С самого рождения ребенок попадает в мир, где его окружают люди, которые общаются между собой, взаимодействуют и строят отношения. В дошкольном возрасте происходит процесс овладения первичными навыками общения, чтобы научится понимать этот мир, уметь взаимодействовать с людьми в процессе коммуникации. Уже при поступлении в школу ребенок приходит со своим багажом коммуникативных навыков. По причине того, что в младшем школьном возрасте навыки межличностного общения развиты недостаточно, возникает множество трудностей, из-за которых ребенок может замкнуться в себе, чувствовать себя одиноко, либо применяет неудачные способы построения дружеских отношений со сверстниками. Постепенно возникают коммуникативные трудности по отношению к учителям, родителям, сверстникам, которые в последствие могут выражаться у ребенка в форме агрессивности, негативизма, непослушания, неуверенности в себе, снижения самооценки.
Ситуация современного школьного образования требует от учащихся активного решения сложных коммуникативных задач, таких как организация делового общения, сотрудничества, взаимодействия с учителями и одноклассниками при изучении новых материалов. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Одним из требований стандарта на ступени начального общего образования выступает развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, учитывание позиции других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение слушать и вступать в диалог. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений является сложным и неоднозначным. Младшие школьники отличаются друг от друга интересами, взглядами, умениями и навыками. Поэтому, каждый из них входит в систему коллективных отношений по-разному.
Проблеме развития коммуникативных навыков у младших школьников, в том числе и во внеурочной деятельности посвящен ряд исследований, среди которых работы Гришановой И.А., Вложение С. Д., Полякова Л.С., Выготского В.А., Сухомлинского О.А., Веселковой Г.А., Ковалева Д.Б., Эльконина А.А., Леонтьева И.А., Зимней И.А., Королева М.И., Лисиной И.П., Подласого К.П., Зайцевой Э.И., Аюповой Г.А., Ж. Пиаже.
Однако, на наш взгляд, проблема создания психолого-педагогических условий развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности требует своего дальнейшего изучения.
Недостаточно полно используются на практике возможности внеурочной деятельности для развития коммуникативных умений младших школьников. Этим и обусловлена актуальность нашего исследования.
Актуальность проблемы повлекла за собой противоречие: между необходимостью развития коммуникативных умений у младших школьников и недостаточной степенью изученности психолого-педагогических условий их развития во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы должны быть психолого-педагогические условия для развития коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности?
Выделенная проблема и противоречие определили выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности».
Объект: процесс развития коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет: психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. рассмотреть коммуникативные умения младших школьников и их основные характеристики;
2. изучить основные направления и формы развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности;
3. проанализировать практику развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности (на примере общеобразовательных организаций г. Горно-Алтайска);
4. разработать методические рекомендации для педагогов начальной школы по созданию психолого-педагогических условий развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач применялись методы исследования:
теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Методологическую основу исследования составили положения отечественных ученых о ведущей роли общения в развитии личности и о связи между обучением, воспитанием и общением (Лисина М.П., Дмитриева Е. Е., Гришанова И. А. и др.). В основу исследования легли следующие теоретические идеи: Б.Г. Ананьева о связи между обучением и общением, идеи Л.С. Выготского о связи коммуникативного развития личности и социально-культурной среды.
Этапы исследования:
На первом этапе осуществлялся выбор темы исследования, были определены объект, предмет, цели и задачи исследования, составлен план исследования, была проведена работа с научной и методической литературой.
На втором, исследовательском этапе осуществлялся выбор методов исследования, разработка программы исследования, организация условий проведения исследования и его реализация.
На заключительном, контрольном этапе проводилось обобщение материалов исследования, формулирование выводов, оформление работы.
База исследования: МБОУ «Начальная школа №5 г. Горно-Алтайска», МБОУ «Гимназия № 9 «Гармония» г. Горно-Алтайска, МБОУ «Средняя школа № 1 г. Горно-Алтайска».
Практическая значимость: разработать методические рекомендации для педагогов начальной школы, позволяющие формировать коммуникативные умения младших школьников во внеурочной деятельности.