Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛИНГВИСТИКИ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

mari_ziteva 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.03.2021
Данная выпускная квалификационная работа посвящена описанию актуальных проблем онтолингвистики и ее практической значимости в педагогическом процессе. В первой главе нами ?охарактерезованно содержание онтолингвистики как науки.
Введение

Изучению лингвистических аспектов детской речи посвещана весьма обширная специальная литература на материале различных языков и типов дискурса [см.: Гвоздев, 1961, 1990, 2005; Чуковский, 1955, 2012; Брунер, 1977; Кубрякова, 1987, 1992, 2004; Цейтлин, 1997, 2000, 2001, 2007, 2008, 2009, 2016; Горелов, 2001 и др.]. Изучением детской речи занимались выдающиеся философы, физиологи, педагоги, психологи, лингвисты. Первые целенаправленные описания детской речи осуществлялись в форме дневниковых записей в середине XIXв. В первой половине XX в. в отечественной науки получает развитие психологическое направление изучения детской речи, вслед за психолингвистических и собственно лингвистических методик, в которых предлагалось рассматривать детскую речь как деятельность, отличающуюся использованием специфических средств коммуникации. С.Н. Цейтлин показала сменяющие друг друга со второй половины XIX в. периоды дневниковых записей, позволивших не только накопить необходимый для детской психолингвистики материал, но и разработать передовые для своего времени методики обследования [см.: Цейтлин, 2000, с. 240]. Во второй половине XX в. на смену дневникам пришли докумен-тальные записи фрагментов речи ребенка, фиксируемых с заранее назна-ченными интервалами. Западные специалисты в области детской речи сделали огромный рывок в технике сбора материала, в разработке экспериментов и в решении проблем, связанных с автоматическим анализом полученного материала. На современном этапе исследователи рассматривают онтолингви-стику как самостоятельную научную дисциплину, имеющую не только собственный предмет исследования (речевую деятельность ребенка), но и собственные методы, отчасти заимствованные из арсенала психолингви-стики, отчасти разработанные самостоятельно применительно к особенностям речи детей. Разнообразие школ и лингвистических концепций, фундаментально разработанный понятийный аппарат, сильная экспериментальная база – всё это позволяет педагогу, психологу, логопеду, воспитателю включиться в изучение речи ребёнка. Детская речь представляет собой ранний этап онтогенеза речи чело-века, ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Она имеет ряд языковых характеристик, которые обусловлены возрастными свойствами мышления детей: образование нерегулярных грамматических форм по регулярным моделям; своеобразный синтаксис; высокуюстепень эмоциональности речи, выраженную частотным использованием междометий, звукоподражаний и иррациональных звукосимволических единиц; окказиональное словопроизводство; диффузность употребления лексем. значимым фактором экспрессивности детского общения являются невербальные средства – интонация, мимика, жесты. Исследователи выделяют ряд факторов, которые оказывают серьез-ное влияние на речевое развитие ребенка. По мнению исследователей, су-ществует две основные категории факторов, влияющих на этот процесс: биологические факторы и социальные факторы, между которыми суще-ствует тесная связь. Важнейшую роль в накоплении компонентов языковой способности играет окружающая среда, в которой растет и развивается ребенок. В то же время речевые особенности становятся наиболее яркой составляющей портретной характеристики языковой личности. Объект исследования выпускной квалификационной работы – онтолингвистика как раздел современной лингвистики. Предмет исследования – актуальные проблемы онтолингвистики. Цель работы – рассмотреть онтолингвистику как науку и ее практи-ческую значимость в педагогическом процессе. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие зада-чи: ? охарактеризовать содержание онтолингвистики как науки; ? рассмотреть этапы становления онтолингвистики; ? проанализировать основные подходы к изучению детской речи; ? проанализировать содержание научных работ, исследующих раз-личные аспекты детской речи, и словари детских новообразований; ? охарактеризовать факторы, влияющие на речевое развитие ребенка; ? рассмотреть метаязыковую деятельность ребенка раннего и до-школьного возраста; ? рассмотреть виды инноваций в детской речи. Актуальность исследования определяется необходимостью изуче-ния закономерностей процесса освоения ребенком родного языка и их учета в научной и педагогической деятельности. Теоретической базой исследования являются работы А.Н. Гвоздева [1961, 1990, 2005], К.И. Чуковского [1955, 2012], С.Н. Цейтлин [1997, 2000, 2001, 2007, 2008, 2009, 2016], Г.Р. Добровой [2011, 2019], М.Б. Елисеевой [2016, 2017], Т.А. Гридиной [2001, 2013], Т.В. Поповой [2005] и других исследователей. Практическая значимость работы заключается в том, что пред-ставленный в ней материал может быть использован в практике препода-вания русского языка, культуры речи, стилистики в школе и вузе, а также в профессиональной деятельности работников дошкольных образовательных организаций. В работе используются следующие методы исследования: описа-тельный метод, сопоставительный метод, метод анализа и синтеза теоре-тического материала. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание

Введение………………………………………………………………….......... 3 Глава 1 Актуальные проблемы онтолингвистики................................................... 6 1.1 Онтолингвистика как наука......................................................................... 6 1.2 Этапы становления онтолингвистики как науки....................................... 11 1.3 Современные подходы к изучению детской речи………………………. 20 Вывод по главе…………………………………………………………............ 23 Глава 2 Практическая значимость онтолингвистики в педагогическом процессе.............................................................................................................. 27 2.1 Факторы, влияющие на речевое развитие ребенка................................... 27 2.2 Метаязыковая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста................................................................................................................ 31 2.3 Виды инноваций в детской речи................................................................. 36 Вывод по главе…………………………………………………………............ 38 Заключение…………………………………………………………………… 40 Список литературы…………………………………………………….......... 44
Список литературы

1. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / О.А. Бизикова. ? Нижневар-товск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. ? 235 с. 2. Бородицкий, В.А. Очерки по языкознанию и русскому языку / В.А. Богородицкий. ? М.: Учпедгиз, 1939. ? 224 с. 3. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 413 с. 4. Быстрова, Е.А. Обучение русскому языку в школе / Е.А. Быстрова. – М.: Дрофа, 2004. – 112 с. 5. Воейкова, М.Д. Становление имени. Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка: морфология / М.Д. Воей?кова. – М.: Фонд развития фунд. лингв. иссл., 2015. ? 352 с. 6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. ? СПб.: Союз, 1997. – С.220. 7. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. – [Элек-тронный ресурс]. – URL: https://www.twirpx.com/file/26535/ (дата обраще-ния: 24.03.2020). 8. Гагарина, Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи: дис. на соиск. уч. степ. д. филол. наук / Н.В. ?Гагарина. – СПб., 2009. – 261 с. 9. Гарганеева, К.В. Мир языка в оценке ребенка / К.В. Гарганеева. – Русский язык в школе. – 2009. – № 8. 10. Гацуцын, В.В. Детская речь на уроках русского языка / В.В. Га-цуцын. – Русский язык в школе и дома – 2004. – № 5. – С. 25–26. 11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоз?дев. ? М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1961. ? 470 с. 12. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник науч-ных наблюдений / А.Н. Гвоздев. – М.: Ленанд, 2005. – 320 с. 13. Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни / А.Н. Гвоздев. – Саратов: Изд-во СГУ, 1990. ? 104 с. 14. Говорят дети: словарь-справочник / сост. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. – СПб.: Нива, 1996. – 152 с. 15. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2001. – 304 с. 16. Гридина, Т.А. Детский вопрос как форма лингвокреативного мышления / Т.А. Гридина // Вестник Кемеровского государственного уни-верситета. – 2017. – № 1. Дети о языке / сост. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева, Т.В. Кузьмина. – Кемерово, 2001. 17. Гридина, Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи / Т.А. Гридина // Лингвистика креатива: коллек-тивная монография / под общ. ред. Т.А. Гридиной. – 2-е изд. – Екатерин-бург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2013. – 379 с. 18. Гридина, Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской ре?чи: учеб. пособие / Т.А. Гридина. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 152 с. 19. Давыдов, В. В., Младший школьник как субъект учебной дея-тельности / В.В. Давыдов, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии / под ред. А.А. Смирнова. – 1992. – № 3. – С. 14–19. 20. Доброва, Г.Р. Детская речь: универсальное – общее – дифферен-циальное – индивидуальное // Онтолингвистика – наука XXI века: матери-алы междунар. конф., посв. 20-летию кафедры детской речи РПГУ им. А.И. Герцена. – СПб.: Златоуст, 2011. – С. 36–41. 21. Доброва, Г.Р. Онтолингвистика: границы внешние и внутренние / Г.Р. Доброва // Проблемы онтолингвистики ? 2016: материалы ежегодной междунар. науч. конф. (23–26 марта 2016 г.). ? Иваново: ЛИСТОС, 2016. ? С. 6?12. 22. Доброва, Г.Р. Почему речь детей развивается так по-разному? / Г.Р. Доброва // Русский язык в школе. 2019. – № 5. – С. 13–18. 23. Доброва, Г.Р. Усвоение детьми терминов и отношений родства / Г.Р. Доброва. ? Человек. ? 2003. ? № 3. – [Электронный ресурс]. – URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/CHILDREN.HTM (дата обра-щения: 04.01.2020). 24. Елисеева, М.Б. «Кашалоты едят шоколад?», или Ребенок как маленький лингвист / М.Б. Елисеева // Русский язык в школе. – 2016. – № 8. – С. 16 – 18. 25. Елисеева, М.Б. Лексический взрыв в речи ребенка раннего воз-раста как стимул развития морфологии / М.Б. Елисеева. ? Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. – 2015. ? № 1. – С. 65–75. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskiy-vzryv-v-rechi-rebenka-rannego-vozrasta-kak-stimul-razvitiya-morfologii/viewer (дата обращения: 04.01.2020). 26. Елисеева, М.Б. Макартуровский опросник как источник сведений о речевом развитии ребенка / М.Б. Елисеева, Е.А. Вершинина // Логопед. – М.: Сфера, 2017. – № 3. – С. 60–76. 27. Елисеева, М.Б. Метаязыковая деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста / М.Б. Елисеева // Русский язык в школе. – 2017. – № 6. – С. 35–39. 28. Елисеева, М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы: монография / М.Б. Елисеева. – М.: Языки славян-ской культуры, 2014. – 337 с. 29. Елисеева, М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста/ М.Б. Елисеева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 143 с. 30. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.twirpx.com/file/310286/ (дата обращения: 22.03.2020). 31. Завалко, Е.А. Развитие коммуникативных навыков в речи ?детей дошкольного возраста: дис. на соиск. уч. степ. к. фил. наук / Е.А. Завалко. – Самара, 2012. – 186 с. 32. Занков, Л. В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков.– М.: Просвящение, 2007. – 152 с. 33. Золотарёва, А.А. Активный и пассивный лексикон детей, имею-щих старших братьев и/или сестер / А.А. Золотарёва // Вестник студенче-ского научного общества РГПУ им. А. И. Герцена. – Вып. 12. Кн. 2. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – С. 52–53. 34. Исенина, Е.И. Экология развития? речи и зона «?ближайшего раз-вития» ребенка / Е.И. Исенина // Проблемы онтолингвистики ? 2016: материалы ежегодной междунар. науч. конф. (23–26 марта 2016 г.). ? Иваново: ЛИСТОС, 2016. ? С. 12?17. 35. Казаковская, В.В. Вопросно-ответные ? единства в диалоге «взрослый – ребенок»: на материале русского языка: дис. на соиск. у?ч. степ. д. филол. наук / В.В. Казаковская. ? СПб., 2006. ? 580 с. 36. Князев, Ю.П. Онтолингвистика ? и «просто» лингвистика / Ю.П. Князев // Материалы? третьей конференции по типологии и грамматике. ? СПб., 2006. ? С. 178?186. 37. Князев, Ю.П. Формирование видовременных противопостанов-лений? в ?детской речи / Ю.П. Князев? // Исследования по языкознанию. ? СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. ? С. 347?355. 38. Круглякова, Т.А. К вопросу о развитии способов выражения па-дежных значений в речи ребенка второго года жизни? / Т.А. Круглякова // ??Проблемы онтолингвистики ? 2016: материалы ежегодной междунар. науч. конф. (23–26 марта 2016 г.). ? Иваново: ЛИСТОС?, 2016. ? С. 138?146. 39. Кубрякова, Е.С. Аналогия и формирование правил в детской речи / Е.С. Кубрякова // Детская речь: лингвистический аспект: межвуз. сб. науч. тр. / сост. С.Н. ?Цейтлин, Г.Р. Доброва, М.Д. Воейкова. – СПб.: ООбразование, 1992. – С. 15–25. 40. Ладыженская, Т.А. Связная речь. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. – [?Электронный ресурс]. – URL: https://www.twirpx.com/file/2113421/ (дата обращения: 25.03.2020). 41. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности / А.А. Леонтьев. – М.: Изд-во АН СССР, 1965. – 118 с. 42. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев – М.: Красанд, 2010. – 216 с. 43. Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в ?развитии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. ?Московкина; под ред. В.И. Селиверстова. ? М.: ВЛАДОС, 2015. ? 262 с. 44. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – 24-е изд., исп. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. – 845 с. 45. Попова, Т.В. Русская неология и неография / Т.В. Попова. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ УПИ, 2005. – 96 с. 46. Русский язык в начальных классах: теории я и практика обуче-ния: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / П.С. Жедек и др.; под ред. М. С. Соловейчик,– М.: Академия, 1997. – 383 с. 47. Савкина, О.М. Выразительность речи как составляющая «хоро-шей речи» детей младшего школьного возраста / О.М. Савкина // Подго-товка детей к школе: традиции и современность: материалы VII научн.-практ. конф. / отв. ред. Т.В. Куликова. – М.: МГПУ, 2007. – С.182–184. 48. Семантические категории в детской речи / отв. ред. С.Н. Цейт-лин; Институт лингвистических исследований РАН. ? СПб.: Нестор-История, 2007. ? 436 с. 49. Словарь детских ассоциаций: Ассоциации детей от шести до десяти лет / сост. Н.И. Берсенева, Л.А. Дубровская, И. Г. Овчинникова. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. – 255 с. 50. Словарь детских словообразовательных ?инноваций / авт.-со?ст. С.Н. Цейтлин. ? 2-е изд. ? СПб.: Златоуст, 2006. ? 202 с. 51. Словарь детских словообразовательных инноваций? / сост. С.Н. Цейтлин. ? Munchen: Verl. Otto Sagner, 2001. ? 202 p. 52. Соколова, Т.В. Ассоциативный? словарь ребенка. Вербальные ?редакции детей 3–7 лет. Ч. 1. От стимула к реакции / Т.В. Соколова?. – Архангельск: Поморский? междунар. пед. ун-т, 1996. – 255 с. 53. Соколова, Т.В. Ассоциативный словарь ребенка. ?Частотный словарь корней? в ?ассоциативном тезаурусе ребенка? дошкольного возр?аста. Ч. 2. От реакции к стимулу / Т.В. Соколова. – Архангельск: ?Поморский междунар. пед. ун-т, 1996. – 306 с. 54. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова и др. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. – 273 с. 55. Харченко, В.К. Парадоксы детской речи: Опыт словаря / В.К. Харченко, Н.М. Голева, И.М.Чеботарева. – Белгород: Белгородский гос. пед. ин-т, 1995. – 152 с. 56. Харченко, В.К. Словарь? детской речи / В.К. Харченко. – Белг?ород: Белгородский гос. пед. ин-т, 1994. – 256 с. 57. Харченко, В.К. Словарь? современного детского? языка / В.К. Харченко. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 637 с. 58. Цейтлин, С.Н. Вопросы изучения детской? речи в трудах А.Н. Гвоздева / С.Н. Цейтлин // Русский язык в школе. – 2007. – № 6. – С. 47–51. 59. Цейтлин, С.Н. Детские речевые инновации: опыт анализа / С.Н. Цейтлин // Исследования по языкознанию: к 70-летию члена-кореспондента РАН А.В. Бондарко / отв. ред. С.А. Шубик. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – С. 329–336. 60. Цейтлин, С.Н. Из истории онтолингвистики / С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева // Русский язык в школе. – 2016. – № 4. – С. 17–21. 61. Цейтлин, С.Н. Онтолингвистика как учебная дисциплина / С.Н. Цейтлин // Русский яз?ык в шко?ле. – 2008. – № 6. – С. 45–48. 62. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразова-нию в детской речи: монография / С.Н. Цейтлин. – М.: Знак, 2009. – 592 с. 63. Цейтлин, С.Н. Почему лингвисты изучают детскую речь / С.Н. Цейтлин // Русский язык в школе. – 2016. – № 3. – С. 19–23. 64. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С.Н. Цейтлин. – СПб.: МиМ, 1997. – 186 с. 65. Цейтлин, С.Н. Словарь детских словообразовательных инноваций / С.Н. Цейтлин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1996.– 205 с. 66. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / С.Н. Цейтлин. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. 67. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М: ВЛАДОС, 2000. – 240 с. 68. Чуковский, К.И. От двух до пяти / И.К. Чуковский. – М.: Де?т. лит., 1955. – 234 с. 69. Чуковский, К.И. От двух до пяти / И.К. Чуковский. – М.: Де?т. лит., 2012. – 640 с. 70. Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: Азбука, 2018. – 576 с. 71. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с. 72. Cuddon J. A. A Dictionary of Literary Terms. –Great Britain: W and J Mackay Limited, 1979. – P. 315. 73. Dupriez B. M., Halsall A. W. A Dictionary of Literary Devices – Toronto: University of Toronto Press, 1991. – 523 p.
Отрывок из работы

Глава 1 Актуальные проблемы онтолингвистики 1.1 Онтолингвистика как наука Онтолингвистика (лингвистика детской речи) – раздел лингвистики, изучающий онтогенез (последовательность развития) речи и детскую речь: формирование речевой способности ребёнка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального языка и дальнейшие возрастные изменения в языке индивида. Онтолингвистика относится к разряду молодых научных дисциплин, получивших развитие в последней четверти ХХ в. Она входит в число современных антропоцентрических наук (наук о человеке). Термин онтолингвистика, возникший на базе двух слов онтогенез + лингвистика, был предложен в 1997 г. на одной из конференций в Санкт-Петербурге, проводимых кафедрой детской речи в Российском государ-ственном педагогическом университете им. А.И. Герцена [см.: Цейтлин, 2008, с. 45]. Для наименования данной науки используются и другие термины: возрастная психолингвистика (К.Ф. Седов), речевой онтогенез (Т.В. Ахутина и др.), логогенез (Р.М. Фрумкина), лингвистика детской речи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg