Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Проектирование программ организации досуга пожилых инвалидов на базе ГБУ «Понетаевский психоневрологический интернат»

cool_lady 2160 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.03.2021
Противоречие: между необходимостью разработки эффективных технологий организации досуга с пожилыми инвалидами и недостаточной изученностью данной проблемы в теории и практике социальной работы. Проблема исследования: каковы возможности социальной работы по организации досуга пожилых инвалидов в условиях психоневрологического интерната? Объект исследования: профессиональная деятельность социального работника по организации досуга пожилых инвалидов. Предмет исследования: организация досуговой деятельности пожилых инвалидов в условиях «Понетаевского психоневрологического интерната». Задачи исследования: 1. Изучить проблемы организации досуговой деятельности пожилых инвалидов в исследованиях отечественных и зарубежных учёных . 2. Раскрыть возможности организации досуговой деятельности для пожилых инвалидов в условиях психоневрологического интерната. 3. Охарактеризовать деятельность «ГБУ «Понетаевский психоневрологический интернат» с. Понетаевка Шатковского района и проанализировать опыт работы с пожилыми инвалидами в данном учреждении. 4. Разработать программу организации досуга пожилых инвалидов на базе ГБУ «Понетаевский психоневрологический интернат» и проанализировать ее эффективность. Методологической основой исследования явились принцип детерминизма, согласно которому каждое психологическое явление обусловлено внешними и внутренними факторами, принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание формируется и развивается через деятельность. Теоретической основой исследования явились труды Еруслановой Р.И., Холостовой Е.И. по проблеме организации досуговой деятельности пожилых инвалидов. Исследования Роговой А.М., Малофеевой И.В, изучавших основные технологии досуговой деятельности с пожилыми людьми и инвалидами, труды Холостовой Е.И, Дашкиной А.Н, в которых изложены возможности организации досуговой деятельности пожилых инвалидов. Опытно-экспериментальная база исследования: ГБУ «Понетаевский психоневрологический интернат» с. Понетаевка Шатковского района. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследована проблема организации досуговой деятельности пожилых инвалидов в исследованиях отечественных и зарубежных учёных, выявлены основные технологии досуговой деятельности с пожилыми инвалидами, раскрыты возможности организации досуговой деятельности с инвалидами в условиях психоневрологического интерната. Практическая значимость исследования заключается в том, что дана подробная характеристика деятельности специалистов Понетаевского психоневрологического центра, проанализирован опыт работы с пожилыми и инвалидами в данном учреждении, разработана программа специалистам по работе с пожилыми инвалидами в организации их досуга в условиях интерната и проанализирована ее эффективность. Материалы исследования могут быть использованы специалистами по социальной работе, а также в качестве материалов для студентов вузов. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность темы исследования связана с тем, что технология работы с пожилыми инвалидами нашей страны порой достаточно сложна в реализации силу того, что пожилые люди бывают разные: от немощных до душевно больных. И здесь возникает вопрос о проблеме организации досуговой деятельности данной категории клиентов специализированных интернатах. Досуг – это неотъемлемая часть всей социально - культурной сферы, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. Ключевым признаком досуга является то, что человек, может предаваться ему по доброй воле, будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей. Свободное время - одно из важнейших средств самореализации престарелых и инвалидов. Оно позволяет посещать клубы по интересам, заняться декоративно - прикладным искусством, рисованием, спортом, в общем, тем, на что не хватало времени, когда человек был занят профессиональной деятельностью. Культурно-досуговая деятельность, обладающая огромным багажом форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, способна оптимизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности. На достижение и поддержание инвалидом оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального здоровья направлен процесс реабилитации, обеспечивающий возможность изменить жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья в сторону более высокого уровня независимости. Эффективная помощь и поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья способствует возвращению больных и инвалидов (детей и взрослых) к общественно полезной деятельности, формирует у них позитивное отношение к жизни, учебе, семье. Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как комплекс мероприятий, главной целью которых является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии, обеспечение положительных изменений в образе жизни человека, интеграция его в общество [10].
Содержание

Введение………………………………………………………………….....3 Глава I. Теоретические основы изучения проблемы организации досуга пожилых инвалидов ……………………………………………………………...8 1.1. Проблема организации досуговой деятельности пожилых инвалидов в исследованиях отечественных и зарубежных учёных ……..… 8 1.2. Технологии организации досуговой деятельности с пожилыми инвалидами психоневрологических интернатов…………………….……. 18 1.3. Возможности организации досуговой деятельности с пожилыми инвалидами в условиях психоневрологического интерната ……………… 28 Выводы по главе I…………………….………………………………..…40 Глава II. Проектирование программ организации досуга пожилых инвалидов на базе ГБУ «Понетаевский психоневрологический интернат» …….............42 2.1. Характеристика и анализ деятельности «ГБУ «Понетаевский психоневрологический интернат» ……………………………………………..42 2.2. Программа организации досуга пожилых инвалидов на базе ГБУ «Понетаевский психоневрологический интернат» ……...................................53 2.3. Анализ эффективности программы организации досуга пожилых инвалидов в условиях ГБУ «Понетаевский психоневрологический интернат»…………………………………………………………………………60 Выводы по главе II………………………………………………………..68 Заключение……………………………………………………………......71 Список литературы…………………………………………………….…75 Приложение…………………………………………………………….....81
Список литературы

1. Александрова М.Д. Очерки психофизиологии старения - С-Пб.:2005. 2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психофизиологической геронтологии - Л.:2004. 3. Басов Н.Ф. Основы социальной работы: Учебное пособие/ под ред. Н.Ф. Басова.- 5-е издание испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018.-206с. 4. Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» / под ред. Н.Ф. Басова – М: КНОРУС, 2012.-51с. 5. Бондаренко И.Н. В интересах пожилых людей. Работник социальной службы. - М.: 1997, № 1 с.43 6. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье: Учебное пособие/ под ред. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г.- 2-е изд. испр. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2018.-218с. 7. Вульф Л.С. Одиночество пожилых людей Социальное обеспечение 1998г., № 5 - с.28 8. Григорьева И.А., Келасьев В.Н. Теория и методика социальной работы: Учебник/ под ред. Григорьевой И.А., Келасьева В.Н.-2-е изд. пер. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2018.-254с. 9. Гончарова Г.Н. Геронтологический центр как современная форма помощи пожилому населению Экология человека. - 2000. - №4 10. Гласюк, И.Н. Психология социальной работы / Галасюк И.Н., Краснова О.В., Шинина Т.В. - М.:Дашков и К, 2018. - 304 с.: ISBN 978-5-394-02025-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/511973 11. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2016. - 196 с. – ЭБС «Консультант студента»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785976501959SCN0002.html?SSr=280133c9170716650de9507 12. Дементьева Н. Ф. Методологические аспекты социально-психологический адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания, Психология зрелости и старения. М., 1998. С. 21-27. 13. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М.:2003. - 150 с. 14. Исторический опыт социальной работы в России под ред. А.В.Бади. - М.:2004. – 117 с. 15. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с. 16. Ковалёв В.Н. Социология управления социальной сферой: Учеб.пособие - М.: Академический Проект, 2003. - 350с. 17. Кононова Л.И. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / Л. И. Кононова, Е. И. Холостова; отв. ред. Л. И. Кононова, Е. И. Холостова. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 503 с. (Серия : Бакалавр. Академический курс). [Электронный ресурс]. Адрес доступа: https://biblio-online.ru/bcode/425248 18. Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты, СПБ: Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов. Спец. Олимпийский комитет Санкт-Петербурга, 1996. 19. Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. - М.: Принтер, 2001 - 231с. 20. Ларионова Т. Социальное обслуживание пожилых - дело творческое. Социальное обеспечение. - 1999. - № 9 с.23-25 21. Международный год пожилых людей Социальное обслуживание. - 2001. - №2, с 5. 22. Настольная книга специалиста. Социальная работа с пожилыми. М.: - 2003. - 110 с. 23. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, Под ред. Н.Ф.Басова. - М: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с. 24. Основы социальной работы: Учебное Пособие под ред.Е.В. Ханжина, Т.П. Карпова. - М.: «Академия», 2001. – 43-45, 84-87с. 25. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения : учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева ; под ред. П.Д. Павленка. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 272 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). – Адрес доступа: http://znanium.com/catalog/product/995408 26. Писарев А.В. Образ пожилых в современной России Социс. - 2004.- №4. с.51-56. 27. Приступа Е.Н. Организация социальной работы в Российской Федерации: Учебное пособие/ под ред. Приступа Е.Н.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 99с. 28. Сережко Т.А., Васильченко Т.З., Волобуева Н.М. Психология социальной работы: Учебное пособие для прикладного бакалавриата/ под ред. Сережко Т.А., Васильченко Т.З., Волобуева Н.М. – М.: Издательство Юрайт, 2018.-282с. 29. Словарь-справочник по социальной работе под ред. Е.И. Холостовой - М.: Изд. Юрист, 2002 - 472 с. 30. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы под ред. В.С. Кукушина. - М., Ростов Н. Д.: «Март», 2013. 31. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах: Методические рекомендации/Сост. Я. Ф. Дементьева, Е. Ю. Шаталова. - М.: ЦИЭТИН, 1992. 32. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста: учеб. пособие / В.Ф. Соколова, Е.А. Берецкая. -2-е изд., стер.- М.: Флинта, 2017.- 200 с. [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785976511286SCN0000/000.html?SSr=280133c9170716650de9507 33. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с. – ЭБС «Znanium»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=146277 34. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики : учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 390 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-05262-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [Электронный ресурс. — Адрес доступа: https://biblio-online.ru/bcode/431954 35. Холостова Е.И Социальная политика: Учебное пособие/ под ред. Климантовой Г.И.-2-е издание пер. и доп.–М.: Издательство Юрайт, 2018.-395 с. 36. Холостова Е. И. Глоссарий социальной работы Е.И.Холостова. - М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. -220с. 37. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Часть 1. - М.: СТИ, 1999 -237с. 38. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Уч. пособие. - М.: «Дашков и К», 2002. 39. Холостова, Е.И. Социальная работа / Холостова Е.И. - М.:Дашков и К, 2017. - 612 с. – ЭБС «Znanium»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=415156 40. Цепляева, С. А. Основы досуговой педагогики в системе профессиональной подготовки: учебное пособие / Цепляева С.А. - Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015. - 88 с. – ЭБС «Znanium»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=615241 41. Черникова Г.В. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения органов Пенсионного Фонда РФ: Учебно-методический комплекс/ под ред. Черниковой Г.В. – М.: Директ-Медиа, 2016.- 24с. 42. Чернецкая А. А. Технология социальной работы /А.А.Чернецкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 400 с.? 43. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). - М., 1980 - 348с. 44. Щукина Н.П., Грищенко Е.А. Свободный доступ пожилых людей к социальным услугам как теоретическая и практическая проблема Отечественный журнал социальной работы. - 2015г. - № 1 с.29-33. 45. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. - М., 2019 - 235с. 46. Щукина Н.П. Самопомощь и взаимопомощь граждан старшего возраста. - М., 2013 - 198с. 47. Энциклопедия социальных практик / Под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2015. - 660 с. – ЭБС «Консультант студента»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785394018251SCN0000/000.html?SSr=280133c9170716650de9507 48. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2014. – 316 с. 49. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г., Социальная геронтология. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы организации досуга пожилых инвалидов 1.1.Проблема организации досуговой деятельности пожилых инвалидов в исследованиях отечественных и зарубежных учёных Совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время называется досугом. Время, затраченное на них, время досуга - это часть свободного времени. Функции досуговой деятельности совпадают с функциями свободного времени. Виды деятельности служат как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении. В узком смысле слова под досугом, понимают отдых и развлечения: посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д. В широком смысле слова отдых и развлечения охватывают более широкий круг видов деятельности, включая творческие и любительские занятия, занятия физкультурой и спортом. Перечень досуговых занятий содержит не менее 40 видов деятельности, объединяемых при изучении бюджетов времени в следующие группы: творческие и любительские занятия, пользование средствами массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, общение, занятия физкультурой и спортом, пассивный отдых и др. досуговые занятия. Различают активный досуг и пассивный досуг. Первый вид связан с активными (как физическими, так и умственными) занятиями, различными видами деятельности - игрой, пением, конструированием, спортивными занятиями и т.д. Второй вид связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в виде пассивного зрителя, "потребителя" культурных ценностей или с ничегонеделаньем. Пассивные формы досуга получили в последнее десятилетие широкое распространение. Этому содействовало развитие телевидения, интернета и т.п. Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности: ? спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность); ? художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество); ? поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество); ? забота о животных; ? хобби (разнообразная деятельность по интересам); ? посещение музеев, театров, галерей, экскурсий; ? игры (настольные игры, спортивные игры) ? развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач); ? общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий). Проблематика организации досуга достаточно широко отражена в научной литературе. К отечественным трудам в этой области относятся работы Вульфа Л.С, Ларионова Т., Холостовой Е.И, Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки престарелых и инвалидов классифицировала затраты времени, обосновала схемы деления фонда времени на его основные структурные части: труд, отдых, сон. М.Д. Александрова рассматривала динамику использования времени, разработала методику исследования бюджетов времени разных категорий населения. В советский период особое внимание уделялось различным аспектам рационального использования времени пожилыми граждами. Указанное направление исследований отражено в трудах Вульф Л.С, Шапиро В.Д. Проблема организация досуга пожилых инвалидов не новая в науке. Она достаточно широко была представлена в работах как зарубежных, так и отечественных авторов. Всесторонность трактовки досуга позволила дать его модельное представление в форме семантико-сетевой модели, в которой вскрываются его сущностные целостности, атрибуты, функции. Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени [19]. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно, когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям жизни вне сферы трудовой деятельности [35]. Полноценная жизнедеятельность многих престарелых и инвалидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми. В последнее время разрабатываются новые технологии социокультурной реабилитации, способствующие социальной адаптации слабо защищенных групп населения. Проблема интегрирования пожилых и людей старческого возраста в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики. Проблемы, которые могут возникнуть при организации досуга и отдыха у лиц пожилого и старческого возраста, носят следующий характер. 1. Ограничение рамок досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей. 2. Степень доступности общественного досуга и отдыха для лиц пожилого возраста. 3. Возрастные ограничения в возможности развивать навыки и способности, необходимые для проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию. 4. Атмосфера социального окружения, способствующая участию пожилого человека в проведении досуга и отдыха. Роль досуга в жизни пожилого человека индивидуальна и зависит от психофизических возможностей, общественного положения и условий. Проживание пожилого человека в очерченных условиях накладывает значительный отпечаток на его жизненный тонус, активность, психологическое настроение, изменение ценностных установок, уровень притязаний Досуг должен быть нацелен, в первую очередь, на ускорение внутренних психологических процессов престарелых, формирование его жизненного тонуса. Человек рождается, живет и умирает в рамках той культурной модели, в которой проходит его жизнь. Именно ценностные смыслы культуры создают условия возобновления социальных связей личности и общества, развивая механизмы повторной социализации средствами досуговых интересов. На основе такого подхода можно выделить следующие основные функции досуга престарелых людей: ? поддержание связей с широким кругом людей. Социальное пространство таких людей естественным образом сокращается. Занятие разнообразными видами досуговой деятельности определяет возможность общения с разными категориями людей; ? удовлетворение потребности в признании. Ее испытывают все поколения, однако для людей пенсионного возраста она приобретает особенное значение в связи с отдалением от профессиональной активности. Благодаря любимому занятию можно приобрести репутацию специалиста в той или иной отрасли, получать премии, награды, радоваться признанию со стороны большого числа людей; ? улучшение и поддержка психофизического состояния. Любой вид досуга улучшает те или другие психофизические задатки, настроение, расслабляет человека, оптимизирует все его функции, вызывает удовлетворенность жизнью; - сохранение и усиление социальной активности личности - своеобразный генератор творческой активности, духовных потребностей и социального опыта. Социально-культурная трансформация образа жизни, быта и досуга людей преклонных лет основывается, прежде всего, на расширении их самостоятельных связей с социальной средой. Сферу интересов пожилого человека нельзя представить без приобретения им навыков самостоятельного поиска и развития межличностных контактов, его включения в информационное пространство (телевидение, радио, пресса, книги), элементарного участия в общественно-полезном труде, организации повседневного досуга и развлечений [4, с.57–62]. Поэтому социально-культурные технологии не могут и не должны быть средством только «приятного времяпрепровождения», удовлетворения гедонистических потребностей людей преклонных лет в развлечениях. Каждой из технологий следует выполнять определенную утилитарную, исключительно прагматичную функцию. По существу, одно изсверхзаданий социально-культурных технологий заключается в том, чтобы каждого пожилого человека включить в обыденные социальные контакты, научить поддерживать цивилизованные отношения с ближайшими соседями и другими людьми в типичных социально-культурных ситуациях круглосуточно. Сам полноценный досуг позволяет людям преклонных лет надолго закрепить навыки сохранения приятельских, дружеских отношений со своим ближайшим окружением, в рамках которых личные проблемы представляются не такими существенными, как раньше. Поскольку назначение социально-культурных технологий допускает также адаптацию старших граждан при выборе видов досуговых занятий, то первичным становится их практическая полезность, а развлекательный момент вторичным. Для расширения практики организации досуговой деятельности людей преклонных лет представляется целесообразным обобщить формы и методы работы. Таким образом, проанализировав мнения различных учёных об организации досуга пожилых людей и инвалидов, можно сделать вывод о том, что пожилые люди – это одна из наиболее распространённых категорий населения, которая нуждается в социальной защите и эффективной организации их досуга. На данном этапе существует множество видов досуга и их проведения, которые мы рассмотрим более подробно в следующем параграфе. 1.2. Технологии организации досуговой деятельности с пожилыми инвалидами психоневрологических интернатов В процессе нормальной жизнедеятельности человек занят разнообразными повседневными делами: профессиональной деятельностью, образованием, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом. Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности. При планировании досуга и отдыха приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации. В распоряжении специалистов по реабилитации имеются игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные и другие технологии. Культурно-досуговая деятельность пожилых и инвалидов включают в себя: ? занятия художественным, прикладным, техническим творчеством; ? досуговые праздники, обряды, конкурсы, фестивали; спорт, активное ? движение, экскурсии, игры; деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные игры и занятия; ? спокойный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.). Досуг и отдых направлены на реабилитацию пожилых людей путем достижения жизненно важных для них целей. Разнообразность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с определенными типами функциональных нарушений (сенсорные дефекты, нарушения опорно-двигательного аппарата, некоторые органические заболевания и т.д.). В практике разнообразной по формам и видам социокультурной деятельности индивидуальные интересы отличаются различными проявлениями, каждое из которых может характеризоваться определенным показателем реабилитирующего воздействия на личность пожилого человека. При организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию пожилых людей, следует учитывать: личность самого человека; отношения и контакты пожилых людей с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой; культурно-досуговые формы и методы, активно влияющие на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и положение в обществе. Предназначение досуговых технологий - помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в социокультурном окружении. Существуют психологические закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в общество, социальную адаптацию. Важно уметь выбрать и предложить пациенту такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности - чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние. Высокую эффективность показывают индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния пожилого пациента. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает человеку возможность обрести определенную степень самостоятельности. Для правильной организации досуга и отдыха престарелым и инвалидам необходимо выполнить следующие требования. 1. Выяснить интересы пожилого человека. Пожилому пациенту нужно помочь определиться в выборе формы досуга, так как многие люди не имеют возможности разобраться в этом вопросе. Не исключено, что в силу своего положения пожилые имеют лишь ограниченные представления о формах свободного времяпрепровождения, их доступности. Прежде чем предлагать пожилому человеку какие-либо мероприятия, следует внимательно изучить интересы пациента, показать ему варианты возможных форм отдыха, посоветоваться с членами его семьи или друзьями пациента. 2. Расширить представления об отдыхе пожилого пациента, делясь с ним опытом и обсуждая его проблемы. 3. Не ущемлять интересы пациента. 4. Оценить прошлые и настоящие интересы и наклонности пациента. 5. Определить основные особенности деятельности, выбранной пациентом. 6. Определить способы модификации и адаптации пациента, чтобы облегчить его участие в проведении досуга и отдыха. Основными занятиями пожилых являются физические упражнения, экскурсионный туризм, прогулки, посещение кинотеатров, театров, концертных залов, выставок, чтение книг, просмотр телепередач, встречи с родственниками и друзьями, ухаживание за растениями и животными. Однако не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых людей с ограниченной подвижностью. В этом случае нужно помочь пациенту определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы модификации и адаптации больного для облегчения его участия в проведении досуга и отдыха. Некоторые формы досуга могут помочь пожилому человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или пазлов развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей. В качестве досуга для лежачего больного можно рекомендовать легкую ручную работу, например, вязание крючком или спицами, вышивание, рисование, написание писем (если больной к этому способен). Часто единственным и доступным для больного является чтение, что оказывает лечебное воздействие на психику больного. Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музыкальных программ также можно использовать в качестве досуга. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни. Разведение и уход за комнатными растениями является наиболее распространенным и приятным видом досуга для стариков, которые не могут выходить из дома. Мелкие домашние животные, например, птицы или кошки, могут скрасить жизнь тяжелобольного человека. Встречи с родственниками, друзьями, разговоры по телефону являются основными занятиями для больных с ограниченной подвижностью. В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для тех, кто вынужден оставаться дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др. Существуют различные реабилитационные виды досуга. 1. Библиотерапия. Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. 2. Изотерапия. Терапия художественным творчеством - универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества. 3. Музыкотерапия. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармоничность. Музыкотерапия - это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. 4. Игровая терапия. Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. 5. Глинотерапия. Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и т.п.) Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и др. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат развитие интеллекта, мелкой моторики, овладение навыками профессионального мастерства. 6. Гарденотерапия. Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. 7. Спорт, активный отдых и туризм. Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации пожилых людей. Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов. Таким образом, работа специалистов с пожилыми инвалидами должна быть ориентирована на реализацию комплекса мер качественной подготовки и проведения досуга в домах интернатов. 1.3. Возможности организации досуговой деятельности с пожилыми инвалидами в условиях психоневрологического интерната Традиционно формирование активного образа жизни проживающих в интернатах реализуется в лечебно-оздоровительном, психологическом и культурно-массовом направлениях деятельности. Интернаты осуществляют свою деятельность по формированию активного образа жизни по всем указанным направлениям. Лечебно-оздоровительная деятельность включает в себя утренний комплекс лечебной физкультуры. Причём занятия ЛФК проходят под музыку. Фито терапия проводится после сна: каждый день на полдник предлагается фито чай из лечебных трав, заготовленных самими пожилыми людьми. После дневного отдыха в зале дома-интерната медик включает лампу Чижевского. Проживающие охотно собираются в зале. В это же время им предлагается или просмотр телевизионных передач, или беседа медика о здоровом образе жизни, или чтение и обсуждение прочитанного из газет и журналов. Перед ужином желающие (под наблюдением младшей медицинской сестры, и по показаниям медика) могут заниматься на беговой дорожке и велотренажёре. Также у пожилых людей есть возможность совершать ежедневные прогулки зимой и летом. Многие охотно собирают грибы и ягоды, делают заготовки на зиму. В интернатах по возможности используется трудотерапия. С удовольствием пожилые люди помогают повару чистить картофель, лук, чеснок, морковь, свёклу. Летом приносят зелень с огорода. Дом-интернат имеет большой приусадебный участок, на котором с удовольствием работают и проживающие. Так как большинство из них жители сельской местности, то работа с землёй приносит им большое удовлетворение и радость. Желающие поработать на участке помогают цветоводу в посадке, поливке, прополке, подкормке овощных культур. С особой заботой ухаживают пожилые люди за клумбами и цветниками, которых вокруг дома-интерната очень много. Имеются на приусадебном участке плодовые деревья и кусты. На компоты и варенье для сбалансированного питания клиенты собирают ягоды, яблоки, клубнику. Всё это подаётся им к столу. Желающие и не имеющие противопоказаний медика пожилые люди с удовольствием помогают на субботниках по уборке территории, укладке дров в поленницы, расчистке дорожек от снега. Оказывают они и посильную помощь в уборке урожая осенью: обрезают морковь, свёклу, лук, чеснок. Укладывают на просушку, сортируют на хранение. Культурно-массовая работа, осуществляемая в ЦСОГПВИИ, весьма обширна. Здесь имеется библиотека, выписываются газеты и журналы, проживающие пользуются цветным телевизором, видеомагнитофоном. Проводятся выставки и конкурсы, праздничные концерты. Ежегодно проводятся конкурсы «А ну-ка, бабушки!» и игра «Поле Чудес». Проводятся декады пожилых людей, инвалидов, празднование юбилеев, а также государственных праздников.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Социальная работа, 85 страниц
1800 руб.
Диссертация, Социальная работа, 54 страницы
1000 руб.
Диссертация, Социальная работа, 17 страниц
300 руб.
Диссертация, Социальная работа, 100 страниц
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg