ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Понятие универсальных учебных действий в широком смысле представляет собой процесс самосовершенствования и саморазвития, который обеспечивается благодаря активному и осознанному усвоению человеком нового социального опыта. В более узком смысле универсальные учебные действия - это действия учащихся, направленные на умение самостоятельно получать и усваивать новые знания и навыки [44, с. 22].
По мнению А. Г. Асмолова, универсальные учебные действия представляют собой умение учиться. Какой бы объем знаний учащиеся ни старались постичь, все же первую очередь они должны уметь самостоятельно находить требуемую информацию и фиксировать ее в определенной форме с целью дальнейшего использования. При этом полученную информацию ученик должен осмыслить, то есть соотнести с ранее усвоенной информацией и применить новые сведения в уже имеющейся системе знаний [23, с. 20].
В первую очередь учащиеся должны уметь самостоятельно находить необходимую информацию и уметь её анализировать. Это необходимо для того, чтобы ученики смогли соотнести новые знания с уже ранее имеющимися, зафиксировать их в системе своих знаний и суметь в дальнейшем применять и использовать на практике.
Полученную информацию требуется запомнить, сохранить, а также закрепить в виде умений и навыков. Для того, чтобы применить усвоенную информацию, ее требуется видоизменить, что связано с тем, что проблемные задачи не похожи друг на друга.
Новые знания необходимо закрепить не только в памяти, но и на практике, в виде умений и навыков. Это способствует умению учеников видоизменять полученную информацию и применять в различных непохожих друг на друга ситуациях и задачах.
Кроме того, учащиеся должны получать собственный результат интеллектуальной деятельности, на основе усвоенных ранее знаний [34, с. 275].
Умение учиться подразумевает полноценное усвоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, таких как: учебная цель и задача, познавательные и учебные мотивы, , операции и действия. Этого можно достичь с помощью сознательного присвоения учащимися социального опыта.
Качество усвоенных знаний определяется разнообразием видов универсальных действий, среди которых выделяют личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. Последние представляют собой систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [21, с. 42].
По мнению Е. Е. Хнычкиной познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности [53, с. 18].
Л. А. Бессчетнова считает, что познавательные универсальные учебные действия – это общеучебные действия, которые включают в себя самостоятельную постановку познавательной цели, поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств, смысловое чтение, моделирование [5, с. 36]
Актуальность формирования и развития у детей познавательных универсальных учебных действий связана с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), методологической основой концепции которого является системно-деятельностный подход. Данный подход ориентируюет образовательный процесс на развитие у детей ключевых метапредметных компетенций на основе сформированных универсальных учебных действий [3, с. 18].
Познавательные действия представляют собой один из основных видов деятельности человека, поскольку они направлены на осознанное получение знаний и информации о явлениях и объектах реальной жизни.
Познавательные УУД нацелены на познавательное развитие школьников и обуславливают учебно-познавательную компетентность, а так же на обеспечение учебно-познавательной деятельности. Познавательное развитие в свою очередь подразумевает развитие творческого воображения, мышления, произвольных памяти и внимания, а также формирование у учащихся научной картины мира, улучшение способности управлять своей интеллектуальной деятельностью.[5, с. 38].
Познавательная деятельность, представленная конкретными учебными действиями, имеет конкретную цели. Познавательные УУД включены в состав метапредметных результатов освоения школьниками основной образовательной программы.
Для познавательной деятельности характерны не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применить полученные знания на практике [53, с. 20].
Большинство учёных и методистов выделяют три группы познавательных универсальных учебных действий: общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.
Общеучебные УУД подразумевают умение самостоятельно определять познавательные цели, уметь применять разнообразные методы поиска необходимой информации, в частности при помощи современных информационных технологий. Так же среди общеучебных действий выделяют особую группу знаково-символических действий. К данной группе относятся различные действия связанные с моделированием, преобразованием данных моделей и выявлении их общих законов и признаков.
К логическим УУД относят действия построения логических рассуждений, выдвижение и обоснование гипотез, определение причинно-следственных связей и выведение следствий, а так же действия сравнения и классификации, анализа и синтеза.
Универсальные учебные действия по постановке и решению проблем включают в себя формулирование проблемы и самостоятельный поиск способов и путей её решения [57, с. 25].
В процессе формирования познавательных универсальных учебных действий очень важно развивать у младших школьников умение совершать самостоятельные открытия. Ученик младшей школы должен уметь не просто решать задачи, повторяя действия за учителем, а размышлять и решать задач самостоятельно, так как основная цель решения задач – это не просто ответ, а сам процесс решения, поскольку во время этого процесса происходит выдвижение гипотез, сравнение различных идей, совершение ошибок и поиск решения.
По мнению А. Г. Асмолова, познавательные УУД формируются в том случае, если педагог задает вопросы, направленные на формирования интереса, любознательности учащихся; а также в том случае, когда педагог стимулирует возникновение личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме [23, с. 38].
Результатом формирования познавательных УУД младших школьников являются следующие умения учащихся:
- выделять тип задачи и определять способы ее решения;
- осуществлять поиск необходимой информации, требуемой для решения задач;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- обосновывать этапы решения учебной задачи;
- осуществлять анализ и преобразование информации;
- выполнять основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- владеть общим приемом решения задач;
- создавать и преобразовывать схемы, необходимые для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из определенных условий [55, с. 861].
Таким образом, одной из основных целей образовательного процесса в школе является формирование познавательных универсальных учебных действий у учеников. Одни авторы под познавательными УУД понимают умственные действия, направленные на планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных учащимися на основе различных учебных предметов. Другие определят познавательные УУД как систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Третьи обозначают познавательные УУД как общеучебные действия, которые включают в себя самостоятельную постановку познавательной цели, поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств, смысловое чтение, моделирование. Другими словами, познавательные УУД представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности.
?
1.2 Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Младший школьный возраст для ребёнка является наиболее активным периодом постижения окружающего мира, поскольку в это время у него формируются и развиваются представления нравственных норм и навыки общественного поведения, такие как взаимопомощь, ответственность за свои поступки и многое другое. Так же в этот период происходит развитие социальных, нравственных и интеллектуальных качеств, формируется база для овладения познавательными универсальными учебными действиями.
Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника целесообразно определить как универсальные действия, направленные на когнитивное развитие личности ученика и обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности.
Познавательные УУД ученика начальной школы направлены на обеспечение успешного овладения знаниями, на формирование навыков и компетенций в любой области, определяемой образовательной программой в начальной школе, а так же на формирования психологических способностей младших школьников [60, с. 427]..
Младший школьный возраст является плодотворным периодом для формирования познавательных УУД. Это происходит по следующим причинам. В возрасте 7-11 лет, как правило, происходит активное развитие важнейших познавательных процессов, и наблюдается его положительная динамика. Именно в младшем школьном возрасте происходит развитие высших психических функций: устойчивость внимания, активность воображения, продуктивная работа памяти. Познавательные процессы приобретают нестандартность и самостоятельность.
Ученик начальных классов учится справляться со специальными действиями, которые дают ему возможность запомнить то, что он видел или услышал, представить то, что выходит за рамки того, что было известно ранее. Таким образом, в сравнении с дошкольным периодом, внимание младшего школьника становится более устойчивым и контролируемым [7, с. 116].
В. С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность, что в свою очередь организует его внимание [35, с. 284].
Формирование познавательных УУД у младшего школьника основывается на функции произвольной памяти. Важная роль этого познавательного процесса в учебной деятельности побуждает ученика к осознанию необходимости развития его памяти. Результатом является усиление роли словесно-логической семантической памяти – смыслового запоминания.
У ребёнка возраста 7-11 лет воображение продолжает развиваться, ребенок может создавать различные ситуации, которые позволяют ему перенести свое воображение на другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение - это способ, являющийся важным условием развития творческих навыков, поскольку позволяет выйти за рамки личного практического опыта.. [31, с. 168].
Кроме того, мышление детей в младшем школьном возрасте становится более глубоким, сложным и гибким. Без его развития формирование познавательных УУД крайне затруднительно. Так же, к особенностям мышления учащихся начальной школы относится умение находить причинно-следственные связи, делать логические выводы и приходить к умозаключениям. Однако основной особенностью этого возраста является формирование наглядно-образного мышления, благодаря которому ребёнок может решать задачи, используя воображение и образы.[37, с. 7].
Ученики могут решить мыслительную задачу и прийти к правильному ответу только тогда, когда за словами скрываются конкретные предметы или мысли. Таким образом, проявляется такое свойство мышления как конкретность.
Конкретность мышления учеников начальных классов так же проявляется в том, что учащимся проще проанализировать конкретные факты и сделать по ним соответствующие выводы, чем приводить примеры к общему положению. Поэтому для педагога очень важно учитывать особенности мышления детей, его образность. Необходимо раскрывать смысл абстрактных и неизвестных детям понятий, использовать средства наглядности и конкретизировать задачи обучения.
По мере обучения мышление младшего школьника становится менее наглядным и более абстрактным, а с другой стороны – более детальным и содержательным [13, с. 117].
Особое внимание со стороны учителя должно быть уделено формированию способности ученика начальной школы ставить пред собой проблему. Для достижения данной цели необходимо помещать ученика в проблемные ситуации, сформировать у ученика способность видеть проблему, после чего он должен выяснить, что такое проблема, в чем она заключается, почему важно уметь ее компилировать и формулировать, как это сделать и научиться сознательно формулировать проблемы.
В младшем школьном возрасте у детей развивается метакогнитивная способность, которой они пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти.
Ведущим видом деятельности младших школьников становится учебная, образовательная деятельность. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а также проблему формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, развития продуктивных приемов и навыков учебной работы [20, с. 684].
На данном периоде происходит активное формирование учебно-познавательной компетентности, развитие внимания, мышления, памяти и воображения, и, соответственно, в этот же период у детей развивается метакогнитивная способность, которой они пользуются при планировании своего образа действий, принятии решения и выборе продуктивных стратегий памяти.
Под влиянием процесса обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их природы и сути, отражающий основные свойства и особенности мышления, что позволяет сделать первые обобщения, первые выводы, наметить первые аналогии и сделать основные выводы. Исходя из этого, ребенок начинает усваивать научные понятия.
У младших школьников значительно повышаются познавательные возможности благодаря изменениям, происходящим с центральными психологическими процессами. Дети учатся осознанно и выборочно запоминать учебный материал, строить логические цепочки рассуждений, при этом рассуждая вслух, а размышляя молча. Ученики умеют представлять информацию в виде таблиц, рисунков и схем, описывать и соотносить, классифицировать, критически рассуждать, используя воображение выполнять творческие проекты.
Ученик начальной школы может действовать целенаправленно и мотивированно, так как учебная деятельность приобретает для них осознанный личностный смысл [32, с. 368].
К окончанию начальной школы ученик должен овладеть целым комплексом познавательных УУД – уметь ставить познавательную цель и выбирать средства для ее достижения, осуществлять информацию, проводить ее анализ, синтез, сравнение, осознанно строить речевое высказывание, ставить проблему творческого и поискового характера и решать ее, анализировать собственную учебную деятельность [59, с. 174].
На основании всего вышеперечисленного, можно сказать, что одним из наиболее благоприятных периодов для формирование познавательных УУД для детей является младший школьный возраст, поскольку именно в это время деятельность детей направлена на развитие познавательной сферы.
Дети учатся самостоятельно управлять вниманием, воображением и памятью, что в результате делает их произвольными. Более того, в умственном плане ученики начальной школы осваивают классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые в будущем становящиеся предпосылками формирования познавательных универсальных действий.
?
1.3 Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в рамках учебного предмета «Математика»
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального общего образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников.
Отличительной особенностью школьного курса математики является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность. Данному предмету отводится большая роль в формировании познавательных УУД, т.к. в процессе обучения математике развиваются такие интеллектуальные свойства, как:
– математическая интуиция (интуиция на методы решения задач, на образы, на свойства);
– логическое мышление (сравнение, анализ, синтез, причины, следствия, обобщение, отрицание);
– пространственное мышление (пространственное воображение, пространственные абстракции, анализ и синтез геометрических образов);
– техническое мышление, способность к конструктивно- математической деятельности (измерения, построения, вычисления, конструирование, моделирование);
– комбинаторное мышление (решение проблемы на основе целенаправленного выбора возможностей);
– алгоритмическое мышление (действие по плану, образцу, инструкции);
– владение символьно-знаковым языком (работа с таблицами, графиками, формулами, схемами, диаграммами);
– математические способности (оперирование формальными объектами, абстрагирование) [39, с. 320].
В начальных классах математика выступает важной основой развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, планирование, систематизация и структурирование знаний, моделирование, формирование элементов системного мышления, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации.
При изучении предмета математика школьники знакомятся с математическим языком, у них развиваются определенные речевые умения: они учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания и обосновывают этапы решения учебной задачи [16, с. 100].
Для развития познавательных УУД используются разные средства, среди которых важное значение имеет дифференцированное обучение. На уроках математики с целью организации дифференцированной работы используются задания по степени самостоятельности учащихся, задания по объему учебного материала, задания по уровню трудности, задания по форме учебных действий, задания по характеру помощи учащимся. Данные приемы дифференциации можно использовать на разных этапах урока: при ознакомлении учеников с новым материалом, на этапе устного счета, на этапе закрепления и повторения изученного. Подобным образом можно поступать и с домашним заданием.
Развитие мышления эффективнее всего происходит в ходе решения задач или проблемной ситуации. Задачи в математике выступают и целью, и средством обучения и развития. Соответственно, развитие УУД на уроках математики осуществляется на каждом этапе урока и в каждом задании.
Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, квадрата, прямоугольника), поиску общего и различного во внешних признаках (размер, форма), а также числовых характеристиках (площадь, периметр).
В процессе измерений учащиеся определяют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения характерные признаки математических объектов (геометрических фигур, чисел, зависимостей, числовых выражений и отношений).
Младшие школьники используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задачи. Осуществляется знакомство с математическим языком: формируется умение читать математический текст, развиваются речевые умения (дети начинают высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий).
Школьники учатся в процессе выполнения задания ставить вопросы, выбирать доказательства правильности или неправильности выполняемого действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда [56, с. 64].
Математическое содержание направлено и на развитие организационных умений: планирование этапов работы, определение последовательности учебных действий; осуществление контроля и оценки их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике младшие школьники учатся договариваться в совместной деятельности, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Формирование и развитие познавательных УУД на уроках математики осуществляется с помощью различных видов заданий: найти отличия, поиск лишнего, составление схем-опор, составления и распознавание диаграмм, лабиринты, работа с разными видами таблиц, работа со справочниками и т.п.
На уроках изучения нового материала используются программы-учебники, видеоуроки, справочники, энциклопедии. Они повышают эффективность обучения, обогащают учебный процесс, повышают мотивацию учения, стимулируют познавательный интерес. Кроме того при работе с учебниками должны применяться элементы игры. Младшие школьники активно включаются в игровую деятельность, поскольку она является наиболее актуальной при работе с учащимися начальных классов [40, с. 216].
С целью повышения эффективности обучения и развития учащихся большое внимание уделяется задачам, допускающим несколько вариантов решений. В данном случае ученики оказываются, не зажаты в жесткие рамки, для них открывается возможность для размышлений, исследований и открытий.
Обязательным моментом на уроках математики является совершенствование у учеников вычислительных навыков, в том числе с помощью системы устного счета. Это способствует развитию познавательных УУД (анализ данных, выбор нужного правила для вычислений, работа по плану). Правильно организованный устный счет выступает средством актуализации знаний учащихся, способствует повторению изученной темы.
Наиболее удачно устный счет используется при решении примеров и при угадывании зашифрованного слова или словосочетания. Подобный прием может служить повышением мотивации учащихся, выступать предпосылкой для развития познавательных межпредметных знаний (например, расшифрованные слова могут быть терминами из истории, географии, биологии, геометрии и т.д.) [58, с. 225].
Создание проблемных ситуаций на уроке, применение эвристических бесед, использование методики наводящих вопросов и других методов развивающего обучения способствуют развитию таких познавательных УУД, как умение определять понятия, синтезировать, анализировать, обобщать, сравнивать, выдвигать и доказывать гипотезы, классифицировать, аргументировать, а, главное, делать самостоятельные открытия.
Подобные задания способствуют развитию познавательных способностей детей, расширению их математического кругозора, помогают прочнее усваивать знания. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе основано на сформированности таких логических операций, как умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию.
Решение задач выступает целью и средством обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями [22, с. 139].
Основным средством формирования УУД в математики являются вариативные по формулировке учебные задания (оцени, объясни, проверь, сравни, выбери, догадайся, найди закономерность, верно ли утверждение, сделай вывод, наблюдай, выполни моделирование), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.
Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; применять знания в новой ситуации; обобщать.
Развитию познавательных УУД способствуют основные образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность [36, с. 118].