1 Теоретические основы планирования финансовых результатов промышленного предприятия
1.1 Понятие планирования финансовых результатов промышленного предприятия
Планирование как общая функция управления и как часть системы эффективного управления деятельностью промышленного предприятия представляет собой процесс разработки планов и плановых нормативов, направленных на эффективное обеспечение предприятия необходимыми ресурсами и оптимизацию хозяйственных решений.
План как инструмент процесса прогнозирования и основа перспективной деятельности предприятия обеспечивает последовательность в работе всех подразделений и систем предприятия, взаимосвязь с рыночной инфраструктурой. [1]
Основными показателями планирования финансовых результатов являются прибыль и рентабельность.
Под прибылью понимается положительная разница между суммарными доходами и расходами на производство, потребление, хранение и сбыт товаров и услуг.
Рентабельность ? это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.
Рентабельность целостно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, а так же природных богатств. [1]
Используя концептуальный подход к исследованию экономической сущности планирования финансовых результатов, Л.И. Юзвович предлагает следующую трактовку данного понятия как «процесс планирования финансовых ресурсов и денежных средств предприятия целью обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости субъекта экономических отношений». [2]
Планирование финансовых результатов имеет свою цель и свои задачи. Целью планирования финансовых результатов является определение возможных объемов прибыли и её использование в плановый период.
Объектом планирования являются планируемые элементы валовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Планирование финансовых результатов на предприятии позволяет решать следующие задачи:
- наиболее полно отражать и наиболее эффективно обеспечивать осуществление всех форм финансовых отношений предприятия в процессе его предстоящего развития;
- координировать усилия всех служб и подразделений предприятия, направленные на обеспечение эффективного его развития и повышение его рыночной стоимости;
- трансформировать стратегические цели развития предприятия в систему конкретных плановых заданий, предусматриваемых к реализации в соответствующем плановом периоде;
- создавать необходимую нормативную базу внутреннего контроля всех основных аспектов финансовой деятельности предприятия;
- создавать необходимую информационную базу для всех субъектов финансовых отношений, обеспечивающих внешнее финансирование предприятия.
Значение планирования финансовых результатов для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:
- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых результатов;
- обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
- предоставляет возможности определения жизнеспособности предприятия в условиях конкуренции;
- служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.[3]
Принципы планирования финансовых результатов базируются на общих принципах теории планирования:
- принцип единства;
- принцип координации планов отдельных подразделений;
- принцип участия;
- принцип непрерывности;
- принцип гибкости;
- принцип точности. [4]
В развитие этих общих положений, М.В. Романовский предлагает следующие принципы непосредственно планирования финансовых результатов на предприятиях:
- принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») - заключается в том, что получение и использование прибыли должны происходить в установленные сроки;
- принцип платежеспособности - планирование финансовых результатов должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств;
- принцип рентабельности капиталовложений - для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (прибыль предприятия, финансовый лизинг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала, т.е. обеспечивается действие эффекта финансового рычага (левериджа);
- принцип сбалансированности рисков - особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли);
- принцип приспособления к потребностям рынка - для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов;
- принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать такие капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность. [5]
Обеспечение принципов планирования финансовых результатов, которые взаимосвязаны между собой, уже на стадии организации планирования предполагает приспособление планов финансовых результатов к конкретной экономической ситуации, исходя из действующих условий, и намечаемых в данный период задач, установленных приоритетов.
1.2 Методы планирования финансовых результатов промышленного предприятия
В таблице 1 представлена характеристика современных методов планирования финансовых результатов на предприятиях
Таблица 1 - Алгоритм современных методов планирования финансовых результатов на предприятиях [6]
Наименование Сущность и содержание метода Преимущества метода Недостатки метода
1 2 3 4
Метод прямого счета
Данный метод предполагает, что прибыль определяется как разница между планируемой выручкой и полной себестоимостью продукции в действительных ценах с основными отчислениями. Данная методика расчетов применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Метод является наиболее распространенным, и его используют при обосновании создания нового или расширения действующего производства. Трудоемкость, при наличии большой номенклатуры данный метод становится невозможным для применения.
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4
Расчётно-аналитический метод Основан на планировании финансовых результатов на основе анализа их достигнутой величины. Данный метод применяется, когда взаимосвязь между показателями устанавливается не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за
ряд периодов. Экспертные оценки. Данный метод планирования используется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь показателей может быть
установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей. Метод широко применяется при планировании суммы прибыли и др.
При наличии у предприятия недогруженных активов использование данного метода вызовет усиление степени недозагрузки, что
может привести к серьезным искажениям в конечных параметрах всего финансового плана
Метод экономико-математического моделирования Позволяет устано-вить количественно определенную взаи-мосвязь между планируемым
показателем и факторами, его определяющими. Экономико-матема-тическая модель может выражать функциональную зависимость финан-сового показателя от ряда влияющих на него факторов Широкое применение в планировании финансовых показа-телей, основанных на регрессионной связи.
Такие модели поз-воляют определить зависимость среднего значения финан-сового показателя (рассматриваемого как случайная величина) от одного или нескольких факторов Небольшой период исследования не позволяет выявить общие закономер-ности. Выбор слишком большого периода тоже чреват определенными не-точностями в прогнозировании. Наиболее опти-мальным на сегодняшний день считается период
в 1–2 года
Нормативный метод формирования прибыли
Метод предполагает формирование прибыли на основе системы разно-образных норма-тивов, таких как норма прибыли на собственный капи-тал, норма прибыли на активы предприя-тия, норма прибыли на единицу реализо-ванной продукции Точность расчетов, возможность планировать и прогнозировать.
Трудоемкость, не сможем оценить уровень цен (возможен только при стабильном производстве).
Кроме методов, представленных в таблице 1, для планирования финансовых результатов в условиях рынка, наиболее прогрессивным считается использование компаудинга, т.е. планирования с использованием дисконтирования и индексации показателей. Финансовые ресурсы обладают ценностью во времени. При прогнозах финансовых результатов от вложенного капитала учитывается фактор времени. Компаудинг - принцип перехода от сегодняшней стоимости капитала к его будущей стоимости.
Инвестор, сделав вложение капитала оценивает, какой доход он может получить в будущем и какую максимально возможную сумму капитала допустимо вложить в данное дело. [6]
Рассмотрим более подробно некоторые методы.
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
- прибыль от продажи продукции и товаров;
- прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
- прибыль от реализации основных средств;
- прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
- прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и так далее;
- прибыль (убыток) от внереализационных операций. [7]
Метод прямого счета. Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:
П = (О ? Ц) - (О ? С), (1)
где О - объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц - цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С - полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Птп = Цтп - Стп, (2)
где Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:
Прп = Врп - Срп, (3)
где Врп - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Срп - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:
Прп = Пон + Птп - Пок, (4)
где Пон - сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;
Птп - прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;
Пок - прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости. [7]
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
Расчётно -аналитический метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:
1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года, и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и так далее.
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.
После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.
При применении метода совмещённого расчёта применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности. [8]
Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
Прогноз рентабельности вложенного капитала основан на анализе соотношений следующих величин:
Оборотные средства + Капитальные вложения = вложенный капитал;
Коэффициент оборачиваемости капитала = Оборотные средства / Вложенный капитал
Коэффициент прибыли = Оборот капитала / Себестоимость
Коэффициент рентабельности капитала = Прибыль / Оборот капитала. [9]
В редакторе формул
Сформулируем основные требования к системе планирования финансовых результатов на предприятии.
Во-первых, планирование, его корректировка должно осуществляться по принципу «сверху вниз», то есть системно, тогда планы будут самодостаточными и комплексными. При этом «сверху» означает от учредителей, инвесторов, т.е. тех лиц, которым принадлежит данный бизнес.
Во-вторых, планирование финансовых результатов должно осуществляться с учетом влияния внешних и внутренних рисков.
В-третьих, нужно планировать действия, компенсирующие реальные угрозы конкурентов. Современная экономика – это масштабный механизм, элементами которого являются много субъектов, и они прямым или косвенным путем влияют на различные процессы, связанные с деятельностью данного предприятия.
В-четвертых, необходимо оптимизировать планы с учетом стратегических интересов собственников бизнеса, по экономическим и инвестиционным показателям.
В-пятых, система планирования финансовых результатов должна быть тесно связана с системой контроллинга, имеющейся на предприятии, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной.
В-шестых, в систему планирования должна входить система мотивации для главных руководителей и специалистов.
Реализация данных требований построения системы планирования финансовых результатов, позволит минимизировать вероятность потерь. [10]
Таким образом, без качественного планирования финансовых результатов не может быть достигнут тот уровень управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, который обеспечивает ему успех на рынке, постоянное совершенствование материальной базы, социальное развитие коллектива, рост эффективности деятельности.
1.3 Информационное обеспечение процесса планирования финансовых результатов промышленного предприятия
Значение планирования прибыли заключается в том, что оно дает возможность определить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции.
Система информационного обеспечения планирования финансовых результатов является составляющей информационной системы финансового менеджмента. В целом, же, информационная система (или система информационного обеспечения) планирования финансовых результатов представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
Содержание системы информационного обеспечения планирования финансовых результатов, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних (находящихся вне предприятия), так и внутренних источников информации.
Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения планирования, ориентированную как на принятие стратегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью. [11]
Внутренними источниками информации служат бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты организации, беседы с сотрудниками и руководителями, информационные системы в электронных офисах, вычислительных центрах.
Данные бухгалтерского учета и отчётности дают объективную количественную характеристику разнообразных хозяйственных операций, обобщенную характеристику всей совокупности средств производства по составу и размещению, по источникам образования и целевому назначению. Для этого используются методы сквозного и непрерывного наблюдения, суровое документирование, систематизация на счетах, группировка в балансе и других отчетных таблицах.
Внутренними ис¬точниками могут быть отчеты руководителей на заседаниях и со¬браниях коллегиальных органов управления, сообщения персона¬ла, обзоры жалоб, протоколы различных заседаний, деловая пере¬писка.
Вторичная информация из внешней среды обширна и, как пра¬вило, рассеяна во множестве источников, которые полностью невозможно перечислить.
Следует использовать следующие источники: статистические еже¬годники; данные переписи населения; каталоги, проспекты и го¬довые финансовые отчеты фирм; результаты конкурсов; информа¬ция отраслей, бирж, банков; таблицы курсов акций; судебные ре¬шения.
Вторичные данные можно получить из многочисленных изда¬ний экономического и специального характера, таких, как газеты, журналы, информационно-аналитические бюллетени. К источни¬кам внешней вторичной информации также относятся выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, базы и банки данных. [11]
Процесс планирования предусматривает применение различных видов информации.
По стадиям управления различают прогнозную, плановую, учетную, нормативную информацию, информацию для анализа хозяйственной деятельности и оперативного управления.
Прогнозная информация связана с функцией прогнозирования, плановая - с планированием (стратегическим, текущим); учетная - с управленческим, финансовым учетом; информация для анализа хозяйственной деятельности - с функцией экономического анализа; для оперативного управления и регуляции - с соответствующими функциями.
Нормативная информация возникает и используется на стадиях технической подготовки производства, а также в других случаях, например, для формирования цен, тарификации. Она содержит нормы и нормативы, цены, расценки, тарифы, а также некоторые другие данные, например, предварительно обусловленные табличные величины (ставки подоходного налога с граждан и тому подобное).
Нормативную информацию можно условно разделить на нормативно-правовую и нормативно-справочную.
К нормативно-правовой принадлежат распоряжения органов законодательной и исполнительной власти (законы, постановления, акты), которые регулируют экономическую деятельность предприятия.
Нормативно-справочная информация - это нормы и нормативы, которые определяются руководством предприятия (например, нормы расходов материалов). К справочной принадлежит информация, одинаковая для всех функциональных разновидностей: название предприятия, министерства, ведомства, штатное расписание, список поставщиков и покупателей и тому подобное.
Поскольку планирование является процессом переработки информации, то степень определенности и вероятности прогнозной информации, что переделывается, влияет на степень надежности планирования. То есть планирование проводится в условиях полной информации (определенности), неполной информации (неопределенность).
Независимо от сформированного состояния в практике планирования, новейшие теории принятия решений, а также теории планирования направлены на более широкий и детальный учет влияния неполной информации. [12]
Таким образом, информационная база для планирования финансовых результатов предприятия формируется за счет внешних и внутренних источников информации.
К внешним источникам информации можно отнести показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны, деятельность конкурентов, контрагентов и показатели, которые характеризуют конъюнктуру рынка.
В качестве внутренних источников информации выступают показатели финансового учета предприятия, показатели управленческого учета, а также нормативно-справочные показатели.
2 Система планирования финансовых результатов
ЗАО «Хлебопродукт -2»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО «Хлебопродукт-2»
ЗАО «Хлебопродукт-2» зарегистрировано по адресу: 460009 г. Оренбург, пер. Мельничный, д.1.
Основным видом деятельности компании является производство муки из зерновых культур.
Также ЗАО «Хлебопродукт-2» работает еще по 16 направлениям.
Дополнительные виды деятельности:
? добыча прочих полезных ископаемых, не включенных в другие группировки;
? производство крупы и гранул из зерновых культур;
? производство мучных смесей и приготовление мучных смесей или теста для хлеба, тортов, бисквитов и блинов;
? производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения;
? производство готовых кормов (смешанных и несмешанных), кроме муки и гранул из люцерны, для животных, содержащихся на фермах;
? строительство жилых и нежилых зданий;
? торговля оптовая кормами для сельскохозяйственных животных;
? торговля оптовая хлебобулочными изделиями;
? торговля оптовая мукой и макаронными изделиями;
? торговля оптовая крупами;
? торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах;
? перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами;
? перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами;
? хранение и складирование зерна;
? хранение и складирование прочих грузов;
? транспортная обработка прочих грузов.
ЗАО «Хлебопродукт-2» обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и указанием места нахождения, бланки установленного образца, товарный знак и знаки обслуживания.