Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Потенциал медитативных практик в работе с тревогой и стрессом

nysha 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.03.2021
Гипотеза исследования: применение современных медитативных практик может быть эффективным для снижения симптомов тревоги и стресса. Объект исследования: тревога и стресс как эмоциональные состояния человека. Предмет исследования: влияние медитативных техник для снижения тревоги и стресса. Цель: исследование потенциала медитативных практик в работе с тревогой и стрессом. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме стресса и тревоги в психологии. 2. Изучение применения современных медитативных техник в работе с тревогой и стрессом. 3. Изучение уровня тревоги и стресса у испытуемых. 4. Разработка программы медитативных практик для работы с тревогой и стрессом. 5. Оценка эффективности реализованной программы. Характеристика выборки: в исследовании принимали участие 2 группы испытуемых – контрольная и экспериментальная, по 30 человек в каждой. С одной из групп была реализована программа медитативных техник. Методологическая база исследования: в качестве методологической базы исследования выступили подходы в изучении тревоги и стресса отечественных и зарубежных авторов, концепции медитативных техник. Методы и методики исследования: теоретический анализ литературных источников, структурирование, опросный метод, методы статистической обработки полученных результатов (описательная статистика, критерии различий). В работе использованы следующие методики: - Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Спилбергера; - Тест Г. Айзенка «Самооценка психических состояний». - Методика «Шкала психологического стресса PSM-25» - Методика диагностики стресса Прохорова. Теоретическая значимость работы: проведен теоретический анализ литературных источников по проблеме тревоги и стресса в психологии, а также возможность использования медитативных техник для коррекции и стабилизации эмоционального состояния. Практическая значимость работы: полученные в ходе эмпирического исследования результаты могут быть полезны при работе с симптомами тревоги и стресса, при работе с медитативными техниками посредством йоги. Научная новизна дипломной работы: состоит в том, что в дипломной работе изучено влияние медитативных техник на оптимизацию эмоционального состояния в ситуации стресса и тревоги. В частности, полученные результаты позволяют утверждать, что медитативные техники (йога) оказывают благоприятное воздействие на эмоциональное состояние и минимизируют проявления ситуативной и личностной тревожности и стресса. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Введение

Актуальность исследования. Изучению управлением стрессом в последнее десятилетие уделяется большое внимание как врачей, так и психологов и социологов, а также физиологов и многих других профессий. В нашей стране теоретические, методические и практические вопросы развития стресса и противодействия ему нашли отражение в работах таких исследователей, как Леонова А.Б., Полякова О.Н., Реан А.А., Нестерова О.В., Щербатых Ю.В., Водопьянова Н.В., Монина Г.Б., Раннала Н.В., Бодров В.А., Панченко Л.Л., Вассерман Л.И., Самоукина Н.В. Первооткрывателем в изучении тревоги и ее симптомов принято считать З. Фрейда, далее его взгляды на проблему тревоги и ее проявления нашли свое отражение в работах последователей. В зарубежной психологии и психотерапии проблему тревоги и стресса изучали такие ученые, как Ч. Спилбергер, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Шихан. Первым ученым, обратившим внимание на стресс и его симптоматику был Г. Селье. Ученым были описаны фазы развития стресса, а также общий адаптационный синдром. Как особое психическое состояние стресс связан с зарождением и проявлением эмоций, но не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, характерологических и других структурных компонентах личности []. За рубежом проблемами стресса занимались Селье Г., Квин В.В., Фресс П., Комер Р., Лазарус Р., Аверилл Дж., Изард К., Селигман А., Мэрфи Л. В отечественной психологии вклад в изучение стресса внесли Прихожан A.M., Павлов И.Щ., Мусин И.А., Исаев Д.Н., Гурвич И.Н., Александровский Ю.А., Березин Ф.Б., Ханин Ю.Л., Ташлыков В.А., Симонов П.Д., Костандов Э.Б.[12, стр. 78] Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях - в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов [18]. В ситуации стресса человек, как правило, испытывает чувство внутреннего беспокойства, напряженности, тревоги. По этой причине настоящее время увеличилось число тревожных людей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях и агрессивном поведении. Высокая тревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИТАТИВНЫХ ПРАКТИК В РАБОТЕ С ТРЕВОГОЙ И СТРЕССОМ…………………………………………………………………….….8 1.1. Проблема тревоги и стресса в психологии…………………………8 1.2. Характеристика современных медитативных практик……..……16 1.3. Применение медитативных практик в работе с тревогой и стрессом………………………………………………………………………..…18 Выводы по главе……………………………………………….………….23 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА МЕДИТАТИВНЫХ ПРАКТИК В РАБОТЕ С ТРЕВОГОЙ И СТРЕССОМ………………………………………………………………...…….25 2.1. Описание выборки, методик, этапов исследования…………….….25 2.2. Результаты изучения тревоги и стресса (констатирующий этап)….26 2.3. Разработка программы медитативных практик в работе с тревогой и стрессом (формирующий этап)………………………………………………….33 2.4. Оценка эффективности реализованной программы (контрольный этап)………………………………………………………………………...…….37 Выводы по главе………………………………………………..…………46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..….48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...……50 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2014. - 166с. 2. Авдеев Д.Б. Мы и стресс. – Чебоксары: Издательство ЧебГУ, 2011. 3. Азон, Б. Стресс излечим / Пер. с фр. Н. Б. Пономаревой и др. – М.: АО «Крон-Пресс», 2014. – 184с. 4. Айенгар Б.К.С. Йога. Путь к здоровью. – М.: Флинта, 2017 – 336с. 5. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. ? М.: Наука, 2016. 6. Александровский А.Ю. Психология эмоций. – М.: Наука, 2011. 7. Алешина Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии, 2016. ? № 4. 8. Андреева Г.М. Психология социального познания. ? М.: Аспект Пресс, 2011. 9. Апчелов В.В. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: Проспект, 2019. 10. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. – С.-Пб.: Проспект, 2019. 11. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация. – М.: Псюхэ, 2018. 12. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению / В. А. Бодров // Психологический журнал, том. 27. – 2016. – № 1. – С. 122-133. 13. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса / В. А. Бодров // Психологический журнал, том 27. – 2016. – № 2. – С. 113-123. 14. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 3: Стратегии и стили преодоления стресса / В. А. Бодров // Психологический журнал, том 27. – 2016. – №3. – С. 106-116. 15. Большой энциклопедический словарь. [WWW document]. URL http://dic.academic.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT00045166 16. Брайт, Д. Стресс / Джим Брайт, Фиона Джонс. – 2-е междунар. Изд. – СПб.: Прайм-Еврознак М.: Олма-пресс, 2013. – 352с. 17. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины. ? Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 18. Бухвостов, А. В. Психологические особенности копинг-поведения сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: автореф. дис. …канд. психол. наук: 05. 26. 02 / А. В. Бухвостов, Научно-исслед. Отдел. – СПб., 2014. – 18с. 19. Виноградова Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. // Вопросы психологии, 2013. ? № 2. 20. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. ? 2010. ? №2. 21. Иванченко Т. А. Сверхздоровье для каждого. ? СПб.: Проспект, 2010. 22. Камынина, И. В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.01 / И. В. Камынина, Камчатский гос. ун-т. – Хабаровск, 2018. - 22с. 23. Капустин А.М. Исследование психологического стресса. – М.: Мысль, 2018. 24. Китаев-Смык Л.Д. Психология стресса. ? М.: Логос, 2010. 25. Коломинский, Я. Л., Белановская, О. В. Субъективное благополучие как критерий психологического здоровья личности / Я. Л. Коломинский, О. В. Белановская // Журнал “Псіхалогія”. – 2018. – № 1. – С. 43-47. 26. Конопкин О.А. Участие эмоции в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. ? 2010. ? №3. ? май-июнь. 27. Короленко Ц.П. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань: Издательство Казанского госуниверситета, 2010. 28. Корнев, К. И. Личностные детерминанты, стратегии копинга и типы руководителей высшего и среднего звена в условиях профессиональных стрессовых ситуаций: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.01 / К. И. Корнев, Омский гос. ун-т. – Краснодар, 2018. – 23с. 29. Корытова Г.С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания. ? Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. 30. Костандов Э.Б. Противостояние стрессу. ? М.: Псюхэ, 2011. 31. Кроник, А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции: автореф. дис. …канд. психолог.наук: 19.00.01 / А. А. Кроник, Ин-т психологии Рос.АН. – М., 2014. – с. 32. Крюкова, Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т. Л. Крюкова // Психологический журнал, том 26. – 2015. – № 2. – С. 5-15. 33. Крылов А.А. Психология стресса. – М.: Проспект, 2010. 34. Малкина-Пых И.Д. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. ? 2011. ? №11. 35. Мел Н. Энергетика йоги. Практический курс. – М.: Альпина нон-фикшн, 2016 – 390с. 36. Мельник Ю.Д. Шесть типов личностей, реагирующих на стресс // Управление персоналом. ?2010. ? № 3. 37. Мещеряков, Б. Г. Психологический тематический словарь / Б. Г. Мещеряков. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2017. – 439с. 38. Никифоров Г.Д. Самоконтроль человека. ? СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. 39. Пономаренко, Е. Н. Психологические особенности копинг-поведения следственных работников МВД России: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.06.06. / Е. Н. Пономаренко, СПб-рский ун-т МВД. – СПб., 2016. – 26с. 40. Рогов Е. Р. Настольная книга практического психолога. ? М.: Просвещение, 2010. 41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / Сост., авт. коммент. и послесл.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер Ком, 2019. – 705с. 42. Селье Г. Стресс без дистресса. ? М.: Инфра, 2012. 43. Симонов П.Д. Высшая нервная деятельность. Мотивационные аспекты. ? М.: Логос, 2010. 44. Судаков К.В. Психология стресса. – Ростов н/Д: «МарТ», 2012. 45. Ташлыков В.А. Психологические факторы эффективности лечения. – М.: Медицина, 2019. 46. Тригранян Р.В. Стресс и его значение для организма. – М.: Логос, 2010. 47. Фельб Г. Анализируя стресс. – СПб.: Лейла, 2019. 48. Црогор О.Д. Как противостоять стрессу. ? СПб.: Лейла, 2010. 49. Хмелевский Ю.В. Стресс и депрессия – две стороны одного процесса [WWW document]. URL http://health.mpei.ac.ru/stres.htm 50. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ.ред. В. Б. Шапарь.: Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 808с. 51. Ширяева, О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.01 / О. С. Ширяева, Камчатский гос. ун-т. – Хабаровск, 2018. – 27с.
Отрывок из работы

1.1. Проблема тревоги и стресса в психологии В процессе становления и развития человеческой истории самую важную роль всегда играет отдельно взятая личность. Другими словами, каждый из нас является творцом не только своей личной истории, но и истории в целом. Может возникнуть вопрос – каким образом отдельная личность или отдельно взятый человек может вершить историю всего человечества? Ответ на данный вопрос является и простым и сложным одновременно. Простота ответа на данный вопрос состоит в том, что каждый из нас постоянно находится в процессе взаимодействия с другими людьми, взаимовлияния на поведения и поступки другого человека. С другой стороны, сложность состоит в том, что первоначально сложно понять, каким образом наше поведение может оказать влияние, порой не самое лучшее, а порой и роковое. Попробуем разобраться в данном вопросе, а за основу возьмем поведение отдельно взятой личности [22]. Как известно, поведение человека может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Нередки ситуации, когда для человека свойственна конструктивная или деструктивная модель поведения. Однако зачастую в каждом человеке находит свое сочетание как конструктивное, так и деструктивное поведение. Проявляется данное поведение в разнообразных ситуациях – в межличностных отношениях с близкими и родными людьми, в трудовой деятельности или же при выполнении определенных задач. Так, созидающее поведение человека может способствовать благоприятному прогнозу истории. Конструктивное – это то, что принимается обществом, то, что играет положительную роль для развития личности, народа, страны. Конструктивное одобряется и поощряется. В этом прослеживается определенная польза.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 55 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Психология, 91 страница
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 41 страница
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg