ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Содержание физического развития в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования [Федеральный закон 2012, 273-ФЗ, «Об образовании»].
Содержание общеобразовательной Программы должно охватывать:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой. [23, 34]:
В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.
Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровье сберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.
Реализация процесса интеграции, на наш взгляд, невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому во всех дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие виды планирования воспитательно - образовательного процесса, которые помогли бы решить задачи интеграции образовательных областей. Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса должны взаимодействовать друг с другом[24, 47].
В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.
В практику работы детских садов, на наш взгляд, должна внедряться проектная деятельность по здоровью и физическому здоровью детей, а также рассматриваться вопросы по организации свободной двигательной деятельности детей во время прогулки [25, 28].
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой, а двигательно-игровая деятельность - это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, на наш взгляд, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.
Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье» будут объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
1.2 Пути повышения интереса детей 4 – 7 лет к занятиям физическими упражнениями
В период обучения в школе у детей наблюдается снижение их двигательной активности. Наблюдения показали, что двигательная активность снижается из-за недостатка свободного времени, и что более существенно, у школьников происходит перестройка в телосложении, которая не только затрудняет выполнение, но и вносит элемент стеснения при их выполнении [7, 8, 20, 21].
В современных условиях воспитание интереса к занятиям физической культурой является одним из важнейших вопросов учебно-воспитательной работы с детьми в ДОУ. Процесс взросления детей сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию стимулов физического совершенствования [5, 43, 44].
В мотивационной структуре физического воспитания детей проявляются следующие базовые потребности:
1. Потребность в физическом самосовершенствовании (физическом аспекте здоровья);
2. Потребность в психическом благополучии, сопереживании положительных эмоций в ходе двигательного взаимодействия;
3. Потребность в самоутверждении (утвердиться в том, что здоровее многих).
Проблема воспитания интереса детей, их отношение к физической культуре остается актуальной и требует своего решения, ибо многочисленные исследования показывают, что дети 4 – 7 лет утрачивают его, что крайне отрицательно сказывается на здоровье, дальнейшей трудовой и семейной жизни.
Так отмечается, что двигательная активность на занятиях физической культурой больше всего снижается у девочек, у них же в большей мере снижается и удовлетворенность занятиями физической культурой. Двигательная активность определяется не только психолого-педагогическими факторами, например, увеличением пассивной массы тела в половом созревании, развитием внутреннего торможения, уменьшающего двигательную активность девочек [7, 13, 14, 20].
Интерес школьников к физической культуре будет сохраняться, если у них есть цель, которую они должны достигнуть. Поддержание интереса и целеустремленности у детей во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворенность этими занятиями. При формировании мотивов в регулярной физической активности большое значение имеет постановка интересных целей, задач, которые побуждали бы с усердием выполнять даже неинтересную работу.
Главной причиной падения интереса и удовлетворенности уроками физической культуры детей называют отсутствие эмоционального фактора на уроке, плохую организацию урока.
Ю. А. Каджаспиров (1994) в своей работе указывает, что массовое неумение вызывать и целенаправленно поддерживать положительные эмоции в процессе проведения физкультурных и спортивных занятий становится подлинным бичом нашего времени, отшибающим у подрастающего поколения естественный интерес к занятиям физической культурой и спортом.
На необходимость оптимизации условий проведения занятий физической культурой, создания и поддержания положительных эмоций указывают многие авторы. Они предлагают для усиления эмоциональной стороны занятий физической культурой использовать функциональную музыку, что будет способствовать увеличению работоспособности на уроке, снятию монотонности, а целом сделает урок более интересным [9, 10].
Считается, что правильное построение и проведение занятий, высокая моторная плотность занятий активизирует детей, повышает их интерес. Основной причиной повышения интереса к отдельным видам физических упражнений является тяга детей к удовлетворению своих эстетических потребностей.
Научно-методические исследования последнего времени направлены на поиск оптимального сочетания базового и вариативного компонентов в программе физического воспитания детей, которое должно учитывать интересы детей к занятиям оптимальными видами физических упражнений
[ 17, 18].
М. В. Антропова, Т. В. Бородкина (1995) отмечают, что необходимы новые более современные пути повышения интереса детей к физической культуре. Для повышения эффективности занятий по физической культуре они предлагают использовать игровой метод и соревновательный метод, музыку во всех частях урока, самостоятельные занятия по интересам, инструктивно-методическую направленность при обязательном условии – достаточно высокой моторной плотности их и широком подборе учебного материала.
В рамках валеологических концепций образования, встает задача формирования у занимающихся потребности здоровья, научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
Проблема формирования навыка ведения здорового образа жизни имеет огромное значение, поскольку выступает необходимым условие организации продуктивного, творческого труда, способствует самосовершенствованию детского организма.
В структуре модели здорового образа жизни детей входят такие составляющие как:
- использование элементов здорового образа жизни (занятия различными видами и формами физической культуры, выполнение гигиенических мероприятий, рациональная организация режима работы и отдыха);
- индивидуальные психолого-физиологические показатели (функциональный уровень сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной системы, сила нервной системы) [13, 14, 20, 35].
Большая свобода в выборе вариантов программы по физическому воспитанию на современном этапе позволяет учителям учитывать интересы детей, изменение моды на те или иные виды упражнений, системы физического воспитании, программы здоровья.
Спортивные соревнования и праздники пользуются большой популярностью у детей. Благодаря уникальным возможностям избирательного воздействия физических упражнений на моторику и соматику человека и разностороннее влияние на формирование личности эти формы имеют особое значение для детей, поскольку предопределяют возможности достижения ими специфически важных личных целей: иметь красивую фигуру, осанку, красиво двигаться, уметь поддерживать хорошую физическую форму и эстетические кондиции [9, 10, 11].
1.3 Содержание мероприятий по развитию физических качеств на занятиях ДОУ
Процесс физического воспитания хорошо реализуется в ДОУ, где есть инструктор физической культуры. Он разрабатывает программу и комплекс общеразвивающих упражнений для каждой возрастной группы. Каждые две недели программа обновляется (дополняется). Воспитатели, получая эту программу, изучают её и два раза в неделю проводят занятия.
С целью формирования интереса у детей в детских садах проводятся спортивные праздники (веселые старты, эстафеты, турниры по подвижным играм между детскими садиками.)
Привлекаются родители для участия в спортивных праздниках и семейных эстафетах «Папа мама Я - спортивная семья» Многие родители сами когда-то занимались спортом и физкультурой, и с радостью соглашаются принимать участие в этих мероприятиях просвещенных. Они поддерживают идею с домашним заданием для совместного занятия с детьми. Ниже предложены средства физического воспитания для составления комплексов совместных занятий с родителями в качестве домашних заданий.
1.3.1 Использование средств физической культуры в семейных группах
На занятиях семейных групп необходимо широко использовать оздоровительные средства основной и вспомогательной гимнастики:
1. Движения рук вниз, вправо, влево и вверх; сгибания и разгибания в локтевых суставах; сгибание, разгибание и вращение кистей, круговые движения; поднимание рук за голову, к плечам и груди; наклоны головы вперед, вправо и влево в различном темпе; повороты головы направо и налево, круговые движения.
2.Сгибание, разгибание и вращение ступней, ходьба на внешней и
внутренней сторонах ступней, поднимание на носках, перекаты с пятки на носок; полу-выпады и выпады; полуприседания и приседания на обеих ногах с опорой и без опоры, с различными положениями и движениями руками; простые и пружинистые наклоны вперед и в стороны; повороты и круговые движения туловища, повороты стоя нагнувшись; поочередное поднимание согнутых и прямых ног в положении стоя и сидя; поочередное и одновременное поднимание ног лежа на спине.
3.Поочередное сгибание и разгибание рук в парах, стоя на расстоянии одного шага и опираясь ладонями; приседания, стоя спиной друг к Другу, соединив руки в локтевых суставах и опираясь спинами; из того же положения, взявшись вверху руками,— выпады вперед; из исходных положений (и. п.) лежа на спине или на груди — сгибание и разгибание, поднимание и опускание ног, передача мяча из рук к ступням и обратно, перекат в сторону из положения лежа на груди и обратно.
4. Из положения лежа на спине или груди — поднимание мяча вперед и возвращение в и. п.; поднимание мяча на грудь, на голову, за голову, вперед и вверх, возвращение в и. п.; прыжки с набивными мячами; бросание, толкание и ловля мяча обеими и одной рукой на месте и в движении, снизу вверх, из-за головы, через голову, сбоку, от груди, от плеча, между ногами, с поворотом туловища; поднимание и опускание гимнастической палки прямыми руками; сгибание и разгибание рук с палкой; маховые движения ногой вперед, назад и в стороны, опираясь палкой о пол; из и. п. сидя, палка в руках хватом за концы — поднимание палки вперед, вверх и па лопатки, попеременное поднимание, сгибание и разгибание ног, наклоны туловища вперед и назад, повороты вправо и влево.
5. Сгибание и выпрямление рук в висах, стоя лицом или спиной к гимнастической стенке; то же, переступая по рейкам; приседания на обеих ногах, держась руками за рейку на высоте пояса, стоя лицом, боком или спиной к стенке; разгибание и сгибание ног из положения в висе, стоя спиной к стенке; наклоны и повороты туловища, стоя около стенки; наклоны туловища с различными положениями рук, стоя одной ногой на рейке, другой — на полу; напряженное пригибание туловища назад, стоя спиной к стенке, хват за рейку на высоте головы, плеч; поднимание выпрямленных ног до положения «угол» из виса спиной к стенке; лазанье по гимнастической стенке; прыжки, держась за рейку.
В программу занятий семейных физкультурно-оздоровительных групп необходимо включать основные элементы спортивных игр — передачи, броски, приемы, ведения и подачи. Выполняются и передачи мяча в парах — от груди, из-за головы, от плеча одной рукой, стоя спиной друг к другу, снизу.
После однотипных групп нагрузочных упражнений применяются дыхательные.
При составлений комплексов упражнений использовать предлагаемые ниже элементы гимнастики. В начале занятий необходимо напомнить взрослым о правилах страховки детей при выполнении заданий. Индивидуальные упражнения первым выполняет ребенок, после него — родители.
Ходьба, бег:
Ежедневное упражнение ребенка в ходьбе рано формирует прочный навык в этом движении. Ходьба — составная часть каждого занятия по физической культуре. Главное требование к обучению правильной ходьбы детей этой возрастной группы — научить выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног.
Любая двигательная деятельность при перемещении в пространстве способствует развитию равновесия. Ходьба по прямой, остановка, смена направления (особенно в первом полугодии второго года жизни) требуют затраты усилия для сохранения равновесия.
Детям рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления, с переступанием через предметы, которые стоят на полу.
Дошкольникам всех возрастных групп рекомендуется ходьба с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью, с мешочком на голове, а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, в стороны, за головой). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике. Детям также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа, ходьба на носках и пятках, внутренней и внешней сторонах стоп, с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, как косолапый мишка, лошадка, цапля, лисичка и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия [7, 11].
Ходьба (вперед и назад) на носках с различным положением рук, на пятках, на внешней и внутренней стороне ступни, с перекатом с пятки на носок; ходьба скрестным шагом.
Бег
Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Работа рук при беге несколько отличается, чем при ходьбе: они согнуты в локтях и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на мышечный аппарат и особенно на дыхательную и сердечнососудистую системы значительно больше.
Начиная с пяти лет, основная цель в обучении бегу состоит в том, чтобы приучить детей ставить ногу с носка. При этом ребенок должен держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносить вперед — вверх, руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно.
Овладеть навыком бега помогают разнообразные подготовительные упражнения: бег в различных направлениях с высоким подниманием бедра, как лошадка, бег с переступанием через предметы (кубики, мячи, шишки и т. д.), бег по «кочкам» (кружки, нарисованные на земле на расстоянии 70—80 см друг от друга), бег с захлестыванием голени назад, бег с небольшим ускорением, бег приставными шагами правым или левым боком вперед, бег в сочетании с различными прыжками.
В старшем дошкольном возрасте рекомендуется практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега следят, чтобы ребенок бежал в прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил на землю ногу с носка.
Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с ловлей и убеганием, бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности [12, 39, 42].
Упражнения с мячом:
1. Броски вверх, в стену с поворотом на 360°; передачи в парах —
из-за головы, от груди с отскоком или без отскока от пола, одной рукой от
плеча; стоя спиной друг к другу — пригибание и бросок мяча над
головой или между ногами; сидя лицом друг к другу — поднимание мяча,
зажатого между стопами; сидя и упираясь стопами — подъем и передача
мяча партнеру (ребенок — взрослому), ведение мяча по дистанции.
2. Передача мяча на расстояние 3—4 м. Один из партнеров выполняет упражнение стоя, другой — лежа на животе. Вариант: оба передают мяч, лежа на животе.
3. Передача мяча с поворотом туловища направо и налево, стоя спиной друг к другу на расстоянии полушага. То же, но в положении сидя.
4.Игровые действия защитника и нападающего. Дети и родители
поочередно меняются ролями. Нападающие с ведением мяча одной рукой
пытаются переместиться на противоположную сторону площадки,
защитники мешают продвижению.
Упражнения с гимнастическими скакалками:
1. Прыжки на одной, обеих ногах. 2. Прыжки в парах, стоя лицом друг к другу. Проводится в форме соревнования.
3. И.п.—дети держат сложенную вдвое скакалку хватом за концы, а родители, стоя за ними, — посередине. Оттягивая скакалку на себя, дети прогибаются и отводят руки назад.
4. Занимающиеся располагаются по кругу, сидя лицом к центру и приняв упор сзади. Ноги прямые. Водящий, стоя в центре круга, вращает скакалку. Игроки, поднимая ноги в «угол», стараются не задеть скакалку. Совершивший ошибку выбывает из игры.
5. Занимающиеся лежат по кругу на полу лицом к центру. Водящий, стоя в центре, вращает скакалку по полу, а игроки, прогибаясь (отрывая руки и плечи от пола), стараются не задеть её,
6. Прыжки с продвижением вперед,
Подвижные игры:
Игра «Рыбаки и рыбки». Занимающиеся располагаются по кругу
через одного (взрослый — ребенок). Водящий, стоя в центре, вращает
скакалку. Игроки подпрыгивают. Задевший скакалку выбывает из игры.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания
детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному,
нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения
и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно
влияют на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем
организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью
подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Во время игр у дошкольников формируются интерес к занятиям физкультурой и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Воспитателям важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий детей и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.
В прохладную погоду целесообразно проводить игры средней и большой подвижности, так как движения ребенка ограничены из-за теплой одежды. В осенне-зимний период наиболее доступны для младших дошкольников игры, во время которых они бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи («Лошадки», «Прокати мяч» и др.).
Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать. Например, приключения во время «путешествия» по реке. Эти условия побуждают детей находить новые для них характеристики движений. Любую игру нужно проводить живо и интересно. Только тогда она будет эффективным средством физического воспитания.
Дети пяти лет проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения в лазаний, равновесии и т. д.). Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через «ручеек». Однако не рекомендуют проводить игры со сложными видами движений (прыжки, лазание) до тех пор, пока дошкольники не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8—10 минут.
Более высокая двигательная подготовленность детей шести лет дает возможность шире использовать в играх разнообразные движения (броски и ловлю мяча в игре «Подбрось и поймай», метание колец в игре «Серсо», прыжки в игре «Поймай мотылька» и т. д.). Для детей этого возраста большое значение имеют игры с мячом, скакалкой, обручем, флажками.
В системе физического воспитания детей семи лет подвижным играм отводится значительное место. Характерной особенностью поведения детей данного возраста в игре является большая их самостоятельность. Они сами определяют элементарные правила, по своему желанию могут их изменять. Содержание игр часто бывает связано с использованием разнообразного инвентаря, что побуждает детей к определенным действиям: скакалка — к прыжкам, мяч — к метанию в цель, подбрасыванию или прокатыванию. Общая продолжительность игры составляет 12—15 минут [32].
Физическую нагрузку регулируют размерами дистанции, которую пробегают дети, уменьшением или увеличением количества преодолеваемых препятствий, усложнением правил, введением кратковременных пауз для отдыха или анализа ошибок.
Учитывая то, что зимой движения ребенка ограничены, нагрузку уменьшают или увеличивают перерывы между повторениями игры. То же самое делают летом при высокой температуре воздуха.
Игра — исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности, что положительно влияет на формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом [40, 23, 26].
Упражнения спортивного характера
Большой интерес у детей дошкольного возраста вызывают упражнения спортивного характера: катание на санках, коньках, велосипеде, ходьба на лыжах, бадминтон, плавание и др. Они разнообразят деятельность детей во время прогулок, обогащают их двигательный опыт, способствуют повышению уровня физической подготовки. Дошкольники довольно быстро овладевают основами техники данных движений.