Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА РАЗВЛЕЧЕНИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

natali2018 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2018
Развитие творческих способностей детей 5-6 лет рассматривается в психолого-педагогической литературе как сложное социальное явление, включающее творчество, отдых, развлечение, праздник, самообразовании. В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы были выявлены значение и роль развлечений в творческом развитии, особенности и эффективность построения содержания развлечений, тематическое и жанровое разнообразие развлечений, подготовленных взрослыми, а также совместно с детьми; развлечений на основе сказочного сюжета, придуманного совместно с детьми, который создает эмоциональный настрой, необходимый для творчества.
Введение

Актуальность исследования. В современных условиях реформирования отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческих способностей человека во всех этапах его жизненного пути. Основные подходы, направленные на развитие творческих способностей детей, раскрываются в работах Б.В. Асафьева, Б.М. Теплова, К. Орфа. В них сделан акцент не на конструктивно-технологических, а на художественно-творческих заданиях, способствующих пробуждению музыкально-творческих способностей. Развитие музыкально-эстетического сопереживания как основы музыкального творчества рассматривались в исследованиях Р. М. Чумичевой и А. В.Шумаковой. Для этого нужно, считают авторы, раскрыть детям виды и значение эмоций в жизни человека, средствах их выражения в музыке; учить детей вживаться в музыкальный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное содержание; развивать у детей музыкальный интонационно-речевой опыт, умение пользоваться эмоционально-образным словарем. Наиболее эффективной формой развития у детей способов творческого развития для детей старшего дошкольного возраста являются развлечения в детском саду. В современных исследованиях А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной Т.С.Комаровой развлечения рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. Особенности организации развлечений, праздников, вечеров досуга изучены во многих исследованиях С.И.Бекиной, Г.Н.Тубельской, А.И.Ходьковой и другими. Авторами отмечено, развлечения в детском саду включают разнообразные продуктивные виды детской деятельности: пение, хороводы, музыкальные игры, рисование, конструирование, ручной труд, которые по своей природе, могут быть эффективным средством развития творческого потенциала ребёнка. Это обусловливает противоречие между сущностью досуга как целостного интегративного феномена и особенностями его организации в системе дошкольного образования с позиции развлечения и праздника детей. В последние годы наметилась новая тенденция – вовлечение дошкольников в систему дополнительного образования через разного рода кружки, это подменяет развлечения обучающими формами взаимодействия педагога и ребёнка. Возникает противоречие между декларированием значимости самостоятельной деятельности для развития творческих способностей и доминированием обучения в образовательном процессе детского сада. Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между пониманием значимости развития творческих способностей в процессе развлечений, с одной стороны, и недостаточной методической разработанностью данного вопроса в теории и практике, с другой. Наличием потенциальных возможностей развлечений как наиболее интересной формы организации детей в детском саду и их недостаточной реализацией в практике музыкально - творческой продуктивной деятельности. Указанные противоречия определяют проблему исследования: как развивать творческие способности у детей 5-6 лет на развлечениях в детском саду. Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить условия развития творческих способностей у детей 5-6 лет на развлечениях в детском саду. Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей 5-6 лет. Предмет исследования: совокупность педагогических условий и средств развития творческих способностей старших дошкольников у детей 5-6 лет. Гипотеза исследования: развитие творческих способностей у детей 5-6 лет на развлечениях в детском саду предполагает организацию творчески ориентированной среды, которая включает творческие продукты детей, варьирование разнообразных формах музыкально-игровой деятельности. Задачи исследования: 1) проанализировать состояние разработанности проблемы развития творческих способностей у детей 5-6 лет в теории и практике; 2) раскрыть особенности развития творческих способностей у детей 5-6 лет в развлечениях в детском саду; 3) изучить и экспериментально проверить развитие творческих способностей детей 5-6 лет на развлечениях в детском саду. Методологическая основа исследования: философские и педагогические концепции досуга как феномена культуры и образования (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, О.В. Крючек, С.А. Шмаков, и др.); психолого-педагогическая теория реализации творческого потенциала личности, (Д.Б. Богоявленская, Б.Н. Теплов, О.С. Ушакова, А.П. Тряпицина, Е.Л. Яковлева и др.); концепция построения развивающей музыкально-эстетической среды в дошкольных учреждениях (Н.А.Ветлугина, C.JI. Новоселова, Р.М.Чумичёва, В.А. Петровский, А.Н..Зимина и др.). Методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, наблюдение, беседы с воспитателями, педагогический эксперимент, анализ полученных результатов. Практическая значимость: программу разработанного в ходе экспериментальной работы семинара-практикума для педагогов по руководству развития творческих способностей в ходе подготовки и проведения развлечений; методические рекомендации по созданию и развитию предметной развивающей среды для разных видов продуктивной деятельности с учетом интересов и склонностей детей старшего дошкольного возраста; методические материалы в рамках семейного консультирования по развитию творческих способностей дошкольников могут быть использованы в практической работе педагогов дошкольных образовательных учреждениях. База исследования: МБДОУ «………………» г. ………., работа проводилась в старшей группе. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА РАЗВЛЕЧЕНИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ 1.1 Состояние разработанности проблемы развития творческих способностей у детей 5-6 лет в теории и практике………………………………………………....7 1.2 Особенности проявления творческих способностей у детей 5-6 лет в продуктивных видах деятельности на развлечениях....…………………………..12 1.3 Содержание и особенности организации и проведения развлечений в детском саду…...........................................................................................................18 Выводы по 1 главе…………………………………………………………………25 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 НА РАЗВЛЕЧЕНИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ 2.1 Задачи и методика констатирующего эксперимента по развитию творческих способностей у детей 5-6 лет…………………………………...……………….….27 2.2 Формирование опыта творческого развития у детей 5-6 лет на развлечениях в детском саду…………………………………………...……………………...…..32 2.3 Анализ эффективности технологии развития творческих способностей у детей 5-6 лет на развлечениях в детском саду………………………...….……...43 Выводы по 2 главе………………………………………………………………….47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………………….…….49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....51 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………55
Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с. 2. Артамонова О.В. Формирование у старших дошкольников отношений к творческому началу в личности взрослого человека (на материале ознакомления с предметным миром): дис… канд. пед., наук / О.В. Артамонова. - М.: МГОПИ,1992. - 197с. 3. Белобрыкина О. А. Возможности ТРИЗ в организации детского досуга / О.А. Белобрыкина, Ю. В.Дружинина // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3. - С.45-48. 4. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психологический журнал. - 1995. -№5. С. 5-12. 5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с. 6. Болотова М.И. Организация семейной досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис… канд. пед., наук / М.И. Болотова. - Ориенбург, 2001. - 166 с. 7. Бочарова Н.И., Организация досуга детей в семье / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. - М.: Академия, 2001. - 208 с. 8. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И. Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с. 9. Варкки H.A., Программа творческо-эстетического развития дошкольников / Н.А. Варкки, P.P. Калинина. - СПб.: Речь, 2002. - 168 с. 10. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / Н.А. Ветлугина. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 160 с. 11. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1974. - 452с. 12. Воробьёва Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника / Д.И. Воробьева. - СПб.: Детство - Пресс, 2006. - 144с. 13. Ворошнина Л.В. Формирование творческой самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх / Л.В. Ворошнина // Игровая деятельность в дошкольном учреждении. - Ульяновск, 1989. - С. 18-25. 14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с. 15. Гогоберидзе А.Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хороводных игр: автореф. дис... канд. пед., наук / А.Г Гогоберидзе. - СПб., 1992. - 199 с. 16. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гуревич. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 237с. 17. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Труд, игры, творчество, праздник года / Л.Я. Дыкман. - СПб.: Петро-Риф , 1998. - 176 с. 18. Дубровская Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб.-метод. пособие по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей» / Е. А. Дубровская, - М.: Просвещение, 1988. - 44с. 19. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни / Е.А. Дубровская. - М.: Сфера, 2012. - 48с. 20. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков. - М.: НГИК, 1994. - 32с. 21. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебное пособие / А.И. Зимина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с. 22. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т. И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 199с. 23. Каплунова И.М. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии: Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева . - СПб.: Композитор, 2000. – 80 с. 24. Каплунова И.М. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа) / И. М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. - СПб.:, 2003. - с. 25. Козлова С.А. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого / С.А. Козлова, О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. 1993. - №10. - С. 38 - 41.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА РАЗВЛЕЧЕНИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ 1.1 Состояние разработанности проблемы развития творческих способностей у детей 5-6 лет в теории и практике Развитие творческих способностей - важная задача музыкального воспитания детей. Творческие спо¬собности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), а также к творческому восприятию музыки. Педагоги утверждают, что творческие способности необходимо развивать начиная с дошкольного возраста, когда дети охотно выпол¬няют посильные для себя творческие задания. Развитие творческих способностей позволяет ребенку полнее выразить свои впечатления от музыки. Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественно-творческие способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую творческую деятельность, и представляет, ни с чем несравнимые возможности для музыкально-творческого развития дошкольников. Музыкально-творческая способность является универсальной, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов музыкальной деятельностей. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. До недавнего времени процесс обучения музыке и музыкальное воспитание в целом носили преимущественно репродуктивный характер, и лишь в последние годы музыкальная педагогика, психология обратились к детскому творчеству как к одному из ведущих методов воспитания. В связи с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с младшего дошкольного возраста, рассматривается сейчас в качестве важнейшей задачи музыкального воспитания. На это указывали в своих исследованиях Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, А.А. Никитин, Г.С. Ригина, и др. Наличие музыкально-творческих способностей определяет уровень гармонично развитой личности. Успешное решение этой важной задачи воспитания и обучения возможно лишь в том случае, если все факторы - биологические, психологические, социальные, детерминирующие индивидуальное формирование творческих способностей, будут изучены и учтены в педагогическом процессе. Вопросы развития музыкально-творческих способностей человека являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философский аспект проблемы представлен в работах Д.И.Писарева, Г.В.Плеханова, Э.В.Ильенкова, З.Г.Апресяна, Е.П.Крупника, И.Л.Лейзерова. Психологической основой для изучения данной проблемы служат труды Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева и др. К вопросам творческого развития обращались Б.В.Асафьев, Д.С. Кабалевский. Первые проявления творческих проявлений относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер -ребенок идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и в начале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg