Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Отрасли прокурорского надзора.

cool_lady 1075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2021
Объект исследования - общественные отношения в сфере прокурорского надзора. Предмет исследования - нормы российского законодательства, регулирующие общественные отношения по осуществлению прокурорского надзора, и практика их применения. Цель исследования - комплексный анализ отраслей прокурорского надзора в Российской Федерации. Для достижения указанной цели определены следующие задачи: - изучить понятие, значение и содержание прокурорского надзора; - рассмотреть проблемы эффективности прокурорского надзора; - охарактеризовать организацию прокурорского надзора в сфере исполнения законов и соблюдения прав и свободы человека и гражданина; - проанализировать содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - выявить проблемы осуществления прокурорского надзора в сфере исполнения конкретных законов судебными приставами; - определить значение прокурорского надзора за исполнением конкретно указанных законов администрациями органов и учреждений, осуществляющих наказание, и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями тех или иных мест содержания задержанных, и заключенных под стражу. Методологическую базу исследования составляет система общенаучных и частнонаучных методов теоретического анализа, таких как логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и др. Научная новизна заключается в попытке выявить ряд актуальных проблем на основе комплексного анализа отраслей прокурорского надзора Российской Федерации. Практическая значимость состоит в анализе законодательства, внесении ряда конкретных предложений по его совершенствованию, а также в разрешении проблем, связанных с реализацией прокурорского надзора в Российской Федерации. Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов отведено прокуратуре, обладающей широким спектром полномочий. Основная деятельность этого органа направлена на соблюдение прав и свобод как гражданина в отдельности, так и общества в целом. Совершенствование действующего законодательства основывается на понимании объективных тенденций развития государства и общества, далеких от волюнтаристских решений по обслуживанию частных интересов отдельных групп населения, завязанных на них конъюнктурных политических предпочтений. Однако процесс конституционно-правового закрепления статуса прокуратуры в качестве самостоятельного института государственной власти до настоящего времени не завершен. Степень научной разработанности темы. Общие теоретические аспекты, а также проблемные вопросы отраслей прокурорского надзора освещены в работах таких исследователей, как В.И. Басков, Б.В. Коробейников, Н.В. Григорьева, Н.П. Кириллова, Ю.Е. Винокуров, М.Б. Смоленский, И.А. Жильцов, Ф.М. Кобзарев и др.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты прокурорского надзора в Российской Федерации 5 1.1. Понятие, значение и содержание прокурорского надзора 5 1.2. Проблема эффективности прокурорского надзора 11 Глава 2. Отдельные отрасли прокурорского надзора 15 2.1. Организация прокурорского надзора в сфере исполнения законов и соблюдения прав и свободы человека и гражданина 15 2.2. Содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 21 2.3. Проблемы осуществления прокурорского надзора в сфере исполнения конкретных законов судебными приставами 27 2.4. Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу 31 Заключение 36 Список использованной литературы 39
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст.4398. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. I). Ст.1. 3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. №138-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. №46. Ст.4532. 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (ч. I). Ст.4921. 5. Федеральный закон от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 1995. №47. Ст.4472. 6. Федеральный закон от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 1995. №29. Ст.2759. 7. Федеральный закон от 12.08.1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 1995. №33. Ст.3349. 8. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 1997. №30. Ст.3590. 9. Федеральный закон от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2006. №19. Ст.2060. 10. Федеральный закон от 05.06.2007 г. №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2007. №24. Ст.2830. 11. Федеральный закон от 06.06.2007 г. №90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. №24. Ст.2833. 12. Федеральный закон от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2007. №41. Ст.4849. 13. Федеральный закон от 07.03.2017 г. №27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. №11. Ст.1536. 14. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 07.12.2007 г. №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/1256732/ (дата обращения: 18.05.2020). 15. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17.03.2017 г. №172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 №27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71536328/ (дата обращения: 18.05.2020). 16. Приказ Генерального прокурора РФ от 23.01.2018 г. №24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_294314/ (дата обращения: 18.05.2020). 17. Приказ Генерального прокурора РФ от 15.03.2019 г. №196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 320892/ (дата обращения: 18.05.2020). 18. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 12.05.2009 г. №155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_92202/ (дата обращения: 18.05.2020). 19. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 г. №2-П по делу «О проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр «Мемориал», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. №2. Специальная литература 20. Акчурин А.В., Легостаев С.В. Прокурорский надзор в схемах: учеб. пособие. М., 2019. 96 с. 21. Архивы Барнаульской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ за 2016-2018 гг., Кузбасской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ за 2015-2018 гг., Новосибирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ за 2017-2018 гг. 22. Багаутдинов Ф.Н. Эффективность прокурорского надзора в современных условиях // Законность. 2018. №7 (1005). С.20-22. 23. Бажанов С.В. Влияние актов прокурорского реагирования на правовой режим досудебного производства // Российский следователь. 2017. №9. С.46-49. 24. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора : учеб. для вузов. М., 2001. 512 с. 25. Ведомственная статистическая отчетность за 1 полугодие 2018 г. Форма №1-1 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФССП РФ. – URL: http://fssprus.ru/statistics/ (дата обращения: 18.05.2020). 26. Винокуров А.Ю. К вопросу о правовой регламентации прокурорской проверки // Административное и муниципальное право. 2017. №8. С.1-2. 27. Гончарова Н.М. Отдельные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами // Научный альманах. 2016. №8-1. С.346-349. 28. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: учеб. пособие. 6-е изд. М.: Инфра-М, 2016. 216 с. 29. Григорьев В.Н., Калинин В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Прокурорский надзор: учебник. 2-е изд. М.: Эксмо, 2017. 544 с. 30. Дытченко Г.В. Развитие прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: монография. М., 2020. 312 с. 31. Елгина Н.О., Кузьмина Д.К. Актуальные проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями // Научный форум «Юриспруденция, история, социология, политология и философия»: сб. статей по материалам XX международной научно-практической конференции. М., 2018. С.49-55. 32. Журбин Р.В. Оценка эффективности деятельности органов прокуратуры // Законность. 2014. №12. С.46-47. 33. Кириллова Н.П. Прокурорский надзор: учеб. и практикум. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт, 2019. 330 с. 34. Колесников А.В. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при выявлении и расследовании преступлений против личности // Вестник Российского университета дружбы народов. 2016. №1. С.79-92. 35. Лапин Е.С. Оперативно-розыскная деятельность. Правовые и теоретические основы: учеб. и практикум. 4-е изд. М.: Юрайт, 2020. 344 с. 36. Маматов М.В., Маслов И.А. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами // Прокурорский надзор в досудебном производстве по уголовным делам: сб. статей по материалам круглого стола, проведенного в рамках Кутафинских чтений. Под ред. Т.И. Отческой. М., 2019. С.104-114. 37. Непеин Г.Г. О некоторых проблемах осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями // Криминалистъ. 2017. №1 (20). С.53-59. 38. Олейник О.М. Теоретические проблемы общего надзора прокуратуры // Закон. 2017. №3. С.28-29. 39. Прокурорский надзор в досудебном производстве по уголовным делам: сб. статей по материалам круглого стола, проведенного в рамках Кутафинских чтений / Под ред. Т.И. Отческой. М., 2019. 264 с. 40. Прокурорский надзор: учебник и практикум / Под ред. А.Ф. Смирнова, А.А. Усачева. 2-е изд. М., 2020. 455 с. 41. Прокурорский надзор: учебник / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 15-е изд. М., 2020. 557 с. 42. Рязанцев В.А. Некоторые проблемы передачи уголовных дел и материалов от органа дознания в орган предварительного следствия // Российский следователь. 2017. №9. С.17-19. 43. Ситник В.В. Теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание // Актуальные проблемы российского права. 2018. №4. С.185-194. 44. Смоленский М.Б., Жильцов И.А. Прокурорский надзор. М.: Дашков и Ко, 2017. 240 с. 45. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2018 год: информ.-аналит. записка / Под общ. ред. О.С. Капинус. М., 2019. 146 с. 46. Социальные права человека в России: прокурорский надзор и судебная защита: сб. статей по материалам круглого стола / Под ред. Т.И. Отческой. М.: РГ-Пресс, 2019. 232 с. 47. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https: genproc.gov.ru/stat/data/1548464 (дата обращения: 18.05.2020). 48. Теоретические и правовые основы деятельности прокуратуры в сфере защиты прав инвалидов: науч. докл. / Под общ. ред. Н.А. Игониной. М., 2017. 160 с. 49. Теоретические основы оценки эффективности деятельности органов прокуратуры: монография / Под общ. ред. Ф.М. Кобзарева. М., 2016. 299 c. 50. Теория государства и права: учеб. для академич. бакалавриата / Под ред. В.К. Бабаева. 3-е изд. М.: Юрайт, 2019. 578 с. 51. Тугуз С.Б. Прокурорский надзор: учеб. пособие для бакалавров. Майкоп, 2019. 175 с. 52. Туркина Н.Д., Суханова А.А. Актуальные проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. №3 (22). С.75-78. 53. Харебава Г.Д. Эффективность прокурорского надзора за органами предварительного следствия: дис. … канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2012. 183 с. 54. Чукреев В.А. О применении компенсаторных средств прокурора при осуществлении надзора за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2018. №5. С.93-99. 55. Шушкова М.И. Прокурорский надзор в России: история и современность, перспективы развития // Публичное право и управление: перспективы развития: сб. материалов I Всероссийской студенческой конференции. М., 2018. С.304-306. 56. Эпп В.И., Котиков К.В. Роль органов прокуратуры в обеспечении законности и правопорядка в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы Рязанской области // Международный пенитенциарный журнал. 2017. №4. С.345.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты прокурорского надзора в Российской Федерации 1.1. Понятие, значение и содержание прокурорского надзора В настоящее время прокурорский надзор остается самостоятельным правовым явлением, который отличается от иных видов контрольной деятельности. Он представляет собой единственный вид публичной проверочной деятельности, который предполагает правовую оценку соблюдения и исполнения законов максимально возможным кругом поднадзорных лиц, включающим в себя подавляющее большинство публичных органов, учреждений и должностных лиц. Прокурорский надзор имеет ряд схожих с контролем черт, но в связи с его предназначением, принципами организацией, формами реализации он не может являться какой-либо обычной или специфичной формой контроля. Будучи самостоятельным правовым явлением, он имеет свое специфичное содержание, традиционно увязываемое с понятием законности. В современной литературе законность рассматривается в качестве правового принципа, метода (формы) осуществления государственной власти и режима (состояния) общественной жизни [Тугуз, 2019, с. 17]. Применительно к деятельности прокуратуры дается похожее определение законности в п. 2 ст. 1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) при определении целей надзорной деятельности, заключающихся в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты охраняемых интересов общества и государства. Наибольший интерес для уяснения содержания прокурорского надзора представляет законность как цель прокурорской деятельности – обеспечение режима (состояния) общественной жизни и как форма реализации публичной власти. Обобщенное понятие законности как состояния общественных отношений означает достижение реального и активного функционирования всех нормативных факторов, которые призваны распространить на общественные отношения состояние их правомерности, т.е. соответствия поведения поднадзорных субъектов предписаниям правовых норм, реальности и эффективности правового регулирования в целях соблюдения Конституции РФ и законов, которые действуют на территории России, а также обеспечения и охраны прав и свобод личности [Теория государства и права, 2019, с. 413]. Такой подход может применяться и при определении общей правовой цели надзорной деятельности, с оговоркой о том, что, во-первых, в связи со спецификой осуществления правовых средств прокурор чаще всего не достигает, а обеспечивает функционирование этих нормативных факторов, а во-вторых, из-за установленных пределов надзора прямое обеспечение реализации возможно только тех из них, которые охватываются предметом прокурорской деятельности. Законность в качестве одно из методов реализации прокурорского надзора представляет собой обеспечение режима законности путем осуществления наблюдения за соблюдением, исполнением и применением норм права при одновременном обеспечении соблюдения прав и свобод человека и гражданина со стороны поднадзорных органов, учреждений и должностных лиц. Основной способ реализации прокурорского надзора - наблюдение, в которое входит выявление (слежение и обнаружение) и реагирование на выявленные нарушения. Реагирование проявляется в восстановлении нарушенной законности, под которым подразумевается устранение негативных последствий и возвращение нарушенных общественных отношений в прежнее правомерное состояние. В литературе единый прокурорский надзор принято разграничивать на отдельные отрасли. Практически все авторы, выделяя отдельные отрасли, подчеркивают то, что это специализированная деятельность в рамках единого прокурорского надзора, у которой есть свои цели (задачи), предмет (объект) и правовые средства [Кириллова, 2019, с. 20-21]. Одним из самых сложных является вопрос о содержании и соотношении объекта и предмета прокурорского надзора. Чаще всего под объектом понимается деятельность поднадзорных органов и лиц, законность поднадзорной деятельности, правовое поведение поднадзорных субъектов, сами поднадзорные органы и лица. В свою очередь, предмет отождествляют с объектом, деятельностью поднадзорных органов и лиц, исполнением, соблюдением и соответствием законам, или ограничивают содержание данного понятия актами и действиями органов и лиц, которые входят в предмет надзора. Нельзя выделить объект (предмет), а также установить задачи без определения пределов прокурорского надзора, под которыми обычно понимаются границы внутриотраслевого деления и внешнего отграничения прокурорского надзора от иной деятельности в целом. В связи с этим выделяют общие и специальные пределы. Общие пределы закреплены в ст. 21 Закона о прокуратуре и выражаются в запрете вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов и лиц и подменять в ходе осуществления надзора иные государственные органы и учреждения, а также требовании проводить прокурорские проверки лишь по поступившей в органы прокуратуры информации о допущенных нарушениях закона. Фактически, эти общие пределы обеспечивают самостоятельность прокурорского надзора в качестве отдельного правового явления, поскольку препятствуют его слиянию с управленческо-распорядительной и административно-контрольной деятельностью других публичных органов и учреждений. В свою очередь, специальные пределы служат для уточнения содержания надзора в рамках конкретных отраслей. Вопрос об их содержании и количестве является дискуссионным. Некоторые установлены в Законе о прокуратуре – пределы надзора по кругу лиц (субъектов) и актов (ст.ст. 21, 26, 29, 32), другие вытекают из смысла данного Закона или являются результатом системного толкования норм действующего законодательства. Пределы прокурорского надзора по кругу лиц устанавливаются на основе обособления деятельности отдельных органов, учреждений и должностных лиц, а также регулирующих и деятельность правовых норм (институтов). Уточненные критерии для определения пределов по кругу поднадзорных лиц следующие: совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые имеют схожую направленность деятельности, выражающейся в близких по своему содержанию целях и возложенных на них функциях; высокая степень автономности и довольно продолжительный период их работы в таком качестве; наличие отдельных правовых институтов, которые регулируют их деятельность. Первые два признака позволяют сгруппировать отдельные органы, учреждения и должностные лица в исторически сложившиеся самостоятельные системы, которые входят в предмет прокурорского надзора, и, учитывая второй критерий – специфика правового регулирования их деятельности – подразделить на отдельные отрасли. Традиционно к указанным системам органов относят: органы публичного управления, предварительного расследования и раскрытия преступлений, а также уголовно-исполнительную (пенитенциарную) систему. Помимо этого, данные критерии дают возможность включить в качестве самостоятельного элемента также судебных приставов. Предел по кругу лиц традиционно является определяющим при решении вопроса о разграничении прокурорского надзора на отрасли. Относительно содержания предела по кругу актов (иерархичности [Смоленский, Жильцов, 2017, с. 157]) в литературе отсутствует единство мнений. Одни исследователи считают, что такой круг актов исчерпывается только законами [Григорьева, 2016, с. 38], по мнению других, в него вместе с законами входят также подзаконные нормативно-правовые акты [Прокурорский надзор. Смирнов, Усачев, 2020, с. 69]. Пределы по актам определяются применительно к каждой отрасли прокурорского надзора отдельно. В этом состоит их смысл в качестве одного из критериев выделения отраслей прокурорского надзора. Основой являются прямые предписания Закона о прокуратуре и сложившаяся практика регулирования деятельности поднадзорных лиц. Применительно к надзору за исполнением законов и законностью правовых актов пределами являются лишь акты высшей юридической силы – Конституция РФ, законы, действующие на территории России, и квазизаконы [Прокурорский надзор. Винокуров, 2020, с. 68-76]. В других отраслях – также другие нормативно-правовые акты, когда это допускается Законом о прокуратуре, к примеру, согласно ч. 2 ст. 32 прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством прав и обязанностей лиц, которые изолированы от общества. Таким образом, используется обобщающий термин, которым определяют все виды актов. Другими словами, применительно к этой отрасли устанавливают более широкие пределы по кругу актов, которые входят в предмет надзора. На сегодняшний день прокурорский надзор в большей степени является элементом сдерживания деятельности других публичных органов и лиц, поэтому приоритетным значением обладает не характер связи с поднадзорными лицами, а определение возможных правовых сфер его вторжения. Поэтому целесообразным также представляется уточнение пределов надзора по кругу правоотношений, являющихся основой деятельности лиц, входящих в предмет надзора. Данный предел, с одной стороны, выделяет деятельность, которая подпадает под правовую оценку, с другой – из правоотношений, которые служат ее основой, определяет те, которые устанавливают пределы прокурорского надзора в рамках конкретной отрасли. При определении пределов надзора по кругу правоотношений, следует акцентировать внимание на специфике и содержании правоотношений. Указанные пределы дают возможность выделить следующие отрасли прокурорского надзора: за исполнением законов и законностью правовых актов; за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД); за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; исполнением законов судебными приставами. Вместе с тем под эти критерии не подпадает прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, образующий два вида деятельности: самостоятельную отрасль и отдельные направления, которые касаются обеспечения правового положения личности в рамках иных отраслей прокурорского надзора. Придание такой деятельности отраслевого характера обусловлено субъективными мотивами законодателя, приложенными к сложившейся национальной модели организации прокурорской деятельности [Шушкова, 2018, с. 305]. Фактическое содержание такого надзора состоит в наблюдении за соблюдением общего правового положения человека и гражданина, который установлен общепринятыми международными нормами, ратифицированными международными договорами, Конституцией РФ и иными действующими на территории РФ законами. У этой отрасли есть отдельный инструментарий правовых средств, закрепленный в ст. 27 Закона о прокуратуре. Подытоживая, следует сказать о том, что в настоящее время ни одну из отраслей прокурорского надзора нельзя считать определяющей, поскольку отсутствуют универсальные критерии их выделения, чем и обусловлена невозможность выстраивания их иерархичной системы или определения принципов их взаимодействия. Следовательно, содержание прокурорского надзора в рамках одной отрасли не может определять таковое в рамках другой. В связи с этим правовое регулирование прокурорской деятельности в рамках конкретных отраслей должно иметь полностью самостоятельный характер, т.е. предмет, пределы и правовые средства надзора должны в каждом случае определяться исчерпывающим способом отдельно применительно к каждой отрасли прокурорского надзора. А преломляться и перетекать из одного направления в другое может конкретный вид прокурорской деятельности (к примеру, отдельное производство). 1.2. Проблема эффективности прокурорского надзора Тема эффективности прокурорского надзора не является новой для современной науки. В работах, которые посвящены разным направлениям прокурорского надзора, традиционно затрагиваются и вопросы его эффективности [Журбин, 2014, с. 46-47; Багаутдинов, 2018, с. 20-22]. При этом отсутствует общепринятое понимание данного понятия и критериев оценки [Теоретические основы оценки эффективности деятельности органов прокуратуры, 2016, c. 27-28]. Так, Ю.Е. Винокуров определяет эффективность прокурорского надзора за исполнением законов как соотношение поставленных перед ним целей и результатов их достижения. Последние выражаются в реально достигнутом уровне состояния законности [Прокурорский надзор. Винокуров, 2020, с. 390-391]. По мнению В.И. Баскова и Б.В. Коробейникова, эффективность (действенность, результативность) прокурорского надзора это минимальная затрата времени и процессуальных средств для выполнения прокурором задач по укреплению законности и борьбе с преступностью [Басков, Коробейников, 2001, с. 377]. Такие подходы к определению эффективности прокурорского надзора - как соотношение цели и результата и как минимальная затрата времени и средств для достижения целей надзора - отражают разные стороны (аспекты) одного и того же правового явления – надзорной деятельности прокуратуры по обеспечению законности. Г.Д. Харебава, исследуя вопрос об эффективности прокурорского надзора за органами предварительного следствия, предлагает понимать под эффективностью прокурорского надзора реально достигнутый уровень состояния законности, обеспеченный деятельностью прокуратуры, осуществляемой посредством минимальной затраты времени и с использованием надзорных полномочий (средств), содержание которых обусловливается спецификой режима правового регулирования сферы реализации надзора [Харебава, 2012, с. 10-11]. С позиции деятельностного подхода эффективность прокурорского надзора можно определить как достигнутый посредством минимальной затраты времени и процессуальных средств результат надзорной деятельности прокуратуры, который выражается в уровне состояния законности. Эффективность надзорной деятельности прокуратуры в связи с регулированием ее нормами права во многом зависит от качества такого правового регулирования. Некачественное правовое регулирование влечет за собой повышение затратности юридической деятельности и осложнение достижения поставленных целей [Харебава, 2012, с. 17-18]. Исходя из теории целевой эффективности, основной масштаб оценки эффективности прокурорского надзора это цель, ради достижения которой он осуществлялся. Прокурорский надзор представляет собой результат сознательной деятельности людей. Его эффективность зависит от точности соответствия избранной цели объективным закономерностям и адекватности выбранных правовых средств для их достижения. Так, сегодня отмечается перманентное повышение уровня исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП), что можно объяснить увеличением решений по гражданским и иным делам, которые требуют принудительного исполнения. Но при этом качественное состояние исполнения решений судов и других органов государственной власти ухудшается. По итогам 1 полугодия 2018 г. в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. более чем на 1 млн. увеличилось количество судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, требования которых исполнены в полном объеме или частично. Фактическим исполнением окончено 15,2 млн. исполнительных производств. Взыскано 321,4 млрд. руб. (на 13,7 млрд. руб. больше). Консолидированный бюджет РФ пополнен на 112,4 млрд. руб. Общее количество исполнительных производств, находившихся на исполнении в первом полугодии 2018 г., составило более 82 млн. на сумму более 10 трлн. руб., количество оконченных и прекращенных исполнительных производств в данном периоде – более 46 млн., из них с нарушением процессуального срока – более 27 млн., оконченных фактическим исполнением – около 27 млн. производств. Остаток исполнительных производств составил около 36 млн. на сумму более 6 трлн. руб. Взыскания по исполнительным документам составили 408 млрд. руб., что составляет около 7% от всех сумм, которые подлежат удержанию. Средства неудержанные из-за возвращения исполнительных документов без исполнения составляют 1,5 трлн. руб. [Ведомственная статистическая отчетность за 1 полугодие 2018 г. Форма №1-1, разделы 1-2]. Анализ этой отчетной информации о деятельности ФССП демонстрирует повышение качественного уровня исполнения, однако другие статистические показатели (количество производств с нарушением процессуальных сроков, с истечением срока давности исполнения и др.) свидетельствует о длительном исполнении, волоките со стороны должностных лиц. Н.М. Гончарова считает, что эти статистические данные говорят о неэффективность защиты прав физических и юридических лиц в суде и соответственно недостаточности исполнения решений судов и органов власти подразделениями ФССП. Снижение качества исполнения судебных решений обусловлено множеством факторов: отсутствует должный контроль на всех уровнях организации службы судебных приставов; дефицит квалифицированных и хорошо подготовленных специалистов; недостаточность численного состава, что влечет за собой высокую нагрузку на приставов; недостаточная эффективность мер принудительного исполнения [Гончарова, 2016, с. 347]. В таких условиях важную роль по отношению к ФССП играют контрольные и надзорные органы, среди которых особое место отведено прокуратуре и ее деятельности в рамках надзора за исполнением законов судебными приставами. Чтобы прокурорский надзор был эффективным и достигал поставленных перед ним целей, он должен отвечать определенным требованиям: 1) своевременность; 2) наличие достаточного финансирования; 3) соответствие иным средствам достижения состояния законности; 4) стабильность; 5) единообразное понимание и применение методик и тактик прокурорского надзора; 6) реальный, а не декларативный характер; 7) наличие соответствующего механизма реализации; 8) принятие во внимание взаимных интересов участников правовых отношений; 9) соответствие нормам нравственности, морали; 10) соблюдение, исполнение и надлежащее применение мер прокурорского надзора.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 114 страниц
1900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg