Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние вредных привычек на физиологию организма подростков

cool_lady 1075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2021
Объект исследования: вредные привычки подростков. Предмет исследования: влияние вредных привычек на физиологию ор-ганизма подростков. Гипотеза исследования: проанализировав влияние вредных привычек на организм подростков, можно эффективно организовать профилактическую работу в школе. Цель исследования: определение влияния вредных привычек на фи-зиологию организма подростка и организация их профилактики в школе. Задачи исследования: 1) Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. 2) Выяснить, какое влияние оказывают вредные привычки на физиоло-гию организма подростка. 3) Выяснить причины, толкающие подростков на злоупотребление вредными привычками. 4) Рассмотреть возможности профилактики вредных привычек. 5) Проанализировать результаты и дать рекомендации по использова-нию их в практике работы школы. Теоретико-методологическую базу исследования составили: Методы исследования: метод теоретического анализа и синтеза науч-ных знаний, метод конкретизации научных понятий. Экспериментальная база исследования: Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации теоретических положений по изучаемой темати-ке. Практическая значимость: создание рекомендаций по профилактике вредных привычек для образовательного учреждения.
Введение

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Оно отражает не только настоящую ситуацию, но и даёт точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её политическая стабильность, безопасность, экономическое благополучие, и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от со-стояния здоровья детей, подростков, молодёжи. В связи с этим перед обществом встала проблема воспитания человека, стремящегося к здоровому образу жизни, отвергающему курение, алкоголь, наркотики. Актуальность темы исследования: исследование влияния вредных привычек на организм человека, возможности их профилактики.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ФИЗИОЛОГИЮ ОРГАНИЗМА 6 1.1. Виды вредных привычек 6 1.2. Влияние курения на физиологию организма 8 1.3. Влияние алкоголя на физиологию организма 11 1.4. Влияние наркотиков на физиологию организма 12 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЫ В ВЫЯВЛЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК 16 2.1. Организация профилактической работы в школе 16 2.2. Исследование причин курения подростков 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37 ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Список литературы

1.Александров А.А. Курение и его профилактика в школе /А.А. Алек-сандров. – М.: Медиа Сфера, 1996. – 96с. 2.Сперанская, О.И. Табачная зависимость: перспективы исследования, диагностики, терапии: Руководство для врачей /О.И. Сперанская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 160с. 3.Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни /М.Н. Мисюк. – М.: Юрайт, 2012. – 432с. 4.Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования / Т.Ф. Орехова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 352 с. 5.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с. 6.Журнист, Л.А. Суд над табаком [Электронный ресурс] / Л.А. Жур-нист, Н.С. Лобанова. – Электрон. журн. – 102-105. – Режим доступа: httр://www.lib-rеvdа.ru/392/394/_р104_аviеw_b953_sеаrch_h4312cd9dd712b26db2cb4b7d0fbddc1е. – Электрон. версия печ. Публикации 7.Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психо-активными веществами среди несовершеннолетних /науч. ред. Л.М. Шипицы-ной. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 101с. 8.Лобжанидзе Б.Д., Луговская А. Ю. Вредные привычки и их влияние на состояние сердечно-сосудистой системы//Приоритетные научные направ-ления: от теории к практике. – 2014. - №14. – С.57-63. 9.Струганов С.М. О проблемах злоупотребления вредными привычками и применением наркотических средств в молодежной среде/ С.М. Струганов, А.В. Малыхин//Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. – 2020. - №2. – С.401-405. 10.Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. 5-7 классы / Г.Г.Кулинич. – М.: Вако, 2008. – 208 с. 11.Кильдиярова Р. Р. Профилактика девиантного поведения / Р. Р. Кильдиярова, В. И. Макарова, Ю. Ф. Лобанов // Основы формирования здо-ровья детей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – С. 289-318. 12.Макеев А.Г. Не допустить беды: Пед. Профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 191 с. 13.Максомова Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних / Н. Ю. Максомова. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 383 с. 14.Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: учебник для вузов / В.И. Дубровский. – 2-е изд., доп. – М.: RЕTОRIKА-А, 2001. – С. 247-258. 15.Николаева Л.П. Уроки профилактики наркомании в школе. - М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Изд. ППО "МОДЭК", 2000. - 89 с. 16.Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для вузов / З.В. Коробкина, В.А. Попов. – М.: Ака-демия, 2012. – 192 с. 17.Панков Д. Д. Медицинские и психологические проблемы школьни-ков - подростков: разговор учителя с врачом. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 239 с. 18. Гайворонский И.В. Анатомия здорового и нездорового образа жиз-ни / И.В. Гайворонский, П.К. Яблонский, Г.И. Ничипорук. – СПб.: СпецЛит, 2016. – 274 с. 19. Основы физиологии сердца / Евлахов В.И. [и др.]; - СПб., 2016. – 316 с. 20.Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркотиков. - М.: Центр: "Планетариум", 2004. - 96 с. 21.Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков: учебно-метод. пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 144 с. 22.Синяков, А.Ф. Познать себя /А.Ф. Синяков. – М.: Советский спорт, 1990. – 46с. 23.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с. 24.Наркотики и общество /Джон Соломзес. – ОСR Палек, 1998. – 432с. 25.Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей /науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. – СПб: Образование - Культура, 2002. – 160с. 26.Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии /А.М. Митяева. – М.: Академия, 2012. – 208с. 27.Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с. 28.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 1986. - 104 с. 29. Джейкобс, Эй Джей. До смерти здоров. Результат исследования ос-новных идей о здоровом образе жизни / Э. Д. Джейкобс ; пер. с англ. Е. Ме-жевича. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 356 с. 30. Гурьева, Г. Нет – табаку, алкоголю, наркотикам! / Г. Гурьева // Праздник в школе. – 2010. – № 6. – С. 108-118 31. Бурлакова Л.М. Об опасности вредных привычек / Л.М. Бурлакова // Традиции и инновации в системе образования. – 2019. – С.76-80. 32. Казанцева Д.В. Распространенность курения электронных сигарет в студенческой среде / Д.В. Казанцева, А.С. Сединина // Молодая наука – прак-тическому здравоохранению. – 2019. – С. 236-237. 33. Фитькало О.С. оценка адаптационных реакций организма беремен-ных при наличии вредных привычек / О.С. Фитькало, В.Г. Корниенко // Ле-чебное дело: научно-практический терапевтический журнал. – 2018. - №5. – С. 38-41. 34. Маруненко А.А. Воздействие на репродуктивную систему никотина, алкоголя и наркотиков [Электронный ресурс] / А.А. Маруненко. – Электрон. текстовые дан. – Минск: Белорусский государственный университет, 2018. – URL: httрs://еlibrаry.ru/itеm.аsр?id=36697880 (дата обращения: 17.05.2020). 35. Эльвединов В.А. Влияние вредных привычек на организм младших школьников и их профилактика [Электронный ресурс] / В.А. Эльвединов, И.В. Поспелова. – Электрон. текстовые дан. – Белгород: по материалам XXI Международной научно-практической конференции, 2016. – URL: httрs://189131.sеlcdn.ru/lеоnаrdо/аssеts/uрlоаds/аttаchmеnts/b14а_2WzJnxtZР5CXОhаЕYL0UfdTB.рdf#раgе=148 (дата обращения: 15.05.2020). 36. Червоненко, Д.В. Вредные привычки [Электронный ресурс] / Д.В. Червоненко, А.Н. Шелудько, Е.В. Ермолаева. – Электрон. текстовые дан. – Саратов: 2016. – URL: httрs://cybеrlеninkа.ru/аrticlе/n/vrеdnyе-рrivychki-1 (дата обращения: 11.05.2020). 37. Хажгириев М.Р. Влияние вредных привычек на здоровье молодежи [Электронный ресурс] / М.Р. Хажгириев, И.И. Медведев. – Электрон. тексто-вые дан. – Саратов: 2017. – URL: httрs://mеdcоnfеr.cоm/nоdе/11864 (дата об-ращения: 15.05.2020). 38. Мартыненко Н.В. Влияние вредных привычек на здоровье подростка [Электронный ресурс] / Н.В. Мартыненко. – Электрон. текстовые дан. – Губ-кин: 2019. – URL: httр://gubkin-crb.bеlzdrаv.ru/реrsоnаl/vliyаniе-vrеdnykh-рrivychеk-nа-zdоrоvе-роdrоstkа.рhр (дата обращения: 17.05.2020). 39. Осадчая Н.Л. Что страдает от алкоголя [Электронный ресурс] / Н.Л. Осадчая. – Электрон. текстовые дан. – Минск: 2019. – URL: httр://www.16gр.by/trеzvаyа-mоlоdjоzh-silnаyа-bеlаrus/446-chtо-strаdаеt-оt-аlkоgоlyа (дата обращения: 17.05.2020). 40. Психология позитивных изменений: как навсегда избавиться от вредных привычек [Электронный ресурс] / Д. Прохазка, Д. Норкросс, К. Кле-менте. – Электрон. текстовые дан. – Litrеs, 2017. – URL: httрs://bооks.gооglе.ru/bооks?hl=ru&lr=&id=ZSе1ААААQBАJ&оi=fnd&рg=РT54&dq=вредные+привычки&оts=KziwdRmyFj&sig=QОqО3qbH6О-19рdkgr4mFsd-hQQ&rеdir_еsc=y#v=оnераgе&q=вредные%20привычки&f=fаlsе (дата обра-щения: 12.05.2020). 41. Багнетова Е.А. Образ жизни родителей и поведенческие привычки старшеклассников // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 2. – URL: httр://www.fundаmеntаl-rеsеаrch.ru/ru/аrticlе/viеw?id=18531 (дата обращения: 15.05.2020). 42. Михайлов, Л.И. вредные привычки подростков и их связь с показа-телями здоровья [Электронный ресурс] / Л.И. Михайлов, В.Ф. Кириллов, C.B. Сланина, и др. – Электрон. журн. – М.: 2009. – URL: httрs://cybеrlеninkа.ru/аrticlе/n/vrеdnyе-рrivychki-роdrоstkоv-i-ih-svyаz-s-роkаzаtеlyаmi-zdоrоvyа (дата обращения: 15.05.2020). 43. Нет - алкоголизму, курению и наркотикам [Электронный ресурс] / Т. Грушецкая. – Электрон. текстовые дан. – Минск: 2000. – URL: httр://www.kgрlibrаry.ru/usеrfilеs/filе/iglа/Nеt_аlkоgоlizmu.dоc (дата обращения: 12.05.2020). 44. Пахомова Л.Э. Образ жизни современных школьников и его влия-ние на здоровье и качество жизни [Электронный ресурс] / Л.Э. Пахомова, Г.Л. Нестеренко, Л.А. Кадуцкая. – Электрон. текстовые дан. – М: Научно-издательский центр "Теория и практика физической культуры и спорта, 2007. – URL: httрs://www.fundаmеntаl-rеsеаrch.ru/ru/аrticlе/viеw?id=18531 (дата об-ращения: 15.05.2020). 45. Печкова Р.Х. Семья и подросток. Как уберечь от вредных привычек // Эксперимент и инновации в школе [Электронный ресурс] / Р.Х. Печкова. – Электрон. текстовые дан. – 2013. – URL: httрs://cybеrlеninkа.ru/аrticlе/n/sеmyа-i-роdrоstоk-kаk-ubеrеch-оt-vrеdnyh-рrivychеk (дата обращения: 10.05.2020). 46. Мигуля М.Г. Влияние социальной среды на развитие вредных при-вычек у современной молодёжи [Электронный ресурс] / М.Г. Мигуля, А.А. Ниязова. – Электрон. текстовые дан. – Таврический научный обозреватель, 2015. – URL: httрs://cybеrlеninkа.ru/аrticlе/n/vliyаniе-sоtsiаlnоy-srеdy-nа-rаzvitiе-vrеdnyh-рrivychеk-u-sоvrеmеnnоy-mоlоdyоzhi (дата обращения: 16.05.2020). 47. Профилактика курения среди учащихся v-vii классов [Электронный ресурс] / А.А. Александров [и др.]; – Электрон. журн. – М: Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, 2009. – URL: httрs://www.еlibrаry.ru/itеm.аsр?id=13333291 (дата обращения: 17.05.2020). 48. Геппе Н.А. Курение табака у детей и подростков: влияние на состо-яние здоровья и профилактика [Электронный ресурс] / Н.А. Геппе. – Элек-трон. журн. – М: АТМО, 2007. – URL: httрs://www.еlibrаry.ru/itеm.аsр?id=17317707 (дата обращения: 17.05.2020). 49. Воропаев К.А. Влияние электронных сигарет на здоровье человека [Электронный ресурс] / К.А. Воропаев. – Электрон. текстовые дан. – М: Фи-нансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2018. – URL: httрs://www.еlibrаry.ru/itеm.аsр?id=35391951 (дата обращения: 15.05.2020). 50. Опросник «Отношение к курению среди учащихся школ» [Интер-нет-ресурс] //URL: httрs://dоcs.gооglе.cоm/fоrms/d/е/1FАIрQLSеBIqQ1RjSОiH1mKKjОmоАilMрr2ОР_nр9f_lN9kMmQjhG9Аg/viеwfоrm (дата обращения: 7.05.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИ-ВЫЧЕК НА ФИЗИОЛОГИЮ ОРГАНИЗМА 1.1. Виды вредных привычек Наиболее важной чертой, характеризующей отношение человека к сво-ему здоровью, является наличие вредных привычек или их отсутствие. Вред-ные привычки - это повторяющиеся действия, которые мешают ему достичь своей цели и в полной мере использовать свои способности в течение жизни, нанося вред его здоровью. [36]. Вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы. Привычки способствуют формированию нравственного образа человека, так что, закре-пившись, они уже будут приводить к появлению у него определенных черт характера. Чаще всего человек приобретает вредные привычки в молодости. Они могут быть вызваны как отсутствием чувства ответственности и внутрен-ней дисциплины, отсутствием четкой жизненной цели, так и беспокойством, скукой, чувством несчастья, трудностями, возникающими в общении, жела-нием уйти от проблем и склонностью к экспериментам. Привычки способ-ствуют формированию нравственного облика человека, так как, закрепив-шись, они уже будут приводить появлению у него тех или иных черт характе-ра. Чаще всего человек приобретает вредные привычки в ранней молодости. Причинами их могут стать как недостаток чувства ответственности и внут-ренней дисциплины, отсутствие четкой жизненной цели, так и тревога, скука, ощущение себя несчастным, возникающие при общении трудности, желание уйти от проблем, склонность к экспериментам. Среди привычек, вредных для здоровья человека, наиболее распростра-ненными являются употребление алкоголя, сигарет и наркотических веществ, психогенное переедание, малоподвижный образ жизни. Люди уверенны, что в малых дозах они не причиняют никакого вреда, а, начав что-то употреблять, человек получает несоизмеримую с его силой воли зависемость, чтобы бро-сить вредную привычку. К вредным привычкам также относятся часто повто-ряющиеся неполезные действия, наиболее часто встречающеяся являются привычки кусать ногти и ковырять кожу, хрустеть суставами и многие другие. Самым безобидным из них можно считать использование в речи слов-паразитов, нецензурных выражений и привычку грызть карандаш или ручку. [36]. Из вышесказанного можно отследить некоторые признаки, по которым разделяют пристрастия на виды. В современной психологии выделяют: • физические зависимости; • психологические привычки; • психофизиологические привычки; • психоэмоциональные пристрастия. Например, привычка грызть карандаш или ручку может быть отнесена к физическим проявлениям привыкания к закономерности действий. А вот тяга к курению сигарет, относится к психофизиологическим патологическим по-требностям. Есть возрастные привычки, например детские: сосательный рефлекс, привязанность к родителям, привычка засыпать в объятиях с игрушкой. Ста-ромодные пристрастия: стремление обсуждать чужую жизнь, привычка вор-чать, пристрастие к походу на рынок, в поликлинику, в магазин без видимой для этого необходимости. Есть варианты пристрастий, характерных для опре-делённого пола. Например, привычка сидеть на диетах, оплакивать лишние килограммы чаще встречается у женщин. Но пристрастие к карточным или другим азартным играм, привычка не соблюдать ограничение скорости за ру-лем автомобиля чаще встречается у мужчин. Вредные привычки можно разделить также на относительно безобидные варианты и опасные. Например, если человек грызёт ногти, он рискует «зара-ботать» заражение паразитами и инфекциями, что неприятно, но не так опас-но, как риск «заработать» алкоголизм или наркотическую зависимость. Лгу-нов и сплетников не любят в обществе, однако быть таким человеком относи-тельно неопасно. Зато неверные пищевые привычки могут нанести непопра-вимый вред здоровью. Таким образом, можно сделать вывод, вредные привычки приносят вред здоровью, от них нужно избавляться. Профилактику вредных привычек следует начинать с раннего возраста. Необходимо помнить, что зачастую вредные привычки могут привести к неблагоприятным последствиям, стать предвестниками серьезных заболеваний. 1.2. Влияние курения на физиологию организма Одной из главных проблем нашего общества является большое количе-ство людей с никотиновой зависимостью, в том числе воырасло число куря-щих подростков, которые курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстни-ков, курят из любопытства, за компанию, при этом не задумываются о по-следствиях. Некоторые ошибочто пологают, что курение помагает сосредото-читься и мобилизирует. Подражание другим, чувство новизны, желание казаться взрослыми в конечном счёте очень сильно сказывается на здоровье подростков. Если че-ловек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшится более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет. [1]. Статистика показывает, что из каждых 100 человек, умерших от рака лёгких, 90 курили, из каждых 100 человек, умерших от хронических заболе-ваний лёгких, 75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца 25 курили. [1]. Важно, что курение с подросткового возраста значи-тельно повышает риски возникновения указанных болезней. Табачный дым в 4 раза более загрязнён токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля, а один кубический миллиметр табачного дыма содержит до 3 миллионов частиц сажи. [1]. В табачном дыме насчитывается более 3660 компонентов, многие из которых слишком опасны для организма, в частности для сердечно - сосудистой системы, 300 из них - активные биологические яды. [1] Так, никотин, возбуждая сосудодвигатель-ные и дыхательные центры головного мозга, вызывает тем самым спазм кро-веносных сосудов, повреждение стенок сосудов и способствует образованию склеротических бляшек, суживающих просвет сосудов. Под воздействием никотина число сердечных сокращений выростает на 15 - 20% процентов. Регулярное курение заставляет сердце работать с повы-шенной нагрузкой, что приводит, в конце концов, его к преждевременному изнашиванию. При длительном непрерывном курении (несколько сигарет подряд) пульс нормализуется лишь после 30 минут. [1]. Этот убыстряющий эффект никотина способствует его быстрому проникновению в кровь. Поэтому подростку, у которого идёт формирование внутренних орга-нов, курение вредит особенно сильно. Наносит вред оно и окружающим де-тям, которые являются "пассивными курильщиками". Пассивное курение уве-личивает на 10-30 процентов риск развития рака лёгких [1]. Поэтому подро-сток должен понимать, что находится рядом с теми, кто курит, также вредно для его здоровья. Блокирование у курильщиков гемоглобина (10% и более) угарным га-зом путём образования карбоксигемоглобина приводит к тому, что в момент физической нагрузки, когда снабжение органов и тканей кислородом наиболее необходимо, они его получают недостаточно, и спортсмен - курильщик не может наилучшим образом раскрыть свои возможности: у него возникает одышка, как у человека, который находится в разряженной атмосфере, на вы-соте более 2 тысяч метров над уровнем моря. [1]. В состоянии покоя также окись углерода связывает часть эритроцитов и затрудняет снабжение тканей кислородом. Раннее курение не может не сказаться на состоянии подростка на уроках физкультуры или при занятиях спортом, на его спортивных результа-тах. Во время выкуривания сигареты никотин проникает в кровь. Под влия-нием никотина происходит сужение сосудов кожи. При этом через капилляры кожи проходит меньшее количество крови, что вызывает понижение темпера-туры соответствующей части тела. Сужение капилляров кожи вызывает по-бледнение кожи, спазм периферических сосудов. В самых тяжёлых случаях это приводит к гангрене и ампутации конечности. Кроме никотина и табачной смолы, в табачный дым входит ещё окись углерода - очень ядовитый газ. Она гораздо легче вступает в связь с гемоглобином, чем кислород, и образует карбоксигемоглобин, это химическое соединение очень стойко по сравнению с оксигемоглобином - соединения кислорода с гемоглобином. Красные кровя-ные тельца, которые загружены окисью углерода, уже не могут транспорти-ровать кислород, а это является одной из их основных функций. Если человек вдыхает большое количество окиси углерода в процессе курения, это может привести к тяжёлым последствиям, так как окись углеро-да связывает большую часть эритроцитов, что затрудняет снабжение тканей кислородом. Кровь приобретает в данном случае тёмно - красный цвет. Из-за действия никотина страдают оболочки пищевода, желудка и ки-шечника, происходит их воспаление. Спастическое действие никотина отра-жается на пищеварении. Повышается кислотность желудочного сока. Три четверти больных язвенной болезнью желудка составили курильщики. Курение отрицательно влияет на иммунную систему организма. Поэто-му подростки, которые курят, чаще болеют. Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам и начинает тре-бовать "никотина", возникает беспокойство, раздражительность, нервозность. Таким образом, курение является вредной привычкой, которая оказыва-ет пагубное воздействие на весь организм человека, а особенно на организм растущий. При длительном воздействии табачного дыма на организм под-ростка возрастает риск развития сердечно - сосудистых и бронхолёгочных за-болеваний. Кроме этого, имеются прямые доказательства того, что у подрост-ков вследствие курения снижаются умственные способности. 1.3. Влияние алкоголя на физиологию организма Алкоголизм – регулярное, компульсивное потребление большого коли-чества алкоголя в течение большого периода времени. Это наиболее острая форма наркомании в наше время, вовлекающая в себя от 1 до 5% населения большинства стран. Алкоголик пьет, отвечая на психологическую или физи-ческую зависимость алкоголя. Алкоголь угнетает продукцию белых и красных кровяных телец, а так-же тромбоцитов. Итог: малокровие, инфекции, кровотечения. В сосудах мозга алкаголь замедляет циркуляцию крови, тем самым приводит его клетки к постоянному кислородному голоданию, в результате чего очень сильно ухудшается память и наступает медленная психическая де-градация. В сосудах развиваются ранние склеротические изменения, и возрас-тает риск кровоизлияния в мозг. Чрезмерное злоупотребление алкоголя повышает уровень холестерина в крови и вызывает стойкую гипертонию, дистрофию миокарда. Алкогольная миопатия - дегенерация мышц в результате алкоголизма. Причины этого – очень малые физические нагрузки, скудность в еде и алкогольное поражение нервной системы. При алкогольной кардиомиопатии поражается сердечная мышца. Постоянное воздействие алкоголя на стенку тонкого кишечника приво-дит к изменению структуры клеток, и они теряют способность полноценно всасывать питательные вещества и минеральные компоненты, что заканчива-ется истощением организма. Постоянное воспаление желудка и позже кишеч-ника вызывает язвы пищеварительных органов. Печень страдает от алкоголя больше всего: возникает воспалительный процесс (гепатит), а затем и рубцовое перерождение (цирроз). Печень пере-стает выполнять свою функцию по обеззараживанию токсических продуктов обмена, выработке белков крови и другие важные функции, что приводит к неизбежной смерти больного. Люди, страдающие алкоголизмом, подвержены вероятности заболеть диабетом в 10 раз больше, чем непьющие: алкоголь оказывает негативное влияние на поджелудочную железу – орган, продуцирующий инсулин, и глу-боко извращает обмен веществ. Употребление алкоголя с ранних лет способствует развитию многих бо-лезней. Каждый третий мужчина, имеющий заболевание кардиологического характера и каждый четвертый случай онкологического заболевания у муж-чин связаны с алкоголем, помимо этого, от употребления спиртынх напитков развиваются такие болезни как язва желудка, цироз печени, нарушение психи-ки. Особенно пагубное воздействие оказывает алкоголизм на здоровье под-ростков. В России средний возраст употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года. [25]. Таким образом, алкоголь, попадая в организм подростка, быстро разно-сится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлек-торной возбудимости даже небольшая доза спиртного вызывает у детей бур-ную реакцию, тяжёлые симптомы отравления. При систематическом поступ-лении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интокси-кации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половых функций и т.д. Особенно ранима нерв-ная система, головной мозг ребёнка. 1.4. Влияние наркотиков на физиологию организма В последнее время большой проблемой стала проблема распростране-ния наркотиков среди подростков. Опросы, которые проводили в крупных российских городах, показывают, что каждый третий школьник 13-16 лет се-годня знаком с одурманивающими веществами не понаслышке. Резко снижа-ется возрастная планка начала их употребления. Девушки составляют одну пятую часть несовершеннолетних потребителей наркотических веществ. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своем докладе в 1981 году определила наркотики в широком смысле как "химическое вещество, или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятель-ности (подобно пище), приём которого влечет за собой изменение функцио-нирования организма и, возможно, его структуры". Эксперты Всемирной организации здравоохранения признают, что их определение наркотиков очень широко. Для научно-исследовательских и практических целей следует разделить все вещества, подпадающие под опре-деление на категории. Фармакологи делают свои классификации, в основе ко-торых лежат основные свойства наркотиков, относящиеся к их клинической структуре и способам употребления. Наркотики классифицируются по сле-дующим принципам. [24]: 1. По происхождению. Например, опиаты, их производят из опиумного мака, выращиваемого на плантациях. В состав чистых (не синтетических) опиатов входят вещества: морфий и кодеин. Так же в эту группу можно отне-сти героин. Этот наркотик является полусинтетическим, но в данной класси-фикации нас интерисует только источник полученного наркотика. 2. По воздействию. В эту группу попадают наркотики с похожими дей-ствиями на организм. Например, марихуана, атропин. Эти вещества вызывают учащение пульса и сухость во рту. 3. По терапевтическому использованию. В данную группу входят веще-ства, оказывающие изменения одних и тех же процессов в организме. Напри-мер, амфитамины – наркотики, подавляющие аппетит. 4. По части организма, на которую действует наркотик. Кокаин - стиму-лянт, так как оказывает возбуждающее действие на центральную нервную си-стему. Такая классификация подходит для наркотиков, которые оказывают воздействие на разные органы. Например, кокаин, стимулирует нервную си-стему, а так же имеет анестезирующее действие. Более того, очень разные по химическому строению и способу действия наркотики могут влиять на одну и ту же часть организма. 5. По химическому строению. Например, барбитураты (фенобарбитал, амитал, секонол и другие) - синтетические вещества, которые получены на основе барбитуратовой кислоты и различаются реагирующими с ней веще-ствами. 6. По механизму воздействия. 7. По названию на сленге, данному в определенной субкультуре или на черном рынке. Людей, которые начинают употреблять фармакологические препараты известные как наркотики становитсья больше, и с каждыми днем это чсло увеличиваеться. Жертвами которых, в особенности, являются подростки, ко-торые употребляют эти вещества ради небольшого удовольстивя. Сильно злаупотребление фармакологических средств вызывает лекарственную зави-симость и очень пагубно сказывается как на здоровье человека, так и на его социальном и матерьяльном положении. Не имеет разницы откуда был введен наркотик в организм, он сильно влияет на нервную систему, тем самым раз-рушая ее, при этом страдают иммунная система, печень, сердце, легкие. Курение конопли, гашиша, марихуаны способствует образованию хро-нического бронхита, рака легких, нарушения иммунитета, сердечно-сосудистой недостаточности, аритмии, интоксикации печени. Опиоидные наркотические вещества вводятся внутривенно, поэтому при употреблении данных веществ риск заболевания СПИДом, сифилисом и гепатитом (В и С) невероятно велик. Психостимуляторы приносят огромный вред нервной системе человека, начинает развиваться очень тяжелая депресия которая позже может справо-цировать психоз. Они резко усиливают обмен веществ, частоту сердечных со-кращений, повышают артериальное давление. Поэтому энергия на поддержа-ние жизни берется из запасных резервов, которые не успевают восстанавли-ваться, что чревато истощением организма. Также под угрозой находится сердце, из-за тяжелой аритмии. Возможен инфаркт миокарда, остановка серд-ца. При употреблении галлюциногенных веществ особый ущерб наносится головному мозгу. Они разрушают психику человека, что, при частом упо-треблении, чревато психозом и необратимыми поражениями психики. Снотворно-седативные вещества имеют негативный эффект на мозг, пе-чень и сердце человека. Они провоцируют бессонницу, энцефалопатию (по-вреждение головного мозга), судорожные припадки, суицидальные попытки, а также заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой. Летучие наркотически действующие вещества – ингалянты способству-ют замедлению умственного развития человека, разрушают деятельность ко-ры мозга, повреждают все органы и ткани организма. В последние годы в России значительно возросло количество людей, употребляющих наркотики. Особуютревогу вызывает резкое "омоложение" контингента больных наркоманией. В России средний возраст начала приоб-щения к наркотикам снизился сейчас среди мальчиков до 14,2 лет, а среди де-вочек до 14,6 лет. [25]. Таким образом, употребление наркотиков в подростковом возрасте ча-сто приводит к хроническому гепатиту, СПИДу, способствует развитию сла-боумия. У подростка очень быстро формируется зависимость от любого наркотика и психоактивного вещества. Кроме того, злоупотребление наркоти-ками требует больших денег, наркотическая зависимость толкает подростков на преступления ради денег на очередную дозу наркотического вещества. ? ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЫ В ВЫЯВ-ЛЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК 2.1. Организация профилактической работы в школе По мнению Левина Б.М., в последнее время наркомания и алкоголизм молодеют [6]. Для начала профилактики важно знать, почему подростки начинают злоупотреблять вредными привычками. Учёные выделяют следующие причи-ны, которые связаны с психологией подростка: Кризис взросления. [25]. Ребёнок начинает чувствовать себя взрослым. Кризис идентичности. [22]. Он проявляется в чувстве неполноценности и тоскливом настроении. Кризис авторитетов. [25]. Проявляется он в стремлении понять и при-нять мир взрослых, а не слепо подчиняться ему. Данный кризис проявляется в протесте против семьи и школы. Для того чтобы проводить профилактическую работу в школе, нужно знать какие основные направления профилактической работы существуют в стране и в мире. Профилактика злоупотребления веществом традиционно разделяется на три этапа. Первый - первичная профилактика, которой свойственно избежание злоупотребления наркотиками до того, как у злоупотребления вообще по-явится шанс иметь место. Например, одной из целей такой профилактики бу-дет препятствование начальному употреблению вещества. Никогда не начиная употребление наркотика, вы не будете иметь с ним никаких проблем. В осно-ве этого подхода лежит принцип "Просто скажи: "Нет!", когда, предлагается наркотик. Вторичная профилактика имеет дело с уже начавшимся злоупотребле-нием. Этот тип профилактики аналогичен раннему лечению, когда проблемы с наркотиками только всплыли на поверхность. Вторичная профилактика часто используется законной системой, ответственной за неправильное употребле-ние веществ. В некоторых частях США так поступают с малолетними право-нарушителями, задержанными за хранение наркотиков [24]. В обоих случаях делается акцент на уничтожение проблемы в зародыше. Главным в таких уси-лиях является раннее выявление подобных проблем. Третья форма профилактики, которая называется третичной, заключает-ся в лечении людей, уже в полной мере употребляющих наркотики и уже полностью зависимых от них. Ее цель заключается в прекращении употребле-ния наркотиков и избежании дальнейших ухудшений в организме человека. Третичная профилактика и лечение наркомании совпадают, но о профилакти-ке обычно говорят, когда инцидент случается впервые, а о лечении, когда случаются рецидивы. В результате множества дебатов и некоторых научных исследований сформировалось несколько основных моделей профилактики. В основе каж-дой лежит своя философия, определяющая применение подхода, рекомендо-ванного для предотвращения проблемы злоупотребления различными веще-ствами. Социокультурный аспект понимания злоупотребления заключается в том, что социальные нормы прямо влияют на употребление или злоупотреб-ление психоактивными веществами. Этамодель в основном использовалась в усилиях, направленных на предотвращение употребления алкоголя. В этом случае модель состоит из трех основных компонентов. [24]: 1. подчеркивание культурных нормативов; 2. необходимость включить принятие алкоголя в социально значи-мую деятельность; 3. фокусирование внимания на развитии культуры употребления ал-коголя. Основные усилия этой модели направлены на изменение отношения к принятию алкоголя в рамках культуры. Критика этого подхода состоит в том, что он не может получить широ-кого применения. Во многих странах, одновременно существуют различные виды культур и субкультур, поэтому обычаи и ценности, принятые в одной из них могут не подходить или отторгаться другой. Второе направление критики состоит в том, что социокультурный подход, делая акцент на умеренном упо-треблении, не принимает в расчет того, какое удовольствие доставляет неко-торым чрезмерное употребление алкоголя. Третье сомнение заключается в том, что изменение отношения приведет к желаемым изменениям в поведе-нии. В заключении, обращают внимание на то, что социокультурный подход не принимает в расчет физиологические проблемы, связанные с употреблени-ем алкоголя (рак, болезни печени и желудка). Поэтому многие полагают, что введение социокультурной модели вызовет преобладание именно физиологи-ческих проблем, даже если социальные проблемы ибудут устранены, просто благодаря широко распространенному употреблению алкоголя. Социокультурная модель применяется для решения проблем, связан-ных со злоупотреблением алкоголем, но также является краеугольным кам-нем в предотвращении многих проблем, связанных с употреблением наркоти-ков. Как было отмечено выше, примером последнего может служить кампа-ния "Просто скажи: "Нет", которая призывает всех, в особенности молодых, отказаться от предложения попробовать наркотики. Другим примером ре-кламной кампании такого типа является Партнерство по Спасению Америки от Наркотиков [24]. Эта кампания, сфокусированная на марихуане, кокаине и крэке, пытается снизить социальную приемлемость употребления наркотиков у молодежи и предупреждает тех, кто уже употребляет их или только собира-ется попробовать, об опасностях, связанных с употреблением. Главным обра-зом эта кампания проводится на телевидении. Однако к настоящему времени, их эффективность документально не подтверждена. Кроме того, эффектив-ность этой кампании может быть снижена за счет того, что она направлена на молодежь среднего и верхнего социальных классов, которые меньше под-вергнуты этой опасности. Единственным основным отличием в применении социокультурной модели к злоупотреблению наркотиками, по сравнению со злоупотреблением алкоголем, является то, что в первом случае делается по-пытка сделать нормой отсутствие употребления вообще, а во втором - сфор-мировать разумные нормы употребления. Второй главной моделью профилактики является популяризация потре-бительского подхода. Эта модель преимущественно изучалась в контексте предотвращения и снижения употребления алкоголя, хотя в последние годы она стала распространяться и на другие наркотические средства. Эта модель основана на статистическом изучении употребления алкоголя в различных культурах. Первой работой в этой области стало исследование французского математика Салли Лидермана в 50-х годах. Вид модели сильно изменился в течение последующего ряда лет под влиянием международных исследований. Выделяют три основные положения этой модели. Первое заключается в том, что процент сильно пьющих людей от данного населения прямо зависит от среднего уровня потребления алкоголя в данном обществе. Поэтому число алкоголиков растет в обществе, где растет употребление алкоголя.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 32 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 19 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg