Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

mari_ziteva 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.03.2021
Итак, как мы разобрали, что социализация – это двусторонний процесс, который включает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей, а также она предусматривает процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности и активного включения в социальную среду.
Введение

Актуальность исследования. Как, в прошлом, так и в настоящем времени, очень актуальной является проблема успешной социализации личности в постоянно меняющемся социокультурном пространстве. Решение проблем социализации является крайне важной необходимостью. С самого детства до самой старости индивид вступает в связь с окружающим его миром и становится частью социальной структуры. На каждом этапе есть определенные проблемы и ситуации, с которыми должен справиться человек, если на определенном этапе, эти проблемы не решаются, то это тормозит процесс социализации и развитие индивида, или делает его неполноценным. Проблема социализации состоит в том, что индивид должен усвоить определенные социальные нормы и ценности, и параллельно противостоять обществу или определенным общественным структурам, чтобы удовлетворить свои потребности в социализации. Одновременно индивид приобретает идентичность с обществом и его нормами, а с другой стороны, обосабливается в нём. При полном принятии всех ролевых ожиданий общества и неспособность к противостоянию, превращает человека в конформиста, но и непринятие всех социальных требований из какого-либо принципа, превращает его в диссидента. И в обоих случаях индивид может стать «жертвой» социализации. Проблема состоит в том, что постоянно меняются жизненные обстоятельства и множество факторов, влияющих на процесс социализации, такие как: экономика, политика, экология, развивающаяся промышленность и т.д. Все это может вызвать ухудшение, как физического, так и психического состояние человека, что может помешать его самореализации в обществе. Именно работоспособность, здоровая психика и ее гибкость, позволяют быть адекватным ко всем требованиям и нормам, предъявляемым обществом и бесполезно адаптироваться в нем. В настоящем времени всё чаще процесс социализации затрудняется агрессией между подростками, личностной беспомощностью, частым проявлением девиантного поведения, переживание одиночества и рост числа суицидов и суицидальных лиц, склонных к суициду. Всему вышеперечисленному способствуют высокие требования к интеллектуальным и адаптивным способностям индивида, а также к институтам, участвующим в социализации личности. Неэффективными процессами социализации являются институт семьи и система образования. «Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, с другой — расширять охват его со всех точек зрения» - сказал известный ученый XX столетия Владимир Иванович Вернандский [18 с.16]. Такие общественные механизмы, как экономические отношения, демократичность политической системы и наличие хорошо действующих институтов, которые способствуют реальному исполнению прав и свобод человека и гражданина, имеют большое значение для успешной социализации личности. Этот процесс длится всю нашу жизнь, исполняя различные социальный роли, индивид получает различные установки, позиции, ориентации, в собственном видении общественных отношений. В это время и происходит развитие и становление человека-личностью, который субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму, происходит двухсторонний процесс. “Юнг, например, определяет личность как идеальное состояние интеграции, к которому склонен индивид. Личность – не то, что у человека есть, а, скорее, проектируемый результат его развития.” [20]. Как писал советский психолог, философ и педагог Александр Николаевич Леонтьев: «Личностью не рождаются, личностью становятся». Мир, который нас окружает, меняется каждую секунду, требуя соответствующих изменений и от нас. Человек не может пройти социализацию в детстве и окончательно сформировать свою личность, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это постоянный, непрерывный процесс приспособления, улучшения и реконструкции себя не только как биологического существа, но и как личности. Именно поэтому, тема социализации как социального механизма становления и развития личности будет актуальна до тех пор, пока существует человеческий род. Степень научной разработанности: Проблема социализации как социального механизма становления и развития личности привлекала множество исследователей: экономистов, социологов, философов, психологов и многих других, что и объясняет многообразие подходов к изучению данной проблемы и составление теорий. Степень разработанности социологов: Теории социализации строились на различных подходах к рассмотрению роли объективного и субъективного факторов, к трактовке индивидуального или общественного как первичной реальности. Огромное влияние на развитие социологических теорий социализации оказала концепция К. Маркса о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, согласно которой формирующая человека социальная среда одновременно выступает и условием, и результатом его деятельности. Разработанная на основе объективистского подхода теория социализации Э. Дюркгейма строится на положении о двойственной природе человека. Биологическая природа человека (способности, биологические функции, импульсы, страсти) находятся в противоречии с его социальной природой, создаваемой путем воспитания (нормы, ценности, идеалы) [5]. Развернутая социологическая теория социализации представлена в работах Т. Парсонса. Согласно Парсонсу, социализация является первым средством поддержания социального равновесия. Второе средство — социальный контроль как способ поддержания порядка среди людей [21]. Придерживались субъективно-объективного подхода Ч. Кули и Дж. Герберт Мид, считавшие, что индивид постоянно учувствует в процессе социализации и не просто привыкает к обществу, но и влияет на свой жизненный путь и себя самого [5,11,12,16]. Степень разработанности социальными психологами: Психоаналитическую концепцию показал в своих работах З. Фрейд, заключавшееся в единстве трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх Я». Фрейд разработал концепцию «защитных механизмов», призванных обеспечить целостность и стабильность личности в процессе социализации [27,28]. Эта проблема была одной из самых актуальных для этико-субъективной школы (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев). В отечественной науке были выдвинуты плодотворные идеи и положения, относящиеся к процессу социализации (концепция общественного воспитания К. Д. Ушинского, идея М. М. Бахтина о диалоге как форме сосуществования личности, концепция Л. С. Выготского о соотношении индивидуального и общественного в индивиде, идеи советских психологов о возможности коррекции отклоняющегося развития детей, теория детского коллектива А. С. Макаренко и др.). Значительный вклад в разработку концептуальных подходов к исследованию социализации вносят Г. М. Андреева, И. С. Кон и другие российские специалисты в области социальной психологии [1,6,9]. Анализ степени разработанности проблемы социализации показывает, что эта проблема находится в гуще проблем и противоречий современной науки, которая характеризуется полипарадигмальностью, когда сосуществуют и взаимодействуют концепции, отстаивающие приоритет объективности или субъективности, социальных структур или индивидов. Объект исследования: социализация, как социальный механизм становления и развития личности. Предмет исследования: особенности социализации, как механизма становления и развития личности. Цель исследования: структурированный анализ особенностей социализации, как механизма становления и развития личности. Задачи: - рассмотреть понятия, этапы и виды социализации; - рассмотреть механизмы социализации личности; - проанализировать социологические теории социализации; - проанализировать теории социализации в социальной психологии. Методы и методология: для достижения поставленной цели и решения задач в работе, были использованы такие методы как сравнительный, сопоставительный, типологический анализ научной литературы, относящейся к нескольким областям научного знания, содержащих тему исследования, синтез и обобщение. Теоретико-методологическую основу работы составили фундаментальные труды зарубежных и отечественных ученных в области социологии и социальной психологи, а также современных исследователей, в которых раскрываются основные подходы к изучению проблемы социализации личности. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два раздела, заключения и списка использованных источников.
Содержание

Введение 3 1. Социализация как объект изучения в социологии социальной психологии 8 1.1 Понятие, этапы и виды социализации 8 1.2 Механизмы социализации личности 11 2. Теории социализации личности 19 2.1 Социологические теории социализации 20 2.2 Теории социализации в социальной психологии 24 Заключение 32 Список использованных источников 36
Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Социально-психологические проблемы исследования личности [Текст] / Г.М. Андреева – Москва : Наука, 1994. – 229 с. 2. Андреева, Т. В. Семейная психология: учебное пособие [Текст] / Т. В. Андреева ? Санкт-Петербург : Речь, 2004. ? 244 с. 3. Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс – Москва : Российское издательство научной литературы, 2005. – 632 с. – ISBN 5-354-01093-4. 4. Горелов, А.А. Основы социологии и политологии : учебное пособие [Электронный ресурс] / А.А. Горелов. – 4-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2018. – 417 с. – ISBN 978-5-89349-529-4. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461008 (Дата обращения: 26.06.2020) 5. Дюркгейм, Э.Д. Социология образования : монография [Электронный ресурс] / Э.Д. Дюркгейм. – Москва : Директ-Медиа, 2007. – 115 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=26510 (Дата обращения: 26.06.2020). – ISBN 978-5-94865-944-2. 6. Жеманов, Я. Н. Модальность социализации / Я. Н. Жеманов // Дисскусия. ? 2012. ? № 2. ? URL : https://cyberleninka.ru/article/n/modalnost-sotsializatsii (дата обращения: 15.04.2020) 7. Ковалева, А.И. Социализация [Электронный ресурс] / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya (Дата обращения: 20.06.2020) 8. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. – Москва : Наука , 1988. – 270 с. 9. Кон, И.С. Социология личности [Текст]/ И.С. Кон. – Москва : издательство политической литературы, 1967. – 384 с. 10. Кули, Ч. Социальная самость [Текст] / Ч. Кули // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. Москва : издательство московского университета, 1994. – С. 316–329. 11. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст] / Ч.Х Кули. Москва : Идея пресс: Дом интеллект, 2000. – С. 113-123. 12. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст] / Ч.Х. Кули ; пер. с англ. ; под ред. А.Б. Толстова. – Москва : Идея-Пресс, Дом интеллектуал. кн., 2000. – 320 с. 13. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Критика политической экономии. Том 2 [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Москва : Государственное издательство политической литературы, 1955. – С. 37–38. – 668 с. 14. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Критика политической экономии. Том 42 [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Москва : Государственное издательство политической литературы, 1974. – С. 265. 15. Мид, Дж. Г. Избранное [Текст] / Дж. Мид. – Москва : Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2009. – 290 с. – ISBN 978-5-248-00476-8. 16. Мид, Дж. Интернализованные другие и самость [Текст] / Дж. Мид // Социологические исследования. – 2010. – №6. – С. 23-26. 17. Московского психолого-социального института, 2011. ? 736 c. 18. Мудрик, А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / А.В. Мудрик. ? 3-е изд., испр. и доп. ? Москва : 19. Мудрик, А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов [Текст] / А.В. Мудрик. ? Москва : издательство московского психолого-социального института, 2011. ? 736 c. – ISBN 978-5-9770-0511-1. 20. Олпорт, Г. Становление личности: избр. Тр [Текст]. / Г. Олпорт. – Москва : Смысл, 2002. – 461 с. 21. Парсонс , Т.О. социальных системах [Текст] / Т.О. Парсонс. Москва : Академический проект, 2002. – 832 с. – ISBN 5-8291-0242-0. 22. Радина, Н. К. Психологические аспекты социализации личности: к вопросу о моделях классификации видов социализации [Электронный ресурс] / Н. К. Радина // Психологическая наука и образование. ? 2005. ? № 1. С. 45-50. ? URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2005/n1/Radina.shtml (дата обращения: 16.04.2020). 23. Рыбцова, Л. Л. Э. Дюркгейм о взаимосвязи педагогики и социологии [Текст] / Л. Л. Рыбцова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2011. – № 4 (95). – С. 60-67. 24. Смелзер, Н. Социология [Текст] / Н. Смелзер. – Москва : Феникс, 1994. – 688 с. – ISBN 5-7113-0106-3. 25. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология : учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / А. Л. Свенцицкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 408 с. — ISBN 978-5-9916-3211-9. — URL: https://urait.ru/bcode/425870 (Дата обращения: 20.06.2020). 26. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П.А. Сорокин ; пер. с англ. ; под ред. А. Ю. Согомонов. – Москва : Политиздат, 1992. – 543 с. – ISBN 5-250-01297-3. 27. Фрейд, З. «Я» и «Оно» [Текст] / З. Фрейд. – Москва : Эксмо-Пресс, 2017. – 160 с. – ISBN: 978-5-699-96353-9. 28. Фрейд, З. Психика: структура и функционирование [Текст] / З. Фрейд. – Москва : психологические технологии, 2007. – 230 с. – ISBN 978-5-8291-0866-3. 29. Штомпка, П. Социология [Текст] / П. Штопмка ; пер. с польск. С.М. Червонной. – Москва : Логос, 2005. – 664 с. – ISBN 5-98704-024-8 30. Щеглов, И. А. Социализация: агенты, институты, факторы [Электронный ресурс] / И. А. Щеглов // Общество: социология, психология, педагогика. ? 2016. ? № 4. ? URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-age. (Дата обращения: 14.04.2020). 31. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – Москва : Прогресс, 1996. – 86 с. – ISBN: 5-01-004479-х. 32. Mead, G. Mind, self and society / G. Mead. – Chicago, 1934. – P. 140-141, 187-192.
Отрывок из работы

1. Социализация как объект изучения в социологии социальной психологии 1.1 Понятие, этапы и виды социализации «Несмотря на то, что понятие «социализация» очень распространено, между различными исследователями социологических и психологических наук до сих пор нет единого мнения о том, что такое социализация.» [8, с.133]. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.» [1, с.193]. «Социальные процессы, посредством которых индивид в детском возрасте знакомится с социальными нормам и ценностям, способствуют развитию и формированию их личности. Эти процессы крайне значительны для индивида в детстве, но они длятся на протяжении всей его жизни. Ни одно биосоциальное существо не может существовать без воздействия на него других таких же существ, и это влияет на поступки индивида на всех стадиях его жизненного цикла.» [3].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 33 страницы
299 руб.
Курсовая работа, Социология, 23 страницы
290 руб.
Курсовая работа, Социология, 24 страницы
288 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg