Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

mari_ziteva 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.03.2021
Под термином «детские церебральные параличи» (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде. Примерно в 57% случаев заболевание является врожденным, в 40% - обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями, развившимися уже после рождения.
Введение

Актуальность исследования. Актуальность мотивирована тем, что детский церебральный паралич (ДЦП) является самым распространенным и прогрессирующим по росту числа больных заболеванием в клинике детских нервных болезней. ДЦП является самой распространенной причиной детской инвалидности, среди которых на первом месте - заболевания нервной системы. Церебральный паралич является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в детстве; первым является задержка психического развития у детей. На третьем месте - врожденные аномалии. В последние годы в отечественной и зарубежной логопедии возрос интерес к проблеме ранней диагностики и коррекционно-логопедической работе нарушений развития познавательной и речевой деятельности детей с детским церебральным параличом. Изучению речевых нарушений у детей с церебральными параличами посвящено много специальных исследований, в которых рассматриваются вопросы их патофизиологии, клиники и коррекции: Л. А. Данилова, Е. М. Мастюков , М. В. Ипполитова, Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина, М.Б. Эйдинова, А.Р. Лурия, И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, И.А. Смирнова и др. По данным Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA), в США насчитывается приблизительно 550 тысяч больных этим заболеванием и у 9750 детей и новорожденных ежегодно ставится этот диагноз. Из них 1,2-1,5 тысячи - дети дошкольного возраста. Количество рождений больных с признаками ДЦП в США за десять лет возросло на 25%: от 1,5 - 1,8 . на 1000 младенцев родившихся живыми приходилось в 1990г. до 2,0 - 2,5 младенцев с этой патологией в 2000 году. На данный момент в США насчитывается от 550 до 760 тысяч инвалидов с ДЦП, что составляет 2,8 человека на 1000 населения. В Москве, по данным профессора Е.Г. Сологубова, отмечается рост заболеваемости ДЦП: - за 20 лет (c 1967 по 1987гг.) количество рождений на 1000 детей возросла с 1,71 до 1,88 (что противоречит вышеприведенным данным за 1974г. - 2,5) - в 1992 году в России было 62 тысячи, а по территории бывшего СССР - 122 тысячи пациентов с ДЦП (учитывались больные до 15 лет). - частотность появления в 2001 году составила (по разным данным) 5,0-6,0 на 1000 новорожденных. В настоящее время количество детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата значительно возросло. По некоторым данным, 6 детей на 1000 детского населения страдают детским церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Важно постоянно учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребенка [10]. Вследствие этого логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций. Таким образом осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности. [8] Для того чтобы ребенок усвоил язык, необходима сформированность производящих звуки органов речи. Речь не является врожденной способностью человека, но каждый ребенок ее вырабатывает как средство взаимопонимания. Надо, чтобы артикуляция, фонация и дыхание были достаточно скоординированы в своей работе. Становление артикуляции в онтогенезе имеет самое непосредственное отношение к формированию орального праксиса и артикуляционной моторики в целом. У детей с церебральным параличом праксис формируется искажённо. Его развитие осложняется из-за наличия парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, слабости кинестезии. Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют синдром артикуляционных расстройств, который видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии – наиболее частого речевого расстройства при ДЦП. Объект исследования: особенности развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Предмет исследования: приемы коррекции артикуляционной моторики у детей с церебральным параличом на логопедических занятиях. Цель исследования: провести изучение особенностей артикуляционной моторики и определить пути коррекции по развитию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. Задачи: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования; 2. Изучить специфику использования методов артикуляционной моторики в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом; 3. Провести диагностику особенностей развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом; 4. Применить методы коррекции развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Гипотеза: развитие артикуляционной моторики будет эффективнее, если в ходе целенаправленной коррекционной работы будут использованы игровые методы, учитывающие психофизические особенности ребенка, а также логопедический массаж и логоритмика. Методы исследования: 1. теоретический метод-изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы; 2. эмпирические методы — прямое, косвенное и включенное наблюдение; 3. опрос (анкетирование, беседа с детьми, их родителями и педагогами, игра, педагогический эксперимент); 4. метод диагностики; 5. метод эксперимента; Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами, воспитателями специальных коррекционных учреждений и родителями в коррекционно-педагогической работе с детьми с дизартрией при ДЦП. База исследования: Ногинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблем нарушения артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом....................................................................7 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом и дизартрии в современных исторических аспектах.....................................................................................................................7 1.2. Специфика использования методов развития артикуляционной моторики в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.......................................................................15 Выводы по Главе 1.................................................................................................18 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом..................................................................21 2.1. Диагностика особенностей развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.............21 2.2. Логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Анализ результатов контрольного эксперимента………………………………………35 Выводы по Главе 2.................................................................................................41 Заключение.............................................................................................................45 Список используемой литературы........................................................................51 Приложения............................................................................................................57
Список литературы

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М.: 1989. 2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: 1993. 3. Волкова, Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дизартрией (методические разработки к проведению коррекционных занятий)./Г.А. Волкова.- СПб.: Образование, 2012. -70 с 4. Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - М.: 1997. 5. Дети с острым церебральным параличом //Руководство по образованию/ под ред. Хеннинг Рай и Мириам Скьюфтен. - М.: 1989. 6. Иппалитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. - М.: 1993. - 4с. 7. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А, Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. 8. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. - М.: Медицина, 1997. 9. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. - СПб.: 1990. - 4с. 10. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Из-во «СОЮЗ», 2001. 11. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 12. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1995. 13. Лопатина, Л.В. Особенности моторных функций у дошкольников со с ДЦП. /Л.В. Лопатина - СПб.:Литера, 2013. - 415 с. 14. Лопатина, Л.В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ДЦП./Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова - СПб.:Литера, 2013.- 167с. 15. Лопухина, И.С. Логопедия: Речь. Ритм. Движение./И.С. Лопухина - СПб.:Литера, 2014.- 310 с 16. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Изд. 3, 2000. 17. Малофеев Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом //Дефектология, 1985, №1. С.5. 18. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология, 1976, №3. 19. Мамайчук И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами ДЦП. Журнал невропатологии и психиатрии. - М.: 1992, №4. 20. Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с ДЦП // Дефектология. - М.: 1973, №6. 21. Мастюкова Е.М. Особенности педагогической работы при ДЦП // Логопедия / Под ред. Л.С Волковой. - М.: 1989. 22. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с ДЦП. - М.: 1985. 23. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, №2. С.7. 24. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией./Р.И. Мартынова. – М.: Владос, 2007. – 91с. 25. Моржакова, Т.И. Массаж и рефлексотерапия в коррекции речевых нарушений./Т.И. Моржакова - Мурманск. 2014. - 62 с 26. Новоторцева, Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей./Н.В. Новотворцева – Ярославль.:ЯГПУ, 2000. – 64с. 27. Носенко Н.П. Развитие речи детей дошкольного возраста (в схемах, таблицах). Учебное пособие. - Краснодар, 1997. 28. Осипенко Т.Н., Стацевич Е.Е., Ночевка Л.А. Психологические и психотерапевтические проблемы при нарушениях развития у детей // Альманах «Исцеление». - М.: 1993. 29. Панченко И. И. Речевые расстройства у детей с церебральными параличами в поздней резидуальной стадии и особенности логопедической работы с ними. В кн.: Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент: 1979. 30. Панченко И. И., Щербакова Л. А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы. В кн.: Нарушения речи и голоса у детей. - М.: 1975. 31. Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними. Авт. канд. дис. - М.: 1974. 32. Правдина О. В. Дизартрия (псевдобульбарная). В кн.: Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 1. - М.: 1960. 33. Раменская О. Л. Психологическое изучение личности дошкольников с церебральным параличом. Авт. канд. дис. - М.: 1980. 34. Румянцева Е. Ю. Некоторые аспекты совершенствования коррекции дизартрии у детей с церебральными параличами в процессе логоритмического воспитания. В кн.: Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. - СПб.: 2001. 35. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М.: 1972. 36. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. - М.: 1968. 37. Серебрякова, Н.В. Сравнительная характеристика объяснения значения слова дошкольникам с ДЦП и без нарушения речи./Н.В. Серебрякова - СПб.:Литера, 2013.- 511. 38. Симонова Н. В. Психолого-педагогическая оценка детей с церебральными параличами в раннем возрасте. Авт. канд. дис. - М.: 1974. 39. Симонова Н. В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1985, №3. 40. Симонова Н.В. Формирование предпосылок к обучению родному языку дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1986, №6. 41. Смирнова И. А. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральным параличом. В кн.: Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб.: 1999. 42. Смирнова И. А. Методика логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с церебральными параличами. В кн.: Нарушение речи. Методы изучения и коррекции. - СПб.: 1993. 43. Смирнова И. А. Направления логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с церебральными параличами. В кн.: Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей. - Л.: 1989. 44. Смирнова И. А. Особенности словаря дошкольников с церебральными параличами. В кн.: Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. - СПб.: 1991. 45. Смирнова И. А. Особенности формирования произношения у детей с церебральным параличом. В кн.: Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов. - Тюмень.: 1996. 46. Смирнова И. А. Формирование неартикулируемых средств общения в логопедической работе. В кн.: Проблемы патологии развития и распада речевой функции. - СПб.: 1999. 47. Смирнова И. Л., Стока К. Особенности проявления артикуляторных расстройств у детей с церебральным параличом //Дефектология. - 1995, №5. С.9-5. 48. Смирнова И.А. Влияние моторных расстройств на развитие артикуляции при ДЦП и методы их коррекции. В кн.: Актуальные проблемы логопатологии: исследование и коррекция. - СПб.: 2001. 49. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 50. Соботович, Е.Ф. Проявление с ДЦП и методы их диагностики./Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 2014.- №?4. -с. 31?35 51. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М.: 1980. 52. Токарева, О. А. Дизартрия./Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. -М.:Просвещение, 2014.- 155с. 53. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии./Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – 233с 54. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. [Текст] /М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2000. – 240с 55. Финкель Н.В. Социально-психологические особенности личности больных ДЦП // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов в следствие ДЦП. - М.: 1991. 56. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. - М.: АРКТИ, 2002. 57. Халилова Л.Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом //Дефектология. 1986, №5. 58. Халилова Л.Б. Особенности усвоения лексико-семантических закономерностей языка учащимися с церебральным параличом // Дефектология.: 1984, №5. 59. Халилова Л.Б. Состояние первоначальных морфологических обобщений у младших школьников, страдающих церебральными параличами // Дефектология. 1977, №3. 60. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Элиста.: АПП «Джангар», 1999. 61. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение:Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999. 62. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. [Текст] / М.Н. Щетинин. – М.: Просвещение, 2006. – 101с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблем нарушения артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детского церебрального паралича и дизартрии в современных исторических аспектах. Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Примерно в 57% случаев заболевание является врожденным, в 40% - обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями, развившимися уже после рождения. Частота заболевания, по данным М. Н. Никитиной (1972), 1.71 на 1000 детского населения. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями других анализаторных систем. Детский церебральный паралич был выделен из группы детских резидуальных энцефалопатий, в которую входили различные степени слабоумия и эпилепсии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 85 страниц
2125 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg