Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Создание иллюстраций к литературным произведениям как средство патриотического воспитания подростков на уроках изобразительного ис-кусства.

cool_lady 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Цель работы – способствовать воспитанию патриотизма у подростков сред-ствами создания иллюстраций к литературным произведениям. Анализ и изучение опыта работы педагогов общеобразовательных школ, по данной проблеме, а также анализ научной литературы, дали возможность нам выявить противоречия между: -возросшей необходимостью общества в реализации художественно-эстетического и патриотического воспитания современных подростков, и не-достаточной теоретической и технологической разработанностью проблемы патриотического воспитания подростков по средствам художественной дея-тельности; -возможностями организации эффективного патриотического воспитания по средствам изобразительного искусства школьников в современных условиях, и реализацией их на практике. Возникшие противоречия обусловлены следующими параметрами: • утрата интереса к искусству, в следствие недостаточности эстетического воспитания • многократно возросший поток некорректной, а порой и искажающей действительность информации, получаемой молодым поколением; • пересмотр ценностей и идеалов, политическая обстановка в мире, кото-рая создаёт определенные сложности в понимании подростками основ любви к Родине. Проблема исследования – каковы потенциальные возможности использова-ния создания иллюстраций к литературным произведениям в патриотическом воспитании подростков. Объект исследования – процесс патриотического воспитания подростков пу-тём создания иллюстраций к литературным произведениям. Предмет исследования – патриотическое воспитание подростков в процессе создания иллюстраций к литературным произведениям. Для достижения поставленной цели необходимо будет выполнить ряд задач: • изучить проблему развития чувства патриотизма у подростков • исследовать уровень воспитанности и развития патриотических чувств у подростков • подобрать литературные произведения для создания иллюстраций • разработать цикл занятий по изобразительному искусству посвящённых созданию иллюстраций к литературным произведениям Гипотеза исследования – мы предполагаем, что создание иллюстраций к лите-ратурным произведениям на уроках изобразительной деятельности положи-тельно влияет на развитие чувства патриотизма у подростков. Научная новизна исследования заключается в следующем: - Научно-обоснованная идея духовной наследственности и традиционных ценностей гражданско-патриотического воспитания в отечественной культуре. - Выявлена роль изобразительного искусства как педагогического средства патриотического воспитания. - Разработан и апробирован цикл занятий по изобразительному искусству по-свящённых созданию иллюстраций к литературным произведениям
Введение

Патриотизм принято относить к числу тех качеств личности, утратив кото-рые общество станет нежизнеспособным. Проблема воспитания глубокого чувства патриотизма у современного поколения уходит своими корнями глу-боко в историю. Многие выдающиеся мыслители и политики, писатели, учё-ные и философы обращались к вопросу важности формирования у подраста-ющего поколения патриотических чувств и взглядов. Патриотизм, это чув-ство нравственное и природа его, как и любого другого чувства, непознавае-ма. Прививая сие чувство современному молодому поколению, мы можем дать ему и возможность прикоснуться к самым важным и значимым страни-цам истории нашего Отечества, семьи, рода и своего края. Поэтому не менее важное значение для развития чувства патриотизма средствами изобразитель-ного искусства, в частности иллюстрации, имеет также и учет краевых осо-бенностей, присущих именно данной местности, с которыми наиболее тесно может соприкоснуться подросток. Которые органично вплетаются и в его жизнь. Воспитывать чувство патриотизма необходимо начинать с первых лет жизни ребёнка в своей семье, продолжать в дошкольных учреждениях, и да-лее в школе. Патриотическое воспитание современного поколения это не только изучение истории и традиций народа, но также привитие учащимся эстетического и нравственного восприятия мира, который его окружает. С чего же начинается патриотизм? Добролюбов Н. А. отвечал: что с любви к родному краю. Это так просто и понятно любить свой родной дом, село или город, в котором ты родился и вырос; свой народ, который тебя окружает, родной язык, на котором говорят твои соотечественники соприка-саясь с мировой культурой; историю, позволяющую проследить путь станов-ления и развития своего Отечества, многое другое, то из чего складывается определение понятия «патриотизм». Это великое чувство которое всегда, наиболее ярко, отличало россиян, умевших гордиться гениальными творени-ями своих предков, таких как Пушкин и Ломоносов, Репин и Гоголь, Суриков и Менделеев , Королёв и Циолковский, великими подвигами сынов народа, отстоявших Родину в битвах у Бородина и на Чудском озере, на поле боя под Сталинградом и Москвой: Александра Невского , Минина и Пожарского, Су-ворова и Кутузова, Чапаева и Жукова.. Следует отметить, что в содержании школьного предмета «Изобразительное искусство» как и в системе всего художественно-педагогического образования лишь в малой степени затронута проблема воспитания и привития патриоти-ческих чувств современным подросткам. Анализируя методическую литера-туру, а также программы учебных дисциплин художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах России мы можем увидеть очень по-верхностный уровень знаний учащихся о том, что же это такое - «патрио-тизм».
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства. 7 1.1. Историко-педагогический анализ проблемы патриотического воспитания. 7 1.2. Психолого-педагогические компоненты, лежащие в основе патриотического воспитания. 12 1.3 Психологические особенности подростков 26 1.3. Литературные произведения как средство развития патриотизма у подростков 31 1.4. Создание иллюстраций к литературным произведениям как педагогическое средство патриотического воспитания учащихся. 36 Выводы по первой главе 40 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотизма у подростков по средствам иллюстрации художественных произведений. 41 2.1 Цель, задачи и условия опытно-экспериментальной работы 41 2.2 Описание констатирующего эксперимента 44 2.3 Описание формирующего эксперимента 49 2.4 Выявление динамики в уровне воспитания патриотизма у детей 6-7 лет 53 Вывод по второй главе 58 Заключение 59 Список используемой литературы 61 Приложение 1. Методики изучения волевых качеств 64 Приложение 2. Методики изучения волевых качеств 67 Приложение 3. Методики изучения волевых качеств 70
Список литературы

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис- пресс, 2002 - С. 224. 2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - № 4 - С. 23. 3. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - № 6 - С. 59. 4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школь-ников - 2005 № 8 - С. 17. 5. Историческое краеведение / Под ред. Матюшина Г- Н. - М.,2003. 6. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. Даринского А.В. - М., 1987. - с. 219. 7. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педаго-гика - 2004 - №5 - С. 52. 8. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М., Юрайт, 2001 - 607 с. 9. Туристско-краеведческие кружки в школе /Под ред. Титова В.В. - М., 2004. 10. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 2001. - с. 90- 91. 11. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. - М: МГУ, 1979. - с. 22. 12. Божович Л. И. Что такое воля? // Семья и школа. - 2000. - №1. - с. 32- 35. 13. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Рязань, 2001. - с. 9. 14. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. - М., 2004. - с. 42. 15. Джемс У. Психология. - М., 2001. - с. 98. 16. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. - Ташкент, 2005. - с. 47. 17. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Про-блемы психологии воли. - Рязань, 2001. - с. 7- 9. 18. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. - Рязань, 2001. - с. 19- 23. 19. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000. - с. 114- 254. 20. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс. - Тби-лиси, 2003. - с. 36. 21. Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал. - 2004. - № 2. 22. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. - М., 2005. - с. 17. 23. Немов Р.С. Психология. Кн.1. - М., 2005. - с. 57. 24. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека. - Весник СпбУ- 2001. - № 3. 25. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 2003. - с. 35. 26. Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности. - М., 2004. - с. 15. 27. Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий. - М., 1984. - с. 62. 28. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. - Рязань, 2001. - с. 16- 19. 29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СП., 2006. - с. 34- 78. 30. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 2002. - с. 13. 31. Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой ак-тивности. - Рязань, 2000. - 138 - с. 3- 23.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания учащихся сред-ствами изобразительного искусства. 1.1. Историко-педагогический анализ проблемы патриотического воспита-ния. Происходящие в российском обществе социально-экономические преобразо-вания привели к изменениям и в социокультурной жизни. В современных условиях воспитания подростков резко возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, и богатствам народной культуры, изу-чать которое – наиважнейшая задача в нравственном и патриотическом вос-питании молодого поколения. В древнейших народных промыслах заключена историческая память поколений, сохранена душа народа, сотворившего под-линные шедевры искусства, свидетельствующие о таланте и высоком худо-жественном вкусе мастеров, и народных умельцев прошлого. Воспитание в ребёнке полноценной личности, развитие его нравственного потенциала и эс-тетического вкуса будет невозможно, если мы будем говорить об этом бес-предметно, не вводя молодых людей в этот своеобразный яркий и неповто-римый мир, созданный вековыми стараниями ушедших поколений . Лучшие черты национального характера такие как; уважение к своей истории и тради-циям, любовь к малой Родине и Отечеству в целом, скромность и врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это дают нам творения народных умельцев. Эстетическое, патриотическое, духовно-нравственное воспитание, в их основе находятся понимание и освоение нравственных цен-ностей; таких как свобода, человеческое достоинство, честь, ответственность, совесть, любовь, доброта, верность, храбрость и героизм. Весомым компо-нентом для формирования этих качеств является – побуждение к чувствен-ным переживаниям, осмысление произведений искусства, любовь к окружа-ющему нас миру, интерес к историческому прошлому своего рода, города, страны к бережному отношению к обрядам и традициям. Уроки изобрази-тельного искусства в современной общеобразовательной школе призваны развивать способности подростков к самовыражению и раскрывать их творче-ский потенциал, развивать и углублять чувство прекрасного. Для повышения интереса к художественному творчеству считаем необходимым развивать эмоционально–творческое отношение к данному виду деятельности, содей-ствовать радостному ожиданию увлекательной работы и, конечно, возможно-сти продемонстрировать свою точку зрения, и показать свое я. Ребёнку нельзя да и не нужно навязывать мир ценностей, они должны быть приобретены им при помощи умственных усилий. В процессе обучения и воспитания знания подростка становятся тем бесценным опытом, который сформирует из него полноценную личность. Одним из главных принципов уроков изобразитель-ного искусства является принцип «от жизни через искусство к жизни» этот принцип постоянной связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и сопереживание окружа-ющей действительности, способность осознания и выражения своих соб-ственных переживаний, своего внутреннего мира, становятся важным и необ-ходимым условием для формирования гармонично развитой личности, нали-чия у ребенка возможности самостоятельного видения мира и размышления о нем. Формирование чувства патриотизма необходимо осуществлять на базе про-шлых и ныне существующих традиций. Особенности патриотического воспи-тания учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности в урочной деятельности повышают творческий потенциал формирующейся личности средствам искусства: мыслей и чувств, переживаний людей, выра-женные в художественных образах на репродукциях русских художников, становятся доступными всем людям и передаются из поколения в поколение. Процесс воспитания происходит не назидательно, но тем не менее формирует, развивает, доставляет человеку радость, эстетическое наслаждение, объеди-няя людей, побуждает их к творчеству, активизирует их сознание, формирует целостные ориентиры и нравственные предпочтения, социальные идеалы, убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому многонаци-ональной России, к традициям, верности Отечеству. Патриотическое воспитание – отражение отношения к Родине, к своему наро-ду, традициям существовавших на тех или иных этапах развития цивилиза-ции. Это «Вечная тема» традиционной педагогики, рождённая объективной и реальной необходимостью целостности государства. В России идея граждан-ско-патриотического воспитания и обучения развивалась в русле народной философской и педагогической мысли, но и вместе с тем её всегда отличало качественное своеобразие, которое определялось спецификой развития жизни народа. В условиях жизнедеятельности народа сформировались традиции, ко-торые стали одним из источников формирования основ любви к Родине и гражданской ответственности за свою страну и населяющий её народ. Патрио-тическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, свои формы отражения в сознании гармонично развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Это даёт нам воз-можность охарактеризовать патриотическое воспитание подростков сред-ствами изобразительного искусства как одно из важных направлений в систе-ме воспитания школьников в современной общеобразовательной школе. Процесс патриотического воспитания учащихся средствами художественно-изобразительной деятельности предполагает такую организацию работы, ко-торая обеспечила бы высокий уровень сознания и творческую активность учащихся, что становится реальным благодаря созданию необходимых педа-гогических условий. Одним из таких условий является деятельностный под-ход, реализующий единство учебной и внеучебной деятельности. Главен-ствующими ценностями патриотического воспитания учащихся на этапе по-строения современного гражданского общества является любовь к Родине, социальная справедливость, готовность к защите Родины, чувство содруже-ства народов и высокое толерантное сознание. Суть этого заключается в том, что изобразительное искусство имеет возможность активно воздействовать на эмоциональную сферу человеческого сознания, помогая плодотворному вос-приятию как мировоззренческих, межнациональных, патриотических, так и нравственных чувств, долга, доброты, чести, справедливости и искренней преданности исполняемому делу. Патриотическое воспитание подростков средствами изобразительного искусства отражает реальный позитивный под-ход к формирующейся личности школьника и обеспечивает повышение дей-ственности его воспитания. Понимание чувства патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, которая уходит своими корнями в глубь веков. Уже у Платона есть рассуж-дения о том, что родина дороже отца и матери. Любовь к отечеству, как выс-шая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и мощным пе-дагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [1] В «Лекциях о воспи-тании детей» А.С. Макаренко говорит: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг пе-ред коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или при-казания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей». Изучение философской и психолого-педагогической литературы даёт нам возможность увидеть, что всегда большое внимание уделялось воспитанию молодого поколения в ключе любви к Родине а также бережного отношения к ее природе, культуре и традициям. Вопросы патриотического воспитания подымались в трудах В.Г. Белинского, К. А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П.Куницына, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.А. Терентия, К. Д. Ушинского и других видных российских ученых. Общетеоретическая про-блема патриотического воспитания исследовалась в работах Р.Г. Абдулатипо-ва, Л.Г. Арчажниковой, Н.И. Болдырева, В.П. Борисенкова, А.Е. Дмитриева, Т.Г. Исламшиной, Т.С. Комаровой, П.В. Конаныхина, Г.А. Коноваловой, Н.А.Константинова, Ю.Г. Круглова, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.Т. Легоста-ева, С.В.Марзоева, И.С. Марьенко, В.А. Пекшина, Р.Л. Рождественской, Н.Е. Семеновой, Н.А. Сиволобовой, В.А. Сластенина, А. Д. Солдатенкова, М.Г. Тайчинова, М.Р. Терентия, О.Н. Шитиковой и др. 1.2. Психолого-педагогические компоненты, лежащие в основе патриотиче-ского воспитания. Многое в деле воспитания патриотизма зависит от школы, её роль в этом деле сложно переоценить. Каждый педагог должен осознавать, что воспитание гражданина, патриота – своей Страны, это тот процесс, в основе которого лежат индивидуальные пси-хологические и социальные особенности личности. На основании этих осо-бенностей у учеников складываются различные представления о жизни и окружающем их мире, событиях, включая и представления о своей Родине. Воспитать патриотов сегодня – значит обеспечить наше будущее завтра. В образовательном учреждении процесс воспитания с давних пор является организованным и прицельным воздействием на личность и поведение учени-ка. В педагогической психологии данный процесс воспитания рассматривает-ся в возможности воздействия на чувства. Взаимоличностные отношения и освоение социально - культурных ценностей и установок, правил поведения и норм– все это затрагивает чувственную сферу. Формирование патриотизма у подростков основывается на преобладании ин-дивидуальных или общественных мотивов в отношении к своей Родине и любви к Отечеству. Становление и развитие чувства патриотизма, формиру-ется на уровне конкретного образного мышления. Изучив роль психологиче-ских механизмов, а также психологических факторов, влияющих на форми-рование патриотического потенциала у учащихся, можно полагать, что пат-риотизм, это результат сформированного социального чувства и способа нравственно-эмоционального отражения действительности. Эти способы от-ражения могут быть реализованы в виде различных чувств и образов, воспри-ятий и представлений, воображений, в виде идеалов. Главенствующая роль принадлежит чувствам., А. Н. Радищев, рассуждая о их роли спрашивал в своих произведениях: «Не от чувств ли ты получаешь все свои понятия?». Великую роль чувствам отвёл и великий русский физиолог И. П. Павлов. Важно понимать какое огромное значение имеют такие чувства, как ощуще-ния и восприятия, эмоции и переживания и насколько они необходимы для нормального существования человека и каким важным источником воспита-ния они являются. Педагог в ходе своей деятельности должен полагаться на знание того, как можно и нужно использовать психологические особенности личности учащихся для формирования патриотизма. Психологические детер-минанты необходимо также учитывать при построении и планировании учеб-ного и воспитательного процесса в школе. Ниже мы рассмотрим психологи-ческие факторы, непосредственно влияющие на формирование чувства патри-отизма. Ощущение и восприятие. Ощущение,это психофизический процесс отраже-ния прямого действия предметов или явлений на органы чувств. В результате этого воздействия возникает определенное переживание силы и места воздей-ствия, качества действующего на анализаторы явления. [1] Ощущение окру-жающего мира даёт возможность человеку развивать индивидуальное позна-ние этого мира. Восприятие же является гораздо более высоким уровнем чув-ственного познания. В восприятиях окружающий мир отражается более полно и целостно. Основываясь на ощущениях и восприятиях учеников, педагогу необходимо формировать положительные чувства ко всему родному, красивому, и всему тому, что окружает человека. В процессе нравственного и патриотического воспитания, опираясь на эмоции и чувства, можно прививать любовь к Ро-дине, к самым сакральным событиям в истории нашей страны, к её героям, и к памяти своих предков. Но при этом нужно помнить, что чувства должны но-сить действенный характер, а не оставаться лишь переживанием. Наблюдение и любознательность. Ребенок, получив информацию об окру-жающей среде, анализирует и обобщает, запоминая ее, а затем использует в своих действиях. Чаще всего это происходит бессистемно в лучшем случае, но бывает и так, что у детей формируется негативное отношение к окружаю-щему миру. Педагогу необходимо научить учащихся адекватной наблюда-тельности, для того чтобы воспринимать всё окружающее таким, каким оно и есть. Свою деятельность педагогам необходимо направлять на развитие лю-бознательности и культуры восприятия, а, значит, формировать адекватное чувственное развитие и здоровую любознательность. Представления.Представления, это субъективные образы раннее восприни-мавшихся образов ощущений и восприятий. [7] Задача учителя состоит в том , чтобы сформировать правильные представления учащихся об окружающем их мире в историко-патриотическом направлении. Неправильно сформиро-ванные представления могут отрицательно отразиться на нравственности учащегося и на его духовном и патриотическом развитии. Для эффективного формирования у учащихся представления по вопросам патриотизма, нужно чтобы каждый учитель в полной мере осознавал тот конкретный материал, который необходимо использовать при решении этой проблемы. В процессе выработки нравственных представлений в области патриотизма требуется умелый учет возрастных особенностей учащихся. В начальной школе закладываются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и живут. Представления учащихся основной школы становятся намного шире и глубже и по многим вопросам находятся уже на уровне мо-ральных понятий. Вполне естественно то, что чем богаче и ярче эти понятия и представления, тем успешнее вырабатываются у подростков оценочные мне-ния и суждения, развивается их патриотическое сознание. У учащихся стар-шей школы представления о патриотизме уже приобретают форму личных взглядов и убеждений, выступая в качестве мотивов и установок поведения. Память. Память - есть способность человека получать, сохранять, восстанав-ливать и воспроизводить прежние впечатления. [7] Формирование у учащихся исторической памяти имеет большое значение. Историческая память, это па-мять не только о наших предках, их подвигах, героизме, но и о любви и нравственности, о традициях целых поколений русского народа. Педагог име-ет возможность использовать в воспитательном процессе события, запечат-лённые разными поколениями, формируя так называемую «живую память». Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и внут-ренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступят как носители указанного качества. Эти компоненты определил док-тор педагогических наук профессор И. Ф. Харламов. [6] Психолого – педагогические компоненты Мотивационный Интеллектуальный Эмоциональный Волевой Мотивационный компонент патриотизма. Понятие «мотивация» произошло от латинского слова «mоvere» - двигать. Есть несколько определений мотивации: мотивация – есть побуждение к дей-ствию. Мотивация, это умение человека реализовывать свои потребности по-средством какой-либо деятельности. Мотивация, это динамический психофи-зиологический процесс, который управляет поведением человека и определя-ет его организованность, ориентации, устойчивость и активность. [4]. В настоящее время данное понятие учёными трактуется различным образом. Одни придерживаются мнения, что мотивацией является совокупность про-цессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Другие же определяют мотивацию как комплекс мотивов. Рассматривая ученика внутри образовательного процесса, мы можем уви-деть, что его образование и воспитание есть не что иное, как движение вперёд по пути развития. Поэтому можно сказать, что воспитание – это процесс не-прерывного преодоления новых границ для достижения новых результатов, саморазвития и конечно личностного роста. В этом направлении важную роль играет наличие смысла всех поступков и действий, совершаемых учеником. Что же оказывает влияние на его поведение и деятельность? Зачем он вообще делает что-то? Что же его побуждает? Что мотивирует? Ведь для любого действия или бездействия, практически всегда есть мотив. Педагог обязан понимать, какой мотив станет основой патриотического вос-питания. К главным мотивам мы можем отнести интересы, влечения, убежде-ния, стереотипы, цели, нормы, установки, идеалы ценности учащегося. К важным факторам мотивации относятся так же и достижения - потребность в достижении высоких результатов. Мотивация самореализации – главенствующий уровень в иерархии мотивов личности, который состоит из потребности личности к максимально полной реализации своего потенциала, и в потребности самореализации себя. Мотивационный компонент патриотизма педагог может сформировать в ходе образовательного процесса, если будет придерживаться принципов: - последовательности и систематичности, - сознательности и активности ученика, - уважения к личности и разумной требовательности, - опоры на положительные качества учащегося, - вовлечения в процесс. Методы формирования аргументов могут быть очень разнообразными, но так как, речь идёт о воспитании патриотизма, то и пути должны быть патриотиче-ского содержания. Среди основных методов будут убеждение, внушение, общественное мнение, поручение, поощрение, создание ситуации успеха и взаимовыручка. Учащий-ся должен быть активным и полноправным участником процесса, то есть он не объект для реализации данных методов, а сам принимает участие в их ис-пользовании. Необходимо создавать ситуации, в которых бы учащиеся осо-знавали свои обязанности по отношению к коллективу и обществу, неся от-ветственность за свои поступки. Необходимо демонстрировать важность гражданской патриотической дея-тельности подростков для общества и, прежде всего, создавая такие ситуации, в которых бы учащиеся переживали чувства гордости и любви за свою Роди-ну, восхищаясь её славной историей. В предметно-практической деятельности учеников определяются основные доминанты патриотизма. И.Ф. Харламов рассматривал доминанты патриотиз-ма как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающих любовь к Родине, активный труд на благо родины, следование и приумножение трудовых традиций народа, трепетное обращение к историче-ским памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к род-ным местам, а также стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение её защищать, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уваже-ние обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудниче-ству с ними. [6] На самом деле, всякая деятельность, которая направленна на реализацию мо-тивов и смыслов блага России, есть патриотическая. Интеллектуальный компонент патриотизма Интеллектуальный компонент патриотизма ещё называется когнитивным компонентом. Его основой становится уровень знаний ученика, который поз-воляет осуществить глубокое осмысление патриотизма и способов его прояв-ления в различных видах деятельности. Критериями развития патриотических знаний учащихся становятся знания о патриотизме и требованиях к граждани-ну, знание гражданских обязанностей и прав, умения сопоставить знания с адекватной им системой ценностей, самооценка и видение путей дальнейшего совершенствования своих патриотических качеств. С целью формирования патриотических знаний у нынешних подростков дея-тельность в современной школе направлена на решение таких задач как: - Изучение Конституции Российской Федерации, законов, норм общественной и коллективной жизни. - Изучение условий для реализации конституционных прав человека и его обязанностей, профессионального, гражданского и воинского долга. - Знание основных символов государственности (герб, флаг, гимн Российской Федерации), другой Российской символики и исторических святынь Отече-ства. - Умение исполнять Гимн Российской Федерации. - Изучение социально важных патриотических ценностей, идеалогии и убеж-дений. - Изучение исторического и культурного прошлого России, а также народных традиций. - Изучение социально-экономических, правовых, культурных, экологических и других проблем своей страны. [2] Когнитивный компонент включает в себя и углублённое понимание сущности патриотизма, способов его проявления в разных видах деятельности, органи-зованных педагогами в пределах образовательной деятельности. В этом про-цессе широко используются ресурсы учебных занятий по всем общеобразова-тельным предметам, а также во внеклассной работе. Такая деятельность спо-собствует осознанию учащимися определённых патриотических проявлений и качеств личности. Работая в тесном взаимодействии, решаются одновременно и образовательные и воспитательные задачи в органическом единстве со всей воспитательной работой, которая проводится в школе. Исследовательская работа содействует развитию творческой самодеятельно-сти, а также общественной активности учащихся в процессе сбора, исследо-вания, обработки и оформления материалов. Данная работа призвана содей-ствовать расширению кругозора и развитию познавательных интересов и спо-собностей учащихся, овладению ими на практике навыками поисковой и ис-следовательской работы, служению целям совершенствования учебно-воспитательного процесса, осознанию учащимися конкретных патриотиче-ских проявлений и качеств личности. Доказанно, что реализация на практике активных форм и методов обучения и воспитания даёт положительный результат в ходе патриотического воспита-ния. В зависимости от возраста учеников, можно использовать различные формы и методы обучения и воспитания, к которым относятся выразительное чтение, эмоциональный рассказ, эвристическая беседа, а также создание ил-люстраций к прочитанным произведениям. Положительного пример, обсуждение фильмов, реферирование, написа-ние исторических сочинений и эссе, работа с мемуарами и биографиями, до-кументами – развивают теоретическое мышление, умение и навык работы с большим объёмом информации, развивается историческая память. Коллек-тивное творчество, тематические и ролевые игры формируют опыт поведения, регулируют взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Разработка мультимедийных проектов и презентаций развивают коммуникативные навы-ки и дают опыт ролевого взаимодействия. Интерактивные игры, посвящённые важным историческим событиям в жизни России, могут быть как самостоятельным мероприятием, так фрагментом урока, или же использоваться как обобщающий урок. В 5-7 классах эффективны развивающие командные игры, заключающие в се-бе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры, семинары и конференции. Отдельного внимания заслуживают такие формы работы как групповая и индивидуальные практические работы. Для этой цели используется тест-практикум , практикум по решению познавательных задач патриотической направленности. Такая работа способствует развитию абстрактно-логического мышления, гарантирует усвоение главного в изучаемом материа-ле, постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навы-ков, способствует приобретению новых компетенций, позволяет осмыслить уже известное. Данные формы и методы разделяются по возрастным особенностям учащихся , а также с учётом их знаний и интересов. Они влияют на чувства, волю и сознание, путём развития творческой активности детей, их самостоя-тельности, обеспечивают непрерывность патриотического воспитания в учеб-ной деятельности. Интеллектуальный компонент патриотизма в школе осу-ществляется через его функции: Мировоззренческая – как правило, мировоззрение это система наиболее об-щих мнений человека на мир, на свое место в нем. Отсюда вытекает, что пат-риотизм, является социальной категорией и способствует формированию ми-ровоззрения. Методологическая – так как метод есть способ духовной и практической дея-тельности по видоизменению действительности, то и патриотизм, содержа-щий фундаментальные знания, осуществляет эту функцию. Коммуникативная - патриотизм связывает людей для разрешения наиболее главных задач в жизни общества. Регулятивная - проявляется в добровольном выполнении личностью и раз-личными социальными группами патриотических представлений и норм, вле-кущих развитие всех сторон прогресса страны. Ценностная - заключается в том, что положения патриотического содержания являются теми мерами, которые реализовывают определенные качества и направленность поступков. Эмоциональный компонент патриотизма. Эмоции, это высшие переживания человека, если говорить о чувствах, кото-рые имеют социальный признак. Это чувство долга перед Отечеством, чув-ство содружества и интернационализма, чувство чести. «Мы должны воспи-тывать у человека чувство долга и понятие чести, другими словами говоря, он должен ощущать достоинство свое и своей
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Литература, 49 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Литература, 45 страниц
1125 руб.
Дипломная работа, Литература, 45 страниц
1125 руб.
Дипломная работа, Литература, 35 страниц
875 руб.
Дипломная работа, Литература, 47 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg