ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИ-ВЫЧЕК НА ФИЗИОЛОГИЮ ОРГАНИЗМА
1.1. Виды вредных привычек
Наиболее важной чертой, характеризующей отношение человека к сво-ему здоровью, является наличие вредных привычек или их отсутствие. Вред-ные привычки - это повторяющиеся действия, которые мешают ему достичь своей цели и в полной мере использовать свои способности в течение жизни, нанося вред его здоровью. [36]. Вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы. Привычки способствуют формированию нравственного образа человека, так что, закре-пившись, они уже будут приводить к появлению у него определенных черт характера. Чаще всего человек приобретает вредные привычки в молодости. Они могут быть вызваны как отсутствием чувства ответственности и внутрен-ней дисциплины, отсутствием четкой жизненной цели, так и беспокойством, скукой, чувством несчастья, трудностями, возникающими в общении, жела-нием уйти от проблем и склонностью к экспериментам. Привычки способ-ствуют формированию нравственного облика человека, так как, закрепив-шись, они уже будут приводить появлению у него тех или иных черт характе-ра. Чаще всего человек приобретает вредные привычки в ранней молодости. Причинами их могут стать как недостаток чувства ответственности и внут-ренней дисциплины, отсутствие четкой жизненной цели, так и тревога, скука, ощущение себя несчастным, возникающие при общении трудности, желание уйти от проблем, склонность к экспериментам.
Среди привычек, вредных для здоровья человека, наиболее распростра-ненными являются употребление алкоголя, сигарет и наркотических веществ, психогенное переедание, малоподвижный образ жизни. Люди уверенны, что в малых дозах они не причиняют никакого вреда, а, начав что-то употреблять, человек получает несоизмеримую с его силой воли зависемость, чтобы бро-сить вредную привычку. К вредным привычкам также относятся часто повто-ряющиеся неполезные действия, наиболее часто встречающеяся являются привычки кусать ногти и ковырять кожу, хрустеть суставами и многие другие. Самым безобидным из них можно считать использование в речи слов-паразитов, нецензурных выражений и привычку грызть карандаш или ручку. [36].
Из вышесказанного можно отследить некоторые признаки, по которым разделяют пристрастия на виды.
В современной психологии выделяют:
• физические зависимости;
• психологические привычки;
• психофизиологические привычки;
• психоэмоциональные пристрастия.
Например, привычка грызть карандаш или ручку может быть отнесена к физическим проявлениям привыкания к закономерности действий. А вот тяга к курению сигарет, относится к психофизиологическим патологическим по-требностям.
Есть возрастные привычки, например детские: сосательный рефлекс, привязанность к родителям, привычка засыпать в объятиях с игрушкой. Ста-ромодные пристрастия: стремление обсуждать чужую жизнь, привычка вор-чать, пристрастие к походу на рынок, в поликлинику, в магазин без видимой для этого необходимости. Есть варианты пристрастий, характерных для опре-делённого пола. Например, привычка сидеть на диетах, оплакивать лишние килограммы чаще встречается у женщин. Но пристрастие к карточным или другим азартным играм, привычка не соблюдать ограничение скорости за ру-лем автомобиля чаще встречается у мужчин.
Вредные привычки можно разделить также на относительно безобидные варианты и опасные. Например, если человек грызёт ногти, он рискует «зара-ботать» заражение паразитами и инфекциями, что неприятно, но не так опас-но, как риск «заработать» алкоголизм или наркотическую зависимость. Лгу-нов и сплетников не любят в обществе, однако быть таким человеком относи-тельно неопасно. Зато неверные пищевые привычки могут нанести непопра-вимый вред здоровью.
Таким образом, можно сделать вывод, вредные привычки приносят вред здоровью, от них нужно избавляться. Профилактику вредных привычек следует начинать с раннего возраста. Необходимо помнить, что зачастую вредные привычки могут привести к неблагоприятным последствиям, стать предвестниками серьезных заболеваний.
1.2. Влияние курения на физиологию организма
Одной из главных проблем нашего общества является большое количе-ство людей с никотиновой зависимостью, в том числе воырасло число куря-щих подростков, которые курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстни-ков, курят из любопытства, за компанию, при этом не задумываются о по-следствиях. Некоторые ошибочто пологают, что курение помагает сосредото-читься и мобилизирует.
Подражание другим, чувство новизны, желание казаться взрослыми в конечном счёте очень сильно сказывается на здоровье подростков. Если че-ловек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшится более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет чаще умирают от рака, чем те,
кто начал курить после 25 лет. [1].
Статистика показывает, что из каждых 100 человек, умерших от рака лёгких, 90 курили, из каждых 100 человек, умерших от хронических заболе-ваний лёгких, 75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца 25 курили. [1]. Важно, что курение с подросткового возраста значи-тельно повышает риски возникновения указанных болезней.
Табачный дым в 4 раза более загрязнён токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля, а один кубический миллиметр табачного дыма содержит до 3 миллионов частиц сажи. [1]. В табачном дыме насчитывается более 3660 компонентов, многие из которых слишком опасны для организма, в частности для сердечно - сосудистой системы, 300 из них - активные биологические яды. [1] Так, никотин, возбуждая сосудодвигатель-ные и дыхательные центры головного мозга, вызывает тем самым спазм кро-веносных сосудов, повреждение стенок сосудов и способствует образованию склеротических бляшек, суживающих просвет сосудов.
Под воздействием никотина число сердечных сокращений выростает на 15 - 20% процентов. Регулярное курение заставляет сердце работать с повы-шенной нагрузкой, что приводит, в конце концов, его к преждевременному изнашиванию. При длительном непрерывном курении (несколько сигарет подряд) пульс нормализуется лишь после 30 минут. [1]. Этот убыстряющий эффект никотина способствует его быстрому проникновению в кровь.
Поэтому подростку, у которого идёт формирование внутренних орга-нов, курение вредит особенно сильно. Наносит вред оно и окружающим де-тям, которые являются "пассивными курильщиками". Пассивное курение уве-личивает на 10-30 процентов риск развития рака лёгких [1]. Поэтому подро-сток должен понимать, что находится рядом с теми, кто курит, также вредно для его здоровья.
Блокирование у курильщиков гемоглобина (10% и более) угарным га-зом путём образования карбоксигемоглобина приводит к тому, что в момент физической нагрузки, когда снабжение органов и тканей кислородом наиболее необходимо, они его получают недостаточно, и спортсмен - курильщик не может наилучшим образом раскрыть свои возможности: у него возникает одышка, как у человека, который находится в разряженной атмосфере, на вы-соте более 2 тысяч метров над уровнем моря. [1]. В состоянии покоя также окись углерода связывает часть эритроцитов и затрудняет снабжение тканей кислородом. Раннее курение не может не сказаться на состоянии подростка на уроках физкультуры или при занятиях спортом, на его спортивных результа-тах.
Во время выкуривания сигареты никотин проникает в кровь. Под влия-нием никотина происходит сужение сосудов кожи. При этом через капилляры кожи проходит меньшее количество крови, что вызывает понижение темпера-туры соответствующей части тела. Сужение капилляров кожи вызывает по-бледнение кожи, спазм периферических сосудов. В самых тяжёлых случаях это приводит к гангрене и ампутации конечности. Кроме никотина и табачной смолы, в табачный дым входит ещё окись углерода - очень ядовитый газ. Она гораздо легче вступает в связь с гемоглобином, чем кислород, и образует карбоксигемоглобин, это химическое соединение очень стойко по сравнению с оксигемоглобином - соединения кислорода с гемоглобином. Красные кровя-ные тельца, которые загружены окисью углерода, уже не могут транспорти-ровать кислород, а это является одной из их основных функций.
Если человек вдыхает большое количество окиси углерода в процессе курения, это может привести к тяжёлым последствиям, так как окись углеро-да связывает большую часть эритроцитов, что затрудняет снабжение тканей кислородом. Кровь приобретает в данном случае тёмно - красный цвет.
Из-за действия никотина страдают оболочки пищевода, желудка и ки-шечника, происходит их воспаление. Спастическое действие никотина отра-жается на пищеварении. Повышается кислотность желудочного сока. Три четверти больных язвенной болезнью желудка составили курильщики.
Курение отрицательно влияет на иммунную систему организма. Поэто-му подростки, которые курят, чаще болеют.
Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам и начинает тре-бовать "никотина", возникает беспокойство, раздражительность, нервозность.
Таким образом, курение является вредной привычкой, которая оказыва-ет пагубное воздействие на весь организм человека, а особенно на организм растущий. При длительном воздействии табачного дыма на организм под-ростка возрастает риск развития сердечно - сосудистых и бронхолёгочных за-болеваний. Кроме этого, имеются прямые доказательства того, что у подрост-ков вследствие курения снижаются умственные способности.
1.3. Влияние алкоголя на физиологию организма
Алкоголизм – регулярное, компульсивное потребление большого коли-чества алкоголя в течение большого периода времени. Это наиболее острая форма наркомании в наше время, вовлекающая в себя от 1 до 5% населения большинства стран. Алкоголик пьет, отвечая на психологическую или физи-ческую зависимость алкоголя.
Алкоголь угнетает продукцию белых и красных кровяных телец, а так-же тромбоцитов. Итог: малокровие, инфекции, кровотечения.
В сосудах мозга алкаголь замедляет циркуляцию крови, тем самым приводит его клетки к постоянному кислородному голоданию, в результате чего очень сильно ухудшается память и наступает медленная психическая де-градация. В сосудах развиваются ранние склеротические изменения, и возрас-тает риск кровоизлияния в мозг.
Чрезмерное злоупотребление алкоголя повышает уровень холестерина в крови и вызывает стойкую гипертонию, дистрофию миокарда. Алкогольная миопатия - дегенерация мышц в результате алкоголизма. Причины этого – очень малые физические нагрузки, скудность в еде и алкогольное поражение нервной системы. При алкогольной кардиомиопатии поражается сердечная мышца.
Постоянное воздействие алкоголя на стенку тонкого кишечника приво-дит к изменению структуры клеток, и они теряют способность полноценно всасывать питательные вещества и минеральные компоненты, что заканчива-ется истощением организма. Постоянное воспаление желудка и позже кишеч-ника вызывает язвы пищеварительных органов.
Печень страдает от алкоголя больше всего: возникает воспалительный процесс (гепатит), а затем и рубцовое перерождение (цирроз). Печень пере-стает выполнять свою функцию по обеззараживанию токсических продуктов обмена, выработке белков крови и другие важные функции, что приводит к неизбежной смерти больного.
Люди, страдающие алкоголизмом, подвержены вероятности заболеть диабетом в 10 раз больше, чем непьющие: алкоголь оказывает негативное влияние на поджелудочную железу – орган, продуцирующий инсулин, и глу-боко извращает обмен веществ.
Употребление алкоголя с ранних лет способствует развитию многих бо-лезней. Каждый третий мужчина, имеющий заболевание кардиологического характера и каждый четвертый случай онкологического заболевания у муж-чин связаны с алкоголем, помимо этого, от употребления спиртынх напитков развиваются такие болезни как язва желудка, цироз печени, нарушение психи-ки.
Особенно пагубное воздействие оказывает алкоголизм на здоровье под-ростков. В России средний возраст употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года. [25].
Таким образом, алкоголь, попадая в организм подростка, быстро разно-сится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлек-торной возбудимости даже небольшая доза спиртного вызывает у детей бур-ную реакцию, тяжёлые симптомы отравления. При систематическом поступ-лении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интокси-кации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половых функций и т.д. Особенно ранима нерв-ная система, головной мозг ребёнка.
1.4. Влияние наркотиков на физиологию организма
В последнее время большой проблемой стала проблема распростране-ния наркотиков среди подростков. Опросы, которые проводили в крупных российских городах, показывают, что каждый третий школьник 13-16 лет се-годня знаком с одурманивающими веществами не понаслышке. Резко снижа-ется возрастная планка начала их употребления. Девушки составляют одну пятую часть несовершеннолетних потребителей наркотических веществ.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своем докладе в 1981 году определила наркотики в широком смысле как "химическое вещество, или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятель-ности (подобно пище), приём которого влечет за собой изменение функцио-нирования организма и, возможно, его структуры".
Эксперты Всемирной организации здравоохранения признают, что их определение наркотиков очень широко. Для научно-исследовательских и практических целей следует разделить все вещества, подпадающие под опре-деление на категории. Фармакологи делают свои классификации, в основе ко-торых лежат основные свойства наркотиков, относящиеся к их клинической структуре и способам употребления. Наркотики классифицируются по сле-дующим принципам. [24]:
1. По происхождению. Например, опиаты, их производят из опиумного мака, выращиваемого на плантациях. В состав чистых (не синтетических) опиатов входят вещества: морфий и кодеин. Так же в эту группу можно отне-сти героин. Этот наркотик является полусинтетическим, но в данной класси-фикации нас интерисует только источник полученного наркотика.
2. По воздействию. В эту группу попадают наркотики с похожими дей-ствиями на организм. Например, марихуана, атропин. Эти вещества вызывают учащение пульса и сухость во рту.
3. По терапевтическому использованию. В данную группу входят веще-ства, оказывающие изменения одних и тех же процессов в организме. Напри-мер, амфитамины – наркотики, подавляющие аппетит.
4. По части организма, на которую действует наркотик. Кокаин - стиму-лянт, так как оказывает возбуждающее действие на центральную нервную си-стему. Такая классификация подходит для наркотиков, которые оказывают воздействие на разные органы. Например, кокаин, стимулирует нервную си-стему, а так же имеет анестезирующее действие. Более того, очень разные по химическому строению и способу действия наркотики могут влиять на одну и ту же часть организма.
5. По химическому строению. Например, барбитураты (фенобарбитал, амитал, секонол и другие) - синтетические вещества, которые получены на основе барбитуратовой кислоты и различаются реагирующими с ней веще-ствами.
6. По механизму воздействия.
7. По названию на сленге, данному в определенной субкультуре или на черном рынке.
Людей, которые начинают употреблять фармакологические препараты известные как наркотики становитсья больше, и с каждыми днем это чсло увеличиваеться. Жертвами которых, в особенности, являются подростки, ко-торые употребляют эти вещества ради небольшого удовольстивя. Сильно злаупотребление фармакологических средств вызывает лекарственную зави-симость и очень пагубно сказывается как на здоровье человека, так и на его социальном и матерьяльном положении. Не имеет разницы откуда был введен наркотик в организм, он сильно влияет на нервную систему, тем самым раз-рушая ее, при этом страдают иммунная система, печень, сердце, легкие.
Курение конопли, гашиша, марихуаны способствует образованию хро-нического бронхита, рака легких, нарушения иммунитета, сердечно-сосудистой недостаточности, аритмии, интоксикации печени.
Опиоидные наркотические вещества вводятся внутривенно, поэтому при употреблении данных веществ риск заболевания СПИДом, сифилисом и гепатитом (В и С) невероятно велик.
Психостимуляторы приносят огромный вред нервной системе человека, начинает развиваться очень тяжелая депресия которая позже может справо-цировать психоз. Они резко усиливают обмен веществ, частоту сердечных со-кращений, повышают артериальное давление. Поэтому энергия на поддержа-ние жизни берется из запасных резервов, которые не успевают восстанавли-ваться, что чревато истощением организма. Также под угрозой находится сердце, из-за тяжелой аритмии. Возможен инфаркт миокарда, остановка серд-ца.
При употреблении галлюциногенных веществ особый ущерб наносится головному мозгу. Они разрушают психику человека, что, при частом упо-треблении, чревато психозом и необратимыми поражениями психики.
Снотворно-седативные вещества имеют негативный эффект на мозг, пе-чень и сердце человека. Они провоцируют бессонницу, энцефалопатию (по-вреждение головного мозга), судорожные припадки, суицидальные попытки, а также заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой.
Летучие наркотически действующие вещества – ингалянты способству-ют замедлению умственного развития человека, разрушают деятельность ко-ры мозга, повреждают все органы и ткани организма.
В последние годы в России значительно возросло количество людей, употребляющих наркотики. Особуютревогу вызывает резкое "омоложение" контингента больных наркоманией. В России средний возраст начала приоб-щения к наркотикам снизился сейчас среди мальчиков до 14,2 лет, а среди де-вочек до 14,6 лет. [25].
Таким образом, употребление наркотиков в подростковом возрасте ча-сто приводит к хроническому гепатиту, СПИДу, способствует развитию сла-боумия. У подростка очень быстро формируется зависимость от любого наркотика и психоактивного вещества. Кроме того, злоупотребление наркоти-ками требует больших денег, наркотическая зависимость толкает подростков на преступления ради денег на очередную дозу наркотического вещества.
?
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЫ В ВЫЯВ-ЛЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
2.1. Организация профилактической работы в школе
По мнению Левина Б.М., в последнее время наркомания и алкоголизм молодеют [6].
Для начала профилактики важно знать, почему подростки начинают злоупотреблять вредными привычками. Учёные выделяют следующие причи-ны, которые связаны с психологией подростка:
Кризис взросления. [25]. Ребёнок начинает чувствовать себя взрослым.
Кризис идентичности. [22]. Он проявляется в чувстве неполноценности и тоскливом настроении.
Кризис авторитетов. [25]. Проявляется он в стремлении понять и при-нять мир взрослых, а не слепо подчиняться ему. Данный кризис проявляется в протесте против семьи и школы.
Для того чтобы проводить профилактическую работу в школе, нужно знать какие основные направления профилактической работы существуют в стране и в мире.
Профилактика злоупотребления веществом традиционно разделяется на три этапа.
Первый - первичная профилактика, которой свойственно избежание злоупотребления наркотиками до того, как у злоупотребления вообще по-явится шанс иметь место. Например, одной из целей такой профилактики бу-дет препятствование начальному употреблению вещества. Никогда не начиная употребление наркотика, вы не будете иметь с ним никаких проблем. В осно-ве этого подхода лежит принцип "Просто скажи: "Нет!", когда, предлагается наркотик.
Вторичная профилактика имеет дело с уже начавшимся злоупотребле-нием. Этот тип профилактики аналогичен раннему лечению, когда проблемы с наркотиками только всплыли на поверхность. Вторичная профилактика часто используется законной системой, ответственной за неправильное употребле-ние веществ. В некоторых частях США так поступают с малолетними право-нарушителями, задержанными за хранение наркотиков [24]. В обоих случаях делается акцент на уничтожение проблемы в зародыше. Главным в таких уси-лиях является раннее выявление подобных проблем.
Третья форма профилактики, которая называется третичной, заключает-ся в лечении людей, уже в полной мере употребляющих наркотики и уже полностью зависимых от них. Ее цель заключается в прекращении употребле-ния наркотиков и избежании дальнейших ухудшений в организме человека. Третичная профилактика и лечение наркомании совпадают, но о профилакти-ке обычно говорят, когда инцидент случается впервые, а о лечении, когда случаются рецидивы.
В результате множества дебатов и некоторых научных исследований сформировалось несколько основных моделей профилактики. В основе каж-дой лежит своя философия, определяющая применение подхода, рекомендо-ванного для предотвращения проблемы злоупотребления различными веще-ствами.
Социокультурный аспект понимания злоупотребления заключается в том, что социальные нормы прямо влияют на употребление или злоупотреб-ление психоактивными веществами. Этамодель в основном использовалась в усилиях, направленных на предотвращение употребления алкоголя. В этом случае модель состоит из трех основных компонентов. [24]:
1. подчеркивание культурных нормативов;
2. необходимость включить принятие алкоголя в социально значи-мую деятельность;
3. фокусирование внимания на развитии культуры употребления ал-коголя.
Основные усилия этой модели направлены на изменение отношения к принятию алкоголя в рамках культуры.
Критика этого подхода состоит в том, что он не может получить широ-кого применения. Во многих странах, одновременно существуют различные виды культур и субкультур, поэтому обычаи и ценности, принятые в одной из них могут не подходить или отторгаться другой. Второе направление критики состоит в том, что социокультурный подход, делая акцент на умеренном упо-треблении, не принимает в расчет того, какое удовольствие доставляет неко-торым чрезмерное употребление алкоголя. Третье сомнение заключается в том, что изменение отношения приведет к желаемым изменениям в поведе-нии. В заключении, обращают внимание на то, что социокультурный подход не принимает в расчет физиологические проблемы, связанные с употреблени-ем алкоголя (рак, болезни печени и желудка). Поэтому многие полагают, что введение социокультурной модели вызовет преобладание именно физиологи-ческих проблем, даже если социальные проблемы ибудут устранены, просто благодаря широко распространенному употреблению алкоголя.
Социокультурная модель применяется для решения проблем, связан-ных со злоупотреблением алкоголем, но также является краеугольным кам-нем в предотвращении многих проблем, связанных с употреблением наркоти-ков. Как было отмечено выше, примером последнего может служить кампа-ния "Просто скажи: "Нет", которая призывает всех, в особенности молодых, отказаться от предложения попробовать наркотики. Другим примером ре-кламной кампании такого типа является Партнерство по Спасению Америки от Наркотиков [24]. Эта кампания, сфокусированная на марихуане, кокаине и крэке, пытается снизить социальную приемлемость употребления наркотиков у молодежи и предупреждает тех, кто уже употребляет их или только собира-ется попробовать, об опасностях, связанных с употреблением. Главным обра-зом эта кампания проводится на телевидении. Однако к настоящему времени, их эффективность документально не подтверждена. Кроме того, эффектив-ность этой кампании может быть снижена за счет того, что она направлена на молодежь среднего и верхнего социальных классов, которые меньше под-вергнуты этой опасности. Единственным основным отличием в применении социокультурной модели к злоупотреблению наркотиками, по сравнению со злоупотреблением алкоголем, является то, что в первом случае делается по-пытка сделать нормой отсутствие употребления вообще, а во втором - сфор-мировать разумные нормы употребления.
Второй главной моделью профилактики является популяризация потре-бительского подхода. Эта модель преимущественно изучалась в контексте предотвращения и снижения употребления алкоголя, хотя в последние годы она стала распространяться и на другие наркотические средства. Эта модель основана на статистическом изучении употребления алкоголя в различных культурах. Первой работой в этой области стало исследование французского математика Салли Лидермана в 50-х годах. Вид модели сильно изменился в течение последующего ряда лет под влиянием международных исследований.
Выделяют три основные положения этой модели. Первое заключается в том, что процент сильно пьющих людей от данного населения прямо зависит от среднего уровня потребления алкоголя в данном обществе. Поэтому число алкоголиков растет в обществе, где растет употребление алкоголя.