Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Средства и методы развития выносливости у девочек 8-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой

cool_lady 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Цель исследования: совершенствование методики развития выносливости у девочек 8-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой. Объект исследования: тренировочный процесс гимнасток 8-9 лет. Предмет исследования: методы и средства развития выносливости гимнасток 8-9 лет. Гипотеза исследования: в процессе физической подготовки девочек 8-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой, развитие выносливости будет более эффективным, если использовать круговой метод тренировки. Задачи исследования: 1 Раскрыть понятие выносливости; 2 Изучить возрастные особенности девочек 8-9 лет и процесс физической подготовки в спортивной гимнастике; 3 Проанализировать методы и средства для эффективного развития выносливости у гимнасток 8-9 лет; 4 Провести опытно-экспериментальное исследование по развитию выносливости у гимнасток 8-9 лет. В работе применялись следующие методы исследования: 1 Теоретический анализ научно-методической литературы; 2 Педагогическое наблюдение; 3 Педагогический эксперимент; 4 Педагогическое тестирование; 5 Математические методы. База исследования: СШОР №4 по спортивной гимнастике по адресу Свердловский пр. 84А, Челябинск. Этапы исследования: Первый этап (сентябрь – октябрь 2019 г.) – теоретический: на данном этапе осуществлялся выбор темы исследования, подбор литературы. Были проанализированы педагогическая, психологическая, методическая литература по теме исследования. Изучена литература описывающая опыт работы с гимнастками 8-9 лет и развития у них выносливости, изучена программа по спортивной гимнастике, изучен «Федеральный стандарт по виду спорта спортивная гимнастика». Определена структура исследования. Второй этап (ноябрь 2019 г. – февраль 2020) г – опытно-экспериментальный: на базе исследования, проведен педагогический эксперимент, изучен тренировочный процесс гимнасток 8-9 лет, проанализированы методы и средства развития выносливости гимнасток в практике СШОР, сформированы две однородные группы, проведён педагогический эксперимент. Третий этап (март – июнь 2020 г.) – заключительный: подведены итоги исследования; сформулированы выводы, написано заключение и оформлена выпускная квалификационная работа. Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, трех таблиц, одного рисунка, одной формулы. Количество использованных источников литературы 51. Объем работы составляет 57 страниц машинописного текста.
Введение

Актуальность исследования. Уровень технической подготовленности спортсменов существенно зависит от развития физических качеств. На современном этапе развития спорта, выносливость является одним из приоритетных физических качеств спортсменов любых специализаций. Высокий уровень развития выносливости обеспечивает возможность для успешного проявления имеющегося потенциала в условиях соревнований [1, c. 29]. Особое место в системе подготовки в спортивной гимнастике занимают вопросы, связанные с совершенствованием общей и специальной выносливости. Все основные теоретические представления о таком качестве как выносливость и методах ее развития сформированы в большинстве случаев на основе циклических видов спорта. Также встречаются публикации, посвященные изучению выносливости в игровых видах спорта и спортивных единоборствах. Однако в научной литературе на фоне большого количества работ, посвященных этой проблематике вопросы, связанные с развитием выносливости в сложно-координационных видах спорта (художественная, эстетическая гимнастика, спортивная гимнастика и спортивная аэробика) недостаточно изучены, что и обусловливает актуальность данного исследования. Наибольшее число ошибок в спортивной гимнастике, с учетом, как количества, так и качества исполнения, допускается в заключительной части соревновательной программы, что может быть следствием утомления спортсменок и результатом недостаточного развития выносливости, что подтверждает актуальность исследования. По данным авторов, которые занимались проблемой физической подготовки в спортивной гимнастике (Ю. К. Гавердовский [2], Н. Г. Сучилин [3], Т. А. Легкодимова [4] и др.), развитие выносливости является основой для совершенствования технической подготовленности гимнасток. Особенно это справедливо для девочек 8-9 лет, потому что им предстоит разучивать большой объем элементов обязательной и произвольной программы. Проблема данного исследования, с одной стороны, обусловлена требованиями спорта к высокому уровню физической подготовленности занимающихся спортивной гимнастикой, с другой стороны, недостаточно научно-обоснованными методами и средствами развития выносливости девочек 8-9 лет, занимающихся спортивной гимнастикой.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..... 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ГИМНАСТОК 8-9 ЛЕТ 1. 1 Характеристика спортивной гимнастики как вида спорта……... 6 1. 2 Понятие выносливости……………………………………………. 13 1. 3 Особенности физической подготовки юных гимнасток……….. 18 1. 4 Анатомо-физиологические особенности девочек 8-9 лет………. 23 Выводы по первой главе………………………………………………. 27 ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК 2. 1 Методы и средства развития выносливости гимнасток 8-9 лет... 33 2. 2 Организация и методы исследования……………………………. 39 2. 3 Результаты опытно-экспериментального исследования………... 44 Выводы по второй главе………………………………………………. 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… 53
Список литературы

1. Бальсевич, В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К. Бальсевич. – М. : Сов. спорт, 2009. – 219 с. 2. Баршай, В. М. Гимнастика : учеб. / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. 3-е изд., доп. и перераб. М. : КноРус, 2019. – 312 с. 3. Брусков, В. К. Подготовка спортсменов / В. К. Брусков. – М. : ЗОЖ, 2012. – 230 с. 4. Ватутин, В. А. Теория вероятностей и математическая статистика в задачах / В. А. Ватутин, Г. И. Ивченко, Ю .И. Медведев. – М. : Ленанд, 2015. – 384 c. 5. Гавердовский, Ю. К. Естественная классификация гимнастических упражнений / Ю. К. Гавердовский // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 6. – С. 82. 6. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика: монография. / Гавердовский, Ю. К. – М. : Физкультура и спорт, 2007. – 911 с. 7. Гавердовский, Ю. К. Теория и методика спортивной гимнастики : учебник в 2 т. Т. 1. – М. : Советский спорт, 2014. – 368 с. 8. Гельман, В. Я. Решение математических задач средствами Excel / В. Я. Гельман. – СПб. : Питер, 2013. – 240 с. 9. Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Г.Н. Германов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 224 с. 10. Гимнастика: теория и практика : методическое приложение к журналу «Гимнастика» /авт.-сост. Н.Г. Сучилин; Федерация спортивной гимнастики России. – Вып.2 – М.: Советский спорт,2011. – 96 с. 11. Гимнастика: теория и практика : методическое приложение к журналу «Гимнастика» /авт.-сост. Н. Г. Сучилин; Федерация спортивной гимнастики России. – Вып.2 – М.: Советский спорт,2010. – 88 с. 12. Горелов, Н. А. Методология научных исследований : учебник и практикум / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов, О.Н. Кораблева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. – 365 с. 13. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки / под общей редакцией А. В. Карасев. – М. : Лептос, 2010 – 368 с. 14. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. – М. : Сов. спорт, 2009. – 199 с. 15. Иванова, Ю. В. Физиологические основы выносливости / Ю. В. Иванова, П. А. Халявин // БМИК. – 2015. – №4. – С. 299. 16. Ивасенко, А. Г. Педагогика физической культуры / А. Г. Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. Павленко. – М. : КноРус, 2012. – 320 с. 17. Кайдаш, С. И. Основные средства гимнастики : учебное пособие для студентов вузов физической культуры / С. И. Кайдаш – Малаховка. : МГАФК, 2015. – 144 с. 18. Капилевич, Л. В. Физиология человека. Спорт : учеб. пособие / Л.В. Капилевич. – М. : Юрайт, 2017. – 141 с. 19. Капилевич, Л. В. Физиология человека. спорт.: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л .В. Капилевич. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 141 c. 20. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учеб. / под ред. В. И. Загвязинского. –М. : Академия, 2015. – 238 с. 21. Кирьяш, Н. С. Возрастные особенности развития основных физических качеств девочек 5-8 года жизни, занимающихся спортивной гимнастикой / Н. С. Кирьяш, М. П. Мухина // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2019. – №2. – С. 68-76. 22. Кузнецов, А. В. Статистика / А. В. Кузнецов. – Издательство Умная книга, 2012. – 128 с. 23. Ландырь, А. П. Тесты с дозируемой физической нагрузкой в спортивной медицине / А. П. Ландырь, Е. Е. Ачкасов, И. Б. Медведев. – Москва: Издательство «Спорт», 2019. – 256 c. 24. Легкодимова, Т. А. Расчет оптимальной тренировочной нагрузки гимнасток 9-10 лет в подготовительном периоде / Т. А. Легкодимова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2011. – № 1. – С. 82-85. 25. Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике : учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 163 с. 26. Лысова, Н. Ф. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие / Н. Ф. Лысова. – М. : Инфра-М, 2015. – 352 с. 27. Любимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. т.1 организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учеб. для СПО / З. В. Любимова, А. А. Никитина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 447 c. 28. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. – М. : Терра-Спорт, 2010. – 192 с. 29. Масалова, О. Ю. Теория и методика физической культуры : учеб. / О. Ю. Масалова . Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 572 с. 30. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учеб. / Л. П. Матвеев. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М. : Сов. спорт, 2010. – 340 с. 31. Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. / Ю. В. Менхин. – М. : «СпортАкадемПресс», 2015. – 170 с. 32. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учебник для магистров / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий. – М. : Юрайт, 2019. – 255 с. 33. Назарова, Е. Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. – М. : Академия, 2013. – 256 с. 34. Никитушкин, В. Г. Спорт высших достижений: теория и методика : учеб. пособие / В. Г. Никитушкин, Ф. П. Суслов. – М. : Спорт, 2018. – 318 с. 35. Николаев, А. А. Развитие выносливости у спортсменов / А. А. Николаев, В. Г. Семёнов. – М: Издательство «Спорт», 2017. – 144 c. 36. Парахин, В. А. Методика обучения полетным упражнениям с контрвращением в спортивной гимнастике / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 2. – С. 32-34. 37. Петров, П. К. Методика преподавания гимнастики в школе : учебник для вузов / П. К. Петров. 2-е изд.,испр.и доп. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 447 с. 38. Петрушкина, Н. П. Спортивная физиология : учеб. изд. / Н. П. Петрушкина, А. И. Пустозеров. – Челябинск : УралГУФК, 2011. – 64 с. 39. Платонов, В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов : науч. изд. / В. Н. Платонов. – М. : Спорт, 2019. – 656 с. 40. Психология физической культуры и спорта : учеб. и практикум для СПО / под ред. А.Е. Ловягиной. – М. : Юрайт, 2019. – 338 с. 41. Романенко, А. Н. Основы специальной физической подготовки спортсменов / А. Н. Романенко. – М. : Физкультура и спорт, 2015. – 100 с. 42. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 432 с. 43. Семенов, Д. В. Технология подготовки гимнастов на этапе начальной спортивной специализации : монография / Д. В. Семенов, В. Н. Шляхтов, А. А. Румянцев. – Великие Луки : Великолукская ГАФК, 2018. – 127 с. 44. Солодков, A. C. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам : Лекция / А. С. Солодков, – Л. : ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 2012. – 23 с. 45. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учеб. для высших учебных заведений физической культуры. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М. : Спорт, 2015. – 619 с. 46. Спорт высших достижений: спортивная гимнастика : учебное пособие / под ред. Л. А. Савельевой, Р. Н. Терехиной. – М. : Человек, 2014. – 148 с. 47. Спортивная метрология : учеб. / В. В. Афанасьев, И. А. Осетров, А. В. Муравьев, П. В. Михайлов. 2-е изд.,испр. и доп. – М. : Юрайт, 2018. – 246 с. 48. Тамбовцева, Р. В. Физиологические основы развития двигательных качеств / Р. В. Тамбовцева // Новые исследования. – 2011. – №26. – С. 5-14. 49. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов. / Под руководством Б. А. Ашмарина. – М. : Просвещение. 2010. – 287 с. 50. Трофимов, А. М. Физическая выносливость и ее видовая дифференциация / А. М. Трофимов, А. И. Прокофьев // ТиПФК. – 2014. – №6. – С. 73-76. 51. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учеб. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. 14-е изд., стер. – М. : Академия, 2017. – 496 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ГИМНАСТОК 8-9 ЛЕТ 1. 1 Характеристика спортивной гимнастики как вида спорта Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического и физического воспитания людей [5, с. 12]. Задачи гимнастики [6, с. 123]: 1. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки. 2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др. 3. Формирование организаторских и прикладных умений и навыков применимых в быту. 4. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, представления, внимания, память на движения и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности. 5. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины. 6. Подготовка высококвалифицированных спортсменов. Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами. Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психорегулирующее воздействие, и др. к основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога [7, c. 35]. Методы – это способы применения гимнастических упражнений и других средств гимнастики с целью специально запланированного воздействия на занимающихся [8, с. 125]. Способ выполнения упражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять упражнение как при этом дышать, как сочетать напряжение работающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы. Гимнастику в целом можно охарактеризовать как вид спорта, в котором сложно координированные действия выполняются в относительно постоянных условиях с оценкой мастерства спортсмена по критериям трудности программы, ее композиции и качества исполнения [9, с. 122]. Раскроем эти стороны. Относительно построенные условия выполнения упражнений обусловлены правилами соревнований, которыми установлен единый стандарт снарядов (конструкция, материал, размеры, крепление и т.д.), определено чередование видов многоборья и даже место расположения снарядов на помосте, что заранее доводиться до сведения участников крупных соревнований. Трудность упражнений определяется координационной сложностью, а также степенью физических и психических усилий, которые затрачиваются гимнастками при их выполнении и освоении. Условно все гимнастические элементы или соединения, за исключением простейших, относятся к тем или иным группам трудности. Количество трудных частей упражнений (элементов и соединений) оговаривается правилами соревнований для каждого спортивного разряда и характеризует их содержание. Наряду с содержанием упражнений на соревнованиях оценивается и их композиция. Под композицией понимается общее построение комбинации с учетом специфических закономерностей связывание частей в единое целое и специальных требований, отражающих современные тенденции в развитии гимнастического мастерства. Наиболее характерными признаками современных упражнений являются их динамичность, оригинальность и насыщенность рискованными элементами [10, с. 82]. Качество исполнения (при соответствии трудности и композиции упражнений, установленным требованиям) имеет решающее значение. Высшая степень исполнительского мастерства называется виртуозностью. Привлекательной стороной спортивной гимнастики является ее эстетическая направленность. Сценичность, образность, пластичность и ритмичность движений определяют их выразительность. Спортивную гимнастику характеризует многообразие форм искусственно созданных движений, называемых элементами. Существует множество элементов различной степени трудности, отличающихся друг от друга пространственными и временными параметрами движений, характером мышечных усилий. Многообразие элементов обусловлено конструкцией гимнастических снарядов мужского и женского многоборья и возможностью создавать новые элементы и соединения. Подчеркнем еще ряд особенностей гимнастики. Гимнастика – многоборье. В связи с этим гимнасты должны овладевать упражнениями всех его видов. Упражнения в различных видах как мужского, так и женского многоборья отличаются друг от друга. Это обусловлено конструкцией снаряда, сложившимися требованиями к содержанию и композиции упражнений. Существенны различия и в методике обучения упражнениям в разных видах многоборья, специфична нагрузка на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма. При обучении гимнастическим упражнениям различных видов многоборья может проявляться и положительный и отрицательный перенос двигательных навыков [11, c. 79]. В условиях соревнований гимнасту-многоборцу приходиться решать проблему «нескольких стартов», что связано с большой психической напряженностью. Одна из существенных особенностей гимнастики – это постоянная необходимость овладевать новыми упражнениями: при переходе к программе более высокого разряда, при смене обязательной программы, с целью модернизации произвольной программы. «Фактор новизны» является стимулом в деятельности и гимнаста, и тренера. Перспективность гимнаста во многом определяется темпами его спортивного роста, зависящими от способности осваивать новые упражнения. Многие элементы, особенно повышенной сложности, связаны с риском. Их выполнение требует внимания, проявление больших волевых усилий. Обилие стрессовых и травмоопасных ситуаций с преодолением отрицательных эмоций – это еще одна типичная особенность процесса подготовки гимнаста. Соревновательная деятельность гимнаста характеризуется отсутствием непосредственного контакта с соперником. Даже в командных соревнованиях превалирует неколлективный характер действий каждого спортсмена. Все это предопределяет особенности подготовки и выступлений на соревнованиях. Спортивной гимнастике присущ творческий компонент. Создание новых композиций, новых элементов, совершенствование индивидуального стиля – все это стимулирует воображение, развивает творческие способности гимнастов и тренеров. Использование музыки в вольных упражнениях и при проведении занятий воспитывает ритмичность, музыкальный вкус. Разносторонняя техническая и физическая подготовка, связанная с целенаправленным воспитанием качеств силы, быстроты, выносливости и ловкости, хореографическая подготовка, доведение каждого движения до полной завершенности в соответствии с канонами стиля предопределяют типичную для гимнастики тренировочную работу. Систематические занятия гимнастикой способствуют приобретению правильной осанки [12, с. 130]. Физическое воспитание в нашей стране направлено на всестороннее, гармоническое развитие и укрепление здоровья людей, увеличение их творческого долголетия, совершенствование двигательных и морально-волевых качеств, на подготовку к высокопроизводительному труду. В настоящее время в нашей стране около 130 тысяч детей, юношей, девушек и взрослых занимаются в детских и юношеских спортивных школах, спортивных школах молодежи, школах высшего спортивного мастерства, в школах и секциях, коллективах физической культуры предприятий, учреждений и учебных заведений. Многие гимнастические школы располагают залами, имеющими специальные приспособления, тренажеры и другие технические средства, которые ускоряют и облегчают процесс обучения гимнастическим упражнениям [13, с. 134]. Гимнастические упражнения успешно развивают силу, ловкость, гибкость, быстроту, координацию движений, ориентировку в пространстве и другие качества. Развитие гимнастики, а также широкое ее использование представителями других видов спорта объясняются следующим: ? гимнастические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; ? гимнастические упражнения необычны и зрелищны. Спортсмены-гимнасты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их, характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движения; ? диапазон сложности и разнообразия гимнастических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для овладения сложнейшими не хватает всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересо¬ванность занимающихся; ? навыки, приобретенные на занятиях гимнастикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; ? разнообразие видов позволяет заниматься гимнастикой юношам и девушкам с различными физическими данными [14, с. 125]. Применение гимнастических упражнений в процессе подготовки детей возможно в двух основных направлениях. 1 Непосредственное введение их в программу по гимнастике, прыжки на батуте. В этом случае на занятиях необходимо детально и последовательно изучать технику выполнения гимнастических упражнений со всеми ее тонкостями, так как неверное обучение даже несложным двигательным действиям существенно влияет на последующее освоение более сложных элементов. Поэтому занятия по гимнастике должен проводить квалифицированней тренер, хорошо знающий методику обучения и способы страховки. 2 Выполнение гимнастических упражнений с целью совершенствования физических и волевых качеств занимающихся. Издавна, в качестве средств физического воспитания называют спорт, игры, гимнастику, туризм и др. Гимнастика, как средство физического воспитания представляет собой систему искусственно созданных упражнений, которая решает общие задачи физического воспитания. Рассмотрим гимнастику как средство физической культуры: разберем, как используются гимнастические упражнения для достижения целей физического воспитания. Как и другие средства, гимнастика решает общепедагогические задачи физического воспитания. 1 Формирование многих черт характера (трудолюбия, целенаправленности и др.), качеств личности (концентрации внимания, мобилизации волевых усилий, быстроты реагирования, чувства ритма и др.), нравственности. 2 Укрепление здоровья в процессе использования гимнастических упражнений в различных условиях (на воздухе, в воде, при различных температурах и др.). 3 Рациональное формирование осанки при различных положениях тела. 4 Развитие физических качеств в их взаимосвязи (силовых, скоростно-силовых, гибкости, ловкости, координации) [15, c. 62]. Для решения всех задач используются многократные движения, двигательные действия, которые получили название «упражнения». В гимнастике существует бесконечное множество упражнений. Они традиционно объединены в группы. Каждая из ниженазванных групп может использоваться для решения, как общих, так и специфических задач физического воспитания. 1 Строевые упражнения формируют осанку, воспитывают внимание, ритмичность коллективных действий, формируют организаторские умения и навыки, управленческие способности. 2 Общеразвивающие упражнения (ОРУ) формируют школу движений, развивают координацию, ловкость, гибкость, силовые качества, формирует умения и навыки в естественных видах движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.). 3 Прикладные упражнения (лазанье, перелезание, переползание, преодоление препятствий, переноска грузов и т.д.) развивают ловкость, формируют умение ориентироваться в пространстве и взаимодействовать с внешней средой, способствуют активизации мыслительных процессов. 4 Вольные упражнения (используются при высоком уровне физической и технической подготовки) развивают координацию, чувство ритма, согласованности и красоты движений, пластичность, способствуют развитию творческой двигательной деятельности. 5 Упражнения художественной гимнастики (вольные упражнения с предметами), кроме перечисленных выше качеств, развивают грациозность, выразительность движений, согласованность движений с музыкой. 6 Акробатические упражнения развивают смелость, ориентацию в пространстве, функциональную устойчивость (не нарушаются функции органов при самых разнообразных, необычных движениях и положениях тела). 7 Прыжковые упражнения (прыжки простые и опорные) развивают скоростно-силовые качества, точность движений, ловкость, смелость, настойчивость. 8 Упражнения на снарядах развивают силовые качества, ловкость, ориентацию в пространстве, формируют жизненно необходимые навыки в приземлении, в преодолении препятствий, в перемещениях в различных направлениях и различными способами [16, c. 54]. Многообразие средств и методов гимнастики, доступность и большой выбор упражнений для всех возрастов, избирательное и локальное воздействие упражнений на отдельные системы организма человека при строгой их регламентированности обеспечивают воспитание физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. 1. 2 Понятие выносливости Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физического воспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению [17, c. 53]. Приведенное определение дает общее представление о выносливости, но не исчерпывает разнообразия видов ее проявления в практической деятельности человека. В частности, при изменении интенсивности работы предельное время ее выполнения может изменяться в широком диапазоне. Например, в беге с максимальной скоростью уже на 10-15-й секунде наблюдается значительное ее падение. В то же время марафонцы более двух часов поддерживают непредельную для себя скорость бега. Естественно, что механизмы утомления, а, следовательно, и выносливости в этих случаях разные и зависят от специфики выполняемой работы. В зависимости от специфики работы (умеренной интенсивности, скоростная, силовая, координационная) можно говорить о способности преодолевать утомление при нагрузках умеренной интенсивности скоростной, силовой или координационной направленности. Это дает основания к выделению разных видов выносливости: общая, скоростная, силовая, координационная. Выносливость как качество проявляется в двух основных формах: ? в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности; ? в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления [18, c. 51]. На практике различают несколько видов выносливости: общую и специальную. Необходимо отметить, что большое количество изометрических упражнений в тренировочном занятии вызывает специфические приспособления организма к статической работе и не оказывает положительного влияния на динамическую силу. Дозировка упражнений, на развитие силы такова, что при выполнении упражнения появилось чувство усталости, но не предельного утомления. Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. С точки зрения теории спорта общая выносливость – это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется: ? аэробными возможностями организма (физиологическая основа общей выносливости); ? степенью экономизации техники движений; ? уровнем развития волевых качеств [19, c. 73]. Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью. Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности. Основным показателем выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) л/мин. Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время. Специальная выносливость – это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку за время, обусловленное требованиями его специализации. Иными словами – это выносливость к определённому виду спортивной деятельности, способность эффективно проводить технические приёмы в течение схватки, игры и т.д. В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям. Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет многокомпонентное понятие, т.к. уровень её развития зависит от многих факторов [20, c. 73]: ? общей выносливости; ? скоростных возможностей спортсмена; (быстроты и гибкости работающих мышц); ? силовых качеств спортсмена; ? технико-тактического мастерства и волевых качеств спортсмена. Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определённого времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость, следует из названия, характеризуется предельным временем сохранения определённых мышечных усилий (определённая рабочая поза.) Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает. Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и околопредельной интенсивности движений (70-90% max) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий. Эти действия специфичны для многих профессий, в том числе и для спорта. Поэтому методика совершенствования скоростной выносливости будет иметь сходные черты при профессиональной и спортивной подготовке [21, c. 231]. Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять продолжительное время сложные по координационной структуре упражнения. В зависимости от механизма энергообеспечения выносливость может быть аэробная и анаэробная. Аэробная выносливость Во время аэробной работы тело работает на уровне, при котором требуется кислород для потребления телом «топлива». При этом образуется такие отходы как диоксид углерода и вода, которые выводятся из организма вместе с потом и дыханием. Аэробная выносливость в свою очередь делится на типы: Короткая – от 2 до 8 минут; Средняя – от 8 до 30 минут; Длинная – от 30 и более [22, c. 35]. Аэробная выносливость тренируются с использованием непрерывного и интервального тренинга. Аэробный порог – это точка, при достижении которой начинают работать анаэробные «энергетические каналы». Он наступает при достижении примерно 65% от максимальной частоты сердечных сокращений, это примерно на 40 ударов ниже анаэробного порога. Анаэробная выносливость При анаэробной работе, связанной с максимальными усилиями, тело работает так, что потребности в кислороде и топливе превышают скорость их подачи в мышцы. Мышцы при нехватке кислорода принимают состояние, при котором в них начинает накапливаться молочная кислота. Эта точка называется молочным или анаэробным порогом. Анаэробная выносливость можно разделить на следующие типы [23, c. 319]: Короткая – менее 25 секунд; Средняя – от 25 до 60 секунд; Длинная – от 60 до 120 секунд. Анаэробную выносливость можно развивать путем повторения работы высокой интенсивности с ограниченным временем на восстановление. Анаэробный порог – это точка, при которой в мышцах начинает накапливаться молочная кислота. Принято, что она наступает при достижении 80-90% от максимальной частоты сердцебиения, это примерно на 40 ударов чаще, чем при аэробном пороге. 1. 3 Особенности физической подготовки юных гимнасток Физическая подготовка состоит из двух ее составляющих частей – это общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта [24, c. 67]. Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия. Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека. Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности [25, c. 39]. Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам: ? спортивная подготовка; ? профессионально-прикладная физическая подготовка. Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям [26, c. 19]. Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы. Наиболее близкая и тесно связанная со специальной физической подготовкой в спортивной гимнастике является техническая подготовка. Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменкой техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов. В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения. К базовым упражнениям относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта. К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена. Физическая подготовленность – это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта [27, c. 63]. Взаимосвязь двигательных качеств и навыков у гимнасток. В теории и практике спорта принято считать, что двигательные качества – это база, на которой строится техническое мастерство спортсменов. Тем не менее, на современном этапе развития теории и практики спорта это бесспорное положение нуждается в уточнениях и конкретизациях, имеющих непосредственный выход в методику обучения и тренировки. В ряде случаев уровень развития двигательных качеств, прямо определяет спортивный результат. Например, чем выше уровень развития силы, тем больший вес поднимается движением жима, или чем лучше подвижность в тазобедренных суставах, тем качественнее выполняется шпагат. Чаще всего достижение зависит не от одного двигательного качества, а от совокупного проявления нескольких качеств.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 72 страницы
1800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg