Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Эволюция государственно-правового механизма Пятой республики во Франции

cool_lady 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2021
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ Объём работы: 60 листов, _ использованных источников. ФРАНЦИЯ, КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ФРАНЦИИ, РЕСПУБЛИКА, РЕВОЛЮЦИЯ, ПРЕЗИДЕНТ, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Цель дипломной работы – изучение и анализ французской конституции 1958 г., а также ее сравнения с предыдущими конституциями Франции. Определение особенностей становления и развития Пятой республики во Франции, а также внутренней и внешней политики Франции в конце ХХ века. Анализ изменений государственно-правового механизма пятой республики в начале XXI века. Объектом исследования является государственно-правовой механизм Пятой республики во Франции В процессе написании работы были использованы как общенаучные, так и частные методы: анализ, обобщение, исторический, сравнительно – правовой, логико – юридический, группировка и др. Структура настоящей работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность темы работы, определяются цель и задачи исследования, приводятся основные исторические факты. В первой главе дипломной работы раскрывается история становления Пятой республики во Франции и принятие Конституции 1958 года, ее сравнение с предыдущими конституциями. Во второй главе рассматриваются особенности внутренней политики Франции в 1980 — 1990 годах ХХ века. В третьей главе проводится анализ внешней политики Франции в 1980 — 1990 годах ХХ века. В четвертой главе определены основные изменения государственно-правового механизма пятой республики в начале ХХI века. В заключении сформулированы основные выводы по дипломной работе.
Введение

Тема дипломной работы посвящена конституционному развитию Франции начиная с конца XVIII века и до начала XXI века. Основной акцент в данной работе делается на конституционное развитие Франции начиная с 1950-ых годов. Актуальность темы данной работы в том, что на примере эволюции государства, конституционализма, демократии, общественных отношений во Франции, строятся и развиваются современные государства и государственные институты. А конституция является «главным регулятором» наиболее значимых социально-общественных отношений и государственно-правового механизма. Один известный французский государствовед, профессор Марсел Прело утверждал: «Франция — это настоящая лаборатория по производству конституций, здесь их можно выбрать буквально на любой вкус». Поэтому вековой опыт Французской Республики особенно важен для развивающихся стран. Цель моей дипломной работы ¬— рассмотреть, изучить и понять социально-экономическое развитие страны и её общественно-политическую жизнь начиная с середины XX века и до настоящего времени, изучить особенности образования Пятой республики во Франции и особенности ее государственного устройства в этот период, проанализировать процесс разработки и принятия Конституции 1958 г., а также изменения в государственно-правовых механизмах Пятой республики, произошедших в начале ХХI века. Для достижения целей данной работы были выделены следующие задачи: ? изучить особенности образования Пятой республики во Франции; ? определить основные этапы социально-экономического развития Франции в период Пятой республики; ? выявить особенности государственно-правового механизма в период Пятой республики; ? обозначить проблемы, появившиеся во Франции после принятия новой конституции; ? определить основные направления внутренней и внешней политики Франции в 1980ых – 1990ых годах ХХ века; ? выделить основные изменения государственно-правового механизма пятой республики в начале ХХI века. С известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина берут свое начало конституционные основы Франции. История развития французского конституционализма очень долгая. В 1791 году Франция приняла писанную Конституцию, став третьей страной в мире и второй страной в Европе, утвердивших такой документ. Действующая Конституция Пятой республики стала образцом для некоторых стран с президентско - парламентской формой правления. Именно поэтому изучение конституционного развития Франции поможет лучше понять особенности организации публичной власти в республиканских государствах. Интересно, что во Франции нумерация республик связана с действующей конституцией. В 1709 - 1958 годах Франция приняла пять основных конституций. Отсюда и Пятая республика. Следует отметить, что история Франции всегда привлекала особый интерес у различных историков, исследователей, изучающих развитие государства и права, и даже у современного человека. И это справедливо! Политическая система Франции формировалась годами и даже столетиями. Францию считать можно «родиной республиканских идей». Что же дало толчок революционным процессам во всем мире? Без сомнений — Великая Французская Революция 1789 г.! В самой Франции были этапы республиканского, монархического и имперского правления в течение многих лет. Первая республика была основана в сентябре 1792 г. и просуществовала до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором, а Франция, соответственно, стала империей. Именно Конституция 1791 г. оказала огромное влияние и стала образцом для многих конституций. Несмотря на свой эфемерный характер, конституция 1791 г. все же сыграла свою роль. Она знаменует собой первый шаг к переходу от монархии к ограниченной монархии, а затем к республике. Вторая республика была создана в 1848 г., но длилась она всего 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда Франция вновь была провозглашена империей императором Наполеоном III. Следующая, Третья республика, продлилась гораздо дольше с 1871 г. по 1940 г. Форма образования французского государства, установленная Конституцией 1946 года, не была полностью реализована. Оказалось, что политическая система, основанная на классической парламентской системе, была неспособна быстро и активно реагировать на сложные социально-экономические проблемы. Из-за этого политическая система Четвертой республики постоянно меняется. На волне алжирского кризиса 1 июня 1958 г. Национальное собрание утвердило генерала де Голля главой правительства, и он получил чрезвычайные полномочия. Национальное собрание было распущено, а Четвертая республика перестала существовать. Свою дипломную работу я направила на рассмотрение Пятой республики во Франции, так как она развивается и на современном этапе. Пятая республика начинает свою историю с 1958 года. Она возникла в результате серьезного внутриполитического кризиса, который был вызван алжирской колониальной войной, которую в 1954 году развязала часть правящих кругов IV Республики. Республика, которая в настоящее время развивается во Франции, называется Пятой республикой. Конституция 1958 года действует в настоящее время во Франции. Она была утверждена народом на референдуме 28 сентября 1958 года и официально промульгирована 4 октября того же года. Конституция 1958 года, вступившая в силу более шестидесяти лет назад, является второй по продолжительности Конституцией после конституционных законов 1875 года, которые установили третью Республику, длившуюся в течении 65 лет. Политики того времени, часто отмечали: «Пятая конституция Франции была разработана молодыми членами Государственного Совета при министре юстиции Мишеле Дебре. Согласно этой Конституции, пост президента избирается прямым всеобщим голосованием, а также пост премьер-министра, который возглавляет правительство. Таким образом с конституцией 1958 года Франция перешла от парламентской системы, которая усиливает президентские полномочия, к «полупрезидентской» республике». В 1962 году был проведен референдум, на котором французские граждане одобрили предложение Шарля де Голля о прямых выборах президента страны. С тех пор подобные вопросы не выносятся на референдум. В 2000 году парламент принял конституционную поправку, которая сократила срок полномочий президента с семи до пяти лет. Фактически, в таком виде Конституция вступила в силу в 2002 году, когда Ширак был переизбран президентом. 21 июля 2008 года парламент Франции почти единогласно принял предложение президента Николя Саркози «о внесении изменений в основной закон». В частности, эти поправки предусматривали ограничение срока президентских полномочий (не более двух сроков подряд по пять лет). Изменения окончательно вступили в силу 1 октября 2008 года, за несколько дней до 50-летия принятия Пятой французской конституции. Современная Франция — смешанная республика, которой больше нет почти нигде в мире. Итогом принятия Конституции 1958 года стало то, что она установила новую государственную систему, которая оказалась наиболее стабильной в нынешних условиях. Необходимо выявить причины такой стабильности, понять факторы, способствующие развитию Франции как одного из ведущих стран мира! Несомненно, все эти условия являются примером успешного демократического развития для многих других стран. В данной дипломной работе были использованы учебники под редакцией Н. И. Ильинский, А.М. Родригеса и М.В. Пономарева, Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А., А.З. Манфред, а также Конституция Франции 1958 года и периодическая литература.
Содержание

РЕФЕРАТ 3 ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИЯ ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ 1958 ГОДА 10 1.1 Образование пятой республики. разработка и принятие конституция 1958 года 10 1.2 Государственный строй пятой республики 15 ГЛАВА 2 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В 1980 — 1990 ГОДАХ ХХ ВЕКА 23 ГЛАВА 3 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В 1980 — 1990 ГОДАХ ХХ ВЕКА 34 ГЛАВА 4 ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
Список литературы

Список использованных источников 1. Айвазова С.Г. Левый радикализм в идейно-политической жизни Франции. 1958-1981. М., 1986. 2. Акопян, В. З. История стран Западной Европы в 2 ч. Часть 2. Франция. Испания : учебник для академического бакалавриата / В. З. Акопян, В. В. Зюзин, Г. Ю. Лебедев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. 3. Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки. 1918-1945 гг. М., 1986. 4. Арзаканян М.Ц. Генерал де Голль на пути к власти. М., 2001. 5. Белоусова З.С. Франция и европейская безопасность. М., 1976. 6. Борисов Ю.В. СССР и Франция: 60 лет дипломатических отношений. М., 1989. 7. Бунин ИМ. Буржуазия в современном французском обществе, М., 1978. 8. Бунин ИМ. Социалисты и общественно-политическая борьба во Франции в 80-е годы. М., 1989. 9. Виноградов В.А. Экономические преобразования во Франции накануне XXI века. М., 1999. 10. Георгиев Э.Г. Африканская политика Франции. М., 1988. 11. Грибов В.М. Франция. Государство и политика. \\ История, №2, 2003г стр.81 12. Доморатская Э.И. Социальное законодательство Франции. М., 1975. 13. Егоров Ю.В. Франция в конце 80-х годов. Л., 1989. 14. Жискар д'Эстен В. Власть и жизнь. Кн. 1—2. М., 1990; 1993. 15. Зуева К.П. Совете ко-французские отношения и разрядка международной напряженности (1958-1986). М., 1987. 16. Зэлдин Т. Все о французах. М., 1989. 17. История государства и права зарубежных стран : учебник / А. В. Вениосов [и др.] ; под ред. А. В. Вениосова. – 2-е изд. – Минск : Тетра-Системс, 2012. – 544 с. 18. История государства и права зарубежных стран / Н. И. Ильинский. – Минск: Харвест, 2010 – 624 с. 19. История государства и права зарубежных стран, часть вторая / Под редакцией Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. – М., : Издательство МГУ, 1991. – 336 с. 20. История Франции/ Ред. А.З. Манфред. – М.: Наука,1973. – Т.З. – С. 599 21. Канинская Г.Н. Радикалы и радикализм в послевоенной Франции. М., 1999. 22. Колосков И.А. Внешняя политика Пятой республики. М., 1976. 23. Конституция Франции // Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М., 2002. С. 80. 24. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — / М.: Издательская группа ИНФРА - М — НОРМА, 2002. — С. 665. 25. Конституционное (государственное) право: справочник. М., 2002 26. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для юридич. вузов.Т.3: собенная часть. Страны Европы / Отв. ред. Страшун Б.А.-М.: БЕК, 2002. С. 392. 27. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общей редакцией М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма-Инфра-М., 2002 г. 28. Конституционное право: Учебное пособие в 2-х частях / Авт. и сост. Богданова Н.А. М., Юридический колледж МГУ, 2003. 29. Кравченко Е.А. Народный фронт во Франции. М., 1972. 30. Круглоголов М.А. Парламент Франции. М., 1988. 31. Круглоголов М.А. Президент Французской Республики. М., 1980. 32. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов/А. А Мишин. 16-е изд,, стар, — М.: Юстицинформ, 2010. — 560с. 33. Молчанова Н.Н. Генерал де Голль. М., 1972. С. 374. 34. М. Торез. Сын народа. М., 1960, стр. 258. 35. Новейшая история стран Европы и Америки: XX в./ Учебник для студентов вузов: В 3 частях // Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. Ч. 2. - М., 2004. 36. Обичкина Е.О. Франция в новом мировом порядке: внешняя политика конца 80-х — 90-х годов. М., 2000. 37. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. - М., 2000 г. 38. Сироткин В.Г. Франция в середине 70-х годов. М., 1976.' 39. Сироткин В.Г. История Франции: Пятая республика. М., 1989. 40. Славенов В.П. Внешняя политика Франции. 1974—1981. М., 1981. 41. Славенов В.П. Очерки внешней политики Франции (1981—1986). М., 1986. 42. Смирнов В.П. Франция в XX веке. М., 2001. 43. Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М., 2002 44. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М., 1995. 45. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристъ, 2002. 46. Шилов В.С. Внешняя политика и партии во Франции (1969-1981). М., 1994. 47. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., “Приор”, 2000. 48. P. Avril Le regime politique de 1a V Republique, p. 272-275. 49. M. Duverger. Constitutions et documents politiques. Paris, 1960, p. 163-164; J. Baguenard, J. Ch. Maout, R. Muzellec. Le President de 1a V Republique Paris. 1970, p. 41-58. 50. L’ Etablissement de la Cinqueme Republique. Le Referendum de septembre et les eleclions de novembre 1938. Paris, 1960, p. 134
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИЯ ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ 1958 ГОДА 1.1 Образование пятой республики. разработка и принятие конституция 1958 года Принятая 28 сентября 1958 г. почти 80% французов, Конституция Пятой Республики основала оригинальную и неоднозначную политическую систему. Главная его новизна заключается в принципиальном месте, отведенном Президенту Республики. А реформа 1962 года подтверждает «президентское» чтение режима. Страница в национальной истории Франции перевернулась. Что же явилось предпосылками для серьезных реформ в государственном управления, внутренней политики и социальной организации Франции? Можно с уверенностью сказать, что сформировались они во время четвертой Французской Республики. Отправной точкой создания Пятой республики был алжирский кризис, с которым Франция не могла справиться в течение четырех лет. Эта война наложила условия срочности и максимальной напряженности. 13 мая 1958 года верхушка французской армии, которая подавляла национальное восстание в Алжире, перестала повиноваться гражданским властям и, более того, стала открыто им диктовать свои условия (переворот 13 мая 1958 года). Все это привело к возникновению нового политического режима во Франции [19, с. 63]. Манфред А.З отмечал, что «отрезок времени с начала июня 1958 года по начало января 1959 года стал переломным во внутренней политике истории Франции после Второй мировой войны: за эти семь месяцев были установлены основные конституционные рамки нового режима, которая своим рождением обязана кризису, произошедшему в мае 1958 г». [20, с. 418]. Как уже отмечалось, в апреле-мае 1958 года Франция находилась на грани гражданской войны. «В связи с этим во дворце Бурбонов начались дебаты о предоставлении генералу Шарлю де Голлю специальных полномочий. Представитель Коммунистической партии Жан Дюкло осудил лицемерие буржуазии и реформаторов. Но, несмотря на это, большинство депутатов, ослепленные призраком гражданской войны и антикоммунизмом, решили сдаться. В последующие дни был принят представленный генералом Шарлем де Голлем законопроект «О внесении изменений в Конституцию Четвертой республики и новом порядке осуществления чрезвычайных полномочий правительства». На этом сессия парламента была закрыта [18, с.548]. Как писал Торез: «Четвертая республика умерла не из-за чрезмерной демократии, а из-за слабости, неадекватности, недостаточности и ухудшения демократии. Посредством самоотречения, дискредитации парламентского режима, предоставления специальных полномочий, конфискации левой прессы, антирабочих репрессий и подавления колониальных народов она подготовилась к собственной смерти» [34, с.258]. «1 июня 1958 года Национальное собрание путем голосования представителей всех политических партий, кроме коммунистов и отдельных социалистов, избрало Шарля де Голля главой правительства и наделило его особыми полномочиями по восстановлению общественного порядка. Период с июня 1958 года по начало января 1959 года стал поворотным моментом в политической истории Франции после Второй мировой войны: этот период был определен конституционными рамками нового режима, которые были обусловлены рождением майского кризиса» [35, с.324]. По поручению Шарля де Голля разработка новой конституции была поручена небольшой группе высокопоставленных чиновников (в основном, членам Государственного Совета, Высшего административного суда и консультативного органа правительства). «Рабочий комитет» во главе с министром юстиции М. Дебре состоит из 39 человек, 26 из которых избираются двухпалатными парламентскими комитетами, а 13 назначаются правительством [32, с. 35]. Конституция 1958 года основана на взглядах Шарля де Голля о национальной системе Франции: гипотезе о «могучей, сильной власти» во главе с «авторитетным арбитром». Которому народом были даны мандат и средства для защиты национальных интересов, что бы ни происходило», сохраняя при этом принципы «разделения властей», демократии, а также прав и свобод человека. Французское государство должно быть «силовой структурой, способной принимать серьезные решения и решительные меры, которые полностью выражают национальные интересы и служат только им» [25]. Шарль де Голль изложил хартию Шарля де Голля, касательно государственных институтов, в своем выступлении в Байе в 1946 году: «демократические принципы и опыт требуют, чтобы все ветви власти, включая исполнительную, законодательную и судебную ветви, были четко разделены и полностью сбалансированы, в то время как национальные арбитры, способные обеспечить непрерывность присутствия нескольких партий, должны преодолеть возможные политические несоответствия…». [33, с.375]. Примечательно, что, несмотря на призыв Шарля де Голля «обеспечить власть, авторитет и достоинство правительства», Четвертая республика является образцом «парламентского всемогущества», когда правительство полностью подчиняется парламенту. В результате Франция оказалась в постоянном «министерском кризисе», который не позволял стране решительно и последовательно проводить «деколонизацию» Французской империи и вынужденную модернизацию страны. Таким образом, как считал генерал, «несмотря на спасение Республики, она все еще нуждается в восстановлении» [3, С.349. 16 июля 1958 года правительство начало обсуждение первого варианта проекта на закрытых заседаниях и завершило обсуждение 29 июля. Следующей инстанцией, был так называемый «Конституционный консультативный совет», который работал с 29 июля по 14 августа под эгидой П. Рейно. 28 сентября 1958 года во Франции и ее заморских владениях состоялся конституционный референдум [18, п.549]. Создавая этот «чисто декоративный институт, правящие круги пытаются сохранить иллюзию парламентского и общественного контроля. Однако его состав заранее диктует победу правительства по всем наиболее важным вопросам2 [20, с. 419]. 80% электората проголосовало за конституцию. До предстоящего референдума единственной партией, которая решительно выступала против проекта Конституции, была коммунистическая партия. Кроме того, в рамках «Союза демократических сил» находилась лишь небольшая часть левых социалистов и радикалов (Д. Мейер, Ф. Миттеран, П. Мендес-Франс. и др.) которые были против новой конституции [20, с. 419]. Но самое главное, Франция хочет, чтобы Шарль де Голль вывел страну из алжирского кризиса. Они голосовали за личность Шарля де Голля, а не за какой-либо политический план [35, с.325]. Социолог Раймонд Арон писал: «Пятая республика родилась от добродушного лидера». Именно исходя из этого французские социологи определяют силу Шарля де Голля как «харизму», то есть она основана не на законах, процедурах, определенных программ или социальных процессах, а на инстинктивной вере в его особые качества [33, с. 374]. На референдуме 28 сентября 1958 года доля воздержавшихся была относительно небольшой. В столичном регионе из 26,6 миллиона зарегистрированных избирателей и 22,6 миллиона избирателей, которые приняли участие в голосовании, 17,7 миллиона человек ответили «да», а 4,6 миллиона человек ответили «нет». Поэтому проект Конституции был принят большинством в 79,25%, против 20,75% голосов. Основным фактором, определяющим этот исход, был «страх перед возможной гражданской войной, который сильно провоцировался правыми силами». По сведениям Французского института общественного мнения, «от 1/3 до половины избирателей, которые ответили «да», более или менее убеждены, что, если проект Конституции не удастся, Франция столкнется с кровавой гражданской войной» [50, с. 134]. Таким образом, можно предположить, что с 1 июля 1958 года Франция вступила в новый этап конституционного развития. Генерал Шарль де Голль был наделен особыми полномочиями и в декабре 1958 года стал президентом Пятой республики. Новая Конституция строго ограничивает права парламента и наделяет президента и премьер-министра широкими полномочиями. Учитывая, что новая Конституция «полностью соответствует критериям Шарля де Голля», ее авторы исходят из необходимости внесения изменений в основные принципы государственного устройства Третьей и Четвертой Республик [44]. В преамбуле Конституции провозглашается: «Французский народ торжественно провозгласил свою приверженность принципам прав человека и национального суверенитета, закрепленным в Декларации 1789 года и подтвержденным и дополненным преамбулой Конституции 1946 года» [24]. Во-первых, предлагается стабилизировать политическую систему и усилить политические маневры исполнительной власти через «больший баланс» различных ветвей, независимо от политических партий [12]. Система глав государств должна стать еще более эффективным средством укрепления государственной системы. Во-первых, президент не претендует на роль главы повседневного правительства и лидера парламентского большинства, поэтому он должен выразить высшую волю страны по самым важным вопросам. Президент не несет никакой политической ответственности ни в каком учреждении, и никто его не контролирует. Выполняя свои обязанности, он наделен привилегиями и особыми личными полномочиями [18, с. 550]. 1.2 Государственный строй пятой республики Проект Пятой Конституции Франции был вынесен на референдум 28 октября 1958 года и одобрен абсолютным большинством избирателей. Он разрабатывался в рамках правительства Шарля де Голля. Идея о верховенстве президентской власти яро отстаивал Шарль де Голль и она нашла отражение в Пятой Конституции. То есть президент становится центральным механизмом нового режима. Доктрина «жесткого голлизма» предполагает, что «в системе «разделения власти» первостепенная роль отдается не парламенту, как это было в предыдущей Конституции, а президенту [17, с. 508]. Президент, прежде всего власть, вместо того, чтобы навязывать себя в качестве ежедневного главы правительства и лидера парламентского большинства, он должен выразить высшую волю государства по приоритетным вопросам. Поэтому одной из самых важных задач этого органа является обеспечение стабильности исполнительной власти в неблагоприятных политических и экономических условиях» [4, с. 89]. Эти идеи четко отражены в тексте нового Основного закона. Об этом свидетельствует сама структура Конституции, которая базируется на «президентско-правительственной парламентской программе. Президент становится центральным звеном всей политической системы. Он был назначен «высшим арбитром» с целью обеспечения нормального функционирования государственных органов и преемственности государства (статья 5). Таким образом, президент не несет политической ответственности ни перед какими институтами (за исключением случаев государственной измены), и никем не контролируется». Выполняя свои обязанности, он наделен широкими постоянными привилегиями и полномочиями особого характера [19, с. 67]. Статья 5 Конституции 1958 года гласит, что «президент обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов. Он является главой государства и исполнительной власти [24]. Президент так же является председательствующим в Совете министров, назначает премьер-министра и формирует Совет министров по предложению премьер-министра». Одни полномочия осуществляет сам Президент, другие требуют контрассигнатуры. «Президент может распустить Национальное собрание; объявить о введении чрезвычайного положения; провести референдум по важным вопросам, представленных государством, в том числе законопроектам, минуя парламент. Все эти действия не требуют контрассигнатуры. Закон, принятый парламентом Франции, утверждается президентом в течение 15 дней. До истечения этого срока президент имеет право требовать от парламента нового обсуждения законопроекта, который не может быть отвергнуто» [17, с. 509]. Президент обладает значительными полномочиями в законодательной сфере: он мог потребовать от парламента «еще одного обсуждения закона или отдельных его положений; он имеет право оспаривать принятый парламентом законопроект и представлять его в Конституционный комитет (суд) для заключения о соответствии Конституции»; он имеет право обходить парламент для представления на референдум некоторых видов законопроектов; он имеет право публиковать в парламенте информацию, не подлежащую обсуждению (послания); он имеет право принимать правовые указы [19, с. 68]. Президент также имеет право распустить нижнюю палату парламента (статья 12), что не является особенностью для чисто президентских республик [24]. Президент — это представитель Франции в международных отношениях, он получает значительные привилегии в области внешней политики [7]. В отличие от конституций Третьей и Четвертой республик, Конституция 1958 года отказалась от политической практики, при которой ранее президент избирался парламентом, на совместном заседании двух палат [20, с. 420]. Теперь же его будет избирать избирательный блок. Но процент членов парламента в нем составляет небольшую часть [45]. Позже непрямые президентские выборы были заменены прямыми. С 1962 года президент избирается напрямую народом, а в 2000 году срок полномочий президента Франции сократился с семи до пяти лет [19, с. 68]. Значительно расширились полномочия главы государства. В дополнение к полномочиям упомянутым выше, согласно статье 16, президент имеет право принимать срочные меры по своему усмотрению, если «создание республики, независимость государства, территориальная целостность или выполнение международных обязательств находятся под серьезной или прямой угрозой, а также нарушается нормальное функционирование государственных органов, созданных в соответствии с Конституцией» [19, с. 70]. В этом случае глава государства может принять любые необходимые меры, «в зависимости от обстоятельств», после простых консультаций с премьер-министром, председателями палат и конституционным комитетом [49, с. 45]. Другими словами, согласно статье 19 президент осуществляет свои важнейшие полномочия: назначает правительство, распускает парламент, вводит исключительные полномочия, вносит законопроект на референдум, а некоторые другие полномочия осуществляются единолично, не требуя установления министерских отношений с премьер-министром и другими министрами. Однако премьер-министр несет политическую ответственность перед парламентом за остальные акты президента, так как они нуждаются в министерской скрепе [19, с. 70]. По Конституции «Премьер-министр — это второе лицо в государстве, и правительство во главе с премьер-министром подотчетно парламенту. В последнее время во Франции отмечается тенденция к дуализму исполнительной власти. Это значит, что перилд теории «жесткого голлизма» отходит, когда президент возглавляет иерархию государственных институтов в одиночку; теперь он разделяет исполнительную власть с премьер-министром» [17, с. 509]. В самой общей форме его полномочия фиксируются статьей 20 Конституции: «правительство должно определять и осуществлять «государственную политику», управлять администрацией и армией. Более подробно определены полномочия премьер-министра, который должен направлять деятельность правительства, отвечать за оборону страны, обеспечивать соблюдение законов, издавать постановления в соответствии с процедурами контролирующих органов и назначать на военные и гражданские должности» [19, с. 72]. Компетенция главы правительства достаточно широка. Но на самом деле премьер-министр — это лицо ответственное за осуществление воли президента Франции, по вопросам административного характера и способен донести до других политику президента в парламенте и, при необходимости, принимать ответственность за различные непопулярные мероприятия [48, с. 273]. Таким образом, согласно Конституции, «высшая исполнительная власть четко не распределяется между президентом и премьер-министром, но предполагает, что премьер-министр обладает определенной степенью автономии и отвечает за повседневное управление внутренней политикой. Конкретная форма взаимодействия президента и премьер-министра зависит от последовательности их действий при стратегическом превосходстве президента, и прежде всего от положения политических партий и политических сил» [19, с. 72]. Даже в буржуазных кругах одним из главных нововведений, вызвавших острые споры, был запрет на совместительство депутатских мандатов с постами членов правительства. Если депутат или сенатор хочет стать министром, он должен отказаться от мандата депутата, без восстановления этого права обратно, после того как он покинет правительство [20, с .421]. Конституция 1958 года поставила парламент на последнее место среди высших государственных органов. Он двухпалатный — Национальное собрание и Сената, которые почти равны, что, было отличием от Конституции 1946 года, а к тому же позволило сохранить систему внутреннего парламентского баланса. Национальное собрание избирается путем прямых выборов, 577 депутатов избираются сроком на пять лет. Сенат обязан обеспечить возможность для голосования для всех территориальных единиц республики и французов, которые проживают за пределами Франции. Сенат избирался косвенным голосованием и состоял из 305 депутатов, срок полномочий которых составляет девять лет и обновляется на треть каждые три года. Парламентские законопроекты «могут регулировать вопросы в строго определенном и относительно небольшом объеме (структура и принципы организации государственного аппарата, права и свободы, гражданство, налоговые, гражданские, уголовные, трудовые и другие основные взаимоотношения). Также по этим вопросам правительство может издавать постановления (указы), имеющие юридическую силу, при условии получения разрешения парламента» [30]. В Конституции четко прописана возможность предоставления парламентом таких полномочий, и последующая практика усиливает это положение. Все остальные вопросы решаются должным образом администрацией кабинета министров, а именно путем принятия постановления [19, с. 73]. Правительство также имеет важные полномочия контролировать законодательный процесс. Конституция 1958 года предусматривает ответственность правительства перед парламентом [18, с. 551]. Количество парламентских комитетов, которые в прошлом так или иначе влияли на работу министров, сократилось с нескольких десятков до, всего, шести. Если во время Четвертой республики какой-либо законопроект правительства был внесен в парламент в виде поправок, принятых соответствующими комитетами, то теперь правительство может просто отклонить эти поправки и придерживаться их изначального текста, именно полного текста, а не статьи [20, с. 421]. Процедура отказа парламента доверять правительству намного усложнилась. Правительство может быть свергнуто только абсолютным большинством депутатов Национального собрания (за кабмин проголосовали отсутствующие и воздержавшиеся члены). И если резолюция порицания не получила такого большинства, тогда ее создатели лишаются права вносить новые резолюции в ходе текущей сессии парламента [20, с. 421]. Таким образом, хотя конституционная система органов 1958 года имеет «атрибуты парламентской республики (ответственность правительства перед парламентом, печать министра за действия президента и т. д.)». Важнейшие полномочия по принятию решений и реализации государственной политики переданы президенту. «Конституция предусматривает широкие привилегии президента Франции, таких прав не было даже в президентской республике» [19, с.73]. Режим Пятой республики теоретически называют «гибридным «президентско-парламентским» или «косвенным» президентским режимом», но политическая деятельность 1960-х и 1970-х годов подтверждает и усиливает его «президентский» характер. На практике президент становится не только главой государства, но и главой правительства. В то же время он освобожден от любой конкуренции со стороны законодательного органа. Не случайно президентский режим 1960-х годов назывался «Республиканской монархией» [18, с. 551]. Не стоит забывать и о другой важной составляющей французского государственного устройства. Речь идет о судебной власти. Во время установления режима Пятой республики в 1958 году французское правительство осуществило ряд реформ судебной системы в соответствии с переходными положениями (Статья 91 Конституции), а также заложило основу современной французской судебной системы. Судебная система Франции сложная и многоступенчатая. Её можно разделить на три отрасли: общая судебная система, специализированная система и система административных судов [17, с. 509]. Общая судебная система Франции включает Верховный суд, апелляционный суд и суды, занимающиеся различными делами первой инстанции. Верховный суд (Кассационный суд) — это высшая инстанция. Он является одним из старейших государственных органов Франции. Верховный суд принимает и рассматривает жалобы на основании решений 27 апелляционных судов, которые фактически и юридически рассмотрели решения судов первой инстанции. Суды первой инстанции — гражданские и уголовные суды. Специальный трибунал во Франции — это коммерческий суд, члены которого избираются группой предпринимателей. Трудовые диспуты также рассматриваются специальной комиссией по разрешению конфликтов (Совет Прюдомов), которая является избирательным органом, состоящим из равных представителей рабочих и нанимателей. Административная юрисдикция Франции состоит из окружного административного суда (первая инстанция), административного апелляционного суда (вторая инстанция) и Государственного совета (кассационная инстанция). Эта ветвь судебной системы Франции состоит исключительно из должностных лиц непрофессиональных судей, которые разрешают споры по существу и оценивают правовую природу административных диспутов [17, с. 510]. В соответствии с Конституцией 1958 года судебная система была объявлена «хранителем личной свободы». Особое место в суде заняла Конституционная комиссия — это тоже конституционная новизна по сравнению с 1946 годом, которая сосредоточила в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов, хотя и не указывала на это прямо, но имела право толковать основной закон [19, с. 73]. Статус учреждения определяется конституцией (статьи 56-62) и указом от 7 ноября 1958 года. Субъект конституционного контроля во Франции иногда называют «третьей палатой парламента», так как его контроль в основном предварительный: он контролирует законопроекты, а не законы [17, с. 510]. Деятельность прокурора существует в судах разного уровня. Генеральный прокурор состоит при кассационном суде. Прокуроры отчитываются перед министром юстиции. Все они являются представителями государства в суде (поддерживает обвинение, защищает государственные интересы в гражданских делах). Таким образом в 1958 году была принята пятая Конституция французской республики, которая расширила права исполнительной власти. Генерал Шарль де Голль стал президентом. К 1960 году, и с крахом колониальной системы, большинство французских колоний в Африке получили независимость [22]. В 1961 году произошло вооруженное столкновение между Тунисом и Францией в связи с требованием Бургибы немедленно вывести французские войска с базы Бизерт. Так начались французско-тунисские переговоры о выводе войск Франции из Бизерты и эвакуации французских граждан. Французский флот в конечном итоге покинул базу 15 октября 1963 года. Алжир получил независимость в 1962 году, после жестокой войны. Про-французские алжирцы эмигрировали во Францию. Там они образовали мусульманское меньшинство, которое стало стремительно расти [38]. Массовые волнения и беспорядки среди молодежи и студентов (события 1968 года в мае во Франции), обострение экономических и социальных противоречий, а также полномасштабные забастовки привели к серьезному национальному кризису. Шарль де Голль был вынужден уйти в отставку (1969 год) [16, с. 68]. В 1969 году Жорж Помпиду (голлист) был избран вторым президентом Пятой республики. Он занимал пост премьер-министра в 1962 — 1968 году [31]. В 1974 году его заменил Валери Жискар д’Эстен [14]. ГЛАВА 2 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В 1980 — 1990 ГОДАХ ХХ ВЕКА 1979 года для Франции характеризовался кризисом производства, который продолжался вплоть до 1981 года. Нестабильность обострила накаленную внутриполитическую ситуацию в стране. Происходил рост забастовочных движений, активизировались экстремистские группировки. Особую «перчинку» социально-политическим противоречиям придавали приближающиеся выборы 1981 года [2, с. 154]. По истечении президентского срока Жискра д’Эстена в мае 1981 года, состоялись прямые президентские выборы. Во Франции выборы 1981 года совпали с масштабной реорганизацией идеологических взглядов и политических институтов всех ведущих западных стран. Экономический кризис привел к «неконсервативной революции» в людском сознании и изменению основных ориентиров политики государства. Основательная перестройка французской партийной системы во второй половине 1970-х годов привела к различным результатам [39]. Президентские и парламентские выборы 1981 года проходили с разобщенностью левых и правых политических сил страны. Все четыре основные политические партии Франции представили одного кандидата. Президент республики Валери Жискар д'Эстен был баллотирован о второй раз.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 76 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 43 страницы
1075 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 48 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg