Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

mari_ziteva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2021
В рамках исследовательской работы нами была исследована проблема использования арт-терапии как средства коррекционно-педагогической работы по формированию эмоционально-волевой сферы у младших школьников с когнитивными нарушениями.
Введение

Актуальность. Развитие личности ребенка включает две стороны: одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки; другая сторона - это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, придавая ему известную независимость от изменения внешних обстоятельств. Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя (в порядке биологической и социальной значимости) эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности и чувства. Эмоции и чувства можно объединить общим термином «эмоциональность». Но в литературе до сих пор существует неопределенность в содержании понятия «эмоциональность». В психологическом словаре дается такое определение понятию «эмоциональность» - это «свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями и пр. Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте давно признаны психологами важной проблемой. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на когнитивном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Нарушения в эмоциональном развитии ребенка младшего школьного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка, включая общение с взрослыми и сверстниками. Школьник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. На ранних стадиях психического развития закладывается сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. В качестве примера можно привести знакомую всем картину: стоит одному полутора - трехлетнему малышу расплакаться, как его «поддержат» своим дружным ревом все окружающие его сверстники, будь то в раздевалке детского сада или на детской площадке. По мере становления сочувствия доминирующую роль начинают играть познавательные компоненты – моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру. В связи с этим, проблема нарушений когнитивного развития выходит за рамки медико-педагогических вопросов и приобретает социальное значение. Актуальность работы обусловлена и усиливающимся интересом таких сопредельных с психологией дисциплин, как специальная педагогика, дефектология, психотерапия, социология, к исследованиям эмоциональной сферы. Исследование заключается в необходимости изучения и развития психики ребенка, в частности эмоциональной и волевой сферы школьника с когнитивными нарушениями, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствии обеспечит эффективность их применения. Как помочь детям полноценно существовать и взаимодействовать в мире, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье? Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Большой интерес специалистов и педагогов вызывает арт – терапия – метод лечения основанный на основе художественного творчества. Существует большое количество литературы, посвященной использованию арт – терапии в образовательных учреждениях разных стран мира, прежде всего, тех, где арт- терапия достигла высокого уровня профессионализации. Это, в частности, относится к таким странам, как США (Аллан, Ирвуд, Федорко, Хольцман, Монтанари, Сильвестр, Холт, Кейзер и другие) и Великобритания (Боронска, Уэлсби, Либман и другие) [11]. Также существует большое количество отечественной литературы по арт – терапии в виде психологической помощи человеку. Наиболее полно в нашей стране она освещена такими известными психологами, как А. И. Копытин, Б. Д. Карвасарский, Е. Е. Свистуновская, Л. Д. Лебедева. Отечественный опыт применения арт – терапии в педагогической деятельности отражен в работах М.Ю.Алексеевой, Е.Р.Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной, Л.А.Аметовой и других. Однако именно теоретические вопросы применения методов арт – терапии в педагогическом процессе освещены недостаточно, мало разработаны и недостаточно апробированы в практической деятельности. Поэтому в литературе высказываются различные точки зрения на то, как следует применять арт – терапию в педагогической деятельности, должны ли педагоги иметь специальные знания об арт – терапии или достаточно поверхностного ознакомления с ее методами. Известный ученый А.И.Копытин, председатель арт – терапевтической ассоциации г. Санкт – Петербурга критически высказывается об имеющейся литературе по вопросу применения арт – терапии в педагогической деятельности. Поэтому изучение данной проблемы представляется нам крайне актуальным и значимым. Объект исследования – особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с когнитивными нарушениями, в частности, такие как тревожность, детские страхи, повышенная эмоциональная напряженность. Предмет исследования – процесс коррекции эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с когнитивными нарушениями посредством использования арт-терапии. Цель: изучить возможности арт-терапии как средства коррекционно-педагогической работы по формированию эмоционально-волевой сферы с детьми младшего школьного возраста с когнитивными нарушениями Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: 1. Изучить особенности когнитивных функций у детей 2. Рассмотреть специфику использования арт-терапии как метода коррекционно-педагогической работы по формированию эмоционально-волевой сферы с детьми младшего школьного возраста с когнитивными нарушениями. 3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение когнитивных нарушений у детей младшего школьного возраста. 4. Проанализировать результаты формирующего эксперимента Гипотеза: коррекционно-педагогическая работа по формированию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с когнитивными нарушениями будет проходить эффективнее, чем в массовой практике, если: - выбранные арт-терапевтические приемы в процессе коррекционно- педагогической работы способствуют позитивному изменению основных показателей когнитивных нарушений у детей младшего школьного возраста; - арт-терапия как средство коррекционно-педагогической работы способствует расширению представлений детей-школьников о спонтанности самовыражения, изменении негативных представлений. В работе использовались следующие методы исследования: 1. Теоретические: теоретический анализ, синтез, сравнение и обобщение 2. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, анализ результатов детского творчества 3. Математические (шкалирование, ранжирование, регистрация) Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проведен анализ содержащихся в научной психологическо-педагогической литературе концептуальных подходов к исследованию эмоциональной сферы и возможности ее коррекции посредством арт-терапии, на основании которых раскрыты и уточнены основные понятия предмета исследования; систематизированы причины, виды, характеристики эмоциональных нарушений у детей данного возраста и пути их коррекции; выявлены возможности психологической коррекции эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста; теоретически обоснована необходимость применения комплексной программы психокоррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-терапии в условиях образовательного учреждения. Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут применяться в работе специальных психологов, специальных педагогов, дефектологов, неврологов, психотерапевтов, сталкивающихся в своей профессиональной деятельности с проблемой формирования эмоционально-волевой сферы у детей с когнитивными нарушениями. База исследования: Санаторно-курортное объединение (СКО) “Смена” Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической части, выводов, библиографического списка
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты использования арт – терапии в коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с когнитивными нарушениями 8 1.1 Особенности развития когнитивных функций детей 8 1.2 Специфика использования арт-терапии как метода коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с когнитивными нарушениями 16 Выводы по главе 1 26 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с когнитивными нарушениями. 27 2.1 Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента 27 2.2 Коррекционно-педагогическая работа по развитию ЭВС детей младшего школьного возраста с когнитивными нарушениями. Анализ результатов 39 Выводы по главе 2 52 Заключение 54 Список используемой литературы 56
Список литературы

1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос-пресс, 2003. 160 с. 2. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с. 3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 6-е изд. М.: «Академия», 2000. С. 456. 4. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 5. Бедность и развитие ребенка / Под ред. Д.А. Александрова, В.А. Иванюшкиной, К.А. Маслинского – М.: Рукописные памятники древней Руси, 2015. – 392 с. 6. Багдасарьян, И.С. Особенности агрессивного поведения умственно отсталых младших школьников // Диагностика, коррекция, оздоровление в системе специального образования. - Красноярск, 2002. - С.188-194. 7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 102 с. 8. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Просвещение, 1976. - 98 с. 9. Возрастная и педагогическая психология под редакцией М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.; Просвещение 1984 - 256с. 10. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1982. - С.107-110. 11. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Просвещение, 2005. - 254 с. 12. Джемс, У. Научные основы психологии // Психология эмоций: Тексты. - М.: Высшая школа, 1997. - С.58. 13. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность // Вопросы психологии,1995. - №3. - С.34 - 37. 14. Изард, К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2009. - С.34-50. 15. Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2009. – 558 с. 16. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн.-Кн 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2007. - 204 с. 17. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2008. - 314 с. 18. Прихожан, A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование,1998. - № 2. - С. 11-17. 19. Райковский, Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Просвещение, 1989. - 176 с. 20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - С.201-205. 21. Слободяник, Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции в детском возрасте. - М.: Айрис, 2004. - 246 с. 22. Кобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М: Просвещение, 1986. - 108 с. 23. Якобсон, П.М. Патология чувств и мотиваций. - М: Институт практической психологии, 1998. - 140 с. 24. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2003. – 54 с. 25. Крамер, Э. Арт-терапия с детьми: пер. с англ. / Э. Крамер; вступ. ст. и послесл. Е. Макаровой. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 320 с. 26. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В.Киселева. – СПб.: Речь, 2006. – С. 160. 27. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков/ А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2007. 28. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация / Л.Д. Лебедева // Педагогика. – 2001. – N 10 29. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках / Перевод с англ. Ю.М. Донца / Под общей редакцией В.В. Зеленского. - М., 2006. - 272 с. 30. Аметова Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников «Сам себе арт-терапевт». - М., 2003. - 36 с. 31. Бердникова Ю. Мир ребенка. - М., 2007. - 288 с. 32. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М., 2002. - 256 с. 33. Братченко С. Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие: Учеб. -метод. пособие. - СПб, 1999. 34. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии. - М., 1985. - 719 с. 35. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 2006. - 432 с. 36. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М., 2001. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с. 37. Водинская М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. - М., 2006. - 150 с. 38. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/Сост. и науч. редакторы B. C. Мухина, А. А. Хвостов. - М., 2009. - 624 с. 39. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И.Захарова, О. А. Карабанова и др. - М., 2002. - 416 с. 40. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М., 2004. - 90 с. 41. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2008. - 668 с. 42. Симонов, П. В. Мозговые механизмы эмоций. [Текст] / П. В. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности. - 1997. - № 2. - С. 320328. 43. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций. [Текст] / А. Т. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н. В. Стёпина – М.: 2004. – 13 с 44. Корнеева, В. А. Методики коррекции эмоциональной сферы [Текст] / В. А. Корнеева, Ю. С. Шевченко // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2003. - № 4. - С. 73-84. 45. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. [Текст] / Н. Л. Кряжева – Ярославль.: 1996. 30 – 36 с. 46. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. [Текст] / А. Н. Леонтьев – М.: 1971. 47. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. 48. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с. 49. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] В. И. Лубовскогий. - М.: Знание, 2003. с. 356. 50. Маллер, А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями [Текст]: книга для родителей / А. Р. Маллер. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 80 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты использования арт – терапии в коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с когнитивными нарушениями 1.1 Особенности развития когнитивных функций детей Ко времени обучения детей в школе анализаторы вполне сформировались, однако их развитие продолжается и в школьном возрасте. Следует отметить, что анализаторы развиваются неравномерно. В младшем школьном возрасте в несколько замедленном темпе увеличивается острота зрения. Вместе с тем у младших школьников быстро развивается способность к различению зрительных и слуховых раздражителей. В младшем школьном возрасте заметно совершенствуется и умение быстро перестраивать зрительный аппарат для рассматривания близких предметов (тетрадь, книга, раздаточный, наглядный материал) и более отдаленных предметов (классная доска, карта на стене, приборы на столе учителя). Дети приходят в школу со знанием основных цветов. За время пребывания в начальных классах они учатся не только различать оттенки цветовых тонов, но и называть их (например, светло-синий, темно-зеленый, бледно-розовый).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 55 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Психология, 91 страница
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 41 страница
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg