Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива.

cool_lady 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2021
Цель данной исследовательской работы – изучение влияния индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива. Объект – индивидуальные психологические особенностей подростков Предмет – взаимосвязь индивидуальных особенностей подростка и формирования взаимоотношений внутри ученического коллектива. Гипотеза: на формирование благоприятных отношений внутри ученического коллектива влияют такие личностные характеристики, как тенденция поведения в реальной группе, самооценка и интеллектуальные особенности школьников. Задачи: 1. Изучить имеющуюся теоретическую базу по вопросу влияния индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива. 2. Подобрать методики для исследования индивидуальных личностных характеристик подростков, а также характера взаимоотношений внутри ученического коллектива. 3. Провести эмпирическое исследование влияния индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива. 4. Обработать и проанализировать полученные результаты. Основным методом данного эмпирического исследования являлся метод тестирования: методика «Q – сортировка» В. Стефансона для изучения представлений подростков о себе путем определения основных тенденций поведения в реальной группе, психологический тест для оценки уровня интеллекта «Краткий отборочный тест (КОТ)» Н. Бузина и Э.Ф. Вандерлика и тест-опросник «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалёва. Анализ психологического климата в ученическом коллективе осуществлялся с помощью методики А.Н. Лутошкина. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованных источников.
Введение

В настоящее время проблема формирования и развития гармоничной личности детей является одной наиболее актуальных, в частности, в подростковом возрасте. Данный возрастной период выступает решающим этапом в окончательном формировании личности – в это время закладываются основные представления подростка о себе как об активном субъекте общественного взаимодействия, закладываются основы самосознания и самооценки. Подростковый период и связанные с ним кризисы являются одними из наиболее сложно протекающих в жизни ребенка. Это связано со многими факторами. Одними из таких являются смена социальной ситуации развития и ведущей деятельности учащихся данного возрастного периода. Значимую роль в подростковом возрасте теперь приобретает совокупность межличностных отношений со сверстниками, в частности, референтная группа учебного класса, которая определяется их социальным статусом и личностными особенностями подростков. Успешное развитие личности и характер взаимоотношений внутри ученического коллектива – процессы взаимообусловленные. Школьный коллектив представляет собой основную базу накопления подростками позитивного и адекватного социального опыта, он оказывает значительное влияние на становление личности подростка и процесс его социализации в обществе. Под влиянием статуса внутри данного ученического коллектива у подростка формируются основные мотивы поведения, отношение к себе, учебе, семье и другим жизненным ценностям. Однако влияние коллектива на личность не является односторонним процессом. Положение и статус подростка в учебной группе связаны с его индивидуально-психологическими особенностями. Исследователями выделены следующие 3 наиболее распространенных модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) конформизм, где личность подчиняется коллективу; 2) гармония, где личность находится в оптимальных отношениях с коллективом; 3) нонконформизм, где личность подчиняет себе коллектив [45]. Таким образом, вопрос о влиянии индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива является остается открытым и актуальным в наши дни.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Теоретическое исследование влияния индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива. 7 1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. 7 1.2. Характерные особенности межличностного общения в подростковом возрасте. 16 1.3. Взаимосвязь индивидуально-личностных характеристик подростка и его положение внутри школьного коллектива. 21 Выводы по 1 главе. 28 Глава 2. Эмпирическое исследование влияния индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива. 30 2.1. Описание методов исследования. 30 2.2. Результаты и анализ эмпирического исследования. 32 Выводы по 2 главе 39 Заключение 40 Список использованных источников. 43 Приложение 48
Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург, 2013. 2. Авдулова, Т. П. Возрастная психология/ под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2011. 3. Аверин, В. А. Психология личности: учебное пособие / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург, 2012. 4. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н. М. Платоновой. – Санкт-Петербург: Речь, 2014 – 56 с. 5. Айзенк, Г. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк, М. Айзенк. – Москва: ЭКСМО - Пресс, 2013. - 480 с. 6. Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология: учебник / Т. В. Алейникова. – Ростов-на-Дону, 2012. 7. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания психологии / Б. Г. Ананьев. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 288 с. 8. Ахмерова, С. Г. Теоретико-методологические основы профилактики наркомании в общеобразовательных учреждениях / С. Г. Ахмерова. – Уфа, 2005. – 230 с. 9. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие / А. С. Белкин. – Москва: Академия, 2014. – 192 с. 10. Белогуров, С. Б. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: наглядно-методическое пособие для проведения занятий с подростками / С. Ю. Белогуров, В. Ю. Климович. – Москва: Центр Планитариум, 2002. – 96 с. 11. Березин, С. В. Психология наркотической зависимости и созависимости / С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Е. А. Назаров. – Самара, 2001. – 28 с. 12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – 2-е изд. / Л. И. Божович. – Москва: Мысль, 2014. – 313с. 13. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]. — М., Воронеж, 1995. 14. Болтунова, А. И. Особенности межличностного общения среди подростков / А. И. Болтунова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 492-494. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8639/ (дата обращения: 27.01.2020). 15. Булыгина, Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Л. Н. Булыгина // Вопросы психологии. — 2010. — № 2 — С. 149–152 16. Волков, Б. С. Психология ранней юности / Б. С. Волков. – Москва: ТЦ Сфера, 2001. – 96 с. 17. Галагузова, М. А. Методика и технологии социального педагога / М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаева. – Москва: Академия, 2008. – 192 с. 18. Донцова, М. В. Психологическое сопровождение профессиональноличностного становления студентов-психологов / М. В. Донцова. – Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013. 19. Драгунова Т. В. Кризис объясняли по – разному: хрестоматия по возрастной психологии / Т. В. Драгунова; Институт практической психологии. – Москва, 2014. 20. Захаров, Н. Н Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. – Москва: Просвещение, 2013. – 242 с. 21. Кеттелл, Р. Теория личности / Р. Кеттелл. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2012. 22. Козуб, Е. Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза / Е. Л. Козуб. – Москва, 2014. 23. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)/ изд-е 2-е, доп. – Минск, 2008. 24. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие для психологов, педагогов / Я. Л. Коломинский – Москва: Просвещение, 2015. 25. Кондратьев, Ю. М. Психология отношений межличностной значимости / Ю. М. Кондратьев. – Москва: ПЕР СЭ, 2014. 26. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З. В. Коробкина, В. А. Попов. – Москва: Академия, 2002. – 192 с. 27. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Санкт-Петербург, 2012. 28. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва, 2013 - 390 с. 29. Лазурский, А. Ф. Программа исследования личности / А. Ф. Лазурский. – Москва: Алетейя, 2012. 30. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва, 2013. 31. Марченко, Л. Подростковых лидеров возьмут на учет / Л. Марченко. – Москва: Просвещение, 2012. 32. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. 33. Мудрик А. В., Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, — 2001. — 320 с. 34. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – Москва, «Академия», 2003. – 200 с. 35. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. – Москва: МПСИ, МОДЭК, 2013. 36. Немов, Р. С. Психология. Психология образования / Р. С. Немов. – ВЛАДОС, 2012. – 608 с. 37. Никитина, А. Е. Социальная педагогика / А. Е. Никитина. – Москва: Владос, 2002. – 272 с. 38. Никифорова, Г. С. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмент / Г. С. Никифорова. – Санкт-Петербург: Лань, 2013. – 246 с. 39. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россаха, О. В. Шапарь; под общей ред. В. Б. Шапарь. — Ростов н/Д.:Феникс, 2005. 40. Обухова, Л. Ф. Возрастная психологи: учебник / Л. Ф. Обухова. – Москва, 2012. 41. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]. — М., 1995. 42. Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт. – Москва: ЭКСМ-Пресс, 2014. 43. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001. 44. Петровский, А. В. Общая психология: учебник / А. В. Петровский. – Москва: Просвещение, 2012. 45. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с. 46. Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А. М. Прихожан. – Москва, 2012. 47. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. – Санкт-Петербург, 2014. 48. Роевич, И. В. Психология: учебник / И. В. Роевич. – Москва: Прогресс, 2012. – 280 с. 49. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – Москва, 2013. – 245 с. 50. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Аспект Пресс, 2002. 51. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – Москва: Смысл, 2013. – 351 с. 52. Холостова, Е. И. Социальная работа: теория и практика / Е. И. Холостова, А. С. Сорвин. – Москва: Академия, 2001. – 427 с. 53. Хьелл, Л, Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 608 с. 54. Ципоркина, И. В. Практическая психология для подростков, или вся правда о наркотиках / И. В. Ципоркина, Е. А. Кабанова. – Москва: АСТ-Пресс, 2008. – 288 с. 55. Цуранова, С. П. Проблема психологии развития и дифференциальной психологии / С. П. Цуранова. – Москва: РНПО 2013. – 420 с. 56. Чернышев, А. С. Психологическая школа молодежных лидеров: учебное пособие / А. С. Чернышев, Ю. Л. Лобков, Ю. А. Лунев. – Москва: Просвещение, 2013. 57. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – Москва: Академия, 2008. – 272 с. 58. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – Москва: Гардарики, 2015. 59. Щербакова, Н. М. Психологические методики для определения характера / Н. М. Щербакова, М. Я. Ливинцева. – Иркутск: ИГПУ, 2014. 60. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. Москва: Академия, 2014. - 384 с. 61. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст]. — М., 1989.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое исследование влияния индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива. 1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Этот возраст в развитии подростка обычно принято считать самым трудным как для родителей, педагогов, так и для самого подростка. Подростковый период охватывает возраст от 10 до 15 лет. Характеризуется, как начало перестройки организма подростка: ускоренное физическое развитие, половое созревание. Особенность подросткового возраста в том и есть, что внешне он взрослеет, а по внутренним особенностям и возможностям остается ребенком, которому необходима ласка, внимание, игры и т.п. В подростковом возрасте пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство достоинства, осознание половой принадлежности. Начинается переоценка давно знакомого и привычного, формируется свое мнение и нередко очень прямолинейное, категоричное и бескомпромиссное [16, с.7]. В этом возрасте так же свойственно реагировать остро на какие-либо ситуации критического характера, например, потеря авторитета родителей, оценка их личных качеств, достоинства, родителей, друзей. Все эти ситуации могут привести к замкнутости, грубости, агрессивности, к употреблению алкоголя, наркотиков и т.д. В работе Л.С. Выготского, подростковый возраст представляется как совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявление недоверия или неуважения к нему. Все это не просто усложняет учебно-воспитательную работу, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении [28, с.213]. Э. Штерн в своей работе рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его словам, переходный возраст характеризует не только как особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает подростковый возраст как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «серьезная игра». Примером «серьезной игры» могут быть занятия спортом, выбор профессии и подготовка к ней [28, с.230]. В концепции Д.Б. Эльконина, подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса «Кто я» может быть найдено только путем столкновения с действительностью [28, с.254]. Из вышесказанного целесообразно выделить социальную ситуацию развития подросткового возраста. Социальная ситуация развития – это особое положение подростка в системе принятых в данном обществе отношений. И в подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Когда подросток начинает жить своей жизнью, зачастую со стороны родителей осуществляется контроль, который негативно сказывается на поведении подростка и приводит к последствиям: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности, на что взрослые реагируют более жестким контролем, изолируя подростка от сверстников. Противостояние между родителями и подростком лишь возрастает. Родители должны выступать в роли взрослого друга в жизни подростка, так как это является важным условием нормального развития личности подростка. В отношениях с родителями положительным является включение подростка в совместную деятельность, которая организуется на основе единства интересов, увлечений. В ходе исполнения такой деятельности возникают доверительные отношения, совместные переживания, чувства, настроения. Несмотря на важное положение родителей в жизни подростка, все же типичной для этих отношений является наличие конфликтов, проявления агрессии, грубости, упрямства. Все это в связи с тем, что подросток чувствует себя взрослым и поэтому требует соответствующего отношения к себе, а родители продолжают относиться к подростку, как к ребенку. И при условии изменения родителями отношения к подростку, их общение может стать продуктивным. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, в ходе которого происходит полноценное развитие личности подростка. Формируются взгляды, принципы, идеалы, жизненные цели, усваиваются правила поведения. И главная положительная черта этой деятельности заключается в моделировании реальных общественных отношений, что способствует потребности подростка войти в активную жизнь общества [16, с.42]. Вхождение подростка в активную общественную или социальную жизнь общества сопровождается обильным потоком информации, жизненные впечатления становятся разнообразнее, темп жизни ускоряется, а образование становится более сложным. Следуя из этого, стоит выделить, что с обильным потоком информации активизируются и начинают развиваться познавательные процессы, такие как ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. Ссылаясь на исследование У. Найссера, представим особенности развития мышления в подростковом возрасте: 1. в процессе обучения подросток осваивает на логическом уровне все мыслительные операции; 2. постепенно отдельные умственные операции, которые совершает подросток, превращаются в единую целостную структуру. 3. анализ абстрактных идей, поиск ошибки и логического противоречия в абстрактных суждениях [16, с.71]. Таким образом, подростки начинают рассуждать, приобретая новый, более глубокий и обобщенный взгляд на что-либо, т.е. у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом связанно с интеллектуальным развитием. Развитие познавательных процессов зависит от усложнения учебных программ по мере взросления. Подросток приобретает взрослую логику мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Память – это процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. В подростковом возрасте осваиваются разные виды памяти: словесно-логическая, произвольная, механическая, логическая. При помощи этих видов, продуктивность непроизвольного запоминания замедляется и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания [10, с.40]. Воображение в подростковом возрасте развивается параллельно с мышлением, восприятием и памятью. Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Следует подчеркнуть, что воображение является неотъемлемой частью психической жизни подростка. Л.С. Выготский предположил, что фантазия подростка – это игра, переросшая в фантазию. Фантазия является продуктом воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отраженной в сознании. Термин «фантазия» используется в качестве синонима воображения. Фантазии подростка выполняют регуляторную функцию. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощаются в мире фантазий, поэтому воображение и фантазия в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт [34, с.93]. В подростковом возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, а также монологической и письменной речи. Монологическая речь – речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Письменная речь – особый вид речи, использующий графические символы для передачи речевых звуков. Основной особенностью развития чтения у подростков является развитие способности декламировать наизусть прочитанный материал. Существенно изменяется и монологическая речь подростков, появляется способность самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. В свою очередь, письменная речь улучшается в направлении от способности подростка к письменному изложению до самостоятельного сочинения на определенную или произвольную тему [28, с.261]. Итак, познавательные процессы в подростковом возрасте достигают высокого уровня. Закономерности развития мышления определяют в значительной мере особенности функционирования и развития других психических процессов. Некоторые авторы полагают, что именно в этот период развития личности, интеллектуальные способности достигают своего максимума. Так, отечественный психолог Я.А. Пономарев, рассматривающий творческий процесс как результат взаимодействия разных уровней интеллектуальной деятельности человека, считает, что пик интеллектуального развития достигается уже в12 лет [16, с.82]. Следует отметить, что И.С. Кон выделил следующие новообразования подросткового возраста: 1. чувство зрелости; 2. развитие самосознания, формирование идеала личности; 3. склонность к рефлексии; 4. интерес к противоположному полу, половое созревание; 5. повышенная возбудимость, частая смена настроения; 6. особое развитие волевых качеств; 7. потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющей личный смысл; 8. Самоопределение [54, с.201]. Чувство зрелости формирует отношение подростка к себе как к взрослому. Он хочет, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому человеку, учитывали его мнение и потребности. Развитие самосознания, формирование идеала личности. Направленно на осознание подростком своих личных особенностей, это определяется критическим отношением подростка к своим недостаткам. Идеал подростка обычно складывается из качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания выступают и взрослые и сверстники, то образ получается противоречивый и в принципе не всегда совместим в одном лице. Возможно, это и является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний. Самопознание или склонность к рефлексии. Основой формой самопознания является сравнение. Подросток через сравнение формирует свою самооценку и определяет свое место в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, которая формируется при общении с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Проявление интереса друг к другу только как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают заботиться о своем внешнем виде: одежда, прическа, фигура, манера общения и т.д. В результате у них появляется потребность стать лучше, тем самым начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием. Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между подростками противоположных полов может возникнуть сексуальное влечение. Сексуальные отношения очень часто интересуют подростков и чем меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями своего, так и противоположного пола. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь подростка. Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений с взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Все это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, апатии, безразличии и равнодушии. Развитие волевых качеств. В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность, где сначала развиваются основные динамические и физические качества (сила, быстрота, скорость реакции), а затем развиваются качества, связанные со способностью выдержать длительные нагрузки (выносливость, выдержка, терпение и настойчивость). И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества (концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность). Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющей личный смысл. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различной деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков. Самоопределение. При формировании личных ценностей, в дальнейшем определяется содержание деятельности подростка, сфера его общения, избирательность отношения к людям, оценка этих людей и самооценка. Начинается процесс профессионального самоопределения. В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре. К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения, и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными. Таким образом, ознакомившись с психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста, мы выяснили, что этот возраст в развитии подростка принято считать трудным, так как в этом возрасте подросток начинает остро реагировать на ситуации критического характера. Зачастую все эти ситуации могут привести к замкнутости, агрессии, употреблению наркотиков и т.д., следовательно, чтобы этого избежать, социальному педагогу необходимо работать с подростками и проводить профилактические работы. 1.2. Характерные особенности межличностного общения в подростковом возрасте. В подростковом возрасте ведущая роль и деятельность отводится умению общаться. Именно в этом возрасте важно развитие организаторских и коммуникативных качеств личности. В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило, уровень коммуникации у подростков низкий. Поэтому, чтобы подросток не испытывал трудности в общении необходимо развивать его коммуникативные навыки. На это указывают данные опроса, проведенного среди выпускников школ в 2007 году города Нижний Тагил. На вопрос: «Что вы недополучили за время обучения?» — респонденты отвечали, что их не научили общаться, выстраивать правильно диалог, они не умеют интерпретировать высказывания окружающих людей [15, c. 150]. Из этого можно сделать вывод, что существует проблема целенаправленного формирования коммуникативных навыков учащихся. Проблемой межличностного общения у подростков занимались такие исследователи как Л. И. Божович, В. А. Горянина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев, Е. П. Ильин и многие другие. При анализе коммуникаций подростков выделяют два вида общения: межличностное и ролевое. Межличностное появляется в процессе взаимодействий с окружающими людьми вне деятельности. А ролевое общение осуществляется в процессе разных видов деятельности. А. В. Мудриком выделено четыре возрастных типа общения школьников: 1. Детский (1–3 классы); 2. Подростковый (у девочек 3–6 класс, у мальчиков 7–8 класс); 3. Переходный (у отдельных групп в 5–8 классе, у мальчиков в 9–10 классе); 4. Юношеский (у отдельных групп в 6–8 классе, доминирует в 9–10 классе) [2, c.111]. Но так как мы изучаем подростковый возраст, обратимся только к трем типам общения. Подростковый тип общения, проявляясь у отдельных ребят в 3 классе, характерен для учащихся 4–6 классов и сохраняется у части ребят, преимущественно мальчиков, в 7 классе. Общение учащихся подросткового возраста со сверстниками протекает в процессе совместной деятельности. Подростки (4–5 классы) считают своими друзьями близких родственников, от которых в большинстве случаев ждут помощи. Но в 6 классе значительная часть подростков (до 30 %) ожидает от собеседника в общении понимания. У подростков последовательно к 6 классу сокращается количество вопросов, обращенных к учителям и родителям, уменьшается число вопросов этического характера (у девочек их больше, чем у мальчиков), уменьшается число запросов подростками оценок действий своих и своих сверстников. Резко сокращается общение в процессе совместных занятий подростков со взрослыми в семье, уменьшается время, затрачиваемое ими на различные виды общения со взрослыми. У мальчиков все эти тенденции имеют более выраженный характер. Больше всего подростки общаются со сверстниками своего пола. Общение реализуется почти всеми школьниками в 4–6 классах. Общение со сверстниками подразделяется на товарищеское и приятельское, у 12–15 % подростков 5–6 классов выделяется самостоятельное дружеское общение, которое далеко не всегда идентично дружбе в раннем юношеском возрасте. Особое место в разговорах подростков занимает обмен информацией по сексуальным вопросам, интерес к которым возрастает в 5–6 классах. Общение между мальчиками и девочками характеризуется двумя противоположными тенденциями: обособление по половому признаку и, интенсификацией общения между мальчиками и девочками. Обособление общения подростков разного пола объясняется тем, что тематика этого общения определяется интересами для того или иного пола, интересом к противоположному полу [2, c. 122]. С возрастом «понимание» (у девочек раньше, чем у мальчиков) начинает дополняться акцентом на экспрессивной стороне процесса. Все это, не меняя общего характера возрастного типа, может свидетельствовать о переходе части школьников к переходному типу общения. Переход от подросткового возраста к юношескому происходит неравномерно, растягиваясь во времени от 6 до конца 8 класса, характеризуясь кризисными явлениями в различных сферах жизнедеятельности. Именно в этом возрасте видна неравномерность физического и психического развития девочек и мальчиков. Так, к началу учебного года в 8 классе учатся мальчики, среди которых есть несколько юношей, и девушки, среди которых есть несколько девочек. Кризисные явления возникают в сфере общения: со сверстниками своего и противоположного полов, со взрослыми (смена ориентации, меры и направленность эмоциональной вовлеченности и т. д.). В этом возрасте особенно развита застенчивость, которая маскируется развязностью. В разговорах старших подростков начинает занимать их собственное «Я». Происходит выдвижение в центр общения «Я» старшего подростка, которое диктуется процессами становления личности — ростом сферы интимного, возрастанием потребности в эмоциональном контакте, где проявляются половые различия. Мальчики обращаются к своему «Я» в рамках обсуждаемой темы не стремятся к его более обобщенному рассмотрению. Девочки стремятся к рассмотрению «Я» в тех отношениях и с теми людьми, с которыми у них имеется реальный контакт. Половые различия в общении видны при анализе обсуждений старшими подростками взаимоотношений мальчиков и девочек. К 7 классу мальчики обсуждают эту тему «довольно редко», а девочки — «довольно часто». Начиная с конца 7 класса у девочек и с середины 8 класса у мальчиков появляется новая тенденция — стремление к доверительному общению со взрослыми. В юношеском возрасте коллектив старшеклассников имеет свою позицию в школе. В старших классах дружеское общение становится типичным. Содержание общения старшеклассников со сверстниками своего пола включает целый следующий ряд: о международной и внутренней политике, о школьных проблемах (у девушек больше, чем у юношей), о занятиях, об отношениях в классе, об учителях. В ранней юности происходит более интенсивное освоение жаргона. Юношеский жаргон — это явление многослойное. Его основу образует совокупность слов и выражений, которые употребляются почти всеми ребятами этого возраста. Она включает три группы слов и выражений: ругательства, общеупотребительные слова и выражения (большее употребление, нежели в норме общества) и общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение [2, c. 135]. Круг общения старшеклассников растет за счет включения все большего числа сверстников противоположного пола. Общение между юношами и девушками имеет довольно интенсивный и регулярный характер, который находится на товарищеском уровне и происходит в тех коллективах, в которые входят старшеклассники. Также юноши и девушки общаются на приятельском уровне доверительно, чем на том же уровне со сверстниками своего пола. Часть старшеклассников почти не общаются со сверстниками противоположного пола. Объясняется это по-разному: отсутствием интереса, недостатком активности, неуверенностью в успехе и себе. Итак, подводя итог, можно обозначить следующие особенности межличностного общения подростков: ? включено в процесс воспитания учащихся; ? играет специфическую роль в формировании, развитии и воспитании личности на каждом возрастном этапе; ? зависит успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого; ? происходит преодоление трудностей в процессе взросления быстрее у девочек, чем у мальчиков. 1.3. Взаимосвязь индивидуально-личностных характеристик подростка и его положение внутри школьного коллектива. Особенно интенсивное развитие общения детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношении, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник. — переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий [22]. Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности, недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку и нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние. Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными про
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 66 страниц
1650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg