Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Влияние динамики основных функциональных показателей пловцов-юниоров 14-16 лет на планирование нагрузки в подготовительном периоде

cool_lady 1200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Говоря о новизне данной темы, необходимо отметить, что в условиях современного мира развитие подростка происходит иначе, чем 10-12 лет назад. Созревание организма начинается раньше и протекает быстрее. Следовательно, предыдущие исследования влияния тренировочных нагрузок на функциональные показатели пловцов-юниоров скорее всего окажутся неактуальными в наши дни. Однако разработанный в данной работе комплекс упражнений призван обновить многие имеющиеся на данный момент методики построения тренировочного процесса. Подобными работами занимались Аикин В.К., Антонинов А.В., Щербина В.А., а также многие другие. И, как следствие, такие российские исследователи, как Платонов В.Н. и Соломина Т. В. сходятся во мнении, что без точного контроля за функциональными показателями невозможно грамотно составить эффективный план тренировочной нагрузки, подготовить организм пловца-юниора к предстоящим нагрузкам и, как следствие, достигнуть высоких результатов. На настоящий момент накоплен достаточно обширный опыт, который дает возможность рекомендовать учет следующих методических положений при построении годичного цикла тренировок: ? соответствие направленности и объема выбранных нагрузок поставленным целям спортивной подготовки, а так же адаптационным возможностям пловца, его текущему функциональному состоянию; ? четко направленное применение развивающих нагрузок на различных этапах тренировочного процесса в соответствии с главными задачами и выбранной стратегией подготовки; ? осуществление на подготовительном этапе тренировочного процесса основного объема специальных упражнений на уровне анаэробного порога в сочетании с силовой подготовкой на суше; ? постепенное увеличение в течение года объема нагрузок 4-й и 5-й зон интенсивности для средневиков и спринтеров, нагрузок 3-й, 4-й и 5-й зон интенсивности для стайеров (S. S. Ganzej, Functional Training of the Young Qualified Swimmers in the Preparatory Period 2010). Результаты научных исследований показывают, что развитие адаптации организма спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам зависит прежде всего от скорости протекания физиологических реакций (кардиореспираторных и метаболизма), устойчивости, экономичности, мощности и способности к реализации, которые объединяют в своей динамике в процессе спортивной тренировки все ключевые морфофункциональные и метаболические сдвиги в организме пловца и составляют основу факторов функциональной подготовленности спортсмена. Практическая значимость работы достаточно велика. При грамотном подходе к рассмотрению физиологических особенностей организма пловцов 14-16 лет вероятность составления эффективного плана тренировочных нагрузок увеличивается в несколько раз, что в дальнейшем будет благоприятно сказываться на результатах занимающихся. Так же полученные данные дадут возможность обратить внимание тренеров на потребность в контроле функционального состояния организмов занимающихся.
Введение

Актуальность данной темы заключается в необходимости составления грамотного и всесторонне развивающего тренировочного плана для пловцов-юниоров, основанного на показателях их функционального состояния. Необходимо также помнить, что процесс развития двигательных способностей является строго специфическим для пловцов, специализирующихся на различных дистанциях. Он может предусматривать как комплексное совершенствование различных двигательных качеств, так и дифференцированное оптимизирование отдельных важнейших составляющих – мощности или емкости тех или иных путей энергообеспечения, экономичности работы и т. п.. Основная цель работы - коррекция тренировочных нагрузок пловцов-юниоров в возрасте 14-16 лет с учетом их функционального состояния. Задачи: 1. Проанализировать значение оценки работоспособности пловцов-юниоров в формировании тренировочного плана. 2. Разработать комплекс плавательных упражнений, нацеленный на оптимизацию функционального состояния занимающихся . 3. Определить эффективность разработанного комплекса плавательных упражнений. Объект: процесс тренировки пловцов-юниоров в возрасте 14-16 лет. Предмет: планирование нагрузки для пловцов-юниоров с учетом их функционального состояния. Гипотеза: предполагается, что разработанный комплекс плавательных упражнений будет способствовать улучшению результатов пловцов-юниоров. Родионов А. В. отмечает, что для достижения высокого уровня пловцу не достаточно иметь хорошо развитые отдельные физические способности. Следует добиться комплексного развития и проявления всех физических качеств в условиях, характерных для конкретной соревновательной дистанции. Этого можно достичь лишь при широком применении соревновательных и максимально близких к ним специально подготовленных упражнений, при создании комплекса условий, характерных для планируемой соревновательной деятельности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3 ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПЛОВЦА И ПЛАНИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ 1. Понятие функционального состояния..............................................6 2. Физиологические особенности пловцов-юниоров.........................7 3. Планирование тренировочных нагрузок в спорте.............................12 4. Особенности планирования тренировочных нагрузок у пловцов-юниоров 14-16 лет..................................................................................14 ГЛАВА 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Методы исследования………………………………………………..21 2.1.1. Анализ и обобщение данных литературных источников…...21 2.1.2. Опрос...............………………………………………..……….......21 2.1.3.Тестирование..................………………………….........................22 2.1.4. Педагогический эксперимент.....................................................24 2.1.5. Методы математической статистики.........................................25 2.2. Организация исследования………………………………………….25 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ОСНОВНЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛОВЦОВ-ЮНИОРОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1. Результаты опроса...........................................................................27 3.2. Комплекс упражнений....................................................................32 3.3.Внедрение комплекса упражнений в тренировочный процесс................................................................................................................34 ВЫВОДЫ....................……………………………………………………….......39 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ................................................................41 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..42 ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................48
Список литературы

1. Агеевец А. В., Бурдейный А. А.: Основы спортивной тренировки пловцов: Учебное пособие. - Спб: СпбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001 — 61 с. 2. Андрианов А.: Инновационные технологии в плавании / Александр Андрианов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 128 c. 3. Бахрах И.И.: Спортивный отбор детей и подростков / И. И. Бахрах ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2008. - № 3. - С. 38-41. 4. Бакшеев М.Д.: Построение учебно-тренировочных занятий в спортивном плавании : учебное пособие / М. Д. Бакшеев ; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск : [б. и.], 2006. - 44 с. - Библиогр.: с. 24. 5. Бачин В.П.: Возрастные закономерности формирования скоростных возможностей при плавании спортивными способами и методика их воспитания в многолетней подготовке пловца : Учеб.пособие / В. П. Бачин ; Сиб.гос.акад.физ.культуры. - Омск : Изд-во СибГАФК, 2001. - 25с. : ил. 6. Беленко И.С.: Анатомо-физиологические особенности человека в возрастном аспекте: Учебно-методическое пособие; Национальный гос. Ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.- СПБ, 2012- 178с. 7. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка):Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 416 с. 8. Быков В.А.: Оптимизация процессов ускоренного обучения технике спортивного плавания, спортивной тренировки и оздоровления студенток высших учебных заведений физической культуры / В. А. Быков,А.Б.Куделин // Плавание IV. Исследования, тренировка, гидрореабилитация = Swimming VI. Researching, training, hydrorehabilitation / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту, С.-Петерб. гос. ун-т физ. кульуры им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры; под ред. Петряева А.В. - СПб., 2007. - С. 210-215. 9. Ванденко А.: Главный тренер сборной России по плаванию Андрей Воронцов : "Люблю драться! Но только по-честному" / Андрей Ванденко// Советский спорт. - 2009. - 16 мая. 10. Вайцеховская Е.: Без костюмчика - никуда / Елена Вайцеховская // Спорт-экспресс. - 2008. - 11 апреля. 11. Викулов А. Д.: Кардиоритмография как метод оценки функционального состояния организма пловца // Плавание IV. Исследования, тренировка, гидрореабилитация = Swimming VI. Researching, training, hydrorehabilitation / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту, С.-Петерб. гос. ун-т физ. кульуры им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры; под ред. Петряева А.В. - СПб., 2007. - С. 130-134. 12. Воронина, И.Н.: Диагностика плавательных навыков / И. Н. Воронина // Физическая культура в школе. - 2008. - № 4. - С. 26-30. 13. Волченков Э.И.: О взаимосвязи внимания, восприятия и памяти в структуре основных психических процессов//Социальные институты и процессы/М.,2009. - с.22-25 14. Ганзей С. С., Авдиенко В. Б.: Функциональная подготовка юных пловцов в подготовительном периоде .,Самара: СГПУ, 2010. с.2-8 15. Гилев Г.А.: Оптимальное построение тренировочного процесса - путь к вершинам спортивного мастерства // Плавание - III: исследования, тренировка, гидрореабилитация /под общ. ред. А.В. Петряева; С.-Петербург. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб.,2005. - С.208-211. 16. Григорьев В. И.: Инновационные технологии в подготовке высококвалифицированных пловцов : учебное пособие / В. И. Григорьев, А. И. Крылов, А. А. Литвинов, Е. В. Ивченко; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — Спб. 17. Дементьев В.В.: Методика комплексного обучения плаванию школьников 15-17 лет / В. В. Дементьев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2007. 18. Долматова Т. И. : Спортивная медицина: учебное пособие. - Спорт, 2009. 19. Киселева К.А.: Закономерности роста индивидуальных спортивных результатов и прогнозирование олимпийских достижений у пловцов / К. А. Киселева, Ю. Ф. Скворцов // Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции "Физкультурно-оздоровительные технологии в XXI веке", 6-7 дек. 2005 г. Вып. 1 / Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 2005. - С. 108-111. 20. Климек,К.С.: Построение процесса подготовки пловцов 14-16 лет,специализирующихся в спринтерском плавании,на основе особенностей проявления двигательных качеств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / К. С. Климек ; СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. - СПб., 1993. - 24с. 21. Козлов А. В.: Технологии спортивной тренировки в плавании: подготовка олимпийского резерва в спортивном плавании : учебное пособие / А. В. Козлов ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — СПб. : [б.и.], 2014. — 134 с. : [б.и.], 2014. — 104 с. 22. Козлов А.В., Орехов Е.Ф. Спортивная тренировка юных пловцов, монография / Козлов А.А.; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПБ (б.и.), 2011. – 208 с. 23. Кошанов, А.И. Начальное обучение плаванию / А. И. Кошанов. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка "Первое сентября") (Спорт в школе. Вып. 3 (9)). 24. Кравцов, А. Методика срочного контроля и коррекции техники плавания в соревновательных и тренировочных упражнениях / А. Кравцов. - М.: ТВТ Дивизион, 2011. - 636 c. 25. Круцевич Т. Ю.: Учебное пособие «Теория и методика физического воспитания» - Киев, 2005. 26. Кудря О.Н. : Функциональное состояние организма пловцов 15-16 лет в соревновательный период / О. Н. Кудря, Л. Е. Белова // Научные труды: ежегодник за 2006 год / Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта; под ред. В.А. Аикина. - Омск, 2006. - С. 125-127. 27. Лафлин, Т. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче / Т. Лафлин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 803 c. 28. Методика использования индивидуальных дыхательных тренажеров комплексного воздействия в подготовке высококвалифицированных пловцов. - М.: Дивизион, 2011 29. Милишич,Б.: Управление тренировкой : учебно-методическое пособие / Б. Милишич. - СПб. : [б. и.], 2007. - 87 с. - Библиогр.: с. 83-86. 30. Николаев Д.В., Смирнов А.В., Бобринская И.Г., Руднев С.Г. Биоимпедансный анализ состава тела человека. — М.: Наука, 2009. — 392 с. 31. Ньюсом П. Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов / Ньюсом Пол. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 323 c. 32. Плавание, теория и методика избранного вида спорта : учеб. пособие : Курс лекций / Федер. агентство по физ. культуре и спорту, Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма; под ред. А.И. Погребного . - Краснодар : [б. и] , 2008. - 448 с. - Библиогр.: с. 445-446. 33. Плавание. Библия тренера. - М.: Эксмо, 2014. - 416 c. 34. Платонов В.Н. Спортивное плавание. Путь к успеху. Книга 2. - М.: Советский спорт, 2012 — 565 с. 35. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по плаванию («Советский спорт» 2006г.) 36. Сысоев И. Триатлон. Олимпийская дистанция / И. Сысоев. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 723 c. 37. Табакова, Е.А. : Нормативная оценка физического развития и физической подготовленности пловцов и школьников 12-16 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Табакова Елена Анатольевна ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2002. - 23 с. 38. Талибов, А. Х.: Многолетняя физическая подготовка спортсменов с учетом адаптации сердечно-сосудистой системы к тренировочным нагрузкам : монография / А. Х. Талибов ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. — СПб. : [б.и.], 2016. — 149 с. 39. Таормина Ш. Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов / Шейла Таормина. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 489 c. 40. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «плавание», 2018. 41. Чертов Н. Плавание / - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 536 c. 42. Шапошникова А. Особенности физического развития школьников старшего школьного возраста, 2013 43. Шлейникова Г.В. Формирование устойчивых спортивных интересов к занятиям плаванием у учащихся учебно-тренировочных групп : автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2002. - 25 с. 44. Юрлов, С. А. Основы нормативного регулирования плавания как вида спорта и разрешения спортивных споров. Опыт Греции и Франции / С.А. Юрлов. - М.: Проспект, 2015
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПЛОВЦА И ПЛАНИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ 1. Понятие функционального состояния Повышение эффективности функциональной подготовки является одним из важнейших вопросов в спорте, который достаточно актуален и в современном плавании, характеризующемся увеличенной интенсивностью тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому необходимо искать такие методические подходы и средства тренировки, которые значительно повышают эффективность функциональной подготовки как в тренировочных макроциклах, так и в основные периоды тренировочного макроцикла, в особенности – в подготовительном, который является основным, потому что в этот период формируется плановый уровень функциональной подготовленности у спортсменов, что и составляет основу для дальнейшего развития и совершенствования всех остальных видов подготовленности. Достижение этого происходит поэтапно и реализуется при решении задач общеподготовительного и специально-подготовительного этапов подготовительного периода тренировки (С. С. Ганзей, В. Б. Авдиенко Функциональная подготовка юных пловцов в подготовительном периоде .,Самара: СГПУ, 2010. с.2-8). Понятие «функциональное состояние» является одной из наиболее интегральных характеристик организма человека, его здоровья, резервных возможностей, характеризующее уровень функционирования различных систем организма и являющееся важнейшим фактором, обусловливающим успешность и продуктивность деятельности в избранном виде спорта, что в существенной мере обусловливает качество его спортивной деятельности. При определении функционального состояния появляется возможность сделать наиболее вероятный прогноз, а также установить вероятность достижения высоких спортивных результатов. Общее функциональное состояние организма человека состоит из определенных изменений. Они встречаются во всех физиологических системах, а именно: - центральная нервная система; - двигательной системе; - эндокринная система; - дыхательные пути; - сердечно-сосудистые и так далее. Кроме того, функциональное состояние человека во многом зависит от изменений, которые могут происходить во время протекания психических процессов, таких как ощущение и восприятие, мышление и память, внимание и воображение ( Волченков Э.И. О взаимосвязи внимания, восприятия и памяти в структуре основных психических процессов//Социальные институты и процессы/М.,2009. - с.22-25) 2. Физиологические особенности пловцов-юниоров 14-16 лет Важными критериями оценки роста и развития систем организма юношей и девушек спортсменов в возрасте 14-16 лет являются следующие показатели, характеризующие телосложение – вес тела, тотальные размеры тела, пропорции и другие. Знание и грамотный контроль за данными анатомическими параметрами позволяют достаточно достоверно оценить прирост и темпы развития физических качеств (Ньюсом П. Эффективное плавание \\Методика тренировки пловцов и триатлетов / Ньюсом Пол. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013) . Ведущими характеристиками интенсивного процесса роста являются масса и длина тела. Прирост длины тела у подростков приходится на 14-15 лет, а пик прироста происходит в 13-14 лет. За пубертатный период масса тела человека увеличивается почти в два раза, а пик ее прироста можно увидеть через год после пика прироста длины тела. Как известно, максимальные темпы изменения и роста всего человеческого организма и его отдельных анатомических звеньев наблюдаются именно в пубертатном периоде. Здесь все более ощутимыми и заметными становятся как анатомические, так и физиологические различия в развитии организмов юношей и девушек. Разное развитие и рост организма на данном этапе онтогенеза связано с половым созреванием. Сам период полового созревания человека зависит от пола, а также индивидуальных особенностей спортсменов-подростков ( Безруких М.М. и др. Возрастная физиология / — М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 416 с.). В возрастном промежутке 14-16 лет девушки заметно обгоняют юношей по таким показателям, как длина тела, масса тела, обхват грудной клетки, но примерно к 16 годам именно эти показатели у представителей мужского пола становятся существенно выше. И в дальнейшем развитии это преимущество остается неизменным. Следует отметить, что по показателям длины тела, его массе, обхвату грудной клетки, силе различных отдельных групп мышц косвенно оценивается рост и развитие функциональных систем организма занимающегося (Фарбер Д.А. Спортивная физиология, /М. - 1988) В отличие от обычных занятий физкультурой в школе в спортивной тренировке ставится задача грамотной подготовки спортсмена-подростка для достижения предельно возможных функциональных, психологических и моторных потенциалов. Целью любой активной спортивной деятельности несомненно является максимально возможный для каждого конкретного индивидуума лучший спортивный результат. Несомненно целенаправленная спортивная деятельность пловца оказывает большое влияние не только на результат, но и на биологические особенности всех систем организма спортсмена. (Гилев Г.А. Оптимальное построение тренировочного процесса - путь к вершинам спортивного мастерства/Г.А.Гилев // под общ. ред. А.В. Петряева; СПб.,2005. - С.208-211.). Биологический эффект в спорте зависит от имеющегося в наличии количества половых гормонов в юном организме. У девушек важную роль играют эстрогены и гестагены, а у юношей – андрогены. Как правило, у спортсменов-девушек чаще преобладает так называемый атлетический, или мужской соматотип. Для них характерно нередкое в спорте явление повышенного содержания андрогенов, которые как раз и обуславливают мужской состав мышц и мужскую архитектонику их костного скелета, а также ускоряют процесс кальцинации костей. Зачастую у спортсменок в сравнении со спортсменами ясно просматривается сближение анатомических показателей костной, мышечной систем, снижается четкость и выраженность признаков нормального полового диморфизма. Этот факт позволяет достигать высокого спортивного результата, но, к сожалению, может приводить к нарушениям и патологиям репродуктивной системы. Разница развития также наблюдается и в различных индивидуальных показателях кондиционных и координационных способностей спортсменов женского и мужского пола. Как известно, в спорте под кондиционными способностями понимаются такие особенности телесности организма, как показатели качества выносливости, скоростные и силовые возможности, потенциал функциональных возможностей. Как правило, юноши превосходят спортсменов-девушек в координации быстрых движений и скорости в целом, ориентации в различном пространстве, техническом мышлении. В свою очередь девушки зачастую превосходят спортсменов-юношей по скорости восприятия информации, памяти, а также в тонкой моторике и интуиции. Специалисты в области физической культуры и спорта, преподаватели физической культуры и тренеры постоянно имеют дело с живым человеком. А значит именно по этой причине им приходится решать различные возникающие в процессе своей рабочей деятельности вопросы, нередко связанные с особенностями функционирования, строения и роли человеческого тела. Поэтому для них очень важно знание всех возрастных особенностей организма подопечных и внешних форм человеческого тела. Такие глубокие знания, правильное толкование, понимание и использование большинства закономерностей морфологической организации человека способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности тренера и каждого преподавателя физической культуры (Чертов Н. Плавание. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012) . Плавание, как вид спорта, зачастую предъявляет высокие требования к большинству показателей физического развития организма спортсмена. Так, показатели физического развития всегда были в центре внимания целого ряда исследователей. Т. С. Тимакова при проводившемся обследовании пловцов-девушек и юношей точно установила, что у обследуемых девушек процесс биологического созревания протекает заметно быстрее, чем у выбранных юношей. Следует принять во внимание, что на достижение высоких результатов в плавании оказывает большое влияние биологический возраст спортсмена. Многими исследователями этой области был отмечен достаточно значительный прирост всех результатов в 12-14 лет, что как раз совпадало с началом пубертатного периода, максимальным приростом длины тела. Окончание полового созревания вело за собой стабилизацию всех спортивных результатов (Киселева К.А.: Закономерности роста индивидуальных спортивных результатов и прогнозирование олимпийских достижений у пловцов / Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 2005. - С. 108-111.) Многими исследователями было установлено, что в данном возрасте на скорость плавания оказывает значительное влияние биологическая зрелость спортсмена, уровень развития соматических и функциональных показателей. Для совершенствования тренировочного процесса важно вести учет соматического развития пловцов-подростков, уровня функциональной зрелости, биологического возраста и половой дифференцировки. Данные показатели также необходимо использовать для объективной оценки возможной перспективности спортсменов в многолетней спортивной тренировке ( В.Н. Платонов, Спортивное плавание. Путь к успеху. Книга 2. - М.: Советский спорт, 2012 ) . Половое созревание принято называть ранним при первом появлении его признаков у девочек к 8-9 годам, а у мальчиков – к 10 годам. Средним считается тот темп полового созревания, при котором появление его первых признаков у девочек приходится на 10-11 лет, а у мальчиков - в 12-13. ? позднем половом созревании следует говорить при появлении его первых признаков у девочек в 13 лет и мальчиков в 14 лет (Шапошникова А. Особенности физического развития школьников старшего школьного возраста// М. - 2013). Процесс полового развития девочек, ведущих спортивную деятельность, часто совпадает с временными промежутками пубертатного периода – 11-15 лет и протекает в гармонии с их физическим развитием. Исследования С.А. Маниловой показали, что половое созревание подростков находится в прямой зависимости от объема и интенсивности тренировочного процесса. Это требует непосредственного согласования величины физической нагрузки с признаками полового созревания. Как отмечает в своих трудах С.А. Левенец, у девочек-подростков, регулярно занимающихся спортивным плаванием, необходимо точно учитывать особенности становления и развития функций половой системы с 11 лет с характером отклонений и основных индивидуальных различий в учебно-тренировочном процессе. Что касается юношей, у которых наблюдаются схожие тенденции физического развития, целесообразно установить нормативную оценку общего развития организма пловцов для совершенствования тренировочного процесса и повышения функционального состояния занимающихся (Козлов А. В.: Технологии спортивной тренировки в плавании:подготовка олимпийского резерва в спортивном плавании : учебное пособие / А. В. Козлов — СПб. : [б.и.], 2014). Оценивая общий уровень физического развития, подростков делят на группы. В настоящее время принято выделять три основных: акселераты, медианты и ретарданты (Детская спортивная медицина, 2010). Акселераты — лица с ускоренным, опережающим паспортный возраст, развитием и половым созреванием в более ранние сроки. Медианты —- лица со средним уровнем физического развития (по длине тела) и соответствующими ему зависимыми признаками — массой тела и объемом грудной клетки. Ретарданты — лица, отстающие в физическом развитии и созревании организма от паспортного возраста. Разнообразие темпов физического развития имеет большое количество своих плюсов и минусов. Ускорение роста сопровождается улучшением физического развития и одновременно моторики. Лица с наблюдающимся замедленным развитием чаще всего относятся к группам с нарушением здоровья. Акселераты зачастую бывают подвержены нарушениям психосоциального развития, они болеют гораздо чаще, чем ретарданты и медианты. Высокие темпы физического развития и полового созревания могут привести к ранней осификации скелета. Акселерацию нельзя не учитывать во время организации учебного процесса и планировании тренировочных нагрузок путем варьирования используемых форм, средств и методов физического воспитания в разные возрастные периоды. Необходимо помнить, что встречающаяся нередко тенденция отмечать успехи в спорте и физическом воспитании спортсменов-акселератов принципиально неверна. Вследствие быстрого развития систем организма и физических способностей представители данной группы показывают более высокие результаты, чем лица со средним или низким уровнем физического развития. Однако , как показывает практика, данная тенденция не долговечна, и при условии регулярных тренировок медианы и ретарданты не только догоняют акселератов в среднем возрасте, но и значительно улучшая свои результаты, превосходят их. (Алексаянц Г. Д., «Морфология спорта», М. - 2003). В современном спорте знание биологического возраста пловца в совокупности с некоторыми параметрами физического развития дает возможность точно определить уровень функциональных возможностей организма спортсмена. Расстройства здоровья у школьников, связанные с ускорением или запаздыванием физического развития, как правило, имеют функциональную природу и являются характерными для второй группы здоровья. У школьников со средними показателями физического развития редко наблюдаются расстройства функций сердечно-сосудистой системы, которые следует рассматривать как результат неадекватности предложенных физических нагрузок уровню физического развития (Таормина Ш. Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов . - Москва:, 2013 ). Различия между паспортным и биологическим возрастом могут быть весомыми. Говоря о подростковом периоде, это 4—5 лет разницы, что требует дифференцирования методики проведения спортивных занятий, подбора средств и методов, адекватных биологическому развитию, а не календарному возрасту детей. Задержка биологического развития детей на 5—6 лет может свидетельствовать о неблагоприятных бытовых условиях, неполноценном питании, недостатке в нем витаминов, тяжелых или повторных заболеваниях, гормональных нарушениях (Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания, Киев - 1999). 2. Планирование тренировочных нагрузок в спорте Планирование – достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий от специалистов высокого уровня знаний и определенных профессионально-педагогических умений, составление планов тренировки – это только начало плановой деятельности. Основное в планировании– это осуществление планов в процессе педагогической и организационной деятельности (Гилев Г.А.: Оптимальное построение тренировочного процесса - путь к вершинам спортивного мастерства // Плавание - III: исследования, тренировка, гидрореабилитация / СПб.,2005. ). Под планированием подразумевают, прежде всего, процесс разработки системы планов, рассчитанных на такие промежутки времени, в рамках которых должны быть реализованы поставленные цели, задачи и содержание спортивной тренировки. Предметом планирования в процессе подготовки спортсменов являются цели, задачи, средства и методы тренировки, величина тренировочных и соревновательных нагрузок, внутренние сдвиги в организме спортсменов под влиянием этих нагрузок (тренировочный эффект), количество учебно-тренировочных занятий и дней отдыха, системы восстановительных мероприятий, контрольные нормативы, воспитательные мероприятия, условия тренировки и другое (Озолин Н.Г. «Настольная книга тренера», 2003). Определение величины и интенсивности нагрузки, воздействующей на организм спортсмена, является основной проблемой тренировочного процесса. Без четких знаний основных закономерностей функционирования организма в условиях работы с различной интенсивностью и объемом тренировочной нагрузки подготовить высококвалифицированного пловца при современном развитии спортивного плавания достаточно трудно (Кравцов, А. Методика срочного контроля и коррекции техники плавания в соревновательных и тренировочных упражнениях,2011.). На протяжении последних лет проблеме построения эффективной спортивной деятельности посвящено большое количество различных работ. В них рассматривается связь особенностей спортсмена с выбором вида спорта (Курамшин Ю.Ф., 2006 и др.), уровнем и быстротой освоения техники (Ильин Е.П., 2005; Айзман Р.И., 2006 и др.), стабильностью выступлений в соревнованиях (Сысоев В.И., Попова И.Е., 2009 Захарьева Н.Н., Иванова Т.С., 2011 и др.), работоспособностью (Родионов А.В., 2008 и др.), ведением спортивной борьбы (Нгуен Тхиен Куанг, Иванова Т.С., Иванов Л.Ю., 2012 и др.). Важность учета индивидуальных особенностей на всех этапах обучения и воспитания спортсмена подтверждается абсолютно всеми авторами. Как и десятилетия назад, сейчас тренеры также нуждаются в точных рекомендациях по подготовке спортсменов к соревнованиям с учётом их индивидуальных особенностей. Благодаря этому каждый спортсмен находит свою манеру действий, как правило, на основе проб и ошибок. Зачастую тренер может предложить занимающемуся тренировочную программу, не соответствующую его индивидуальным особенностям. И, как результат, неоправданно низкие результаты в соревновательной деятельности ( Сысоев, И. Триатлон. Олимпийская дистанция ,2012.) 1.3.Особенности планирования тренировочных нагрузок у пловцов юниоров 14-16 лет В практике спортивного плавания различают четыре вида планирования: многолетней тренировки, четырехлетнее планирование, планирование годичного цикла и текущее планирование. Планирование многолетней тренировки основывается на закономерностях возрастной динамики спортивных результатов пловцов и динамики их тренировочных нагрузок. Основой планирования многолетней тренировки является единая программа для ДЮСШ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) (Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ по плаванию, 2006). В программе учебный +материал излагается по следующим группам: начальной подготовки, учебно-тренировочным и спортивного совершенствования. Это придает единое направление учебно-тренировочному процессу. Продолжительность тренировочного процесса — от новичка до мастера спорта — составляет примерно 5—6 лет (Козлов, А.В. Планирование спортивной тренировки юных пловцов , 2013). Динамика годовых тренировочных нагрузок (км) в процессе многолетной тренировки характеризуется постепенным ростом общего объема и объема интенсивного плавания. Четырехлетнее планирование осуществляется исходя из календаря спортивных мероприятий. На его основе определяют периодизацию, динамику нагрузок и динамику состояния спортивной формы. В плане выделяются следующие категории: 1. Общая для спортсмена или команды цель. 2. Цикличность подготовки. 3. Календарь основных соревнований и периодизация. 4. Задачи и направленность тренировок по годам. 5. Педагогический контроль и контрольные нормативы. 6.Динамика основных показателей тренировочного процесса (количество дней тренировки и отдыха, количество часов тренировки, соотношение объема и интенсивности нагрузок). 7. Врачебный контроль. Спортивные результаты планируются исходя из закономерностей динамики их роста у пловцов с хорошими спортивными показателями. Способные к плаванию ученики обычно показывают через год после начала тренировки результат III разряда, через 2 года — результат II разряда, дальнейшее планирование результатов проводится исходя из конкретных условий тренировок и состояния спортсмена (Викулов АД. «Плавание», 2003). Планирование годичного цикла проводится на основании многолетнего плана с учетом опыта прошлого года. В плане фиксируются: 1. Краткая характеристика спортсмена или группы. 2. Цель и основные задачи. 3. Контрольные нормативы. 4. Календарь спортивных мероприятий и периодизация. 5. Распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности. 6. Педагогический и врачебный контроль. Распределение тренировочных нагрузок обычно выполняется в виде плана-графика. Текущее планирование (месячное, недельное, отдельной тренировки) отражает план годовой подготовки в деталях. Фиксируются основное содержание тренировок, их направленность, а так же общий объем тренировки и интенсивность нагрузки, предполагаемые результаты. Построение недельных микроциклов тренировки проводится с учетом их направленности и уровня тренированности пловцов. Продолжительность микроцикла обычно составляет 7 дней, что хорошо совмещается с привычным для человека ритмом жизнедеятельности (Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ по плаванию, 2006). Микроцикл состоит из отдельных тренировок, комлпексный эффект которых обеспечивает запланированную направленность и повышение спортивной работоспособности. При этом каждая тренировка также характеризуется преимущественной направленностью.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 56 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg