Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СТРАХОВАНИЕ

Обязательное медицинское страхование

cool_lady 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.02.2021
Обязательное медицинское страхование в России продолжает разви-ваться, есть также актуальные проблемы, которые еще предстоит решить Правительству Российской Федерации. С 1 января 2011 года вступил в силу федеральный закон об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, в соответствии с которым внедрили новые правила оформления полиса и его форма. Актуальность темы данной работы не может вызывать сомнений, так как в любом цивилизованном обществе является главной составляющейся ча-стью. Также, несмотря на большое количество модернизаций, и реформ, в медицинском страховании были и остаются проблемы, которые мешают в полной мере обеспечить население доступной и качественной медицинской помощью. Целью выпускной квалификационной работы является исследование си-стемы обязательного медицинского страхования, а также выявление проблем и путей совершенствования его функционирования. В процессе достижения цели решаются следующие задачи: ? рассмотреть понятие и виды обязательного медицинского страхо-вания; ? раскрыть источники правового регулирования обязательного ме-дицинского страхования; ? определить органов, осуществляющих медицинское страхование; ? проанализировать права и обязанности лиц подлежащих обяза-тельному медицинскому страхованию; ? раскрыть особенности ответственности за нарушение законода-тельства по обязательному медицинскому страхованию. Объектом исследования являются общественные отношения, возника-ющие в сфере обязательного медицинского страхования. Предметом исследования выступают проблемы обязательного медицин-ского страхования и финансирование региональной системы здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования. Методология исследования. С целью решения поставленных задач в процессе исследования использовались методы системного и сравнительного анализа, статистической обработки эмпирических данных и смыслового обобщения итогов. Теоретической основой разработки темы работы являются труды специ-алистов в области медицинского страхования, такие как: Бобылева С.Н., Лев-кевич М.М., Скамай Л.Г., Сплетухов Ю.А., Шахова В.В. и другие. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, глоссария, списка сокращений, заключения и списка литературы.
Введение

В современных условиях страховая защита населения является обяза-тельным атрибутом любого цивилизованного государства. Страхование явля-ется неотъемлемой составляющей частью жизни во всех уголках нашей пла-неты, а также уникальной отраслью экономики. На сегодняшний день система здравоохранения, в том числе медицинскому страхованию, отводится важная роль в большинстве стран мира. Через механизм страхования обеспечивается защита граждан и хозяйствующих субъектов от различных опасностей. Также представляет собой систему экономических отношений, включающую сово-купность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств, используемых для защиты имущественных интересов участников страхования при наступлении определенных событий. Медицинское страхование форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств. Медицинское страхование имеет две формы: добровольное и обяза-тельное страхование. В данной работе более ёмко раскроем сущность обяза-тельного медицинского страхования в Российской Федерации. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного соци-ального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении стандартной, социальной медицинской помощи, предоставляе-мой за счет средств обязательного медицинского страхования и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Содержание

Введение 3 Глава 1 Понятие обязательного медицинского страхования 6 1.1Понятие и виды обязательного медицинского страхования 6 1.2 Источники правового регулирования обязательного медицинского страхования 11 Глава 2 Права и обязанности субъектов обязательного медицинского страхования 18 2.1 Органы осуществляющие медицинское страхование 18 2.2 Права и обязанности лиц подлежащих обязательного медицинского страхования 26 Глава 3 Ответственность за нарушение законодательства по обязательному медицинскому страхованию 33 3.1 Ответственность государственных органов за нарушение законодательства по обязательному медицинскому страхованию 33 3.2 Ответственность иных лиц за нарушения законодательства обязательного медицинского страхования 43 Заключение 50 Список использованных источников 53 Приложения 61
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): феде-ральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 03.08.2018 г. №339-ФЗ) // Российская газета. – 1994. – 08.12. – № 238-239. 3. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528- 1(ред. от 27.12.2018 г. № 528-ФЗ) «О беженцах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2018) // Российская газета. – 1997. – 03.06. – № 126. 4. Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ (ред. от 28.11.2018 г. № 182-ФЗ) О внесении изменений и дополнений в Закон Россий-ской Федерации «О страховании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.11.2018) // Российская газета. – 1998. – 04.01. – № 1. 5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г. № 305-ФЗ) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2016) // Российская газета. – 1998. – 07.04. – №13. 6. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014 г. № 501-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхова-ния» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 29. – Ст. 3686, 2014. 62 – № 49 (частьVI). – Ст. 6916. 7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018 г. № 462-ФЗ) Об обязательном пенсионном страховании в Россий-ской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.12.2018) // «Собрание зако-нодательства Российской Федерации. – 2001. – № 51. – Ст. 4832 8. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019 г. № 6-ФЗ) «Об обязательном медицинском страховании в Россий-ской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.02.2019) // Российская газе-та. – 2010. – 03.12. – № 274. 9. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ// Российская газета. – 2006. 10. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных дан-ных, осуществляемой без использования средств автоматизации" 11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном стра-ховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-ваний" 12. Решение Куйбышевского районного суда Омской области от 12 октября 2017 г. по делу № 2-4118/2017, по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области к З. [Электронный ресурс] // URL: http://sudact.ru (дата обращения: 05.04.2020) 13. Решение Нижнеомского районного суда Омской области от 08 февраля 2018 г. по делу № 1-5/2018, по иску от ООО «РГС-Медицина» к П. [Электронный ресурс] // URL: http://sudact.ru (дата обращения: 05.04.2020). 14. Архипов, А.П. Основы страхового дела / Архипов А.П., Гомелля В.Б. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 544 с. 15. Ахвледиани, Ю.Т. Страхование / Ахвледиани Ю.Т., Амаглобели Н.Д., - 4-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 495 с. 16. Беккер П.Р. Обязательное медицинское страхование и доброволь-ное медицинское страхование в России, проблемы и перспективы / П.Р. Бек-кер // Экономика и менеджмент: актуальные вопросы теории и практики. — 2015. — С. 27-33. 17. Воронина, Н.А. Права человека и правовое социальное государ-ство в России: Монография / Н.А. Воронина, А.С. Запесоцкий, В.А. Карташ-кин; Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 с. 18. Гадаборшев, М.И. Организация, оценка эффективности и резуль-тативности оказания медицинской помощи: Монография / М.И.Гадаборшев, М.М.Левкевич, Н.В.Рудлицкая. - М.:НИЦ Инфра-М, 2016. - 460 с. 19. Годин, А. М. Страхование: Учебник / А. М. Годин, С. Р. Демидов, С. В. Фрумина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпо-рация «Дашков и К°», 2013. - 504 с. 20. Ермоленко Г.Г. Проблемы становления медицинского страхова-ния и возможное их решение / Г.Г. Ермоленко, С.А. Симонян // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — №3 (32). — С. 62-76. 21. Землячева О.А. Обязательное и добровольное медицинское стра-хование в России / О.А. Землячева, Ю.В. Мерзликина // Научный вестник: фи-нансы, банки, инвестиции. — 2015. — №2 (31). — С. 68-73 22. Ищанов Б.Б. Обязательное страхование в российской федерации: настоящее и будущее // Вестник магистратуры. - 2017. - № 1-4 (64). - С. 101. 23. Козлова, Е.В. Основы социального и пенсионного страхования в России: Учебное пособие/Е.В.Козлова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с. 24. Колесова, Н.С. Право на охрану здоровья (социально-правовое исследование): Монография / Н.С. Колесова. - М.: Норма: НИЦ ИНФРАМ, 2015. - 144 с 25. Левкевич, М.М. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности: Монография / Левкевич М.М., Рудлицкая Н.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 216 с. 26. Липсиц, И.В. Страхование: Учебник для студентов вузов, обуча-ющихся по направлению подготовки "Право социального обеспечения "/Липсиц И. В., 8-е изд., стер. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 607 с. 27. Мельник Н.А., Сафонова Н.С. Обязательное медицинское страхо-вание: современные реалии, проблемы и перспективы развития 84 Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции - 2016 - №3 2. 28. Модонов А.Ф. Развитие обязательного медицинского страхования в регионе: дис. на соиск. учен. степ. канд. эк. наук (08.00.10) / Модонов Алек-сандр Федорович. — Иркутск, 2012. — 190 с. 29. Мохов, А.А. Медицинское право России: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Мохов А.А. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с. 30. Орланюк, Л.А. Право социального обеспечения: Учебное посо-бие/ Лупей Н.А./Лупей Н.А., Соболев В.И., 3-е изд. - М.: Магистр, НИЦ ИН-ФРА-М, 2016. - 448 с. 31. Семенов В.Ю. Обязательное медицинское страхование глазами медицинских работников / В.Ю. Семенов, К.Ю. Лакунин, С.А. Лившиц // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2014. — №1. — С. 19-21. 32. Смирнова Е.А. Эффективность здравоохранения в условиях ОМС: методологические подходы / Е.А. Смирнова, Э.И. Короленко // Теория и практика экономики и предпринимательства: Труды 13 Международной научно-практической конференции. — Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», 2016. — С. 108-112. 33. Сплетухов, Ю.А. Страхование: Учебное пособие / Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф.,2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.- 357 с. 34. Страхование: теория, практика, управление: монография / под ред. д.э.н., профессора Ю.Н. Воробьева — Симферополь: ДТАЙПИ, 2014. — 496 с. 35. Тимонина Е.Н. Проблема выбора: обязательное медицинское страхование, добровольное медицинское страхование или услуги частных клиник / Е.Н. Тимонина // Страховые интересы современного общества и их обеспечение. Материалы XIV Международной научно-практической конфе-ренции. — Саратов: Саратовский национальный исследовательский государ-ственный университет им. Н.Г. Чернышевского (Саратов), 2013. — С. 346-349. 36. Цыганкова, С.М. Формирование механизма государственного ре-гулирования в сфере здравоохранения: Монография / Цыганкова С.М., Левке-вич М.М. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 156 с. 37. Цыганова, О.А. Медицинское страхование: Учебное пособие / О.А. Цыганова, И.В. Ившин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с. 38. Чистяков, Н.М. Право: Учебное пособие / Н.М. Чистяков, М.Г. Абрамова, И.О. Антропцева, В.А. Баранов; Отв. ред. Н.М. Чистяков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 316 с. 39. Шарин, В.И. Основы социальной политики и социальной защиты: Учебное пособие / Шарин В.И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 383 с. 40. Шарин, В.И. Экономические основы социальной работы: Учебник / В.И. Шарин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 237 с 41. Шахова, В.В. Страхование: учебник / под ред. В.В. Шахова, Ю.Т. Ахвледиани. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 510 с. 42. Шуляк, П. Н. Финансы: Учебник для бакалавров / П. Н. Шуляк, Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова; под ред. проф. П. Н. Шуляка. - М.: Даш-ков и К, 2013. - 384 с. 43. Яшин С.Н., Захарова Ю.В., Цыплаков И.Ю. Экономические ас-пекты развития современных видов обязательного страхования // Модели, си-стемы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017. - № 3 (23). - С. 110-122.
Отрывок из работы

Глава 1 Понятие обязательного медицинского страхования 1.1 Понятие и виды обязательного медицинского страхования Обязательное медицинское страхование – это форма социальной защи-ты всех слоев населения в области охраны здоровья. Такая форма защиты в случае болезни существует давно. Одним из способов защиты от опасностей является страхование. Опре-делим понятие страховая защита в здравоохранении. Л.А. Орланюк писал что «Страховая защита – это экономически отношения, обусловленные возмож-ностью наступления случайных неблагоприятных событий и покрытия нане-сенного ими ущерба путем его выравнивания за счет средств специализиро-ванного фонда» . То есть, экономическая сущность страхования заключается в формиро-вании целевых денежных фондов из уплачиваемых страховых взносов, пред-назначенных для выплат для реализации конкретных страховых медицинских рисков. Компенсация материальных потерь юридических и физических лиц осуществляется с помощью экономических отношений посредством аккуму-лирования денежных средств. Фактически это перераспределительные отно-шения, возникающие в процессе формирования и использования фондов де-нежных средств, которые выражаются через страхование, как финансовую ка-тегорию . Медицинское страхование представляет собой одну из форм проявле-ния государственной социальной защиты населения Российской Федерации. Её цель – обеспечить гражданам гарантии предоставления медицинской помощи, при возникновении потребности в этом за счет средств страховых резервов. На данный момент, социально-экономическая сфера в Российском здравоохранении представляет собой быстроразвивающийся сектор, тесно взаимодействующий с важнейшими отраслями региональной и национальной экономики. В Российской Федерации осуществляется преимущественно в двух формах: государственное обязательное медицинское страхование (ОМС) и коммерческое добровольное медицинское страхование (ДМС). Далее подробно рассмотрим виды медицинского страхования. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком и правил страхования. Правила добровольно-го страхования определяются страховщиком самостоятельно в соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и 48 главой ГК РФ. Конкретные условия страхова-ния определяются при заключении договора страхования. ДМС может осуществляться как дополнительное к ОМС либо самосто-ятельно, быть коллективным и индивидуальным. Таким образом, ДМС явля-ется личным, добровольным, коммерческим видом страхования здоровья. Далее более подробно рассмотрим сущность обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование (ОМС) – вид социаль-ного страхования осуществляемое в силу закона в целях обеспечения соци-альных интересов граждан и интересов государства. Финансирование системы ОМС осуществляется за счет средств терри-ториальной программы ОМС и установленных настоящим Федеральным за-коном от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской 9 Федерации" в пределах базовой программы ОМС. В Россий-ской Федерации организация и осуществление ОМС относится к полномочи-ям государства. Это означает, что определение основных принципов организации ОМС, установление тарифов страховых взносов, создание специальных государ-ственных фондов для их аккумуляции осуществляется государством в лице законодательных и исполнительных органов. А также необходимо отметить, что ОМС в России носит всеобщий характер, то есть охватывает все населе-ние без исключения. Базовая программа обязательного медицинского страхования утвержда-ется постановлением Правительства России в рамках Программы государ-ственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. В ней перечислены виды и нормативные объемы медицинской помощи. В субъектах (регионах) России на основе Базовой программы ОМС разрабаты-ваются и утверждаются территориальные программы обязательного медицин-ского страхования . Территориальные программы по предоставляемым видам и объемам медицинской помощи не могут быть меньше, чем Базовая программа ОМС. Они могут включать дополнительные виды медицинской помощи, фи-нансируемые за счет субъекта Российской Федерации. Таким образом, в своем регионе застрахованный по ОМС гражданин может получить медицинскую помощь в расширенном объеме (если это предусмотрено территориальной программой ОМС), а если он оказался в другом регионе РФ - в объеме, предусмотренном Базовой программой ОМС. Объектом ОМС является стра-ховой риск, связанный с возникновением страхового случая. Под страховым случаем понимается свершившееся событие (заболева-ние, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактиче-ские мероприятия) при наступлении которого застрахованному лицу предо-ставляется страховое обеспечение. Рассмотрим, основные принципы обязательного медицинского страхо-вания : 1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхова-ния гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской по-мощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной про-граммы обязательного медицинского страхования и базовой программы обя-зательного медицинского страхования; 2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспе-чения средствам обязательного медицинского страхования; 3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обяза-тельное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами; 4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования незави-симо от финансового положения страховщика; 5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицин-ской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования; 6) паритетность представительства субъектов обязательного медицин-ского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования. Главной целью ОМС является аккумулирование и капитализация стра-ховых взносов и предоставление медицинских услуг всем гражданам за счет средств ОМС на установленных законодательством условиях и в гарантиро-ванных размерах. Исходя из этого, системы ОМС необходимо рассматривать с двух сторон. Во-первых, ОМС является частью государственной системы социальной защиты населения наравне с социальным страхованием . В то же время, ОМС является способом обеспечения системы здраво-охранения дополнительными денежными средствами помимо средств, выде-ляемых из бюджета. В этом и состоит экономическая сущность ОМС. В осно-ве системы обязательного медицинского страхования лежит принцип «обще-ственной солидарности»: когда богатый платит за бедного, здоровый — за больного. ОМС строится на стабильности источника финансирования здраво-охранения за счет целевого взноса . Медицинская помощь в рамках такой системы должна оплачиваться в зависимости от объема и качества выполненной работы. Одновременно с этим необходимо осуществлять контроль над целевым использованием средств. Такой подход позволит рационализировать инфраструктуру системы здраво-охранения и повысить эффективность использования ресурсов. В качестве существенных отличительных признаков ОМС и ДМС сле-дует также отметить различное правовое регулирование (ДМС регулируется гражданским законодательством, ОМС — гражданским законодательством и специальным законодательством об ОМС); наличие большего числа возмож-ных рисков, подлежащих страхованию по договору ДМС; наличие страхова-теля при ОМС в лице органов исполнительной власти субъектов РФ для нера-ботающего населения; введение специального страховщика по ОМС — Феде-рального фонда ОМС; различный порядок определения тарифов (страховой суммы) на ОМС и ДМС; большая в сравнении с договорами ОМС конкрети-зация прав, обязанностей, ответственности сторон обязательства при ДМС и др. В настоящее время в Российской Федерации больше пользуется спросом рынок ОМС, чем ДМС. Согласно статистическим данным рынок ОМС зани-мает 80 % страхового рынка, остальные 20% приходятся на ДМС. Данная ситуация складывается в связи с доступностью обязательного медицинского страхования и платностью добровольного. Причем большин-ство застрахованных по ДМС в большей степени инициаторами стоят сами работодатели. Таким образом, ОМС это система, призванная обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской по-мощи (статья 41 Конституции РФ). Является одним из видов страхования со-циальной защиты граждан РФ и осуществляется в силу законодательства, но-сит всеобщий и обязательный характер. Обязательное и добровольное стра-хование являются взаимодополняемыми, так как недостатки одного могут компенсироваться достоинствами другого. Далее более подробно рассмотрим субъектов и участников обязательного медицинского страхования. 1.2 Источники правового регулирования обязательного медицинского страхования Обязательное медицинское страхование – является видом обязательно-го социального страхования населения, которое представляет систему созда-ваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания лицу, застрахованному в системе ОМС, медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом о медицинском страховании случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования . Медицинское страхование, прежде всего основывается на системе зако-нодательства, в которую входят общие правовые акты, страховое законода-тельство, подзаконные акты и ведомственные нормативные документы, изда-ваемые органами исполнительной власти. Общее законодательство представляют: – правовые акты, прежде всего к ним относятся Конституция Россий-ской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) и др. Поскольку ими устанавливаются организационно – правовые формы и порядок создания предприятий, договорные правоотношения и т.д., Глава 48 ГК РФ «Страхование» специально посвящена вопросам организации страхо-вого дела. Специальное законодательство включает: – законы, регламентирующие ОМС; – указы Президента РФ. В эту группу входят Закон об ОМС, в целом усиливающий гарантии прав застрахованных граждан на оказание бесплатной медицинской помощи, основные положения данного закона соответствуют положениям Федерально-го закона от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социаль-ного страхования» . Главные направления Закона об ОМС основываются на принципах дан-ного закона. В первую очередь это проявляется во всеобщности характера ОМС, в наличии государственных гарантий защиты застрахованных лиц от различных социальных рисков, а также финансовая автономность системы ОМС. Одним из основных законов является также Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Россий-ской Федерации» (далее по тексту – Закон об ООЗГ), который закрепляет ос-новные права граждан в сфере как в целом здравоохранения так в частности в ОМС. Также к этой категории можно отнести Федеральный закон от 25 июня 2013 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» , Федеральный за-кон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и др. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования , Закона об ОМС, других федераль-ных законов, законов субъектов РФ. Правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением ОМС на территории России, регулируются и другими нормативными правовыми актами, например, нормативными правовыми ак-тами субъектов РФ. Согласно ст. 4 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [10] основными принципами российской модели системы ОМС выступают обеспе-чение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бес-платного оказания застрахованному лицу медицинской помощи, устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обязатель-ность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицин-ское страхование, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств, создание условий для обеспечения доступ-ности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обя-зательного медицинского страхования, паритетность представительства субъ-ектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования. Особенностью действующего ныне закона является то, что он регулирует как обязательное, так и добровольное медицинское страхование . Федеральная (базовая) программа ОМС (далее по тексту – БП ОМС) устанавливает минимальный уровень гарантий прав граждан в сфере здраво-охранения, который может быть расширен в территориальной программе субъекта Федерации. Однако в реальности она в большинстве регионов не от-личается от федеральной программы из-за ограниченности их собственных средств. Закон об ОМС выделяет участников и субъектов медицинского страхо-вания определяя такие понятия, как обязательное медицинское страхование, страховой риск, страховой случай, страховое обеспечение, застрахованное лицо, базовая и территориальная программа. Определен и порядок работы страховых компаний на российском рын-ке. Кроме того, законом устанавливаются и объекты страхования. Всю систему ОМС возглавляет государство, именно оно в законода-тельной форме обязывает вносить средства для обеспечения общественных интересов, а также устанавливает форму социального страхования, между тем страховая защита тех или иных объектов в тесной взаимосвязи с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества. Социальное страхо-вание в нашей стране регламентировано Постановлением Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. № 2 «О применении судами законодательства об обя-зательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» . В данном нормативном акте, речь идет только о форме социального страхования при несчастных случаях возникающих на производстве, страхо-вание от профессиональных заболеваний основной мотивацией этой катего-рии страхования можно назвать повышение уровня социальной защиты за-страхованных, в этом должны быть заинтересованы в первую очередь субъек-ты страхования. Они по задумке законодателя будут заинтересованы созда-вать все возможные условия для снижения профессиональных рисков и обес-печивать меры предупредительного характера для сокращения производ-ственного травматизма и профессиональных заболеваний . Данный закон никак не ограничивает права застрахованных лиц на по-лучение медицинской помощи в соответствии с законодательством РФ в об-ласти ОМС, он гарантирует дополнительное обеспечение в полном объеме не только оплату расходов на медицину, но социальное и профессиональное восстановление здоровья гражданина, при наступлении страхового случая. Главной отличительной чертой указанного акта от Закона об ОМС является то, что страховым случаем признается и факт смерти застрахованного. Как гласит анализируемый закон «Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая…». Обязательное государственное страхование жизни и здоровья граждан в соответствии с нормативной базой. Но на практике у судов, рассматривающих дела о возмещении вреда причиненного жизни и здоровью застрахованного, возникли вопросы и в целях обеспечения единства судебной практики и за-конности, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 2 г. Москва «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на произ-водстве и профессиональных заболеваний», дает разъяснения, в частности определяет правовое положение истца и круг лиц подлежащих обязательному социальному страхованию, подведомственность судов и т.д. Обязательное страхование проводится на основе соответствующих законодательных актов, в которых предусмотрено : – перечень объектов, подлежащих страхованию; – объем страховой ответственности; – уровень (нормы) страхового обеспечения; – права и обязанности сторон, участвующих в страховании; – порядок установления тарифных ставок, страховых платежей и др. Закон определяет круг страховых организаций, которым поручается проведение обязательного страхования. К участникам относятся: – территориальные фонды, которыми являются некоммерческие орга-низации, созданные субъектами РФ; – страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее по тексту – СМО); – медицинские организации имеющие право на осуществление медицин-ской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осу-ществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее по тексту также – реестр медицинских организаций), в соответствии с Законом об ОМС: организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Программы обязательного медицинского страхования определяются необходимым перечнем медицинских услуг, на основе базовой программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы медицинского страхования, которые гарантирует каждому гражданину, имеющему соответ-ствующий страховой медицинский полис : – первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная довра-чебная, первичная врачебная и первичная специализированная; – специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, которая включена с 2015 г. в Закон об ОМС, следовательно, полу-чила отражение в базовой и территориальных программах ОМС; – скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская по-мощь; – паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях. Закон об ОМС является урегулированным на государственном уровне, базовым и отношения возникающие в области страхования между страховы-ми организациями и гражданами, а также предприятиями, учреждениями, от-ношения страховых организаций между собой, являются задачей государ-ственного регулирования данной страховой деятельности. Таким образом, закон создает целую систему правового регулирования отношений между участниками страховых отношений, между государством и страховщиком, между самими страховщиками и т.п. Глава 2 Права и обязанности субъектов обязательного меди-цинского страхования 2.1 Органы осуществляющие медицинское страхование Согласно положению Федерального закона «Об обязательном медицин-ском страховании в Российской Федерации» в системе ОМС в России взаимо-действую три самостоятельных субъекта: страховщик, страхователь, застра-хованный . Обязательное медицинское страхование осуществляется между субъек-тами обязательного медицинского страхования в соответствии с ФЗ «Об обя-зательном медицинском страховании в Российской Федерации». Участники ОМС выполняют свои обязательства в соответствии с договорами. Подробнее рассмотрим субъекты ОМС, их права и обязанности. Субъектами обязатель-ного медицинского страхования являются: 1) застрахованные лица; 2) страхователи; 3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Со-гласно ст. 10 Закона об ОМС к застрахованным лицам относятся работающие граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, имеющие право на медицин-скую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах» . Застрахованные лица делятся на работающих и неработающих граждан. Права граждан в соответствии с законом “Об обязательном медицин-ском страховании в Российской Федерации: 1. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой госу-дарственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. 2. Пациент имеет право на: - выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; - профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; - получение консультаций врачей-специалистов; - защиту законных интересов; - отказ от медицинского вмешательства; - возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему меди-цинской помощи; Обязанности застрахованных лиц (ст.16 Закона об ОМС): 1) предъявлять страховой полис ОМС при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помо-щи; 2) подать в страховую медицинскую организацию лично или через свое-го представителя заявление о выборе СМО; 3) уведомлять СМО об изменении фамилии, имени, отчества, места жи-тельства в течение 1 месяца; 4) осуществлять выбор СМО по новому месту жительства в течение од-ного месяца. Следующим субъектом ОМС является страхователь. Страхователями в системе ОМС являются (ст. 11 Закона об ОМС): 1) Для работающих граждан – работодатели; 2) Для неработающих граждан — органы исполнительной власти субъ-ектов РФ, уполномоченные высшими исполнительными органами государ-ственной власти субъектов РФ. Страхователь имеет право получать информа-цию от ФФОМС и ТФОМС, связанная с регистрацией страхователей и упла-той ими страховых взносов на ОМС (ст. 17 Закона об ОМС). Обязанности страхователя: 1) регистрироваться и сниматься с регистрационного учета в целях ОМС; 2) своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на ОМС. Ранее действовавшим законодательством было предусмот-рено заключение договоров ОМС между страхователем и страховой меди-цинской организацией. В настоящее время обязанности страхователя возникают в силу закона. Далее рассмотрим полномочия страховщика ФФОМС. Страховщик Страховщиком по обязательному медицинскому страхова-нию является ФФОМС в рамках реализации базовой программы ОМС (ст. 12 Закона об ОМС). Федеральный фонд обязательного медицинского страхова-ния (ФФОМС) — это некоммерческая организация, созданная в РФ в соответ-ствии с Законом об ОМС для реализации государственной политики в сфере ОМС. Федеральный фонд ОМС создан распоряжением Совета Министров — Правительства РФ от 27.05.1993 №927-р и в настоящее время осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 №857 (с изменениями и дополнениями). Яв-ляется первым уровнем организации ОМС. Согласно Уставу ФФОМС основными его полномочиями являются: 1) участие в разработке программы государственных гарантий бесплат-ного оказания гражданам медицинской помощи; 2) аккумулирование средств ОМС и управление ими; 3) получение от налоговых органов необходимой информации для осу-ществления ОМС; 4) начисление и взыскание со страхователей для неработающих граждан недоимки по страховым взносам на ОМС неработающего населения; 5) установление форм отчетности, определение порядка введения учета отчетности оказанной медицинской помощи по ОМС; 6) издание нормативных правовых актов и методических указаний, предусмотренных законодательством; 7) утверждение форм заявлений, реестров счетов, актов, иных докумен-тов, предусмотренных законодательством; 8) осуществление контроля соблюдения субъектами и участниками ОМС законодательства об ОМС и использования ими средств ОМС, в том числе проведение проверок и ревизий; 9) определение общих принципов построения и функционирования ин-формационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере ОМС; 10) ведение единого реестра СМО и МО, осуществляющих деятель-ность в сфере ОМС; 11) ведение единого реестра экспертов качества медицинской помощи и застрахованных лиц; 12) обработка данных персонифицированного учета сведений о застра-хованных и медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соот-ветствии с законодательством РФ; 13) в пределах своих полномочий проведение проверки достоверности информации, предоставленной субъектами и участниками ОМС, и проверки соблюдения требований к порядку и условиям ее предоставления, получения и использования; 14) обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, со-ставляющих информацию ограниченного доступа; 15) осуществление международного сотрудничества в сфере ОМС;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Страхование, 94 страницы
2350 руб.
Дипломная работа, Страхование, 64 страницы
1600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg