Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Дивидендная политика предприятия (на примере ПАО «Мордовская энергосбытовая компания»)

cool_lady 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2021
Курсовая работа содержит 57 страниц, рисунков 6, таблиц 5, 30 использованных источников. ДИВИДЕНДЫ, АКЦИИ, ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ПРЕДПРИЯТИЕ, ПОЛИТИКА, ИНВЕСТИЦИИ, АКЦИОНЕРЫ, ИНФЛЯЦИЯ, АКТИВ Объект исследования – дивидендная политика ПАО «Мордовская энергосбытовая компания». Целью работы – рассмотрение теоретических аспектов дивидентной политики предприятия, проанализировать исследование практики разработки и реализации дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания», разработать рекомендации по совершенствованию процесса разработки дивидендной политики в компании. В процессе исследования использовались следующие методы: сопоставление, группировка, сравнение, анализ и синтез, статистические методы и методы финансового анализа. В результате проведенного исследования были рассмотрены теоретические аспекты дивидентной политики предприятия, проанализировано исследование практики разработки и реализации дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания», разработаны рекомендации по совершенствованию процесса разработки дивидендной политики в компанииОбласть применения – в деятельности АО «Птицефабрика «Чамзинская»». Область применения – в деятельности ПАО «Мордовская энергосбытовая компания».
Введение

Динамично развивающиеся компании требуют постоянного притока инвестиций, необходимых для дальнейшего развития, расширения и модернизации производства, освоения новых технологий и продукции. Привлечение инвестиций обязывает компании постоянно работать над повышением своей инвестиционной привлекательности. Оптимизация дивидендной политики играет одну из главных ролей в достижении этой цели. Без дивидендной политики не может существовать разумная инвестиционная политика, так как при прочих равных условиях инвестор выбирает компанию, где помимо дохода от прироста капитала за счет курсовых разниц акций он получит стабильный дополнительный доход в виде дивидендов. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. Объект исследования – дивидендная политика ПАО «Мордовская энергосбытовая компания». Целью работы – рассмотрение теоретических аспектов дивидентной политики предприятия, проанализировать исследование практики разработки и реализации дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания», разработать рекомендации по совершенствованию процесса разработки дивидендной политики в компании. Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач: ? рассмотреть понятие, сущность и типы дивидендной политики на предприятии; ? изучить этапы формирования дивидендной политики на предприятии; ? изучить факторы, определяющие дивидендную политику; ? рассмотреть характеристику действующей дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания»; ? проанализировать процесс разработки дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания»; ? дать оценку эффективности проводимой дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания»; ? предложить рекомендации по совершенствованию процесса разработки дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания»; ? предложить совершенствование реализации дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труда, книги периодической печати, материалы международных, всероссийских, региональных, научно-практических конференций и семинаров, а также работы таких авторов, как Агарков А.П., Васильева Л.Ф., Купина В.В., Горбашко Е.А., Горина А. П., Дунченко Н.И., Жуков Б. М., Кашинская В.Н., Квасникова В. В.,
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1 Теоретические аспекты дивидендной политики на современном предприятии 1.1 Понятие, сущность и типы дивидендной политики на предприятии 1.2 Этапы формирования дивидендной политики на предприятии 1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику 2 Исследование практики разработки и реализации дивидендной политики на примере ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» 2.1 Характеристика действующей дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» 2.2 Процесс разработки дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» 2.3 Оценка эффективности проводимой дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» 3 Повышение эффективности дивидендной политики ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» 3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса разработки дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» 3.2 Совершенствование реализации дивидендной политики в ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. – №237 (ред. от 27.03.2019). 2. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 01.05.2016). 3. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (действующая редакция). 4. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (действующая редакция). 5. Указ Президента РФ от 18 ноября 1995г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» (ред. от 24.07.2014). 6. Письмо МНС РФ от 04.09.2003 г. № СА-6-04/942 «О налогообложении дивидендов» (ред. от 01.03.2011). 7. Приказ Минфина РФ от 28 ноября 1996г. №101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» (ред. от 26.11.2015). 8. Арзуманова Т. И. Экономика организации : учебное пособие / Т.И. Арзуманова – Москва : Дашков и Ко, 2018. – 240 с. 9. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика организации. - М.: Дашков и Ко, 2018. – 240 с. 10. Бадокина Е.А. Дивидендная политика и рыночная стоимость компании. // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики 94 Севера. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2010/20103/ 2/2. (дата обращения: 09.06.19). 11. Басовский И. Г. Экономический анализ : учебник / И. Г. Басовский - Москва : ИНФРА-М, 2017. – 319 с. 12. Бланк Н.Р. Дивидендная политика акционерных обществ // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. - 2017. - №7. – с. 31-39. 13. Большаков С. В. Основы управления финансами : учебное пособие / С. В. Большаков. – Москва : ИД ФБК-Пресс, 2016. – 368с. 14. Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия : учебное пособие / С. В. Большаков. – Москва : Книжный мир, 2012. – 210с. 15. Большаков С. В. Финансы: теория и практика : учебник / С. В. Большаков. – Москва : Книжный мир, 2016. – 617с. 16. Большаков С. В., Калов З. А. Принципы управления финансами : учебное пособие / С. В. Большаков. – Нальчик : Эль-Фа, 2007. – 280с. 17. Бочарова И.Ю. Дивидендная политика в системе корпоративного управления компаний // Финансы и кредит. 2013. - №47 (479). - с. 2-9. 18. Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Долгосрочная финансовая политика. Инвестиции : учебное пособие / П. Н. Брусов. – Москва : Кнорус, 2012 . – 321 с. 19. Бусов П.Н. Современный подход к дивидендной политике компании / П.Н. Брусов [и др.] // Финансы и кредит. 2018. - № 37 (517). с. 19-32. 20. Виноградова М. В. Организация и планирование деятельности предприятий: учебное пособие / М. В. Виноградова, З. И. Панина. – Москва : Дашков и Ко, 2016. – 448 c. 21. Володин А. А. Управление финансами. Финансы компаний: учебник / Н. Ф. Самсонов, А. А. Володин и др.; Под ред. А. А. Володина. – Москва : ИНФРА-М, 2014. 364 с. 22. Годовая отчетность ПАО «Мордовская энергосбытовая компания». – Режим доступа: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=5754&type=2 23. Григорьева Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз : учебное пособие / Т. И. Григорьева. – Москва : Юрайт, 2016. – 462 с. 24. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности : учебник / В. В. Ковалев. – Москва : Финансы и статистика, 2016. – 493 с. 25. Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия : учебное пособие / С. А. Щуров. – Москва : Вузовский учебник, 2011. – 288 с. 26. Макарова С. Г. Корпоративные финансы : учебное пособин / И. В. Никитушкина, С. Г. Макарова, С. С. Студников. – Москва : Издательство Юрайт, 2014. – 212 с. 27. Россия получила рекордный приток иностранных инвестиций [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://expert.ru/2019/ rossiya-poluchila-rekordnyij-pritok-inostrannyih-investitsij/ (дата обращения: 12.06.19) 28. Рыкова И.Н, Губанов Р.С. Анализ динамики и структуры дивидендных выплат в российских акционерных обществах // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017 - № 6. - с. 119-130. 29. Серебрякова А.А. Дивидендная политика российских корпораций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. - № 7. - с.45-47. 30. Электронный сайт ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» - Режим доступа: https://www.mesk.ru/
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты дивидендной политики на современном предприятии 1.1 Понятие, сущность и типы дивидендной политики на предприятии Дивиденд - (от лат. dividendum - то, что надлежит разделить) - часть чистой прибыли акционерного общества после налогообложения, выплачиваемая акционерам деньгами, акциями, имуществом и другими ценными бумагами; по обыкновенным акциям (с правом голоса) размер дивиденда зависит от величины прибыли и решения собрания акционеров; по привилегированным акциям (без права голоса) размер дивиденда имеет фиксированный размер.[1] В соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества). Чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности общества.[2] Чистая прибыль - разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет этой прибыли. Источник выплаты дивидендов - чистая прибыль общества за истекший год, по привилегированным акциям дивиденды могут выплачиваться за счет специально созданных для этого фондов (последние используются для выплаты дивидендов в случае недостаточности прибыли или убыточности общества). Поэтому теоретически коммерческая организация может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода. Поскольку законом не предусматривается использование нераспределенной прибыли прошлых лет для выплаты дивидендов, существенно повышается ответственность совета директоров и акционеров в отношении направлений распределения чистой прибыли отчетного года, т.е. нельзя год спустя часть ранее реинвестированной прибыли пустить на выплату дивидендов. Это ограничение в определенной степени нарушает права собственников в отношении возможности использования собственных средств. Величина чистой прибыли любой компании подвержена колебаниям, не исключена также ситуация, когда она может отработать с убытком. Принятие решения о размере дивидендов в любом случае является непростой задачей. Во-первых, в условиях рынка всегда имеются возможности для расширения производственных мощностей или участия в новых инвестиционных проектах. Во-вторых, нестабильность выплаты дивидендов или резкое изменение их величины чреваты снижением курсовой стоимости акций. Сущность дивидендной политики опирается на формирование чистой прибыли организации заключается в том, что чистая прибыль организации используется самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Чистая прибыль, в первую очередь, гарантирует выплату доходов (дивидендов) акционерам организации. Кроме того, рыночные условия хозяйствования также определяют приоритетные направления использования собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных потребностей трудовых коллективов. В соответствии с этим по мере поступления нераспределенная прибыль организаций направляется: - на выплату доходов акционерам; - на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; - на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; - техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Нераспределенная прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение собственных средств, а также на уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам. Наряду с финансированием производственного развития, нераспределенная прибыль направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверхустановленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам. Часть нераспределенной прибыли может быть также направлена на благотворительные нужды. Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет нераспределенной прибыли, организация должна стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать, и поощрять результаты труда работников организации. Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (таблица 1.1-типы дивидендной политики предприятия) Таблица 1.1 – дивидендная политика предприятия Определяющий подход к формированию дивидендной политики Варианты используемых типов дивидендной политики I. Консервативный подход 1. Остаточная политика дивидендных выплат 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат II.Умеренный (компромиссный) подход 3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (экстра-дивиденд) III. Агрессивный подход 4. Политика стабильного уровня дивидендов 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов 1) Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей организации. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития организации, повышение ее финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла организации, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности. 2) Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплаты неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности организации, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой при были инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости организации из-за недостаточных темпов приросте собственного капитала. 3) Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика "экстра-дивиденда") по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Её преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовым! результатами деятельности организации, позволяющей увеличивать размере дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика даст наибольший эффект в организациях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость. 4) Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости организации и процессе осуществления такой политики (она "сигнализирует" о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данной организации). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа, если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства. 5) Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом - "никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена "Модель Гордона", определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное подрастание финансовой напряженности если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность организации сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании - если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству. Как правило, компании придерживаются стратегии достижения в долгосрочной перспективе определенного планового коэффициента дивидендных выплат - либо отношения дивидендов к чистой прибыли, либо уровня выплат на акцию. При этом компании, не имеющие перспективных проектов, выплачивают высокие дивиденды, а имеющие - низкие. Компании достаточно объективно оценивают, какая часть прибыли является стабильной, а какая временной, обусловленной благоприятной конъюнктурой, и выплачивают дивиденды исходя из первой части. Изменения в дивидендах следуют изменениям в прибыли с некоторым временным лагом. Дивиденды сигнализируют рынку о перспективах компаний только в случае непредвиденных изменений. Исследования подтвердили, что изменению дивидендов предшествует изменение определенной тенденции, которое впоследствии сопровождается изменением прибыли. Реакция рынка на отрицательные сигналы (сокращение дивидендов) сильнее, чем на положительные (рост дивидендов). Существует слабая зависимость предпочтений инвесторов по отношению к уровню дивидендов (т.н. "эффект клиентуры"): инвесторы с низким доходом предпочитают акции с высокими дивидендами, а богатые инвесторы наоборот - с низкими. Можно прийти выводу, что основные типы дивидендных политик: «консервативный», «умеренный» и «агрессивный» преследуют за собой различные цели. И от того какую политику выберет предприятие будет зависеть дальнейшее развитие этого предприятия. 1.2 Этапы формирования дивидендной политики на предприятии Эффективное управление собственным капиталом организации предполагает разработку дивидендной политики. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость организации и обеспечивающим стратегическое ее развитие. Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости организации. Процесс разработки дивидендной политики может включать несколько этапов: [3] 1. Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов. 2. Выработку типа дивидендной политики с учетом данных факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией организации. 3. Оценку эффективности дивидендной политики и ее коррекцию по результатам оценки. Среди факторов, влияющих на дивидендную политику, можно выделить следующие: - факторы, характеризующие потребности организации в дополнительном финансировании (например, разработка новых инвестиционных проектов, необходимость увеличения капитала для оказания противодействия поглощению со стороны конкурента, необходимость платежей по ранее взятым кредитам и т.п.); - факторы, характеризующие возможности организации привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или использовать дополнительные внутренние источники: 1. способность организации увеличить объем прибыли путем реструктуризации производства, сокращения непроизводительных затрат, снижения себестоимости продукции, достаточность резервов, сформированных в предшествующем периоде, и т.д.; 2. стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала; 3. стоимость привлечения дополнительного заемного капитала в различных формах (товарный, вексельный, банковский кредит, облигационный заем). Возможности привлечения внешних источников финансирования как в виде акционерного, так в виде заемного капитала зависят как от конъюнктуры финансовых рынков, так и состояния самой организации, восприятия ее как заемщика или эмитента со стороны других участников рынка. Таким образом, будущие решения в области дивидендной политики формируются под воздействием прежней кредитной и дивидендной истории организации (под дивидендной историей мы понимаем условия, сроки, периодичность, абсолютные размеры и динамику выплаты дивидендов, прецеденты нарушения прав на получение дивидендов со стороны эмитента на протяжении периода существования акционерного общества). Формированию оптимальной дивидендной политики посвящены различные теоретические исследования. Наиболее распространенной теорией является теория начисления дивидендов по остаточному принципу. Ее последователи полагают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного дохода акционеров. Поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как изучены все возможности реинвестирования (капитализации) прибыли. Следовательно, дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет чистой прибыли все инвестиционные проекты. Если всю сумму прибыли целесообразно направить для реинвестирования, то дивиденды не выплачиваются. Напротив, если у корпорации нет эффективных инвестиционных проектов, то чистую прибыль в полном объеме можно направить на выплату дивидендов. Основные теоретические разработки в рамках данной теории были выполнены в 1961 году Франко Модильяни и Мертоном Миллером.[4] Они выдвинули идею о наличии так называемого «эффекта клиентуры», согласно которой акционеры в большей степени предпочитают стабильность дивидендной политики, чем получение каких-либо нерегулярных значительных доходов. Кроме того, Модильяни и Миллер считали, что дисконтированная стоимость обыкновенных акций после возмещения за счет чистой прибыли всех осуществленных капиталовложений плюс полученные по остаточному принципу дивиденды примерно равны издержкам, которые необходимо понести для изыскания дополнительных источников финансирования корпорации. Тем не менее, эти ученые все же признают определенное влияние дивидендной политики на цену акционерного капитала, но объясняют его не собственно влиянием величины дивидендов, а информационным эффектом информация о дивидендах, в частности, об их увеличении, провоцирует акционеров на повышении цены акций. Свою теорию Ф.Модильяни и М.Миллер сопровождали значительным количеством ограничений: нет налогов на юридических и физических лиц, отсутствуют расходы по эмиссии и трансакционные затраты; инвесторам безразличен выбор между дивидендами или доходами от прироста капитала; инвестиционная политика корпорации независима от дивидендной; инвесторы и менеджеры имеют одинаковую информацию относительно будущих перспектив. Ограничения данных ученых нереальны и не могут быть соблюдены на практике. Несмотря на свою уязвимость, в аспекте практического применения теория Ф.Модильяни и М.Миллера стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений для осуществления дивидендной политики. Теория предпочтительности дивидендов (или «синица в руках») была разработана М.Гордоном и Д.Линтнером.[5] Ее авторы утверждают, что дивидендная политика непосредственно влияет на совокупное богатство акционеров. Основной аргумент проводимый основоположником теории М.Гордоном, состоит в том, что инвесторы (исходя из принципа минимизации риска) всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущих доходам от прироста курсовой стоимости акций. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительнее, чем капитализация прибыли. Кроме того, текущие дивидендные выплаты понижают уровень неопределенности инвесторов относительности выгодности инвестирования в акции данной корпорации, тем самым их устраивает меньшая норма дохода на вложенный капитал, что приводит к росту рыночной стоимости акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, то неопределенность возрастает, повышается необходимая акционерам норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала. Таким образом, основной вывод из рассуждений Гордона и Линтнера таков: в формуле общей доходности дивидендная доходность имеет приоритетное значение: увеличивая долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов, можно способствовать повышению рыночной стоимости корпорации, т.е. увеличению благосостояния ее акционеров Теория минимизации дивидендов (или «теория налоговых предпочтений»), разработанная Н.Литценбергером и К.Рамасвами заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Вследствие того, что на западе налогообложение дивидендов, как правило, выше, чем будущих доходов (с учетом ставки налогообложения, фактора текущей стоимости денег), предпочтительна капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить многих мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах. «Сигнальная теория дивидендов» (или «сигнализирующая») рассматривает уровень дивидендных выплат как существенный фактор влияния на рыночную стоимость акций, т.к. многие методы определения текущей стоимости акций используют в качестве составляющей расчетов именно величину ранее выплаченных дивидендов и их прогноз на будущий период. Таким образом, рост дивидендных выплат определяет рост расчетной цены акции при принятии решения о ее покупке, а это влечет увеличение рыночных цен, что приносит дополнительный доход акционерам при их продаже акций. Кроме того, выплата солидных дивидендов "подает сигнал" рынку о том, что корпорация находится на подъеме. Но данная теория применима в том случае, если рынок информационно прозрачен и "передает сигналы" большому количеству участников рынка с минимальными издержками, что в российских условиях затруднено. «Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров» («теория клиентуры») утверждает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то именно эту дивидендную политику следует предпочесть организации. Акционеры, несогласные с такой практикой, реинвестируют капитал в другие компании, и состав акционеров станет однородным. Из всего этого можно сделать вывод, что рассмотренные теории взаимосвязаны и заключаются в обеспечении: 1) максимизации совокупного достояния акционеров; 2) достаточного финансирования текущей и инвестиционной деятельности корпорации. 1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени, регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общих тенденциях в отношении выплаты дивидендов. Если необходимо принять решение об оптимальной дивидендной политике для фирмы, необходимо учитывать ряд факторов. К ним относятся: инвестиционные возможности; цена заемного капитала по сравнению с ценой нераспределенной прибыли; сроки появления инвестиционных возможностей; ликвидность; кредитоспособность; установленные законом ограничения; ограничения в договорах о ссуде; предпочтения акционеров; контроль со стороны акционеров; стабильность. Инвестиционные возможности фирмы. Если дивидендная политика должна быть чисто финансовым решением, то количество привлекательных инвестиционных проектов, доступных для фирмы, будет главным определяющим фактором уровня дивидендных выплат. Если таких возможностей много – коэффициент выплат будет низким, а если таких возможностей мало – высоким. Необходимо также анализировать другие факторы, влияющие на дивидендную политику, особенно основанные на предпочтениях акционеров, даже если имеются хорошие возможности для использования средств внутри компании. Всегда есть вариант, связанный с получением займа, и это может повысить общую прибыль акционеров за счет преимуществ финансовой зависимости. Цена заемного капитала. Если существуют хорошие инвестиционные возможности внутри фирмы, необходимо рассмотреть соответствующие цены заемного капитала и нераспределённой прибыли. Следует помнить: если средства должны быть удержаны от распределения для финансирования инвестиционной возможности внутри фирмы, то для акционеров будет существовать альтернативная цена неполученных дивидендов. Распределение возможностей инвестиций в предприятие по срокам. Оно имеет очень большое значение. Если в настоящее время возможности отсутствуют, то они появятся через какой-то период времени. Вы можете посчитать, что предпочтительнее выплачивать дивиденд сейчас, чтобы акционеры могли найти наилучшее применение средств самостоятельно, а не оставлять излишек средств в компании в ожидании будущих возможностей с нераспределенным результатом. Ликвидность. Если Вы желаете «объявить» дивиденд, то вам необходимо обладать только текущей или нераспределенной прибылью для его покрытия. Однако для «выплаты» дивиденда вам необходимы наличные денежные средства. Следовательно, при решении вопросов дивидендной политики Вы должны учитывать ликвидность компании. Если компания не обладает достаточной ликвидностью, то это усиливает ограничения по дивидендам, а если у компании достаточно наличных средств, то решение о выплате дивидендов принять гораздо легче. Это требует оценки краткосрочной ликвидности и проверки движения денежных средств, по крайней мере, на следующие 12 месяцев. Если Вы хотите сохранить ликвидность и в то же время сохранить преимущества дивидендных выплат, то вам следует рассмотреть вариант с дивидендом, выплачиваемым акциями. Кредитоспособность. Когда Вы анализируете ликвидность компании, учитывайте ее возможности по получению займов. При наличии дополнительных возможностей по получению займов Вы можете более гибко оценивать ликвидность, и вам опять придется принимать решение о том, что лучше: удерживать средства для инвестиций внутри компании или получать их извне. Инфляция. В периоды инфляции учет по первоначальной стоимости завышает операционную прибыль компании.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Политология, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Политология, 72 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Политология, 44 страницы
1100 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg