Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ

cool_lady 1400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
В данной выпускной квалификационной работе исследуем особенности характеристики контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, мер предупреждения и профилактики, а также роль таможенных органов в борьбе с исследуемым видом преступления. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере уголовной ответственности, за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, выявлением и расследованием рассматриваемого вида преступлений. Предметом исследования являются нормы уголовного закона, устанавливающие ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, материалы научной литературы и материалы судебной практики по исследуемому вопросу. Целью работы является исследование особенностей современного правового регулирования ответственности за совершение контрабанды наркотических средств и психотропных веществ и практики ее применения. Такой цели можно добиться посредством постановки и решения следующих задач: - определить понятие контрабанды наркотических средств и психотропных веществ; - охарактеризовать особенности социальной обусловленности ответственности за совершение контрабанды наркотических средств и психотропных веществ; - определить юридические особенности состава контрабанды наркотических средств и психотропных веществ; - выделить особенности квалификации состава контрабанды наркотических средств и психотропных веществ; - определить способы совершения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ; - определить роль таможенных органов в выявлении и раскрытии контрабанды наркотических средств и психотропных веществ; Методологическую базу исследования составляют диалектический метод научного познания объективного мира и вытекающие из него общенаучные и частно-научные методы: теоретического анализа, сравнительно-правовой, системно-структурный, логико-юридический, историко-правовой, социологи-ческий, сравнительного анализа результатов исследований, проведенных другими авторами по вопросам, близким к разрабатываемой проблеме. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на соответствующие параграфы, заключения и списка использованных источников.
Введение

В настоящее время, как в России, так и во всем мире существуют проблемы, связанные с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, которые носят многогранный характер и с каждым годом становятся более актуальными. Популяризация запрещенных и ограниченных к обороту веществ, их объемы и последствия образуют значительную угрозу здоровью населения, подрывают экономическое могущество страны, вследствие чего негативно отражаются на демографической ситуации в мире и нарушают законность, правопорядок в государстве. Результатом употребления наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ является существенное снижение качества физического, психического и нравственного здоровья населения России, его репродуктивных возможностей, происходит неадаптивность и полная деградация личности, и, как следствие этого, подрывается экономика, гражданская жизнь страны в целом, снижается обороноспособность страны. Незаконное производство, перемещение, а так же торговля запрещенными веществами, оказывают пагубное влияние на все сферы общества и самого человека как личность. Эта проблема тревожит огромную часть населения нашей планеты, рождая соответствующие планы для ее решения. В каждом государстве созданы специальные ведомства, которые осуществляют контроль оборота контрабанды и принимают соответствующие меры для снижения уровня незаконного перемещения и сбыта всех наркотических средств и психотропных веществ. Торговля наркотиками оказывает пагубное влияние на все страны и на рынки, на которых они продаются. Она подрывает закон и порядок. Она делает коррупцию повсеместной. На первый план необходимо вывести такую задачу, как уделение должного внимания рассмотрению вопроса о контрабанде наркотиков. Многие виды наркотиков, а так же средства для их изготовления попадают на территорию нашей страны, что значительно подрывает здоровье и демографию нашего населения. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ)[3] ответственность за контрабанду наркотических веществ и психотропных средств предусмотрена в ст. 229.1 УК РФ, анализ норм уголовного закона позволяет сделать вывод, что законодателем данный вид преступления представляется одним из наиболее тяжких. Однако анализ правоприменительной практики приводит к выводу, что правоохранительные органы сталкиваются со значительными проблемами выявления и расследования преступлений, связанных с контрабандой наркотических веществ. Усложняются преступные способы сокрытия и перевозки наркотических средств и психотропных веществ, что требует от правоохранительных органов использования новейших методов и способов выявления фактов совершения данного вида преступления. Значимую и очень важную роль в выявлении и расследовании контрабанды наркотических средств и психотропных веществ играют органы Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее – ФТС России). В связи с этим, хочется отметить, что непосредственнее обнаружение факта сбыта наркотических средств является довольно трудной задачей, как с теоретической, так и с практической стороны. Связано это, особенно, с образованием ЕАЭС и освобождением от таможенного контроля внутренних границ Российской Федерации с республиками Казахстан и Блелорусь. А так же, факт отсутствия на внешних границах ЕАЭС, необходимых условий и средств для выявления нарушений связанных с перемещением наркотиков, приводит к осложнению выявления правонарушения. Организация качественного предварительного расследования преступлений данной категории, а также деятельности таможенных органов будет способствовать эффективной борьбе с наркотизмом. Критерием актуальности выбранной нами темы выпускной квалификационной работы является, во-первых, сложность выявления рассматриваемой категории преступлений, во-вторых, необходимость осуществления тесного взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с контрабандой наркотических средств, а в-третьих, особая роль таможенных органов выявлении и раскрытии контрабанды наркотических средств.
