Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Портфолио как современная образовательная технология: особенности формирования портфолио дошкольника

cool_lady 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2021
Объект исследования: образовательные технологии системы дошкольного образования. Предмет исследования: технология «портфолио дошкольника» как средство индивидуальной оценки образовательных достижений старших дошкольников в ДОО при подготовке к обучению в школе. Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое подтверждение эффективности применения технологии «портфолио дошкольника» как средства индивидуальной оценки образовательных достижений старших дошкольников в ДОО при подготовке к обучению в школе. Достижение цели предполагает решение исследовательских задач: ? установить степень изученности проблемы оценивания достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования в научно-педагогической литературе; ? разработать модель оценивания достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования на основе технологии «портфолио дошкольника»; ? экспериментально проверить эффективность модели оценивания достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования на основе технологии «портфолио дошкольника». Теоретическая основа исследования:концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); психолого-педагогические исследования, излагающие положения теории деятельности в образовательном процессе (Т.В. Габай, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция дифференциации и индивидуализации обучения (Т.М. Ковалева, И. Унт); концепция педагогической поддержки ребенка в образовании (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин); концепция создания ситуации успеха в образовании (А.С. Белкин). Методы исследования.Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования:теоретические(анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы, обобщение, аналогия, систематизация, моделирование процесса оценивания достижений ребенк»;эмпирические(наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности – портфолио достижений ребенка, педагогический эксперимент). Экспериментальной базой исследованияявилось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский садкомбинированноговида № 23 «Ручеек»» г. Мичуринска Тамбовской области. Основные этапы исследования.Исследование охватывает период с 2018 по 2020 годы и условно подразделяется на три этапа: Первый этап(.) –2018 гпоисково-ориентировочный.Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, накопление эмпирического материала по вопросам оценивания достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования на основе технологии «портфолио дошкольника» в образовательной практике, разработка категориального аппарата и формулировка основных теоретических положений. Второй этап(.) –2019 гэкспериментальный.Внедрение структурно-функциональной модели оценивания достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования на основе технологии «портфолио дошкольника», определение структуры портфолио дошкольника, выявление педагогических условий, обеспечивающих результативность исследуемого процесса и проведение формирующего эксперимента. Третий этап(январь-май .) – 2020 гобобщающий.Систематизация и интерпретация данных опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов исследования, разработка рекомендаций и определение перспективных направлений исследования в области реализации технологии «портфолио дошкольника» как инструмента реализации требований ФГОС ДО к оцениванию достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, оформление текста выпускной квалификационной работы. Практическая значимость исследования.Разработанная модель оценивания достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования на основе технологии «портфолио дошкольника» может быть использована педагогами детских садов при организации образовательного процесса в ДОУ, оценке достижений ребенка, развитии рефлексивной позиции дошкольников, построении траектории индивидуального образовательного маршрута детей дошкольного возраста. Апробация материалов исследования осуществлялись: путём публикаций результатов исследования в научной и методической печати (см. Список использованных источников), через внедрение разработанных методических материалов в практику МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеек»» г. Мичуринска Тамбовской области во время прохождения производственных практик, через предоставление отчётов на заседаниях кафедры педагогики и психологии Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет. Результаты исследования излагались и были одобрены на VI Владимирских духовно-образовательных чтениях «Молодежь: свобода и ответственность» (ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, ноябрь .)2018 г. Структуры выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

Актуальность исследования. Дошкольные образовательные организации, реализуя образовательную программу, обеспечивающую развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, руководствуются рекомендациями ФГОС ДО [2]. Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров обусловлена рядом причин: это и индивидуальность развития детей дошкольного возраста, и необязательность дошкольного образования в Российской Федерации, и отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат освоения дошкольной образовательной программы в виде конкретных образовательных достижений. При этом целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей [2]. Тем не менее, при реализации разработанных дошкольными образовательными учреждениями образовательных программ, может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, среди которых и индивидуализация образования посредством построения образовательной траектории с учетом особенностей развития ребенка [2]. Учитывая тот факт, что родители (законные представители) (далее родители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей, немало важным является установление эффективных партнерских отношений с родителями. Вследствие чего существует реальная необходимость оценки образовательных достижений дошкольников не только для осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку при реализации образовательной программы, а и для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе и родителей. Многие ученые, такие как Т.М. Давыденко, С.А. Езопова, В.А. Кальней, С.Е. Шишов и др. рассматривают теоретические вопросы педагогических диагностик оценки образовательных достижений детей дошкольного возраста. Однако практическое применение педагогических диагностик зачастую не удовлетворяет качественной оценке индивидуального развития детей дошкольного возраста, а лишь устанавливают уровни соответствия норме усвоения образовательной программы, что является не правомерным в современных условиях дошкольного образования. Вместе с тем оценка образовательных достижений детей дошкольного возраста до сих пор не являлась предметом специального изучения. В современной дидактике технология «портфолио дошкольника» является одним из инновационных, перспективных и продуктивно направленных на мониторинг достижений целевых ориентиров дошкольного образования. Научно-исследовательский интерес к данному методу проявлен со стороны В.К. Загвоздкина, Т.Г. Новиковой, М.А.Пинской, А.С. Прутченкова, Е.Е. Федотовой, М.А. Чошанова и др., в публикациях которых рассматривается ретроспективный анализ портфолио, опыт использования портфолио в зарубежном образовании, общедидактическая роль портфолио в обучении. Однако, проблема оценки образовательных достижений детей дошкольного возраста на основе технологии «портфолио дошкольника» не являлась предметом специального научного исследования. В связи с вышесказанным, мы считаем актуальной тему данной выпускной квалификационной работы.
Содержание

Введение 4 Глава 1 Теоретический аспект проблемы оценивания достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования 10 1.1 Технология «портфолио дошкольника» как инструмент реализации требований ФГОС ДО к оценке достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования 10 1.2 Образовательная технология «портфолио дошкольника» и ее возможности как инструмента комплексной диагностики в образовательном процессе ДОО 22 Глава 2 Особенности формирования портфолио дошкольника 32 2.1 Разработка требований к оформлению и содержанию портфолио дошкольника 32 2.2 Использование технологии «портфолио дошкольника» в процессе подготовки к обучениюв школе детей старшего дошкольного возраста 43 Заключение 58 Список использованных источников 62 Приложения 71
Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru 2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru 3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Официальные документы в образовании. – 2016. – № 11 (583). – С. 5-55. 4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля . № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (с изменениями и дополнениями) // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70643472/#ixzz4VXe41dAz2014 г 5. Аванесов, В.С.Язык педагогических измерений / В.С. Аванесов // Школьные технологии. – 2009. – № 2. – С. 143-152. 6. Адаменко, Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики / Л.И. Адаменко // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – № 12. – С. 18-22. 7. Бахтеева Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16-20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретический аспект проблемы оценивания достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования 1.1 Технология «портфолио дошкольника» как инструмент реализации требований ФГОС ДО к оценке достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Опыт современного российского образования располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательной организации, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, ее материально-технической базы. Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, преподавателя. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности. Поэтому в стандартах в итоговую оценку обучающегося включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения [40, с. 85]. Технология «Портфолио» определяется Т.Г. Новиковой как способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях [42, с. 138]. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки. Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе: ? диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени); ? целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом); ? мотивационную (поощряет обучающихся и педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов); ? содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ); ? развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, и обучения); ? рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений); ? обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности); ? корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках) [44, с. 46]. Педагогическая идея портфолио предполагает: ? смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету; ? интеграцию количественной и качественной оценок; ? доминирование самооценки по отношению к внешней оценке. Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи: ? поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; ? формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; ? поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; ? развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку; ? содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения [46]. Для обучающихся портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны, по определению Л. Орловой, следующие: ? портфолио достижений, ? портфолио – отчет, ? портфолио – самооценка, ? портфолио – планирование моей работы [46]. (Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую). Выбор типа портфолио зависит от цели его создания. Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер: ? обучающиеся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио; ? обучающиеся собирает материал; ? в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка. Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира, «психологическое зеркало самого себя» [47, с. 38]. Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные. Обучающиеся должны научиться: ? отбирать и оценивать информацию, ? точно определять цели, которые он хотел бы достичь, ? планировать свою деятельность, ? давать оценки и самооценки, ? отслеживать собственные ошибки и исправлять их. В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно оно сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию. М.А. Пинская так представляет классификацию инновационной технологии «Портфолио»[48]: 1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: ? в контроле, в оценке результатов. 2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: ? в области развития определенных способностей обучающихся и педагогов, ? в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей. 3. По области педагогического применения: ? в учебном процессе. 4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: ? в коллективном обучении (личностно-ориентированно), ? в индивидуальной, фронтальной, групповой форме. 5. По функциональным возможностям: ? нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.). 6. По способам осуществления: ? систематические. 7. По масштабности распространения: ? на международном уровне, ? в вузе, ? на федеральном уровне, ? на региональном уровне. 8. Выделение признака масштабности (объема) нововведения: ? системные, охватывающие весь вуз как образовательную систему. 9. По социально-педагогической значимости: ? в образовательной организации любого типа. 10. По признаку инновационного потенциала: ? комбинаторные, ? нововведения. 11. По отношению к своему предшественнику: ? замещающим, ? открывающим. Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании в него должно включаться, по мнению А.С. Прутченкова, три обязательных элемента: 1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа. 2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов. 3. Самоанализ и прогноз или план на будущее [50, с. 12]. Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания. Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни [30; 31]. Портфолио показывает «все, на что способен ребенок» [48]. Создание портфолио дошкольника – это новая и пока еще «не освоенная технология оценивания, в которой преодолеваются типичные недостатки традиционной системы оценивания, такие как субъективизм, ограниченность и недооценивание возможностей детей», поскольку «большое значение придается самооценке» [6, с. 19]. Проблему использования технологии портфолио дошкольника изучают современные педагоги Л.И. Адаменко, Н.А. Кочкина, О.И. Сенько, А.Н.Чернышева и другие. Изучение опыта работы наших современников показало, что «особенно интересно использование портфолио при переходе ребенка с одного образовательного уровня на другой, так как позволяет обеспечить их преемственность» [10, с. 33]. В соответствии с п. 1.4 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Кроме того дошкольное образование предусматривает «содействие и сотрудничество детей и взрослых», сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей, «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [2]. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров [2]. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу [2]. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников [2]. Но эти целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. Это принципиальный момент. ЦО не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. …целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей) [2]. При реализации программы может приводиться oценка индивидуального развития детей педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Как же будет оцениваться результативность освоения ООП? В Стандарте четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки. Согласно Стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы, найти индивидуальный подход. Для достижения данного социального портрета выпускника в соответствии с ФГОС ДО должны выполняться требования, предъявляемые к реализации общей образовательной программы: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Перечисленные требования и принципы находят отражение в технологии работы с портфолио дошкольника. При создании портфолио дошкольника выделяют несколько этапов. Первый этап – постановочный. На данном этапе необходимо определить цель создания портфолио, «разработать «Положение о портфолио дошкольника», определить функциональные обязанности участников образовательного процесса», структуру [31, с. 22]. На постановочном этапе взрослые совместно с детьми определяют, как должен выглядеть портфолио, на какое время он рассчитан, как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, когда будут рассматриваться и анализироваться. Второй этап – поисковый. Он включает сбор информации, индивидуальную и групповую работу с детьми, взаимодействие с родителями, консультации педагога [31, с .23]. Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и с группой, отмечает Н.А. Кочкина. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами [30, с. 48]. При оформлении портфолио ребенок принимает самое активное участие в выборе средств и форм. Важно учесть, что взрослые являются лишь помощниками. Ценность портфолио не в правильности, а в индивидуальности содержания. При общении с родителями по вопросам создания портфолио необходимо их заинтересовать, сделать своими союзниками. Работа над детским портфолио «способствует налаживанию более теплых взаимоотношений в семье» [30, с. 49]. И родители, и сами дети становятся более внимательными к событиям, происходящим в их жизни. Таким образом, работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Третий этап – заключительный. Это в первую очередь осуществление рефлексии собственной деятельности – взаимного участия детей и взрослых. Просматривая портфолио, дети осознают свои достоинства, начинают понимать свои проблемы. Родители и педагоги во взаимодействии учатся наблюдать за детьми, раскрывать их творческий потенциал. Оценка достижения детей становиться более объективной. Что касается структуры портфолио дошкольника, то педагоги (например, С.Г. Юркова) не пришли к единому мнению – подходы в разных дошкольных учреждениях оказались разными [59]. Создание портфолио – это всегда процесс творческий и индивидуальный. При этом портфолио всегда должно учитывать результаты, достигнутые дошкольником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. Особое внимание следует уделить презентации портфолио. Ее можно проводить в день рождения ребенка либо на выпускном празднике. Дети будут рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и воспитателям. Портфолио дошкольника выполняет ряд функций, которые выделяет Л.Орлова: Диагностическая – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени. Целеполагающая – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего). Мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты. Содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ. Социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году [46]. При создании портфолио нужно придерживаться нескольких правил, выделенных С.Г. Юрковой: ? создание портфолио должно быть добровольным, «нельзя настаивать на обязательном участии непременно всех воспитанников и родителей»; ? участие ребенка в отборе материалов и оформлении портфолио обязательно; ? портфолио подчеркивает уникальность каждого ребенка, поэтому важно не допустить «соревновательности»; ? работа над портфолио носит систематичный характер; ? не существует строгих требований к оформлению портфолио; ? без участия родителей создавать портфолио бессмысленно. Поэтому педагогам необходимо провести консультации, чтобы найти союзников в деле создания портфолио [59]. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что использование технологии портфолио дает возможность педагогам и родителям не только зафиксировать успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития. Кроме того, работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Технология портфолио тем хороша, что погружает ребенка в атмосферу творческой активности. И что немаловажно, данная технология отвечает принципам дошкольного образования, прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [37, с. 278]. 1.2 Образовательная технология «портфолио дошкольника» и ее возможности как инструмента комплексной диагностики в образовательном процессе ДОО. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает индивидуализацию образовательного процесса согласно пункту 1.3. «учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования». С другой стороны, пункт 4.3. данного документа не позволяет производить непосредственную оценку целевых ориентиров, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) и использовать их для формального сравнения с реальными достижениями детей. Именно это обстоятельство, отсутствие анализа индивидуальных достижений ребёнка, затрудняет построение индивидуальной траектории его развития и оценки степени достижения планируемых результатов [2]. Обобщение зарубежного и отечественного опыта использования портфолио в образовательной практике дошкольных образовательных организаций содержится в исследованиях Л.И. Адаменко, Н.А. Кочкиной, В.П. Новиковой, М.А. Пинской, С.Г. Юрковой и др. Особенности использования портфолио как одного из современных средств оценивания результатов образования находят отображение в научных трудах Е.А. Кирьяновой, И.В. Михайловой и др. Отметим, что практические вопросы создания портфолио для оценки достижения дошкольниками планируемых результатов в трудах ученых-педагогов и психологов отражены в недостаточной степени. Исходя из выше изложенного, можно выделить ряд противоречий: ? между наличием целевых ориентиров как результатов освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования на каждом этапе и отсутствием системы непосредственной оценки достижения воспитанниками планируемых результатов; ? между необходимостью построения индивидуальной траектории развития ребёнка и отсутствием способа анализа достижения планируемых результатов. Совокупность отмеченных противоречий позволяет определить проблему данного исследования, которая заключается в разработке модели портфолио, учитывающей целевые ориентиры, как средства для анализа достижения обучающимися планируемых результатов дошкольного образования. В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ребенку раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» возможно с помощью технологии «Портфолио». Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Портфолио дошкольника – это, прежде всего, «первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни» [30, с. 8-9]. Отличительной особенностью «Портфолио дошкольника» является то, что, в виду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется помощь взрослых, которую могут оказывать педагоги или родители. Индивидуальность «Портфолио дошкольника» прослеживается не только в наполнении, но и в оформлении. Дошкольнику должно предоставляться право самостоятельного оформления своего Портфолио, самостоятельного выбора дизайна и возможности его изменения. Ребенок должен почувствовать, что это именное его «книга», тогда заполнение Портфолио станет интересным для дошкольника, а педагог сможет анализировать и наблюдать изменения предпочтений ребенка или его интересов. Ведение Портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные, неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребёнка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта [34, с. 265]. В таблице 1 представлены цели создания Портфолио достижений детей старшего дошкольного возраста. Таблица 1 Цели создания Портфолио достижений детей дошкольного возраста Субъекты образовательного процесса Цель создания Педагог (воспитатель) – оценка индивидуальных достижений дошкольника с целью выстраивания индивидуального образовательного маршрута Родители (законные представители) – определение индивидуальности ребенка и развитие ее в тесном тандеме с педагогами дошкольной образовательной организации Ребенок (воспитанник) – создание своего «архива» ярких событий и самых интересных моментов, которые хочется запомнить и о которых есть желание рассказать всем; – отслеживание того, как «я» расту и чему научился. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая. Отметим, что работа над детским Портфолио обязательно должна вестись в системе. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто Портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал), все зависит от ситуации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским Портфолио: – нарушение принципа добровольности: работа над Портфолио ведётся вместе с ребёнком, материалы отбираются с учётом его мнения; – перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»; – превращение Портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т.д.; – изоляция ребёнка от работы с Портфолио; нельзя забывать о том, что ребёнок – активный участник формирования своего Портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов; – хранение Портфолио в недоступном для детей месте. Подчеркнем, что немаловажную роль в ведении Портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Родители могут оказать помощь ребенку в оформлении тематических страниц, а при выполнении тестовых заданий ребенок действует самостоятельно или под руководством педагога. Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора Портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, можно отметить, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 85 страниц
2125 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg