных интересов личности, общества и государства [Федеральный закон Российской Федерации…, ст.7229].
В настоящее время в РФ право вступило в новый этап своего развития – гуманистический, когда правовая система выстраивается в соответствии с началами правового гуманизма, основой которого являются права человека, признающие приоритет и высшую юридическую значимость неотъемлемых прав и свобод человека.
Тысячелетняя история существования права и государства в обществе показывает, что имманентным качеством и общества, и государства, и самих людей, и, разумеется, права является принудительность. Принуждение – объективная сторона человеческого общежития, его атрибут. И появление права и государства как социальных институтов вызвано к жизни общественной потребностью упорядочить, ввести в рамки одобренных обществом общеобязательных норм, правил, способов решения конфликтов, а также защиту прав и интересов членов общества, их объединений и самого общества. Права и свободы человека объективны, они сформированы логикой развития общественных отношений и общественного сознания [Александров, 2014, с.25].
Другая особенность современного гуманистического права – его главенствующая роль как регулятора общественных отношений в правовом государстве. Такое положение права в обществе – это та цель, к которой стремится всякое общество. Главенствующее положение права означает признание общезначимости, универсальности права всем обществом, народом в целом, когда только и возможно говорить о «праве народа» или «народов», каковым оно должно быть и было на начальных этапах своего становления [Александров, 2013, с.30-32].
Между тем глобализация как основная тенденция, определяющая содержание различных социальных процессов, в сфере правового регулирования порождает два направления, связанных, во-первых, с ограничением гражданских прав и их нарушением и, во-вторых, с редукцией суверенитета национальных государств. Во многом это объясняется переосмыслением роли гуманизма в формировании права и его применении.
Идея гуманизма, концептуально оформленная в эпоху Возрождения и Новое время, стала духовной предпосылкой формирования, становления и развития современного права как нормативного закрепления свободы, равенства и справедливости, характеризующих природу человека. Наиболее полное выражение на международно-правовом уровне идея гуманизма нашла в современной концепции прав и свобод человека как основы международного правопорядка и системы международной безопасности, а также в нормативном признании высокой ценности государственного суверенитета, гарантирующего реализацию всего объема прав и свобод человека и гражданина.
Современная глобализация ведет к таким правовым трансформациям, когда государственный суверенитет не признается в качестве основного условия реализации прав и свобод человека. Поэтому следствием правовых трансформаций является делегитимация идеи гуманизма в праве.
Рассматривая трансформации в сфере гражданских прав, необходимо отметить, что эпоха глобализации сопровождается усилением негативных тенденций. Массовые посягательства на эти права становятся неотъемлемой частью международной политики и практики многих государств. Наибольшую опасность представляют посягательства на фундаментальные права, такие как право на мир, право на жизнь, сопровождаемые военным решением политических конфликтов. Об этом также свидетельствуют: применение запрещенных видов вооружения в локальных военных конфликтах, которое стало нормой ведения военных действий; тенденции ограничения юридических гарантий гражданских прав человека; правовые ограничения независимости судей, адвокатов и других судебных работников. Следует отметить глубокую взаимосвязь между ослаблением гарантий, предоставляемых деятелям юстиции, и возрастанием случаев нарушений прав человека.
Тем не менее ограничение суверенитета является наиболее существенной в данной сфере тенденцией, связанной с глобализацией. Суверенитет выступает органической частью концепции прав и свобод человека, включается в систему гарантий их реализации на уровне национальных государств. В конечном счете он является своеобразным выражением гуманистического содержания прав и свобод человека, предполагая независимость не только в политической, но и культурной жизни [Алексеев, с. 341]. Очевидно, нарушение государственного суверенитета имеет как прямое, так и опосредованное действие. К прямому относятся военные вмешательства и другие санкции, предпринимаемые с целью оказания давления на государства. К опосредованным – использование деятельности международных организаций для вмешательства во внутренние дела государства. Как правило, подобные действия оправдываются мотивами гуманизма и свободы, нарушаемыми в соответствующих странах. Однако эта тенденция ведет к искажению изначального содержания прав и свобод человека, основу которых составляет гуманизм.
Следует отметить, что формирование российской правовой системы, несмотря на обозначенные тенденции, происходит на основании правового гуманизма. Конституция РФ реализует идею человека как универсального и автономного существа, формирует нормативное поле, институционализирующее его как субъекта общественных отношений.
Конституционные основы правового гуманизма в России закрепляются совокупностью норм, устанавливающих конституционный строй и перечень основных прав и свобод человека и гражданина. Федеративное устройство Российской Федерации направлено на наиболее полную реализацию идеологии правового гуманизма.
Так, Конституции РФ гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [Конституция Российской Федерации, п.1, ст.2]. К основам конституционного строя России относится и вменение в обязанность государства обеспечить «…достойную жизнь и свободное развитие человека» [Конституция Российской Федерации п. 1 ст. 7]. Развитием этого положения провозглашается, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [Конституция Российской Федерации, п.2, ст.13].
Конституция РФ дает основания полагать, что совокупность закрепленных прав и свобод (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»), которые «…принадлежат каждому от рождения» [Конституция Российской Федерации, п. 2 ст. 17], свидетельствует о конституционном закреплении правового гуманизма в России. В этом смысле показательны: п. 1 ст. 20 «Каждый имеет право на жизнь»; п. 1 ст. 21 «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»; п. 1 ст. 22 «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность»; п. 1 ст. 23 «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени»; п. 1 ст.27 «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства»; п. 1 ст. 29 «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» [Конституция Российской Федерации, п.1, ст.20-23, ст.27, ст.29].
Большое значение для конституирования правового гуманизма в России имеют конституционные нормы, гарантирующие участие граждан страны в управлении делами государства, обеспечивающие возможность избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участие в референдуме и др.
В целом следует признать, что правовой гуманизм в России имеет конституционную основу. Это предполагает определенные закономерности в регулировании общественных отношений, при которых личность является их субъектом. Естественно, сказанное затрагивает сферы правового регулирования, где конституционные нормы в отраслевом законодательстве получают конкретные юридические механизмы реализации идеологии правового гуманизма.
Так, модернизация правовой системы России должна иметь соответствующие тенденции, определяемые свойствами правового гуманизма. В первую очередь, правовой гуманизм предполагает такое качество формулирования правовых норм, которые исключают произвол и насилие, не допускающее их легализацию и применение в решении социальных конфликтов, внутригосударственных проблем. Исключение могут составлять оперативные полицейские и военные действия в ситуациях действительной войны.
Необходимо также отметить, что положение права в жизни общества предполагает в целях обеспечения правового порядка сохранение и упрочение непреходящих юридических ценностей, максимальное использование всего богатства накопленной человечеством юридической культуры, всех достижений в области юридических гарантий и юридических средств, обеспечивающих действительную реализацию правовых идеалов и ценностей, что, соответственно, означает признание незыблемости выражающих на практике гуманистические идеалы и ценности юридических принципов и механизмов.
К числу юридических средств, базирующихся на правовом гуманизме, можно отнести принцип правозаконности, принцип правосудия (при установлении истинности фактов при определении юридических последствий), принцип справедливости, принцип равенства в праве.
Очевидно, важной тенденцией является и современное возрастание роли и значения международного права, отличительной чертой которого становятся гуманистические ценности, права человека. На современном этапе это действенное средство реализации правового гуманизма в мире, что, как правило, выступает в виде ограничения государственного принуждения в национальных государствах.