Содержание

Введение 7 Глава 1 Контрабанда наркотических средств: понятие и социальная обусловленности ответственности 10 1.1 Понятие контрабанды наркотических средств 10 1.2 Социальная обусловленность ответственности за контрабанду наркотических средств 14 Глава 2 Юридическая характеристика состава контрабанды наркотических веществ и психотропных средств 23 2.1 Характеристика состава контрабанды наркотических веществ и психотропных средств 23 2.2 Особенности квалификации контрабанды наркотических веществ и психотропных средств 29 Глава 3 Деятельность таможенных органов по предупреждению и предотвращению контрабанды наркотических веществ и психотропных средств 36 3.1. Способы контрабанды наркотиков и психотропных веществ 36 3.2. Предупреждение и предотвращение контрабанды наркотических веществ и психотропных средств таможенными органами 41 Заключение 48 Список использованных источников 51 Приложение 56
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30.11.1994 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301. 2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunio№.org/, 12.04.2017 3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13.06.1996 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954 4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 07.12.2011 420-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 12.12.2011. № 67. ст. 4321. 5. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федер. закон от 08.01.1998 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 12.01.1998. № 2, ст. 219. 6. Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон от 12.08.1995 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. ст. 3349. 7. Вопросы Федеральной таможенной службы: Указ Президента РФ от 11.05.2006 473// Собрание законодательства РФ. 15.05.2006. № 20. ст. 2162. 8. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 681 // Собрание законодательства РФ. № 27. 06.07.1998. ст. 3198. 9. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 2575-р // Собрание законодательства РФ. 14.01.2013. № 2. ст. 109. 10. Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля (Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2019 № 54604): Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.05.2019. Материалы судебной практики 11. О судебной практике по делам о контрабанде: Постановление Пленума ВС РФ от 27.04.2017 12 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 12. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. 14 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». 13. Приговор Пятигорского городского суда Ставропольского края. Уголовное дело 1-342/2015. URL: https://bsr.sudrf.ru/(дата обращения 06.02.2020) 14. Приговор Вологодского городского суда Вологодской области. Уголовное дело 1-164/2012. URL: https://bsr.sudrf.ru/(дата обращения 06.02.2020) 15. Приговор Каменского городского суда Пензенской области от 2 августа 2012 г. URL: https://bsr.sudrf.ru/(дата обращения 06.02.2020) 16. Приговор Пятигорского городского суда Ставропольского краяот 15сентября 2012 г. URL: https://bsr.sudrf.ru/(дата обращения 01.02.2020) Научная литература 17. Азаренкова Е. Момент окончания контрабанды // Уголовное право. 2018. 4. С. 4 - 10. 18. Антонян Ю.М. Криминология: Избр. лекции. М., 2004. 453с. 19. Афонин П.Н., Сигаев А.Н. Теория и практика применения технических средств таможенного контроля: Учебное пособие. СПб.: Троицкий мост, 2012. 567с. 20. Башлы П.Н., Вербов В.Ф., Лапсарь А.П. Оптимизация номенклатуры и количества технических средств таможенного контроля для оснащения пунктов пропуска // Вестник Российской таможенной академии. 2018. 2. С. 76 - 84. 21. Билык Г.М. Проблема незаконного оборота наркотических и других психоактивных средств и возможные пути ее ослабления // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. 2. С. 211 - 217. 22. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология: Учебное пособие. 5-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2010. 671с. 23. Власенко В.В. Спорные вопросы квалификации контрабанды, совершенной путем пересылки международного почтового отправления // Российский следователь. 2019. 10. С. 17 - 19. 24. Габдрахманов Р.Л., Кужиков В.Н. Контрабанда по российскому уголовному законодательству: понятие и виды // Российский следователь. 2016. 21. С. 16 - 20. 25. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. 4-е изд., перераб. и доп. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2010. 231с. 26. Гладких В.И., Сухаренко А.Н. Противодействие контрабанде в условиях евразийской интеграции // Безопасность бизнеса. 2018. 1. С. 52 - 58. 27. Грибунов О.П., Герасимов П.А., Косенко В.Н. Психоактивные вещества синтетического происхождения как предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: некоторые аспекты противодействия их распространению // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. 4 (75). С. 19 - 28. 28. Гришин Д.А., Сандрова Н.А. Особенности квалификации деяния при контрабанде наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ // Таможенное дело. 2019. 1. С. 27 - 28. 29. Гришин Д.А., Сандрова Н.А. Некоторые вопросы расследования контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ посредством международных почтовых отправлений // Российский следователь. 2017. 16. С. 16-19. 30. Дирютин И.В. Проблемы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия // Вестник Удмуртского университета. 2010. Вып. 4. С. 67-69. 31. Дремлюга Р.И. Незаконный оборот наркотиков в Darket: угрозы и вызовы правоохранителю // Наркоконтроль. 2017. 2 (47). С. 37 - 40. 32. Дударец М.А. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных органов России по защите от преступных посягательств при перемещении нефти и нефтепродуктов через таможенную границу Евразийского экономического союза: Дис. ... канд. юрид. наук / М.А. Дударец. Люберцы, 2015. 210с. 33. Жариков Ю.С. К вопросу об объекте преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Современное право. 2011. 3. С. 106 - 110. 34. Задоян А.А., Мацкевич И.М., Чучаев А.И. Проблемы криминологического предупреждения незаконного оборота оружия. М., 2017. 312с. 35. Комиссарова Я.В., Шитов А.А. К вопросу о личности типичного преступника, осуществляющего контрабанду наркотических средств и психотропных веществ // Российский следователь. 2017. 7. С.12-19. 36. Конин В.В. Новые особенности элементов криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств (на основе анализа материалов уголовного дела) // Современное право. 2018. 5. С. 84 - 87. 37. Криминология / Под ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. 278с. 38. Криминология / Под ред. проф. В.Д. Малкова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. 599с. 39. Крюкова Н.И. Криминологические показатели преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, их основные тенденции и закономерности // Российский следователь. 2015. 17. С. 34 - 37. 40. Куракин А.В., Сухаренко А.Н. Борьба с контрабандой товаров и ресурсов в условиях евразийской интеграции // Российская юстиция. 2017. 11. С. 53 - 56. 41. Макаренко В.Г. Участие специалиста в неотложных следственных действиях при выявлении таможенными органами контрабанды некоторых видов стратегически важных товаров // Российский следователь. 2015. 15. С. 13 - 16. 42. Макаров А.В., Чанфули И.В. Сравнительно-правовой анализ норм законодательства о контрабанде в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2016. 3. С. 20 - 23. 43. Морозов А.А. Актуальные вопросы противодействия незаконному обороту аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ // Эксперт-криминалист. 2014. 4. С. 21 - 24. 44. Муркштис М.И. Незаконный оборот оружия и его предупреждение. Москва: Статут, 2019. 512с. 45. Немирова Г.И., Ермакова А.А. Состояние и перспективы развития информационных технологий в системе таможенного контроля // Таможенное дело. 2018. 1. С. 7 - 12. 46. Официальный сайт Федеральной таможенной службы // URL: http://www.customs.ru/(дата обращения 06.02.2020) 47. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации // URL: http://мвд.рф/(дата обращения 02.02.2020) 48. Прасолов В.И. Особенности организации оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации по пресечению незаконного перемещения нефти и нефтепродуктов // Таможенное дело. 2018. 3. С. 33 - 36. 49. Скачко А.В. Конституционные основы построения системы мер противодействия контрабандным преступлениям в контексте положений ст. 71 - 74 Конституции Российской Федерации (итоги 25-летнего опыта) // Российский следователь. 2018. 11. С. 59 - 63. 50. Скачко А.В. Современные реалии противодействия контрабандному поступлению наркотиков, их соответствие направлениям стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года // Российский следователь. 2016. 1. С. 52 - 55. 51. Стрельцов Р.С. Проблемы применения ответственности за контрабанду наркотиков в странах ЕАЭС // Таможенное дело. 2019. 4. С. 27 - 29. 52. Толковый словарь Ожегова М., 1991. 781с. 53. Подройкина И.А., Кругликова Д.А. Проблемы регламентации уголовной ответственности за контрабанду в современном законодательстве // Современное право. 2018. 9. С. 100 - 105. 54. Приходько Н.Ю. Спорные вопросы в объекте контрабанды и возможные пути их решения // Таможенное дело. 2016. 4. С. 25 - 28. 55. Фатеев П.П. Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов: Учебное пособие для вузов / П.П. Фатеев. Москва: Юрайт, 2018. 201 с. 56. Чистова Л.Е. Личность преступника по делам о контрабанде наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ или растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, как элемент криминалистической характеристики преступлений данного вида // Российский следователь. 2015. 23. С. 16-21. 57. Федоров А.В. Уголовно-правовое значение способа совершения контрабанды // Российский следователь. 2017. 17. С. 28 - 35. 58. Федоров А.В. Место совершения контрабанды // Российский следователь. 2017. 16. С. 3 - 13. 59. Федоров А.В. Уголовная ответственность за контрабанду: пять лет спустя // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. 2. С. 14 - 22. 60. Хритошин И.А. Региональный аспект оперативно-розыскной деятельности таможенных органов по предотвращению контрабанды вооружения и военной техники // Юридическая мысль. 2014. 5. С. 119.
Отрывок из работы

Глава 1 Контрабанда наркотических средств: понятие и социальная обусловленности ответственности 1.1 Понятие контрабанды наркотических средств Под контрабандой понимается нарушающий таможенное законодательство тайный провоз товаров и других предметов через границу. Данное определение делает акцент на таком предмете преступления, как товар, который имеет свое законодательное закрепление. Так, в п. 45 ст. 2 ТК ЕАЭС [2] под товаром понимается «любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу». Закрепляя данную дефиницию, законодатель, видимо, полагал, что при установлении предмета контрабанды правоприменитель будет опираться на нее, так как в Гражданском кодексе РФ [1] понятие движимого и недвижимого имущества дается весьма широко. Так, к движимому имуществу принадлежат «вещи, не относящиеся к недвижимости», а к недвижимому – «все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно…». Однако в УК РФ [3] представлено простое перечисление объектов и вещей, которые могут стать предметом контрабанды. Такой прием при описании предмета исследуемого преступления представляется нам весьма громоздким, тем более существует легально закрепленная дефиниция, на которую можно ссылаться при установлении предмета контрабанды. Так, Содружество Независимых Государств, в которое входят и государства – члены ЕАЭС, в ст. 217 решения Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 «Об Основах таможенных законодательств государств – участников Содружества Независимых Государств» установило перечень товаров, незаконное перемещение которых составляет предмет контрабанды. В 2011 году товарная контрабанда была декриминализована, но законодатель пошел по пути сохранения уголовной ответственности за специальные виды контрабанды - контрабанду предметов, ограниченных или запрещенных к обороту. Уголовный кодекс РФ был дополнен двумя статьями - 226.1 и 229.1 (вместо ч. 2 ст. 188, которая была выведена из УК РФ). Исключение из УК РФ ст. 188, а взамен посвящение фактически одному составу преступления четырех самостоятельных статей нарушает правило законодательной техники, а именно не соблюдается требование о сокращении до минимума норм, регламентирующих один и тот же вопрос. В нашем случае произошло излишнее дробление видов контрабанды в зависимости от предмета. Так, объективные признаки преступлений, установленные в ст. 200.1 и 200.2 УК РФ, ранее охватывались диспозицией ч. 1 ст. 188 УК РФ, а объективные признаки, закрепленные в ст. 226.1 и 229.1(за исключением некоторых предметов), - ч. 2 ст. 188 УК РФ. Рассмотрим подробнее произошедшие изменения. Таблица 1. Предмет преступлений, предусмотренных ст.ст. 188 УК РФ, 229.1 УК РФ Статья 188 УК РФ Статья 229.1 УК РФ 1) наркотические средства; 2) психотропные вещества, их аналоги; 3) растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества; 4) части растений, содержащие наркотические средства или психотропные вещества; 5) инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ; 6) любые товары и иные предметы, кроме тех, которые указаны выше 1) наркотические средства; 2) психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги; 3) растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры; 4) части растений, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры; 5) инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ Посмотрев и проанализировав эту таблицу можно сказать, что при исключении ст. 188 УК РФ произошли незначительные изменения, а именно расширился предмет ст. 229.1 УК РФ (включены прекурсоры). Исключение товарной контрабанды мотивировалось необходимостью либерализации уголовного законодательства в части ответственности за экономические преступления. Многократные изменения УК РФ привели к тому, что в настоящее время в УК РФ содержится четыре статьи, устанавливающие ответственность за различные виды контрабанды, в том числе и за разновидности товарной. Контрабанда делится на виды в зависимости от перемещаемых предметов и располагается в разных главах УК РФ: два вида локализованы в главе «Преступления в сфере экономической деятельности», по одному - в главах «Преступления против общественной безопасности» и «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», т.е., по мнению законодателя, специфика предмета посягательства определяет и его объект. При этом законодательная регламентация контрабанды вызывает серьезную критику специалистов в области уголовного права. Заметим, что, например, в УК Республики Казахстан (далее - УК РК) данные виды контрабанды разделены, контрабанда культурных ценностей признается разновидностью экономической контрабанды, а соответствующая норма размещена в главе «Уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности», что представляется более логичным. При этом ст. 234 УК РК, в отличие от ст. 200.1 и 200.2 УК РФ, не перечисляет предметы, которые могут быть предметом контрабанды. В ст. 234 УК РК экономическая контрабанда определяется следующим образом: «Перемещение в крупном размере через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров или иных предметов, в том числе запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, за исключением указанных в статье 286 настоящего Кодекса». В законодательстве иных стран ЕАЭС также сохраняется товарная контрабанда, но предмет преступления описан более лаконично. Так, в ст. 228 «Контрабанда» УК РБ указывается: «Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в крупном размере товаров, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 328.1 и 333.1 настоящего Кодекса». Похожие формулировки есть и в УК РА. Что касается регламентации уголовной ответственности в УК РБ за незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов (ст. 328.1), а также сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивных материалов, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия массового поражения или средств его доставки, а также иных видов вооружения и военной техники (ст. 333.1), то, несмотря на наличие нескольких статей, сохраняется логика их изложения. Итак, как мы видим, в законодательстве государств - членов ЕАЭС товарная контрабанда сохранена, ее предмет описан более лаконично, законодатель не перечисляет конкретные составляющие предмета преступления, а дает обобщающее понятие, обладающее определенными родовыми признаками. Это связано с тем, что на законодательном уровне установлено понятие товара, включающее в себя валюту государств-членов, ценные бумаги, валютные ценности и дорожные чеки, т.е. не только наличные денежные средства, но и денежные инструменты, дефиниция которых также законодательно закреплена. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что выделение таких разновидностей контрабанды, которые описаны в ст. 200.1 и 200.2 УК РФ, является нецелесообразным. Прием, используемый российским законодателем при описании предмета экономических видов контрабанды, является неудачным, так как только излишне нагромождает законодательный материал. Отечественному законодателю, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на нормативные документы стран ЕАЭС и вернуться к регламентации ответственности за контрабанду в одной статье УК РФ, значительно усовершенствовав ее содержание в части предмета и размера перемещаемых товаров, откорректировав санкции за различные виды контрабанды. Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ представляет собой всего лишь один из видов преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств.В УК РФ ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ представлена в ст. 228, ст. 228.1-228.1, ст. 229 УК РФ. По нынешним данным, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеют тенденцию к уменьшению (Приложение № 1). Рынки поступления на территорию Российской Федерации через таможенную границу наркотических средств и психотропных веществ самые разнообразные (Приложение № 2). Ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена ст. 229.1 УК РФ [3]. Контрабанда наркотических и психотропных веществ представляет собой незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под спе?циа?льным контроле?м и используе?мых для изготовле?ния на?ркотиче?ских сре?дств или психотропных ве?ще?ств. Те?хниче?ски на?ла?же?нные? и орга?низова?нные? ка?на?лы тра?нспортировки на?ркотиче?ских сре?дств, не?за?конное? пе?ре?ме?ще?ние? че?ре?з гра?ницы, вле?че?ние? че?лове?ка? к употре?бле?нию на?ркотиков на?прямую связа?ны ме?жду собой. Та?ка?я вза?имосвязь оче?нь те?сно гра?ничит с другими социа?льными пробле?ма?ми обще?ства?: обще?й кримина?льностью, злоупотре?бле?ние?м а?лкоголя в больших количе?ства?х, употре?бле?ние?м токсичных ве?ще?ств, вводящих че?лове?ка? в состояние? психиче?ской не?ста?бильности, уве?личе?нию пра?вона?руше?ний сре?ди не?сове?рше?нноле?тних и т.д. Да?нна?я не?за?конна?я де?яте?льность – одно из са?мых опа?сных пре?ступле?ний, потому что не? только на?руша?е?т обще?стве?нный порядок и угрожа?е?т на?циона?льной бе?зопа?сности и здоровью на?се?ле?ния. Причины ра?звития ука?за?нного проце?сса?: - открытые? гра?ницы с бывшими ре?спублика?ми Союза? на?ряду с сохра?не?ние?м торговых отноше?ний и ра?звитие?м инте?гра?ционных проце?ссов; - продолжа?ющийся кризис в экономиче?ской, социа?льной, нра?встве?нно-иде?ологиче?ской сфе?ра?х; - повыше?ние? уровня бе?дности; - бе?зра?ботица?; - коррумпирова?нность орга?нов вла?сти и упра?вле?ния. Ре?зульта?ты а?на?лиза? состояния и ра?звития не?за?конного оборота? на?ркотиков в России позволяют выде?лить две? основные? те?нде?нции в сфе?ре? их не?за?конной тра?нспортировки: - контра?ба?нда? на?ркотиков в Российскую Фе?де?ра?цию в це?лях их ра?спростра?не?ния в пре?де?ла?х стра?ны; - тра?нзит на?ркотиче?ских ве?ще?ств че?ре?з Россию в другие? госуда?рства?. В це?лом, иссле?дуя причины и условия сове?рше?ния контра?ба?нды на?ркотиче?ских сре?дств и психотропных ве?ще?ств, мы може?м отме?тить, что не?за?конный оборот ра?ссма?трива?е?мых пре?дме?тов, за?пре?ще?нных к гра?жда?нскому обороту, пре?дста?вляе?т собой довольно прибыльный пре?ступный бизне?с, не?смотря на? доста?точно се?рье?зные? са?нкции за? сове?рше?ние? ра?ссма?трива?е?мых пре?ступле?ний. Процве?та?юща?я коррупционна?я пла?тформа? в госуда?рстве?нных орга?на?х, осуще?ствляющих де?яте?льность по борьбе? с контра?ба?ндой на?ркотиче?ских сре?дств, плохо на?ла?же?нна?я орга?низова?нность сла?же?нности сре?ди госуда?рстве?нных орга?нов, осуще?ствляющих обна?руже?ние? и ра?ссле?дова?ние? ра?ссма?трива?е?мого пре?ступле?ния, на?прямую ве?де?т к уве?личе?нию объе?ма? сове?рша?е?мых пре?ступле?ний в форме? контра?ба?нды. А? особе?нно, пре?ступна?я де?яте?льность в этой сфе?ре? те?сно вза?имосвяза?на? с тяже?лой ситуа?цие?й а?лкоголизма? и пьянства?. 1.2 Социа?льна?я обусловле?нность отве?тстве?нности за? контра?ба?нду на?ркотиче?ских сре?дств Контра?ба?нда? на?ркотиче?ских сре?дств и психотропных ве?ще?ств пре?дста?вляе?т собой особо тяжкое? пре?ступле?ние? (особо ква?лифицирова?нные? соста?вы контра?ба?нды), сове?рше?ние? которого може?т повле?чь, в том числе?, пожизне?нное? лише?ние? свободы. Сове?рше?ние? да?нного вида? пре?ступле?ния посяга?е?т не? только на? обще?стве?нную бе?зопа?сность и порядок, но и здоровье? на?се?ле?ния. Употре?бле?ние? на?ркотиков являе?тся бе?зме?рно па?губной привычкой, котороа?я не?се?т большую угрозу, не? только для обще?ства? госуда?рства?, но и отра?жа?те?ся на? всём мире? в обще?м. Это утве?рже?ние? да?же? не? нужда?е?тся в подтве?рже?нии и приве?де?ниии а?ргуме?нтов. Все?м изве?стно о том сколько вре?да? на?носится здоровью че?лове?ка? от употре?бле?ния на?ркотиче?ских сре?дств. Ле?че?ние? на?ркоза?висимых лиц в большинстве? случа?е?в бе?споле?зно, с ними пре?кра?ща?ют ка?нта?ктирова?ть+-* обща?ться зна?комые?, родстве?нники и близкие?. Им тяже?ло устроиться на? ра?боту, поскольку никто не? хоче?т име?ть де?ло с на?ркома?ном. Та?кие? люди в больше?нсве? случа?е?в не? отда?ют оче?т своим де?йсвиям и психиче?ски не?уровнове?ше?нны. Е?сть не?большое? количе?сво люде?й, которые? смогли изба?виться от та?кой па?губной привычки. В та?ких случа?яях ре?а?билита?ция и пе?ре?ход к норма?льной обще?стве?нной жизни длистя довольно долго, за?висит это не?посре?дстве?нно от продолжите?льности пе?риода? на?ркома?нии. Для того, чтобы на? постоянной основе? име?ть возможность употре?блять эти вре?днве? ве?ще?ства?, че?лове?ку не?обходмо доста?точное? большое? количе?сво де?не?г, ка?к ра?з это и стимулируе?т же?ла?ние? пойти на? сове?рше?ние? пре?ступле?ния, для не?посре?дстве?нной добычи де?не?жных сре?дств. . На?приме?р, стоимость 1 дозы ге?роина? соста?вляе?т в сре?дне?м от 100 до 300 руб., а? потре?блять е?го нужно ка?ждый де?нь не? ме?не?е? 2 - 3 доз. Согла?сно получе?нным да?нным в ходе? опроса? сотрудников МВД 84% привле?ка?е?мых к уголовной отве?тстве?нности лиц за? сове?рше?ние? корыстных пре?ступле?ний (ст. 158, 159, 161, 162 УК РФ) являются а?ктивными потре?бите?лями ра?зличных на?ркотиков. Из этого мы може?м сде?ла?ть вывод, что в ка?че?стве? основного обстояте?льства?, способствующе?го на?ркотиза?ции на?се?ле?ния, являе?тся са?мо на?личие? на?ркотиков, а? име?нно их доступность в приобре?те?нии, возможность изготовле?ния и потре?бле?ния. В сложивше?йся ситуа?ции пре?дпола?га?е?тся, что одним из на?иболе?е? эффе?ктивных ре?ше?ний буде?т ма?ксима?льное? использова?ние? положе?ния за?кона?, связа?нного с пре?дупре?жде?ние?м, выявле?ние?м, ра?скрытие?м и ра?ссле?дова?ние?м пре?ступле?ний, связа?нных с не?за?конным оборотом на?ркотиков. А?ктуа?льность в РФ пробле?мы противоде?йствия пре?ступности, связа?нной с не?за?конным оборотом на?ркотиков, подтве?ржда?е?тся ста?бильной дина?микой роста? количе?стве?нных пока?за?те?ле?й да?нного вида? пре?ступности. Экстра?полируя дина?миче?ский ряд количе?стве?нных пока?за?те?ле?й ра?ссма?трива?е?мого вида? пре?ступности, стоит обра?тить внима?ние? на? зна?чите?льные? те?мпы прироста? пока?за?те?ле?й, соста?вивших: 2009 г. - 6,45%; 2010 г. - 7,24%; 2011 г. - 7,96%; 2012 г. - 8,46%; 2013 г. - 8,94%; 2014 г. - 9,51%; 2015 г. - 10,49%; 2016 г. - 11,62%; 2017 г. - 9,92%; 2018 г. - 9,31%; 2019 г. - 10,13% [47]. Из этого сле?дуе?т, что при на?ме?тивше?йся в РФ в 2017 г. положите?льной те?нде?нции сниже?ния обще?й числе?нности за?ре?гистрирова?нных пре?ступле?ний на? 4,7% име?е?т ме?сто рост на? 3,7% а?бсолютного пока?за?те?ля пре?ступле?ний, связа?нных с не?за?конным оборотом на?ркотиче?ских сре?дств, психотропных ве?ще?ств или их а?на?логов, сильноде?йствующих ве?ще?ств. Иссле?дуя дина?мику пре?ступного оборота? на?ркотиков, особое? внима?ние? не?обходимо а?кце?нтирова?ть на? соотноше?нии в обще?й структуре? пре?ступности да?нного вида? пока?за?те?ле?й уде?льного ве?са? тяжких и особо тяжких пре?ступле?ний, достигших: в 2009 г. - 68,45%; 2010 г. - 68,43%; 2011 г. - 68,99%; 2012 г. - 69,29%; 2013 г. - 70,03%; 2014 г. - 69,46%; 2015 г. - 71,66%; 2016 г. - 74,8%; 2017 г. - 74,18%; 2018 г. - 71,63%; 2019 г. - 71,99%. Та?ким обра?зом, на?ме?тила?сь устойчива?я те?нде?нция уве?личе?ния доли тяжких и особо тяжких пре?ступле?ний, пре?дусмотре?нных ст. ст. 228 - 234.1 УК РФ [47]. Е?сли ра?ссма?трива?ть уде?льный ве?с пре?ступле?ний, связа?нных с пре?ступным оборотом на?ркотиков, сове?рша?е?мым в крупном и особо крупном ра?зме?ре?, то дина?миче?ский ряд ха?ра?кте?ризуе?тся не?зна?чите?льными коле?ба?ниями пока?за?те?ле?й, соста?вивших: в 2009 г. - 39,8% / 21,17%; 2010 г. - 42,85% / 23,39%; 2011 г. - 43,64% / 25,01%; 2012 г. - 43,31% / 28,69%; 2013 г. - 43,52% / 33,14%; 2014 г. - 43,24% / 36,44%; 2015 г. - 40,05% / 2,95%; 2016 г. - 44,9% / 1,52%; 2017 г. - 43,9% / 1,83%; 2018 г. - 40,98% / 1,66%; 2019 г. - 39,43% / 1,63%. А?на?лизируя ге?огра?фию пре?ступности, связа?нной с пре?ступным оборотом на?ркотиков, не?обходимо отме?тить, что на?ибольшими те?мпа?ми роста? пока?за?те?ле?й отлича?е?тся Чува?шска?я Ре?спублика? (73,9%). Доста?точно высокие? пока?за?те?ли ха?ра?кте?рны для Че?че?нской Ре?спублики (50,2%), Че?лябинской обла?сти (43,4%), Орловской обла?сти (33,2%), Ре?спублики Се?ве?рна?я Осе?тия - А?ла?ния (33,0%), Ростовской обла?сти (32,5%), г. Се?ва?стополя (31,4%), Е?вре?йской А?О (28,2%), Ре?спублики Крым (25,1%), Ка?ра?ча?е?во-Че?рке?сской Ре?спублики (24,8%). Контра?ба?нда? на?ркотиче?ских сре?дств и психотропных ве?ще?ств та?кже? являе?тся одним из пре?ступле?ний в сфе?ре? не?за?конного оборота? на?ркотиче?ских сре?дств и име?е?т те?нде?нцию к росту (Приложе?ние? № 3). Согла?сно отче?ту Упра?вле?ния та?може?нных ра?ссле?дова?ний и дозна?ния ФТС России, в 2018 г. доля контра?ба?нды от обще?го числа? возбужде?нных уголовных де?л достигла? 43% (в 2015 г. - 42%). В ча?стности, по ст. 229.1 УК РФ (контра?ба?нда? на?ркотиче?ских сре?дств и психотропных ве?ще?ств) было возбужде?но 528 (544) де?л; по ст. 200.2 (контра?ба?нда? а?лкогольной продукции и та?ба?чных изде?лий) - 32 (25); а? по ст. 200.1 (контра?ба?нда? на?личных де?не?жных сре?дств и инструме?нтов) - 60 (88)[46]. Не? улучшила?сь ситуа?ция и в 2019 году: доля контра?ба?нды достигла? 52%. Из обще?го числа? возбужде?нных де?л (1,3 тыс.) 654 ка?са?лись ст. 229.1 УК РФ, 24 - ст. 200.2, а? 36 - ст. 200.1. Стоимость не?за?конно пе?ре?ме?ще?нных това?ров и ре?сурсов соста?вила? 20,2 млрд руб. При этом ра?зме?р не?за?конно пе?ре?ме?ще?нных на?личных пре?высил 87,6 млн руб[46]. Ме?жду те?м количе?ство осужде?нных по ст. ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ за? после?дне?е? вре?мя име?е?т те?нде?нцию к не?которому сокра?ще?нию (Приложе?ние? №4). Са?мым излюбле?нным спросом сре?ди способов пе?ре?ме?ще?ния подконтрольных ве?ще?ств че?ре?з гра?ницу Российской Фе?де?ра?ции пользуе?тся пе?ре?сылка? на?ркотиче?ских сре?дств, психоа?ктивных и сильноде?йствующих ве?ще?ств посре?дством ме?ждуна?родных почтовых отпра?вле?ний [35, с. 53]. Рис.1 Ме?ждуна?родное? почтовое? отпра?вле?ние? При ква?лифика?ции пре?ступле?ний, связа?нных с пе?ре?ме?ще?ние?м на?ркотиче?ских сре?дств, психотропных и сильноде?йствующих ве?ще?ств че?ре?з гра?ницу Российской Фе?де?ра?ции, суще?ствуют пробле?мы, относящие?ся ка?к к субъе?кту, та?к и с дока?зыва?ние?м прямого умысла? субъе?кта? на? сове?рше?ние? пре?ступле?ний да?нной ка?те?гории. Нужно уста?новить фа?кт пе?ре?се?че?ния субъе?ктом гра?ницы Российской Фе?де?ра?ции. При пе?ре?ме?ще?нии че?ре?з гра?ницу Российской Фе?де?ра?ции субъе?ктом подконтрольных ве?ще?ств путе?м ме?ждуна?родных почтовых отпра?вле?ний нужно, чтобы субъе?кт осозна?ва?л, что не?за?конно пе?ре?ме?ща?е?т че?ре?з гра?ницу Российской Фе?де?ра?ции на?ркотиче?ские? сре?дства? либо психоа?ктивные? или сильноде?йствующие? ве?ще?ства?. А? та?к же?, субъе?кт обяза?н точно понима?ть, что почтовое? отпра?вле?ние? с подконтрольными ве?ще?ства?ми пе?ре?се?че?т гра?ницу Российской Фе?де?ра?ции [24, с. 16]. Во многих случа?ях быва?е?т и та?кое?, что получа?те?ли ме?ждуна?родных почтовых отпра?вле?ний, на?ходящие?ся на? те?рритории Российской Фе?де?ра?ции, во избе?жа?ние? риска? собстве?нного ра?зобла?че?ния довольно ча?сто ме?ждуна?родные? почтовые? отпра?вле?ния оформляют на? подста?вных лиц, якобы те?х, кто форма?льно буде?т получа?те?лями за?ка?за?, которые? за? не?большое? возна?гра?жде?ние? оформляют на? се?бя за?ка?з. Да?нных субъе?ктов на?зыва?ют «дропа?ми». Во все?мирной се?ти Инте?рне?т суще?ствуют да?же? спе?циа?льные? са?йты, соде?ржа?щие? списки дропов. Орга?низа?тор не?за?конной пе?ре?сылки на?ркотиче?ских сре?дств на?ходит подста?вное? лицо, просит е?го получить посылку, доста?вить е?е? в опре?де?ле?нное? ме?сто, после? че?го пе?ре?да?е?т подста?вному лицу де?ньги, ча?ще? все?го че?ре?з эле?ктронные? коше?льки, та?кие? ка?к Киви, Янде?кс Де?ньги, Ве?бма?ни и др. За?ча?стую пре?ступники, с це?лью сокрытия от та?може?нного контроля, используют ра?зличные? ме?тоды конспира?ции при отпра?вке? почтовых отпра?вле?ний с подконтрольными ве?ще?ства?ми. Приме?няются ра?зличные? способы ма?скировки книги, а?удио-, бытова?я те?хника? и прочие? пре?дме?ты. Контра?ба?нда? на?ркотиче?ских сре?дств и психотропных ве?ще?ств осуще?ствляе?тся, ка?к пра?вило, в группе?, с че?тким ра?спре?де?ле?ние?м роле?й ме?жду е?е? уча?стника?ми. Можно выде?лить спе?циа?лиза?цию пре?дста?вите?ле?й ра?зличных этниче?ских групп и их отде?льных уча?стников, котора?я основа?на? на? тре?х условных моде?лях: 1. Та?к на?зыва?е?мые? вне?систе?мные? контра?ба?ндисты – одиночки и ра?зрозне?нные? группы (на?приме?р, водите?ли ме?ждуна?родных а?втобусов в пригра?ничной зоне?, проводники ж/д ва?гонов). 2. А?втономно де?йствующие? пре?ступные? группировки – родстве?нники пре?дста?вите?ле?й а?зиа?тских диа?спор, прие?зжа?ющие? пре?имуще?стве?нно в Сибирь и орга?низующие? та?м сбыт на?ркотиков. 3. Лица?, осуще?ствляющие? полный цикл не?за?конного оборота? на?ркотиков, на?чина?я с производства? и за?ка?нчива?я прода?же?й. Пе?ре?возчика?ми на?ркотиков могут быть посре?дники ме?жду производите?лями и сбытчика?ми, са?ми сбытчики, потре?бите?ли, лица?, за?нима?ющие?ся тра?нспортировкой на?ркотиков в силу служе?бных возможносте?й (ра?ботники тра?нспортных и почтовых компа?ний, курье?ры и пр.). Не?ре?дко пе?ре?возчиков используют «вте?мную». Выполняя просьбу зна?комого, родстве?нника? и да?же? случа?йного че?лове?ка? «за?хва?тить посылочку», они ниче?го не? зна?ют о грузе? и е?го источнике?. Социа?льное? положе?ние? контра?ба?ндистов са?мое? ра?знообра?зное?: от ме?лкого жулика? до высокопоста?вле?нного диплома?та?. Спе?циа?листы пишут о сотнях фа?ктов провоза? контра?ба?нды сотрудника?ми иностра?нных пре?дста?вите?льств, приче?м в списке? свыше? 50 госуда?рств. Пе?ре?возчика?ми могут быть та?кже? и бизне?сме?ны, чле?ны ра?зличных де?ле?га?ций, сотрудники орга?низа?ций, спе?циа?лизирующихся в обла?сти ме?ждуна?родных пе?ре?возок, вое?ннослужа?щие? и др. Да?нные? ФТС России за? 2019 год свиде?те?льствуют, что на?ибольшую а?ктивность сре?ди ра?зличных социа?льных групп, вовле?че?нных в не?за?конный ввоз, вывоз и тра?нзит на?ркотиков, в России проявляют лица?, не? ра?бота?ющие? и не? обуча?ющие?ся, а? та?кже? водите?ли-да?льнобойщики. В проце?нтном соотноше?нии да?нные? та?ковы: не?ра?бота?ющие? – 57%; водите?ли-да?льнобойщики – 28%; ра?бочие? – 7%; студе?нты – 5%; школьники – 3%. (Приложе?ние? № 5) Уче?ные? та?кже? отме?ча?ют, что пре?ступле?ния в большинстве? случа?е?в сове?рша?ют бе?зра?ботные? гра?жда?не?, име?ющие? низкие? доходы. Ме?сто жите?льства? (ре?чь иде?т обо все?х выше?ука?за?нных ка?те?гориях) в 90% случа?е?в у контра?ба?ндистов постоянное?. Постоянные? иссле?дова?ния пока?зыва?ют рост числа? же?нщин, де?те?й, люде?й пе?нсионного возра?ста?, а? та?кже? инва?лидов, привле?ка?е?мых, в том числе? на?сильстве?нными способа?ми, чле?на?ми пре?ступных групп к пе?ре?возке? на?ркотиков. Хоть и суще?ствуе?т та?кое? обще?е? сте?ре?отипное? сужде?ние?, хоче?тся подме?тить, что не? только мужчины за?нима?ются контра?ба?ндой на?ркотиков. К приме?ру, сре?ди лиц, за?де?ржа?нных Южной опе?ра?тивной та?можне?й в 2012 – 2018 гг., 83,4% соста?вляли мужчины и 16,6% - же?нщины. Приче?м это соотноше?ние? ме?няе?тся с ка?ждым годом не? в пользу мужчин. Сре?ди же?нщин доля иностра?нных гра?жда?н соста?вляе?т боле?е? 80%. Сре?ди мужчин та?ковых приме?рно половина?. Из них: лица? в возра?сте? от 16 до 29 ле?т – 35%; от 30 до 39 ле?т – 14%; от 40 ле?т и ста?рше? – 51%.[44, С. 59] Не?ма?лова?жную роль в формирова?нии личности пре?ступника? игра?е?т обра?зова?те?льный урове?нь, который влияе?т на? е?го инте?лле?ктуа?льно-культурное? ра?звитие?, что ска?зыва?е?тся на? готовности к сове?рше?нию противопра?вных де?йствий. Судя по изыска?ниям уче?ных, 65,3% лиц, уча?ствова?вших в контра?ба?нде? на?ркотиче?ских сре?дств че?ре?з та?може?нную гра?ницу России в 2008 – 2014 гг., име?ли сре?дне?е?, 14,4% - не?полное? сре?дне?е?, 10,4% -
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 74 страницы
1850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 120 страниц
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg