Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Исследование сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

cool_lady 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2021
Цель исследования – определить уровень сформированности и специфические особенности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Объект исследования – нравственные представления детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Предмет исследования – уровень сформированности и особенности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью; 2. Подобрать методический инструментарий для изучения уровня сформированности и особенностей нравственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью; 3. Провести экспериментальное исследование уровня сформированности и особенностей нравственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью; 4. Определить уровень и выявить специфические особенностей нравственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Гипотеза исследования – нравственные представления детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью имеют поверхностный, неосознанный и неадекватный характер, в большей степени зависят от случайных обстоятельств и настроения, чем от сложившейся нравственной детерминанты, определяющей действия и поступки личности, что обуславливается их общим психическим недоразвитием. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по изучению проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями развития таких психологов и педагогов как А. С. Белкин, И. М. Бгажнокова, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. Г. Петрова, В. Е. Семенова, Н. А. Сорокин и других. Методики исследования: 1. Методика «Закончи предложение», целью которой является выявление отношения к нравственным нормам. 2. Методика «Понимание нравственных категорий» И. Г. Сенина, цель которой является установление у обучающихся младшего школьного возраста уровня сформированности таких нравственных понятий, как доброта, уважение, вежливость, скромность, честность, дружба. 3. Методика «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой, целью которой выступает изучение эмоционального отношения к нравственным нормам. 4. Методика «Разложи карточки» И. Г. Сенина, целью которой является определение уровня умения у детей подбирать антонимические пары к словам, обозначающим нравственные качества личности. Методы исследования: 1. изучение и анализ литературных источников по данной теме; 2. наблюдение; 3. беседа; 4. эксперимент. Организация научного исследования включало в себя следующие взаимосвязанные этапы: 1. Подготовительный (определение темы, проблемы исследования, его объекта, предмета, цели и задач). 2.Планирования исследовательских действий (определение экспериментальной базы, отбор методов сбора первичной информации, обоснование логической структуры их использования, принятие решения о предполагаемой методике обработки информации). 3. Сбор эмпирических данных (использование диагностических методик, протоколирование и обработку данных). 4. Анализ эмпирических данных (количественная и качественная обработка и интерпретация полученных результатов). 5. Формулировки выводов и заключений (выработка и формулировка обоснованного заключения о состоянии исследуемого объекта, разработка рекомендаций).
Введение

Актуальность нашего исследования связана с тем, что проблемы, связанные с воспитанием детей с интеллектуальной, постоянно находятся в центре внимания педагогов. Процесс обучения включает воспитание, что и закреплено в настоящее время в новых образовательных стандартах. Воспитание умственно отсталых школьников тесно связано с их социализацией, поэтому проблема нравственного воспитания актуальна и для педагогов, и для родителей, и для всего общества в целом, и это касается детей с любыми нарушениями развития, а также нормативным развитием. Как добиться того, чтобы самостоятельное поведение выпускников коррекционных школ в разнообразных жизненных ситуациях было адекватным, соответствовало принятым в обществе социальным нормам – на этот вопрос у каждого, наверное, свой ответ. Но решение данной задачи не может быть окончательным в силу своей многоплановости, а также разнообразных трудностей, с которыми связано формирование норм.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 6 1.1 Содержание нравственного воспитания в контексте психолого-педагогической науки 6 1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 14 1.3. Специфические особенности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. 20 Выводы по 1 главе 25 Глава 2. Экспериментальное исследование уровня сформированности и специфических особенностей нравственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 26 2.1 Организация, характеристика этапов исследования и обоснования выбора методик. 26 2.2. Анализ и интерпретация полученных в ходе диагностики данных. 29 Выводы по 2 главе 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47 Приложение 52
Список литературы

1. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей, 2016. - №10. – С. 10-34. 2. Архангельский, Л. М. Нравственные нормы, их структура и особенности формирования / Л.М. Архангельский. Пермь: Просвещение, 2010. – 274 с. 3. Бакалдина, Д.А. Формирование духовности и нравственности у учащихся с нарушением интеллекта (на материале учебника русского языка для 8-го класса коррекционной школы) / Д.А. Балдина, Н.В. Павлова // Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями: Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н.В. Павловой, Ю.В. Селивановой. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2015. –С. 15-19. 4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / под ред. Л. И Божович, Д. И. Фельдштейна. – Воронеж : Ин-т практической психологии, 1995. – 260 с., с. 284. 5. Бондырева, С. К. Нравственность / С.К. Бондырева. М.: Проспект, 2012. – 316с 6. Былинкина, О.В. Теория воспитания в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / О.В. Былинкина. – Саратов: 2007. –78 с. 7. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – М.: Владос, 2001. – 159 с. 8. Воронкова, В.В.: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.В. Воронкова. – М.: Владос, 2007. –130 с. 9. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений, том 6- М.: Педагогика, 1984. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. 10. Высотская, Н. А. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] / Н. А. Выготская. – М.: Питер, 2006. – 229 с. 11. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Междунар. акад. пед. образования ; под ред. В.А. Сластенина. -2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2002. – 272 с. 12. Губанова Е.А. Комплексное развитие детей с нарушением интеллекта на основе взаимодействия арт-терапевтических методов // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования: Сборник статей молодых исследователей. – М.: Издательство «Перо», 2015. – С. 134-139. 13. Гусева, Г.М. Книга для чтения: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с. 14. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Электронный ресурс]. – URL: http://gigabaza.ru/doc/165833-p3.html 15. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами // Дошкольное воспитание. – 1980. – №10. – С. 32-35. 16. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений. – URL: http://texts.news/psihologiyaspetsialnaya/psihologopedagogicheskayadiagnostika.html 17. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с. 18. Казашвили, А.К. Воспитание нравственных качеств у учащихся с нарушением интеллекта на материале книг для чтения // Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями: Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н.В. Павловой, Ю.В. Селивановой. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2015. – С. 50 – 53. 19. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. 20. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. –3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 147 с. 21. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В. И. Лубовский. – Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1989. – 104 с. 22. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. / редкол. М. И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]; Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1983-1986 Т. 4: [Педагогические произведения 1936—1939 гг.] / cост.: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. — 1984. — 396, [1] с., [4] л. ил. : портр. — Указ.: с. 398. 23. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А. Р. Маллер. – М.: Аркти, 2010. –124 с. 24. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с. 25. МКБ-10 [Электронный ресурс]. – URL : http://mkb-10.com/ 26. Носкова, А. П. Воспитание аномальных детей [Текст] / под ред. А. П. Носковой. – М. : Прогресс, 1993. – 303 с. 27. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с. 28. Олигофренопедагогика в вопросах и ответах: учебное пособие / сост. О.В. Былинкина, Ю.В. Селиванова, В.О. Скворцова, Л.В. Шипова. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2015. – 101 с. 29. Олигофренопедагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009. ? 169 с. 30. Основы олигофренопедагогики. [Текст] / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: Академия, 2006. – 224 с. 31. Павлова, Н.В. Воспитание нравственных качеств у умственно отсталых школьников на уроках развития речи / Н.В. Павлова, Ю.А. Афанасьева // Коррекционная педагогика. – М.: Изд-во «Образование». № 2-3 (44-45), 2011. – С. 134 –137. 32. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. –2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 160 с. 33. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 172-173. 34. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с. 35. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2016/08/Primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-obrazovaniya-obuchayushhihsya-s-umstvennoj-otstalostyu-intellektualnymi-narusheniyami.pdf 36. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. - метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с. 37. Россова Ю.И. Изучение нравственного развития обучающихся в условиях современного образования //International Journalof Professional Science. – 2016, №1. С.57 – 64 38. Рубинштейн, C. Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Дефектология».– 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1986. – 192 с. 39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с. 40. Современное общество и нравственность / Л. Д. Кудрявцев. - М. : Наука, 2000. 41. Соловьев, И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / И. М. Соловьев. – М.: АПН РСФСР, – 1953. – 320 с. 42. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/69 документы/5133/файл/4069/Prikaz_No_1599_ot_19.12.2 014.pdf 43. Фридман, Г. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов [Текст] / Г. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М.: Академия, 1988. – 341 с. 44. Чепиков В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: учебно-метод. пособие. Гродно: ГрГУ, 2011. – 189 с. 45. Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст] / В. Ф. Шалимов. – М. : Академия, 2002. – 112 с., с. 36 46. Шипицына, Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка / Л.М. Шипицына. - Москва: Высшая школа, 2010. - 280 c. 47. Этическое обучение как исследование: путь к благоразумию [Текст] / под ред. Н. И. Белозубова – М. : МГУ-ИФ РАН, 2013. – 205 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью 1.1 Содержание нравственного воспитания в контексте психолого-педагогической науки Приобщение к нравственной культуре осуществляется через воспитание. Энтузиазм воспитания традиционно основывается на признании его неизмеримой морально преобразующей силе. В практике нравственного воспитания умственно-отсталого ребенка необходимо учитывать его психологические и возрастные особенности. В этом направлении большую идейно-нравственную работу проделала педагогическая мысль. Определяющим в ней было понимание того, что нравственное воспитание закладывается в детстве - в ту великую, по словам Н. В. Шелгунова, пору жизни, «когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» [19]. О значении нравственного воспитания очень точно сказал Белинский: «Есть много родов образования и воспитания, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стать воспитание нравственности» [40]. Значительное место в развитии концепции нравственного воспитания в педагогической мысли за рубежом принадлежит таким выдающимся педагогам и общественным деятелям как Каменский, Джон Локк, Клод Гельвеций, Песталоцци, Гербарт, Роберт Оуэн и др. Особый вклад в развитие идей нравственного воспитания внесли Енгалычев, Ободовский, Белинский, Пирогов, Добролюбов, Писарев, Ушинский, Толстой, Блонский и др. Особую ценность в области нравственного воспитания имеют опыт, исследования и методические советы таких ученых-педагогов как Макаренко, Сухомлинского, Макаренко, Амонашвили, Лысенкова, Богдановой и др. Замечательный педагог Макаренко главными факторами в нравственном воспитании и становлении личности считал: коллективный труд, коллектив, семейное воспитание и самоуправление. Практика коллективного труда, равно как и само «учение о коллективе» сегодня играют огромную роль в социализации детей [22]. Изучая и анализируя теоретическое наследие выдающихся педагогов, ученых, общественных деятелей, можно сделать вывод, что их практический и теоретический вклад в разработку концепции нравственного воспитания не утратил своей актуальности и сегодня. Многие теории стали ведущими при разработке современных систем нравственного воспитания не только отечественных, но и в зарубежных программах этического воспитания. Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из важнейших задач педагогики. Трудно найти такую область деятельности, от которой так много бы зависело, как от нравственного воспитания - ведь это процесс передачи жизненного опыта, идейных ценностей старших поколений младшим, в ходе которого происходит формирование их готовности к труду, жизни, выполнению функций гражданина и патриота, это процесс раскрытия в каждой формирующейся личности ее подлинно человеческих качеств и творческих способностей и обращение их на пользу обществу, коллективу, окружающим людям. Ребенок существо общественное, социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода взаимодействия. Будучи частью социума, ребенок приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Результаты нравственного воспитания находятся в прямой зависимости от воздействия на личность различных источников приобретения нравственных знаний. Это прежде всего окружающая ребенка естественная, социальная и этническая среда в которой он живет, общение с семьей, коллективом, со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности, осуществляемая различными образовательными учреждениями. Эти факторы и определенные группы играют ключевую роль в нравственном воспитании и социализации ребенка. Процесс нравственного воспитания и социализации - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Но наиболее интенсивно он протекает в детстве, в младшем школьном возрасте, когда закладываются все базовые ценностные нравственные ориентиры, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социально-нравственного поведения. Моральный облик ребенка формируется в процессе разнообразной деятельности в учении, труде, игре, в общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Итак, нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание находится в тесной взаимосвязи с общепедагогическим процессом, его задачи реализуются на специальных занятиях, на школьных предметах, во внеклассной работе. Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носителя социально-ценностных отношений, как субъекта отношений и деятельности, как индивидуальность с неповторимыми чертами и качествами, свободно и достойно проявляющая свое личное Я. Основная цель нравственного воспитания - формирование нравственно устойчивой, цельной личности, для которой нормы морали выступают как ее собственные убеждения и привычные формы поведения. Содержание нравственного воспитания включает развернутую систему конкретизированных задач и видов деятельности с учетом возрастных особенностей и возможностей школьников, уровня их нравственной воспитанности и психофизического развития, влияния социальной среды, ведущего общественного мнения и отношений. В связи с этим, положение Выготского о том, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития, является исходным в определении объема содержания нравственного воспитания [9]. Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности. Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. Актуальной проблемой остается отношением к детям как к ценности. Еще одна общечеловеческая ценность - свобода. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства и достоинство окружающих. Не утратили своего значения, и, наоборот, стали еще важнее такие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, положительного отношения к труду. Основные задачи нравственного воспитания: 1.формирование нравственного сознания 2.воспитание и развитие нравственных чувств 3.выработка умений и привычек нравственного поведения 4.формирование нравственного сознания включает - формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждений, оценок, а затем и нравственных убеждений. Понимание сущности, норм и принципов морали приводят воспитанников к нравственным суждениям, при помощи которых они оценивают поступки как свои, так и других людей. На основе нравственных понятий, оценок, суждений и опыта поведения формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, и определяют поступки человека [33]. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, пережиты, прочувствованы и глубоко осмыслены, об этом, т.е. о связи теории нравственного воспитания с практикой говорит Рубинштейн: «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притязательные, которые он считает своими, в решении которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении - это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей жизни» [38]. Моральные или нравственные чувства - это переживание человеком своего отношения к действительности, к своему собственному поведению. Проблему формирования нравственных чувств изучены Виноградова, Гаврилова, Запорожец, Нечаева, Лебединский и др. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав морально разумного и морально чувственного. Моральные знания и чувства являются основой приветственных убеждений. Очень важной задачей является воспитание гражданских, интернациональных, патриотических чувств, чувство коллективизма, долга, чести, ответственности и т.д. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Они могут быть простыми, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные, когда у школьников создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение. Действия и поступки человека регулируются волей. В процессе деятельности формируются волевые свойства личности. Волевые действия предполагают наличие цели, а также препятствий, трудностей, своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их преодоления. Нравственное воспитание - это активный процесс, предполагающий не только формирование положительных, но и преодоление отрицательных качеств, т.е. процесс перевоспитания. Большое значение в нравственном воспитании имеют усилия самого воспитанника, его самовоспитание [33]. Методами нравственного воспитания являются общие методы воспитания, направленные на решение нравственных задач: убеждение, этические беседы, различные наглядные средства, создание специальных ситуаций нравственного поведения, со значительной борьбой мотивов (ситуация выбора) и т.д. В системе нравственного воспитания сложились ряд подходов к организации и механизмом осуществления воспитательной работы: Вербально-мероприятийный, требующий в основном разработки некоторой суммы просветительных бесед, раскрывающих содержание моральных норм Деятельно-мероприятийный, заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке поведенческих умений и навыков. Подход целостности, органического единства нравственного воспитания и жизни. То есть нравственность формируется на словесных, деятельностных мероприятиях и в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой [1]. Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуацию конфликтного столкновения нравственных позиций, чтобы дать пережить и почувствовать на себе последствия нарушения этических норм. Тогда истина – поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, – приобретает понятийный и конкретный смысл Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями – одно из золотых правил воспитания нравственные качеств. Нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой: нужна повторность разумных действий; число повторений разумных действий очень индивидуально; вытеснять дурную привычку воспитанием положительной и действовать против причин ее породивших; добиваться понимания ребенком насколько вредна дурная привычка и полезна хорошая. Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных качествах: гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, умения общаться, деликатности и т.д. Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, подавлять свои энергетические порывы, выполнять требования коллектива, отвечать за свои слова и т.п. Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки. На конкретных примерах показывать, что будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за безобидных на первый взгляд привычек. Важной особенностью нравственного воспитания заключается в его включении в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового и других видов воспитания. Спецификой и особенностью умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового и других видов воспитания. Спецификой и особенностью процесса нравственного воспитания проявляются в необходимости постоянной диагностики моральной воспитанности ребенка. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действительности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности [15]. 1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с интеллектуальной недостаточностью Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т. е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него [25. Олигофрения – группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей [43]. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основывается на ряде факторов, а именно: на степени умственной отсталости и проявлении клинической картины. Исходя из этого, целесообразно рассмотреть причины возникновения и развитие умственной отсталости более подробно. Динамика врожденной умственной отсталости связана с возрастным развитием с декомпенсацией или компенсацией состояния, патологическими реакциями под влиянием возрастных кризов и факторов, которые имеют психологическую природу. Существует ряд причин возникновения умственной отсталости: экзогенного характера и эндогенного. Часто встречающимися причинами возникновения олигофрении можно считать травмы во время родов или беременности, потребления алкоголя или наркотических веществ, тяжелые болезни, перенесенные матерью во время вынашивания, одной з главных причин умственной отсталости ученные считаю проблему экологии. Проявления умственной отсталости зависят от степени ее выраженности. Проблема умственной отсталости и ее классификация привлекала разных исследователей, например, таких, как М. Г. Блюмина, Д. Е. Мелехов М. С. Певзнер, М. М. Райская, Г. Е. Сухарева, О. Е. Фрейеров, В. Ф. Шалимов, И. Л. Юркова, В. М. Явкин и ряд других. В отечественной дефектологии существует несколько вариантов классификации олигофрении. Это связано с разнообразием этиологии, полиморфизмом клинических форм, различными подходами к ее изучению [16]. Основными методиками выявления умственной отсталости, является тестирование, которое определяет состояние пациента. Данный вариант очень часто используется в зарубежной дефектологии. Данное тестирование часто дополняется тестированием адаптации в окружающей среде. В отечественной дефектологии наибольшую актуальность имеют метод наблюдения, беседы и проективные методики, с помощью которых личность рассматривается. Рассмотрим наиболее распространенные характеристики степеней интеллектуальной недостаточности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg