Актуальность темы исследования. Сфера маркетинга охватывает все стороны современной экономики всех стран независимо от уровня её развития, и при этом любой этап деятельности предприятия или бизнеса имеет прямую либо косвенную связь с маркетинговой деятельностью. На данном этапе развития общества, в России, маркетинговая и рекламная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений, которое проходит период бурного развития. В наше время относительно слабо представлены вопросы функционирования системы планирования и управления предприятием на основе маркетинга. Как правило, всё ограничивается описанием организационной структуры управления предприятием, изредка- функциональными обязанностями работников службы маркетинга и взаимосвязей маркетинга с другими службами предприятия [39].
Маркетинг как система состоит из совокупности следующих элементов: целей, принципов, функций, методов, внутренней и внешней среды, анализом рынка и конкурентов, медиа-планированием. Использование маркетинга как управляющей системы предполагает анализ возможностей постоянного уменьшения элементов неопределённости и риска в оценках, решениях и действиях. [25]
Цель маркетинга- повышение качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приводит к повышению уровня и качества жизни в стране.
Экономика вплотную подвела российские предприятия к осознанию проблемы необходимости практического применения маркетинговых принципов в своей повседневной деятельности. Однако, для этого нужны не только подготовленные специалисты, а определенные усилия по созданию управленческих структур, в задачу которых входит планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на предприятии. [14]
А также, существует множество проблем, связанных с недостаточной законодательной и информационной базой, неразвитыми коммуникациями, отсутствием опыта работы в этой сфере. [4]
Тема дипломной работы является актуальной в современных условиях, при несовершенстве многих составляющих рынка товаров, услуг и предложений населения, значение маркетинговых проектов, сценариев, разработок резко увеличивается. В настоящее время деятельность различных предприятий переструктурирована на маркетинг как концепцию рыночного управления. Данная концепция предназначена не только для создания служб маркетинга, но и для изменения всех принципов управления. Управление всей деятельностью организации на принципах маркетинга обозначает использование маркетинга как философии управления, когда все подразделения планируют и оценивают свою деятельность с позиций маркетинга.
Ситуация весны 2020 года, связанная с распространением вирусной инфекции COVID-19 ясно дала понять важность маркетинговых услуг и положительное их влияние на рынок и на сам бизнес, особенно через сеть интернет. Новые условия организации и ведения бизнеса требуют внедрения принципиально новых способов маркетинговой политики, изменения взглядов на сущность и роль маркетинговой деятельности для обеспечения эффективной деятельности предприятия в целом. Также на рынке множество конкурирующих фирм и одним из важнейших факторов влияющих на состояние дел предприятия оказывает внешняя и внутренняя среда организации. Большую роль в функционировании предприятия занимает отдел маркетинга, потому что именно он даёт информацию о потребителях, его вкусах и способствует максимизации процесса сбыта продукции.
В классическом понимании маркетинг определяется как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредствам их разработки, ценообразования, продвижения и реализации. [24]
Множество определений маркетинга как целенаправленной деятельности отражает трансформацию взаимоотношений и взаимодействия производства и рынка. В период свободной конкуренции эта связь была односторонней. Главная цель производства виделась в увеличении выпуска товаров. Коммерческий успех предприятия можно было определить только после поступления товаров на рынок. Понятно, что недостаточное знание состояния рынка часто приводило к плохим результатам. Особенно остро недостаток достоверной информации о состоянии рынка почувствовался во время экономического кризиса. [25]
Ускорение темпов научно-технического прогресса, автоматизация и комплексная механизация производства расширили производственные возможности массового выпуска новой продукции, позволили удовлетворять спрос на основные потребительские товары. Одновременно мало места заострения конкуренции, усложнение экономических условий хозяйствования, за счёт которых обычная схема производство- рынок уже не гарантировала финансовой стабильности. Стал необходим новый рыночный инструмент для эффективного преодоления несоответствия между увеличивающимися производственными и относительно ограниченными рыночными возможностями. На этой основе и начали осуществляться первые научные исследования рынка. Рыночная ориентация приобрела наибольшее расширение в отраслях, которые производили потребительские товары длительного использования. Потребности рынка стали выходить в основу управления предприятием, с другой стороны предприятие стало влиять на рынок и пытаться руководить им.
Продажа товара в маркетинге это не только акт реализации продукции, а и способ общения и изучения потребителей. Неудовлетворение потребителей содействует изменению всей политики фирмы, а не только процессу продажи товаров. Таким образом между сбытовой деятельностью и маркетингом имеет место связь части и целого. В современных условиях сбыт является лишь одной из многих функций предприятия, тогда как маркетинг является основой управления всей хозяйственной деятельностью и деловой активностью. С позиции маркетинга целостная система деловой активности фирмы должна быть ориентирована на рынок, то есть на изучение, анализ, удовлетворение потребностей потребителя. [29]
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать процесс маркетирования крупных проектов сетевого кластера.
Для достижения цели следует выделить следующие задачи:
- определить сущность и особенности маркетинга, в компании сделав анализ маркетинговой деятельности изучаемого предприятия;
- проанализировать его внешнюю и внутреннюю среду;
- Изучить деятельность маркетинга компании МБР;
Объектом исследования является коммерческая среда. Предметом исследования является маркетинг как инструмент её упорядочивания.
В работе использованы общетеоретические методы (анализ, сравнение) и прикладные методы (анкетирование).
Основными методологическими и теоретическими основами исследования послужили монографии, научные работы, учебники, учебные пособия по рекламе, связям с общественностью, экономическим дисциплинам, издания, посвящённые маркетингу и управлению маркетинговой деятельностью на предприятии.
В изучении и написании теоретической части нам помогли работы Филипа Котлера- американского экономиста и маркетолога. Профессора международного маркетинга Келлоггской школы менеджмента Северо-Западного университета. Основная заслуга Котлера в том, что он был первым, кто собрал в единую систему разрозненные знания о маркетинге из множества других наук (менеджмента, психологии и т.д.). Сегодня его по праву считают «отцом» маркетинга, человеком, выделившим маркетинг в отдельную самостоятельную науку. Ф. Котлер написал множество книг посвящённых менеджменту и маркетингу, а также более 100 научных статей для ведущих мировых журналов.
Его самый известный в России труд- книга «Основы маркетинга» выдержал около десятка переизданий и стал классикой маркетинга. [28]
Из других важных трудов профессора Котлера, которыми мы пользовались и которые стоит отметь учебник «Маркетинг- менеджмент»
В один ряд вместе с Филипом Котлером встает известный европейский маркетолог, профессор Ж.Ж. Ламбен, который предлагал полное и систематическое изложение фундаментальных принципов маркетинга в тесной взаимосвязи с общей стратегией развития фирмы. Особое внимание уделялось задаче эффективного сочетания стратегии и тактики маркетинга. [29]
Впервые на русском языке излагается научно обоснованный подход к изучению потребностей и поведенческой реакции покупателей товаров потребительского и промышленного спроса. В числе основных разделов, представляющих несомненный интерес для предпринимателей, руководителей верхнего и среднего звена, маркетологов и аналитиков, можно отметить: анализ привлекательности рынка и конкурентоспособности фирмы, развитие путём выпуска новых товаров, стратегические решения по каналам сбыта, ценообразованию и коммуникации, стратегический маркетинг торговых фирм и международный маркетинг.
Выделяя Российских деятелей, хочется отметить Голубкова Е.П., автора работы «Маркетинговые исследования: теория, методология и практика». В книге рассмотрены все важнейшие теоретико- методологические вопросы маркетинговых исследований, а также результаты их практической реализации. После ознакомления с основными понятиями маркетинга раскрываются содержание и направления маркетинговых исследований, описываются процесс и методы их проведения. Даётся характеристика экспертных методов, применяемых при проведении маркетинговых исследований. Большое место отводится анализу опыта проведения маркетинговых исследований в области товаров, цен, эффективности деятельности по продвижению товаров. [13]
Ещё одним деятелем России, которого называют русским Котлером, является Валерий Иванович Терещенко- доктор экономических наук, профессор, один из первых в СССР специалист по менеджменту, автор книг и статей по организации управления. Его работа: «Маркетинг: новые технологии в России» произвела фурор. Терещенко в книге привёл большое количество примеров из российской практики, учёл нашу специфику и наш менталитет, провел параллели с лучшими западными практиками. [42]
Из российских деятелей хочется упомянуть Алексея Ткачука- digital-блогер, сооснователь коммуникационного агентства «SETTERS», которое входит в топ самых лучших digital-агентств в России. Алексей не является автором печатных изданий, он автор блога, про digital и SMM сферы, в интернете, которые называется «Dnative», блог основывается именно на практических трудах Алексея и его команды, на постоянной основы в блоге появляются статьи, кейсы, уроки по определенным нишам бизнеса, которые можно применять на практике. [51]
Немаловажным источником для написания выпускной квалификационной работы стали труды учёных, докторов наук, заслуженных деятелей науки (Герчикова И.Н, [14;15] Акулич И.Л., [3;4] Герчиков И.З., [3] Градов А.П., [16] Диксон Питер Р., [22] Делл Д., Линда Т., [19] Амблер Т., [5] Батра Р., Майерс Д., [10] Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С., [44] Харрис Г., [] Харрис Г.Дж., [45] Дорошев В. И., [21] Ламбен Жан-Жак., [29] Гуреев С., [29] Ассэль Гэнри [8] и другие)
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений. В первой главе описывается тема интернет-рекламы как одного из наиболее важных инструментов интернет-маркетинга. Рассматриваются основные виды интернет- рекламы, даются определения терминов, проводятся сравнения.
Вторая глава раскрывает деятельность компании «МБР», повествует о её структуре, раскрывает возможности и перспективы развития компании на рынке товаров и услуг в данной нише. Приводит конкретные примеры работы над проектами.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы региональными компаниями при реализации проектов.