Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Значение и употребление глаголов несовершенного и совершенного вида в современном русском языке (на материале повести В.П.Астафьева «Перевал»)

cool_lady 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2021
Цель исследования языкового материала – выявить и разграничить вышеуказанные значения глаголов несовершенного и совершенного вида. Объектом является роль глаголов совершенного и несовершенного вида в современном русском языке. Предметом исследования является употребление глаголов несовершенного и совершенного вида в рассказе В.П. Астафьева «Перевал». Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.
Введение

Значение и употребление глаголов несовершенного и совершенного вида является «вечной» темой в изучении современного русского языка. Сложным вопросом данной темы является раскрытие грамматического содержания категории вида. Современная научная грамматика богата различными определениями грамматического значения глаголов совершенного и несовершенного вида, но наибольшее распространение получило определение академика В.В. Виноградова. Он определил значение совершенного вида как действие, которое достигло своего внутреннего абстрактного предела, т.е. такой критической точки, по достижению которой действие должно исчерпать себя, прекратиться. Соответственно глаголы несовершенного вида обозначают процесс в его протекании без указания на предел. На основе изученной литературы были выделены основные значения несовершенного вида: процессуальность, длительность, повторяемость, многократность, также отмечено своеобразие проявления видовых значений у глаголов движения. При анализе глаголы совершенного вида, были разграничены на видовые значения: а) начало процесса; б) ограничение временными рамками длительности процесса; в) законченность действия; г) достижение результата; д) однократность; е) интенсивность протекания действия.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3 Глава I. Глагол как часть речи в современном русском языке. 1.1. Теории видов русского глагола…………………………………….5 1.2.Видовые различия глагола…………………………………………...6 Глава II. Употребление глаголов несовершенного и совершенного вида в рассказе В.П. Астафьева «Перевал»…………………….……… 17 Заключение………………………………………………………………35 Список литературы………………………………………………………36
Список литературы

1. Бондаренко А.В. Вид глагола и способы действия в русском языке. –Рус.яз. в нац. школе, 1971, №2. 2. Бондаренко А.В. Вид и время русского глагола. М., 1971. 3. Бондаренко А.В. Грамматические категории и контекст. М.,1971. 4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. 5. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М. – Л.,1941.Т.4 6. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. М.,1956.Т.1. 7. Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. М.,1941.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 1.1. Теории видов русского глагола Вид принадлежит к числу важнейших категорий. К семнадцатому столетию в русском языке формируется категория вида, которая до сих пор имеет своё первоначальное состояние. На пути развития категории вида значимым шагом в современном русском языке была утрата форм прошедшего времени (аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта). «Теория видов русского глагола — один из наиболее трудных, спорных и неразработанных отделов русской грамматики», утверждал В.В. Виноградов. К исследованию категории вида обращались многие известные языковеды: Шахматов А. А., Богородицкий В. А., Фортунатов Ф. Ф., Буслаев Ф. И. и другие лингвисты. Больших расхождений единое определение вида не побудило, а вот по поводу решения вопроса о главном различии между совершенным и несовершенным видом возникло несколько теорий. I теория Рассмотрение вида проходило с точки зрения протекания процесса во времени: над этой теорией работали Пешковский А. М. и Фортунатов Ф. Ф. II теория Вид рассматривался с точки зрения законченности и незаконченности действия. По степени длительности придавал большое значение различию А.А.Потебня, впоследствии он также стал связывать понятие вида с категорией совершённости и несовершённости. Также внёс предложение о глаголах совершающегося действия (несовершенного вида) и глаголах исполненного действия (совершенного вида) Богородицкий В. А. Эту точку зрения поддерживает Востоковым А.Х. Он рассматривает вид как представление разных моментов действия: совершенный вид — начало и конец действия, несовершенный вид — середина действия. III теория При помощи графических или пространственных аналогий рассматривают отличие между видовыми значениями. Точечное, непротяжённое действие будет обозначать совершенный вид, в котором конец сливается с началом. Линейное, длящееся во времени действие — это несовершенный вид. Приверженцы этой теории были Фердинанд де Соссюр и Антуан Мейе. IV теория Вид характеризуется по отношению к пределу действия. К такому осмыслению вида вплотную подходит Фортунатов, но наиболее точно разрабатывает Виноградов. В основу видовых различий он берет «значение предельности». «В понятии совершенного вида основным признаком является признак предела действия, достижения цели, признак ограничения или устранения представления о длительности действия». «Обозначение действия в его течении, не стеснённом мыслью о пределе процесса в целом, — основное, общее значение несовершенного вида». 1.2.Видовые различия глагола Вид — это грамматическая категория глагола, выражающаяся в противопоставлении классов совершенного и несовершенного вида и служащая для обозначения различий в характере проявления процессуального признака. В русском языке любой глагол является глаголом совершенного (промыть, выкупить) или несовершенного (играть, уважать) вида; грамматическую категорию, как основу вида, составляют парные глаголы, то есть глаголы, образующие видовую корреляцию соотношения (сбить — сбивать; полоть— прополоть). Глагольный вид — является одной из наиболее сложных категорий грамматики и изучается особой отраслью лингвистической науки — аспектологией (<лат. aspectus — вид). Грамматические формальные отличия глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида бывают как парадигматическими, так и синтагматическими. Парадигматические различия таковы: 1) полную временную парадигму имеют глаголы несовершенного вида (смотрел, смотрю, буду смотреть, смотрящий), а у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени (просмотрел, просмотрю, просмотренный); 2) у глаголов несовершенного вида форма будущего времени является аналитической (буду учить), а у глаголов совершенного вида — синтетической (выучу). Синтагматические отличия глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида сводятся к следующим отличительным чертам грамматической сочетаемости: 1) инфинитив глаголов совершенного вида никогда не сочетается с так называемыми фазисными глаголами (начать/начинать; продолжить/продолжать; кончить/кончать и т.п.), указывающими на различные фазы осуществления процессуального признака, тогда как инфинитив любого глагола несовершенного вида без каких бы то ни было ограничений сочетается с фазисными глаголами (начинаю говорить, кончу пересказывать); 2) глаголы совершенного вида не сочетаются также со словами и оборотами ряда семантических групп в силу особенностей своего значения: а) показывающими неограниченную длительность (без конца, долго, нескончаемо, месяцами, сутками, часами и т.п.); б) обозначающими регулярную повторяемость (регулярно, периодически, ежедневно, ежевечерне, вечерами, каждый вечер, по вечерам и т.п.); в) имеющими значения модальные (бесполезно, бессмысленно, излишне, напрасно) и негативно-оценочные (не люблю, не привык, избегаю, разучился). Противопоставленность глагольных видов подтверждается и методом подстановки вопросов: любой глагол совершенного вида может быть заменён вопросительным оборотом местоимённой семантики "что сделать?", а глагол несовершенного вида — "что делать?". Итак, по целому ряду формальных показателей два грамматических класса русских глаголов — глаголы совершенного и несовершенного вида — отличаются друг от друга. Семантика видового противопоставления сложна и разнообразна. При ее описании учитываются как категориальные значения, свойственные всем глаголам того или иного вида, так и конкретные реализации этих категориальных значений (частные видовые значения). Различные ученые формируют категориальные значения совершенного и несовершенного вида по-разному. Однако все чаще основными признаками, составляющими суть семантики русского глагольного вида, называют «целостность» и «предельность» (см. работы Ю. С. Маслова, А. В. Бондарко). По своему категориальному значению глаголы совершенного и несовершенного вида образуют особую смысловую оппозицию, в которой сильным членом является совершенный вид, всегда указывающий на целостность действия и достижение им внутреннего предела (сказать, прочитать). Глаголы несовершенного вида— слабый член оппозиции, поскольку они могут обозначать не только действие нецелостное, расчленяемое на отдельные фазы (начал читать, кончил говорить), но также и целостное, предельное действие: Мы уже вязали (связали) этот свитер; Вчера мы смотрели (посмотрели) фильм «Весна на Заречной улице». Категориальное грамматическое значение каждого из видов реализуется в предложении и тексте в частных видовых значениях, которые удобно анализировать на фоне аспектуальных (видовых) ситуаций, выражаемых в том или ином высказывании. Рассмотрим подробнее понятие аспектуальной ситуации, которое А. В. Бондарко ввёл для обозначения общего аспектуального значения данного высказывания. Аспектуальная ситуация выражается различными компонентами высказывания, но прежде всего — грамматическими показателями глагольного вида. Определены четыре основных типа аспектуальных ситуаций: а) ситуации единичного конкретного действия; б) ситуации повторяющегося действия; в) ситуации постоянного процессуального признака; г) ситуации обобщенного факта. Глаголы несовершенного вида, владеющие наиболее обширными смысловыми способностями по сравнению с глаголами совершенного вида могут участвовать в отображении всех четырех возможных типов аспектуальных ситуаций. Для глаголов несовершенного вида наиболее употребительными частными видовыми значениями являются: 1) конкретно-процессное значение (связано с передачей в высказывании ситуации единичного конкретного действия):Глухарь временит. Выжидает. (Астафьев В.П.); 2) неограниченно-кратное значение (ситуация повторяющегося действия): Он надевал байковый халат, садился на бортик сухого фонтана, беседовал с выздоравливающими (Ант.). Кроме того, при передаче других аспектуальных ситуаций нередко реализуются: 3) постоянно-непрерывное (постоянно-процессное) значение, характеризующее аспектуальную ситуацию постоянного процессуального признака: Россия опережает по территории многие страны мира; 4) общефактическое (или обобщенно-фактическое) значение — в высказываниях, обозначающих аспектуальную ситуацию констатации факта, когда внимание акцентируется лишь на наличии/отсутствии самого факта действия: «Ты ходил на стадион сегодня?» — «Да, ходил и своего тренера видел и общался с ним». По сопоставлению с глаголами несовершенного вида глаголы совершенного имеют более четко очерченный круг частных видовых значений и поэтому участвуют в передаче лишь двух (из четырех возможных) типов аспектуальных ситуаций: 1) при выражении аспектуальной ситуации единичного, неповторяющегося конкретного действия глагол совершенного вида обычно имеет конкретно-фактическое значение: Или другого писателя в спину пихнули прикладом при мне... (Евтушенко); 2) предложения, которые передают аспектуальную обстановку повторяющегося обыкновенного действия, глагол совершенного вида, в большинстве случаев, имеет наглядно-примерное значение: Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал: подует вдруг прямо в лицо и как будто разыграется (Т.). Основой вида как грамматической категории составляют парные глаголы, т.е. глаголы, образующие видовую пару (видовую корреляцию) Видовой парой называют противопоставление двух глаголов, тождественных по лексическому значению и различающихся лишь грамматическим значением совершенного/несовершенного вида (решить — решать; написать — писать). Вход в видовые пары - эта способность свойственна, как было уже отмечено, лишь предельным глаголам. Не вcегда легко решить вопроc, cоcтавляют ли видовую пару те или иные глаголы с близким лексическим значением. Например, глаголы типа толкать — толкнуть образуют видовую пару, так утверждают одни учёные, другие же предполагают, что глагол толкнуть имеет значение однократности действия, отсутствующее в глаголе толкать (при такой интерпретации глаголы не тождественны лексически, что автоматически не позволяет считать их видовой парой). Объективный критерий отграничения парных глаголов от непарных по виду был предложен Ю.С.Масловым. В большинстве случаев, члены видовой пары, различающиеся по своему грамматическому значению, в некоторых позициях они нейтрализуют свои видовые значения. Для глаголов совершенного и несовершенного вида таким нейтрализующим контекстом являются конструкции типа: Иду я вчера по улице и вижу... — с «настоящим историческим», т.е. с глагольной формой настоящего времени, которая передаст информацию о плане прошедшего, а не настоящего. Чтобы убедиться, являются ли два глагола (например, делать и сделать) парными по виду, необходимо построить конструкцию с «настоящим историческим» (с использованием, естественно, глагола несовершенного вида). Если полученная конструкция (например: И вот он делает вчера упражнения и видит...) синонимична не только конструкции с формой прошедшего времени глагола несовершенного вида (И вот он делал вчера упражнения и видел/увидел...), но способна также передавать смысл, обычно выражаемый конструкциями с формой прошедшего времени глагола совершенного вида (И вот он сделал вчера упражнения и увидел....), то можно заявлять, что видовые значения глаголов совершенного и несовершенного вида в конструкции с «настоящим историческим» нейтрализованы. Это говорит о том, что глаголы делать и сделать составляют видовую пару (в отличие, к примеру, от парных противопоставлений типа делать — выделать, делать — переделать, которые не нейтрализуются в конструкциях с «настоящим историческим»). Нетрудно убедиться, согласно критерию Маслова, что парными, являются и глаголы типа толкать — толкнуть, решать — решить. Различают два структурных типа видовых пар: • словообразовательные пары (делать — сделать; продлить — продлевать) • супплетивные пары (брать — взять; говорить — сказать; класть — положить). Словообразовательные видовые пары являются наиболее частотными. Образование глаголов одного вида от глаголов другого вида с использованием словообразовательных средств называется видообразованием. Видообразование может быть представлено двумя разными, по сути, словообразовательными процессами — перфективацией и имперфективацией. Перфективация— это образование глаголов совершенного вида (часто называемых перфективными глаголами) от глаголов несовершенного вида. Средствами перфективации являются: 1) прибавление к непроизводному глаголу несовершенного вида префиксов (делать — сделать, доделать, переделать; знать — узнать, вызнать); иногда префиксация сопровождается одновременным прибавлением постфикса -ся (знать —разг. дознаться) или же суффикса -и- (сажать — посадить; ронять — уронить); 2) использование суффикса -ну-/-н- (толкать — толкнуть; прыгать —прыгнуть; колоть — кольнуть). Если производящий и производный глаголы тождественны, в результате перфективации, то может образоваться видовая пара (делать — сделать; прыгать — прыгнуть). Имперфективация — это образование глаголов несовершенного вида (называемых нередко имперфективными глаголами) от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: -ыва-/-ива- (отпороть — отпарывать; раскачать — раскачивать), -а- (решить — решать; влезть — влезать), -вя- (запеть — запевать; открыть — открывать). При имперфективации префиксация не употребляется. Дополнительными формальными средствами имперфективации являются чередования (удешевить — удешевлять; расколоть — раскалывать) и мена ударения (разрезать — разрезать). В результате имперфективации всегда образуются видовые пары. Последовательное применение перфективации и имперфективации приводит к образованию видовых словообразовательных цепочек глаголов, обычно пересекающихся друг с другом. Действительное функционирование глаголов часто приводит к конкуренции видов, т.е. использование парных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном и том же контексте, когда видовые различия не сказываются на общем значении выражения. Конкуренция видов возможна при выражении следующих аспектуальных ситуаций: 1) конкретно-фактическое значение глаголов совершенного вида, характерное для ситуации единичного, неповторяющегося конкретного действия (Мы уже изучили это произведение), может конкурировать с общефактическим значением глаголов несовершенного вида, характерным для ситуации обобщенного факта (Мы уже изучали это произведение); 2) при выражении ситуации повторяющегося, обычного или типичного действия конкурируют неограниченно-кратное значение несовершенного вида (Он обычно приходил и садился у двери) и наглядно-примерное значение совершенного вида (разг. Он обычно придёт и сядет у двери). Видовая конкуренция исключена для большинства других значений названных аспектуальных ситуаций, а также для всех значений ситуации постоянного отношения, при выражении которой используются только глаголы несовершенного вида. Особенностью морфологического строя современного русского языка являются существование и постоянное пополнение группы так называемых двувидовых глаголов типа велеть, женить, казнить, обещать, атаковать, организовать, исследовать, содействовать. Двувидовые глаголы, в разных употреблениях, обладают свойствами то совершенного, то несовершенного вида: В течение двух лет учёные изучают ("что делают?" - несов.) это заболевание. Учёные в ближайшие две недели изучат ("что сделают?" - сов.) данную информацию и сделают выводы. Однако контекст не всегда позволяет определить вид таких глаголов: Крестьянин женил сына ("что делал?" или "что сделал?"). Во избежание коммуникативных недоразумений регулярно используются словообразовательные способы снятия грамматической видовой омонимии: 1) перфективация (обещать — пообещать, женить — разг. поженить) — двувидовой глагол в такой паре воспринимается и употребляется преимущественно как глагол несовершенного вида; 2) имперфективация (атаковать — атаковывать; организовать —организовывать) — двувидовой глагол в подобной паре реализует преимущественно свойства совершенного вида. Нужно привлечь внимание на некоторые особенности реализации категории вида и образования видовых пар в рамках одной из разновидностей акциональных глаголов, называемых глаголами движения. Глаголы движения образуют особую лексико-семантическую группу, представленную восемнадцатью парами бесприставочных глаголов: бежать — бегать; брести — бродить; везти — возить; вести — водить; гнать — гонять; гнаться — гоняться; ехать — ездить; идти — ходить; катить — катать; катиться — кататься; лезть — лазить; лететь — летать; нести — носить; нестись — носиться; плыть — плавать; ползти — ползать; тащить — таскать; тащиться — таскаться. В перечисленных выше парах оба бесприставочных глагола являются глаголами несовершенного вида (бежать — бегать), поэтому пара не считается видовой; это парное лексико-семантическое соотношение однокоренных глаголов одного вида. Глаголы движения в указанных парах противопоставлены или по семантическому признаку однонаправленности/разнонаправленности действия (бежать — бегать), или же по признаку однократности/многократности действия (тащить, таскать). В плане видообразования глаголы движения характеризуются рядом особенностей. Бесприставочные глаголы движения (типа бегать) никогда не образуют видовых пар, так как в результате перфективации (бегать — забегать; бежать — добежать) меняется не только вид, но и лексическое значение глагола. Приставочные же глаголы движения образуют видовые пары двух типов: 1) видовые пары типа принести — приносить показывают результат параллельного образования дериватов от соотносительных по значению бесприставочных глаголов таких как нести — носить с помощью одной и той же приставки (нести — принести и носить — приносить); 2) видовые пары типа заплыть — заплывать являются результатом так называемой вторичной имперфективации приставочного глагола движения (так, сначала от глагола плыть путем префиксации образуется дериват заплыть, а уже затем от этого деривата путем имперфективации образуется его видовая пара заплывать).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 19 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 43 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 44 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg