Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Регулирование угроз в сфере энергетической безопасности : вопросы международно-правового сотрудничества и административная ответственность

cool_lady 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Актуальность темы. Современное развитие международных отношений происходит, с одной стороны, в условиях протекания глобализационных процессов в энергетической сфере, а с другой — обострения борьбы за невозобновляющие энергетические ресурсы. Таким образом, актуальность темы настоящей работы определяется: 1. Изменением геополитической и международной обстановки в начале XXI в., появлением угроз энергетической безопасности и энергетической стабильности. 2. Зависимостью энергетической безопасности и энергетической стабильности от энергетических отношений между государствами, обострением борьбы за невозобновляемые энергоресурсы (нефть, газ). 3. Большой вероятностью возникновения энергетических конфликтов, в которых возможно осуществление вооруженного насилия. 4. Необходимостью создания глобальной энергетической системы, обеспечивающей справедливый доступ всех стран к энергоресурсам. 5. Необходимостью разработки новых направлений развития энергетической сферы, создания эффективных механизмов обеспечения международной энергетической безопасности, создания и развития энергетического международного права. 6. Энергетическая безопасность является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности, охватывающим не только «гарантии суверенитета, целостности, защиты населения», но и «обеспечение благоприятной природной среды, доступности ресурсов, защиту от стихийных бедствий и поддержание материального благополучия» Объект исследования — энергетическая безопасность России. Предмет исследования - энергетическая безопасность России в контексте национальной безопасности и глобализационных процессов, влияние энергетического фактора на международные отношения. Цели работы: 1) разработка методического подхода к исследованию энергетических проблем; 2) определение особенностей обеспечения энергетической безопасности России и международной энергетической безопасности в условиях глобализации; 3) анализ влияния энергетического фактора на взаимоотношения между государствами в современных условиях. Реферат состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

В настоящее время возможность реализации практически всей совокупности национальных интересов России лежит в плоскости решения проблем национальной безопасности, базовым элементом которой является энергетическая безопасность. Поэтому, добиваясь высокого уровня энергетической безопасности и энергетической стабильности, Россия может обеспечить свои национальные интересы и свое устойчивое развитие. Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, в том числе энергетической сферы. В то же время между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью их развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Обостряются проблемы энергоснабжения и борьба за энергетические ресурсы. Как отмечал В.Путин, для России это означает, что, «как результат - нам все чаще приходится сталкиваться с рецидивами политики «сдерживания». Но за всем этим, по большому счету, зачастую стоит стремление навязать нам нечестную конкуренцию и обеспечить себе доступ к нашим ресурсам». В условиях укрепления новых центров экономического роста и их политического влияния в мире складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций, как на глобальном, так и на региональном уровнях. В то же время несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только на Организацию Североатлантического договора (НАТО), а также несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу обеспечению международной безопасности, в том числе и энергетической безопасности как ее составной части.
Содержание

Введение 3 1. Понятие энергетической безопасности 5 2.Угрозы энергетической безопасности 8 3. Международно-правовое сотрудничество 13 в области энергетики 13 4. Основные составы административных правонарушений и их характеристика в сфере энергетической безопасности 16 5.Энергетическая стратегия России на период до 2035 года 25 Заключение 32 Список использованных источников 37
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) 3. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О газоснабжении в Российской Федерации». 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». 5. Распоряжение Правительства Москвы от 16.04.2010 № 707-РП « "Об утверждении Концепции комплексной безопасности города Москвы» 6. Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». 7. О трубопроводном транспорте. Модельный закон Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ, Действующий// Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, № 27, 19 апреля 2001 год. 8. Проект Федерального закона № 99045329-2 «О магистральном трубопроводном транспорте» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.09.1999) 2. Литературные источники 9. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. – М.: Эксмо, 2011. – 624 с. 10. Владимиров Е.Н., Ларин И.Г., Правовые вопросы эксплуатации трубопроводного транспорта // Хозяйство и право. - 1979. - № 8. 11. Вайншток С.М. Трубопроводный транспорт нефти. – М.: Правовая литература , 2004. 12. Дудников СИ. Правовое регулирование трубопроводного транспорта СССР. - Ростов, 1964. 13. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учеб. пособие. - М.: Юридич. лит., 1999. 14. Перчик А.И., Шалманов Г.Г. Концепция нефтегазового законодательства России // Трубопроводный транспорт нефти. - 1993. - № 2. 15. Перчик А.И. Трубопроводное право. - М.: Нефть и газ, 2002. - 368 с. 16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. » (ИНФРА-М, 2011) 17. «Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник»(2-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. А.В. Бриллиантова) («Проспект», 2015) 18. Шабанов С.Г. Криминологическая безопасность корпораций: Учебное пособие. Омск. 2002. С. 24. Дополнительная литература 19.Алферов Ж. Дефицита энергоресурсов нет: есть дефицит здравого смысла. Проблемы современной энергетики // Мировая энергетическая политика. 2003. № 5. 20.Актуальные проблемы международных отношений вначале XXI века: Материалы 11-й научно-практической конференции молодых ученых. / Под ред. Т. А. Закаурцевой. М., 2009. 21. Багиров А.Т. Глобальная энергетическая безопасность: вызовы современности и роль России. М., 2008. 22. Министерство энергетики Российской Федерации. minenergo.gov.ru 23. Международное право: Учебник (отв. ред. С.А. Егоров) («Статут», 2015) 24. Материалы открытого семинара: «Экономические проблемы энергетического комплекса» Сто девятнадцатое заседание от 29 марта 2011 года Н.И. Воропай, С.М. Сендеров Энергетическая безопасность: сущность, основные проблемы, методы и результаты исследований. 25. Решение Совета глав правительств СНГ «"О Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в сфере энергетики»(Принято в г. Ялте 20.11.2009) 26. Решение № 402 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «"О Концепции формирования общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС» (Принято в г. Москве 12.12.2008). 27. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года 28. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. 2015. №5 29. Энергетическая безопасность России / Бушуев В.В., Воропай Н.И., Мастепанов А.М., Шафраник Ю.К. и др. – Новосибирск: Наука, 2008. – 302 с.
Отрывок из работы

1. Понятие энергетической безопасности Понятие «энергетическая безопасность» было сформулировано Международным энергетическим агентством после нефтяного кризиса в 1973 г. в следующей трактовке. ЭБ есть «уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях». Исходя из этого, а также из определения понятия «безопасность» в Законе Российской Федерации «О безопасности», в ИСЭМ СО РАН предложено определение ЭБ, впервые опубликованное в, подробнее обоснованное в, которое позднее было рекомендовано для использования специалистами отраслей энергетики. Энергетическая безопасность – это состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушений бесперебойности энергоснабжения. При этом состояние защищенности – состояние, соответствующее в нормальных условиях обеспечению в полном объеме обоснованных потребностей (спроса) в энергии, в экстремальных условиях –гарантированному обеспечению минимально необходимого объема потребностей. Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: 1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; 2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз; 3) категорирование объектов топливно-энергетического комплекса; 4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 5) разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса; 6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 7) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 8) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: 1) законность; 2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; 3) взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 4) непрерывность; 5) интеграция в международные системы безопасности; 6) взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 7) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Энергетическая безопасность государств-участников СНГ - состояние защищенности экономики государств и их граждан от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора государства. Энергетическая безопасность государств-членов ЕврАзЭС - защищенность энергетического сектора государств-членов ЕврАзЭС от внутренних и внешних воздействий, процессов и факторов, ставящих под угрозу его устойчивое развитие. 2.Угрозы энергетической безопасности Первым шагом при обосновании путей решения проблем энергетической безопасности для различных сценариев развития экономики и энергетики России и ее регионов стала идентификация и систематизация существующих и потенциальных угроз энергетической безопасности. На основе многолетних исследований проблем энергетической безопасности систематизированы основные возможные угрозы энергетической безопасности России и ее регионов. Вся совокупность угроз ЭБ представлена в виде пяти групп: • экономические (дефицит инвестиционных ресурсов, энергорасточительность экономики, высокие цены на ТЭР, слабая диверсифицированность нергоснабжения и т.д.); • социально-политические (трудовые конфликты, диверсии, терроризм, экстремистские действия общественных движений антиэнергетической направленности); • техногенные (аварии, взрывы, пожары антропогенно-техногенного происхождения на объектах ТЭК, те же события на объектах других отраслей экономики, связанных с объектами ТЭК); • природные (стихийные бедствия, эпидемии и пандемии, суровые зимы с превышениями нормативных температурных условий, учитываемых при проектировании систем отопления; длительные маловодья на реках с ГЭС); • управленческо-правовые (ошибки в экономической политике государства, неполнота проработки решений по перспективному развитию энергетики; неэффективность энергосберегающей политики государства и т.д.). С учетом перечисленных угроз, были сформулированы задачи, решение которых поможет обеспечить достойный уровень энергетической безопасности страны и ее регионов: 1. Модернизация технологической базы ТЭК путем современного технического оснащения его отраслей; 2. Вывод эффективности экономики государства на более высокий уровень; 3. Проведение работ по освоению новых месторождений с целью обеспечить производство и рациональное потребление исчерпаемых ресурсов; 4. Улучшение качества самообеспечения регионов топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР) посредством освоения местных энергетических ресурсов и развития малой энергетики страны в целом, в том числе и на базе возобновляемых источников энергии; 5. Усиление позиций России на международных рынках в сфере экспорта ТЭР, оборудования и энергетических технологий. Из перечисленных задач и угроз, нами были сформулированы меры по обеспечению энергетической безопасности, а также механизмы их реализации. Основные меры, направленные на предотвращения внутренних экономических угроз: 1. Создание условий для роста инвестиций, направленных на модернизацию ТЭК; 2. Изменение налогового законодательства с целью рационализации налоговой нагрузки на энергетику и внедрение дифференцированного подхода к налогообложению; 3. Стимулирование со стороны государства проведения геологоразведочных работ с целью доведения их объемов до уровня соответствия объему ежегодных приростов балансовых запасов энергоресурсов и объему их извлечения; 4. Полная модернизация системы программных документов в энергетической сфере; 5. Поддержание отечественных производителей оборудования и поставщиков услуг посредством предоставления преференций компаниям, которые обеспечивают использование отечественного оборудования. Предотвращение социально-политических угроз: 1. Усиление контроля за деятельностью компаний, работающих в стратегически важных сферах энергетики; 2. Разработка и проведение профилактических мероприятий по предотвращению преступлений, диверсий на наиболее важных объектах энергетики (АЭС, плотины ГЭС и др.) 3. Совершенствование предупредительной деятельности о готовящихся преступлениях в отношении объектов энергетики; 4. Повышение уровня контроля за финансово-экономическим состоянием ТЭК во избежание забастовок и конфликтов; 5. Установление надзора за сферой промышленной безопасности на предприятиях ТЭК (для снижения аварийности). Предотвращения техногенных и природных угроз: 1. Создание новых технических регламентов, которые будут стимулировать переход предприятий ТЭК на современные энергетические технологии; 2. Произведение декларирования, лицензирования, сертификации и паспортизации в сфере технологий; 3. Развитие управления энергетическими системами государственного значения в целях обеспечения безопасности и надежности их работы, а также усиление контроля за соблюдением требований, установленных в сфере безопасности и энергоэффективности; 4. Создание общеобязательных требований к соблюдению безопасности, а также эффективности энергетических объектов; 5. Создание классификации опасности объектов ТЭК, с учетом риска аварий на данных объектах и их последствий; 6. Введение ответственности для руководителей объектов ТЭК за техническую оснащенность, полное техническое обслуживание, ремонт и реконструкцию данных объектов; 7. Развитие существующей структуры единой энергетической системы, включая создания элементов активно-адаптированных сетей и систем хранения энергии; 8. Совершенствование системы функционирования энергосбережения страны и ее регионов во время ЧС для обеспечения жизненно важных потребителей. Предотвращение внешнеэкономических и внешнеполитических угроз: 1. Качественное расширение рынка сбыта российских энергоресурсов, энергетического оборудования и услуг; 2. Создание и дальнейшее развитие экономических механизмов, стимулирующих увеличение доли экспорта энергоносителей; 3. Дипломатическая поддержка и стимулирование участия российского капитала в зарубежном энергетическом секторе, обеспечение транзитных потоков через территорию Российской Федерации; 4. Контроль за обеспечением бесперебойной работы транспортных коридоров, которые соединяют Россию с внешними энергетическими рынками; 5. Создание условий для трансфера в Россию передовых энергетических технологий и международной научно-технологической кооперации. Залогом повышения энергетической безопасности России является сбалансированная государственная энергетическая политика на перспективу, направленная на разработку и реализацию опережающих мер по ликвидации внутренних и внешних угроз, эффективное использование индикаторов энергобезопасности, энергетический анализ хозяйственной деятельности, создание механизмов по стабилизации ситуации. 3. Международно-правовое сотрудничество в области энергетики Международное энергетическое сотрудничество реализуется в экономической, торговой, научно-технической, производственной, социальной, экологической и других сферах, а также включает вопросы обеспечения международной энергетической безопасности государств. С правовой точки зрения энергетическое сотрудничество осуществляется как в публичных формах сотрудничества государств, так и в частноправовых формах взаимодействия хозяйствующих субъектов различных государств. Международное энергетическое агентство (МЭА) было создано в 1974 г. в рамках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) в качестве автономного международного органа с целью координации энергетической политики. В состав Агентства входят 29 государств-членов. Штаб-квартира Агентства находится в Париже. Главная цель МЭА - создание системы коллективной энергетической безопасности. Основным принципом системы является перераспределение между участниками Организации имеющихся запасов нефти при возникновении серьезных перебоев с поставками. Цели и задачи Агентства были сформулированы в Международной энергетической программе (1974 г.) и нашли свое дальнейшее развитие в Программе долгосрочного сотрудничества (1976 г.), а также в документе, получившем название «Общие цели», одобренном на встрече министров энергетики стран - членов МЭА в 1993 г. Основные интересы России в отношении МЭА связаны со стратегической линией, направленной на вхождение в систему энергетической инфраструктуры промышленно развитых стран. Основа взаимодействия МЭА с Россией была заложена в совместной Декларации о сотрудничестве в области энергетики между Правительством РФ и МЭА, принятой в 1994 г. Шагом вперед в развитии международного энергетического сотрудничества явилась идея создания единого европейского энергетического пространства на основе принятия Европейской энергетической хартии (1991 г.) и Договора к Энергетической хартии - ДЭХ (1994 г.). Договор регулирует сотрудничество во всей энергетической производственно-сбытовой цепочке. Важным нововведением ДЭХ стало включение в его содержание экологических вопросов, вопросов международных инвестиций, а также переход к специальным соглашениям в области торговли энергоносителями и транзита. Россия подписала Договор в 1994 г., но не ратифицировала его и применяла на временной основе. Россия неоднократно заявляла о том, что ДЭХ не отвечает ее интересам в части баланса экономических интересов стран-потребителей и стран-поставщиков энергоносителей, а также о неэффективности положений о транзите. Последнее обстоятельство сыграло важную роль при принятии решения о прекращении Россией временного применения ДЭХ с 18 октября 2009 г. С учетом проблем, возникающих с транзитом энергоносителей, особое значение для России имеют строительство и эксплуатация трансграничных трубопроводов для транспортировки нефти, газа и т.п. Особенность правового регулирования морских трубопроводов (пример: газопровод "Северный поток") состоит в том, что их отдельные участки выходят за пределы государственных территорий (т.е. за границы действия национальных юрисдикций) и подпадают под режим международного морского права. К правовым отношениям, связанным со строительством трубопроводов за пределами государственной территории, применяется принцип свободы прокладки трубопроводов в открытом море как элемент общего принципа свободы морей. В исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе этот принцип действует с определенными изъятиями, вызванными наличием у прибрежных государств ограниченной юрисдикции и ряда особых национальных суверенных прав в этих морских пространствах. Огромное значение для обеспечения энергобезопасности имеет устойчивое развитие и стабильность государств-производителей в сфере энергетики. Такая устойчивость может оказаться под угрозой в связи с необходимостью вести разведку и добычу энергоресурсов во все более сложных условиях, что возможно лишь при использовании сверхсовременных технологий, нанесении ущерба окружающей среде, а также влечет за собой трудности с транспортировкой. Энергетическая безопасность зависит от промышленной политики, которую проводят в странах-поставщиках энергии. «Сегодня имеет место противоречие между торговыми стратегиями, такими, как стимулирование свободной торговли, открытие и либерализация энергетических рынков, и стратегией обеспечения энергетической безопасности».[1] Энергобезопасность - это, в первую очередь, политическая проблема. В современном мире нарушения в обеспечении энергобезопасности, как в следствии естественных причин, так и в следствии внешнего, искусственного воздействия, является одной из главных причин дестабилизации социальной, а в будущем и политической обстановки в стране. Например: Экономика СССР во многом зависела от высоких мировых цен на нефть. В 1980-х годах США искусственно, используя определённое влияние на страны добытчики нефти, снизила мировые цены на нефть, тем самым нанеся экономики СССР колоссальный урон. Падение мировых цен на нефть, и как следствие, обвал экономики СССР, в совокупности с накопившимися внутренними проблемами, привёл к распаду СССР.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 25 страниц
240 руб.
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 28 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 28 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 32 страницы
280 руб.
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 25 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg