Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением речи

mari_ziteva 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.03.2021
В ходе написания работы была изучена психолого-педагогическая, логопедическая и методическая литературы по проблеме исследования особенностей операций языкового анализа у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Исследование данной проблемы приобретает особую значимость в связи с постановкой и решением сложного комплекса диагностических, прогностических и коррекционных задач, стоящих перед современной логопедией.
Введение

Усвоение языка как совокупности разнообразных средств, объединенных в единую иерархически организованную систему, дает возможность ребенку очень быстро стать полноправным членом языкового сообщества, способным производить и понимать бесконечное число новых и значимых для него образований, обеспечивающих не только коммуникативную, но и когнитивную деятельность. Исследование проблемы формирования языковых операций и особенностей их развития у детей с различными вариантами речевой патологии является одной из наиболее актуальных для коррекционной педагогики и психологии. Решение определённо связано с выяснением общих закономерностей лингвистического развития детей с различными речевыми нарушениями, анализом структуры их ведущего речевого дефекта, определением наиболее эффективных путей и средств для дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия. Операции овладения и пользования языком оказались в центре внимания не только психологов (Е.Д.Божович [5], Д.Б.Эльконин [45]), но и психолингвистов (И.П. Бондарев [6], А.А.Леонтьев [21]), а так же специалистов в области коррекционной педагогики (Г.А.Каше [14], Р.И.Лалаева [18] и др.) далеко не случайно. Поиск путей для решения проблем, возникающих у детей в процессе овладения языком, и создание базы для речевой и языковой коррекции должны способствовать формированию языкового анализа и синтеза, активизации познавательных способностей учащихся с речевыми нарушениями. На протяжении последних десятилетий проблема общего недоразвития речи различного генеза, является объектом изучения многих исследований (Р.Е. Левина [30], Н.С. Жукова [13], Л.Ф. Спирова [35], Т.Б. Филичева [39], и др.). Целесообразно будет отметить тот факт, что для детей с недоразвитием речи характерна пониженная способность анализировать явления языка. Такие дети не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля [35]. Речевой опыт детей с общим недоразвитием речи весьма ограничен, далеко не полностью удовлетворяет потребностям устного общения, именно эти особенности препятствуют полноценной учебной деятельности, ведут к неуспеваемости, и в целом, затрудняют общение и адаптацию к социальной среде. В связи с тем, что дети с недоразвитием речи составляют значительную категорию учащихся образовательных учреждений, то особо остро в логопедической науке на сегодняшний день стоит проблема, связанная с усвоением, в первую очередь, фонологической системы языка детьми, как в норме, так и с патологией. Не сформированные навыки различных форм языкового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями неизбежно приводят к специфическим ошибкам на письме и при чтении, и, как следствие, к школьной неуспеваемости. Открытыми для науки и практики следует считать вопросы о том, какие звуки являются наиболее сложными для восприятия на слух, как связаны между собой операции фонологического и фонематического характера. В основе операций фонематического анализа (выделение звуков в слове, сопоставление слов по выделенным звукам, определение последовательности звуков) лежит, как известно, чёткое произношение слов и составляющих их фонем. Вместе с тем следует заметить, что не всегда стойкий фонетический дефект сопровождается трудностями фонологического порядка [27]. С целью решения комплекса проблем диагностического, прогностического и коррекционного порядка необходимо тщательное изучение взаимодействия различных звеньев фонетико-фонологической системы у детей с нарушениями речи. В основу настоящего исследования был поставлен современный психолингвистический подход, базирующийся на широком использовании моделей языкового процесса, анализе операционной структуры реализующего механизма речевой деятельности, в работе которого одновременно участвуют фонетико-фонетические, фонационно-просодические и другие компоненты речеязыковой системы. Таким образом, несмотря на значимость данной проблемы, она не является достаточно разработанной и изученной, что и определяет ее актуальность. Цель исследования: изучение особенностей операций языкового анализа у младших школьников с нарушением речи; Объект исследования: операции языкового анализа у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: особенности операций языкового анализа у младших школьников. Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что у детей младшего школьного возраста с нарушением речи будут иметься особенности операций языкового анализа по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием: трудности фонематического восприятия, анализа последовательности звуков в слове, слогового анализа и синтеза искажение слоговой структуры слов, нарушение анализа предложений. Поставленная цель требует решения следующих задач: ? теоретический анализ психологической, педагогической и методической отечественной и зарубежной литературы; ? провести научный анализ теоретического и практического состояния проблем, связанных с особенностями операций языкового анализа у младших школьников с нарушением речи; ? разработка методических рекомендаций для родителей по развитию и формированию операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи; Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: ? метод анализа специальной литературы, периодической печати; ? метод анализа психолого — педагогической документации; ? метод систематизации полученной информации. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Содержание

Введение.............................................................................................................3 I Глава. Теоретические аспекты изучение особенностей операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением речи...7 1.1.Специфика операций языкового анализа..................................................7 1.2.Формирование языкового анализа в онтогенезе....................................13 1.3.Особенности операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи...............................................................20 II Глава. Исследование особенностей операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.............................................27 2.1.Организация, методы и методики исследования...................................27 2.2.Методические рекомендации по развитию и формированию операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.............................................................................................................................31 Заключение.......................................................................................................38 Список литературы..........................................................................................40 Приложение.....................................................................................................45
Список литературы

1. Агранович З.И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.: Детство-пресс, 2011. - 48 с. 2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000.400 с. 3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р.Аткинсон. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 361 с. 4. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. М.: Издательство Просвещение, 2004. - 90 с. 5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с. 6. Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания / И.П. Бондарев // Вопросы психологии. - 2000. № 5. - С. 127 - 131. 7. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. - 2004. - №2 (9). - с. 47-48. 8. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 2007. - 210 с. 9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.М.: Педагогика-Пресс, 2009. 536 с. 10. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи - М.: Просвещение, 1961. 148 с. 11. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 2001. - 298 с. 12. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. 1104 с. 13. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е Журова, Д.Б. Эльконин// Сенсорное воспитание дошкольников. - 1993.№ 2.С. 134-138 14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше.- М.: Просвещение, 1995.177 с. 15. Колесникова С. В. Развитие фонематического слуха у детей младшего школьного возраста. - М.: Издательство «Квента», 2007. 110 с. 16. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей /А.Н. Корнев.СПб.: Речь, 2003.336с. 17. Лалаева Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 224 с. 18. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1997. С.502-512. 19. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, - Спб.:Союз, 2009. - 156 с. 20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 2002. 160 с. 21. Леонтьев А. Н. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М.: Просвещение, 2000. - 321 с. 22 Логопедия : Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург : Литур, 2003. 316 c. 23. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 480 с. 24. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2008.- 324 с. 25. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма / А.Р. Лурия.М.: Наука, 2001. - 543 с. 26. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М.: Институт Практической Психологии, 2007. - 190 с. 27. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1999. С. 59-70 28. Назарова Л.К. Звуковой анализ и синтез в обучении первоначальному чтению. Звуковая работа над языком и речью учащихся при обучении грамоте.М.: Просвещение, 2006.120с. 29. Осепенкова А. А. Развитие языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией. [Интернет ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/logopediya/2015/02/04/razvitie-yazykovogo-analiza-i-sinteza-u-detey-s-disgrafiey(дата обращения: 12.05.2020) 30. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Альянс, 2013. 367 с. 31. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001. - 79 с. 32. Радина Е. И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2001. 560 с. 33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2010.-720 с. 34. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. М.: Владос, 1995. - 256 с. 35. Спирова Л.Ф. Психофизиологические основы формирования навыка чтения. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Архангельск, 2005. - 34 с. 36. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 90 с. 37. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 157 с. 38. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2000. 110 с. 39. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с 40. Филичева Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Филичева Т.Б., Туманова Т.В. // Логопедия.- 2006. № 2. - С. 57-68. 41. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев.- М, Владос, 2009 .272 с. 42. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление/ Л.С. Цветкова. М.: Московский психологосоциальный институт;Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2000.-с. 149-246 55. 43. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: ВЛА-ДОС, 2007. 240 с. 44. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Вопросы психологии восприятия и мышления / Отв. ред. Б. М. Теплов. - М.: Наука, 1999. - 432 с. 45. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 2000. - 198 с.
Отрывок из работы

I. Глава. Теоретические аспекты изучение особенностей операций языкового анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением речи 1.1.Специфика операций языкового анализа Ученые относят языковой анализ к когнитивно — речевым умениям, не способным формироваться самопроизвольно и требующим определенной работы по их вырабатыванию и формированию. Трудность такой работы содержится в том, что предпосылкой для удачного анализа языковых явлений потребуется как довольно сформированная речь, так и развитые процессы мыслительные. Так, согласно логопедической классификации нарушений письменной речи, предложенной Р.И. Лалаевой, именно нарушения разных его форм представляются в качестве основного механизма дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и сопровождаются характерными, «специфическими» ошибками письма [3]. Однако обращает на себя внимание отсутствие определения термина «языковой анализ и синтез» в словарях и справочных изданиях по специальной педагогике [4].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 16 страниц
192 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg