Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Национальная экономическая безопасность и условия ее обеспечения

cool_lady 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Актуальность данной проблемы порождена тем, что обеспечение и поддержка экономической безопасности РФ рассматривается важным общенациональным приоритетом. Так же стоит подчеркнуть, что суверенитет государства целиком зависит от надёжности составляющих частей управления государством, одним из которых рассматривается национальная экономическая безопасность. И, наконец, как демонстрирует мировая история обеспечение экономической безопасности – это одна из значимых функций государственного аппарата, прямиком влияющая на способность страны противодействовать внутренним и внешним угрозам. Целью данной работы является рассмотреть национальную экономическую безопасность и условия ее обеспечения, предложить варианты укрепления экономической безопасности России. В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи: - раскрыть понятие и сущность национальной экономической безопасности; - раскрыть понятие угроз экономической безопасности; - рассмотреть государственную стратегию в области обеспечения экономической безопасности; - рассмотреть угрозы экономической безопасности России; -рассмотреть основные проблемы в области обеспечения национальной экономической безопасности; Объектом курсовой работы является механизм обеспечения экономической безопасности. Предметом исследования курсовой выступает практика и опыт обеспечения экономической безопасности других стран.
Введение

Национальная экономическая безопасность РФ существенно воздействует на оптимальное развитие экономики государства, ее стабильность и возможность конкурировать как на федеративных рынках, так и на всемирных рынках. Сам термин " экономическая безопасность " характеризует готовность определённых экономических, политических и правовых подразделений государства поддерживать и оберегать интересы основных субъектов в направлении национальных хозяйственных ценностей и традиций. Трудность обеспечения полной экономической безопасности РФ завлекает внимание исследователей, лидеров партий и широких слоев населения. Такое внимание обусловлено тем, что действительный урон и масштабы угроз в дальнейшем могут нанести громадный урон государственным и социальным интересам.
Содержание

Оглавление Введение…………………………………….………………………………..…....3 Глава 1. Теоретические аспекты национальной экономической безопасности……………………………………………………………………...5 1.1. Понятие и сущность национальной экономической безопасности….5 1.2. Субъекты национальной экономической безопасности…………….…11 1.3. Понятие экономических угроз и их характер……………………….…….16 Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности…………………………………………………………………….18 2.1. Проблема обеспечения экономической безопасности страны…………...18 2.2. Потенциальные угрозы экономической безопасности страны.…… 25 Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России ………28 3.1. Механизм обеспечения экономической безопасности России…………..28 3.2. Пути совершенствования экономической безопасности России……...…29 Заключение………………………………………………………………….……36 Список использованных источников……………………………………….......38
Список литературы

1. Экономическое развитие России требует новую экономическую модель: Выступление на Всероссийском экономическом собрании, посвященном профессиональному празднику "День экономиста" (Москва, 11 ноября 2016 года) // Труды Вольного экономического общества России. – 2017. – Т. 203.-С.195-202 Авторы:Эскиндаров М. А.Дополнительные сведения:2017 Эффективность системыэкономической безопасностисубъектов Российской Федерации // Вестник ВСГУТУ. – 2017. – № 1.-С.85-94 2. Авдийский В.И. Национальнаяи региональная экономическаябезопасность России: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 363 с. 4. Дадалко В.А.Обеспечение противодействия коррупции:курс лекций в структурнологических схемах. 3. Теоретические подходы к сущности экономическойбезопасности организаций // Russian Journal of Management. – 2020. – № 4.-С.11-15 4. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: УГРОЗЫ И ПРОБЛЕМЫ / NATIONAL ECONOMIC SECURITY AND GLOBALIZATION: THREATS AND CHALLENGE 5. Национальная экономическаябезопасность в условиях глобализации // Московский экономический журнал. – 2020. – № 1.-С.152-157 6. О решении задач в области обороны страны с учетом угрозэкономической безопасности // Развитие и безопасность. – 2019. – № 2.-С.13-22 7. Механизмы и инструменты формирования экономическойбезопасности // Инновационное развитие экономики. – 2017. – № 3.-С.276-279 8. Инновационный потенциал в системе экономическойбезопасности(на примере потребительской кооперации республики Белорусь): дис. ... канд. экономич. наук ; спец.08.00.05; защищена 10.12.2009г. 9. Организация государственной системы мониторингаэкономической безопасности // Микроэкономика. – 2016. – № 1.-С.75-78 10. Исследования экономическойбезопаснсти России в контексте развития Африки //Экономическая наука современной России. – 2019. – № 4.-С.112-125 11. Об определении экономическойбезопасности в контексте новой стратегии ее обеспечения в Российской Федерации // Российская юстиция. – 2018. – № 6.-С.2-4 12. Об актуализации определенияэкономической безопасности //Безопасность бизнеса. – 2017. – № 6.-С.3-9 13. Определение экономической безопасности для управления инновационным развитием страны // Безопасность бизнеса. – 2018. – № 1.-С.3-11 14. Участие правоохранительных органов России в федеральной системе управления рисками в области экономической безопасности // Микроэкономика. – 2018. – № 3.-С.86-90 15. Экономическая безопасность Российской Федерации: тупиковость проблемы перехода от науки к практике // Микроэкономика. – 2019. – № 1.-С.51-56 16. Методологические основания разработки комплекса моделей анализа угроз экономической безопасности Российской Федерации // Микроэкономика. – 2018. – № 5.-С.89-95 17. Перспективы совершенствования методологической платформы мониторинга и обеспечения экономической безопасности России // Микроэкономика. – 2017. – № 5.-С.75-80 18. Витальный подход в методологических основаниях обеспечения национальной экономической безопасности России // Безопасность бизнеса. – 2019. – № 4.-С.3-10 19. Понятие экономической безопасности субъекта экономической деятельности // Успехи современной науки и образования. – 2016. – № 12.-Т.4.-С.22-24 20. Экономическая безопасность России: теоретический и практический ренессанс системного подхода // Вестник Финансового университета. – 2017. – № 2.-С.12-22 21. Оценка влияния глобальных рисков на экономику России и уровень ее экономической безопасности: научно-практический подход // Проблемы теории и практики управления . – 2015. – № 5.-С.16-28 22. Стратегия экономической безопасности РФ: правовые проблемы и пути их решения // Проблемы экономики и юридической практики. – 2019. – № 5.-С.127-130
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты национальной экономической безопасности 1.1 Понятие и сущность национальной экономической безопасности Обеспечение экономической безопасности — это гарантия суверенности страны, требование стабильности и оптимальной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика пpедставляет собой одну из жизненно важнейших сторон деятельности общества, государства и индивидуальности, и, безусловно, определение национальной безопасности будет пустым словом без характеристики жизнеспособности экономики, её надёжности при вероятных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу значимых национальных приоритетов. Здесь непозволительны легкомыслие и потуги преуменьшить, грозящие опасности. Чрезвычайно велика и важна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идёт не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, разного рода классификаций угроз — внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально значимо раскрыть саму суть проблемы, обнаружить реальные угрозы, предоставить надежные и оптимальные методы их отражения. Конечно, экономическая безопасность гармонично включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, обеспечение социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при хилой и малоэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни действенной экономики в обществе, разрываемом социальными конфликтами. Но, изучая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты. Экономическая безопасность издавна рассматривается как качественная значимая характеристика экономической структуры, которая обозначает её возможность поддерживать обычные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также постепенную реализацию национально - государственных интересов. Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента: 1. Экономическая суверенность не носит безусловного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. 2. Устойчивость и стабильность национальной экономики, полагающие защиту собственности во всех её структурах, создание надёжных условий и гарантий для предпринимательской активности, обуздание факторов, способных дестабилизировать обстановку (борьба с преступными структурами в экономике, предотвращение серьёзных расколов в распределении доходов, грозящих спровоцировать социальные волнения и т. д.). 3. Склонность к саморазвитию и прогрессу, что особо важно в совремённом, гармонично развитом мире. Таким образом, экономическая безопасность — это классификация требований и факторов, обеспечивающих суверенности национальной экономики, её стабильности и устойчивость, возможность к беспрерывному обновлению и самосовершенствованию. Для осознания сущности экономической безопасности важно усвоить её связь с определениями " развитие " и " устойчивость ". Развитие — один из элементов экономической безопасности. Ведь если экономика не прогрессирует, то внезапно уменьшаются возможности её выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Стабильность и безопасность — значимые характеристики экономики как целостной системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему интерпретирует состояние экономики. Стабильность экономики характеризует надёжность и прочность её элементов, горизонтальных, вертикальных и иных связей внутри структуры, возможность выдерживать внешние и внутренние " нагрузки ". Безопасность — это состояние объекта в структуре его связей с точки зрения возможности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также деяния непредсказуемых и тяжело предсказываемых факторов. Для экономической безопасности понятие имеют не сами показатели, а их фазовые значения. Пороговые значения — это максимальные величины, невыполнение понятий которых препятствует полноценному ходу развития разных факторов воспроизводства, влечёт к формированию отрицательных, разрушительных тенденций в сфере экономической безопасности. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально — экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений — о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на всемирном рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта иностранной техники, комплектующих изделий или сырья. Критерий экономической безопасности — это оценка состояния экономики с точки зрения значимых процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: - конкурентоспособности экономики; - уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; - ресурсного потенциала и возможностей его развития; - суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов. - целостности территории и экономического пространства; Система показателей - индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет своевременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать контрмеры по её предупреждению. Немаловажно подчеркнуть, что высочайшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах приемлемых границ своих минимальных значений, а минимальные значения одного показателя достигаются не в убыток другим. Следовательно, надо сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика утрачивает возможность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках, и становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разлагается язвами коррупции, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели: - обозначающие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны; - экономического роста (динамика и система национального производства и дохода, показатели объёмов и темпов промышленного производства, отраслевая система хозяйства и динамика конкретных отраслей, капиталовложения и др.); - качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения вещественными благами и услугами, работоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д). -характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его обусловленность от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических элементов, устойчивость общенациональной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность); Пороговые уровни уменьшения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально - экономического понятия, отражающих, в частности: - крайне приемлемое уменьшение уровня и качества жизни основной массы населения, за гранями которого появляется опасность бесконтрольных общественных, трудовых, межнациональных и иных конфликтов; создаётся опасность потери весьма продуктивной части национального " человеческого капитала " и нации как органичной части цивилизованной общности; - максимально допустимый уровень уменьшения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за лимитами которого появляется угроза непоправимого уничтожения компонентов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение необратимого убытка здоровью сегодняшнего и будущего поколений и др. - предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала; Конкретизируя выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность — это возможность экономики обеспечивать оптимальное удовлетворение социальных потребностей на национальном и международном уровнях. Из этого можно сделать два вывода: Первый. Экономическая безопасность страны нужна обеспечиваться, прежде всего, результативностью самой экономики, то есть, вкупе с защитными мерами, реализуемыми государством, она должна оберегать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д. Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не рассматривается компетенцией какого-либо одного государственого ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей схемой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. 1.2 Субъекты национальной экономической безопасности Объект структуры обеспечения экономической безопасности нераздельно связан с субъектом. Под субъектом в широком смысле понимается лицо либо группа лиц, реализующих предметно -практическую деятельность, нацеленную на объект. При выполнении деятельности субъект принимает решения относительно объекта, осуществляет определённые действия и несет за них отвественность. В практической деятельности сложно отделить объект и субъект. Но есть конкретные правила, по которым можно классифицировать объекты и субъекты. Во-первых, процесс принятия решений — это управление. Поэтому классифицировать и разделить объект и субъект можно, руководствуясь пониманием, кто управляет. Тот, кто руководит, т. е. принимает решение, — субъект, то, чем, или тот, кем управляют, — объект. Субъект постоянно является физическим лицом или группой лиц. Нематериальный предмет, механизм всегда рассматривается объектом. Объектом может быть и физическое лицо, организация, государственный орган. Субъект обычно имеет интересы, которые пытается применить посредством процесса управления. Данные интересы рассматриваются также объектом экономической безопасности. И сходство, и противоречивость интересов экономических субъектов рождают угрозы одного из субъектов в адресс другого относительно объекта пересечения их интересов. Иной экономический субъект, в адрес которого нацелена угроза, вынужден противостоять ей. Субъект экономической безопасности — это лицо или группа лиц, совершающих свою деятельность, нацеленную на объект экономической безопасности. Деятельность субъекта может носить не только созидательный характер, при котором создаются специальные механизмы защиты от угроз объектам в сфере экономики, но и деструктивный характер, т. е. генерирующий разные угрозы для достижения конкретных целей, например завладения имуществом, бизнесом или истребления конкурента. Субъект экономической безопасности имеет трудный характер, обусловленный не только ориентированностью его действий (формирование угроз или противоборство им), но и участием в противодействии угрозам субъектов всех уровней независимо от того, к какому из уровней относится объект угрозы. Аналогично объектам субъекты могут быть отнесены к одному из четырех уровней: 1) мегауровень — государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; 2) макроуровень — региональные органы законодательной, исполнительной и судебной власти и органы управления отраслями; 3) микроуровень — коллегиальные и единоличные органы управления хозяйствующими субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями, объединениями хозяйств или групп), службы экономической безопасности, сотрудники хозяйствующих субъектов; 4) уровень человека, гражданина — человек, гражданин. В соответствии с двумя классификационными критериями (характер действий и отношение к объекту экономической безопасности) можно выделить четыре группы субъектов экономической безопасности предпринимательства: 1) внутренние конструктивные субъекты; 2) внутренние деструктивные субъекты; 3) внешние конструктивные субъекты; 4) внешние деструктивные субъекты. Конструктивные и деструктивные субъекты разделяются в зависимости от характера влияния на объект экономической безопасности. К конструктивным субъектам относятся органы государственной и региональной законодательной, исполнительной и судебной власти, все функционирующие организации, предприятия, граждане. К деструктивным субъектам — враждебные хозяйствующие субъекты, конкуренты, теневые экономические структуры, работники организации, недовольные кадровой политикой хозяйствующих субъектов. Внутренние и внешние субъекты определяются в зависимости от иерархического уровня, к которому относится объект экономической безопасности. К внешним субъектам микроуровня и уровня отдельного человека, гражданина относятся: • законодательные органы (Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации); • органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т. Д.); • судебные органы (суды общей юрисдикции, прокуроры и т. Д.); • полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления; • общества защиты прав потребителей. • отечественные и зарубежные производители и продавцы продукции, работ и услуг; • банки, биржи, фонды и страховые компании; Деятельность государственных органов направлена на обеспечение безопасности законопослушных участников рынка, вступающих в правовые отношения между собой в рамках предпринимательской деятельности. Основная задача этих органов - создать законодательную базу для отношений участников рынка и обеспечить ее реализацию. К внутренним субъектам экономической безопасности на микроуровне экономического субъекта относятся лица, непосредственно участвующие в защите его объектов от угроз экономической безопасности: » • сотрудники службы безопасности организации; • специализированные организации, предоставляющие услуги по охране объектов экономической безопасности. Внешние предметы макроуровня: • законодательные органы (Президент Российской Федерации, Государственная Дума); • органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т. Д.); • судебные органы (суды общей юрисдикции, прокуроры и т. Д.); • банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные за пределами региона; • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные за пределами региона; • иностранные производители и продавцы продукции, работ и услуг; • общества защиты потребителей, расположенные за пределами региона. » Внутренние объекты макроуровня: • полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления; • банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные в регионе; • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные в регионе; • общества по защите прав потребителей, расположенные в регионе. Внешние объекты мегауровня: • соответствующие органы других государств; • иностранные банки, биржи, фонды и страховые компании; • производители и продавцы продукции, работ и услуг и т. Д. Внутренние организации мегауровня: • законодательные органы (Президент Российской Федерации, Государственная Дума); • органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т. Д.); • судебные органы (суды общей юрисдикции, прокуроры и т. Д.); • банки, биржи, фонды и страховые компании; • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг; • общества защиты прав потребителей. Любой субъект экономической безопасности в соответствии с законодательно закрепленными за ним компетенциями реализует свои функции в сфере экономической безопасности. Разделение компетенций и функций между субъектами экономической безопасности разного иерархического уровня позволяет сформировать комплексную иерархическую систему экономической безопасности. 1.3 Понятие экономических угроз и их характер Природа угрозы порождена природой того интереса, удовлетворению которого она противодействует. Поэтому угрозы анализируют по разным областям и сферам человеческой деятельности, включая экономическую, военную, информационную, экологическую и т. д. На практике реализация конкретных интересов чаще всего приводит к появлению противоречий индивидов, классов, государств в результате взаимодействия в процессе социального развития. Эти разногласия выявляются по-разному и в разных областях в зависимости от условий, в которых реализуется указанное взаимодействие объектов безопасности. Экономические угрозы появляются вследствие антагонистичных противоречий как итог противостояния противоположных интересов учасников общественных отношений — объектов безопасности. Иными словами, источники экономических угроз нац интересам коренятся в самих экономических интересах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 24 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 37 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 37 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg