Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

natali2018 120 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.04.2018
Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования позволило сделать следующие выводы. На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.
Введение

Сегодня перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным. Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Принцип проблемности отражает в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям [20]. Поскольку традиционное обучение не отвечает современным требованиям, существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволят формировать творческих знающих специалистов, способных самостоятельно решать научные проблемы. Активное развивающее проблемное обучение формирует творческое мышление. В число известных отечественных математиков и методистов, которые внесли большой вклад в решение проблемы совершенствования математического образования на всех его уровнях и этапах, входят: Н.Я. Виленкин, А.Н.Колмогоров, Ю.М.Колягин, А.М.Пышкало, Л.Н.Скаткин, А.А.Столяр и др. Проблема совершенствования профессиональной подготовки учителя к обучению математике насколько традиционна, настолько и актуальна. Ее традиционность связана с естественным желанием ученых и практиков прошлого и настоящего совершенствовать процесс преподавания математики в соответствии с развитием науки и общества, а актуальность определяется принципиальной невозможностью дать окончательное решение этой проблеме. Решению этой проблемы были посвящены работы целого ряда известных методистов и математиков, многие из которых имеют непосредственное отношение к созданию учебников математики. Среди них можно назвать И.И.Аргинскую, Г.В.Бельтюкову, Н.Я.Виленкина, Г.В.Дорофеева, Н.Б.Истомину, М.И.Моро, Л.Г.Петерсона, А.С.Пчелко, А.М.Пышкало, Л.Н.Скаткина, А.А.Столяра, Л.П.Стойлова, М.В.Ткачеву, П.М.Эрдниева и др. Однако проблема подготовки учителей к использованию элементов проблемного обучения при изучении математики еще недостаточно исследована как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Цель исследования: теоретически обосновать разработать и экспериментально проверить методику реализации технологии проблемного обучения на уроках математики в 6 классе. Задачи исследования: 1) раскрыть сущность, структуру и содержание технологии «проблемного обучения» в учреждении общего среднего образования; 2) определить особенности реализации технологии проблемного обучения на уроках математики; 3) разработать методику реализации технологии проблемного обучения на уроках математики в 6 классе; 4) экспериментально проверить эффективность разработанной методики реализации технологии проблемного обучения на уроках математики в 6 классе. Объект исследования:Процесс реализации технологии проблемного обучения в учреждениях общего среднего образования. Предмет исследования:Методика реализации технологии проблемного обучения на уроках математики. Гипотеза исследования:Применение проблемного обучения на уроках математики будет способствовать повышению успеваемости учащихся. Методологической основой исследования являются положения теории познания, концепции проблемного обучения, исследований по проблеме гуманизации образования, обучению математике в школе, проблеме организации и совершенствования педагогического процесса в системе послевузовского образования. Теоретическую основу исследования составляют: современные педагогические концепции философии образования (В.Г.Кремень, А.Я.Савченко); научно обобщенный опыт профессиональной подготовки будущих учителей (О.А.Абдуллина, Л.А.Хомич, В.М.Басова, О.А.Морозова); научные положения о структуре педагогической деятельности и специфике профессионального труда учителя (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенина); научные труды по проблемному обучению (В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова, М.И.Махмутова, А.М.Матюшкина). Методы исследования: На разных этапах работы был использован комплекс научных методов исследования: – теоретические методы: анализ, синтез, систематизация, классификация и обобщение философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы. Данная группа методов позволяет определить состояние и теоретически обосновать проблему исследования; – эмпирические методы: анкетирование, изучение школьных журналов успеваемости, анализ и обобщение опыта учителей, что способствует изучению состояния проблемы в практике; педагогический эксперимент. Последний дает возможность определить уровень готовности учителей к использованию элементов проблемного обучения при изучении математики, осуществить систему подготовки будущих учителей к использованию элементов проблемного обучения при изучении математики на основе разработанного спецкурса; статистические методы количественной и качественной обработки результатов эксперимента доказывают достоверность результатов исследования. Научная новизна исследования. Уточнена сущность понятий «проблемное обучение», «методы проблемного обучения». Подтверждена эффективность использования элементов проблемного обучения на уроках математики. База исследования и характеристика выборки:исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 197 г. Минска». В качестве испытуемых были выбраны 36 обучающихся данного учреждения образования. Средний возраст испытуемых – 12-13 лет. Структура работыобусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 6 1.1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ» В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6 1.2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 12 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 16 2.1. СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 16 2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22 ПРИЛОЖЕНИЯ 24
Список литературы

1. Бакланский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е. Бакланский // Наука и школа. – 2000. – № 1. – С. 18-23. 2. Вилькеев, Д.В. Методы научного познания в школьном обучении / Д.В. Вилькеев. – Киев: Факел, 1995. – 362 с. 3. Гнеденко, Б.В. О развитии мышления и речи на уроках математики / Б.В. Гнеденко // Математика в школе. – 2006. – № 3. – С. 13-19. 4. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков. – М., 1998. – 296 с. 5. Зильберберг, Н.И. Урок математики. Подготовка и проведение / Н.И. Зильберберг. – М., 2004. – 307 с. 6. Карелина, Т.М. Методы проблемного обучения / Т.М Карелина // Математика в школе. – 2000. – № 5. – С. 23-29. 7. Карелина, Т.М. О проблемных ситуациях на уроках геометрии / Т.М Карелина // Математика в школе. – 2000. - № 5. – С. 29-36. 8. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М., 2002. – 315 с. 9. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Анализ современного урока/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М., 1999. – 221 с. 10. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок. Проблемные уроки / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М., 2004 – 256 с. 11. Максимова, В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу / В.Н. Максимова. – СПб., 2003. – 206 с. 12. Манвелов,С.Г. Конструирование современного урока математики / С.Г. Манвелов. – СПб., 1998. – 218 с. 13. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М., 2003. – 276 с. 14. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения / М.И. Махмутов. – М., 2007. – 407 с. 15. Махмутов, М.И. Проблемное обучение (основные вопросы теории) / М.И. Махмутов. – М., 2005. – 421 с. 16. Махмутов,М.И., Лернер, И.Я., Скаткин, М.Н., Матюшкин, А.М. Теория проблемного обучения / М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.М. Матюшкин. – М., 2001. – 233 с. 17. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – М., 1998. – 198 с. 18. Потаншик, М.М., Левит, М.В. Как подготовить и провести открытый урок / М.М. Потаншик, М.В. Левит. – М., 2004. – 246 с. 19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 1993. – 523 с. 20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 1998. – 324 с. 21. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М., 2000. – 285 с. 22. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – СПб., 2003. – 265 с. 23. Таймасханова, У.Д.Создание проблемных ситуаций / У.Д. Таймасханова // Математика в школе. – 2003. – № 7. – С. 23-29. 24. Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. – М., 2003. – 226 с. ?
Отрывок из работы

ОБУЧЕНИЯ 1.1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ» В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа. В педагогике теория проблемного обучения разрабатывается с середины 50-х годов XX столетия. Работа, проводившаяся в эти годы учителями и педагогами, заложила основы более глубоких исследований в этой области.. В эти годы идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским и Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. Много этими вопросами занимаются М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки. Определенный вклад в разработку этой проблемы был внесен польскими учеными. Вся эта работа позволила создать научный психолого-педагогический фундамент, на котором базируются современные подходы к теории и методике проблемного обучения Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки [4]. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся. М.М. Левина определяет проблемное обучение как технологию развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы • стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении; • воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления; • знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем. Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности. Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи ученикам в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний» [15]. Д.В. Вилькеев под проблемным обучением имеет ввиду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания [3]. Сущность проблемного обучения И.Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы» [8]. Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщёнными знаниями и принципами проблемных задач [6]. Такое понимание имеется и в работах Ю.К. Бабанского. К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность», «проблематизация» [2]. Усвоением реализации цели обучения является проблемность присущая любому жизни «способному» объекту и избытку, которая может в скрытом и выраженном виде, то есть быть внутренней и внешней. Способом создания проблемности является проблемная ситуация, фиксирующая момент присвоения избытком объекта, содержания проблемность. Средством создания проблемной ситуации может являться проблемная задача, формализованная в текстовых данных. Механизмом, вскрывающих проблемность, является проблематизация объекта и субъекта, то есть процесс вскрытия внутренних и внешних противоречий, присущих объекту, проблем. Единицей процесса является проблема – скрытое или явное противоречие, присущее явлениям материального и идеального мира. Проблемность - главное условие развития объекта (мир и субъекта) человек может быть рассмотрена как диалектическая категория, рядоположенная с другими, или как главный признак данных категорий в развитии, или как главный принцип их действия, деятельности, или как необходимость действовать. Проблемная ситуация – способ вскрытия объективно существующей проблемности, выраженной эксплицитно или имплицитно, которое проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии субъекта и объекта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg