Проблема возникновения, выявления и развития способностей является предметом исследования психологии, философии, педагогики. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (А.В. Петровский, П.К. Энгельмейер,А.А. Потебня, Дж. Гилфорд, С.О. Грузенберг, Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, Д.Б. Богоявленская, Е. Торренс и многими др.), общих и специальных способностей (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.), генетическим предпосылкам индивидуальных различий (Г. Айзенк, А. Бинэ, Ф. Гальтон, Э.А. Голубева и другие), психологии творческого учителя (А.М. Матюшкин, Б.М. Неменский, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, А.А. Мелик-Пашаев, М.С. Каган и др.). Рассмотрение данного вопроса следует начать с этимологии слов «творчество», «способности». «Творчество – творенье, сотворенье, созидание как деятельное свойство. Творческий дар немногим дан. Способный – годный к чему или склонный, ловкий… способности качество по прилагательному...» [17]. Более полное определение понятия в статье «Творчество», вошедшей в энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, написанной Ф. Батюшковым, где творчество – в прямом смысле – есть созидание нового. В данном значении это слово могло быть применимо ко всем процессам неорганической и органическойжизни, поскольку жизнь – ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и всё зарождающееся в природе есть 9 продукт творческих сил. Но понятие «творчество» подразумевает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности челoвекa. В этом общеустановленном смысле творчество – условный термин для обозначения психического акта, проявляющегося в воплощении, воспроизведение или комбинации данных нашего coзнания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (творчество научное, музыкальное,поэтическое, изобразительное и т.п.) По определению философского словаря «творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям». Вопросом творчества интересовались еще древние философы: Аристотель, Лукреций, Платон, Сенека. Западные философы тоже обращались к проблемам творчества. Таким образом, в момент перехода от Ренессанса к Просвещению в Западной философии родилась великая мысль о том, что человек есть творческое существо, способное изменять мир и создавать самого себя. Это самосовершенствование человек призван осуществлять, основываясь на силы своего разума. XIX в., работы немецких философов Шеллинга и Гегеля по проблемам творчества стали важными, так сохранилось и до нашего времени. Шеллинг отмечает, что художественное творчество образовано на противоположности детальности и разграничивает понятия деятельности и творчества. Он подчеркивает, что творец, который создал свое творение, следует влечению своей природы. Только противоречие между сознательным и бессознательным в свободном действии может побуждать творческий импульс и «только искусству дано умиротворять наши безмерные порывы и разрешать в нас последнее, caмое глубокое противоречие». Гегель даёт установку творчеству как 10 индивидуальному усилию людей, но всё, что делaют люди, есть осуществление целей мирового духа, который незримо дирижирует историей. [49]. Арнольд Тойнби определял человека как существо, несущего в себе «божественное» творческое начало. Превращение его «внутреннего творческого импульса» и постоянный стимул способствуют реализации потенциально возможных творческих вариаций [46]. Философы конца XIX начала XX века Н.А. Бердяев и В.С. Соловьев в своих трудах также рассматривали проблему творчества. Художественное творчество как область воплощения идей определяет В.С. Соловьев. По Н.А. Бердяеву для философии творчества основным является сознание, что человек не находится в законченной и стабилизированной системе бытия, и только потому возможен и понятен творческий акт человека. Возможность творчества в мире свидетельствует о недостаточности этого мира, о постоянном преодолении его, о существовании для этого силы, исходящей из другого мира. Человек не только призван к творчеству как действию в мире и на мир, но он сам есть творчество и без творчества не имеет лица [8]. Анализируя работы исследователей по проблеме творчества, необходимо обозначить, что больше всего их показано в области психологии. Психологи стремятся обнаружить «механизм» творчества, научиться управлять творчеством. По определению психологического словаря творчество – продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Научные открытия изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений и есть его результат. Творчество, как процесс, формируется из осознанных и неосознанных компонентов: постановки вопроса, мобилизации необходимых знаний, личного опыта, выдвижения гипoтезы, определения путей и способов решения задачи, специальных наблюдений, эксперимента, обобщении полученных фактов, их оформление в ряде логически-образныx, математических, графических, предметныxструктур. 11 В психологической литературе имеются различные толкования творчества. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, которая создает нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но науки и искусства. Л.С. Выготский рассматривал творчество как coздание нового[8]. Л.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров в творчестве выделяли открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О.К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию: (приверженность человека задаче, его целеустремлённость), которое должно выступать как личностная предпосылка творчества. Л. Маслоу считал, что подлинное творчество – креативность, проявляется у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненныx ситуаций, и равных формах самовыражения. Я.Н. Пономарев помечал, что для личности, стремящейся к творчеству, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом процессе [33]. Профессор С.О. Грузенберг в своей работе «Психология творчества» отметил, что творчество раскрывает широкие перспективы для ценных наблюдений, обобщения и выводов в области гуманитарных наук и сулит заманчивые обещания – пролить новый свет на целый ряд сложных и спорных вопросов в области литературы, сравнительного языкознания, эстетики, критики и теории искусства. Изучая творчество, и всё, что с ним связано, мы сможем лучше понимать себя. Он рассматривал творчество как: – совокупность гносеологических процессов, то есть как своеобразную душевную деятельность, сводимую к целостному синтезу тех или иных процессов мышления и логических построений; – совокупность религиозных верований и метафизических представлений, то есть своеобразную душевную деятельность, сводимую к целостному синтезу религиозно-метафизического мироощущения; – совокупность явлений «внутреннего мира» человека, раскрываемых 12 во всем многообразии его душевного опыта; – совокупность психологических принципов, сводимых к синтезу тех или иных психологических явлений; – совокупность эстетических эмоций и процессов художественного мышления; – совокупность представлений и образов в ритме речи[38]. Генезис идей творчества, особенности общего подхода к исследованию, динамика преобразований этого подхода и тенденция ее основного направления были в свое время прослежены А.В. Петровским в работе «Развитие проблем научного творчества в советской психологии», объемно рассматривается дооктябрьский период развития данной проблемы. Даётся анализ первых отечественных работ по изучению психологии творчества. Это работы В.М. Бехтерева, М.А. Блоха, Б.А. Лезина, Ф.Ю. Левинсона-Лессинга, Д.Н. Овсянико-Куликовского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и многих других[1]. Надлежит отметить, что издавна в направлении поиска путей управления творческой деятельностью существует две противоположные тенденции. Одна тенденция объединяет возможность управления творчеством с алгоритмизацией творческой деятельности, с разработкой «технических приемов», использование которых вело бы к открытию нового, другая же тенденция – принципиально отрицает продуктивность попыток алгоритмизации процесса творчества, находя такие попытки эфемерными. Всё-таки, эта тенденция не отрицает позиции возможности управления творчеством. Она отвергает лишь только возможность пути такого управления и предлагает косвенный путь: coздание условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс их разнообразен. Он начинается с ситуации, благоприятствующей интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и кончается воспитанием необходимых способностей. Проводя анализ происхождения творчества, можно выделить изменения тенденций исследования творчества «в постепенном движении от 13 нерасчлененного, целостного описания явлении творчества, от попыток непосредственно охватить эти явления во всей их конкретной целостности, к выработке представления об исследовании творчества как о комплексной проблеме – и движении по линии дифференциации аспектов, выявления ряда различных по своей природе закономерностей, детерминирующих творчество» [34]. Я.А.Пономарев рассматривает творчество как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию. Один из сложных вопросов на протяжении времени - вопрос о разграничении понятия творческой деятельности и деятельности в принципе. «Отставание уровня понимания природы творчества, как писал Я.А. Пономарев, от требования современных задач исследования творческой деятельности… обнаруживает… в вопросе о критериях творчества, критериях творческой деятельности... отсутствие достаточно строгих критериев для определения разницы между творческой и нетворческой деятельностью человека...» [33, с. 64]. В своем исследовании Я.А. Пономарев делает анализ творчества и показывает его разницу от обычной деятельности. Главное различие понятия творчества от понятия деятельности состоит в том, что деятельность исконно имеет целенаправленность и предполагает соответствие результата цели, между тем как творчество базируется на феномене рассогласования цели и результата. Более того, творческим продуктом является побочный продукт деятельности, а чувствительность к нему и является одним из проявлений творческих способностей. Процесс художественного творчества рассматривал Г.А. Праздников, он разводит эти понятия и отмечает, что неизменной характеристикой творчества выступает новизна, возникновение как в сфере познания мира, так и в сфере практической деятельности. Понятие «творчество» для Г.А. Праздникова предстает в следующих характеристиках: как механизм и характерная черта продуктивного развития материального мира; как родовая характеристика человеческой деятельности, совокупная активность 14 индивидов в различных сферах; как механизм продуктивного развития в конкретном виде деятельности, здесь между деятельностью и творчеством нет обратной зависимости: всякое творчество есть деятельность, но не всякая деятельность-творчество[5]. Исследователь В.М. Вилчек, проанализировав творчество, разграничил понятие труда, как главного вида деятельности и творчества, творческая потребность – первична, а трудовая деятельность – жизненная необходимость. В.Н. Дружинин, Н.М. Гнатко, исходят из принципиальной противопоставленности творчества и деятельности. В.Н.Дружинин, проанализировав взаимоотношения продуктивных и творческих способностей и отталкиваясь от принципиального их разведения, соответственно склоняется к разведению деятельности и творчества на основании выявления соотношения, пропорции между составляющими эти виды активности регламентированными и нерегламентированными компонентами единой человеческой жизнедеятельности. Значит, можно сделать вывод о том, что деятельность, как понятие, имеет различие с понятием творческой деятельности: во-первых -это новизна в coздании продукта, во-вторых - это новизна в сфере познания миpa. В 40-х и 60-х годах XX века проблемой творчества и творческих способностей активно заинтересовались на Западе. Последовательность работ по проблемам творчества, в частности Дж. Гилфорда, Ф. Джексона, Дж. Гетцельса, П. Торренса значительно расширили понимание творчества и повлекли за собой создание первых научных текстов на исследовании креативности и творческих способностей[10]. Способности как свойства, являющимися условиями успешного пополнения какой-либо одной или нескольких деятельностей рассматривают психологи. Способности не сводятся к всевозможным навыкам, умениям или знаниям, но они могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Для того, чтобы создать представление о природе способностей нужно 15 познакомиться с несколькими психологическими терминами, без которых нельзя рассматривать саму природу способностей. Личность – совокупность психологических качеств, характеризующая каждого человека в отдельности. С незапамятных времен психологистарались найти способы выявления различных особенностей человеческой личности. Так были разработаны бесчисленные методы, каждый из которых отвечает конкретным задачам исследования и, кроме того, определяется тем подходом к изучению личности, который избирает данный исследователь. Таким образом, можно оценить различные особенности человеческой личности. Одними из самых популярных методов – метод самооценки, поведенческие наблюдения, опросники и проективные тесты. Понятия потребности и мотивации всегда связаны с личностью. Если рассматривать потребности, то можно выделить несколько: физиологические потребности, потребность в защищенности, потребность в хорошем отношении и потребности в самореализации, последняя для нас наиболее актуальна, так как конкретно она и движет потребностью в творческой деятельности. Мотивация – активная длительная и избирательная направленность поведения. Мотивация становится одновременно источником активности и направленности поведения. Объяснение природы способностей, бесспорно, необходимо искать в одной из самых античных наук на земле – философии. Именно философия явилась началом таких наук как эстетика, педагогика, психология. Задолго до нашей эры, ещё во времена греческих и римских философов, поднимался вопрос о способностях человека и его природе – Платон и Сенека, Сократ и Аристотель – размышляли о том, откуда берется у человека возможность что-либо создать. Уже в недрах философии встаёт самый важный вопрос о самой природе способностей: зависят ли они от наследственных факторов, или они зависят от воспитания. Этот вопрос будет прослеживаться на протяжении веков, споры о природе способностей велись раньше и ведутся до 16 настоящего времени. Этология, социобиология, а также гештальтизм и многие другие направления, в дальнейшем будут придавать важное значение врожденным факторам. Психоаналитики имеют утверждение, что даже если мы и наследуем некоторые инстинкты, главная роль в формировании личности принадлежит событиям, которые были пережиты в детстве. Значительное количество педагогов склонялось к мысли о том, что правильное воспитание и общение порождает в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, те благодаря такому воспитанию становятся еще лучше – и вообще, и в смысле передачи их своему потомству, что встречается у всех живых существ. Я.А. Коменский высказывался: «Родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо все это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри, о нем и следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке»[30, с.21]. Можно перечислить десятки педагогов, разделяющих эту точку зрения – кому как не педагогу лучше всего виден фактор влияния взрослого на формирование способностей у детей. К.Д.Ушинский и А.С. Макаренко разделяли эту точку зрения, выделяя большое значение правильного воспитания и обучения на развитие в человеке лучшего. С.Т. Шацкийи, А.С. Макаренко внесли огромный вклад в решение проблем теории и практики при организации свободного досуга по эстетическому воспитанию, развитию специальных эстетических способностей. В таблице №1 показаны задачи такой работы[54]. Таблица №1 Задачи – осуществление эстетического развития различными средствами; 17 – развитие интереса к различным видам искусства; – приобщение к миру прекрасного; – совершенствование знаний и умений в области творческой деятельности. Данные задачи значимы в нынешнем воспитании, поэтому стоит уделить особое внимание взгляду на художественные и эстетические способности. Существует еще один аспект способностей: подразделение их на репродуктивные и творческие. Это разделение и привело в настоящее время к следующим точкам зрения. Первые представители не подразделяют способности на репродуктивные и творческие, а полагают, что высшей уровень развития общих способностей влечет за собой высокий уровень творческих достижений. К таким представителям относятся сторонники «новой биологии интеллекта»: Г. Айзенк, В.Д. Шадриков, Э.А. Голубева. Они как бы продолжили традиции Ф. Гальтона, который рассматривал творческий потенциал из уровня развития простейших познавательных способностей, объединял репродуктивные и творческие способности [53]. Ещё одна точка зрения основана на разделении творческих и нетворческих способностей, но причиной творческих способностей считается система личностных психических образований, мотивов, активности. Работа Д. Богоявленской явилась синтезом предыдущей в этой позиции. Она рассматривала различные уровни познавательной активности. Интеллектуальная активность, говорит Д. Богоявленская, это любая умственная деятельность. Она в своей работе делает попытку выделить явление, характерное для интеллектуальной активности именно как творческой функции[5]. В понятии «творческие способности» во всех случаях выделяются такие проявления как: самостоятельность в выборе заданий, 18 множественность предлагаемых решений, высокий уровень познавательной активности. Проблему творческих способностей, в частности, детские творческие способности активно исследуют современные западные психологи и педагоги. Проведенный научный поиск, за которым следовал просмотр зарубежных журнальных статей, а также материалов международных конференций и др., указывает на немалое внимание, уделяющейся этой проблеме за рубежом. Там справедливо считают, что чем раньше будут раскрываться и формироваться эти способности, тем большая «отдача» ждет общество о будущем. Проблема творчества и развития творческих способностей детей является сложной для исследования, но разбор всевозможных подходов к ней весьма актуально в данное время. Наличие большого числа разноплановых факторов, определяющих, как природу, так и проявление творческих способностей этим обусловлена сложность этой проблемы. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. Первая группа содержит природные задатки и индивидуальные особенности, которые определяют воспитание творческой личности. Во вторую группу входят все формы воздействия социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа – зависимость развития креативности (творческих проявлении) от характера и структуры деятельности. Анализ и изучение названных факторов в их взаимосвязи раскрывает возможность узнать методы целенаправленного формирования творческих способностей детей. Явный интерес представляет рассмотрение эмпирических данных и теоретических позиций, которые имеются в трудах зарубежных психологов по трем аспектам, которые были перечислены ранее, изучения природы и условий развития творческой индивидуальности. В них происходит пересмотр теоретических позиций относительно природы творчества, критериев диагностики творческих способностей и умственных способностей в целом, также ведутся поиски истоков зарождения креативности, условий, способствующих развитию творческого потенциала, 19 разрабатываются методики, которые позволяют экспериментальным путем исследовать креативность детей. Критерии и показатели креативности служат предметом рассмотрения во многих исследованиях. Так Ф. Джексон и Дж. Гетцельс проводили исследования высокотворческихх детей, П. Торренсссобрал 84 определения ккреативных людей, Н. Коган и М. Воллах выделили 4 группы по выраженности творческих способностей, Е. Торренс создал ттестовую методику исследованияя творческого акта и др. Во всех анализируемых работах прослеживается некоторая единая тенденция, единые принципы подхода к решению предоставленной проблемы. Они обусловлены практической направленностью, которая характеризует все рассматриваемые нами работы. Тем не менее, единой и стройной теории творчества и развития творческих способностей ещё не имеется. Следовательно, проанализировав понятие способности, в частности творческие, мы приходим к выводу, что творческие способности, как и всякие прочие зависят от наследственных факторов, но более значимое влияние выражает социум: воспитание, образование и они поддаются развитию, понятие творчество разностороннее, оно исследовалось раньше и исследуется в настоящее время многими психологами, философами, педагогами. Творческие способности, в частности, эстетические – это индивидуально-психологическая особенность, которая отличает одного человека от другого. Особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей и, они не сводятся к знаниям и умению, которые уже выработаны человеком, но обуславливают быстроту и легкость приобретения этих знаний. 20 1.2 Особенности развития творческих способностей младших школьников Возраст от 7 до 10-11 лет принято считать младшим школьным возрастом, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Этот возраст считается наиболее благоприятным для развития воображения и творчества личности. Для младшего школьного возраста характерна активизация функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого. Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому психологи имеют убеждение в том, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше. Следовательно, большое значение обретает проблема развития творческой активности учащихся как высшего уровня всех видов активности в младшем школьном возрасте. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно [5]. Для развития творческих способностей учащихся потребно развитие умения решать творческие задачи, которые предполагают систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основные принципы системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности учащихся [45]. Развитие творческой активности учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Следственно, нужна целенаправленная работа по развитию творческих 21 способностей младших школьников, и непременно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Следует отметить что, субъективный характер творчества связан с открытием, имеющим значение для конкретной личности, в то время как это «открытие» давно известно другим людям. Особенно такое случается в детском возрасте, так как ребенок в дословном смысле открывает для себя мир: радуется, общается, переживает, ищет пути решения разного вида проблем. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, то есть готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Родители и учителя должны сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира осталось с ребенком и развивалось дальше. Эмоциональная жизнь обогащается благодаря творчеству, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления. Чем глубже впечатление, полученное от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своем творчестве [1]. Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности младших школьников, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования [50]