Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методика развития гибкости у младших школьников на уроках физической культуры

cool_lady 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.02.2021
Актуальность озвученной проблемы базируется на наличии имеющихся противоречий в теории и практики физического воспитания между: - Младший школьный возраст – благоприятный период для развития практически всех суставах - Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития многих физических качеств, в том числе и гибкости - Время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала можно считать упущенным, если вовремя не делать упор на развитие физического потенциала младших школьников по развитию гибкости - Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека - Гибкость - одно из основных качеств, характеризующих здоровье и функциональную молодость человека. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, недостаточная – затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела, вместе с тем, приводит к торможению физического развития, а значит и к ухудшению здоровья [20]. При многочисленных движениях гибкость играет важную роль, но многие недооценивают ее значение. Вместе с тем, развитие гибкости имеет особое значение не только для воспитания двигательных качеств, но и физического состояния людей в целом. На необходимость развития гибкости у школьников указывают в своих работах В.И.Лях [15], А.П.Матвеев [18], В.С.Быков [6], О.Н.Маркова [17] и другие исследователи. Проблемой исследования является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития гибкости в соответствии с современными требованиями. Цель работы – Обосновать и практически проверить эффективность методики развития гибкости на уроках физической культуры в начальных классах Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры в младших классах. Предмет исследования: средства и методы развития гибкости младших школьников на уроках физической культуры. Задачи: 1. Раскрыть характеристику гибкости как двигательного качества. 2. Определить возрастные особенности морфофункционального развития детей. 3. Изучить особенности методики развития гибкости младших школьников в процессе урока физической культуры. 4. Провести исходную диагностику степени развития гибкости у младших школьников 5. Обосновать и практически реализовать экспериментальную методику развития гибкости у детей. Методы исследования: 1. Анализ литературных источников 2. Тестирование 3. Педагогический эксперимент 4. Математическая статистика Рабочая гипотеза: введение в урок физической культуры упражнений, позволяющие повысить эффективность методики развития гибкости, а также отношение и интерес к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста. Структура работы: Выпускная квалификационная работа представлена на 57 страницах. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 32 источника, 1 приложения.
Введение

Значение физической культуры в школьный период заключается в создании фундамента для разностороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. В теории и методике физического воспитания под гибкостью принято понимать подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата и способность выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать систематически с раннего детства. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточное развитие гибкости у младших школьников приводит к несовершенной технике, а также к травмированию. В спортивной деятельности гибкости уделяется большое внимание. Высокий уровень развития гибкости имеет большое значение при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные литературы и спортивной практики показывают, что развитие гибкости в зрелые годы – сложный и малоэффективный процесс, тогда как младший школьный возраст создает для этого благоприятные предпосылки.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…. 3 Глава 1. Теоретические основы развития гибкости в школьном возрасте……………………………………………………………………...……. 6 1.1 Возрастные особенности морфофункционального развития детей младшего школьного возраста………………………………………………….. 6 1.2 Характеристика гибкости как двигательного качества и особенности ее развития в младшем школьном возрасте……………………………………....13 1.3 Рассмотрение программ по ФГОС……………………………..…………...20 Выводы по первой главе………………………………………………..……….28 Глава 2. Методики развития гибкости на уроках физической культуры в начальной школе……………………………………………………………..…..30 2.1 Особенности проведения уроков согласно ФГОС ………………………..30 2.2 Теоретический анализ существующих методик развития гибкости …….34 2.3 Обоснование экспериментальной методики развития гибкости …...……38 Выводы по второй главе…………………………………………………….…..49 Заключение…………………………………………………………………...…..51 Список использованных источников …………………………………………..54 Приложение 1…………………………………………………………………….57
Список литературы

2. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А.Ашмарин. - М.: Просвещение, 1979 .- 240 с. 3. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А.Ашмарин. - М.: просвещение, 1990 .- 287 с. 4. Ашмарин, Б. А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А.Ашмарин.- М.: просвещение, 1995 .- 287 с. 5. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / В.К.Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988 .- 208 с. 6. Белов, Р.А Исследование активной и пассивной подвижности в суставах и обоснование методике развития у девочек школьного возраста [Текст] / Р.А.Белов. - М.: 1967 .- 19 с. 7. Быков, B.C Развитие двигательных способностей учащихся [Текст] / В.С.Быков. - М.: 1998 .- 74 с. 8. Воробьев, В.И Определение физической работоспособности спортсменов [Текст] / В.И. Воробьев.- М.: 1998 .- 54 с. 9. Гвоздева К.И. Методическое пособие по развитию гибкости / МГТУ «МАМИ», 2006, 26 с. 10. Демидов, В.М Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников [Текст] / В.М.Демидов.- М.: 1991 .- 47 с. 11. Зимкина, Н.В Физиология человека [Текст] / Н.В.Зимкина. - М.: Физкультура и спорт, 1964 .- 98 с. 12. Качашкин, В.М Методика физического воспитания [Текст] / В.М.Качашкин. - М.: Просвещение, 1980.- 304 с. 13. Козлова, В.И Физиология развития ребенка [Текст] / В.И. КозловаМ.: 1983 .- 31 с. 14. Коренева, М.С Подвижные игры [Текст] / М.С.Коренева. - М.: 2000 .- 24 с. 49 15. Кузнецова, З.И Развитие двигательных качеств школьников [Текст]/ З.И.Кузнецова. - М.: Просвящение,1967 .- 204 с. 16. Лях, В.И Гибкость и методика её развития. Физкультура в школе [Текст] / В.И.Лях. - М.: 1999 .- 25 с. 17. Лях, В.И Совершенствование специфических координационных способностей. Физическая культура в школе [Текст] / В.И.Лях. – М.: 2001. - 7-14 с. 18. Маркова, О. Н Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / О.Н.Маркова. - М.: Физкультура и спорт, 1997 .- 158 с. 19. Матвеев, А.П Методика физического воспитания в начальной школе [Текст] / А.П.Матвеев. - М.: Владос-Пресс,2003 .- 248 с. 20. Медведев, И.А Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры [Текст] / И.А.Медведев. – М.: 2001. – 126 с. 21. Менхин, Ю.В Физическая подготовка в гимнастике [Текст] / Ю.В.Менхин. - М.: Физкультура и спорт, 1989 .- 116 с. 22. Портных, Ю.И Спортивные игры и методика преподавания [Текст] /Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1986 .- 219с. 23. Семенов, Л Гимнастам о гимнастике [Текст] /Л.Семенов.- М.: Физкультура и спорт, 1961 .- 196 с. 24. Сермеев, Б.В Спортсменам о воспитании гибкости [Текст] / Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 1970 .- 24 с. 25. Сермив, Б.С Спортсменам о воспитании гибкости [Текст] / Б.С.Сермив.- М. : 1970 .- 36 с. 26. Смоленский, В.А Гимнастика в трех измерениях [Текст] / В.А.Смоленский.- М. : 1979 . - 123 с. 27. Украна, М.Л Гимнастика [Текст] /М.Л.Украна.- М. : Физкультура и спорт, 1977 . - 422 с. 50 28. Фомин, Н.А Возрастные особенности физического воспитания [Текст] / Н.А.Фомин. – М .: Академия, 1983 .- 75 с. 29. Холодов, Ж.К Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К.Холодов.- М.: Академия, 2003 .- 480 с. 30. Чудинова, П.Р Воспитание гибкости у детей [Текст] / П.Р. Чудинова. -М.: 1994 .- 3 с. 31. Яковлев, В.Г Физическое воспитание детей в семье [Текст] / В.Г.Яковлев.- М.: Физкультура и спорт, 1971 . - 144 с. 32. Янсон, Ю.А Физическая культура в школе [Текст] / Ю.А.Янсон.- М.: 2004 .- 624 с.
Отрывок из работы

Глава I Теоретические основы развития гибкости в школьном возрасте 1.1 Возрастные особенности морфофункционального развития детей младшего школьного возраста Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенно старшего возраста. Остановимся на физиологических особенностях детей отнесенных к группе младшего школьного возраста [27]. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорция тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг [19]. Младшим школьным возрастом считается возраст детей от 6 – 7 лет до 10 – 11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общественной школы. Возраст 6 лет в настоящее время является переходным от дошкольного возраста к школьному. В это время наблюдается прогрессивное созревание коры больших полушарий, совершенствование силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием к верху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет – 1200 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2 % углекислоты (против 4 % у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их 27 организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста [17]. Наше исследование посвящено изучению и выявлению наиболее информативных педагогических, морфофункциональных и биохимических параметров, влияющих на результаты двигательных тестов у детей младшего школьного возраста, а также сравнению различных программ обучения физическому воспитанию в начальной школе. Интерес к изучению особенностей развития детей этого возраста объясняется тем, что на данном этапе дети начинают заниматься по программе средней школы физической культурой, а некоторые из них в спортивных секциях ДЮСШ, что в свою очередь, влечет за собой положительные морфофункциональные изменения всего организма. Анализируя программы, средства и методы физического воспитания, можно сказать, что они разрабатываются с учетом морфофункциональных особенностей организма детей. Основы понимания генетических и средовых механизмов, лежащих в основе роста и развития детей, помогают избежать ошибок не только в методике организации обучения физическим упражнениям, но так же в подборе и дозировке средств, направленных на их совершенствование. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков различна. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для физического развития. У младших школьников имеются все предпосылки к приобретению гибкости: - преобладание в костной ткани органических элементов и воды, которые делают скелет гибким и эластичным; - сочленение костей подвижно; - постепенное замещение костной ткани хрящевой; - усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов (шейной и грудной кривизны); - слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника; - кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям; - недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие, объем мышечной ткани 27%. Доступный уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений. Поэтому на уроках с младшими школьниками упражнения на развития гибкости нужно включать постоянно и в большем объеме. Выше сказанное доказывает, что физиологическое и морфофункциональное развитие детей младшего школьного возраста является одним из существенных показателей состояния ребенка и отражает общие закономерности роста и развития. В связи с этим выделяют следующие морфофункциональные особенности младшего школьника: - костная система младшего школьника находится в стадии формирования, поэтому необходимо заботиться о правильной позе к походке учащихся; - наблюдается прогрессивное созревание коры больших полушарий, совершенствование силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов; - постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения; - потребность в высокой двигательной активности. Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л.П. дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опор¬но-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые компоненты - техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной коорди¬нации, снижению экономической работы часто является причиной по¬вреждения мышц и связок. Одно из определений: гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из важней¬ших физических качеств спортсмена. Это качество определяется разви¬тием подвижности в суставах. Термином "гибкость" целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам пра¬вильнее говорить "подвижность" (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Проявление гибкости зависит от ряда факторов. В специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов. Анатомическая подвижность определяется путем теоретических вычислений. Для этого определяют величину суставной поверхности с помощью рентгенограммы, а затем, вычитая из угла большей кривизны угол меньшей кривизны, определяют предел возможной подвижности в суставе. Анатомическая подвижность относительно постоянна и она дает картину возможной амплитуды движений. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движение в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение). Активная подвижность обусловлена силой мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за счет собственных усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, производящих движение в данном суставе. Пассивная подвижность соответствует анатомическому строению сустава и определяется величиной возможного движения в суставе под действием внешних сил. Соответственно этому различают и методы развития гибкости. При пассивной гибкости амплитуда движений в суставе больше, чем при активной. Активная гибкость развивается следующими средствами: 1) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц; 2) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции. Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них. Пассивная гибкость развивается упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес, сила, вес различных предметов и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой или длительно, с постепенным доведением движения до максимальной амплитуды. Хотя последний способ выполнения упражнений эффективен, он применяется несколько реже в связи с тем, что длительное удержание мышц в растянутом состоянии вызывает неприятные ощущения. Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять, возможно, чаще, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда гибкость снижается. Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого урока. Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно подразделить на общую и специальную виды. Под общей гибкостью подразумевают подвижность в суставах и сочленениях, необходимую для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость - необходимый уровень подвижности, которая обеспечивает полноценное владение техническими действиями спортсмена. Специальная гибкость — способность успешно (результативно) выполнять действия с минимальной амплитудой. Большая амплитуда движения в суставах позволяет спортсмена выполнять более широкий арсенал приемов. Выполнение приемов с большой амплитудой делает их более эффективными и результативными. Установлено, что в обычной и даже спортивной деятельности анатомически возможная подвижность используется на 80 - 90 % , и всегда сохраняется запас гибкости, который можно использовать. Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц – антагонистов. Резерв гибкости же обусловлен кроме этого - вязкостью мышечной ткани и эластичностью связочно-сухожильного аппарата. Это значит, что проявление гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, то есть от степени совершенствования межмышечной координации. На гибкость существенно влияют внешние условия:. 1. Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2. Температура воздуха (при 20…30 С гибкость выше, чем при 5…10 С); 3. Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки); 4. Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 С или после 10 минут пребывания в сауне); Существенные трудности могут возникнуть, если развивать гибкость за счет изменения строения сустава. Обычно суставы имеют одинаковое строение у всех людей. Но известно, что подвижность в суставах у детей больше, чем у взрослых. Если давать упражнения с большей амплитудой движения с детского возраста, то большая подвижность сохраняется и в зрелом возрасте. В обычных условиях человек использует лишь сравнительно не-большую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент. Даже во время занятий такими ви¬дами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, плавание, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, ис¬пользуется лишь 80-90% анатомической подвижности 1.2 Теоретический анализ существующих методик развития гибкости Под физическим качеством понимают социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, которые выражают его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу физических качеств относят: силу, выносливость, ловкость, гибкость, быстроту. Остановимся подробнее на одном из основных физических качеств – гибкость. Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность» в суставах, а не «гибкость», например: «подвижность» в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела. Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивания, а так же правильную дозировку нагрузок. Чаще всего это гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела. Основными ограничителями размаха движений являются мышцы - антагонисты, чем лучше способность мышц - антагонистов растягиваться в движениях с большой амплитудой, тем больше подвижность в суставах. Виды растягивающих упражнений различают в зависимости от использующихся растягивающих сил. При применении внешних сил упражнения на растягивание называются пассивными. Пассивные упражнения на гибкость включают: 1) движения, выполняемые с партнером; 2) движения, выполняемые с отягощением, резиновым эспандером; 3) пассивные движения с использованием собственной силы; 4) движения, выполняемые на снарядах, где отягощением является вес собственного тела. Они служат эффективным средством увеличения и сохранения запаса гибкости и способствуют увеличению амплитуды активных движений [18]. Они служат эффективным средством увеличения и сохранения запаса гибкости и способствуют увеличению амплитуды активных движений [18]. Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинного) или статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы. При использовании в качестве растягивающей силы напряжение мышцы, упражнения носят название - активных. Активная гибкость развивается в 1,5 - 2 раза медленней пассивной [25]. В общей совокупности упражнений, направленных на развитие гибкости преобладают активные упражнения, так как в реальных условиях жизнедеятельности гибкость, главным образом, проявляется в активных формах. Если требуется достижения заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3 – 4 месяца, то рекомендуется следующее соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные, 40% - пассивные и 20% - статические. Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в водную часть урока по физической культуре. Данные упражнения важно сочетать с упражнениями на силу и расслабления. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабления не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно – связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабления в период направленного развития подвижности в суставах значительно возрастает эффект тренировки. Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течении года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 сек; при пассивных 1 повторение в 1-2 сек; «выдержка» в статических положениях 4-6 сек. Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабления. По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость появляется в движении, а статическая – в позах. В занятиях с детьми младшего школьного возраста доля статических упражнений должна быть меньше, динамических - больше. Ближайший эффект от растягивающих упражнений зависит от соблюдения методических правил [20]: - предварительное функциональное разогревание, применение упражнений, вызывающих достаточную теплопродукцию; - Серийность и постепенное усиление растягивающих импульсов в процессе упражнения. Для достижения необходимой действенности динамических и комбинированных упражнений в растягивании их выполняют серийно, многократно, стремясь доводить амплитуду движений в каждой серии до оправданного максимума (до легких болевых ощущений.) - комплексность в подборе средств и рациональное расположение в структуре занятия (как правило, в первой половине основной части). Наибольший эффект в смысле увеличения амплитуды движений активные упражнения на растягивание дают, как правило, тогда, когда их выполняют в первой половине основной части комплексного занятия. Концентрированно несколькими сериями подряд (например, 5-6 секунд по 10-12 маховых движений в каждой с интервалами активного отдыха между сериями.) Выделяют так же общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, и др); специальная гибкость – амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия. Проявления гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обуславливающий подвижность суставов - анатомический. Ограничителями движений является строение суставов. Форма костей во многом определяет направления и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведения, приведения, супинация, пронация, вращения). Гибкость обусловлена центрально- нервной регуляцией тонуса мышц, а так же напряжением мышц – антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы, которые осуществляют движения, т.е. от степени совершенствования межличностной координации. На гибкость существенно влияют условия: 1. Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); 2. Температура воздуха (при 20, 30 градусах гибкость выше, чем при 5, 10 градусов); 3. Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки); 4. Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут). Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают. Этапы развития гибкости. Весь процесс воспитания гибкости можно разделить на три этапа: 1. Этап - «суставной гимнастики». Задачей этого этапа является не только повышение общего уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суставов, а также тренировка мышечно-связочною аппарата с целью улучшения эластических свойств и достижения прочности мышц и связок. Специальные исследования, показали, что этому способствуют упражнения на растягивание. На этом этапе осуществляется как бы "проработка" всех суставов. Учитывая, что особенно широкими возможностями для развития гибкости обладают дети до 9 - 13 лет, целесообразно занятия суставной гимнастикой планировать именно на этот возрастной период. Причем необходимо систематически воздействовать и на те суставы, которые без применения физических упражнений менее всего развиваются в повседневной жизни. Обычно у младших школьников слабо развита подвижность в разгибательных движениях, в поворотах рук, ног и туловища [14]. 2. Этап - специализированного развития подвижности в суставах. Задачей данного этапа является развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрому овладению спортивной техникой и на этой основе - улучшению спортивных результатов. В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые выполняют с максимальной амплитудой. По другому их называют упражнениями на растягивание [25]. Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими. Основные правила применения упражнений в растягивании: 1) Не допускаются болевые ощущения 2) Движения выполняются в медленном темпе 3) Постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника Упражнения на растягивание необходимо использовать в течение всего года, так как при длительном перерыве в их применении подвижность в суставах ухудшается. Это, как правило, отражается на спортивных результатах. Многие спортсмены в соревновательном периоде используют неоправданно малое число упражнений на растягивание с небольшой дозировкой, а это не может способствовать поддержанию подвижности в суставах на достигнутом уровне [17]. Следует особо подчеркнуть необходимость правильного сочетания в тренировочном цикле упражнений на растягивание и силу. Важно не только максимально полно развивать отдельно силу и подвижность, но и постоянно приводить их в соответствие между собой. Только таким путем можно добиться эффективного использования подвижности в суставах для достижения высокого результата. Нарушение этого требования приводит к тому, что одно из качеств, имеющее более низкий уровень развития, не дает возможности в полной мере использовать другое качество [17]. 3 Этап - поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне. Показатели подвижности в суставах не могут постоянно удерживаться на требуемом уровне. Если упражнения на растягивание исключить из тренировки, то подвижность в суставах ухудшится, поэтому упражнениями на растягивание нужно заниматься в течение всего года, меняя их дозировку.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 50 страниц
1250 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 46 страниц
1150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg