Глава 1. Политические права и свободы человека и гражданина в РФ на современном этапе
1.1. Становление и развитие института политических прав и свобод в России
Развитие современных демократических государств невозможно без предоставления широкого круга политических прав и свобод гражданам. Система публично-политических прав в России складывалась постепенно. Перечень политических прав и свобод постоянно увеличивался от одной российской конституции к другой. Эволюцию системы публично-политических прав граждан России можно условно разделить на два этапа: советский и современный.
Советский этап положил начало формированию политических прав. Уже первая Конституция РСФСР 1918 года закрепляла за гражданами некоторые политические права. В их число входили право свободно устраивать собрания, митинги, шествия, а также предоставлялось избирательное право. Но в условиях становления нового политического строя эти права были сильно ограниченны. Так избирательная система отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. Избирательным правом могли пользоваться только трудящиеся. Конституция РСФСР 1925г. в сфере предоставления гражданам политических прав и свобод практически ничем не отличалась от Конституции 1918г. Однако она все же дополнила перечень политических прав свободой организаций и объединения. Но права по-прежнему предоставлялись не всем. В целом продолжался процесс «отсеивания» чуждых элементов из системы управления государством .
Конституция РСФСР 1937г. была намного демократичней предыдущих, в ней признавалось равноправие всех граждан, во всех сферах жизни, в том числе и в общественно-политической. Кроме того, гражданам предоставлялись свобода слова, печати, также сохранялись свобода собраний и митингов, шествий и демонстраций. Гражданам РСФСР обеспечивалось право объединения в общественные организации. Главная новелла данной Конституции в сфере предоставления политических прав и свобод - предоставление всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Но, несмотря на предоставление столь демократического права, в условиях тоталитарного режима и однопартийной системы происходил жесткий отбор кандидатов со стороны партийных органов, а выборы были безальтернативными.
Наиболее полный объем прав за период существования советской власти предоставляла Конституция 1978г. В ней провозглашалось, что граждане РСФСР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод. Однако нельзя назвать перечень политических прав и свобод исчерпывающим. В новой Конституции к уже существующим правам и свободам добавились новые. Теперь каждый гражданин мог беспрепятственно выражать свои мнения и убеждения. Также граждане могли принимать участие в обсуждении и принятии законов, во всенародных обсуждениях и голосованиях. Данная Конституция закрепила право граждан вносить предложения и жалобы в государственные органы. Однако реальный характер эти права стали приобретать лишь со второй половины 80-х годов .
В целом можно заключить, что в советский период публично-политические права и свободы в реальной жизни лишь провозглашались, а фактически оставались в тени. В большинстве случаев политические права и свободы практически не реализовывались, кроме того, часто нарушались государственными органами. Свобода слова и убеждений была практически нереализуема в рамках существования жесткой цензуры. Свобода собраний и объединений тотально контролировалась со стороны государства. А избирательные права носили явно недемократичный характер: сначала они являлись не всеобщими и открытыми, а затем безальтернативными.
Современный этап развития системы публично-политических прав граждан начался с принятия 12 декабря 1993г. всенародным голосованием Конституции РФ4 и продолжается по сей день. Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Это и обусловило предоставление гражданам широкого круга политических прав и свобод.
К политическим правам и свободам по Конституции РФ относятся: свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; право на проведение публичных мероприятий, право на участие в управлении государственными делами; право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Данные права и в большей степени политическая обстановка в стране позволяют гражданам все активнее участвовать в публичном управлении, путем реализации своих конституционных прав и свобод.
Все политические права гарантированы государством. В дальнейшем политические права и свободы граждан, их гарантии конкретизируются в иных нормативных правовых актах РФ. Но, все же, стоит отметить, что зачастую многие политические права ограниченны. Сохраняются ограничения и появляются новые формы и процедуры нарушений политических прав граждан. Система публично-политических прав граждан России еще далека от совершенства и продолжает эволюционировать в наше время. Начало развития политических прав в России происходило в условиях становления новой политической системы, в рамках формирования социалистического государства. На современном этапе возникла необходимость реформирования системы политических прав граждан и приведения ее в соответствие с демократическими принципами. И этот процесс весьма противоречив: с одной стороны возрастает роль политических прав в жизни граждан России, а с другой - граждане не всегда могут в полной мере осуществлять свои политические права .
1.2. Сущность политических прав и свобод человека и гражданина
Многоплановость прав и свобод человека выступает основанием для их разделения по видовому содержанию. Традиционно критерием такого разделения являются основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, экологическая и духовная. Следует отметить, что какой из критериев классификации прав человека и гражданина ни был бы избран, он является взаимосвязанным и взаимообусловленным с другими возможными критериями и позволяет сделать акцент на изучении отдельного их аспекта, остановиться на анализе одной из сторон целостного содержания прав человека и гражданина.
Политические права человека в полной мере не могут осуществляться без надлежащего обеспечения гражданских, экономических и социальных прав, поскольку в таком случае они не сопровождаются соответствующими материальными, экономическими и социальными благами. С другой стороны, политические права граждан являются условием функционирования всех других видов прав, так как они являются органической основой системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться. Поэтому во взаимопроникновении отдельных прав и свобод человека заложен важный функциональный механизм их осуществимости .
Политические права позволяют гражданам влиять на деятельность субъектов политической системы, принимать участие в политической жизни. Современные определения политических прав человека сводятся, в основном, к возможностям активного участия граждан в управлении государственной и общественной жизнью.
Поэтому представляется возможным разделить их на две соответствующие группы:
1. правомочия по участию в формировании и функционировании публично-властного механизма;
2. правомочия по участию в жизни общества (право на ассоциации, свобода слова, свобода демонстраций) .
Таким образом, политические права охватывают сферу публичных интересов гражданина и тесно связаны с понятием политической свободы. Политические права и свободы, определяемые как важнейшая категория субъективных прав и свобод гражданина, также рассматриваются «как обеспеченная человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти» . Это означает, что политические права могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Политические права и свободы формируют условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. Незыблемость устоев конституционного строя, его демократизм, уровень политической культуры у граждан во многом зависит от того, в каком состоянии находятся политические права и свободы. При этом политические права и свободы функционируют на фоне личных прав и свобод, взаимодействуя с ними с опорой на уважение к человеку .
Среди основных признаков политических прав необходимо выделить следующие: политические права являются всеобщими, поскольку возможность их осуществления должна быть у каждого представителя человечества; они являются субъективными правами, так как наряду с другими, гарантированы государством и закреплены в правовых нормах; они являются естественными правами в связи с тем, что принадлежат человеку от рождения, неотъемлемы и независимы ни от чьей либо воли; имеют тесную связь с гражданством государства, так как обычно признаются за гражданами конкретного государства; они определяются возможностью участия как индивидуально, так и коллективно в общественно-политической жизни государства, его управлении и свободой развития личности; могут иметь коллективный характер реализации; не относятся к числу абсолютных прав; они обеспечивают блага политической свободы .
Итак, политические права – это неотъемлемые, естественные права, определяющие правовой статус человека как гражданина, члена политического общения и участника политических процессов, происходящих в государстве. Политические права человека можно определить как гарантированную нормами международного и внутригосударственного права возможность личности индивидуально и коллективно участвовать в осуществлении государственной власти, в политических процессах, в деятельности государства и всей политической системы общества.
1.3. Виды политических прав и свобод человека и гражданина
Рассмотрим основные виды политических прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ.
1. Право на свободу мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ). Право на свободу мысли и слова - одно из основополагающих личных прав человека, означающее свободу личности от какого-либо идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей, а также гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам любыми способами . При этом важно понимать, что свободное и самостоятельное выражение людьми своих мнений налагает на них особые обязанности и большую ответственность. Особые ограничения в использовании свободы слова определяются законодательством и являются необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения . Реализация права на свободу мысли и слова затрагивает следующую конституционную норму: о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (статья 13).
2. Право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29). Свобода информации обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации, а также защищает общественное и индивидуальное сознание от вредного воздействия пропаганды и других форм манипулирования. Реализация права на информацию имеет особое значение как для граждан, так и для общества и государства в целом. Осуществление субъективного права на информацию предусматривает определение обязанности государственных органов и должностных лиц по представлению неконфиденциальных сведений .
С помощью слова, открыто сказанного и распространенного как в устной, так и в письменной форме, т.е. доведенного до сведения других субъектов, внешне выражаются и материализуются мысли, идеи и убеждения по различным вопросам.
В юридической литературе нет единой и однозначной формулировки таких понятий, как «право на информацию», «свобода информации, слова и мнения». В данном направлении выдвигаются различные противоречивые и опровергающие друг друга подходы. Право на информацию, свобода мысли и слова, мнения и информации являются отдельными и независимыми правовыми категориями, которые не отождествляются, и никакая из них не выступает в качестве составного элемента другой. Перечисленные права и свободы, носящие независимый характер, обладают различными направлениями.
В первую очередь, мы считаем неверным подход, предполагающий, что право на информацию охватывается свободой слова. Во-первых, свобода слова гарантирует передачу информации от одного субъекта к другому, независимо от должности одной из сторон, а право на информацию обеспечивает получение информации от должностного субъекта, обладающего информацией, предусматривая его обязанность предоставить эту информацию.
Во-вторых, право на информацию реализуется посредством самостоятельных действий в направлении поиска и получения информации, а свобода слова осуществляется посредством высказывания субъектом собственных мыслей, мнений и убеждений окружающим. Соотношение понятий «право на информацию» и «свобода информации» выглядит как соотношение целого к его части. Резюмируя, приходим к выводу, что право на информацию является составной частью свободы информации. Вместе с тем «свобода информации» - это универсальная категория, объединяющая право на информацию и свободу слова .
3. Право на объединение (ст. 30). Для реализации жизненных целей, прав, зачастую приходится объединять усилия, средства, т.е. создавать различного рода объединения, которые способны решать общественные проблемы без вмешательства государственной власти. Общественные объединения являются основным элементом гражданского общества, выразителем интересов различных слоев населения. Их можно рассматривать как связующее звено между государством и гражданами. И здесь выявляется необходимость закрепления отношений на юридической основе между объединениями и государством в целях недопущения использования объединений в антисоциальных интересах.
Российское законодательство закрепляет, что под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общих интересов для реализации общих целей. Кроме того, каждый гражданин вправе создавать общественные объединения, быть членом любого общественного объединения, участвовать в его деятельности, а также свободно выходить из него. Общественные объединения самостоятельны в выборе целей и способов их достижения .
4. Право на проведение публичных мероприятий (ст. 31). Право граждан на проведение мирных публичных мероприятий, к которым относятся также собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, есть не что иное, как реализация на практике фундаментального конституционного положения о свободе мысли и слова, открытого изъявления требований и интересов, одно из важнейших условий формирования и развития демократического гражданского общества в России.
Основная цель проведения публичных мероприятий - выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Второстепенным целями являются: привлечения общества и государства к насущным проблемам, а также формирование и свободное выражение мнений. Выражая коллективное мнение, общество, таким образом, пытается косвенно участвовать в делах государства. Всеобщая декларация прав человека в ч. 1 ст. 20 констатирует: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». Данное положение конкретизируется в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Признаётся право на мирные собрания.
Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц» .
5. Право на участие в управлении делами государства (ст. 32). Осуществление субъективного права на участие в управлении делами государства есть объективация принципа демократии, зафиксированного в российских конституционных нормах. Во многом именно от создания действенных организационных, политических и правовых условий для осуществления права граждан на участие в управлении государственными делами обусловливается успешность модернизации властных институтов и политико-правовая эмансипация общества, развитие его политико-правовой культуры.
Структурно-содержательными компонентами права на участие в управлении государственными делами являются, во-первых, право избирать и быть избранными в состав государственных органов власти; во-вторых, право изъявлять свою волю на референдуме; право на равный доступ к государственной службе; в-третьих, право участвовать в отправлении правосудия. Реализовать свое участие в управлении делами государства граждане могут как с использованием традиционных – принять участие в выборах, отзыве депутатов и выборных должностных лиц, опросе, референдуме, деятельности общественных организаций и других – так и новых, инновационных форм взаимодействия с государством – краудсорсинга, электронной демократии, электронного правосудия, а в последнее время – и с использованием механизмов общественного контроля .
6. Право граждан РФ на обращения (ст. 33). Важнейшую роль в системе политических прав и свобод человека и гражданина играют обращения, служащие своеобразным средством взаимодействия и коммуникации человека (гражданина) и государственной власти. Процесс становления института права обращения граждан был довольно долгими проходил несколько этапов. Еще в дореволюционный период формировалось само право на обращение, уточнялись субъекты обращений, порядок работы с челобитными во властных структурах, меры ответственности должностных лиц и жалобщиков. В настоящее время обращения граждан выполняют три функции: правозащитную, информационную и партиципаторную .
Итак, политические права и свободы - это комплекс прав, регулирующих жизнь общества в политической сфере. Как правило, такие права считаются естественными, неотчуждаемыми. Система защиты основных политических прав и свобод человека и гражданина включает в себя совокупность гарантий (конституционных, нормативно-правовых, организационно-правовых, социально-правовых, политических, международных и др.), государственно-управленческие механизмы гарантирования, общественное сознание как важный регулятор общественной жизни и социальные практики закрепления гарантий.
?
Глава 2. Механизм реализации и защиты политических прав и свобод
2.1. Механизм реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ
Согласно ст.2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользоваться всеми основными правами и свободами. Особое значение данный вопрос приобретает в отношении реализации политических прав и свобод граждан. Так, к примеру, при отсутствии необходимых условий для реализации права граждан на участие в управлении государственными делами, вполне вероятно отсутствие данных условий для реализации и иных не менее важных конституционных прав и свобод личности.
Безусловно, основная роль в обеспечении политических прав и свобод граждан принадлежит государству и праву. Однако, как показывает практика, не всегда государство в полной мере выполняет свой долг перед гражданами, что ведет к актуализации проблемы соблюдения политических прав и свобод граждан. Способность иметь политические права и гражданские свободы образуют политическую и гражданскую правоспособность и дееспособность гражданина. Никто не может быть ограничен в политических правах и гражданских свободах, иначе как в прямо предусмотренных законом случаях. Необходимо не только провозглашение в Конституции РФ прав личности, но и их материализация, то есть реальное получение того блага, которое составляет содержание данного права, т.е. его реализация. В научной литературе под реализацией политических прав и свобод граждан понимается определенный правовыми нормами процесс, который обеспечивает каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств .
Реализация политических прав и свобод - это правомерная деятельность гражданина, направленная на практическое использование гарантированных правовыми нормами возможностей, в результате чего он получает различные материальные, духовные и иные блага для удовлетворения, прежде всего личных и, в известной мере, общественных интересов и потребностей. Вопрос о структуре механизма реализации политических прав граждан в юридической науке также является дискуссионным. С точки зрения Г.Х. Рафиковой, механизм реализации прав граждан включает две подсистемы:
1. обеспечение реализации прав и действий граждан по пользованию благами, закрепленными правами. То есть, основными элементами следует указать: осуществление, или непосредственная реализация права;
2. обеспечение непосредственной реализации права .
Само понятие «механизм» в юридической науке исследуется с разных сторон. У правоведов нет единого мнения и в толковании категории «механизм реализации прав и свобод граждан». А.С. Мордовец, анализируя структуру социально-юридического механизма, указывает, что «в качестве элементов подсистемы механизма социально-юридического обеспечения прав человека следует назвать: «механизм охраны», «механизм защиты», «механизм восстановления нарушенных субъективных прав», а также «механизм воспитания» .