В современных экономических источниках существует множество определений товарного ассортимента, позволяющих составить представление о данной категории. Так, например, Ф. Котлер определяет товарный ассортимент, как «группу товаров, тесно связанных между собой или вследствие сходства их функционирования, либо вследствие того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен» [25,с.187]. В. Д. Кучеренко, под товарным ассортиментом понимает «набор одноименной продукции, конкретизирован названиями, видами, сортами, размерами, артикулами (product line); группа товаров тесно связана сходством функционально полезных свойств, особенностей изготовления, оборота и потребления в пределах одного диапазона цен» [26,с.81]. А. В. Мажара и Т. Н. Батова приводят количественную и качественную оценки товарного ассортимента, выделяя:
– глубину (количество разновидностей в каждой подгруппе продукции);
– ширину (количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных групп продукции, предлагаемых предприятием);
– полноту (способность набора продукции однородной группы удовлетворять одинаковые потребности потребителей) [29,С.7].
В проводимом исследовании, под товарным ассортиментом будем понимать совокупность различных видов, сортов, наименований товаров, сочетающихся по определённому признаку и удовлетворяющих разнообразные потребности покупателя.
По мнению И. Л. Акулич, «товарный ассортимент должен характеризоваться следующими свойствами: широта, которая говорит о количестве изготовляемых ассортиментных групп; глубиной называется количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах; насыщенность – это количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах; гармоничность показывает степень близости товара различных ассортиментных групп с точки зрения потребителя или каких-то иных показателей» [3,с.142].