Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности использования аудирования при изучении иностранного языка в 5 классе в средней общеобразовательной школе

mari_ziteva 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.03.2021
В результате рассмотрения теоретических основ обучения аудированию, а также после проведения анализа возможностей применения аудирования при изучении английского языка в 5-х классах средней общеобразовательной школы, можно сделать следующее заключение: 1) Необходимость развития навыков аудирования обусловлена важностью данного умения в реальных жизненных ситуациях при общении на иностранном языке. Аудирование представляет собой перцептивным вид речевой деятельности, основывающийся на кратковременной и долговременной памяти. Восприятие информации осуществляется в процессе выделения информационных признаков и сравнивания сформированного образа с его эталоном. При этом дополнением служат зрительные опоры, интонация, фонематический слух. В целом аудирование можно считать, с одной стороны, целью обучения, а с другой – средством овладения другими видами речевой деятельности.
Введение

Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена особенностям использования аудирования при изучении иностранного языка в 5 классе в средней общеобразовательной школе. Аудирование как вид речевой деятельности, включенной в устную коммуникацию, используется в естественных условиях при каждом речевом взаимодействии. При этом восприятие иностранного языка на слух представляется достаточно сложным явлением. Принимая во внимание тот факт, что общение на иностранном языке является двусторонним процессом, без навыков аудирования коммуникация не представляется возможной. В последнее время внимание методистов все больше занимает проблема аудирования. Для изучения этого сложного процесса ведется серьезный теоретический поиск. Тем не менее, до настоящего момента выход в практику преподавания сравнительно невелик, а методика обучения аудированию наименее разработана. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что на современном этапе учителя иностранных языков недооценивают аудирование как компонент речевого общения и уделяет обучению данному процессу мало времени, что негативно отражается на языковой подготовке учащихся. Такая ситуация приводит к тому, что современные выпускники школ практически не владеют аудированием, что впоследствии приводит к нарушению общения в реальных жизненных ситуациях. Также аудирование рассматривается как фундаментальное умение при обучении иностранному языку, овладение которым представляет собой важное условие овладения иностранным языком в целом. Наблюдения методистов за учебным процессом показали, что у учащихся, которых не обучают восприятию речи на слух, аудитивные умения не развиваются, что впоследствии приводит к проблемам с коммуникацией на иностранном языке в реальных жизненных условиях. Цель исследования – изучить особенности использования аудирования при изучении иностранного языка в 5 классе в средней общеобразовательной школе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) охарактеризовать аудирование как вид речевой деятельности; 2) представить лингвопсихологические особенности аудирования; 3) выявить механизмы аудирования и факторы, влияющие на понимание иноязычной речи на слух; 4) определить особенности монологической речи на уроке иностранного языка; 5) разработать систему упражнений для обучения аудированию в 5-х классах в средней общеобразовательной школе. Объект исследования – навыки восприятия речи на слух как необходимый компонент обучения иностранному языку в средней школе. Предмет исследования – способы формирования навыков аудирования учащихся 5-х классов. В данной работе использовались следующие методы: описательный, аналитический, метод сравнения и обобщения научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, метод моделирования учебной ситуации. Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, Л.С. Выготский, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Д.Л. Морозов, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова, С. Корнер, Б. Госс, Д. Ларсен, Д. Мендельсон, Дж. Ричардс, М. Темплин и др. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что здесь систематизированы и классифицированы основные принципы обучения аудированию, а также представлены подходы отечественных и зарубежных исследователей к процессу обучения аудированию как виду речевой деятельности. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут найти применение в практике обучения английскому языку в 5-х классах средней общеобразовательной школы, а также при составлении пособий по методике преподавания иностранных языков, равно как и при проведении занятий со студентами на спецкурсах, подготавливающих их в будущей работе в школе. Кроме этого, результаты исследования могут применяться при разработке курса лекций по методике преподавания французского языка для студентов лингвистических и педагогических специальностей. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность, ставится цель и задачи, определяется объект и предмет исследования, указывается теоретическая база и методы, описывается практическая значимость работы. Теоретическая глава посвящена описанию основ обучения аудированию. В практической главе представлены результаты практического исследования применения аудирования при изучении английского языка. В заключении делаются выводы по работе. В списке литературы представлены теоретические источники, использованные для написания данной работы.
Содержание

Введение………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию………...………….6 1.1 Характеристика аудирования как вида речевой деятельности………….6 1.2 Лингвопсихологические особенности аудирования………………...…..13 1.3 Механизмы аудирования и факторы, влияющие на понимание иноязычной речи на слух……………………………………………………..20 1.4 Монологическая речь на уроке иностранного языка………………...…25 Выводы по главе 1…………………………………………………………….33 Глава 2. Использование аудирования при изучении английского языка …34 2.1 Методика и технологии в обучении аудированию в 5 классе в средней общеобразовательной школе………………………. ……………34 2.2 Система упражнений для обучения аудированию………………………40 Выводы по главе 2……………………………………………… …………….50 Заключение………………………………………………………….………….52 Список литературы…………………………………………………………….55 ?
Список литературы

1. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М.: Русский язык, 2017. – 288 с. 2. Блохина, Е.В. Некоторые вопросы обучения аудированию // Иностранные языки в школе. – М., 2018. – № 2. – С. 13 – 24. 3. Богданова, Е.Г. Обучение аудированию на начальном этапе интенсивного курса (исслед. учеб. функций визуал. опор): Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2014. – 23 с. 4. Вайсбурд, М.Л. Обучение пониманию иностранной речи на слух. – М.: Просвещение, 2015. – 158 с. 5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2015. – 480 с. 6. Гаврилова, А.В., Попова, Н.В. Психологические особенности восприятия аудиоматериалов на иностранном языке // Материалы межвузовской науч.-техн. конф. Часть VIII. – СПб.: СПбГПУ. 2014. – С. 74 – 75. 7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с. 8. Гез, Н.И. К вопросу об обучении распознаванию речи при зрительном и слуховом восприятии / Н.И. Гез // Иностранные языки в школе. – М., 2018. – № 2. – С. 27 – 37. 9. Гез, Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Учебник. – М.: Высш. школа, 2017. – 373 с. 10. Гез, Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи // Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, 2017. – №5. – С. 32 – 42 11. Гончар, И.А. Аудирование иноязычного текста как объект лингвистики и методики // Вестник С.-Петербургского университета. Сер. 9. – Санкт-Петербург, 2017. – Вып. 4. – С. 118 – 120. 12. Гончар, И.А. Модель обучения аудированию иноязычного текста. – М., 2016. – № 1. – С. 86 – 92. 13. Данилина, К.В. Взаимодействие видов речевой деятельности при обучении иностранным языкам // Преподавание русского языка аспирантам-иностранцам: сб. ст. – М.: Наука, 2019. – С. 41– 48. 14. Демьяненко, М.Я., Лазаренко, К.А. Основы общей методики обучения иностранным языкам: Теоретический курс / М.Я. Демьяненок, К.А. Лазаренко. – Киев, 2017. – 280 c. 15. Дехерт, И. А. Обучение аудированию при опоре на говорение и чтение в 4 – 7 классах средней школы: (На материале нем. яз.): Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2015. – 16 с. 16. Елухина, Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно ориентированной методики // Иностранные языки в школе. – М., 2019. – № 2. – С. 19 – 30. 17. Елухина, Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления: Ж-л: Иностранные языки в школе. – М., 2016. – №5. – 15 с. 18. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. – М., 2016. – 350 с. 19. Зайцева, Л.А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику // Иностранные языки в школе. – М., 2016. – № 3. – С.17 – 24. 20. Зимняя, И.А., Неманова, Р.П. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности: проблемы и перспективы: Предметный план речевой деятельности // Межвуз. науч. сб. – Саратов: Соратовского университета, 2018. – С. 3 – 9. 21. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 2016. – 411 с. 22. Ильина, И.И. Концепция образования современной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.proza.ru/2010/03/15/1715 (дата обращения: 07.03.2020). 23. Калинина, С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию/ С.В. Калинина // Иностранные языки в школе. – М., 2018. – № 1. – С. 22 – 26. 24. Карих, Т.В. Повышение эффективности обучения аудированию на уроках английского языка в 8-11 классах //Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, 2016. – №1. – С. 31 – 36. 25. Касьянова, В.П. Аудирование в свете реальных коммуникаций при обучении иностранному языку // Материалы международной научно-практической конференции «Моделирование сложных систем и процессов: теоретический, прикладной и педагогический аспекты». – М, 2017. – 45 с. 26. Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. – М., 2016. – 280 c. 27. Колесникова, И.Л., Долгова, О.А. Речевые аспекты в обучении иностранному языку. – М.: Просвещение, 2017. – 344 с. 28. Колкова, М.Л. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие / М.К. Колкова. – СПб.: КАРО, 2017. – 224 с. 29. Кочкина, З.А. Что должны слышать и слушать учащиеся средней школы при овладении иностранным языком // Иностранные языки в высшей школе, вып. 1. – М., 2016. – С. 17 – 23. 30. Леонтьев, А.А., Ленская, Е.А., Розанова, Е.Д. Единый подход к предметам языкового цикла // Иностр. яз. в шк. – М., 2018. – № 5. – 16 с. 31. Леонтьев, А.А. Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. – М.: Наука, 2015. – 263 с. 32. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; под ред. Е.Д. Хомской. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 336 с. 33. Лысакова, И.П. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: к вопросу о понятийном аппарате дисциплин // Вестник РУДН, серия «Вопросы образования: языки и специальность». – М., 2018. – № 4. – С. 50 – 52. 34. Маметова, Ю.Ф. Методика обучения аудированию при подготовке студентов к поликультурному профессиональному общению: обучение немецкому языку на базе английского языка. Автореф. … дис. канд. педагог. наук: 13.00.02. – Иркутск, 2013. – 23 с. 35. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения: учеб. пособие / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2018. – 240 с. 36. Морозов, Д.Л. Теоретические основы обучения иноязычному аудированию / Вестник ВГУ. Серия: лингвистика и междультурная коммуникация. – 2014. – № 1. – С. 126 – 130 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-obucheniya-inoyazychnomu-audirovaniyu/viewer (дата обращения: 07.03.2020). 37. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: учеб. пособие для учителей / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с. 38. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М., 2015. – 374 c. 39. Пассов, Е.И., Кузовлева, Н.Е. Урок иностранного языка. / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М.: Феникс, Глосса-Пресс, 2015. – 389 с. 40. Пруссаков, H.H. Трудности при обучении аудированию иноязычного звучащего текста // ИЯШ. – М., 2016. – №3. – С. 57 – 62. 41. Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 2018. – 224 с. 42. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 2017. – 284 с. 43. Рубинштейн, C. О личностном подходе // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб, 2015. – С. 23 – 32. 44. Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Т.Е. Сахарова, Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова. – М.: Просвещение., 2018. – 386 с. 45. Скалкин, B.Л. Обучение монологическому высказыванию (на материале английского языка) / В.Л. Скалкин. – Киев: Радянська школа, 2017. – 119 с. 46. Смирнова, Л. П. Уровни понимания иноязычного речевого сообщения на слух и способность контроля их сформированности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2014. – 24 с. 47. Соловова, Е.Н. Механизмы аудирования. 4-изд. – СПб: Кристалл, 2017. – 68 с. 48. Сысоев, П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух / П В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – М., 2017. – № 2. – С. 16 – 21. 49. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (дата обращения: 07.03.2020). 50. Федотова, Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. – М.: Златоуст, 2013. – 200 с. 51. Харламова, Н.С. Методика формирования прогностических умений при обучении аудированию: (нач. этап яз. вуза, англ. яз.): Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2015. – 24 с. 52. Цуприкова, О.В. Обучение аудированию текстов на английском языке, содержащих неизученные слова: (сред, школа): Автореф. дис. … канд. филолог, наук. – М., 2018. – 25 с. 53. Щурова, Е.Ю. Эффективные методики преподавания иностранных языков: Сборник статей по материалам I международного семинара по педагогике. Россия, г. Санкт-Петербург, 13 февраля 2016 г. / Пер. на англ. И.А. Присталовой. – СПб., 2016. – 200 с. 54. Cornaire, С. La comprdhension orale. – Paris: CLE International, 2018. – 221 p. 55. Goss, B. Listening as information processing // Communication Quarterly. – L., 2017. – P. 30 – 37. 56. Job, B. A l’ecoute de l’information radio et la publicity. – Paris: CLE International, 2015. – 112 p. 57. Larsen, D. Technics and Principles in Language Teaching. – Oxford: Freeman, 2016. – 125 p. 58. Mendelsohn, D. Applying learning strategies in the second / foreign language listening comprehension // Guide for the Teaching of Second Language Listening. – San Diego: Dominie Press, 2015. – P. 7 – 69. 59. Richards, J. C. The Context of Language Teaching. – CUP, 2014. – 214 p. 60. Templin, M.C. Teaching Different Age Groups. – NY.: Longman Press, 2010. – 208 p. 61. Vandergrift, L. Listening strategies of Core French high school students Text. / L. Vandergrift. Canadian Modern Language Review. – L., 2016. – Vol. 52 (2). – P. 200 – 223. 62. Wilkins, D.A. Second Language Learning and Teaching. – London: Edward Arnold, 2015. – 248 p.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы обучения аудированию 1.1 Характеристика аудирования, как вида речевой деятельности Языковое образование представляет собой неотъемлемую часть общего среднего образования в Российской Федерации. Вместе с этим, иностранный язык как учебный предмет имеет свою специфику, которая отличает его от других учебных предметов гуманитарного цикла. Национальная система обучения иностранным языкам функционирует и развивается на основе личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и компетентностного подходов. За последнее годы в нашей стране статус иностранного языка как учебного предмета претерпел определенные изменения. Данный предмет стал нужным государству, обществу и личности. Согласно концепции образования современной школы, языковое обучение – это в том числе «процесс овладения культурой страны изучаемого языка» [Ильина, с.38]. Изучение иностранного языка дает учащимся возможность познакомиться с другой социальной культурой, иными видами государственного устройства. Также изучая иностранный язык, школьники учатся понимать, а не давать оценку сходству и различию других культур, особенностям менталитета, стиля жизни и системы моральных ценностей других народов. Для общения на иностранном языке недостаточно знать слова либо грамматические особенности, необходимо также уметь слушать и формулировать собственные мысли [Гальскова, с. 35].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 52 страницы
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg