Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Факторы обеспечения и направления повышения конкурентоспособности ХО «Хюнярли ёл»

cool_lady 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия. Указанная цель определила необходимость решения следующих задач: ? исследовать теоретические основы понятия «конкурентоспособность», проанализировать методы ее оценки; ? выполнить анализ основных показателей хозяйственной деятельности объекта исследования; ? выполнить анализ конкурентоспособности объекта исследования; ? разработать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности объекта исследования; ? выполнить оценку экономической эффективности разработанных мероприятий. Объектом исследования является хозяйственное общество «Хюнярли ёл» - предприятие гостиничного бизнеса в г. Ашхабаде. Предметом исследования является хозяйственная деятельность рассматриваемого предприятия. При написании выпускной квалификационной работы использовались учебные пособия российских и зарубежных авторов по вопросам управления конкурентоспособностью предприятия, анализу хозяйственной деятельности предприятия, материалы, предоставленные ХО «Хюнярли ёл», характеризующие основные показатели хозяйственной деятельности предприятия, материалы периодической печати и сети Интернет.
Введение

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, она зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Конкурентоспособность предприятия сферы услуг зависит не только от его потенциальных возможностей, условий реализации стратегических направлений развития и разрешения проблем оптимального использования ресурсного обеспечения, но и от применения эффективных методов и инструментов управления. Следовательно, организация управления хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия, основанная на анализе его конкурентоспособности, позволит усилить конкурентные преимущества организации, как следствие, повысить его устойчивость, гибкость и выживаемость, как на внутренних, так и на внешних рынках услуг. Формирование потенциальной возможности фирм к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в сегодняшних условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует, в свою очередь, поиска научно-обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен чрезвычайной актуальностью для всех предприятий, проблемы повышения конкурентоспособности, как самих предприятий, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).
Содержание

Введение 4 1. Теоретические аспекты повышения уровня конкурентоспособности предприятия 6 1.1 Понятие и содержание конкурентоспособности предприятия 6 1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия сферы услуг 14 1.3 Анализ национального рынка гостиничных услуг 25 2. Анализ конкурентоспособности ХО «Хюнярли ёл» 31 2.1 Краткая характеристика предприятия 31 2.2 Анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия 37 2.3 Анализ потребителей предприятия 43 2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия 48 3. Разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ХО «Хюнярли ёл» 53 3.1 План мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности организации 53 3.2 Обоснование затрат на реализацию мероприятий 62 3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий 68 Заключение 78 Список использованных источников 81 Приложение 85
Список литературы

1. Абчук В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 239 с 2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, ее стратегия и практика / Г.Л. Азоев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2015. – 208с. 3. Алексеев А.А. Анализ конкурентоспособности организаций / А.А. Алексеев. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. – 246 с. 4. Афансаьева О.Г. Повышение конкурентоспособности — важнейший фактор обеспечения устойчивого развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях: Монография / О.Г. Афанасьев. – Москва: ИНФРА.- 2017 – 118 с. 5. Багиев Г.Л. Основы маркетинговых исследований: учеб. пособие / Г.Л. Багиев, И.А. Аренков. – СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 2016. – С. 56. 6. Басовский Л.Е. Экономический анализ: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 222 с. 7. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. — М.: Инфра-М, 2017. — 224 c. 8. Бондаренко Н.Ф. Стандартизация в гостиничной индустрии как средство обеспечения безопасности и качества услуг на отечественном рынке. Москва, 2016 - 104 с. 9. Вещикин Н.П. Маркетинг / Н.П. Вещикин [и др.]. – М.: МГУК, 2015. – 162 с. 10. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристский бизнес. Ростов- на-Дону, 2015 – 112 с. 11. Гамилевская Г.А. Бизнес-план в туризме и гостиничном хозяйстве. Владивосток, 2017 – 72 с. 12. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 501 с. 13. Гузков И. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции / И. Гузков, Н. Типова // Маркетинг. – 2018. – № 1. – С. 20 – 34. 14. Джон К. Шанк. Стратегическое управление затратами / К. Шанк Джон, Говиндараджан Виджей ; пер. с англ. – СПб.: ЗАО "Бизнес Микро", 2015. – 288 с. 15. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 c. 16. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 375 с 17. Исикава К. Японские методы управления качеством / К. Исикава. – М.: Экономика.2015 – 215 с. 18. Казакова Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. 19. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 424 с. 20. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: учебник для вузов / М.И. Круглов. – М.: Русская деловая литература, 2017. – 222 с. 21. Лесник А.Л. Управление доходами в гостиничном бизнесе. Москва, 2015. – 98 с. 22. Макарьева В.И., Андреева Л.В. Анализ финансово- хозяйственной деятельности организации / В.И. Макарьева. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 264 с. 23. Маркетинг / под ред. Д.И. Костюхина. – М.: Прогресс, 2015. – 236 с. 24. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг / М.А. Николаева. – М.: Деловая литература, 2016. - 226 с. 25. Окренилов В.В. Управление качеством: учеб. для вузов / В.В. Окренилов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Экономика, 2016. – 689 с. 26. Островский, Г. Конкурентоспособность предприятия как объект управления / Островский Г. // Консультант директора. - 2016. – № 20. – С. 34 – 36. 27. Павленко Н.С. Показатели конкурентоспособности / Н.С. Павленко, О.А. Рущицкая // Аграрное образование и наука. 2017. № 1. С. 58. 28. Панов А.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов / А.И. Панов, И.О. Коробейников. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 285 с. 29. Попов С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение — цели — изменения : учеб.-практ. пособие / С. А. Попов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 447 с. 30. Рохчин В.Е., Ветрова Е.Н. Управление стратегической конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе развития его потенциала / под ред. А.Е. Карлика. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, — 2018. — 262 с. 31. Саяпина О.Н. Современные направления повышения конкурентоспособности организаций / О.Н. Саяпина // Символ науки. 2017. Т. 1. № 2. С. 101-104. 32. Секерин, В.Д. Сфера услуг. Экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2018. - 424 c. 33. Сидова С.А. К вопросу о повышении конкурентоспособности промышленных предприятий / С.А. Сидова // ХГУ имени ак.Б.Гафурова. – 2019. – С. 163-167 34. Сидоров И.А. Анализ конкурентоспособности организации и её конкурентов / И.А Сидоров // Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы. — 2016. – с. 65-67 35. Устимкин О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия / О.А, Устимен // Форум молодых ученых. – 2019. — №1 (29). – С. 7-10 36. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. Спб.: Питер, 2013 - 448 с. 37. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 312 с. 38. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. – СПб.: Питер, 2016. – 240 с.
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты повышения уровня конкурентоспособности предприятия 1.1 Понятие и содержание конкурентоспособности предприятия Динамично развивающийся рынок и стремительно изменяющаяся конкурентная среда оказывают непосредственное влияние на любую организацию. Чтобы быть конкурентоспособной и успешно функционировать, организация должна тщательно следить за рыночной конъюнктурой. Оценка конкурентоспособности организации является необходимой для каждого руководителя. Знание своих положительных и отрицательных сторон дает преимущество в своевременном принятии стратегически важных решений, которые позволят фирме повысить уровень конкурентоспособности. Конкурентоспособность - это не только способность предприятия выдерживать конкуренцию и иметь высокий уровень дохода, это понятие более глубокое и требует соответствующего анализа [1, С. 218]. Главная цель, ради которой существует и работает коммерческое предприятие - это генерирование в долгосрочном периоде постоянного потока прибыли для владельцев (акционеров) предприятия. С этих позиций конкурентоспособность предприятия - возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка, обеспечиваемой всем комплексом имеющихся у предприятия средств [4, С. 98]. С точки зрения общественных потребностей задачей предприятия является создание в процессе производства прибавочного продукта, составляющего основу роста благосостояния любого общества. С точки зрения всего общества конкурентоспособность предприятия может оцениваться степенью соответствия своего развития общественным потребностям [2, С. 54]. В качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам. Вместе с тем при сравнении данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: ? прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); ? косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); ? потенциальных конкурентов (производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут относиться к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом), либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений [6, С. 52]. Некоторые авторы рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среде) – неконкурентоспособным. Т. е. конкурентоспособность предприятия – категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как: ? конкурентоспособность услуг предприятия на внешнем и внутреннем рынках; ? вид предоставляемых услуг; ? ёмкость рынка; ? лёгкость доступа на рынок; ? однородность рынка; ? конкурентные позиции предприятий уже, работающих на данном рынке; ? конкурентоспособность отрасли; ? возможность технических новшеств в отрасли; ? конкурентоспособность региона и страны [9, С. 102]. В основе конкурентоспособности предприятия лежит конкурентное преимущество. Процесс стратегического управления и управления конкурентным преимуществом описывается как процесс определения, развития и овладения преимуществом данных рыночных сегментов, благодаря чему можно достичь ощутимого и устойчивого превосходства в бизнесе. В конечном счете, предприятие обходит своих конкурентов, если имеет прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как предприятие организует и выполняет отдельные виды деятельности. Способ, которым предприятие выполняет отдельные виды деятельности и всю их цепочку, определяет избранная предприятием конкурентная стратегия. Предприятия добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы конкуренции в своей отрасли и выходя с ними на рынок, что можно назвать одним словом - нововведение. Нововведение в широком смысле включает и улучшение технологии, и совершенствование способов и методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться в изменении услуги или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции. Общие принципы, которые дают конкурентные преимущества предприятиям следующие: ? нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела; ? близость предприятия к клиенту; ? создание автономии и творческой атмосферы на предприятии; ? рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать; ? демонстрация важности общих для предприятия ценностей; ? простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала [6, С. 85]. Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Под факторами, влияющими на конкурентоспособность фирмы, понимают состояния, характеристики и свойства систем, в рамках которых позиционирует фирма. В экономической литературе понятие "фактор" трактуется следующим образом: "фактор - один из основных ресурсов производственной деятельности предприятия и экономики в целом; движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности" [14, С. 41]. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества организаций широко представлены как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Авторы, в зависимости от своих научных взглядов, обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность фирмы, использование которых зависит: от целей исследования, от общей экономической ситуации, в которой они проводятся, от характера задач, которые предстоит решать и т.д. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности организации, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Все зависит от того, насколько эффективно они используются. Проведем анализ основных подходов к набору факторов, которые влияют на конкурентоспособность фирмы. Е. Голубков выделяет 16 факторов результативности деятельности организации: имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, научно-исследовательская и конструкторская база, мощность производственной базы и др. [3, С. 88]. Факторы детализируются и дополняются факторами конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности. В.А. Таран предлагает следующие основные факторы конкурентоспособности организации [17, С. 76]: ? экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль); ? уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов хозяйственного механизма с позиции нововведений и ответственности); ? производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность фирмы производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы; производственные и сбытовые мощности; объем и направления капиталовложений, определяющих производственную политику и т.д.); ? научно-исследовательский потенциал (организация и направление научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники и т.д.); ? финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала - отношение собственного капитала к общей сумме активов и т.д.); ? репутация фирмы, ее рыночная стратегия, инновационная деятельность; ? состояние и квалификация трудовых ресурсов. В системе факторов, влияющих на конкурентные преимущества фирмы, необходимо изучать как объективные, так и субъективные факторы. К объективным факторам отнесены: 1. Факторы, опосредованные состоянием микросреды, называемые доминирующими факторами внешней среды фирмы; 2. Факторы, опосредованные состоянием микросреды, называемые доминирующими факторами внутренней среды фирмы. Среди экономических параметров на конкурентные преимущества компании влияют, прежде всего, общее состояние экономики, положение в финансовой, валютной и кредитной системах страны. Ключевое значение придается факторам, влияющим на размер издержек производства и среди них стоимости рабочей силы в конкретной сфере бизнеса, а также соотношения со средним уровнем работников и производительности труда. Так как потребности могут удовлетворяться различными способами, на основе использования различных средств, в процессе производства ресурсы выступают как факторы производства или факторы создания продукта. Следовательно, к доминирующим факторам внешней среды предприятия, влияющие на конкурентные преимущества, целесообразно отнести: 1. Факторы, опосредованные социально-экономическими условиями; 2. Факторы, опосредованные экономико-правовой базой; 3. Научно-технические факторы. Доминирующие факторы внутренней среды, определяющие конкурентные преимущества, целесообразнее рассматривать с позиций анализа: ? экономического потенциала предприятия - производство, продвижение и сбыт продукции, организационная структура и менеджмент, маркетинг, финансы и финансовое состояние предприятия; ? непроизводственного окружения - поставщики, клиенты, маркетинговые посредники, контактная аудитория. Следовательно, факторы, опосредованные состоянием внутренней среды фирмы: 1. Производство традиционного ассортимента товаров/услуг; 2. Продвижение сбыта товаров/услуг; 3. Организационная структура и менеджмент; 4. Комплекс маркетинга; 5. Финансы. Субъективные факторы, влияющие на конкурентные преимущества организации, рассматриваются как факторы, опосредованные уровнем профессиональной мобильности и компетентности специалистов предприятии. Ряд других авторов, анализируя факторы конкурентоспособности предприятия, предлагают иные принципы систематизации. В частности, предлагается их классифицировать в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда. Для предприятий, создающих товары потребительского назначения, выделяют следующие факторы конкурентоспособности: а) коммерческие условия - возможности фирмы предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретенного у фирмы товара, использовавшего свой экономический ресурс, возможности заключения товарообменных сделок; б) организация сбытовой сети - расположение сети магазинов, супермаркетов, доступность их широкому кругу покупателей, проведение демонстрации изделий в действии в салонах и демонстрационных залах фирмы или у ее торговых посредников, на выставках и ярмарках, эффективность проводимых рекламных кампаний, воздействие средствами "паблик рилейшнз"; в) организация технического обслуживания продукции - объем предоставляемых услуг, сроки гарантийного ремонта, стоимость послегарантийного обслуживания и т.д.; г) представление потребителей о фирме, ее авторитете и репутации, ассортименте ее продукции, сервисе, воздействие товарного знака фирмы на привлечение внимания покупателей к ее продукции; д) воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке. На конкурентоспособность предприятий, перерабатывающих сырье, оказывают влияние, прежде всего, такие факторы, как величина прибыли, получаемой от переработки сырья, которая зависит от качественных и стоимостных характеристик сырья, а также стоимости других производственных ресурсов - рабочей силы, основного капитала, потребляемых топлива и энергии; состояния конъюнктуры рынка конечного продукта переработки сырья, динамики цен в результате колебаний спроса и предложения, расходов на транспортировку сырья к месту переработки или потребления; формы коммерческих и других связей между производителями и потребителями. Уровень конкурентоспособности фирм-производителей сырьевых товаров во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где и как эти товары потребляются. Также конкурентоспособность организации определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынке, мощностью сбытовой сети. Таким образом, выполненный анализ факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность фирмы, показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке. 1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия сферы услуг На сегодняшний день не существует однозначного определения конкурентоспособности, а также единой универсальной методики ее оценки. К тому же, относительно различных типов рынков и отраслей необходимо применять разнообразные показатели конкурентоспособности. В настоящее время существует проблема: как оценить уровень конкурентоспособности предприятия сферы услуг, что его определяет и в чем он измеряется. Относительно методик оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг прослеживается следующая ситуация: их очень мало и применимы они, в основном, только к определенной отрасли услуг. Трудность в разработке методик оценки конкурентоспособности предприятий, оказывающих услуги, связана с определенной спецификой самого рынка услуг. Действительно, если перед приобретением покупатель может внимательно рассмотреть товары, оценить, а в некоторых случаях даже попробовать, то потрогать услугу покупатель, конечно не может. Единственное, на что может положиться потребитель - это на мнение других людей, которым уже доводилось воспользоваться услугами этого предприятия. Все товары, произведенные в какой-то период времени, могут быть приобретены и потреблены в будущем. При этом товары не утрачивают своих свойств и не видоизменяются. Услуги же потребляются в момент их производства и не могут храниться. К тому же услуги неотделимы от своего источника, потребитель становится вовлеченным в процесс производства и оказания услуги. Товар существует независимо от производителя, потребитель приобретает уже конечный результат в виде готовой продукции. Что касается стандартов качества, то и здесь услуга существенно отличается от товара. К товарам предъявляются жесткие требования относительно их качества. Зачастую потребитель уже хорошо знаком с товаром и удовлетворен его качеством. Менее качественный товар не будет пользоваться таким спросом. Оценить качество услуги можно только после того, как эта услуга оказана. Потребитель не всегда будет удовлетворен результатом и это связано, прежде всего, с тем, что источником оказания услуг являются люди. Человеческий фактор оказывает большое влияние на качество и стандартизацию услуг [9, С. 58]. Все вышеперечисленное доказывает сложность оценки качества услуги, а как следствие - и сложность оценки конкурентоспособности самого предприятия, оказывающего услуги. Сфера услуг сегодня стремительно развивается и совершенствуется. Услуги сегодня являются достаточно востребованными. Это является причиной появления большого количества предприятий, работающих в данной сфере. Современные предприятия сферы услуг все больше сталкиваются с возрастающими потребительскими требованиями, являющимися результатом усиления конкурентной борьбы, укрепления позиций конкурентов на данном сегменте рынка, углубления дифференциации платежеспособного спроса, сокращения сроков внедрения инновационных разработок, изменения отраслевых границ и профилей деятельности. Конкуренция выдвигает условия, при которых предприятия сферы услуг должны все более оперативно и высокопрофессионально приводить свою деятельность в соответствие с новыми условиями и требованиями на основе организационных, технологических, социальных и управленческих инноваций. Все это также свидетельствует о необходимости обеспечения конкурентоспособности предприятиями сферы услуг. Для того, чтобы определить способы и пути повышения конкурентоспособности отдельно взятого предприятия, необходимо провести анализ и дать оценку конкурентоспособности, выявить внутренние сильные и слабые стороны. Это те ключевые компоненты, которые должны быть рассмотрены перед выработкой дальнейшей конкурентной стратегии. Только располагая данными о рыночной ситуации и собственном уровне конкурентоспособности, предприятие сможет принять правильное решение о стратегии последующего развития [21, С. 124]. Анализ существующих методик показывает, что они могут быть применимы только к определенной сфере услуг и зачастую содержат показатели, которыми предприятие не всегда располагает. Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия: 1) оценка с позиции сравнительных преимуществ; 2) оценка с позиции теории равновесия; 3) оценка исходя из теории эффективности конкуренции; 4) оценка на базе качества продукции; 5) профиль требований; 6) профиль полярностей; 7) матричный метод; 8) SWOT-анализ; 9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности». Для всестороннего изучения рыночной ситуации используется SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны предприятия, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Одним из используемых методов оценки конкурентоспособности предприятия является профиль полярностей. В его основе лежит определение показателей, по которым организация опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. При использовании матричного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия конкурентоспособности используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличными значениями. По мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по следующим восьми направлениям: ? концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия; ? качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов; ? цена товара с возможной наценкой; ? финансы - как собственные, так и заемные; ? торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности; ? послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру; ? внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением; ? предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности. Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический "многоугольник конкурентоспособности" (рис.1.1). Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому. Рисунок 1.1 Многоугольник конкурентоспособности Конкурентоспособность организации сферы услуг также может быть оценена следующими методами: ? интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; ? на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных услуг организации на конкретном рынке; ? на основе сравнения соотношений конкурентоспособности услуг организации и доли его на рынке; ? методика оценки конкурентоспособности организации с учетом эффективности инновационного проекта; ? экспресс-оценка конкурентоспособности организации; ? методика анализа конкурентоспособности организации по отдельным элементам комплекса маркетинга. Рассмотрим первые 3 метода оценки конкурентоспособности организации. Интегральный показатель конкурентоспособности организации можно определить на основе соотношения ряда показателей, отражающих экономическую эффективность ресурсов двух конкурирующих организаций. В общем виде конкурентоспособность организации представляет собой функцию трех составляющих: , (1.1) где - сравнительная эффективность использования производственных ресурсов (соотношения отдельных пар показателей сравниваемых организаций по производительности труда, фондоотдаче, материалоотдаче), информационных и интеллектуальных ресурсов; - коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением отдельных пар показателей сравниваемых показателей рентабельности продукции, производства, капитала, продаж, по платежеспособности и кредитоспособности организации [4, С. 214]. Интегральный показатель рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет свою весомость. Если окажется, что , то организация 1 обладает конкурентным преимуществом по сравнению с организацией 2. Наряду с преимуществами, которые определяются связью конкурентоспособности предприятия с показателями эффективности и результативности его деятельности, этот метод имеет и недостаток, заключающийся в трудоемкости и сложности расчета интегрального показателя конкурентоспособности. Кроме этого, по ряду причин процедура оценки уровня конкурентоспособности предприятия при помощи интегрального показателя имеет ряд других проблем, среди которых следует выделить: ? выбор критерия эффективности использования ресурсов организации (рентабельность производства или продукции, или капитала, или труда, или продаж; или производительность труда, или материалоемкость; или показатели финансовой устойчивости организации и т.д.); ? выбор базового объекта (организации-лидера) для сравнения с учетом соизмеримости характеристик выпускаемой продукции по идентичности удовлетворяемых потребностей, соизмеримости сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция; ? возможности сканирования (слежения) рынка товаров при недостаточности информации с целью обеспечения возможности адекватного отражения в методе оценки конкурентоспособности организации ситуаций на внутренних и внешних рынках. Второй метод определения конкурентоспособности организации предполагает ее оценку через конкурентоспособность её услуг с учетом весомости реализуемых услуг на рынках. При этом расчет осуществляется по формуле: , (1.2) где Ai - удельный вес услуги организации в объеме всех продаж за анализируемый период, доли единицы; - показатель значимости рынка, на котором реализуются услуга организации (рынки США, Японии, Канады и страны Евросоюза имеют значимость 1, внешние рынки остальных стран - 0,7, внутренний рынок - 0,5); - конкурентоспособность услуги на рынке [4, С. 215]. Третий метод определения конкурентоспособности организации предполагает оптимизацию соотношения конкурентоспособности услуги и занимаемой организацией доли на конкретном рынке. Матрица определения конкурентоспособности организации имеет девять полей. Из всех полей три поля (на матрице они находятся вверху слева и обозначены знаком плюс) характеризуют благоприятную зону для предприятия в части его конкурентоспособности: это поле - ВдСК (высокая доля предприятия и сильная конкурентоспособность товара на данном рынке); поле - СрдСК (средняя доля на рынке и сильная конкурентоспособность); поле - ВдСрК (высокая доля на рынке и средняя конкурентоспособность товара предприятия на этом рынке). Однако наиболее благоприятные характеристики имеет поле ВдСК, где предприятие представлено сильной конкурентоспособностью товара и высокой долей предприятия на данном рынке (рис. 1.2). Сильная Средняя Слабая ВдСК ВдРСК ВдСлК Благоприятная зона для организации
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Финансовый менеджмент, 103 страницы
600 руб.
Дипломная работа, Финансовый менеджмент, 80 страниц
1050 руб.
Дипломная работа, Финансовый менеджмент, 74 страницы
1850 руб.
Дипломная работа, Финансовый менеджмент, 65 страниц
1625 руб.
Дипломная работа, Финансовый менеджмент, 79 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Финансовый менеджмент, 64 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg