Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Личность преступника:понятие,цели изучения,типология

cool_lady 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Предметом исследования выступает целостная совокупность (система) психологических свойств личности преступника (обозначающих психические свойства, образования), выступающих существенными в детерминации преступного поведения при определенных внешних и иных условиях, виды и содержание этих свойств, их типологии, функциональные связи в механизме преступного поведения, структура и организация их целостной совокупности, закономерности реализации этой совокупностью своих функций в детерминации преступного поведения. Целью исследования является разработка психологической концепции криминогенной сущности личности преступника и на ее основе формулирование комплекса научно-практических рекомендаций по совершенствованию правоохранительной деятельности и средств борьбы с преступностью, связанных с применением уголовно-правовых мер, прогнозированием и предупреждением преступных деяний, исправлением осужденных. Задачами исследования, обеспечивающими достижение данной цели, выступают: анализ понятия и структуры личности преступника; проанализировать деформацию направленности личности преступника как криминогенную предпосылку его преступного поведения; рассмотреть роль мировоззрения в формировании преступного поведения; классифицировать и рассмотреть типологию личности преступника с криминологической точки зрения; выделить типы криминогенной потенции личности преступника, определяемые психологическими различиями ее сущности, которые дифференцированы по степени ее зрелости как внутренней предпосылки преступного поведения и по характеру проявления в генезисе преступного деяния; осуществить комплексную разработку психолого-педагогических задач в организации индивидуального и общего предупреждения преступных деяний, дифференцированных в зависимости от правовой позиции личности и от особенностей общественного правосознания, и определены пути их решения. Методика исследования предусматривает комплексное психологическое изучение личности преступника, а также ретроспективный психологический анализ генезиса совершенного им антиобщественного деяния. Методика также включает сравнительное психологическое изучение личности законопослушных лиц, экспертные оценки разрабатываемых рекомендаций по совершенствованию правоохранительной деятельности. Научная новизна исследования заключается в том, что в результате проведенного изучения важнейшей социально-правовой проблемы личности преступника получено качественно новое, системное, существенно углубленное и конкретизированное научное знание прогностического и преобразующего назначения. Разработана частная концепция юридической психологии, раскрывающая криминогенную сущность личности преступника (сущность ее криминогенной потенции), и на ее основе намечено решение ряда проблем совершенствования средств и мер борьбы с преступностью. Структурно настоящая дипломная работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на 8 параграфов, в которых последовательно излагаются основные вопросы рассматриваемой темы, заключения и списка источников и литературы.
Введение

Актуальность исследования - важнейшей задачей государства в обеспечении конституционных прав и свобод человека является борьба с преступностью. Ее решение особенно значимо в современный период, когда проводимые социальные преобразования в России наряду с прогрессивными реформами сопровождаются проблемами переходного периода, в том числе высоким уровнем преступности. Неблагоприятные тенденции и изменение характера преступности определяют необходимость разработки эффективных мер и средств борьбы с ней, совершенствования законодательной базы и опирающейся на нее практики деятельности правоохранительных органов государства. Повышение эффективности правоохранительной деятельности возможно на основе развития научных знаний, включая всестороннее и глубокое изучение с позиций психологической науки субъекта преступного поведения. В его изучении базисной категорией выступает категория личности, использование которой позволяет системно раскрыть социальное качество человека, виновно совершившего уголовно наказуемое деяние, включая особенности его психического склада, выражающие внутренние предпосылки этого деяния, факторы их формирования и пути исправления. Личность преступника входит в проблематику криминологии, юридических наук уголовного профиля и юридической психологии. В соответствии с задачами этих наук и задачами правоохранительной деятельности выделяется ряд важных аспектов изучения лица, совершившего преступление, и его личности. Это лицо может изучаться как субъект уголовного процесса и уголовно-исполнительных правоотношений, посткриминального и постпенитенциарного поведения, как объект справительного и профилактического воздействия. Особую важность представляет изучение преступника как субъекта антиобщественного деяния. Научное раскрытие его личности в этом плане связано с решением ряда важных практических задач. Оно предполагает: 1) изучение личности подозреваемого с точки зрения предварительной оценки возможности совершения инкриминируемого деяния, его мотивов и целей, что необходимо для более быстрого и полного раскрытия и расследования преступлений; 2) изучение личности обвиняемого с целью ее учета при назначении наказания; 3) изучение личности осужденного для выработки индивидуального подхода к его исправлению, а также в целях прогнозирования поведения по отбытии им наказания, при условно-досрочном освобождении от наказания или замене наказания более мягким; 4) изучение личности лица, освобожденного от наказания, для определения мер и характера профилактической работы с ним. В связи с названными задачами особое значение имеют психологические знания о личностных предпосылках преступного поведения, методах их выявления и параметрах оценки, о закономерностях их устранения (исправления) и мерах по предупреждению формирования. Необходимость развития таких научных знаний и потребность практики в основанных на них рекомендациях по повышению эффективности борьбы с преступностью в современных условиях. В исследованиях раскрываются социальные характеристики и психологические особенности личности преступников, представляющих различные криминологические типы, анализируется мотивация преступного поведения, выявляются связи отдельных психологических свойств личности преступников с характером их противозаконного поведения, изучаются свойства личности (направленность, воля, характер и др.) и структуры свойств, раскрывается взаимодействие субъективных факторов и внешних условий в механизме преступного поведения. В то же время накопленные психологические знания о личности преступника требуют систематизации и дальнейшего углубления на основе современной методологии психологической науки и теорий криминологии и уголовного права.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Личность преступника в криминологической науке 7 1.1 Понятие и структура личности преступника 7 1.2 Деформация направленности личности преступника как криминогенная предпосылка его преступного поведения 13 1.3 Роль мировоззрения в формировании преступного поведения 20 Глава 2. Характеристика и типология личности преступника 26 2.1 Криминологическая классификация личности преступников 26 2.2 Использование криминологических типологий личностей преступников 32 Глава 3. Практическое значение криминологической характеристики личности преступника 38 3.1 Криминологическая характеристика участника организованной преступной структуры 38 3.2 Некоторые криминологические аспекты личности корыстного преступника 49 3.3 Личность преступника, совершающего преступления, сопряженные с другими преступлениями 55 Заключение 63 Список использованной литературы 67
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г., № 63-ФЗ (в ред. от 14.02.2008) // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 25. 3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г., № 174-ФЗ (в ред. от 04.03.2008) // Собрание законодательства РФ. -2001. - № 52 (ч. I). 4.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. 5.Федеральный закон РФ от 12.08. 95 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета, №160 от 18 августа 1995 года. Литература 1.Ларин В.А. Состояние и структура преступлений, совершаемых в ситуациях острой социальной напряженности // Право и Практика. 2014. № 2. С. 81-87. 2.Зорина Т.А. Общесоциальные причины преступлений, совершаемых в условиях природных бедствий и техногенных катастроф // Право и практика. 2014. № 2. С. 62-68. 3.Антонян Ю.М. Криминогенное влияние на личность на стадии ранней социализации // Lexrussica. 2013. № 7. С. 735 - 741. 4.Анисимков В.М., Королева Е.В. Характеристика личности виновного в преступлении как самостоятельное начало в назначении наказания // Рос-сийский следователь. 2014. № 1. С. 32 - 35. 5.Михлин, А.С. Осужденные – кто они? Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом / А. С. Михилин. – М.: Дело, 2012. – 85 с. 6.Алиев М.К. Преступность как особая форма негативного девиантного поведения // Право и практика. 2015. № 4. С. 4-8. 7.Арсентьева Д.Д. Криминологическая и уголовно-правовая характеристика преступности несовершеннолетних в Российской Федерации // Закон и право. 2016. № 6. С. 111-113. 8.Афанасьева О.Р., Гончарова М.В. Криминологический портрет личности преступника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2016. № 3. С. 40-49. 9.Варданян А.В. Субъект преступления и личность преступника как междисциплинарные категории уголовно-правовых наук: вопросы соотношения и интеграции // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 2. С. 244-251. 10.Керимова З.К. Личность рецидивиста как объект изучения в криминологии // Евразийский юридический журнал. 2015. № 12 (91). С. 234-235. 11.Кобец П.Н. Понятии личность преступника, как одной из важных проблем криминологической науки // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-4. С. 90-92. 12.Корецкий С.В. Личность преступника как объект психологического и юридического исследования // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 88-98. 13.Котикова Н.Ю. Умышленное убийство и личность преступника // Актуальные проблемы права: теория и практика. 2016. № 36. С. 147-154. 14.Крюкова Н.И. О личности профессионального преступника // Российский следователь. 2015. № 8. С. 34-38. 15.Новикова С.Е. Характеристики социального типа криминальной личности: физиогномические и графологические аспекты // Молодежный научный вестник. 2016. № 11 (11). С. 226-230. 16.Энрикеш В.Д.К. Психолого-криминологические аспекты личности преступника // Общество и человек. 2013. № 2 (5). С. 37-44. 17.Кудрявцев, В. Н., Эминов В. Е.. Криминология: учебник. М. : Норма : Инфра, 2018. 800 с 18.Масленникова Л. Н.Факторы, определяющие развитие преступности в России // Право и закон. 2015. № 3. С.109-115. 19.Познышев С. В. Криминальная психология. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности: учебник М.: Инфра-М, 2018. 301с. 20.Антонян Ю.М., Эриашвили Н.Д., Костенников М.В. Криминология и административная юрисдикция полиции: учебное пособие. М.: Изд-во Норма, 2017. 281 с. 21.Курганов С.И. Теоретические вопросы изучения личности преступника. М.: Юридическая наука, 2011. 22.Гетьман Г.Н. Психологический профиль: проблемы моделирования личности неизвестного преступника // Проблемы законности. 2013. № 123. С. 338-347. 23.Гомонов Н.Д. Криминологические понятия «преступность» и «преступник» // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 11. С. 89-97. 24.Думанская Е.И. Природа мотивации поведения преступника: биологический подход // Российский юридический журнал. 2010. № 1. С. 103-106. 25.Жмуров Д.В. К проблеме определения «криминального генеза» // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2012. № 4 (5). С. 336-341. 26.Карасёва М.Ю. Криминологическая характеристика субъекта преступления // Экономика и право. XXI век. 2013. № 1. С. 85-92. 27.Кругликов Л.Л. Профессиональные черты преступника и уголовный закон // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2. С. 51-54. 28.Просеков С.С. Личности профессиональных преступников. Научная статья // Законность. 2016. - №57. - С. 68. 19. 29.Светикова А.К. Личность преступника. Ее теоретическое и практическое значение.– М., 2014. – С. 185. 30.Лунев В.В. Криминология: учебник для академического бакалавриата. - М., 2016. - С. 108. 31.Морозова Т.В. История жизни и профессиональной деятельности серийного маньяка-убийцы В. Муханкина. - М., 2015. - С. 46. 32.Пинатель Ж. Преступная личность // Криминологические исследование западных криминалистов субъектов преступления. – 2013. - №12. – С. 44. 33.Старков О.А. Криминологические исследования преступности в России и за рубежом. – М.: Закон и право. – 2013. – С. 173. 34.Попов Р.О. Криминологическая теория: учебник – М.: ПРЕСС, 2014. – С.101. 35.Шиян В.И. Нравственно-психологическая характеристика личности корыстных преступниц // России?скии? следователь. 2012. No 17. С. 36 - 39. 36.Чуфаровскии? Ю.Ф. Юридическая психология - учеб. 3-изд-е., перераб. и доп.-М.: Проспект, 2010. 37.Лунеев В.В. Криминология: учебник для академического бакалавриата. М.: изд-во Юраи?т, 2015. 38.Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общеи? и социальнои? психологии : учебник для вузов. М.:НОРМА: Инфра-М, 2010. 39.Ведерников Н.Т. Личность преступника в криминалистике и криминологии // Вестник Томского государственного университета. 2014. No 384 (июль). С. 148-152. 40.Степаненко Д.А. Психологическое воздействие в уголовном судопроизводстве: понятие и критерии допустимости // Российский следователь. - 2014. - № 9. - С. 52-56. 41.Долгова А.И. Опыт криминологического изучения личности преступника. - М.: Юристъ, 2010. - 346 с. 42.Ситковская О. Д. Конвергенция юридическои? психологии и правовои? науки / О. Д. Ситковская // Вестник Академии генеральнои? прокуратуры России?скои? Федерации. – 2013. – No 2 (34). – С. 55-60. 43.Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2014. - 421 с. 44.Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Аминов Д.И. Криминология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"- 6-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 576 с. Практические источники Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 г. № 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)" // Российская газета.09 февраля 1999. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 г. № 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8. С.31. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 3.С. 19. Информация О Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.С. 19. Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2005 г. № 44-005-90 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс". База данных "Судебная практика". Версия от 24.10 2007 г. Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 3 февраля 2005 г. № 67-Д04-18 // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс". База данных "Судебная практика". Версия от 24.10 2007 г. Судебная практика (Приложение к Информационному бюллетеню Управления Судебного департамента в Самарской области) // Самара. - 2003. - № 3 (11). - 79 с. Судебная практика (Приложение к Информационному бюллетеню Управления Судебного департамента в Самарской области) // Самара. - 2003. - № 4 (12). - 84 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Личность преступника в криминологической науке 1.1 Понятие и структура личности преступника Личность преступника всегда была и остается одной из центральных проблем всех наук криминального профиля и, в том числе, такого раздела юридической психологии как криминальная психология. Понятие личности в психологической и правовой науках не всегда совпадают по своему значению. В правовых исследованиях понятие личность обычно употребляется в более узком смысле. Когда юрист говорит о личности преступника, то имеет в виду, прежде всего, те черты, которые делают человека субъектом криминального поведения и которые для него типичны и существенны в соответствии с его правовым положением, абстрагируясь от остальных. Понятие личности преступника в большей мере условное, поскольку его действия преступными могут считаться только в зависимости от действующего законодательства. Понятие "личность преступника" в правовом аспекте - многогранная, с ярко выраженным междисциплинарным характером, конструкция. Это вполне объяснимо, так как оно изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике. Личность человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления. В науке уголовного права под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определенного, указанного в уголовном законе возраста. Поэтому о личности преступника можно говорить, когда имеется в виду субъект преступления, то есть, лицо, совершившее преступление, что, как правило, находит свое подтверждение в приговоре суда, вступившего в законную силу. Уголовно-правовая "модель" личности преступника (то есть, указание на принятое преступником решение совершить преступление как на "внутреннюю причину" преступления) имеет определенное распространение и в криминологии. Отчасти это объясняется исторически: криминология возникла в 50-х годах как часть науки уголовного права и наиболее очевидным представлялось описание преступления, содержащееся в уголовном законе, где его "движущими силами" являются предвидение последствий преступного акта, желание (или сознательное допущение) их наступления, то есть, воля и сознание.Правовая личности преступника включает в себя целый комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения. Такой утвердившийся в юридической литературе подход побуждает дополнить понятие личности применительно к субъекту преступления рядом признаков, которые в общей психологии не рассматриваются. Именно поэтому юридическая психология изучает более широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление, обращая внимание не только на его нравственные качества, знания, навыки, привычки, формы психического отражения, темперамент, но и на физическую сущность лица как человеческого индивида, его возраст, психическую способность к вменению, некоторые его функционально-ролевые признаки, например должностное положение, особые обязанности или особое положение по отношению к потерпевшему и т.д., а также психологическую характеристику личности преступника во всем сложном комплексе интеллектуальных, эмоционально-волевых и других его качеств. Все эти качества, признаки, особенности личности имеют достаточно емкое содержание. Например, возраст не сводится только лишь собственно к самому факту достижения лицом уголовно-правовой дееспособности, а рассматривается как особенность, связанная со многими социальными функциями и проявлениями личности. В уголовном праве наряду с термином "личность преступника" употребляются и иные выражения: лицо, совершившее преступление; субъект преступления; личность виновного. Так, последнее из этих выражений охватывает те же признаки и свойства, что и личность преступника, но с некоторым уточнением. В последнем случае акценты расставляются на таких особенностях личности субъекта, его поведения, которые имеют большее отношение к оценке степени вины в содеянном, помогают объяснить причины совершенного им преступления, имеют значение для определения меры его ответственности и тяжести наказания за содеянное. В юридической психологии личность субъекта, совершившего преступление, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам: при принятии решений уголовно-правового, уголовно-процессуального характера (при квалификации противоправных действий, при избрании меры пресечения обвиняемому, при определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности); в выборе оптимальных тактических решений, тактических комбинаций и приемов воздействия на подозреваемого, обвиняемого (подсудимого) в различных следственных ситуациях; в ходе установления некоторых обстоятельств, подлежащих доказыванию, в частности мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (подсудимого), потерпевшего и др.; при изучении причин совершенных преступлений (по видам преступных посягательств, по лицам, участвовавшим в их совершении и т.д.); в целях определения мер воспитательного воздействия на личность тех, кто совершил преступление и нуждается в перевоспитании. С точки зрения научно-практического применения понятие личности преступника подразделяется на составные части (структурные элементы или подсистемы). Такой структурный анализ делает более удобным проведение различных исследований личности правонарушителей. В настоящее время наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий наличие в ней следующих двух наиболее крупных подсистем, объединяющих различные более мелкие признаки, отдельные характеристики личности, а именно: социально-демографической и социально-психологической подсистем личности преступника. Социально-демографическая подсистема личности преступника. Она включает: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относятся признаки, характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей. Понятно, что все эти признаки сами по себе (пожалуй, разве только за исключением судимости) не могут характеризовать конкретного субъекта как человека, обязательно склонного к совершению преступлений. Однако в сочетании с другими особенностями его личности они позволяют сформировать о нем более целостное представление. Более того, анализ социально-демографических признаков, присущих лицам, совершившим преступления, проводимый в масштабах страны, отдельного региона, в той или иной деятельности людей, позволяет определять наиболее важные направления в предупредительной работе среди различных групп, слоев населения, работников той или иной сферы народного хозяйства. Например, как справедливо отмечает Д.В. Кондрашов, среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Наибольшей криминогенной активностью отличаются представители возрастных групп от 25 до 29 лет, затем следуют 18-24-летние, 14-17-летние и, наконец, 30-45-летние. Основная масса таких преступлений, как убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбои, грабежи, кражи, хулиганства, изнасилования, совершаются лицами до 30 лет. Многие из тех, кто совершал хулиганство, разбойное нападение, грабежи, кражи, часто меняли место работы, периодически имели длительные перерывы в трудовой деятельности, т.е. не занимались общественно полезным трудом. Самый низкий уровень образования зарегистрирован у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий - у совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием и т.д. Наибольшая криминогенная активность лиц более молодого возраста во многом объясняется не только их большей активностью, но и в значительной мере социальной незрелостью их личности, еще не завершившимся процессом социализации, низким уровнем культуры, отношений и поведения, примитивностью интересов, ценностных ориентации, отсутствием устойчивых жизненных планов. Таких лиц отличает отрицательное или безразличное отношение к выполнению гражданских обязанностей добросовестно трудиться, заботиться о воспитании детей и т.п. «Преобладающей части преступников присуща та или другая степень отчужденности, оторванности от трудового или учебного коллектива, от неформальных групп, которые объединяют лиц с положительным поведением. Они ориентированы преимущественно на деятельность и одобрение в неформальных группах с негативной направленностью». Все перечисленные выше, как и другие, подробно изученные криминалистами социально-демографические признаки, безусловно, имеют тесную связь с определенными психологическими (социально-психологическими) качествами человека, его психикой. Например, низкий образовательный уровень во многом бывает, связан с невысоким интеллектом человека, а трудности социальной адаптации - с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, агрессивностью и т.д. Таким образом, анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирования у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей, на которые нужно обращать внимание в ходе расследования преступлений. Исследования Ю.М. Антоняна показывают: импульсивность, тенденция поступать по первому побуждению под влиянием эмоций, застревание аффекта (ригидность), подозрительность, злопамятность, уход в себя, стремление к соблюдению дистанции между собой и окружающим миром наиболее характерны лицам, наносящим тяжкий вред здоровью, и совершающим грабежи, разбойные нападения, убийства и изнасилования. В наименьшей степени эти особенности присущи лицам, виновным в совершении краж, и еще в наименьшей - лицам, совершившим хищение. Кроме того, в некоторых случаях личность человека, совершившего противозаконное деяние, может не иметь существенных отличий по криминогенно значимым признакам от личности законопослушных граждан. Например, нельзя не учитывать возможность совершения преступлений в результате неадекватного восприятия и оценки субъектом ситуации, когда он полагает, что его действия правомерны (т.е. добросовестно заблуждается), либо не знает правового запрета или дозволения (при отсутствии возможности получить информацию). Тем не менее личность преступника отличается от личности законопослушного человека негативным содержанием ценностей и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично именно для преступников. Систематизация личностных черт позволяет разработать различные типологии личности преступника. Смысл создания этих типологий состоит в том, чтобы оказать помощь правоохранительным органам в изучении лиц данной категории, установлении причин совершаемых ими преступлений, разработке наиболее эффективных тактико-психологических приемов разоблачения преступной деятельности и оказании последующего воспитательного воздействия на личность. Перечисленные негативные качества формируются в крайне отрицательных условиях микросреды, а именно: в условиях пониженного социального контроля, лишения положительных эмоций в детстве, отчуждения от семьи и социально положительных групп. В жизнедеятельности насильственных преступников агрессивное поведение постоянно оказывалось предпочтительным - формировалась устойчивая готовность к нанесению ущерба другим людям. В поведении насильственных преступников часто выражены так называемые аффектогенные мотивы. Они обнаруживаются в личностно значимых и эмоционально насыщенных ситуациях; связаны с проявлением отрицательных эмоций и чувств - страха, ревности, гнева, ненависти, выплеск которых приводит к агрессивным и жестоким действиям. Так, в агрессивной действующей толпе массовые беспорядки и хулиганство совершаются под влиянием эмоционального заражения, подражания асоциальным примерам и внушающего воздействия со стороны лидера толпы. Совершение насильственных действий (в том числе несовершеннолетними лицами) связано во многом с мотивами самоутверждения на социально-психологическом уровне, необходимо для сохранения определенного статуса в значимой группе сверстников. Различные категории личности преступников обладают своими отличительными личностными особенностями, которые поддаются анализу и обобщению, и успешно используются в интересах правоохранительной деятельности. В то же время при всей значимости представленных в литературе результатов психологических исследований личности преступника еще не сложилась концепция, раскрывающая данную личность в совокупности ее проявлений.Психологические феномены личности преступника изучаются без должного учета психологической структуры (механизма) преступного деяния, недостаточно учитывается соотношение социальной роли преступника и роли жертвы в конкретной ситуации. Остаются малоизученными связи психологических свойств разных сфер личности преступника: интеллектуальной, эмоциональной и волевой.Эти и другие вопросы криминальной психологии еще предстоит изучить. 1.2 Деформация направленности личности преступника как криминогенная предпосылка его преступного поведения В настоящее время юридическая наука обнаруживает в себе значительное количество зарубежных и отечественных концепций в области криминологии, криминалистики, уголовного права и юридической (криминальной) психологии, предлагающих различные подходы к изучению и анализу личности преступника, его преступного поведения, а также его поведенческих предпосылках. Особое внимание исследователями уделяется вопросам мотивационной структуры личности преступника, возникновению у него преступных намерений. Главной проблемой здесь, безусловно, является поиск причинно-следственной связи преступного поведения и ответа на сакраментальный вопрос о мотивах преступного поведения. Формирование мотива является основным звеном поведения человека. Мотив преступления можно охарактеризовать как побуждения (состояния) индивида, которые вызывают его активность, направляют и стимулируют противоправное действие (бездействие). Мотивы преступлений чрезвычайно разнообразны. Юридическая наука обнаруживает значительное количество различных классификаций преступных мотивов. Выделяются исключительно психологические (глубинные) мотивы антисоциального поведения: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивы самооправдания. Но данный подход, также как и многие другие, имеет свою ограниченность и больше напоминает психоаналитические умозаключения, при которых психологизация достигает некоторого абсурда. Например, сложно назвать поступок человека, в котором не был бы заключен элемент (мотив) самоутверждения. Проблема заключается скорее в том, под каким углом зрения рассматривать личность преступника и в том числе мотивы его поведения. Исследователей, в большинстве случаев, интересует преступник как субъект преступного деяния и реже как субъект, например, посткриминального или постпенитенциарного поведения, а тем более как объект коррекции и реадаптации. Такая дифференциация имеет огромное значение в спорных вопросах и научных подходах к пониманию, что такое личность преступника и какова мотивация его поведения. Если говорить о преступнике как объекте исправления, то, конечно, целесообразно учитывать имплицитные мотивы его поведения, например, с целью реадаптации. Но если мы рассматриваем преступника как личность, обладающую совокупностью социально-психологических качеств, как смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств, которые, в конечном счете обусловили совершенное им преступление, то, вряд ли, перечисленные выше психологические (глубинные) мотивы будут иметь целесообразность. В целях установления истины по уголовному делу, а также назначения справедливого наказания за содеянное, мотивацию личности преступника необходимо рассматривать не просто с точки зрения ее психологического понятия, а в ее уголовно-правовом значении. Основным критерием здесь будет являться степень общественной опасности деяния, а также ущерб, нанесенный потерпевшему, для которого важен факт самого преступления и не важен факт самоутверждения преступника в момент совершения преступления, или проекции на него своих комплексов неполноценности. Использование психологического подхода в анализе генезиса преступления необходимо для формулирования ряда обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. При этом существуют определенные возможности для расширения перечня этих обстоятельств за счет конкретизированного указания на некоторые мотивы. Тем не менее, поддержим О.Д. Ситковскую в том, что: "…Психолог не компетентен участвовать в оценке мотивов, как имеющих или не имеющих "низменное" содержание. Он может дать содержательную оценку потребности, лежащей в основе мотива поведения, установить сам мотив как побуждение к определенным действиям. Оценить же мотивы с точки зрения морали и нравственности не входит в его компетенцию». Для того чтобы понять мотивы преступного поведения и удовлетворить при этом запросы уголовной практики, необходимо вспомнить неоправданно забытый подход к изучению поведения личности, предложенный отечественными исследователями в 70-х гг. XX столетия (А.Н. Леонтьевым, В.С. Мерлиным, В.В. Мясищевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном и др.). Это концепция об основных социально обусловленных подструктурах личности, ведущей из которых является направленность, как система основных побудительных сил личности. В юридической психологии под направленностью понимается система устойчивых побуждений человека, определяющая его социальную активность, избирательность отношений к различным явлениям, к той или иной социально полезной, либо напротив, антиобщественной деятельности. Этими побуждениями являются потребности, взгляды, идеалы, убеждения, установки, ценностные ориентации, интересы и мировоззрение. При этом один из компонентов направленности доминирует, другие выполняют опорную роль. Эти внутренние компоненты направленности личности и являются действующей силой формирования мотивов. Направленности принадлежит, пожалуй, системообразующая, приоритетная роль в правовой психологии личности. Она определяет избирательность активности и отношений личности в жизни и деятельности, включая и взаимоотношения с правовой системой. Они вовлекают в этот процесс и компоненты других психологических подструктур, влияя на степень, характер и способы их действия и направляя в линию правомерных или неправомерных устремлений. Никакие криминологические предпосылки в других подструктурах никогда не проявятся, пока не будут санкционированы направленностью, ее слабостями или деформациями, если они есть. Правонарушения, совершаемые даже психопатическими личностями, обусловлены не их психопатией как клиническим явлением, а только если она сочетается с криминогенной деформацией их направленности. В самом общем виде все компоненты направленности можно классифицировать на четыре группы: 1. Потребности и формы их проявлений: влечения и желания (стремления). 2. Интересы и интересы, переходящие в склонности. 3. Мировоззрение, проявляющееся в убеждениях, взглядах и идеалах. 4. Установки и их виды: стереотипы и ценностные ориентации. Эти компоненты направленности условно можно объединить в две большие группы побуждений (потребности, влечения, установки) и намерения (смыслообразующие мотивы, ценности). Критерии деформации в каждой группе компонентов направленности имеют свою специфику.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
1500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 81 страница
1150 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg