Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Образ "плохого" и "хорошего" ученика в сознании учителей начальных классов

dariatarasenko 5000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2021
Значимость работы заключается в выявлении и описании особенностей содержания в сознании учителей и будущих учителей начальных классов оценочных образов учеников, таких как «плохой» ученик и «хороший» ученик, а также обнаружении связи между образами учеников в сознании учителей и будущих учителей начальных классов и педагогическими стереотипами восприятия. Дата защиты: 24 июня 2020 г. Место защиты: ВГУ имени П.М. Машерова, г.Витебск, Беларусь. Полученная оценка:9.
Введение

Социальная перцепция определяется как восприятие внешних признаков человека и сопоставления их с его личностными характеристиками, а так же прогнозирование и интерпретация на этом основании его действий и поступков. В социальной перцепции содержится оценка другого человека и, в свою очередь, вырабатывается, в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления, определенное отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте [1, с. 23]. Анализ литературы показал, что в зарубежной психологии способность учителей точно оценить успеваемость учащихся рассматривается как важный аспект учительской профессиональной компетентности, так как учительские суждения часто являются основным источником информации об успеваемости. Зарубежные исследователи образа учеников в сознании учителей (Кристин Руби-Дэйвис, Г. Острома, Дж. Приора, Дж. Лингла, Н. Геве, Мартинес, Е. Аронсон и Б. Голден) отмечают, что отрицательные предвзятые ожидания будут влиять на данные образы и, вероятно, будут проблематичными по причинам, выходящим за рамки простого предубеждения. В российских теориях, представителями которых являются А.К. Маркова, Е.Г. Юдина, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, Т. К. Комарова, В.Н. Козиева, Н.М. Божко, А.А. Бодалев, Л.И. Резник, Л.М. Митиной, Н.А. Аминов, В.Л. Ситников, образы являются основой психического отражения человеком окружающего мира, людей и самого себя. В структуру образов входят реально существующие, приписываемые (не существующие в реальности), типичные, индивидуальные, постоянно и ситуативно имеющиеся в сознании компоненты. Содержание образа учеников в белорусской психологии, представителями которой являются С.В. Кондратьева, О.Б. Кононова, В.А. Дёминский, А.А. Стреленко, определяется, во-первых, требованиями и задачами деятельности, в связи с которой образ востребован; во-вторых, особенностями внутреннего мира педагога, выражающимися в субъективных установках, особенностями прошлого опыта, образования.
Содержание

Введение 2 1 Теоретико-методологический анализ подходов к изучению образов ученика в сознании учителей 6 1.1 Проблема социальной перцепции в педагогической сфере в зарубежной литературе 6 1.1.1 Понятие социальной перцепции в зарубежной психологии 6 1.1.2 Образ ученика в сознании учителей в зарубежной психологии 8 1.2 Основные подходы к понятию «образ ученика» в сознании учителей начальных классов в отечественной психологии 12 1.2.1 Образ ученика в сознании учителей в педагогических теориях российских исследователей 12 1.2.2 Образ ученика в сознании учителей в педагогических теориях белорусских исследователей 15 1.3 Образ «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителя: стереотипы педагогического восприятия 16 2 Эмпирическое исследование образа «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителей начальных классов 21 2.1 Цель, задачи и методы исследования 21 2.2 Программа исследования 22 2.3 Анализ полученных результатов 26 2.3.1 Количественный анализ взаимосвязи «Я-образа» учителя и образа «хорошего» ученика 26 2.3.2 Количественный анализ взаимосвязи «Я-образа» учителя и образа «плохого» ученика 27 2.3.3 Количественный анализ взаимосвязи образа «хорошего» ученика и образа «плохого» ученика 28 2.3.4 Количественный анализ взаимосвязи «Я-образа» и образа «хорошего» ученика в сознании будущих педагогов начальных классов 29 2.3.5 Количественный анализ взаимосвязи «Я-образа» и образа «плохого» ученика в сознании будущих педагогов начальных классов 30 2.3.6 Количественный анализ взаимосвязи образа «хорошего» ученика и образа «плохого» ученика в сознании будущих педагогов начальных классов 31 2.3.7 Сравнительный анализ взаимосвязи «Я-образа» и образа «хорошего» и «плохого» ученика в сознании учителей начальных классов 33 2.3.8 Сравнительный анализ взаимосвязи «Я-образа» и образа «хорошего» и «плохого» ученика в сознании будущих педагогов начальных классов 34 2.3.9 Сравнительный анализ построения Я-образа и образа «хорошего» и «плохого» ученика в сознании учителей и будущих педагогов начальных классов 36 2.3.10 Количественный и качественный анализ результатов по методике «Множественная идентификация» учителей начальных классов 37 2.3.11 Количественный и качественный анализ результатов по методике «Множественная идентификация» будущих педагогов начальных классов 38 2.3.12 Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Множественная идентификация» 39 3 Профилактическая программа по разрушению негативных педагогических стереотипов восприятия учителей и буд
Список литературы

1. Бехтель, Э.Е. Оценка объекта / Э.Е. Бехтель – СПб.: Самиздат, 2013. – 172 с. 2. Ронзин, Д.В. Содержание, структура и функции профессионального сознания учителя / Д.В. Ронзин // Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. – 2001. – С. 9–10. 3. Hackathorn J. Learning by doing: an empirical study of active teaching techniques / J. Hackathorn // Teaching and teacher education. – 2004. № 19. – P. 60–78. 4. Kane, M. Subjectivity of teacher judgments: exploring student characteristics that influence teacher judgment of student ability / M. Kane // Psychological journal. – 2007. № 46. – P. 89–103. 5. Кочанас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочанас – М.: Академия, 2000. – 238 с. 6. Комарова, Т.К. О роли социально-перцептивного эталона личности в регуляции педагогического взаимодействия / Т.К. Комарова // Образ в регуляции деятельности. – 2005. – С. 95–97. 7. Akhmetov, G. Stereotypes in the professional activity of teachers / G. Akhmetov // Psychology issues. – 2003. – № 32. – P. 87–98. 8. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. Книга 2. Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2011. – 160 c. 9. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Academia, 2015. – 205 c. 10. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева – М.: Академия, 2003. – 229 с. 11. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c. 12. Pennings, J. Real–time teacher – student interactions / J. Pennings // Psychiatry Research. – 2014. № 37. – P. 183–193. 13. Гусева, С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога / С.И. Гусева – СПб.,2010. – 139 с. 14. Давыдов, В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. – 2001. – С. 64–89. 15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. – 448c. 16. Дмитриева, С.М. Образ ученика в профессиональном сознании учителей / С.М. Дмитриева. – М.: Московский городской психолого-педагогический университет педагогический государственный университет, 2012. – С. 34–38. 17. Березина, Т.Н. О психических образах высших порядков / Т.Н. Березина // Психолог. – 2012. – № 2. – С. 77–105. 18. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 224 c. 19. Комарова, Т.К. О роли социально-перцептивного эталона личности в регуляции педагогического взаимодействия / Т.К. Комарова // Образ в регуляции деятельности. – 2003. – С. 95–97. 20. Регуш, Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология: учебное пособие / Л.А. Регуш, А.В. Орлова. – СПб.:, – 2011. – 416 c. 21. Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий. – М.: «Олма-Пресс», 2003. – 431 c. 22. Курочкина, И.А. Образ педагога и стереотипы педагогического восприятия / И.А. Курочкина // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции.– 2008. – С. 47–50. 23. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова. – М.: Флинта, 2011. – 320 c. 24. Ситников, В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. Учебное пособие / В.Л. Ситников. – М.: Химиздат, 2001. – 288 c. 25. Кононова, О.Б. Образ человека и смысложизненные ориентации старшеклассников, включенных в коллективную творческую деятельность / О.Б. Кононова. – М.: Наука, 2014. – С. 166–178. 26. Дёминский, В.А. Образ учащегося в сознании педагога: гендерный аспект / В.А. Дёминский // Психологическая наука и образование.– 2008. – №1.– С. 37–44. 27. Стреленко, А.А. Социально-перцептивные образы подростков и взрослых, переживших сексуальное насилие / А.А. Стреленко. – СПб., 2004. – 194 c. 28. Слотина, Т.В. Психология личности. Учебное пособие / Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2017. – 448 с. 29. Ткачева, М.С. Особенности социально-психологических стереотипов студентов – будущих педагогов о школьниках / М.С. Ткачева // Акмеология образования. – 2013. – Том.2. – С. 51–55. 30. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. – М.: Альфа, 2018. – 448 c. 31. Ильин, Е.П. Психология для педагогов: [учебное пособие для вузов] / Е.П. Ильин. – Санкт–Петербург: Питер, 2012. – 638 с. 32. Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / И.Л. Набок. – М.: Академия, 2017. – 208 c. 33. Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. – М.: Academia, 2017. – 160 c. 34. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т.Г. Неретина. – М.: "ФЛИНТА", 2014. – 376 c. 35. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 364 c. 36. Исаев, Е.И. Педагогическая психология. Учебник / Е. И. Исаев. – М.: Юрайт, 2015. – 348 c. 37. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c. 38. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. – Москва: Огни, 2014. – 544 c. 39. Корнева, Л.В. Психологические основы педагогической практики / Л.В. Корнева. – М.: Владос, 2014. – 160 c. 40. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – М.: Прайм–Еврознак, 2012. – 576 c. 41. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. – М.: Академия, 2010.– 452 с. 42. Сарычев, С.В. Педагогическая психология / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – М.: Питер, 2011. – 224 c. 43. Исаев, Е.И., Слободчиков, В.И. Психология образования человека. Cтановление субъектности в образовательных процессах. Учебное пособие / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. – М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2014. – 432 c. 44. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2013. – 296 c. 45. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. – М.: Проспект, 2016. – 248 c. 46. Околелов, О.П. Педагогика: учебное пособие / О.П. Околелов. – РнД: Феникс, 2016. – 222 c. 47. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М.: Ось-89, 2013. – 480 c. 48. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А.Н. Ходусов. – М.: Инфра– М, 2017. – 56 c. 49. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. – М.: Университетская книга, 2015. – 915 c. 50. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика на примере дисциплины.: Уч.– метод. пос. / Д.В. Лоренц. – М.: Инфра – М, 2018. – 252 c. 51. Истратова, О.Н. Психолог в начальной школе. Справочные материалы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – М.: Феникс, 2015. – 416 c. 52. Капранова, В.А. История педагогики в лицах: учебное пособие / В.А. Капранова. – Минск: Новое знание; Москва: ИНФРА – М., 2013. – 175 с. 53. Соколков, Е.А. Профессиональное становление личности специалиста–гуманитария / Е.А. Соколков. – М.: Университетская книга, 2011. – 785 c. 54. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т.Г. Неретина. – М.: "ФЛИНТА", 2014. – 376 c. 55. Спеваков, В.Н. Основы психологии лекции. Учебное пособие / В.Н. Спеваков. – М.: Логос, 2014. – 100 c. 56. Назарова, Н.М. Сравнительная специальная педагогика / Н.М. Назарова. – М.: Academia, 2018. – 31 c. 57. Митин, А.Н. Основы педагогической психологии высшей школы. Учебное пособие / А.Н. Митин. – М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. – 190 c. 58. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c. 59. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика / Н.С. Пряжников. – М.: Academia, 2011. – 320 c. 60. Штроо, В. А. Методы активного социально–психологического обучения. Учебник и практикум / В.А. Штроо. – М.: Юрайт, 2015. – 278 c. 61. Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2017. – 112 c. 62. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы / Б.Р. Мандель. – М.: Феникс, 2015. – 384 c. 63. Хон, Р.Л. Педагогическая психология / Р.Л. Хон. – М.: Академический Проект, Культура, 2016. – 736 c. 64. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник / А.В. Мудрик. – М.: Academia, 2019. – 95 c. 65. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук. – М.: Владос, 2015. – 532 c. 66. Лукина, А.К. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.К. Лукина. – М.: Инфра– М, 2019. – 240 c. 67. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – М.: Флинта, 2011. – 320 c. 68. Колесникова, Г.И. Методология психолого–педагогических исследований / Г.И. Колесникова. – М.: Феникс, 2015. – 320 c. 69. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. Учебное пособие / С.Д. Смирнов. – М.: Academia, 2014. – 400 c. 70. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Практикум: Учебное пособие / Н.А. Морева. – М.: Академия, 2018. – 256 c. 71. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. – М.: Дашков и К., 2016. – 280 c. 72. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. – М.: Проспект, 2019. – 400 c. 73. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 440 c. 74. Symanyuk A.A Psychological foundation of teacher’s professional destructions. A review of doctoral dissertation / A.A Symanyuk. – 2005. – P. 36
Отрывок из работы

Выводы по первой главе Во-первых, социальная перцепция обеспечивает взаимодействие детей, во многом определяет формирование характера, т.к. поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Проанализировав зарубежные источники, можно говорить о том, что социальная перцепция активно развивается у детей в старшем дошкольном возрасте и является важнейшей составляющей коммуникативной готовности к школьному обучению. В свою очередь социальная перцепция включает целостную картину психического мира человека. Во-вторых, анализируя образ ученика в зарубежной психологии, можно выделить следующее: в зарубежной литературе способность учителей точно оценить успеваемость учащихся рассматривается как важный аспект учительской профессиональной компетентности, так как учительские суждения часто являются основным источником информации об успеваемости. Зарубежные исследователи образа учеников в сознании учителей (Кристин Руби-Дэйвис, Г. Острома, Дж. Приора, Дж. Лингла, Н. Геве, Мартинес, Е. Аронсон и Б. Голден) отмечают, что отрицательные предвзятые ожидания будут влиять на данные образы и, вероятно, будут проблематичными по причинам, выходящим за рамки простого предубеждения. Зарубежные исследования показывают, что воспринимающие (учителя начальной школы) не производят пересмотра сложившегося у них мнения о личности по мере фиксирования фактов, относящихся к новым проявлениям. Наоборот, ранее сформированные суждения о личности воспроизводятся ими, даже если эти суждения оказываются нерелевантными той объективной ситуации, в которой они воспринимают личность. Зарубежная литература сосредоточена на выравнивании образа учеников в сознании учителей, в основном исследуя отношения между суждениями учителей и измерением успеваемости учащихся. Обзоры этого объема исследований показали, что существует тесная связь между суждениями и стандартизированными оценками. В-третьих, в российских теориях, представителями которых являются А.К. Маркова, Е.Г. Юдина, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, Т. К. Комарова, В.Н. Козиева, Н.М. Божко, А.А. Бодалев, Л.И. Резник, Л.М. Митиной, Н.А. Аминов, В.Л. Ситников, образы являются основой психического отражения человеком окружающего мира, людей и самого себя. В структуру образов входят реально существующие, приписываемые (не существующие в реальности), типичные, индивидуальные, постоянно и ситуативно имеющиеся в сознании компоненты. В сознании педагогов сосуществуют различные типы, виды собирательных, «абстрактных» и конкретных образов ребенка. Эти образы, отражая специфику социальной перцепции, находятся в динамическом взаимодействии. Российские подходы в основном ориентированы на стереотипы восприятия. Если эталонные стереотипы (по принципу цели, к которой надо стремиться) играют как положительную, так и отрицательную роль в деятельности учителя, то стереотип восприятия учащихся является «существенным барьером на пути раскрытия творческого потенциала, как учителя, так и ученика и ведет к резкому падению интереса к учению». Мы придерживаемся «синтезированного подхода» В. Л. Ситников, так как в нем заложен самый достоверный анализ образа ученика. Данный подход основывается на связи образа ребенка с Я-концепцией педагога и трансформируется при изменении Я-концепции. Чем больше объем профессиональных знаний, тем разностороннее и полнее образ ребенка. В-четвертых, в результате анализа белорусских подходов были сделаны следующие выводы: содержание образа ученика в белорусской психологии определяется требованиями и задачами деятельности, в связи с которой образ востребован и особенностями внутреннего мира педагога, выражающимися в субъективных установках, особенностями прошлого опыта, образования. Так, белорусские исследователи (С.В. Кондратьева, О.Б. Кононова, В.А. Дёминский, А.А. Стреленко) выделяют социально-перцептивные образы, как отражение в сознании человека образов других людей. Так же белорусские подходы ориентированы на направленность педагога, которая формирует у учителя в содержании образа ученика качества, наиболее важные в обучении (знания, умения, способности). Молодые учителя, у которых еще не выработан стереотип восприятия ученика, адекватнее и глубже понимают детей. В-пятых, проанализировав стереотипы педагогического восприятия, можно выделить следующее: стереотип – это закрепленная картинка или идея, эмоционально окрашенные предубеждением или предвзятостью, то есть устойчивой оценкой. Формирование стереотипов является одним из преимуществ человеческого разума, но в то же время они вносят большие искажения в отражение профессиональной реальности и способствуют формированию психологических барьеров. Стереотипные действия являются показателем профессиональных деформаций. Сначала стереотипы ускоряются и улучшаются эффективность работы; однако, когда они начинают доминировать, восприятие ситуации упрощается, и доверие в правильности использованных методов является необоснованным. Размышляя над данной проблемой, исследователи (И.А. Бучилова, Ю. Тюнников, В. Липпман, Дж. Холт и Н.Ю. Посталюк) пришли к выводу, что принятие образовательных стереотипов является одним из признаков профессиональной деформации учителя. Выделяют следующие образовательные стереотипы: центрирование на учебе как стереотип восприятия учеников; стереотип восприятия личных качеств учеников, стереотип восприятия «хороший» ученик и «плохой ученик», стереотип восприятия поведения девочек и мальчиков, стереотип восприятия поведения учащихся; стереотип восприятия образовательных успехов и неудач; стереотип восприятия педагогической профессии; стереотип восприятия школы; стереотип восприятия родителей и т. д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg