Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Роль института Президента Российской Федерации в системе государственной власти и его влияние на формирование правовой культуры

cool_lady 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2021
Объект исследование – понятие полномочий Президента РФ в формирования правовой культуры. Предмет – особенности полномочий Президента РФ в области формирования правовой культуры. Цель курсовой работы состоит в анализе полномочий Президента РФ в области формирования правовой культуры. В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи: - анализ распределений полномочий органов государственной власти в области обороны формирования правовой культуры; -рассмотрение особенностей полномочий Президента РФ в сфере формирования правовой культуры; При написании работы использовались работы следующих авторов: Кавелина О.Г., Левашова О.В., Поповой А.В., Рамазанова А.Р., Саженкова Ю.В., Селиверстова В.И., Дмитриева Ю.А., Спицына В.И. Методы, использованные при написании работы – синтез, исторический, наблюдение, анализ. Работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.
Введение

Институт президентства для России – явление достаточно новое в развитии российской государственности. Создание его во многом обусловлено преобразованиями, произошедшими в России в начале 90-х годов прошлого столетия. Президент олицетворяет Российское государство внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами, обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето, формирует Правительство Российской Федерации и активно влияет на его деятельность, выполняет другие функции, предусмотренные главой 4 и иными статьями Конституции Российской Федерации. Президент РФ занимает самостоятельное и главенствующее положение в системе органов государственной власти. Главенствующую роль для толкования правового статуса Президента Российской Федерации имеет закон, обладающий высшей юридической силой – статья 80 Конституции Российской Федерации. Указанная статья объединяет механизм государственной власти, придавая необходимую согласованность действиям. Особый интерес представляет изучение роли Президента РФ в области правовой культуры и ее формирования.
Содержание

Введение 3 1. Института Президента РФ в системе государственной власти 5 1.1.Общие полномочия Президента Российской Федерации 5 1.2.Скрытые полномочия Президента РФ 10 2.Формирование правовой культуры 14 2.1. Влияние на формирование правовой культуры 14 2.2.Особенности формирования правовой культуры в Российской Федерации 18 Заключение 33 Библиографический список 34
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014, № 11-ФКЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/Konstitucija-RF (дата обращения: 23.05.2020). 2. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти «Наука и образование: новое время» № 5, 2018www.articulus-info.ru субъектов Российской Федерации » (с посл. изм. и доп. от 28 марта 2017 г. № 42-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42, ст. 5005. 3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с посл. изм. и доп. от 03 июля 2016 г. № 259-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 4, ст. 3254. 4. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyizakon-ot-12062002-n-67-fz-ob (дата обращения: 23.05.2020). 5. Указ Президента РФ от 07 февраля 2000 г. № 306-ФЗ «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» (с посл. изм. и доп. от 31 декабря 2014 г. № 835-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 15, ст. 1468. 6. Постановление Центральной избирательной комиссии России от 28 декабря 2007 года № 83/666-5 «О проведении Дня молодого избирателя» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6284554 (датаобращения: 20.03.2018). 7. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 221/1429-6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70512050 (дата обращения: 23.05.2020). 8. Виноградов В.А. Две трети парламентаризма или парламентаризм двух третей //Юрист. – 2018. – № 16. – С. 33-34. 9. Загородский В.В. Правовая культура в контексте права избирать и быть избранным // Общество и право. – 2018. – № 1. – С. 56–61. 10. Краснов М. А., Шаблинский И. Г. Российская система власти. М., 2018. С. 49 11. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации: учеб. пособие. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – С. 352. 12. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика: учеб. пособие. – М.: Норма, 2016. – С. 73. 13. Павлов С.Ю. Развитие учения о признаках государства: историко-правовые исследования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2019. – С. 8-10. 14. Тихомирова Ю.А. Конституционное законодательство Российской Федерации: учеб. – М.:Городец, 2019. – С. 129-130.
Отрывок из работы

1. Института Президента РФ в системе государственной власти 1.1.Общие полномочия Президента Российской Федерации Статус главы государства реализуется через его конституционные полномочия, закрепленные в нормах конституции, устанавливающие основные функции и полномочия президента. Необходимо разграничивать полномочия и функции, так как они имеют противоположный характер реализации. Функциями являются общие существенные обязанности главы государства, которые зависят от его положения и статуса в системе органов государственной власти. Полномочия зависят от функций и представляют собой комплекс конкретных прав и обязанностей, которые относятся к вопросам его компетенции. Глава 4 Конституции Российской Федерации разграничивает полномочия и функции Президента Российской Федерации. Согласно законной формуле части 1 статьи 80, Президент является главой государства. Государство в форме общественного явления представляет собой результат разнообразных внутренних и внешних признаков, которые отражают существенную идентификацию. Необходимо помнить, в конституционном праве понятие «глава государства» точно не определено. В конституциях зарубежных государств данный термин не применяется, а полномочия определяются сложившейся конституционной практикой. Главой государства принято считать лицо, воплощающее собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Важно также отметить, что глава государства в соответствии с названной статьёй Конституции обеспечивает, направляет и выполняет функцию по координации деятельности всех государственных органов Российской Федерации. В связи с этим, Президент не является составной частью, вершиной или воплощением системы исполнительной власти, а предстаёт перед нами как сильный, обладающий авторитетом, при этом наделённый важными полномочиями, глава государства. Первая, основная функция закреплена в части 2 статьи 80 и является комплексной нормой, которая охватывает одновременно несколько основных параметров института президентства. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В Конституциях США, в конституциях европейских странах не используется понятие «гарант Конституции», что отличает функции президентства в Российской Федерации, имеющие юридическое содержание нормы. Конституционная норма представляет собой многоаспектность: во-первых, главе государства необходимо строгое соблюдение Конституции и, во-вторых, он вправе требовать ее точного исполнения всеми органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, гражданами и их объединениями. Президент несет личную ответственность за эффективную защиту Конституции и поэтому обладает комплексом полномочий, например, накладывает вето на законы, не соответствующие Конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; обладает правом отменять распоряжения и постановления Правительства. Президент РФ осуществляет функцию гаранта Конституции не только лично, но и путем обращения в компетентные органы, прежде всего в суды. Президент вправе направлять в Конституционный Суд запросы о конституционности различных нормативно-правовых актов и обращаться по вопросам толкования Конституции. Многие ученые-юристы крайне отрицательно относятся к тому факту, что именно глава государства, а не Конституционный Суд является гарантом Конституции. Данная позиция имеет место быть, так как конституционные нормы указывают на то, что Президент РФ, de facto, является главой исполнительной власти и не может в достаточной мере быть объективным и беспристрастным. Следующий аспект Конституции отводит главе государства особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что приоритетно и свидетельствует об основном принципе существования государства. Глава государства выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, издаёт указы и вносит в Государственную Думу законопроекты, направленные на защиту правового положения личности в целом или регулирование статуса отдельных групп населения: пенсионеров, военнослужащих и некоторых других, особо нуждающихся в защите со стороны государства. Он обязан принимать меры по постоянной заботе и защите прав и свобод, вплоть до принуждения, если на территории государства действуют незаконные вооружённые группировки, из-за чего может исходить прямая или косвенная угроза жизни и здоровью населения. Необходимо сделать акцент на том, что согласно общему принципу разделения государственной власти и основанной на этом самостоятельности ее органов, Президент Российской Федерации не имеет право изменять функции, но должен обеспечивать их согласованное взаимодействие для главного – обеспечения и гарантирования реализации прав и свобод человека, и гражданина. Из второй части комплексной нормы части 2 статьи 80 вытекает, что Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Важный аспект имеет задача по обеспечению единства государственной власти, которая непосредственно осуществляется исполнительными, законодательными и судебными органами власти. Президент в данном случае принимает роль главенствующего арбитра, который обеспечивает слаженное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Способ реализации данной функции закреплён частью 1 статьи 85 Конституции – право использования согласительных процедур при решении спорных вопросов. Президент лично определяет границы нарушения суверенитета, независимости государственной целостности и предпринимает поэтапные быстрые действия. Достаточно трудной и ответственной принято считать функцию по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Россия отличается от европейских стран: в самой Конституции не указано, что Президент является независимым арбитром по решению вопросов в отношениях ветвей власти. На практике он является независимым в случаях отсутствия согласованных решений или наличия конфликта между законодательной, исполнительной и судебными ветвями власти. Президент Российской Федерации имеет право пользоваться согласительными процедурами и мерами для преодоления споров. Данная функция имеет значение для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на региональном уровне в отношении органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ. Президент Российской Федерации, согласно своей конституционной обязанности, должен принимать меры по охране суверенитета страны, ее независимости и национальной безопасности. На Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с иными федеральными законами возложена функция по основным направлениям внутренней и внешней политики государства. Президент сотрудничает с парламентом в вопросах внутренней и внешней политики и имеет приоритетное направление в отношении разработки нормативно-правовых норм. Федеральное Собрание Российской Федерации имеет возможность корректировки путем принятия соответствующего федерального закона. Следует обратить внимание, что основной закон нам не указывает, в каких формах глава государства определят эти основные направления политики, поскольку данная норма не носит характера закрытого перечня форм, поэтому это могут быть ежегодные послания, содержащие оценку положения дел, задачи государства на будущее; бюджетные послания Правительству Российской Федерации. Президент РФ имеет право от своего имени направлять представителей в федеральные округа для решения вопросов внутренней политики. Полномочия Президента Российской Федерации связаны с вопросами внутренней и внешней политики, они типичны для государств со смешанной республикой. Это обусловлено тем, что Президент Российской Федерации исполнят обязанности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Наличие такого института сближает Российскую Федерацию с государствами Западной Европы, тем самым обеспечивая единство обороны и безопасности страны. Направление государственной политики в области обеспечения безопасности является неотъемлемой частью внутренней и внешней политики. Анализируя примеры из судебной практики, Президент Российской Федерации имеет полномочия по определению направлении внутренней и внешней политики, издавая указы в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия и усиления прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами, согласно статье 80 Конституции Российской Федерации. Заключительная функция Президента Российской Федерации, закреплённая в Конституции как главы государства – это представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях. Когда Президент Российской Федерации представляет интересы страны на международной арене, во время ведения переговоров с главами других государств, он имеет право от имени Российской Федерации подписывать договоры, вступать в международные организации. Глава государства выступает как субъект международного права, он всегда действует как глава суверенного государства. Международная практика представляет нам президента с особым положением во внешнеполитической сфере отношений, что объединено с важностью обеспечения реальности принципа единства внешней политики. Компетенции Президента Российской Федерации определяются в отношении внешней политики, представлении государства на международной арене и по вопросам обороны страны. В полномочия входят приостановление и прекращение заключённых с Российской Федерацией действий международных договоров. Таким образом, основная компетенция Президента Российской Федерации образуется из совокупности функций и полномочий, которыми наделяет его Конституция Российской Федерации как главу государства. Основные направления деятельности главы государства вытекают из его положения в общей системе всех органов государственной власти и является функциями. Функции приобретают конкретику и отражаются в полномочиях Президента Российской Федерации. Полномочия – это комплекс прав и обязанностей, которые осуществляются в определенных сферах государства через функции. 1.2.Скрытые полномочия Президента РФ Помимо конституционно определенных полномочий глава государства имеет еще так называемые «скрытые или не раскрытые в Конституции полномочия, которые проявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование Конституции». В 2011 г. М. А. Краснов, который занимается исследованием института Президента Российской Федерации, при анализе законодательной практики за 17 лет сделал вывод о том, что «глава государства через различные законы получил 469 дополнительных полномочий... Президенту их делегируют законодатели, хотя такие полномочия выходят за рамки, которыми Конституция ограничивает президента». Насколько эти полномочия выходят за рамки Конституции, обоснованных доводов не приводится. Если прибегнуть к определению понятия «полномочие главы государства», то его необходимо раскрыть как делегированное Президенту Российской Федерации Конституцией и федеральными законами право осуществлять деятельность, которая там прописана. Соответственно, логично выделить два вида полномочий. Скрытые полномочия как раз вытекают из законодательства, а также из судебного рассмотрения и решения. Опасность скрытых полномочий состоит в том, что реализация их не всегда может быть точно в данное время определена как законная. Российская Федерация столкнулась с такой опасностью в 1995 г. В сложные для страны годы, когда были сильные сепаратистские настроения, кризис взаимоотношений центра и субъектов Российской Федерации, Президент Российской Федерации, не применив конституционных процедур по сглаживанию конфликтов между Российской Федерацией и субъектами, прибегнул к использованию своего скрытого полномочия. Вопреки общественному мнению, мнению Федерального Собрания и иных органов государственной власти глава государства издал Указ от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», который фактически положил начало первой чеченской войне. Реализацией данного указа стало введение войск на территорию Чечни, большие потери местного населения и военных Вооруженных Сил Российской Федерации. Налицо было грубое нарушение Конституции Российской Федерации. По данной ситуации было рассмотрение вопроса в Конституционном Суде Российской Федерации, который постановлением от 31 июля 1995 г. № 10-П признал, что целый ряд указов президента по этой ситуации не противоречат Конституции Российской Федерации и действующим законам. Сама по себе формулировка «скрытые полномочия» не звучит в постановлении, но говорится следующее: «…из Конституции Российской Федерации не следует, что обеспечение государственной целостности и конституционного порядка в экстраординарных ситуациях может быть осуществлено исключительно путем введения чрезвычайного или военного положения. Конституция Российской Федерации определяет вместе с тем, что Президент Российской Федерации действует в установленном Конституцией порядке. Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83–89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3)… указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации». Таким образом, суд постановил, что глава государства не нарушал Конституцию Российской Федерации, используя скрытое полномочие. Применение данных полномочий было легитимировано по двум условиям: в рамках разделения властей и отсутствия противоречия Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Видится, что в данной ситуации суд принял политизированное решение. Было высказано судьями и особое мнение. Так, например, Б. С. Эбзеев не приемлет существования скрытых полномочий: «Действующая Конституция РФ не предусматривает появления в периоды кризисов исключительных, или скрытых, полномочий главы Российского государства на основе надпозитивного права государственной необходимости». В дальнейшем Конституционный Суд Российской Федерации не раз рассматривал применение главой государства скрытых полномочий. Само по себе использование скрытых полномочий предполагает высокую степень ответственности главы государства, «так как именно от его действий, моральных качеств могут зависеть судьбы людей». В последнее время не так часто упоминают об использовании скрытых полномочий главой Российской Федерации, так как стабилизировалась политическая обстановка, отпала необходимость в их массовом применении. В научной литературе по конституционному праву все-таки высказываются либо за признание данных полномочий неконституционными и недопустимыми, либо за их конституционное закрепление. Две стороны одной медали. Однозначно, что ­данные полномочия не должны идти во вред интересам общества, тем более нарушать или ограничивать права и свободы человека и гражданина. Необходимо определение четких оснований для их применения. Все это так или иначе должно быть нормативно закреплено, и у главы государства должна быть ответственность за реализацию скрытых полномочий. На данный момент такой нормативной регламентации нет, что может вызвать злоупотребления будущих президентов Российской Федерации. В 1996 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел указ Б. Н. Ельцина и вынес постановление от 30.04.1996 № 11-П, в котором сформулирована позиция: поскольку Президент РФ – гарант Конституции и должен обеспечивать функционирование и взаимодействие органов власти, если он издает указ, восполняющий пробел в законах, то это не противоречит Конституции РФ. Профессор М. А. Краснов проанализировал полномочия Президента с 2000 по 2011 гг. Согласно этому анализу глава Российского государства на законодательном уровне закрепил за собой более 470 полномочий, которые выходят за пределы Конституции РФ. За время занятия должности главы государства Б. Н. Ельцин, по подсчетам М. А. Краснова, закрепил за собой более 164 полномочий, из которых 40 не соответствуют Конституции РФ. В период пребывания на посту Президента РФ В. В. Путина и Д. А. Медведева выросло процентное соотношение новых полномочий, которые не соответствуют Конституции РФ (c 24 % в период Б. Н. Ельцина до 43–46 %). Так, Федеральное Собрание окончательно утратило свою силу как ограничителя президентской и исполнительной власти. Благодаря изданию указов Президента РФ растет список ведомств, фактически подконтрольных ему (например, служба исполнения наказаний, служба судебных приставов и т. д.). Если Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» предполагает существование пяти министерств, четырех агентств и десяти служб, подконтрольных ему, то на практике Президенту РФ подчиняется гораздо большее число органов исполнительной власти (например, согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» Президент РФ руководит деятельностью Следственного комитета и др.). Координацией деятельности таких ведомств занимается Совет безопасности РФ. В состав Совета безопасности, председателем которого является Президент РФ, входят министры силового блока, премьер-министр и министр финансов, председатели палат парламента и полномочные представители Президента в федеральных округах (Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Политология, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Политология, 23 страницы
290 руб.
Курсовая работа, Политология, 28 страниц
336 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg