Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Конфликтология как самостоятельная наука и ее основные направления

cool_lady 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2021
Двадцатый век вошел в историю человечества как "период конфликта". Произо-шло много войн, а людей погибло больше чем в предыдущей истории человече-ства. Именно в ХХ веке конфликтология развивалась как дисциплина, анализиру-ющая причины и ход конфликтов и, соответственно, влияющая на их предотвра-щение. В современном мире конфликтология является своего рода профилактикой различных конфликтов, имеющих большое значение для России как многонацио-нального и многоконфессионального государства со сложной социальной струк-турой и сложной экономической ситуацией. Чтобы выработать соответствующее поведение в конкретной конфликтной ситуа-ции, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к ним. Знание конфликтологии, повысит культуру общения и облегчит жизнь. Сделает человека не только спокойнее, но и психологически устойчивее. Проблема исследования заключается в потребности изучения конфликтологии, чтобы управлять и разрешать конфликты. Целью работы является рассмотреть конфликтологию как науку и разобрать ее направления. Задачи исследования: 1.изучить историю конфликтологии 2.рассмотреть основные направления Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. Предметом конфликтологии является совокупность законов и свойств возник-новения, развития и завершения споров. Предметом данной научной дисциплины является идеальная модель конфликтного взаимодействия. Конфликтология инте-ресуется теоретико-понятийным аппаратом категории конфликта и конфликтного взаимодействия. Особенности и закономерности конфликта могут изменяться по мере того, как изменяется и развивается социальное взаимодействие между обще-ством и внутри него. Предмет конфликта может меняться, отражая наиболее акту-альные аспекты исследования в тот или иной период развития самой научной дис-циплины и теоретических интересов науки. Современные конфликты ориентированы на развитие общей теории конфликтов, поэтому для них характерны социальные конфликты между группами разного масштаба, межличностные отношения, внутриличностные и межличностные кон-фликты. Степень разработанности проблемы. Сегодня исследованием конфликта занимаются шестнадцать наук: военные науки, география, искусствоведение, исторические науки, медицина, педагогика, полито-логия, правоведение, психология, социобиология, социология, технические и фи-зико-математические науки, филология, философия и экономика. Лидирующее положение в изучении конфликта сегодня занимают психология, социология и по-литология. Конфликтология, как отдельная наука, появилась совсем недавно, но традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликтные явления про-являлись повседневно. Длительное время конфликты не исследовались наукой. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными стано-вились их физические, экономические и социальные последствия. Изменялось и отношение к ним общественной мысли. В Средние века и в Новое время учеными предпринимались попытки осмыслить сущность этого явления. Первые, дошедшие до нас исследования рассматриваемой проблемы относятся к VII-VI вв. до н.э. Китайские мыслители того времени полагали, что источник раз-вития всего существующего – во взаимоотношениях присущих материи положи-тельных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противо-борстве и приводящих к конфронтации их носителей. Многие ученые тех времен пытались вскрыть причину такого конфликта, как война. Греческий философ – ди-агностик Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего. Платон рассматри-вал ее как величайшее зло. Преимущественно эмпирическое восприятие конфликтов держалось долго. Первые попытки зарубежных ученых теоретически осмыслить место и роль соци-альных конфликтов в жизни общества относятся ко второй половине XIX в. Вначале для объяснения конфликтных ситуаций использовали понятия, привыч-ные для естественных наук. Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии, к числу которых по праву относят Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса. Их труды стали, с одной стороны, общетеоретической базой конфликтологии, а с другой – методологическим руководством для разработки практических приемов анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов. Кроме того, в конце XIX в. к изучению внутриличностных конфликтов человека вплотную приступил известный психолог З.Фрейд. Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были восприняты и разви-ты следующим поколением представителей наук об обществе. В истории изучения конфликта в западной социологии выделяют три этапа: вторая половина XIX в., первая половина XX в. и вторая половина XX в. На первом этапе основное иссле-дование конфликта шло в русле социал-дарвинизма и марксистской теории. В пер-вой половине XX столетия наиболее активно разрабатывались функциональная теория конфликта Г.Зиммеля и структурный функционализм Т.Парсонса. В по-следние десятилетия основные социологические исследования шли в рамках таких направлений, как теория позитивно-функционального конфликта Л.Козера, кон-фликтная модель общества Р.Дарендорфа и общая теория конфликта К.Боулдинга. Политологические исследования конфликта связаны с направлениями: теории по-литических групп, теории политической стабильности и этнополитические теории. Теории политических групп представлены концепциями таких ученых, как В.Парето и Г.Моска (теория элиты), Ж.Сорель, Ф.Оппенгеймер, А.Бентли и др. Среди теорий политической стабильности выделяются концепции Дж.Блондела, Д.Истона, С.Липсета и Д.Сандерса. Этнополитические теории включают в себя концепцию внутреннего колониализма (И.Гектер), теорию неравномерного разви-тия (Т.Нейрн) и этнополитическую концепцию Дж.Ротшильда. Свою лепту в становление конфликтологии вносили и отечественные мыслители. Они, испытывая влияние разных зарубежных течений, вместе с тем отразили свое-образие российского общества во второй половине XIX и начале XX в. Можно назвать имена Петра Лаврова и Николая Михайловского – представителей так называемого субъективного идеализма. В центре их внимания находился об-щественный прогресс, но главным движителем признавалась личность. Схожие положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева. Они утверждали, что человек – часть природы и потому должен повиноваться ее зако-нам. Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и российские сто-ронники марксизма. В потоке идейной борьбы их взгляды были представлены двумя направлениями – ортодоксальным (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.) и «ле-гальным» (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др.). Заметный вклад внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей «социокультурной школы» в социологии, выразителем идей инте-грации социальных и культурных систем. Видный философ и правовед Иван Александрович Ильин отмечал, что фактически каждый народ индивидуален, ему присущи свои особенные качества, проявления неповторимой природы, истории, души. Рядом авторов предпринята попытка обобщить историю российских конфликтов в XX в. В учебнике А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова «Конфликтология» проведен фунда-ментальный обзор работ в области конфликтов, сделана попытка обобщения и си-стематизации научных знаний о конфликтах, полученных в различных областях российской науки. В учебнике И.Е. Ворожейкина, А.Я. Кибанова и Д.К. Захарова «Конфликтология» излагаются научные и прикладные знания о конфликтах, источниках их возникно-вения, структуре и стадиях развития, формах проявления, функциях и значимости в социально-экономической и других сферах жизни общества, рассматриваются вопросы управления конфликтами, выбора оптимальных методов предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций, роли руководителя в профилактике и раз-решении конфликтов. Другой коллектив авторов (А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев) в своей книге «Кон-фликтология рассматривают природу, причины, субъекты, объекты и наиболее распространенные виды конфликтов в рамках, ограниченных преимущественно юридической конфликтологией. В монографии В.В. Дружинина, Д.С. Конторова и М.Д. Конторова «Введение в теорию конфликта» сконцентрировано внимание на своеобразных, так называемых эргатических конфликтах, происходящих в техносфере, т.е. там, где применяются сложные системы управления с участием человека-оператора. В книге А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта» исследуются и освещаются природа, движущие силы и мотивация конфликтных противостояний, формы раз-вертывания и способы разрешения конфликтов в тесной увязке с анализом соци-ально-политических процессов, происходящих в современном мире. В книге А.С. Кармина «Конфликтология» рассматриваются основные типы кон-фликтов, причины возникновения и варианты развития конфликтных ситуаций, ме-тоды диагностики и анализа конфликтов, поведение людей в конфликте. Особое внимание уделяется технологии разрешения конфликтов, анализу разнообразных методик и процедур преодоления разногласий, в том числе и одной из наиболее эффективных форм решения конфликтов – медиации. В учебнике М.И. Еникеева «Общая и социальная психология» последовательно, доступно и на современной научной основе раскрывается система общечеловече-ских и социально-психологических понятий. Подробно освещаются сущность психики, психического образа, дается классификация психических явлений, рас-крываются закономерности познавательных процессов и психических состояний, анализируется психология личности, ее поведенческие особенности в социальной среде. Теоретическую основу исследования составляют монографии и материалы периодических изданий отечественных и зарубежных ученых, общеметодологические принципы управления персоналом, теоретические методы исследования, систематизация, прогнозирование, моделирование, эмпирические методы исследования, статистические методы обра-ботки данных. Гипотеза курсового исследования Можно ожидать, что знание конфликтологии, повысит культуру общения и облег-чит жизнь. Сделает человека не только спокойнее, но и психологически устойчи-вее. Методы курсового исследования Основные методы, которые позволяют собрать максимально полную информацию о конфликте в исследовании: – метод классификации и определения конфликтов в схожие типы; – структурнофункциональный метод; – процессуальнодинамический метод; – разрешительный; – прогностический. Последний метод отвечает за прогнозы конфликтных ситуаций, предвидение воз-можных столкновений и соответствующую подготовку к ним. Разрешительный метод – это допускаемые процедуры и технологии по управлению конфликтом. Здесь однозначно присутствует прикладное значение получаемых знаний. Первые три метода позволяют объяснить и описать сущность любого конфликта, выявить его составляющие, понять предмет и объект конфликта, чтобы впоследствии гра-мотно определить действия по разрешению противоречия. Структурнофункциональный метод раскрывает структуру конфликта, функции каждого компонента. Однако этот метод анализирует конфликт в оторванном от реальности и вне его динамики состоянии. Это компенсирует процессуально-динамический подход, позволяющий обозначить этапы развития конфликта, опре-делить характер динамики. Данный метод исследования характеризуется глубин-ным и целостным представлением конфликтов. Многие конфликты или конфликт-ные взаимодействия имеют общие черты и особенности, поэтому могут быть отне-сены в общую категорию или тип. Это возможно благодаря методу типологизации. За различной формой проявления конфликта могут скрываться общие устойчивые признаки, поэтому бывает важным знать и видеть объективную суть конфликта, определять его тип. В дальнейшем станет возможным предположение хода собы-тий в данном типе конфликтного взаимодействия. Более того, метод классифика-ции позволяет соединить практические и теоретические знания о конфликте. Смежные методы исследования, которые также использует конфликтология: – наблюдение; – опрос; – тестирование; – эксперименты; – моделирование. Основная цель методов исследования конфликта заключается в решении приклад-ных задач, или второго направления прикладной конфликтологии, так как они поз-воляют разработать стратегию действий в конфликтной ситуации (силовое подав-ление, стратегия ухода от конфликта, поиск компромисса). Выбираемая стратегия должна быть наиболее оптимальной для каждого конкретного конфликта. Практическую значимость курсового исследования работы заключается в ана-лизе дисциплины конфликтологии и рассмотрении ее основных направлений.
Введение

Конфликтология-относительно молодая наука. Она была завершена к середине двадцатого века. Но споры всегда присутствуют, и первые попытки понять их ухо-дят в глубокую древность. Формирование идеи конфликта. Древние философы считали, что сам конфликт не был ни плохим, ни хорошим. Весь мир полон противоречий, и жизнь природы, людей и даже Богов обязательно связана с ними. Правда, они еще не использовали сам термин "конфликт", но уже видели, что конфликт не исчерпывает их жизнь, а представляет собой лишь ее часть. Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, — учил древний китай-ский философ Лао-Цзы (579–499 до н. э.), — главное состоит в том, чтобы соблю-дать спокойствие.» По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образу-ют гармонию Единого. Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древнегреческого филосо-фа Гераклита Эфесского (535–475 до н. э.), который видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущ-ности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия: Война-это Отец всего сущего, а мир-их мать... Все, что существует, соединяется в гармонии через обращение. Вселенная попеременно объединена, связана дружбой, а иногда и враждебна какой-то ненавистью. Двадцатый век вошел в историю человечества как "период конфликта". Есть много войн, и больше людей погибло в предыдущей истории человечества. Именно в ХХ веке конфликтология развивалась как дисциплина, анализирующая причины и ход конфликтов и, соответственно, влияющая на их предотвращение. В современных условиях конфликт является своего рода профилактикой различных конфликтов, имеющих большое значение для России как многонационального и многоконфес-сионального государства со сложной социальной структурой и сложной экономи-ческой ситуацией.
Содержание

Введение 1.Истоки конфликтологии 1.1 Особенности развития воззрений на конфликт в средние века 1.2 Особенности развития воззрений на конфликт в эпоху Возрождения 1.3 Возникновение и развитие конфликтологии в 1950–1990 гг. 1.4 Развитие отечественной конфликтологии 2. Конфликтология как самостоятельная наука 2.1Причины конфликтов 3.Разрешение конфликтов
Список литературы

1. Лоренц К. Агрессия /так называемое зло/ М., "Экоперспектива" 1994 г.
Отрывок из работы

1.Истоки конфликтологии Самое общее представление о конфликтологии дает этимология слова «конфлик-тология» «наука о конфликтах», система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управ-ления ими. Это область научных знаний о причинах, формах, структуре, динамике, видах, функциях, методах, путях и технологиях управления и разрешения кон-фликтов. Конфликтология относительно молодая наука, но имеет древнюю историю. Ее развитие обусловлено всем ходом общественно исторического развития цивилиза-ции и наличием исторических условий: общественно философской мысли; разви-тием общественно философских, гуманитарных и естественных наук; крупнейши-ми, для того времени, научными исследованиями. В завершенном виде она появи-лась лишь к середине XX в. на стыке многих наук и, прежде всего социологии и психологии как система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о причинах и технологиях управления ими. Проблема конфликтологии является фундаментальной для психологической науки, так как во многих подходах конфликты, их характер, содержание являются основой поведения личности. Появившись, с человеческими сообществами, кон-фликты представляют собой повседневные явления и длительное время не явля-лись предметом научного исследования. Хотя отдельные исследования конфлик-тов как явления, имеются в древних источниках, которые дошли до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты, иными ста-новились их физические, экономические и социальные последствия. Но неизмен-ным оставалось отношение к конфликтам общественной мысли как к явлению обыденному, само по себе приходящему, существующему и уходящему. Пробле-ма соотношения противоречия, борьбы и конфликта находят свое отражение в трудах мыслителей глубокой древности. Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных проблем во всех цивилизациях мира. Тема борьбы добра и зла широко представ-лена в произведениях культуры, искусства всех времен развития человечества. Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли Возникновению конфликтологии предшествовал длительный период формирова-ния, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рам-ках философии, а позднее социологии, психологии и других наук. В связи с этим, важно проанализировать эволюцию научных воззрений на кон-фликт. В мифах и преданиях, идеях и высказываниях историков, философов и писателей прошлых веков содержатся многочисленные, довольно глубокие замечания о при-чинах всевозможных конфликтов и путях их преодоления. В те далёкие времена основным средством разрешения конфликта было обращение к священной власти (старейшине). Однако это не всегда помогало, так как формирование личностных, ранее государственных структур, не всегда приводило к порядку, а зачастую еще больше обостряло социальную несправедливость, усиливало и обнажало борьбу за существование. На протяжении тысячелетий люди жили надеждой: на изменение и совершенство отношений в будущем; на прекращение войн во всех концах земли; на исчезнове-ние вражды и споров. В этом их ориентировали зарождающиеся религиозные ми-ровоззрения. Так: • христианство в соответствии с Заветами Евангелия: доказывало преимуще-ство мира, убеждала в необходимости согласия и братства между людьми, выступало против вооружённых столкновений; • ислам выступает за много вариантность конфликтов и выдаёт это всё как во-лю Аллаха. Но, при любой ситуации мусульманин должен стараться быть первым и в мире и в войне. Мусульмане не исключают насилия между еди-новерцами, но при этом предлагают попытаться примирить, или помириться, а если перемирие не состоялось, то сражаться на стороне справедливости, но меру справедливости определяет каждый сам; • буддизм и индуизм не приемлют насилия. Конфликты рассматривают как судьбу, карму. У них нет цельной концепции о войне и мире Особенности развития воззрений на конфликт в древнее время В этом периоде заслуживают внимание воззрения мыслителей, таких как: Конфу-ций (551–479 до н. э.), Гераклит (около 520–460 до н. э.), Городот (490–425 до н. э.); Демокрит(около 460–370 до н. э.); Платон (около 427–347 до н. э.), Аристо-тель (384–322 до н. э.), Эпикур (341–270 до н. э.), Цицерон (106– 43 до н. э.). О анализе их взглядов: Конфуций один из первейших китайских философов. Его философские и кон-фликтологические идеи развивались другими китайскими мыслителями на протя-жении многих веков. Он призывал: «не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будет чувства вражды». Источник конфликтов мыслитель усматривал в делении людей на «благородных мужей» (образованных, грамотных и воспитанных) и («малых людей» простолюдинов). Необразованность и невоспитанность простолюдинов ведет к нарушению норм человеческих взаимо-отношений, к нарушению справедливости. Для благородных мужей основу взаи-моотношений составляет порядок, а для малых людей выгода. Гераклит видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Столкновение и единство противо-положностей в мире, он рассматривал как всеобщий и универсальный способ раз-вития. Проблему конфликта он соотносит с контекстом социальных явлений, не только выявляя причины различных столкновений (конфликтов), но и давая им оценку с точки зрения социальных явлений. Так у Гераклита мы находим: «Война отец всего и всего царь. Одним она определила быть богатыми, другим простыми людьми, одних сделала рабами, других свободными» Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии. Пытался объяснить порядок во Вселенной с позиции своего видения. Сделал попытку вскрыть причину движения вещей. Все (люди) вещи. Вечный круговорот и взаи-мопревращений: одни богатые, другие бедные, третьи свободные, но все потом поменяется; жизнь-это вражда и репрессии; жизнь-это выживание. Демокрит основал античную атомистику. По его утверждению весь мир состоит из частиц и атомов. Атомы неделимые элементы постоянно находятся во враще-нии. Они движутся в различных направлениях и создают «вихри» образуются от-дельные тела и миры. И в этом кругообороте находится человек. Платон войну рассматривал, как величайшее зло. Он утверждал, что раньше был «золотой век», умозрительно построил идеальное общество, однако не обошелся без войн. Аристотель утверждал, что источник движения и изменчивость бытия-это движе-ние и деятельность. Признавал монархию и тиранию. Он заявлял, что война норма человеческого бытия. Геродот выступал «за жизнь без конфликтов, против войн». Эпикур считал: «пусть воюют, война приведет к миру». Он заявлял, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов, вынудят людей жить в состо-янии прочного мира. Цицерон выступал за справедливую войну; Как видим, среди древних философов не было полного единства в понимании роли конфликтов и оценки методов борьбы. Уже тогда, некоторые из древних филосо-фов высказывали утопические идеи на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты. И, несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушала несбыточные мечты, утопии подобного рода име-ли притягательную силу и возникали вновь и вновь. Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «Война отец всех вещей, а мир их мать. Все сущее сложено в гармонию через противообращенность. Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти. Именно в свете категорий противоречий и борьбы, впервые представленных древними философами в качестве всеобщих характеристик бытия, может быть глубоко понята и сущность конфликта, его универсальный характер. Противоре-чие центральная категория диалектики современного философского учения о все-общих категориях и законах развития природы, общества и человеческого мышле-ния. Согласно этому учению противоречие связано с многообразием элементов единого целого. Противоречие и есть отношение особого рода между этими эле-ментами целого, возникающее при появлении всякой рассогласованности, несоот-ветствия в структуре целого. И поскольку абсолютно устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку противоречие носит универсальный характер, как и конфликт, который в данной связи может быть представлен как момент обострения в развитии противоречия, как проявление одного из его состо-яний или свойств. Именно потому, что противоречие носит универсальный харак-тер, мир находится в постоянном движении и развитии. Таким образом, противоречие как категория, связана с изучением источника вся-кого движения, изменения и развития, которой современная диалектика видит в сущности самих предметов. С универсальностью противоречия связан и всеобщий характер конфликта, выступающий как одно из состояний или свойств противоре-чия. Категория борьбы дополняет понятие противоречия, конкретизируя характер вза-имоотношений его противоположных сторон. Борьба одно из основных понятий диалектики. Его содержание включает в себя не только сам момент борьбы проти-воположных сил, но и момент их сосуществования, которым и обеспечивается це-лостность процесса. 1.1Особенности развития воззрений на конфликт в средние века Во времена Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем, столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами. В этот период заслуживают внимания воззрения таких мыслителей как Аврелий Августин (354–430) и Фома Аквинский (1225–1274). Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер. Так Аврелий Августин заявлял о единстве человеческой и божественной истории, про-текающей одновременно в противоположных и нераздельных сферах. Эта проти-воположная и нераздельная история представляет собой вечную битву двух царств (градов) Божьего и земного. Фома Аквинский развивал мысль о допустимости войны в жизни общества, но должна быть санкция со стороны государства. 1.2Особенности развития воззрений на конфликт в эпоху Возрождения Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире, со-зданном Богом, религиозная философия разработала специальное учение, полу-чившее наименование «теодицея» или «оправдание Бога». Суть этого учения сво-дилась к выяснению того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей. Постановка этих, по выражению Г. Гейне, «проклятых вопросов» явилась одним из источников зарождения богоотрицания, атеизма. Поэтому различного рода попытки ответить на эти вопросы, начавшись еще на заре христианства, не прекращаются до настоящего времени. Один из первых христианских богословов Тони Тертуллиана считал, что природа Бога, его замыслы, не поддаются человеческому разуму и потому нам ничего не остается, как только слепо верить в него. «Верую, потому что абсурдно», говорил он. Нетрудно заметить, что в объяснении коренных причин существования в мире различного рода коллизий философами дохристианского и христианского перио-дов много общего. И те, и другие признают, что борьба (конфликты), представля-ют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в этих универсальных явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а дру-гие видят в них замысел, волю Бога. Никколо Кузанский выступает за мир без войн и без конфликтов, объясняя вечно-стью и бесконечностью Вселенной. Николай Коперник создатель гелиоцентрической системы мира; объяснил движе-ние небесных тел вокруг оси и обращение планет (в том числе Земли вокруг Солн-ца). Никколо Макиавелли считал, что: конфликты есть универсальное, непрерывающе-еся состояние общественного развития. В наличии конфликтов обвинял знать; в конфликте видел и разрушающую и созидательную функцию. Эразм Ротердамский считал, что война сладка для тех, кто ее не знает; причин для войн нет. Они возникают в силу низменных и корыстных качеств правителей. По этому поводу он замечал: «Наибольшим абсурдом является то, что Христос при-сутствует в обоих лагерях, как будто сам с собой ведет борьбу». Джордано Бруно в своих книгах «О причине, начал и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» выдвинул идею о бесконечности и бесчисленности миров. Он также выступал против войн и конфликтов. Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на про-блему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идей древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Освобождая восприятие чело-веческих проблем от власти религиозного сознания, философы этой эпохи прида-вали подобным проблемам земной смысл. Важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в со-стоянии острейшего конфликта. Вместе с тем они верили в силу человека, его ра-зум и гармонию, способность преодолевать социальные конфликты. Особенности развития воззрений на конфликт в Новое время и эпоху Просве-щения В числе мыслителей этого периода: Фрэнсис Бекон (1548–1600); .Томас Гоббс (1588–1679); Жан-Жак Руссо (1712–1778); Адам Смит (1723–1790). При анализе конфликтологических взглядов мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения важно уяснить социально культурные условия и общественный уклад того перио-да. Прежде всего, это была эпоха не только мощного экономического, но и ис-ключительно культурного подъема европейских стран. О противоречиях в приро-де, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами уче-ные размышляли особенно много в Новое время, когда социальные конфликты стали наиболее острыми. В ходе обсуждения выявились два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пес-симистический и оптимистический. Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс. В книге «Левиафан» (1651) он негативно оценивал человеческую природу, полагал, что человек по своей естественной природе является существом эгоисти-ческим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческо-го общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало для людей непереносимым, они заключили между собой договор о создании госу-дарства, которое, опираясь на свою огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды. Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Томас Гоббс не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения гос-ударственного насилия. Этой проблеме он посвятил свою концепцию о естествен-ном состоянии общества как «войне всех против всех» Томас Гоббс считал глав-ной причиной конфликтов: стремление всех к равенству; мечта об одинаковых надеждах; желание иметь то, что имеют другие; соперничество; честолюбие. Оптимистический подход представлен французским философом Жан-Жаком Рус-со, который в отличие от Томаса Гоббса считал, что человек по своей природе добр, миролюбив, создан для счастья. Источником конфликтов в современном обществе, по его мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и предрассудки людей и, прежде всего их приверженность частной собственности. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демокра-тическое государство, опирающееся преимущественно на ненасильственные, пси-хологопедагогические средства, которые в наибольшей степени соответствуют сущности человека. Жан Жак Руссо выдвинул концепцию об этапности всемирно-исторического про-цесса: • первый этап «естественное состояние» люди свободны и развиты; • второй этап развитие цивилизации приводит к первенству, утраты свободы и счастья; • третий этап «вечный мир и согласие» людям нужен «общественный дого-вор» и они обретут гармонию общественных отношений; • четвертый этап «общественный договор», но под жестоким контролем наро-да (правителя нужно принудить). Френсис Бекон в числе первых подверг теоретическому анализу систему причин социальных конфликтов внутри страны. Среди этих причин он выделил: бедствен-ное материальное положение народа; пренебрежение правительством мнением се-ната и сословий; политические ошибки в управлении; распространение слухов и крамолы. Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление был изучен Адамом Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он утверждал, что в основе конфликта лежит: деление общества на классы; экономи-ческое соперничество; противоборство между классами. Подводя итог этому периоду развития конфликтологического мировоззрения, сле-дует подчеркнуть, что мыслители философы пытались осознать целостную логику мирового развития, оценить общественную жизнь в рамках всемирной истории. При всем разнообразии суждений этого периода преобладали признание решаю-щей роли согласия между людьми в развитии общества, общая негативная оценка средневековой смуты, беспорядков и войн, а также надежда на будущий «вечный мир». Различные проекты преобразований были предметом широкого и заинтере-сованного обсуждения. Логика их обсуждений, идеи, высказанные в его процессе, представляют интерес, сохраняющий актуальность и до настоящего времени. Воззрения на природу конфликта в первой половине XIX века В первой половине XIX века теоретические положения о конфликте обогатились существенным вкладом своего философского видения новых мыслителей предста-вителей классической немецкой философии таких как Иммануил Кант (1724–1804), Георг Гегель (1770–1831), Людвиг Фейербах (1804–1872). Обращаясь к взглядам выдающихся мыслителей первой половины XIX века, важно акцентиро-вать внимание на их глубоких философских рассуждениях о самых острых соци-альных проблемах того времени. В частности, таковой являлась проблема войны и мира.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Конфликтология, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 23 страницы
276 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 29 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 46 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Конфликтология, 57 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg