Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Протекционизм: эволюция подходов

cool_lady 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2021
Целью курсовой работы является исследование понятия протекционизм, а также изучение его развития. Для достижений этой цели необходимо решить следующие задачи: - изучить основные понятия протекционизма - проанализировать развитие протекционизма - изучить основные виды протекционизма - рассмотреть развитие протекционизма в России Объектом данной работы является протекционизм в целом, в то время как субъект заключается в политике. Предметом исследования являются внутренние экономические отношения, возникающие между правительством и субъектами рынка, государством и другими фирмами в области производства, ценообразования, сбыта. Необходимо отметить, что данная тема уже довольно хорошо изучена как в общей учебной литературе по экономической теории и микроэкономике, так и в экономических статьях. В соответствии с целью моя работа разделена на три главы, заключение и список использованных источников. В первой главе идет рассмотрение основных понятий протекционизма. Во второй более частное рассмотрение видов протекционизма. В третьей главе описано развитие протекционизма в России.
Введение

Предпосылкой возникновения новых концепций в экономической теории является появление таких вопросов обустройства экономики, общественных институтов и государственного регулирования социально-экономических процессов, которые не встречались ранее и требуют новых решений. В череде многих одной из первых экономических теорий исследователи справедливо называют теорию меркантилизма. В основе этой теории заложены принципы активного участия органов власти в регулировании экономических процессов, активного продвижения национальных интересов, в том числе — путем поддержки отечественных производителей и их защиты от зарубежных конкурентов. В общей теории экономики такой подход к организации государственного регулирования получил название «протекционизм». В настоящее время протекционизм становится все более популярным. И тому, следует признать, есть объективные предпосылки. Действительно, в условиях трансформации мировой экономики, меняющихся правил игры на мировом рынке, усиливающейся международной конкуренции повышенного внимания требуют вопросы защиты национальных интересов. Таким образом, с точки зрения государственного регулирования экономики, в настоящее время существует необходимость формирования разветвленной и дифференцированной системы мер органов государственной власти, которые предусматривают формирование и реализацию стратегических интересов, долгосрочной государственной политики в сфере социально-экономического развития. Можно утверждать, что в периоды трансформации мировой экономической системы, возникновения новых факторов развития экономики, идеи меркантилистов и протекционизм приобретают популярность и притягивают к себе внимание. Протекционизм отражает стремление органов власти защитить внутренний рынок страны от дестабилизирующего внешнего вмешательства. Так, появление на мировом рынке более успешных с экономической точки зрения моделей формирования добавленной стоимости, предоставляет отдельным государствам конкурентные преимущества. В странах, не располагающих этими возможностями, возникает стремление защитить свой рынок от конкуренции через систему ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Помимо разнообразия причин возникновения конкурентных преимуществ (военное могущество, передовые технологи и инновации, расширение рынков сбыта и пр.), существуют национальные особенности реализации политики протекционизма. Так, одни и те же решения по защите рынка от нежелательных внешних воздействий могут привести к различным последствиям в разных странах. С учетом вышеизложенного рассмотрим опыт развития теории меркантилизма и государственного протекционизма, накопленный за время развития экономического знания.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПРОТЕКЦИОНИЗМ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 6 1.1. Основоположники протекционизма. 6 1.2. Распространение протекционизма за рубежом. 10 ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРОТЕКЦИОНИЗМА ЗА РУБЕЖОМ 14 2.1. Аграрный протекционизм. 14 2.2. Отраслевой протекционизм. 18 2.3. Скрытый протекционизм. 21 2.4. Коллективный протекционизм. 25 ГЛАВА 3. ПРОТЕКЦИОНИЗМ В РОССИИ. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Список литературы

1. Буздалов И.Н. Аграрный протекционизм: принципы, приоритеты и механизмы осуществления // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2008. № 2. С. 12–14. 2. Дудник А.В. Концептуальные основы экономической политики аграрного протекционизма в современной России // Аграрный вестник Урала. 2011. № 5 (84). С. 76–78. 3. Абакарова Р.Ш. Конкурентоспособность российского сельского хозяйства в условиях ВТО // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 292–294. 4. Михайлушкин П.В., Баранников А.А. Предпосылки и направления аграрного протекционизма и государственного регулирования сельского хозяйства // Актуальные вопросы современной науки. 2012. № 23. С. 127–133. 5. Боднарчук Т. Л. Анализ современных тенденций развития протекционизма в контексте траектории предшествующего развития // Вопросы управления. 2014. № 1 (7). С. 57–62. 6. Дюмулен И. И. Протекционизм и многосторонние переговоры ВТО в годы глобального экономического кризиса (2008–2010 гг.) и в последующий период // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 6 (июнь). С. 3–11. 7. Кембриджская экономическая история Европы Нового и Новейшего времени. Т. 1. 1700– 1870. М. : Изд-во Института Гайдара, 2014. 8. Кузнецов А.В. Эволюция политики протекционизма в Великобритании и США // Международная жизнь. 2016. № 12. С. 69–83. 5. Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1–2030 гг. Очерки по макроэкономической истории. М. : Изд-во Института Гайдара, 2015. 9. Пшиконокова Н. И. История экономических учений: учеб. пособие. Майкоп : АГУ, 2015. 10. Сердюк Е.Ю., Коротков Д. И., Шуклина З. Н. Современное значение протекционизма на уровне государства // Экономика и Социум. 2017. № 1–2 (32). С. 573–580. 11. Середа В. И., Андреюк Н.В. Современные тенденции использования протекционизма в регулировании международной торговли // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер.: Экономика. Управление. Право. 2013. № 3–1. С. 327–333. 12. Страгис Ю. П. Протекционизм: история и теория экономической политики // APRIORI. Cер.: Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 1–7. 13. Фомичев В. И. Международная торговля : учебник. М. : ИНФРА-М, 2017. 14. Цедилин Л. И. Протекционизм в российской экономической политике: институциональный исторический опыт. М. : Институт экономики РАН, 2014. 15. Шорохов М. С. Протекционизм и свободная торговля: уроки истории и современный выбор для России // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2009. № 2–1. С. 103–111.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРОТЕКЦИОНИЗМ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 1.1. Основоположники протекционизма. Начало зарождения протекционизма отмечается в XV в. в отдельных странах Европы, прежде всего в Англии и Нидерландах. Речь идет о периоде господства аграрной экономики. В этот период промышленное производство пока еще не стало движущим фактором развития мировой экономики. Под политикой протекционизма в этот период понимается целенаправленная деятельность органов власти по продвижению своих национальных интересов, опираясь на наиболее перспективные механизмы экономического развития. Так, в XV в. в Великобритании принимаются законы, которые обеспечивают государственное покровительство национальному кораблестроению и мореплаванию. Идет активное развитие торгового флота. Законами 1559 и 1563 гг. каботаж превращается в привилегию английских кораблей. Согласно навигационному акту Кромвеля, дополненному в 1660 и 1665 гг., пошлина на ввозимые иностранные кораблями зарубежные товары увеличилась практически вдвое. Таким образом, была реализована политика протекционизма в Англии, что обусловило ее успехи и лидерство в мировой экономике на несколько столетий. По мнению Э. Мэддисона, в течение трех столетий с 1500 г., в результате протекционистских мер, среднегодовой темп роста ВВП Великобритании находился на уровне 0,80% и превышал аналогичные показатели Нидерландов (0,56%) и Франции (0,37%). Эффективность протекционизма к восемнадцатому веку признавалась всеми ведущими европейскими государствами. В каждой стране применялись свои подходы к продвижению национальных интересов, усиливалась международная конкуренция, создавались условия для возникновения межгосударственных конфликтов, переделов рынка, применения военной силы. Смена приоритетов во внешней торговле произошла вместе с развитием промышленного производства, распространением идей, известных под общим названием «классической экономической теории». Эти трансформации происходят в XIX в. и связаны с распространением идей свободы торговли — «фритредерства». Основоположником новой концепции справедливо считают Адама Смита. Приверженцы протекционизма критиковали теорию свободной торговли, считали, что она отражает протекционистскую политику Великобритании, в которой произошел промышленный переворот и вывел страну на лидирующие позиции в производстве промышленных товаров. По мнению С.Ю. Витте, Великобритания «создала и столь ревностно начала проповедовать теорию свободы обмена, обморочившую одно время всю Европу». Действительно, те страны, с которыми Англия устанавливала «фритредерство», в результате получали дешевые английские товары, но теряли возможности для развития собственного производства, теряя предпосылки для собственного развития. Примером являются последствия метуэнского договора 1703 г. для Португалии и азиентского трактата 1713 г. для Испании. Утверждение принципа laissezfaire (естественной свободы), а именно превосходства государства с развитой промышленностью над другими странами, было выгодно для Англии и являлось ущербным для стран, которые поставили целью развитие собственной экономики. Очевидно, что примеры Испании и Португалии лишний раз напоминали о необходимости защиты национальных интересов, тем самым реконструируя идеи протекционизма. В экономической теории XIX в. одним из наиболее значимых для экономической теории является противостояние протекционизма и фритредерства. После наполеоновских войн произошло упразднение многих таможенных пошлин, была введена свободная торговля, что было необходимо для восстановления экономики Европы. Вместе с тем идеи А. Смита получили не только известность, но и практическое применение в разных европейских странах. Так, в Пруссии к середине девятнадцатого века в городах, особенно на севере, возникли фритредерские союзы, которые, по сути, противостояли политике протекционизма. Несколько десятилетий фритредерство выступало как выражение общественного мнения Германии. Вместе с тем дешевые зарубежные товары не предоставляли должных возможностей для развития собственного производства. В 60-е годы XIX в. с приходом к власти Отто фон Бисмарка было создано единое Германское государство. Политика Бисмарка была построена на принципах протекционизма. В результате немецкая экономика стала ведущей в базовых отраслях экономики, генератором инноваций для мировой экономики. В это время происходит совершенствование теории меркантилизма и идей протекционизма. Следует отметить труды немецкого экономиста Ф. Листа (1789–1846). Основной его работой можно назвать труд «Национальная система политической экономии» (1841). В этой работе были даны критические замечания к теории Смита-Рикардо. По мнению Ф. Листа, в основе классической экономической теории заложены космополитические идеи абсолютной свободы международной торговли, универсального союза всех стран. Идеи сами по себе неплохи, но достижение цели построения общества, в котором они будут полноценным образом реализовываться, представляется возможным только в очень отдаленной перспективе. В условиях же объективной реальности, по мнению Ф. Листа, необходимо сосредоточить внимание на национальных интересах. Для этого все государства должны первоочередное внимание сосредоточить на развитии своих производительных сил, формировать национальную экономическую систему. В основе этой системы заложены принципы защиты национальной промышленности и политика «разумного протекционизма», под которым Ф. Лист понимал систему, в которой существуют защитные барьеры от внешней экспансии, сохраняются стимулы к развитию, предоставлены условия для внутренней конкуренции, а внутренние производители не располагают монопольным положением на рынке. В процессе формирования системы разумного протекционизма государства проходят определенные ступени развития: 1) охота и собирательство; 2) кочевое скотоводство; 3) земледельческий период; 4) агрокультурный и мануфактурный период; 5) период агрокультуры, мануфактуры и торговли. Концепция свободной торговли, по мнению Ф. Листа, отрезает от перспектив развития те государства, которые менее развиты в промышленном плане. Концепция свободной торговли отводит им второстепенную роль государств, постоянно догоняющих и хронически отстающих в экономическом развитии. Такое положение дел не может устраивать большую часть мирового сообщества, и неизбежно будет инициировать проведение активной государственной политики, защиты национальных интересов, индустриализации, путем целенаправленной реализации проектов развития экономики и промышленности. Таким образом, по мнению Ф. Листа, без активного вмешательства государства невозможно достижение перспективных целей развития. Политика протекционизма не является идеальной, и ее реализация на практике требует решения многих частных вопросов. Более того, по его мнению, на отдельных стадиях экономического развития могут принести пользу различные подходы, связанные, в том числе, с применением мер свободной торговли. Однако подлинное развитие национальной экономики, по мнению Ф. Листа, возможно только на основе протекционизма. Основные идеи протекционизма С.Ю. Витте были сформулированы в 1893 г. в виде программы развития промышленности и торговли. Чрезмерная зависимость российской экономики от экспорта сырья, слабые в технологическом отношении обрабатывающие производства требовали, по мнению С. Ю. Витте, защиты зарождающейся промышленности России от открытой конкуренции с продукцией западных стран, имевших более сильные позиции в экономическом, техническом, организационном и общественном отношениях. Так же, как и Ф. Лист, С.Ю. Витте отдавал отчет об ограниченности протекционистской политики, придавал значение таможенным барьерам в качестве временного необходимого шага. По мере укрепления отечественного производства появляются возможности для либерализации торговой и экономической политики. С.Ю. Витте учитывал примеры негативных последствий протекционной политики, примеры присутствия на рынке более дорогой и менее качественной отечественной продукции в сопоставлении с зарубежными аналогами, а также негативного влияния такой ситуации на динамику развития отдельных отраслей народного хозяйства. 1.2. Распространение протекционизма за рубежом. Через протекционистскую стадию, как орудие своего развития, прошли все ныне развитые страны. Несмотря на то, что Англию принято считать бастионом «свободной торговли» и экономического либерализма, факты говорят о том, что на начальных стадиях развития в Англии существовала мощная система протекционизма и протекционизм ослабевал по мере приобретения Англией статуса экономического лидера. В определенный период Англия пробовала оказывать покровительство иностранным судовладельцам и купцам. Но это привело к тому, что в XVII столетии голландцы взяли полный верх на море, а продукты французской промышленности ворвались потоком в Англию, которая стала вывозить почти исключительно одно сырье, причем в основном на иностранных судах. Поворот в лучшую сторону во внешней торговле и в промышленности начинается в Англии с принятия в 1651 г. радикального протекционистского закона Кромвеля, который ограждал английское судостроение и другие отрасли экономики от зарубежной конкуренции. В дальнейшем на протяжении второй половины ХVII и всего ХVIII в., в период соперничества с Нидерландами, Англия была страной с сильно развитой системой протекционизма. Под защитой высоких таможенных пошлин на импорт и административных запретов на ввоз в страну тканей, судов и т.п. была подготовлена, а затем и произведена промышленная революция в Англии, и она превратилась из второстепенной в торгово-политическом смысле державы в экономического и политического лидера. По мере развития и укрепления позиций Англии в мировой торговле многие ограничительные законы и барьеры были отменены. К середине ХIХ века экономика Англии стала самой открытой в мире. Реализация принципа «свободы торговли» фактически стала для Англии в этот период осуществлением «права сильного». Об этом свидетельствует и применявшаяся тогда политика поощрения использования демпинговых цен. Фабричный демпинг служил целям упрочения экономического лидерства Англии путем подавления развития национальной промышленности других стран. Так же протекционизм играл важнейшую роль и в экономической истории США. Широко известно выражение Т. Джефферсона «Государство - ночной сторож» в образной форме отразившее фундаментальные особенности общественного устройства США и традиционные американские ценности, такие как принцип «aissez faire» - минимизации вмешательства государства в экономику - и система свободной торговли. Сторонники Т. Джефферсона утверждали, что самое хорошее то правительство, которое меньше всего управляет. Однако одновременно с «линией Джефферсона» в американской политике и общественной мысли существовала «линия Гамильтона». В отличие от Т. Джефферсона, А. Гамильтон не признавал личный интерес в качестве организующего принципа общества и последовательно выступал за активную роль государства в экономике. Он писал: «Ничем не ограниченный дух предпринимательства ведет к нарушению законов и произволу, а в итоге - к насилию и войне». В своей Великой программе 90-х годов ХVIII в. А. Гамильтон призывал государство «предоставлять средства лишь тем, кто готов использовать их под контролем общества на развитие национального производства», тем самым ставя национальные интересы выше частных. Сторонники А. Гамильтона видели в национальном правительстве эффективный инструмент для превращения аграрной страны в бурно развивающуюся промышленную державу. В то время как на уровне общественной идеологии и широко декларируемых принципов победила «линия Джефферсона», в практике политических реалий, в организации национальной государственности и хозяйственной жизни, как свидетельствует история, победила «линия Гамильтона». США на протяжении почти трех четвертей периода своего существования были протекционистской страной с высокими таможенными барьерами. Единственными периодами относительно низких протекционистских барьеров было время накануне Гражданской войны и после каждой из мировых войн. Даже после того, как США обогнали Англию по уровню производительности труда, в 1890 г. были введены новые тарифы, повышающие цену импортных товаров в среднем на 50%, а в 1897 г. - до 57%. Эти меры поставили барьер на пути многих товаров из Англии и других стран. Британские производители обвинили тогда США в создании «закрытого рынка» и в «нечестной» конкуренции. В разгар Великой депрессии в 1930 г. во имя защиты американских товаропроизводителей был принят закон Смута-Хьюли, поднявший импортные тарифы в среднем на 53%. В целом за период 1820-1940 гг. усредненный уровень ввозных пошлин в США составил величину порядка 40% от таможенной стоимости товаров. Только в конце Второй мировой войны США сменили протекционистскую политику на политику свободной торговли и в 1947 г. начали активную борьбу за сокращение тарифных и нетарифных ограничений в торговле через Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Именно в тот период, когда экономика основных конкурентов оказалась разрушенной в результате войны, Соединенные Штаты стали страной с самыми низкими торговыми барьерами и, желая закрепить свое положение единоличного экономического лидера (в начале 50-х гг. на США приходилось 40% мирового производства), выступали за создание свободного мирового рынка. Во Франции проведение активной протекционистской политики связано с именем Ж.Б. Кольбера, который в 1660-1680-е гг. фактически контролировал всю внутреннюю политику страны. Проводившаяся им экономическая политика, получившая впоследствии название «кольбертизм», являлась разновидностью меркантилизма и заключалась в обеспечении активного торгового баланса путем поощрения промышленности, создания мануфактур, увеличения вывоза промышленных изделий и ввоза сырья, сокращения ввоза готовых изделий иностранного производства. В 1667 г. Кольбер ввел новый таможенный тариф, резко повысивший пошлины на ввоз иностранных товаров. По его инициативе были созданы монопольные компании для внешней торговли. Кольбер санкционировал масштабное государственное финансирование работ по строительству и улучшению дорог, каналов, по многократному увеличению численности судов торгового и военного флота. Все эти меры оказались эффективным средством ускоренного хозяйственного развития и упрочения экономической мощи Франции. Протекционизм был центральным звеном политики Бисмарка в Германии. В XX веке после Второй мировой войны протекционизм продуктивно использовали для целей индустриализации Япония, Южная Корея и многие другие страны. ? ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРОТЕКЦИОНИЗМА ЗА РУБЕЖОМ 2.1. Аграрный протекционизм. В рыночной экономике основная целевая функция политики аграрного протекционизма сводится к поддержанию необходимой доходности сельских товаропроизводителей. Имевшие место в российской практике различные противоречивые или прямо противоположные научные и практические государственные подходы к данной проблеме свидетельствуют о том, что отношение властей к протекционистской политике в этой отрасли, включая вопросы оказания и размеры прямой бюджетной поддержки сельских товаропроизводителей, есть прямое следствие недооценки или игнорирования объективной необходимости применения этого регулятора. Между тем именно государство вынуждено взять на себя функции формирования и целенаправленного осуществления политики аграрного протекционизма, чтобы содействовать динамичному развитию сельского хозяйства и обеспечить продовольственную независимость страны. Способность активно реализовать эти функции – прямое свидетельство профессионального проведения властями подлинно крестьянской аграрной политики. Прямая бюджетная поддержка цен на продукцию АПК (важная с точки зрения поддержания относительной стабильности розничных цен на продовольствие), если ориентироваться на умеренные по размерам и относительным параметрам ценовые субсидии в зарубежных странах, должна обеспечить по меньшей мере половину оптимальной рентабельности сельскохозяйственного производства. Другая часть протекционистской поддержки вполне может быть откорректирована с помощью косвенных рычагов: льгот по налогам и кредитам; более низких, компенсируемых государством цен на промышленные средства производства для сельского хозяйства; разного рода целевых субсидий; списания кредитной задолженности сельхозпредприятий, возникающей из-за деформаций экономического механизма, и т. д. Совокупность как прямых, так и косвенных протекционистских мер будет экономически и социально оправдана, если она ориентирует товаропроизводителей на улучшение качества хозяйственной деятельности, решительное пресечение иждивенческих настроений (равно как и монопольных устремлений), которые еще очень живучи. Расчеты показывают, что приостановить деградацию производственной базы аграрного сектора и социально-трудовой сферы села можно, если масштабы господдержки во всех ее формах обеспечат получение средней рентабельности в отрасли не ниже 20–25 %, а оплата труда в сельском хозяйстве составит не ниже 70 % к среднему уровню зарплат во всех остальных отраслях экономики. Общая сумма бюджетной поддержки сельхозпроизводителей в этом случае будет равна 250–300 млрд руб. в год. При ответственном государственном подходе к этой важнейшей и острейшей общенациональной проблеме изыскать эти финансовые ресурсы и зафиксировать их отдельной строкой с разбивкой по направлениям в бюджете страны вполне возможно. Повышение конкурентоспособности национального аграрного производства – задача комплексная, и решить ее исключительно усилиями субъектов конкуренции в современных условиях крайне сложно. В большинстве экономически развитых стран государство как субъект регулирования прибегает к воздействию на конкурентную среду организаций, проводя экономическую политику аграрного протекционизма. Данная политика направлена на защиту национальных поставщиков от конкуренции со стороны импорта, что позволяет им реализовывать агропродовольственную продукцию по более высоким ценам, чем в ситуации «свободной торговли», и наращивать объемы выпуска. Вопросы регулирования конкуренции в теории и практике экономической политики относятся к той области, где наиболее четко проявляется наличие «двойных стандартов» зарубежной экономической науки. В то время как в теории господствует либеральный подход к внешней торговле и конкуренции, который осуждает любые проявления протекционизма как затрудняющие действие безупречных рыночных регуляторов, на практике оказывается, что меры по защите и поддержке национального производства (в том числе аграрного) применяются повсеместно. Протекционизм стал замаскированным, неявным, в значительной мере нетарифным по своей сущности, но его распространение от этого не стало меньшим. Таким образом, при переходе к прагматической парадигме в регулировании экономики, подразумевающей разумный протекционизм государства, вновь актуальными становятся вопросы: – уточнения или поиска нового содержания понятия «аграрный протекционизм», которое отвечало бы современному уровню развития экономики и экономической мысли; – о целях протекционизма и критериях достижения целей; – о конкретных инструментах протекционизма и их оптимальном сочетании в современных условиях. Совокупность защитных и поддерживающих механизмов, по нашему мнению, формирует систему аграрного протекционизма, расширяя возможности государственного регулирования в агропродовольственной сфере. Создание эффективной системы аграрного протекционизма осложняется, с одной стороны, разнообразием факторов, влияющих на конкурентные преимущества агропродовольственной продукции, и, с другой стороны, распространением либеральных экономических идей в кругах, причастных к разработке экономической политики страны. Приоритетной целью системы аграрного протекционизма в современных российских экономических условиях является достижение расширенного воспроизводства в АПК. Важнейшее условие для этого – достаточный уровень доходности отечественных товаропроизводителей. Сочетание в политике аграрного протекционизма защиты внутреннего рынка и рациональной поддержки национального производства, несомненно, создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности российского АПК. Возросшая доходность аграрного производства сделает возможным ускорение технического перевооружения, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, а встроенные в систему протекционизма экономические и административные регуляторы позволят сгладить присущую рыночным отношениям стихийность. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что стабилизация и дальнейшее развитие АПК невозможны без усиления роли государства и поддержки этой важнейшей отрасли экономики. В условиях рыночных методов хозяйствования аграрный сектор оказывается наиболее подвержен негативным последствиям различного рода факторов нестабильности, что делает неизбежным развитое государственное регулирование этого сектора. Благодаря государственному регулированию сельского хозяйства ведущим капиталистическим странам удалось сделать рывок в его развитии, стимулировать научно-технический прогресс в отрасли, создать необходимые стартовые условия для накопления капитала и структурной перестройки агропромышленного комплекса. Аграрный протекционизм – система финансово-правовых мероприятий государства, направленных на поддержание или повышение доходов предпринимателей в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях аграрно-промышленного комплекса. В настоящее время другие страны осознали свою абсолютную незащищенность на современном продовольственном рынке. Глобальный кризис развеял миф о якобы существующем свободном рынке, при наличии которого производство продовольствия может быть сосредоточено в нескольких наиболее благоприятных регионах, способных обеспечить продуктами питания весь остальной мир. Все национальные правительства убедились в том, что страна должна иметь собственное развитое сельское хозяйство, даже если оно целиком основано на дотациях. В России эта необходимость усиливается недостаточностью потребления продуктов питания на душу населения. Сегодня сельское хозяйство России как никогда нуждается в эффективном государственном регулировании. В сельском хозяйстве сейчас много проблем, но во всем их многообразии незамедлительного решения заслуживает создание нормального экономического климата на селе и образование такого государственного механизма поддержки и регулирования сельского хозяйства, который способен вывести аграрный сектор на последовательное повышение уровня развития. Для решения этих проблем и оказания помощи со стороны государства необходима прежде всего общая оценка состояния отрасли начиная с периода проведения аграрных реформ. Следует подчеркнуть, что непродуманные реформы превратили сельское хозяйство на первых этапах их проведения в неплатежеспособную систему, что в значительной степени снизило темпы воспроизводственного процесса в отрасли. 2.2. Отраслевой протекционизм. Отраслевой протекционизм защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма. Наиболее популярным доводом в пользу проведения политики протекционизма является аргумент молодой отрасли. Протекционизм может быть эффективным средством стимулирования развития новой отрасли, которая может значительно увеличить благосостояние страны, но которая не сможет начать развиваться, если не будет защищена от конкуренции импорта. Со временем, при условии соответствующей защищенности, такая отрасль способна достичь внутренней экономии от масштаба (т. е. меньших затрат благодаря эксплуатации большого внутреннего рынка) и приобрести преимущества от различных положительных внешних эффектов (хорошо обученная рабочая сила или эффект обучения в процессе производства). Аргумент о соответствующем вознаграждении, используемый для защиты развивающейся промышленности, может представляться в различных видах, но общей в этом случае является идея о том, что фирмы в новой отрасли создают социальные выгоды, за которые они не получают соответствующих компенсаций. Например, фирмы, которые первыми начинают развивать новую отрасль, могут нести «стартовые» затраты на адаптацию технологий к местным условиям или на формирование новых рынков. Если другие фирмы смогут пойти по этому пути, не неся адекватных стартовых издержек, то в этом случае фирмы- первопроходцы не получат никаких доходов от своих первоначальных затрат. Таким образом, мы видим, что фирмы-первопроходцы помимо физически существующей продукции создают неосязаемые выгоды (например, специальные знания или новые рынки), на которые они не могут установить прав собственности. В некоторых случаях социальные выгоды от создания новой отрасли могут превысить необходимые для этого затраты, но из-за проблемы получения соответствующего вознаграждения частные фирмы могут избегать участия в развитии новых производств. «Наилучший первый» ответ на эту ситуацию может заключаться в выплате фирмам компенсаций за их неосязаемый вклад в создание новых производств.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Разное, 32 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Разное, 42 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Разное, 35 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg