Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

mari_ziteva 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.03.2021
Психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности являются актуальной проблемой в области современного образования. Этим вопросом последние десятилетия занимаются А. Г. Антонова, Е. А. Архипова, О. А. Веселкова, Р. И. Говорова, Н В Клюева, О. Ф. Кармадонова, Ю. В. Касаткина, Т. А. Ладыженская, Л. И. Лежнев, Р. В. Овчарова, Н. В. Пилипко, А. И. Шемшурина, А. А. Шустова, Н. В. Щиголева.
Введение

С самого рождения ребенок попадает в мир, где его окружают люди, которые общаются между собой, взаимодействуют и строят отношения. В дошкольном возрасте происходит процесс овладения первичными навыками общения, чтобы научится понимать этот мир, уметь взаимодействовать с людьми в процессе коммуникации. Уже при поступлении в школу ребенок приходит со своим багажом коммуникативных навыков. По причине того, что в младшем школьном возрасте навыки межличностного общения развиты недостаточно, возникает множество трудностей, из-за которых ребенок может замкнуться в себе, чувствовать себя одиноко, либо применяет неудачные способы построения дружеских отношений со сверстниками. Постепенно возникают коммуникативные трудности по отношению к учителям, родителям, сверстникам, которые в последствие могут выражаться у ребенка в форме агрессивности, негативизма, непослушания, неуверенности в себе, снижения самооценки. Ситуация современного школьного образования требует от учащихся активного решения сложных коммуникативных задач, таких как организация делового общения, сотрудничества, взаимодействия с учителями и одноклассниками при изучении новых материалов. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Одним из требований стандарта на ступени начального общего образования выступает развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, учитывание позиции других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение слушать и вступать в диалог. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений является сложным и неоднозначным. Младшие школьники отличаются друг от друга интересами, взглядами, умениями и навыками. Поэтому, каждый из них входит в систему коллективных отношений по-разному. Проблеме развития коммуникативных навыков у младших школьников, в том числе и во внеурочной деятельности посвящен ряд исследований, среди которых работы Гришановой И.А., Вложение С. Д., Полякова Л.С., Выготского В.А., Сухомлинского О.А., Веселковой Г.А., Ковалева Д.Б., Эльконина А.А., Леонтьева И.А., Зимней И.А., Королева М.И., Лисиной И.П., Подласого К.П., Зайцевой Э.И., Аюповой Г.А., Ж. Пиаже. Однако, на наш взгляд, проблема создания психолого-педагогических условий развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности требует своего дальнейшего изучения. Недостаточно полно используются на практике возможности внеурочной деятельности для развития коммуникативных умений младших школьников. Этим и обусловлена актуальность нашего исследования. Актуальность проблемы повлекла за собой противоречие: между необходимостью развития коммуникативных умений у младших школьников и недостаточной степенью изученности психолого-педагогических условий их развития во внеурочной деятельности. Проблема исследования: каковы должны быть психолого-педагогические условия для развития коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности? Выделенная проблема и противоречие определили выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности». Объект: процесс развития коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности. Предмет: психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности. Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности. Задачи: 1. рассмотреть коммуникативные умения младших школьников и их основные характеристики; 2. изучить основные направления и формы развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности; 3. проанализировать практику развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности (на примере общеобразовательных организаций г. Горно-Алтайска); 4. разработать методические рекомендации для педагогов начальной школы по созданию психолого-педагогических условий развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности. Для решения поставленных задач применялись методы исследования: теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение. Методологическую основу исследования составили положения отечественных ученых о ведущей роли общения в развитии личности и о связи между обучением, воспитанием и общением (Лисина М.П., Дмитриева Е. Е., Гришанова И. А. и др.). В основу исследования легли следующие теоретические идеи: Б.Г. Ананьева о связи между обучением и общением, идеи Л.С. Выготского о связи коммуникативного развития личности и социально-культурной среды. Этапы исследования: На первом этапе осуществлялся выбор темы исследования, были определены объект, предмет, цели и задачи исследования, составлен план исследования, была проведена работа с научной и методической литературой. На втором, исследовательском этапе осуществлялся выбор методов исследования, разработка программы исследования, организация условий проведения исследования и его реализация. На заключительном, контрольном этапе проводилось обобщение материалов исследования, формулирование выводов, оформление работы. База исследования: МБОУ «Начальная школа №5 г. Горно-Алтайска», МБОУ «Гимназия № 9 «Гармония» г. Горно-Алтайска, МБОУ «Средняя школа № 1 г. Горно-Алтайска». Практическая значимость: разработать методические рекомендации для педагогов начальной школы, позволяющие формировать коммуникативные умения младших школьников во внеурочной деятельности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 1 Теоретические основы развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………7 1.1 Коммуникативные умения младших школьников и их основные характеристики……………………………………………………………………7 1.2 Основные направления и формы развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности………………………….16 2 Практика развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности (на примере общеобразовательных организаций г. Горно-Алтайска)………………………………………………………………26 2.1 Анализ практики развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности (на примере общеобразовательных организаций г. Горно-Алтайска)……………………………………………….26 2.2 Методические рекомендации для педагогов начальной школы по созданию психолого-педагогических условий развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности…………………34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39 ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...41
Список литературы

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ с изменениями 2018 года [Электронный ресурс] URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ред. от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) [Электронный ресурс] URL: https:// file:///C:/Users/1/Downloads/fgos_ru_nach.pdf%20(2).pdf 3. Агафонова, И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений / И.Н. Агафонова - 2010.- №9 - C.31-35. 4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс - 2006. С. 384. 5. Арефьева, О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста / О.М. Арефьева // Начальное образование.- 2010г. № 3. С. 52. 6. Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников / М.Н. Ахметова – 2009. – С. 166-171. 7. Балканский, Д.И. Формирование и развитие коммуникативных способностей личности в изобразительной деятельности/ Д.И. Балканский // Начальная школа. - 2012. - №4, С. 24-27. 8. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. Пед. учеб. заведений / А.С. Белкин – М.: Издательский центр Академия, 2009. – 192 с. 9. Блонский, П.П. Психология младшего школьника/ Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 574 с. 10. Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А.Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3- е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2011. – 383 с. 11. Большой энциклопедический словарь. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 553 с. 12. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. - М: АПН РСФСР, 1959. - 348 с. 13. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа - 2011. – С. 53- 56. 14. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников. / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. 2010. - №2. - С. 149- 153. 15. Бухвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества/ В.А. Бухвалов // М.: Центр «Педагогический поиск», 2008. – 144 с. 16. Венецкая, А.Б. Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках в начальной школе / А.Б. Венецкая - 2009. - №1. - С. 86-89. 17. Витковская, И. М.. Обучение младших школьников в совместной деятельности// И.М. Витковская// Псков, 2007. - 96 с. 18. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://coc1480.mskobr.ru/conditions/rabota_strukturnyh_podra zdelenij/stati_raboty_strukturnyh_podrazdelenij/vneurochnaya_deyatel_nost_1- 2_klass/ (дата обращения 10.05.2020) 19. Волкова, Л.В. Основы организации внеурочной деятельности младших школьников: учебно-методическое пособие/ Л.В. Волкова. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018.— 103 c. [Электронный ресурс] URL: http://www.iprbookshop.ru/86375.html. 20. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Академический проект: АльмаМатер, 2005. – с. 208. 21. Волков, Н.И. Организация учебной деятельности в малых группах./ Педагогическая психология: хрестоматия/ сотавит.: В.Н. Карандышев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. СПб: Питер. 2006. – С. 412. 22. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский М.: Союз, - 2006. С 224. 23. Выготский, Л.С. Психология/ Л.С. Выготский – М.: ЭКСМО-пресс, 2003. – С. 1008. 24. Гражданцева В.А. Педагогика сотрудничества как условие развития личности/ В.А. Гражданцева / Начальная школа. 2008. - №6. - С. 19-20. 25. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 233. 26. Желтовская, Л.Я, Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. – 2011. – № 5. – С. 50-57. 27. Зайцева, К.П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] URL: http://www.emissia.org/ofTline/2011/1552.htm (дата обращения 10.04. 2019) 28. Зайцева, К.П. Формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева - 2011. - №4. - С. 78- 83. 29. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения/ Л.В. Занков М., - 2007. – С. 152. 30. Зверинцев, А.Б. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ А.Б. Зверинцев – 2011. – № 4. – С. 78-83. 31. Земленская, Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках/ Е.Н. Земленская - 2008. - №3. - С. 48-51. 32. Иванова, И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности/ И.В. Иванова - 2011. - №2. - С. 90-94. 33. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения/ О.М. Казарцева - М.: Флинта, Наука, 2008. – С. 317. 34. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование / А.А Кидрон - канд. Психол. Наук. - Ленинград, 2007. – С. 235. 35. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович – 2011. – № 10. – С. 50-51. 36. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина - СПб.: Питер - 2009. С.320. 37. Слизкова, Е.В. Особенности организации внеурочной деятельности учащихся в начальной школе / Е.В. Слизкова // XXI Ершовскиее чтения Межвузовский сборник научных статей - 2013. С. 86-88. 38. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников / П.В. Степанов // Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС. - Издательство: Просвещение, 2013. С. 2-3. 39. Пимкина, О. А. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности / О.А. Пимкина [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/621311/. 40. Чернов, С. В. Развитие коммуникативных компетенций учащихся при освоении технологии трудоустройства / С.В. Чернов // Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования: Сборник научных статей - 2007. С. 158-165.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Коммуникативные умения младших школьников и их основные характеристики Вся жизнь человека состоит из взаимодействия с социумом, построения отношений с различными людьми посредством общения. Само общение выполняет очень важную роль для каждого человека и его психического состояния, что отражается на его поведении по отношению к окружающим людям. Коммуникация - передача сообщения, сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе. «…Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности» [4].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg