Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением речи

mari_ziteva 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.03.2021
В ходе написания работы была изучена психолого-педагогическая, логопедическая и методическая литературы по проблеме исследования особенностей операций языкового анализа у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Исследование данной проблемы приобретает особую значимость в связи с постановкой и решением сложного комплекса диагностических, прогностических и коррекционных задач, стоящих перед современной логопедией.
Введение

Усвоение языка как совокупности разнообразных средств, объединенных в единую иерархически организованную систему, дает возможность ребенку очень быстро стать полноправным членом языкового сообщества, способным производить и понимать бесконечное число новых и значимых для него образований, обеспечивающих не только коммуникативную, но и когнитивную деятельность. Исследование проблемы формирования языковых операций и особенностей их развития у детей с различными вариантами речевой патологии является одной из наиболее актуальных для коррекционной педагогики и психологии. Решение определённо связано с выяснением общих закономерностей лингвистического развития детей с различными речевыми нарушениями, анализом структуры их ведущего речевого дефекта, определением наиболее эффективных путей и средств для дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия. Операции овладения и пользования языком оказались в центре внимания не только психологов (Е.Д.Божович [5], Д.Б.Эльконин [45]), но и психолингвистов (И.П. Бондарев [6], А.А.Леонтьев [21]), а так же специалистов в области коррекционной педагогики (Г.А.Каше [14], Р.И.Лалаева [18] и др.) далеко не случайно. Поиск путей для решения проблем, возникающих у детей в процессе овладения языком, и создание базы для речевой и языковой коррекции должны способствовать формированию языкового анализа и синтеза, активизации познавательных способностей учащихся с речевыми нарушениями. На протяжении последних десятилетий проблема общего недоразвития речи различного генеза, является объектом изучения многих исследований (Р.Е. Левина [30], Н.С. Жукова [13], Л.Ф. Спирова [35], Т.Б. Филичева [39], и др.). Целесообразно будет отметить тот факт, что для детей с недоразвитием речи характерна пониженная способность анализировать явления языка. Такие дети не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля [35]. Речевой опыт детей с общим недоразвитием речи весьма ограничен, далеко не полностью удовлетворяет потребностям устного общения, именно эти особенности препятствуют полноценной учебной деятельности, ведут к неуспеваемости, и в целом, затрудняют общение и адаптацию к социальной среде. В связи с тем, что дети с недоразвитием речи составляют значительную категорию учащихся образовательных учреждений, то особо остро в логопедической науке на сегодняшний день стоит проблема, связанная с усвоением, в первую очередь, фонологической системы языка детьми, как в норме, так и с патологией. Не сформированные навыки различных форм языкового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями неизбежно приводят к специфическим ошибкам на письме и при чтении, и, как следствие, к школьной неуспеваемости. Открытыми для науки и практики следует считать вопросы о том, какие звуки являются наиболее сложными для восприятия на слух, как связаны между собой операции фонологического и фонематического характера. В основе операций фонематического анализа (выделение звуков в слове, сопоставление слов по выделенным звукам, определение последовательности звуков) лежит, как известно, чёткое произношение слов и составляющих их фонем. Вместе с тем следует заметить, что не всегда стойкий фонетический дефект сопровождается трудностями фонологического порядка [27]. С целью решения комплекса проблем диагностического, прогностического и коррекционного порядка необходимо тщательное изучение взаимодействия различных звеньев фонетико-фонологической системы у детей с нарушениями речи. В основу настоящего исследования был поставлен современный психолингвистический подход, базирующийся на широком использовании моделей языкового процесса, анализе операционной структуры реализующего механизма речевой деятельности, в работе которого одновременно участвуют фонетико-фонетические, фонационно-просодические и другие компоненты речеязыковой системы. Таким образом, несмотря на значимость данной проблемы, она не является достаточно разработанной и изученной, что и определяет ее актуальность. Цель исследования: изучение особенностей операций языкового анализа у младших школьников с нарушением речи; Объект исследования: операции языкового анализа у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: особенности операций языкового анализа у младших школьников. Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что у детей младшего школьного возраста с нарушением речи будут иметься особенности операций языкового анализа по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием: трудности фонематического восприятия, анализа последовательности звуков в слове, слогового анализа и синтеза искажение слоговой структуры слов, нарушение анализа предложений. Поставленная цель требует решения следующих задач: ? теоретический анализ психологической, педагогической и методической отечественной и зарубежной литературы; ? провести научный анализ теоретического и практического состояния проблем, связанных с особенностями операций языкового анализа у младших школьников с нарушением речи; ? разработка методических рекомендаций для родителей по развитию и формированию операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи; Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: ? метод анализа специальной литературы, периодической печати; ? метод анализа психолого — педагогической документации; ? метод систематизации полученной информации. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

Введение.............................................................................................................3 I Глава. Теоретические аспекты изучение особенностей операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением речи...7 1.1.Специфика операций языкового анализа..................................................7 1.2.Формирование языкового анализа в онтогенезе....................................13 1.3.Особенности операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи...............................................................20 II Глава. Исследование особенностей операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.............................................27 2.1.Организация, методы и методики исследования...................................27 2.2.Методические рекомендации по развитию и формированию операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.............................................................................................................................31 Заключение.......................................................................................................38 Список литературы..........................................................................................40 Приложение.....................................................................................................45
Список литературы

1. Агранович З.И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.: Детство-пресс, 2011. - 48 с. 2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000.400 с. 3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р.Аткинсон. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 361 с. 4. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. М.: Издательство Просвещение, 2004. - 90 с. 5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с. 6. Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания / И.П. Бондарев // Вопросы психологии. - 2000. № 5. - С. 127 - 131. 7. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. - 2004. - №2 (9). - с. 47-48. 8. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 2007. - 210 с. 9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.М.: Педагогика-Пресс, 2009. 536 с. 10. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи - М.: Просвещение, 1961. 148 с. 11. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 2001. - 298 с. 12. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. 1104 с. 13. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е Журова, Д.Б. Эльконин// Сенсорное воспитание дошкольников. - 1993.№ 2.С. 134-138 14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше.- М.: Просвещение, 1995.177 с. 15. Колесникова С. В. Развитие фонематического слуха у детей младшего школьного возраста. - М.: Издательство «Квента», 2007. 110 с. 16. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей /А.Н. Корнев.СПб.: Речь, 2003.336с. 17. Лалаева Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 224 с. 18. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1997. С.502-512. 19. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, - Спб.:Союз, 2009. - 156 с. 20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 2002. 160 с. 21. Леонтьев А. Н. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с. 22 Логопедия : Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург : Литур, 2003. 316 c. 23. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 480 с. 24. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2008.- 324 с. 25. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма / А.Р. Лурия.М.: Наука, 2001. - 543 с. 26. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М.: Институт Практической Психологии, 2007. - 190 с. 27. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1999. С. 59-70 28. Назарова Л.К. Звуковой анализ и синтез в обучении первоначальному чтению. Звуковая работа над языком и речью учащихся при обучении грамоте.М.: Просвещение, 2006.120с. 29. Осепенкова А. А. Развитие языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией. [Интернет ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/logopediya/2015/02/04/razvitie-yazykovogo-analiza-i-sinteza-u-detey-s-disgrafiey(дата обращения: 12.05.2020) 30. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Альянс, 2013. 367 с. 31. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001. - 79 с. 32. Радина Е. И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2001. 560 с. 33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2010.-720 с. 34. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. М.: Владос, 1995. - 256 с. 35. Спирова Л.Ф. Психофизиологические основы формирования навыка чтения. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Архангельск, 2005. - 34 с. 36. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 90 с. 37. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 157 с. 38. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2000. 110 с. 39. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с 40. Филичева Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Филичева Т.Б., Туманова Т.В. // Логопедия.- 2006. № 2. - С. 57-68. 41. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев.- М, Владос, 2009 .272 с. 42. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление/ Л.С. Цветкова. М.: Московский психологосоциальный институт;Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2000.-с. 149-246 55. 43. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: ВЛА-ДОС, 2007. 240 с. 44. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Вопросы психологии восприятия и мышления / Отв. ред. Б. М. Теплов. - М.: Наука, 1999. - 432 с. 45. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 2000. - 198 с.
Отрывок из работы

I. Глава. Теоретические аспекты изучение особенностей операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением речи 1.1.Специфика операций языкового анализа Ученые относят языковой анализ к когнитивно — речевым умениям, не способным формироваться самопроизвольно и требующим определенной работы по их вырабатыванию и формированию. Трудность такой работы содержится в том, что предпосылкой для удачного анализа языковых явлений потребуется как довольно сформированная речь, так и развитые процессы мыслительные. Так, согласно логопедической классификации нарушений письменной речи, предложенной Р.И. Лалаевой, именно нарушения разных его форм представляются в качестве основного механизма дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и сопровождаются характерными, «специфическими» ошибками письма [3]. Однако обращает на себя внимание отсутствие определения термина «языковой анализ и синтез» в словарях и справочных изданиях по специальной педагогике [4].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 37 страниц
650 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 28 страниц
150 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 26 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 13 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg