1. Теоретические основы управления малым бизнесом
1.1 Понятие малого бизнеса и его характеристика
Малое предпринимательство рассматривается как деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, составляющие сущность данного понятия. Основным критерием, на основании которого предприятия различных организационно-правовых норм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на предприятии за отчетный период [5, c. 78].
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц или предприятиями, управляемыми одним собственником.
Наряду со среднесписочной численностью работников критериями отнесения к малому бизнесу являются объем оборота (прибыль, доход), размер активов, размер уставного капитала и др.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ субъектами малого предпринимательства признаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период превышает следующие предельные уровни:
? в промышленности, строительстве и транспорте-100 чел.;
? в сельском хозяйстве и науке и технике-60 чел.;
? в оптовой торговле-50 чел.;
? в розничной торговле и общественном обслуживании-30 чел.;
? в других отраслях промышленности и других видах деятельности-50 человек.
Ничто не сравнится с предпринимателем, мечтающим изменить мир и вложить немного стартовых денег в то, что может стать большим. Особенности малого бизнеса делают его незаменимым в качестве важного аспекта общества в Российской Федерации, создавая рабочие места и составляя более 99 процентов всех предприятий в этой стране.
По состоянию на 2018 год 58,9 миллиона человек заняты в малом бизнесе, что составляет 47,5 процента рабочей силы. Только в 2015 году малый бизнес создал 1,9 миллиона новых рабочих мест. Эти факты, а также вклад в международную торговлю делают владение малым бизнесом привлекательным для многих людей, которые надеются зарабатывать на жизнь, одновременно оказывая влияние [8, c. 32].
Средние годовые доходы и численность рабочей силы - не единственные характеристики, которые определяют малый бизнес, особенно в контексте сообщества. Хорошо уважаемый малый бизнес часто участвует в своих сообществах и известен тем, что предоставляет надежные услуги. Некоторые магазины снабжены искренними историями тяжелой работы и успеха, которые питают культуру окружающей.
Характерные черты крупномасштабных отраслей включают более высокую прибыль и более многочисленную рабочую силу. Для любой данной отрасли бизнес считается крупномасштабным, если он превышает определение малого бизнеса, определенное администрацией малого бизнеса.
Важность проблемы ускоренного развития малых предприятий (далее -Мп) во всех регионах России определяется в соответствующей федеральной стратегии на период до 2030 (стратегия развития, 2016).
Одной из целей стратегии является:
? увеличить долю работников на малых и средних предприятиях до 35% от общего числа занятых.
Учитывая вышеизложенное, изучение уровня развития малого бизнеса и, в частности, его нынешней структуры и численности работников представляется подходящим.
В последние годы опубликован ряд работ отечественных авторов, посвященных изучению структуры малого предпринимательства в отдельных регионах.
Наибольший интерес среди них это статьи Ситниковой Е. В., Олабиной В. В., Пидоймо Л. П. о Курской области (Ситникова и др., 2016), Абдуллина С. Н., Сафиуллина К. Г., Гатауллина Л. Р. о Республике Татарстан (Абдуллина и др., 2016), Дубынина А. В., Демьянов Д. Г. О Челябинской области (Дубынина и др., 2015), Махмудова М. М., Королев А. М. О Тюменской области (Махмудова и Королев, 2015), Рахманова М. С., Шнайдер В. В. о Приморском крае (Рахманова И Шнайдер, 2018).
Тенденции развития предприятий в России в последние годы в статье рассматривается контекст федеральных округов и крупных муниципальных образований. Зильберштейн О. Б., Шкляр Т. Л., Автономова С. А., Шилина М. Г. (Зильберштейн и др., 2018). В работах (Сорокина, 2016; Закирова, 2015) рассмотрены отраслевые особенности деятельности предприятия малого бизнеса. В то же время основные показатели деятельности малых предприятий ранее рассматривались (без регионального уточнения) в 2011-2013 гг. (Балынин, 2013), а затем малые и средние предприятия (Пинковецкая и Балынин, 2018).
Одним из важных показателей деловой активности является удельная численность работников в расчете на одного работника предприятия. Этот показатель имеет большое практическое значение, так как он необходим для решения широкого спектра задач развития малого бизнеса. Он используется при обосновании предполагаемой потребности для трудовых ресурсов, при планировании и прогнозировании развития предпринимательского сектора в регионы.
Интересы малого бизнеса могут различаться в зависимости от региона. Например, в Анапе наибольшую долю из всех видов деятельности занимают предприятия общественного питания (ОКВЭД 56.10), что логично для курортного туристического города с множеством кафе и ресторанов.
Например, строительный бизнес считается крупным бизнесом, когда его годовой доход превышает 36,5 миллиона долларов, а оптовый торговый бизнес считается крупным, когда численность рабочей силы превышает 100-250 человек. Многие крупные отрасли промышленности также имеют здоровое присутствие на фондовой бирже.
Один из способов стать высокорентабельным и вырасти из малого бизнеса в крупный - исследовать малые отрасли с низкими инвестициями. Можно ворваться в эти возможности малого бизнеса с очень небольшими финансовыми инвестициями или накладными расходами.
Проведем анализ количества субъектов малого и среднего бизнеса на территории РФ.
По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства получены диаграммы. На рисунках 1.1.1. и 1.1.2 приведено процентное соотношение субъектов среднего и малого бизнесов в зависимости от федеральных округов России.
Рис. 1.1.1 Процентное соотношение среднего предпринимательства на территории России по федеральным округам
Рис. 1.1.2. Процентное соотношение малого предпринимательства на территории России по федеральным округам
Как видно из обеих диаграмм лидирующими округами является Центральный и Приволжский, чему способствует экономическое развитие округов, численность населения и условия для роста бизнеса.
Далее рассмотрим показатели количества среднего и малого бизнесов по годам на территории РФ.
Рис. 1.1.3. Динамика роста числа средних предприятий за 2019-2020 года
Рис. 1.1.4. Динамика роста числа малых предприятий за 2019-2020 года
Как видно по графикам на рисунке 1.1.3 и 1.1.4 за 2019 год в обоих секторах отмечен спад количества предприятий к июлю месяцу, далее отмечен сильный спад количества в августе, после которого в обоих секторах идет плавное снижение количества предприятий до настоящего момента.
Данная тенденция обусловлена экономической ситуацией в стране, повышением налогов, а так же официальным введением самозанятых на рынок трудоустроенных граждан, благодаря которым зачастую выгоднее закрыть свое малое предприятия и перейти на расчет налогов как самозанятый.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.
Для юридических лиц - общая доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых инвестиционных фондов).), доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% (данное ограничение не распространяется на хозяйствующие субъекты, деятельность которых заключается в практическом применении (реализации) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологии интегральных микросхем, ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйствующих субъектов — бюджетным научным учреждениям или научным учреждениям или бюджетным образовательным учреждениям высшего образования или образовательным учреждениям высшего образования, созданным государственными академиями наук, созданными государственными академиями наук) [11, c. 54].
В топ-3 самых распространенных отраслей промышленности по всей России попали Оптовая торговля (22%), строительство (15%) и розничная торговля (11%). Доля компаний, оказывающих транспортные услуги, составила 10% от общего числа клиентов. Недвижимость замыкает пятерку самых популярных видов деятельности.
1.2 Методы и инструменты управления малым бизнесом
Открытие малого бизнеса - блестящее достижение, учитывая вихрь деталей, связанных с этим.
Помимо управления бизнесом, многие владельцы бизнеса должны следить за рабочими запасами, будь то в виде поставок или готовой розничной продукции.
Управление малым бизнесом - это немалый подвиг. Поскольку владельцы малого бизнеса часто занимаются маркетингом, продажами, бухгалтерией, обучением, обслуживанием клиентов, закупками и разработкой продуктов, всегда есть чем заняться, если не сказать больше.
Методы управления малым бизнесом можно разделить по стадиям зрелости предприятия следующим образом:
На стадии рождения главной целью фирмы является «выживание», руководство находится у одного лица, которое старается выйти на рынок благодаря новым инновациям, способам подхода к продажам, производствам, новым идеям.
На следующей стадии детство целью предприятия является получение прибыли, хотя бы кратковременной, которая будет говорить о рентабельности идеи, на которой основана деятельность фирмы. На данном этапе важными является анализ конкурентов и проявление конкурентоспособности предприятия. В управлении может быть уже группа лиц.
На стадии юность показателем является стабильный рост прибыли. Активный анализ рынка, конкурентов, выявление сильных сторон. Управление все еще происходит группой лиц.
Стадия ранней зрелости и промежуточной зрелости характеризуются систематическим и сбалансированным ростом прибыли. Происходит интеграция на рынок товаров и услуг. Структура организации принимает централизованный вид.
Стадия окончательной зрелости характеризуется формированием имиджа, стиля. Интересы фирмы, управления и потребителей достигают баланса. Управление имеет коллегиальный тип.
На стадии старения происходит спад прибыли, роста, требуется сохранить полученный имидж, отойти от сохранения традиций.
Последняя стадия это возрождение, на которой фирма обретает новую жизнь благодаря обновлению идей, принципов производства, оживляется рынок ее потребителей, метод руководства агрессивный, побуждающий к действию [15, c. 80].
По данным Национальной федерации независимого бизнеса (NFIB), владельцы малого бизнеса работают в среднем от 50 до 59 часов в неделю. Однако 38% владельцев согласились с тем, что плохое управление временем бросает вызов их производительности. Очевидно, что владельцам малого бизнеса не нужно работать больше часов, чтобы повысить свою производительность.
Люди - это основа любого бизнеса. А бизнес-любого размера - не может преуспеть без дальновидного руководства и великолепного повседневного менеджмента.
Великие менеджеры не рождаются, они делаются через обучение и работу. Независимо от того, есть ли у вас небольшой бизнес из двух или 200 человек, никогда не поздно (или слишком рано) начать работу и развить свои управленческие навыки.
Каковы главные советы по управлению малым бизнесом?
То, как вы управляете бизнесом и своими сотрудниками, может оказать значительное влияние на успех или неудачу вашего бизнеса. Короче говоря, ваши управленческие решения имеют значение. Если вы недовольны своей текущей системой управления, ознакомьтесь с приведенными ниже советами, прежде чем выбрать лучшие инструменты управления для вашего малого бизнеса.
Как только бизнес-система создана, ее легко обучать, тиражировать и корректировать по мере роста бизнеса. Системы дают бизнесу последовательную основу для работы. Повторение может создать эффективность, поскольку сотрудники используют один и тот же процесс от клиента к клиенту и от проекта к проекту. Кроме того, легче обучать новых сотрудников деталям работы, когда в бизнесе действуют согласованные системы.
Системы могут также транслироваться в различные области бизнеса, создавая сплоченность всей компании. Например, одна и та же система отчетности может использоваться для группы продаж, группы обслуживания клиентов и группы бухгалтерского учета. Таким образом, все отчеты находятся в одном месте и написаны с одинаковой структурой, что облегчает быстрый поиск важной информации. По мере роста или изменения бизнеса система может быть скорректирована в соответствии с новыми потребностями.
Некоторые владельцы малого бизнеса любят быть практическими во всех аспектах своего бизнеса. Несмотря на 50-59 - часовую рабочую неделю, 38% владельцев малого бизнеса признают, что плохое управление временем мешает их производительности. Делегирование полномочий может помочь решить некоторые из их проблем, но это может быть трудно для некоторых владельцев малого бизнеса, поскольку они привыкли все делать сами. Однако при наличии надежных систем владельцы малого бизнеса могут быть спокойны, зная, что критические задачи выполняются так же, как и они сами.
Высокая текучесть кадров может нанести ущерб малому бизнесу из-за времени и затрат, связанных с обучением новых работников. По данным Бюро трудовой статистики, средняя годовая текучесть кадров в стране составляет чуть более 42%. Некоторые отрасли промышленности имеют годовой оборот до 82%. Владельцы малого бизнеса могут помочь предотвратить высокую текучесть кадров, наняв правильных людей и хорошо обучив их.
Хотя обучение новому навыку требует времени, это гораздо проще, чем нанимать и обучать новых сотрудников. Сотрудники, которые лояльны к компании и готовы пройти лишнюю милю, могут оказаться бесценными в долгосрочной перспективе, выплачивая дивиденды на первоначальные расходы по найму и обучению.
Сегодняшние программные решения могут решить практически любой аспект малого бизнеса, с которым владельцы нуждаются в помощи. Независимо от того, идет ли речь о создании целостной системы процессов, открытии линий связи для большего числа делегированных полномочий или обучении новых сотрудников, владельцы малого бизнеса могут повысить эффективность и производительность с помощью современных технологий. Облачные технологии также позволяют развивать ваши системы вместе с вашим бизнесом [22, c. 146]. Таким образом, вам не придется изучать целую новую программную систему, когда ваш бизнес перерастет свою старую программную систему.
Программные средства малого бизнеса могут помочь владельцам малого бизнеса максимально повысить эффективность управления временем. Некоторые инструменты позволяют владельцам малого бизнеса оставаться организованными, в то время как другие обеспечивают более эффективные коммуникационные платформы. Независимо от того, какая область вашего бизнеса нуждается в поддержке или в каком стиле управления вы работаете, программное обеспечение для управления малым бизнесом может помочь.
Существует пять способов управления малым бизнесом:
1. Организационно-распорядительные обязательные инструкции, такие как: приказы, запреты; примирительный; предложения и рекомендации.
Организационно-административные методы отличаются от других дело в том, что они нацелены на выполнение законов, приказов, распоряжений сверху. Руководящие принципы, контроль за их выполнением, с целью совершенствования производственный процесс. Невыполнение приказов рассматривается, как нарушение трудовой дисциплины влечет за собой и штрафные санкции.
2. Экономический - планирование и прогнозирование результатов хозяйственной деятельности компании, сроки выполнения поставленных задач, определяется развитие компания в целом ставит перед собой конечные цели и задачи.
3. Социально-психологический.
Основная цель социально-психологического метода состоит в том, чтобы сформировать в трудовом коллективе сложился позитивный климат, в этом контексте будут решаться организационно-экономические задачи.
Социально-психологический климат проявляется в эмоциональном настрое сотрудники, их общее мнение и их результаты, которые включают в себя: моральное поощрение; социальное планирование; вера; предложение; личный пример-регулирование взаимоотношений в коллективе; поддержание психологического климата в коллективе.
4. Правовые методы управления.
Это предусмотрено законодателем. Они закреплены в уставе, указах, постановлениях, инструкции, правилах, приказах, официальных документах. Занимаясь вопросами управления, должны: использовать те формы, которые установлены законом.
5. Мотивация исполнителя.
Хорошая работа исполнительного персонала заключается в том, чтобы:
? расположение информации о целевых установках и событиях организации;
? цели и задачи должны быть достижимы для сотрудников, это важно, чтобы они тоже не нарушали правовых и этических норм;
? работники должны быть обеспечены денежными средствами для выполнения задач и заданий;
? сотрудники должны быть мотивированы.
Мотив понимается, как внутреннее желание действовать на основе личных интересов.
Менеджеры малого бизнеса используют маркетинговые программные решения. Занятые владельцы малого бизнеса могут использовать программные решения для ускорения самых медленных частей своих маркетинговых кампаний. Автоматизированные решения позволяют владельцам малого бизнеса работать в других областях бизнеса, в то время как их маркетинговые кампании проходят в фоновом режиме. Такие инструменты, как Marketing Cloud, могут помочь владельцам малого бизнеса интегрировать кампании, отправлять автоматические последующие электронные письма потенциальным клиентам и облегчать взаимодействие с клиентами на веб-сайте компании.
Интеграция и автоматизация могут дать владельцам малого бизнеса свободу работать над другими проектами вместо того, чтобы следить индивидуально за каждым потенциальным лидером. Инструменты маркетинга и управления путешествиями клиентов показывают владельцам бизнеса, как клиенты взаимодействуют с их веб-сайтом, и выделяют возможности для владельцев бизнеса создавать более эффективные точки взаимодействия на сайте.
Менеджеры малого бизнеса используют аналитические программные решения. Владельцы малого бизнеса могут использовать аналитическое программное обеспечение, такое как Einstein Analytics, чтобы помочь им принимать более эффективные решения, связанные с продажами, маркетингом, обслуживанием, финансами и т. д. Это программное обеспечение на базе искусственного интеллекта предоставляет прогнозы продаж отделам продаж, предлагает следующие шаги отделам обслуживания клиентов и отслеживает рентабельность инвестиций для отделов маркетинга. Программное обеспечение может помочь владельцам бизнеса принимать более эффективные бизнес -решения, а также может помочь сотрудникам принимать более эффективные операционные решения.
Менеджеры малого бизнеса используют совместные программные решения. Независимо от того, где вы находитесь в развитии своих собственных управленческих навыков, и независимо от того, какая область вашего малого бизнеса нуждается в улучшении, программное обеспечение для управления малым бизнесом может помочь. От экономящих время маркетинговых решений и аналитических инструментов, которые позволяют извлекать информацию из данных, до программного обеспечения для совместной работы, позволяющего членам команды работать и общаться друг с другом, инструменты малого бизнеса могут помочь вашему бизнесу работать лучше. В конце концов, программное обеспечение для управления малым бизнесом помогает малым предприятиям работать умнее, повышая эффективность управления временем.
Подводя итог можно сделать вывод о том, что основными инструментами управления малым бизнесом является:
? стратегия, она лежит в основе создания фирмы, на основе нее производятся те или иные действия по управлению фирмой. Она является фундаментом при определении целевого рынка и способов реализации товаров и услуг;
? квалифицированный персонал залог быстрого роста, и снижение рисков на любом предприятии;
? конкурентный анализ, как на стадии рождения, так и на любой другой он необходим. Благодаря нему можно выделить сильные и слабые стороны конкурентов, на основе которых будет создана маркетинговая и производственная схемы. Благодаря ему сокращаются расходы на неработающие методы рекламы и сбора аудитории;
? SWOT анализ, помогает более масштабно видеть рынок товара и услуг, положение фирмы на рынке;
? использование CRM и других систем для сбора информации о покупателях, конкурентах, заявках, спросе и т.д.
Так же отметим, что все вышеприведенные инструменты являются важными и для среднего и крупного бизнесов. Но в случае малого предприятия без применения данных инструментов выживание на рынке невозможно.
1.3 Современная тенденция развития малого бизнеса в РФ
Альфа-Банк предоставил исследование «Пульс малого бизнеса» в декабре 2019 года [4], отражающее настроения предпринимателей в первом полугодии 2019 года. У малого бизнеса усилился пессимизм в отношении как текущей ситуации в экономике (индекс минус 73), так и по ситуации в домашней компании (минус 17). Более негативно малый бизнес был настроен только в кризисном 2015 году.
Рост НДС и замедление темпов роста российской экономики (0,7% в годовом выражении в январе-июне 2019 года) усилили пессимизм предпринимателей. Экономическая ситуация в целом свидетельствует о низком уровне совокупного спроса в экономике. Малый бизнес продолжает работать в неблагоприятных условиях внешней среды, а внутренние резервы роста практически исчерпаны.
Основные «долгожители» в малом и среднем бизнесе, способные работать более 3 лет, упоминаются в обеих столицах, а также на Камчатке и Чукотке. При этом ожидаемые сроки жизни предприятий МСБ максимальны на Дальнем Востоке (около 37 месяцев по отбору в 40 месяцев). Аналитики предполагают, что на этом рубеже европейская часть отстает, так как многие будут перерегистрировать предприятия, чтобы избежать плановых проверок. Благодаря специфике законодательства новые компании сталкиваются с ними реже.
Наиболее стабильными оказались компании, осуществляющие деятельность в области здравоохранения (94 из 100 компаний продолжают работать на рынке более трех лет). В верхних строчках рейтинга - те направления, где требуются значительные капитальные вложения: металлургия, горнодобывающая промышленность, энергетика.
Однако после закрытия юридического лица россияне чаще всего продолжают заниматься бизнесом. Почти 20% наших сограждан, когда-либо открывавших собственное дело, зарегистрировали более одного юридического лица. 16% активных предпринимателей - акционеры более чем одного предприятия, 1% имеют на пять предприятий больше. По подсчетам Сберданного, участие одного человека в 167 юридических лицах стало сразу рекордным, все они работают и сегодня.
Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%. Соответствующие данные на сайте впервые были опубликованы Росстатом[1]. Это оценка за 2017 год, итоги 2018 года еще не подведены[2].
Доля малого и среднего бизнеса рассчитывается как отношение общего объема валовой добавленной стоимости, создаваемой средними и малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в базисных ценах всех хозяйствующих субъектов, следует из методики, утвержденной Росстатом в конце декабря 2018 года. В денежном выражении это более 20 трлн руб. на 2017 год.
Росстат впервые опубликовал данные о вкладе малого и среднего бизнеса в ВВП. Ранее Росстат и Минэкономразвития провели анализ доли МСБ в валовой добавленной стоимости, однако не опубликовали его результатов, говорилось в отчете Счетной палаты.