Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Роль государства в регулировании поведения фирм

cool_lady 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Цель данной курсовой работы – изучить необходимость государственного регулирования поведения фирм, цели и методы, с помощью которых оно осуществляется и реализацию их на практике. Задачи курсовой работы: 1. Выявить необходимость государственного регулирования фирм; 2. Изучить цели и методы государственного регулирования фирм; 3. Рассмотреть финансово-налоговую политику государства в отношении регулирования фирм; 4. Ознакомиться с антимонопольной политикой государства; 5. Проанализировать особенности осуществления государственного регулирования фирм в развитых странах. Государство осуществляет регулирование в отношении поведения фирм с помощью общегосударственных рычагов, главным из которых является финансовый механизм регулирования. Данный механизм включает в себя налоговую политику, политику ценообразования, кредитование, лицензирование и др. Практическая часть данной курсовой работы сфокусирована на разборе и анализе системы государственного регулирования предприятий в сфере налоговой, антимонопольной и внешнеторговой политики России, а так же разборе государственного регулирования фирм в развитых странах на примере США и Японии. Теоретической основой данной работы послужили статьи из экономических журналов, труды отечественных авторов по теоретическим и практическим аспектам государственного регулирования экономики в современных условиях и в частности регулирование поведения фирм, а так же нормативно-правовые документы регулирующие деятельность предприятий.
Введение

Фирмы и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Актуальность выбранной темы заключается в том, что рыночный механизм, несмотря на его положительные черты, не может обеспечить условия стабильного и устойчивого развития экономики, положительного социально - экономического климата, защиты частной собственности, конкуренции, ограничения монополистической деятельности без объективного государственного регулирования. Государство призвано выступать агентом экономических отношений, способно обеспечить надлежащий порядок в стране и её национальную безопасность, что, в свою очередь, является основой для развития фирм и экономики. Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого. Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её регулирование со стороны государства необходимо в современных условиях. Совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИРМ 5 1.1. Необходимость государственного регулирования фирм 5 1.2. Цели и методы государственного регулирования фирм 8 ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ 13 2.1. Финансово-налоговая политика государства в отношении регулирования фирм 13 2.2. Антимонопольная политика государства 20 2.3. Особенности осуществления государственного регулирования фирм в развитых странах 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Список литературы

1. Федеральный закон Российской федерации «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 ФЗ- №135. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146- ФЗ // Свод законов Российской Федерации. – 1996. - №1. – Ст. 16. 3. Волжанин А.В. Налоговые льготы как инструмент оптимизации бюджетных ресурсов // Экономические науки. – 2010.- №4(65). – С. 65-68. 4. Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В.Девяткина.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2006.- 601с. 5. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: учеб. пособие.- Москва, 2002. - 704с. 6. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие. – Москва, 2009. – 493с. 7. Николаева Т.П. Финансы предприятий: учебно-методич. комплекс.-Москва, 2008. – 311 с. 8. Прудников В.М. Государственное регулирование предприниматель-ской деятельности : учеб. пособие. – Москва, 2008. – 241с. 9. Тимофеев А.В. Роль государства в поддержке социально-экономической ответственности предпринимателей. Бюджетно-налоговый аспект // Экономические науки. – 2010. - №2(63). – С. 27-30. 10. Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит.- М.:ИНФА-М, 2009. – 408с. 11. Налоговая статистика. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d07/2-6-1-2.htm 12. Налоговая статистика. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe/Stg/d10/2-6-1-2.htm 13. «Таможня для всех» - информационный портал. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.tks.ru/reviews/2011/01/13/07 13.01.2011.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИРМ 1.1. Необходимость государственного регулирования фирм Роль и место государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические и другие задачи. Государственное регулирование включает в себя: регулирование экономики (на макроэкономическом уровне) и государственное регулирование предприятий (фирм) (на микроэкономическом уровне). Механизм взаимодействия макроэкономического и микроэкономического регулирования есть отношение государства с объединениями предпринимателей, профсоюзами и отдельными фирмами. Государственное регулирование фирм представляет собой деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предприятий (фирм) необходимо для обеспечения благоприятных условий для развития и функционирования фирм, а так же для реализации публичных интересов общества и государства в частности. Отказ государства от участия в управлении экономикой и передача всей ответственности в руки предприятий – действия, которые не отвечают потребностям развития современного производства. Фирма как объект государственного регулирования – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессиональный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителю продукцию. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Объективная необходимость государственного регулирования фирм обусловлена тем, что рыночный механизм не может обеспечить стабильного уровня развития экономики, защиты частной собственности, конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Рыночная система лишь дополняет механизм государственного регулирования. Именно смешанный механизм регулирования, представляющий собой регулирование и со стороны рынка и со стороны государства, составляют экономическую систему в целом, которая способна решать задачи, стоящие перед страной в определённый период времени. Фирмы нуждаются в активном управлении со стороны государства. Для этого должны разрабатываться государственные, отраслевые и продуктивные (по ряду видов продукции) программы, определяющие приоритеты, по которым фирмы могли бы сверять и ориентировать свою деятельность, учитывая внутреннюю и мировую экономическую конъюнктуру. Государство как субъект регулирования предприятий должно оперативно вносить изменения в законодательство, регулирующее социально-экономические отношения в стране и отношения с зарубежными странами. При отсутствии нужных законов или их разработка занимает слишком много времени, а государственные органы, призванные обеспечить координацию действий фирм, бездействуют, то такая ситуация в стране затрудняет работу предприятий. Государственное регулирование предприятий охватывает систему организационно-правовых мер, организационно-хозяйственных, финансовых и других мер, направленных на стимулирование экономической активности субъектов рынка и на оказание им содействия в осуществлении хозяйственной деятельности. Роль государственного регулирования сводится к содействию развития фирм, а именно: а) Оказание содействия долговременному росту накопления капиталов; б) Государство выделяет субсидии, предназначенные на строго определённые цели фирмы; в) Государство предоставляет налоговые льготы предприятиям; г) Организация внешнеэкономической деятельности производителей продукции; д) Содействие развитию малого бизнеса. Таким образом, государственное регулирование экономики направлено на развитие предприятий (фирм) и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства. Государство берёт на себя функции предприятий в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы призваны решать те задачи, которые рыночный механизм решить не в состоянии. Речь идёт о сбалансированности производства и внутреннего спроса на производимую продукцию, а так же товарной структуры внешней торговли. Государство должно установить такой порядок, при котором фирмы, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только для них самих, но и для общества в целом. Это такой порядок, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. Таким образом, фирмы в любой стране не могут нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого. Государство всегда регулирует современную экономику. При этом организационно-правовое воздействие направленно на стимулирование частной инициативы и помощь хозяйствующим субъектам путём создания необходимых условий для их успешного функционирования. Затянувшийся экономический кризис в России, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавшей по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы. Тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются. 1.2. Цели и методы государственного регулирования фирм Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране. Содержание государственного регулирования фирм определяется целями государственного регулирования экономики, среди которых выделяются следующие: а) Достижение устойчивого экономического роста; б) Низкий уровень инфляции; в) Высокий уровень занятости; г) Справедливое распределение доходов. Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Осуществление государственной политики регулирования поведения фирм реализуется с помощью постановки конкретных задач: а) Обеспечение правовых основ функционирования рыночного механизма; б) Обеспечение и соблюдение правил конкуренции; в) Развитие предпринимательской инфраструктуры; г) Оказание содействия предприятиям (фирмам). Исходя, из задач государственного регулирования фирм выявляется классификация основных направлений государства: а) Формирование правовой основы фирм; б) Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности; в) Защита прав потребителей; г) Формирование налоговой системы; д) Государственная поддержка отдельных видов бизнеса; е) Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Формирование правовой основы фирм базируется на гарантиях государства прав частной собственности, регламентации организационно- правовых форм предпринимательской деятельности, регулировании государством договорных отношений между субъектами рынка и т.д. Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности осуществляется за счёт государственного контроля за деятельностью естественных монополий с помощью регламентирования цен, а так же введение запретительных мер в отношении деятельности монополий, которые направлены на ограничение конкуренции. Защита прав потребителей реализуется с помощью системы нормативно-правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей. Налоговая политика государства осуществляется путём планирования бюджета и введения основополагающих налогов в отношении деятельности фирм. Интенсивность государственной поддержки отдельных видов бизнеса зависит от уровня объективной необходимости в поддержке той или иной отрасли бизнеса. При этом государство определяет объём помощи фирмам, который должен воздействовать на положительную динамику. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности направлено на сочетание интересов предприятий с общегосударственными интересами, которое реализуется через таможенно-тарифную систему, а также через систему содействию развития внешнеторговой деятельности: кредитование и страхование, обеспечение гарантий и др. Конечной целью государственного регулирования фирм является создание организационно – хозяйственного механизма, как основы современной экономической системы, который базируется на организации воспроизводственного процесса с помощью научно обоснованной системы экономических и организационных форм, методов и рычагов. Возрастание роли фирмы как основы хозяйственной деятельности и растущее внимание государства к социальным проблемам в современном обществе ведут к более жесткому взаимодействию между фирмой и государством. Государство, с одной стороны, все больше учитывает интересы фирмы, а с другой – ставит больше задач и устанавливает приоритеты в распределении ресурсов. Нужды общества со временем заставят государство из соображения общественной полезности включать фирму практически в каждое серьезное решение. В сущности, фирма является неотъемлемой частью экономической структуры государства. Государство, в свою очередь, накладывает определенные рамки на ее деятельность в соответствии с действующим законодательством. Методы государственного воздействия на деятельность фирм разделяются на два вида: косвенные (экономические) и прямые (административные). Иногда найти определённые рамки между косвенными и прямыми методами государственного регулирования сложно, однако такое деления является целесообразным для дальнейшей классификации и анализа. Для косвенных (экономических) методов государственного регулирования характерно регулирование или воздействие на субъекты предпринимательской деятельности не прямо, а непосредственно на их экономические интересы. Косвенные методы включают в себя мероприятия в области денежно-кредитной и бюджетной политики, налоговой и внешнеэкономической политики, а так же субсидии, валютные меры и др. Денежно- кредитная политика базируется на регулировании денежной массы в экономике, главными инструментами которой являются Центральный банк, учётная ставка, норма обязательных резервов и действия по купле-продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке. Осуществление государством бюджетной политики очень велико, так как она помогает осуществить три основных функции: фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет создать денежную базу государственного аппарата; регулирующая функция предусматривает проведение политики в экономической сфере; распределительная функция даёт возможность активного государственного регулирования в социальной сфере. Внешнеэкономическая политика государственного регулирования состоит из трёх инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определённых видов деятельности и стимулирующие, которые направлены на поддержку экспорта государством. Налоговая политика является одним из главных методов государственного регулирования. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые делятся на региональные, селективные и общефедеральные. В отличии от косвенных методов прямые (административные) методы государственного регулирования воздействуют на субъекта предпринимательской деятельности через систему обязательных мер и требований. К прямым методам регулирования относятся: система ценообразования, режим квотирования, политика доходов и лицензирования. Система ценообразования используется в большей степени в отношении монополистических рынков. Использование режима квотирования характерно для внешнеэкономической деятельности государства. Политика доходов устанавливает минимальный уровень оплаты труда. Система лицензирования связана с регулированием определённых сфер человеческой деятельности. Использование прямых (административных) методов государственного регулирования применяется в следующих сферах деятельности: а) Контроль за монополистическими рынками; б) Сохранение невоспроизводимых природных ресурсов; в) Безопасность условий труда и жизни; г) Защита национальных интересов страны. В современных условиях государственное регулирование фирм является одним из явных способов преодоления неэффективности рынка в экономике. Однако наиболее негативное воздействие на экономику оказывают прямые методы государственного регулирования из-за создания разнообразных административных барьеров, затрудняющих развитие фирм. Опыт ряда азиатских стран и послевоенных Германии и Франции показал, что выход из кризиса экономики реально осуществляется методами государственного регулирования, и прежде всего экономическими методами. Отметим тесную взаимосвязь экономических и административных методов государственного регулирования рынка, ибо любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть экономическая составляющая. Важнейшим фактором обеспечения эффективности государственного регулирования рыночных отношений следует считать рациональное сочетание в интересах развития национальной экономики экономических и административных методов воздействия на рынок. ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ 2.1. Финансово-налоговая политика государства в отношении регулирования фирм В современных условиях государство зависит от эффективности деятельности предприятий. Государственное регулирование в рыночных условиях осуществляется с помощью законодательно оформленной системы, влияющей на финансы предприятий. Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий (фирм) являются: а) Налоговая система; б) Внешнеэкономическая деятельность; в) Ценообразование; г) Кредитование; д) Бюджетное финансирование; е) Лицензирование отдельных видов деятельности. Финансы предприятий служат главным инструментом государственного регулирования фирм и всей экономики в целом. С их помощью осуществляется регулирование производства продуктов, финансы используются для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствуют развитию отдельных отраслей в экономике, способствуют созданию новых производств и современных технологий. Мировой опыт показывает, что в условиях кризиса роль государства в отношении регулирования поведения фирм и экономики в целом возрастает, а в условиях оживления и стабильности - снижается. Активизация взаимодействия хозяйственных связей между стра¬нами, глобализация, углубляющееся международное разделение труда привели к бурному развитию внешнеэкономической деятель¬ности предприятий. Внешнеэкономическая деятельность предприятия представля¬ет собой сферу хозяйственной деятельности, связанную с экспор¬том-импортом продукции, производственной и научно-техниче¬ской кооперацией. Регулирование государством предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности особенно необходимо, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Рынок и рыночные структуры нуждаются в поддержке государства. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности предприятий предусматривает координированное воздействие на процессы в направлении, обеспечивающем эффективное функционирование экономики посредством мер законодательного, контролирующего и регулирующего характера. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством следующих методов а) Таможенно-тарифное регулирование; б) Нетарифное регулирование; в) Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интел-лектуальной собственностью. Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый пу¬тем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Нетарифное регулирование - метод государственного регулиро¬вания внешней торговли товарами, осуществляемый путем введе¬ния количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 42 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 20 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 38 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 42 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 27 страниц
324 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg