Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности в России

cool_lady 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2021
Объект исследования – национальная хозяйственная система страны. Предмет исследования – социально–экономические процессы воспроизводства в национальной экономике. Цель работы – рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны. Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач: - определение понятия и сущности экономической безопасности; - рассмотрение основных положений Концепция национальной безопасности России; -определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; - характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности; - анализ основных показателей экономической безопасности России; - выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития. Вопросы экономической безопасности России занимают значительное место в трудах российских ученых, таких как: Олейников Е.А., Шульга В.А., Сенчагов В.К., Львов Д.С. и др. Методы исследования: сравнение, сопоставление, нормативный и позитивный анализ
Введение

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей. Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны. 5 1.1 Понятие и сущность экономической безопасности 5 1.2 Концепция национальной безопасности 8 1.3 Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики 15 Глава 2 Анализ основных показателей экономической безопасности России Ошибка! Закладка не определена.27 2.1 Энергетическая безопасность 27 2.2 Внешнеэкономическая деятельность 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Список литературы

1. Абалкин Л.И. Курс переходной экономики: учеб. для вузов / Л.И. Абалкин, И.А. Погосов, В.В. Радаев; под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2017. – 631 с. 2. Аганбегян А.Г. Социально–экономическое развитие России. / А.Г. Аганбегян; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. – 2- е изд., испр. и доп. – 2015. – 374 с. 3. Ануфриев В.П., Чазов А.В. Энергоэффективность и проблема изменения климата: учебный курс для студентов энергетических специальностей технических высших учебных заведений./ В.П. Ануфриев, А.В. Чазов.- М.:УЦЭЭ, 2016. - 192 с. 4. Бункина М.К. Национальная экономика: учеб. Пособие / М.К. Бункина. – М.: Дело, 2017. – 272 с. 5. Виноградов В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов/ В.В. Виноградов. – М.: Юристъ, 2017. - 320 с. 6. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития/ С.Ю. Глазьев; отв. ред. Д.С. Львов. - М.: Новое издательство, 2018. – 235 с. 7. Градов А.П. Национальная экономика: учеб. пособие/ А.П. Градов. - 2-е изд. - М.: Питер, 2015. – 233 с. 8. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция / Т.И. Заславская; Моск. шк. соц. и эконом. наук. – М.: Дело, 2017. – 568 с. 9. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика / В.В. Леонтьев; науч. Ред. И авт. предисл. А.Г. Гранберг. – М.: Экономика, 2017. – 477 с.: ил. 10. Мильнер Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 177 с. 11. Ойкен В. Основы национальной экономики / В. Ойкен; пер. с нем. – М.: Экономика, 2016. – 351 с. 12. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / И.П. Фаминский; под ред. И.П. Фаминского. - М.: Республика, 2014. – 444 с. 13. Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г.В. Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. – М.: Рос. экон. акад., 2017, - 592 с. 14. Россия в глобализирующемся мире: Стратегия конкурентоспособности / Российская академия наук, отделение общественных наук, секция экономики; акад. Д.С. Львов [и др.]. - М.: Наука, 2015. – 507 с. 15. Экономическая безопасность России. Под ред. В.К. Сенчагова, - М.: Дело, 2015. – 895 с. 16. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Изд – во «Экзамен», 2015. – 768 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны 1.1 Понятие и сущность экономической безопасности Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. С распадом системы государственной безопасности СССР была утрачена концептуальная, стратегическая и институционально-организационная основа защиты национально-государственных интересов России как наследницы Советского Союза. Старая парадигма государственной безопасности с ее идеологией, особым пониманием национально-государственных интересов и системой стратегических приоритетов уже не могла соответствовать новым представлениям о структуре национальной безопасности. Политические, социально-экономические, геополитические и международные изменения, происходящие в ходе реформирования постсоциалистического экономического пространства, носят фундаментальный характер и затрагивают весь комплекс отношений и структур в области национальной и международной безопасности. Если рассматривать их долговременные стратегические аспекты, то объективно складываются следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике новой парадигмы: - переход в системе международных отношений от концепции баланса сил к концепции баланса интересов; - движение от идеологии и структур национальной безопасности конфронтационного типа в сторону моделей, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества; - дополнение принципа защиты территории принципом обеспечения безопасности личности. Концепция национальной безопасности нового демократического суверенного великого государства начала складываться сразу после распада СССР. В 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы. В нем были сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, выявлена триада основных объектов безопасности (личность, общество, государство). В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности. В законе определено, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом. В качестве основных принципов обеспечения безопасности законом от 1992 г. определены: - законность; - соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности; - интеграция с международными системами безопасности. Необходимо отметить, что попытки сформировать новую парадигму государственной безопасности в первые годы становления суверенной России базировались на романтических и в некоторой степени примитивных представлениях об отсутствии реальных вызовов и угроз в современном мире. Игнорировались факты ожесточенной международной экономической конкуренции, конфликтность и противоречивость современной мировой системы, где столкновение сил и интересов не затухает, но меняет свои конфигурации. Попытки выстроить реальную политику на основе концепции баланса интересов, моделей партнерства и международного сотрудничества, принципов защиты прав человека и безопасности личности при идеализации данных положений и отсутствии необходимых ресурсов и механизмов для защиты собственных национальных интересов привели к серьезной сдаче геополитических и геоэкономических позиций страны. В то же время возник целый шлейф принципиально новых и опасных угроз, как в политической, так и в экономической сферах. Поэтому работа над формированием новой парадигмы национальной безопасности России не прекращалась. С середины 1994 г. под эгидой созданного и набравшего необходимый государственный авторитет Совета безопасности начинается разработка концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608. В период 1995-1997 гг. был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет. Руководствуясь концепцией и стратегией, государство и его соответствующие органы получили возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности. Новая Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300. 1.2. Концепция национальной безопасности Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий. В Концепции учитывается, что в настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике и экономике. В Концепции признано, что, хотя в целом влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни за годы реформирования снизилось, страна имеет все предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции великой державы, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал России, ее уникальное геостратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственности и многоукладной экономики. Несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 10 лет, Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции. Концепция впервые ввела в лексикон официальных документов понятие национальных интересов, предложила их достаточно полное определение, дала комплексную систематизацию возможных и реальных угроз, определила основные контуры, институты и механизмы защиты национальной безопасности страны. В Концепции четко сформулировано, что национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. В связи с этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства высокотехнологичного, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, внешнюю торговлю - конкурентоспособными товарами. В новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, учтены последние веяния времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, более современно и подробно прописаны угрозы и механизмы защиты национальной безопасности. В частности отмечается, что в сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты. Ослабление научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности. Негативные процессы в экономике в значительной степени лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что ведетк усилению политической нестабильности, нарушению единого экономическо го пространства и ослаблению его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны: - своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности; - реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз; - обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства; - подъем экономики и уровня жизни населения, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; - преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников; - обеспечение на всей территории государства личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод; - совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней; формирование гармоничных межнациональных отношений; укрепление правопорядка; сохранение социально-политической стабильности общества; - неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; - равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира; - подъем и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются: - создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; - расширение рынков сбыта российской продукции; В условиях либерализации внешней торговли и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов от отечественных товаропроизводителей. Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. В целях усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний следует ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей. Эффективные меры должны быть приняты также в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности следует считать: - правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны; - усиление государственного регулирования в экономике; - принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения. Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина. На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечением полной занятости населения. Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности; принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, реальная помощь государства, реализация целевых программ структурной перестройки промышленности. Как никогда ранее, самыми приоритетными становятся задачи по опережающему развитию конкурентоспособных отраслей и производств, расширению рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, повышающих конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке. Важное значение имеет концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение для этих целей частного капитала, в том числе путем организации фондов и использования грантов, реализация программ первоочередного развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, защита государством интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равныхусловий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий независимости от формы собственности, в том числе поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защите прав потребителя. Таким образом, обеспечение экономической безопасности является принципиально важным в целях укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства. 1.3 Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире. На первых этапах российских экономических реформ вопрос об их соответствии национально-государственным интересам России, к сожалению, не ставился. Рыночные реформы сами по себе считались приоритетом номер один, проблемы вариантов их проведения игнорировались. Национально-государственные интересы можно определить как круг жизненно важных интересов всех этнических и социальных групп общества, которые: а) в цивилизационно-культурном смысле исторически самоопределяются в качестве единой нации; б) в политическом плане исторически само организуются как государство. Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов. Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет. Виды экономической безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков. В реальном секторе экономики речь идет в первую очередь о производственно-технологической, промышленной безопасности. Однако этими сферами не исчерпывается вся проблематика этого вида. Одновременно необходимо рассматривать, в чьих интересах происходит распределение и перераспределение национального богатства страны, проводится приватизация государственной собственности, деиндустриализация экономики; как используются экспортный потенциал и рынки внутри страны под напором дешевого импорта. Энергетические проблемы современной экономики требуют выделения в самостоятельный вид энергетической безопасности. Это связано как с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами между предприятиями-производителями энергоносителей и энергопроводящими сетями. Сегодня энергетическая политика во всех регионах мира глобализуется и превращается в один из главных объектов геополитического и геоэкономического планирования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 27 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Экономика, 31 страница
490 руб.
Курсовая работа, Экономика, 41 страница
490 руб.
Курсовая работа, Экономика, 26 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Экономика, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Экономика, 25 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg