1. Теоретические основы государственного кредита в системе глобализации финансовых рынков
1.1 Понятие и функции государственного кредита
С экономической точки зрения государственный кредит (ГК) - это финансовые отношения между государством, представляемым его правительством и его административными органами, и физическими и юридическими лицами в отношении предоставления кредита с использованием разных долговых инструментов. Основной чертой таковых взаимоотношений является то, что одним из участников считается государство, которое выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта.
Государственные займы считаются специфическим звеном в финансовой системе, которое отражает кредитные отношения, связанные с мобилизацией государственных средств, временно освобожденных от различных экономических субъектов для финансирования государственных затрат. [8, с. 134]
Государственные займы считаются частью государственных финансов, одной из форм, в которых государство мобилизует средства для выполнения своих задач.
Государственные займы являются уникальным финансовым отделом, объединяющим многие их области, аспекты и механизмы.
Во-первых, как независимое звено в государственной денежной системе, кредит связан с формированием и использованием центральных государственных фондов (муниципального бюджета и специальных фондов на всех уровнях). Тогда национальные финансовые интересы государства переплетаются с интересами частных компаний, банков и частных лиц, которые, например, вложили свои деньги в государственные облигации.
Во-вторых, государственные займы соединены с корпоративными финансами. Правительство заимствует средства у крупных российских и иностранных фирм, банков в виде наличных кредитов, а также продает свои долговые обязательства в виде ценных бумаг.
В-третьих, государственные займы связаны с международными финансами. Государство занимает деньги не только у частных инвесторов и других стран-кредиторов на международном уровне, но и у международных финансовых организаций.
В-четвертых, суверенный кредит или его итог - это независимый долг в форме суверенного долга, аппарат денежно-кредитной политики центрального банка. Приобретая и продавая государственный долг на вторичном рынке, монетарные власти увеличивают или уменьшают предложение денег в экономике, что влияет на уровень кредитных ресурсов банков.
В-пятых, операции с долговыми ценными бумагами государства составляют важный сегмент рынка ценных бумаг. На нем продаются и покупаются государственные облигации, казначейские векселя, ноты и остальные обязательства, представляющие собой высоколиквидные и низкодоходные бумаги. [8, с. 147]
Особенность государственного кредита как финансового отношения еще проявляется в том, что употребляются разные финансовые и кредитные долговые инструменты: кредиты наличными, кредиты на фондовом рынке, выдача государственных облигаций, эмиссии еврооблигаций. Несмотря на различия, его финансовое содержание одинаково: кредитная база, то есть денежный поток с точки зрения погашения, оплаты и срочности.
Государство мобилизует средства через государственные займы. В то же время двойная роль характерна для государственных займов. С одной стороны, основное внимание уделяется привлечению средств для покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государственный кредит - это взаимосвязь между вторичным распределением стоимости валового национального продукта и части национального богатства.
Когда правительство проводит внутренние кредитные операции, оно обычно считается заемщиком средств и населения, фирм и организаций, а еще кредиторов. В области международных финансовых отношений правительство выступает как заемщик, так и кредитор.
Различия между компанией-заемщиком и страной-заемщиком (между корпоративными и государственными заемщиками) показаны ниже.
Во-первых, кредиторы компании имеют возможность по-истинному оценить собственную грядущую платежеспособность и валютные потоки. Для страны это гораздо сложнее, потому что сложнее управлять следующими бюджетными затратами и сложнее выделить средства на погашение долга на несколько лет.
Во-вторых, фирма получает кредиты под определенные гарантии (недвижимость или другая недвижимость, ценные бумаги и т. д.), а страна получает гарантии под все государственные учреждения. Государственное казначейство гарантирует платежеспособность государства в рамках своих кредитных обязательств, активы которых полностью и безоговорочно обеспечивают государственный долг.
В-третьих, в отличие от частных заемщиков, страны (государственные заемщики) имеют ограниченные правовые способности, чтобы убедить судебные органы наложить санкции на неплательщиков.
В-четвертых, в случае банкротства банкротство считается более предпочтительным вариантом.
Государственные займы пребывают на пересечении двух форм валютных отношений: финансов и займов. Поэтому они характеризуются характеристиками обеих форм. Государственный кредит не является доходом государства, но имеет ту же цель, что и доход государства: финансировать его расходы. Кроме того, государственный заем базируется на принципах добровольности, платности (возмездности), определенных управляющих основ для государственных кредитных фондов, снабжения, погашения и срочности при сохранении главных черт кредита. Другими словами, государство берет кредит при условии, что полученные средства будут возвращены через определенный промежуток времени, и проценты будут выплачены.
Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. Когда предоставляется банковский кредит, конкретные ценные бумаги (запасы, незавершенное производство, ценные бумаги и т. д.) обычно служат в качестве обеспечения. При подаче заявки на государственные займы, кредит гарантируется через все ваши собственные продукты или территорию в конкретном регионе.
Государственный кредит исполняет три функции: налоговую, регулирующую и стимулирующую. Централизованные фонды государства формируются через фискальную функцию государственного займа. В качестве заемщика государство дает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
Фискальная функция выражается в наиболее равномерном распределении фискальной нагрузки с течением времени. Источником погашения задолженности считаются налоговые платежи грядущих поколений людей этой страны. Таким образом, налоговая функция муниципального займа позволяет, порой, переназначить налоговую нагрузку на население. [10, с. 357]
Государственные облигации также исполняют регулирующую функцию. Это связано с обращением денег, уровнем процентных ставок на рынках денег и денежных средств и воздействует на производство и занятость.
Государственные займы играют каталитическую роль. Ежели темпы экономического роста страны (то есть ВВП) превосходят процентные ставки по государственному долгу, дополнительные поступления из государственного бюджета распределяются на государственный заем. Другими словами, в условиях низких реальных процентных ставок и высоких темпов экономического роста государственный долг способствует созданию дополнительного дохода для домашних хозяйств и стимулирует более высокие темпы экономического роста. В противном случае государственный долг становится фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие страны.