Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая подготовка обучающихся 13-14 лет на секционных занятиях по легкой атлетике в общеобразовательной школе (на примере МАОУ Повадинская СОШ г.о. Домодедово Московской области)

cool_lady 2075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Объект исследования: учебно-тренировочныи? процесс обучающихся 13 – 14 лет на секционных занятиях по легкои? атлетике. Предмет исследования: обоснование методики развития физических качеств у обучающихся 13-14 лет на секционных занятиях по легкой атлетике. Цель исследования: повысить уровень развития физических качеств, на секционных занятиях по легкой атлетике используя комплекс специализированных упражнений. Гипотеза исследования: предполагается, что проведение секционных занятий по легкой атлетике значительно улучшит показатели физической подготовленности обучающихся 13-14 лет, разнообразит содержание воспитательного процесса и повысит интерес к занятиям физической культурой и спортом. Задачи исследования: 1. Дать характеристику внеклассной работе по физической культуре с обучающимися 13-14 лет. 2. Проследить динамику развития физических качеств при проведении секционных занятий по легкой атлетике. 3. Апробировать методику проведения секционных занятий по легкой атлетике в общеобразовательной школе. Практическая значимость исследования: исследования в данной области помогут учителям физической культуры более эффективно проводить секционные занятия по легкой атлетике с обучающимися 13- 14 лет.
Введение

Актуальность исследования: Актуальность работы заключается в поиске и определении эффективных методик, которые можно применять при проведении внеклассной работы в секциях спортивной направленности. В комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физической культурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физической культуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физической культуры и педагогами дополнительного образования программных требований, а обучающимися сдачи нормативов по повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта. Для проведения исследований была выбрана секция по легкой атлетике, потому что, легкая атлетика - способна комплексно развить все жизненно важные способности и улучшить развитие физических качеств. Наблюдая за действиями легкоатлетов с трибун стадионов, мы восхищаемся их физическими возможностями и стремлением показать высокий результат. Участвуя в с соревнованиях по легкой атлетике, мы получаем удовольствие от возможности опередить соперника и побить свой собственный рекорд. У лёгкой атлетики есть еще одно ценное качество - она универсальна. Так, систематические занятия обучающихся в секции по лёгкой атлетике оказывают на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся, совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие. Однако, как показывает изучение и анализ специальных публикаций по этой проблеме, до сих пор имеют место несоответсвия, которые существенно снижают эффективность школьного физического воспитания. К ним можно отнести: -постоянное увеличение учебной нагрузки в ущерб двигательной активности; -недостаточное материально-техническое обеспечение школьного урока и секционных занятий по физической культуре; -низкое качество организации и проведения видовых уроков и секционных занятий физической культурой; -отсутствие системы работы по формированию здорового образа жизни школьников. Эти несоответствия позволили определить проблему исследования как обоснование эффективных средств и методов развития двигательной активности обучающихся 13-14 лет на секционных занятиях по легкой атлетике, сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Физическая подготовка обучающихся 13-14 лет на секционных занятиях по легкой атлетике в общеобразовательной школе».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ…………………………………………….6 1.1Физиологические и психологические аспекты развития детей 13-14 лет и особенности занятий с ними физической культурой и спортом……….6 1.2. Физические качества как основа двигательноей подготовленности обучающихся 13 -14 лет………………………………………………………...16 1.3Физическая подготовка легкоатлетов………………………………35 Заключение по первой главе …………………………………………………...54 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………....57 2.1. Методы исследования…………..……………………………….......57 2.2. Организация исследования………………………………………….59 ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХС 13-14 ЛЕТ НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………....61 3.1. Особенности организации проведения секционных занятий по легкой атлетике с обучающимися 13-14 лет…………………………………..61 3.2. Динамика показателей физической подготовленности обучающихся экспериментальной и контрольной групп………………...…..69 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..77 Библиографический список……………………………………………..….......79
Список литературы

1) Агаджанян, М.Г. Структурно-функциональная адаптация спортивного сердца/ М.Г. Агаджанян // Спортивная кардиология и физиология кровообращения, науч. конф. Федер. агенство по физической культуре и спорту. -М., 2015. – 45 с. 2) Азарова, И.В. Темпы прироста физических качеств у детей младшего и среднего школьного возраста. Диссерт. канд. пед.наук. - Омск, 2011 г.- 153с. 3) Алабин, В.Г. Исследование средств и методов начальной физической подготовки детей, и подростков (по материалу легкой атлетики): Автореф. Дис. канд.пед.наук. — М., 2009, 21 с. 4) Андреев Ю. В., Абрамов Б. Н. Легкая атлетика и методика преподавания: Учеб. для ин-тов физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 2010. – с. 46-50. 5) Антипов Е.Е., Никитюк Б.А. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта / Спортинформ ГЦОЛИФК, - ч. 1,-М., 2014. – 320 с. 6) Ахундов, P.A. Исследование двигательной активности (основных локомоций) учащихся начальной школы: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 2011. 33 с. 7) Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 2015. 223 с. 8) Баландин, Г. А. Урок физкультуры в современной школе: Методические рекомендации для учителей. -Вып. 3. -Легкая атлетика. М.: Советский спорт, 2014. - 72 с. 9) Безруких, М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 416 с. 10) Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активности. М.: Физкультура и спорт. - 194 с. 11) Беспутчик, В. Г., Школьников, В.Д. К проблемам формирования телесной культуры школьников средствами физического воспитания / В.Г. Беспутчик, В.Д. Школьников // IX Международная научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире»: Материалы конференции - Коломна, Министерство образования РФ. – 2016 г.- 78с. 12) Боген, И. M. Исследование методов обучения подростков бегу на короткие дистанции в условиях урока физической культуры; Автореф. Дне. . .канд.пед.наук. М., 2014, - 15 с. 13) Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: ФиС. 2013, -144с. 14) Бутенко, Б. И. О соотношении оптимальных и максимальных усилий при овладении спортивными движениями: Автореф. Дис.канд.пед.наук. Л., 2014. - 20 с. 15) Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2015. - 240 с. 16) Вайшвила Ч. А. О развитии быстроты и прыгучести у школьников 11-13 лет в зависимости от физического развития и некоторых показателей функционального состояния организма. / Ч.А. Вайшвила //Материалы III научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. - М., 2016. - 320 с. 17) Вербицкий Г.И. К обоснованию оптимального режима работы и отдыха юных легкоатлетов при скоростно-силовых упражнениях — В кн.: Материалы П Всесоюзной, конференции по проблемам юношеского спорта. М., 2016 ,с. 21-23. 18) Верхошанский Ю. В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биодинамическими особенностями спортивных, упражнений (на материале прыжковых упражнений): Автореф. Дис. канд.пед.наук. М., .2013 - 21 с. 19) Верхошанский Ю., Семенов В. Скоростно-силовая подготовка спринтера. — Легкая.атлетика, 2013, II, с.12-13. 20) Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические аспекты и стратегии) -М.: Теория и практика физической культуры, 2012, 176 с. 21) Возняк C. B. Исследование физических качеств, проявляемых в легкоатлетических упажнениях, разного возраста и пути их развития: Автореф. канд.пед.наук.-М., 2015. 36 с. 22) Ворсин Е. Н. Физическое воспитание в 7-8 классах общеобразовательной школы /Е.Н. Ворсин, А.А. Гужаловский, Л.Д. Глазырина и др.; Под ред. Е.Н. Ворсина. - Мн.: ПКИП «Асар», 2014. - 176 с. 23) Гирис B.C., Садовский Ф.П. О надежности показателей некоторых тестов физической подготовленности. — В кн.: Материалы П Всесоюзной конференции по проблемам юношеского спорта. М.,2014, с.42 24) Гомберадзе К.Г. Некоторые особенности физической подготовки юных спортсменов. —Сборник докладов. М., 2016, 120 с. 25) Денисюк Л.О. О методике развития двигательных качеств у детей школьного возраста /Л.О. Денисюк; Материалы научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. - М.: , 2011. - 225 с. 26) Дудина, Е.А. Аэробные возможности и состояние здоровья: клинико-морфофункциональные параллели / Е.А. Дудина // Теория и практика физической культуры. - 2012,- №1. – 305 с. 27) Евсеев Ю.И. «Физическая литература», Ростов –на – Дону «Феникс», 2011. - 544с. 28) Ермоленко Е.К. Возрастные изменения опорно - двигательного аппарата: Учебное пособие. - Краснодар, 2012. - с. 159 29) Железняк Ю.Д. «Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте», учебник для студентов вузов, М.: Академия, 2015. – 270с. 30) Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. — М.: Дрофа, 2014. — 170 с. 31) Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. -М.: ФиС, 2013. - 315 с. 32) Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физическая подготовка детей среднего школьного возраста: Методическое пособие. М.: НИЭНАС. 2012. - 83 с. 33) Кузнецов B.C., Холодов Ж.К., Колодницкий Г.А. Научно-методические основы комплексного урока физической культуры в общеобразовательной школе // Учебное пособие. М.: 2014 г. – 459 с. 34) Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2015. - 272 с., 50 ил. 35) Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. М.: - 2011. - с. 24 36) Решетников Н.В.; Кислицин Ю.Л. «Физическая культура», 4-е издание, М.: Академия, 2013. – 306 с. 37) Смирнов В.М. «Физиология физического воспитания и спорта», Смирнов В.М., Дубровский В.И., М.: 2014. – 482с. 38) Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 409с. 39) Филатов, С.И. Исследование динамики развития скоростно-силовых качеств у учащихся школьного возраста и возможности их совершенствования (на материале легкоатлетических прыжков) / С.И. Филатов; Автореф канд. дис. - М., 2011. - 21 с. 40) Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для вузов. - 2.-е изд., испр и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 480 с. 41) http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал. 42) http://portfolio.1september.ru фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся по физической культуре и спорту. 43) http://spo.1september.ru Газета в газете «Спорт в школе».
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 13-14 ЛЕТ 1.1. Физиологические и психологические аспекты развития детей 13-14 лет и особенности занятий с ними физической культурой и спортом. В основе всестороннего развития школьника лежит его высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоническое развитие физических качеств, отличная работоспособность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, умение овладевать движениями и хорошо координировать их, физическое совершенство в целом. Принцип всесторонности приобретает в занятиях со школьниками особое значение. В связи с тем, что в подростковом возрасте организм человека находится ещё в стадии незавершённого формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. По этому, для правильного планирования и осуществления учебного процесса и секционных занятий столь валено учитывать возрастные особенности формирования организма подростков, закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и: мышечной систем, а также их взаимодействия в процессе двигательной деятельности [30]. Средний школьный возраст характеризуется как наиболее сложный и противоречивый возраст для развития физических способностей. Его специфической особенностью является бурное (половое) созревание школьников, определяющее не только биологическое, но и социальное становление. В этот период часто наблюдается неадекватный характер реакций органов и структур в ответ на внешние воздействия, вызывающий! соответствующие психофизические состояния. У подростков может снижаться анаэробный порог энергообеспечения и максимального потребления кислорода, рассогласование между кровообращением и дыханием, падение показателей физической работоспособности. По мере биологического созревания приобретаются новые свойства, связанные с интенсивным развитием анаэробно-гликолитического источника энергопродукции. Под влиянием наследственных программ отчетливо проявляются анатомо-морфологические и психофизиологические различия между мальчиками и девочками, а также различия в индивидуальных соревнованиях. Даже в одной возрастной группе могут находиться подростки, как отстающие в развитие, так и обгоняющие своих сверстников. У мальчиков наиболее эффективно поддаются целенаправленному развитию, в зависимости от возраста, такие способности, как скоростно-силовые (10-11 и 14-15) и собственно-силовые (13-14), скорость одиночного движения (10-11) и скорость двигательной реакции (11-12), выносливость в статическом (13-15) и динамическом (11-13) режимах, в зоне максимальной интенсивности (14-15) и зонах субмаксимальной, большой и умеренной интенсивности (10-11), а также способность выполнять движения сложной координации (10-11 и 14-15) и с большей амплитудой движения (13-14). В этом возрасте явно преобладают процессы возбуждения. Ответные реакции не адекватны раздражению - они более бурные. Возбуждение имеет более развитой характер. Этим объясняется наличие большого количества дополнительных движений рук, ног, туловища, головы при той или иной реакции, в особенности у мальчиков. Часто наблюдается некоторое изменение вегетативных функций - появляются: отдышка, боли в области сердца, усиливается сердцебиение и т.д. Резко повышается эмоциональность. Эти явления более выражены у девочек, чем у мальчиков; у последних же резко выражена двигательная активность в отличие от заторможенности движений у девочек. Одним из свойств нервней системы является обучение. Запечатление внешних сигналов осуществляется с самых ранних этапов развития. Операция же сравнения их с прошлым опытом, лежащая в основе активного обучения, совершенствуется в процессе индивидуального развития, достигая тносительной, функциональной зрелости к 10-12 годам [30]. Процесс окостенения позвоночника к 14-15 годам, т.е. в период полового созревания, претерпевает заметные изменения. К этому возрасту появляются новые точки окостенения в виде пластинок, которые сливаются с телом позвоночника лишь к 20-летнему возрасту. Грудная клетка у детей 13 лет по своей форме за исключением размера, практически не отличается от грудной клетки взрослого. Рост грудной клетки продолжается до зрелого возраста. Особенно энергично она растёт в период полового созревания. На. развитие грудной клетки благоприятно влияют занятия спортом. Существует сезонность роста грудной клетки, которая объясняется тем, что именно в летние и осенние месяцы дети: много уделяют внимания спорту и продолжительное время находятся на воздухе [9]. Мышечная работа, совершаемая организмом, сопровождается изменением деятельности многих органов и их систем. Изменяется кровообращение, деятельность сердца, дыхание, деятельность почек, потовых желёз, а также некоторых желёз внутренней секреции и других органов. Значительные изменения претерпевает деятельность сердечно-сосудистой системы. Во время работы в организме происходит перераспределение крови, которая из внутренних органов приливает к мышцам [30]. Значительным изменениям подвергается также деятельность дыхательного аппарата. Это связано с тем, что потребность в кислороде при мышечной работе возрастает в связи с повышением интенсивности окислительных процессов в мышцах. Повышается деятельность потовых желёз. Они помимо удаления воды и солей из организма, играют важную роль в процессе поддержания постоянной температуры тела. Изменениям подвергается также деятельность центральной нервной системы. От неё зависит координированная работа дыхательного, сосудодвигательного и сердечного центров. Масса мышц у школьников 14 лет составляет 32,6% от массы тела. Рост мышц в толщину происходит за счет увеличения диаметра мышечных волокон (90%). Диаметр мышц во многом определяется двигательной активностью. В период от 7 до 14 лет процессы роста мышечной ткани резко ускоряются за счет увеличения соединительных образований. Именно в это время происходит важнейшая дифференцировка мышцы как органа и развитие её структурных элементов. Сухожильный компонент мышцы начинает преобладать по отношению к мышечной ткани. Развитая сосудистая сеть обеспечивает обильное кровоснабжение мышцы. В этот момент в основном завершается формирование иннервации. Двигательные окончания приобретают структуру, близкую к таковой у взрослых. Эффективная, или двигательная, иннервация лишь к 11-13 годам по своему строению начинает приближаться к таковой у взрослого. К 14 годам корковый конец двигательного анализатора по своей клеточно-структурной организации приближается к взрослому; сосудисто-капиллярная сеть в основном уже организована строению близка к сосудисто-капиллярной сети взрослого человека. Двигательная активность. Решающим фактором, определяющим морфологическое и функциональное развитие двигательного анализатора, является среда, воспитание ребёнка и его двигательная активность. Именно в процессе его активной деятельности складываются новые временные связи, формируются сложные двигательные стереотипы, образуются всё новые и новые условно- рефлекторные связи [9]. У школьников по сравнению с дошкольниками увеличивается время вынужденной неподвижности на уроках в школе и при приготовлении уроков дома. На этом этапе рез ко возрастает роль движений как фактора здоровья и развития. Одновременно со становлением двигательной активности и морфологическим созреванием отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата развиваются и двигательные качества. Темп развития скорости движения достигает максимума к 14-15 годам. Частота движения в единицу времени достигает высокого уровня у мальчиков к 15 годам. После этого у мальчиков средний ежегодный прирост снижается до 0,1-0,2 движений в секунду [30]. Наиболее интенсивно сила мышц начинает развиваться в старшем школьном возрасте в промежутке между 15-18 годами, когда происходит быстрое нарастание мускулатуры. Нарастание силы мышц примерно на один год опаздывает по сравнению с ростом мускулатуры. Поэтому любая физическая нагрузка для школьников должна быть ограничена и строго дозирована в соответствие с возрастом. Спортивные движения, связанные с большим силовым напряжением, допустимы лишь после 18-летнего возраста. Координация движений достигает высокого уровня к 13-14 годам. В этом возрасте дети могут освоить любое сложно-координированное движение, если оно не связано с силовым напряжением и с большой амплитудой. Оптимальным возрастным периодом, когда должна закладываться техника выполнения физических движений является возраст от 9-10 лет до 13-14 лет. В более старшем возрасте с развитием выносливости, силы, способности выполнять движения с большей амплитудой, заложенные основы техники движения получают своё дальнейшее совершенствование. Рациональная организация мышечной активности детей, при их физическом воспитание с учётом возрастных особенностей, будет способствовать их общему развитию и укреплению здоровья [18]. Для получения точной возрастной характеристики работоспособности подростков [14] необходимо учитывать черты элемента: 1) уровень развития мышечной системы; 2) развитие различных видов моторики; 3) развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; 4) развитие выносливости и способности к кратковременному развитию мощности. Наблюдая ежедневную динамику работоспособности, можно выявить факторы, нарушающие или восстанавливающие активное состояние организма, что важно для правильной организации режима и физического воспитания школьников. Активное состояние организма во время работы, очевидно, зависит от степени согласованности между собой основных физиологических процессов движения, дыхания, кровообращения и т.д. Упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка и умения. Под влиянием упражнений формируются законченность и устойчивость всех форм: двигательной деятельности человека. Физиологический смысл упражнения сводится к образованию динамического стереотипа, представляющего систему условно-рефлекторных связей в коре головного мозга; стереотип постоянно уточняется и совершенствуется. В процессе упражнений принимают активное участие центральная нервная система, различные рецепторы, двигательный аппарат и все системы внутренних органов, между которыми устанавливаются сложные функциональные связи. Упражнение на различных стадиях имеет соответственно различное внешнее выражение в уровне работоспособности и характере двигательной деятельности. Знание и правильное толкование происходящих при этом явлений имеет большое значение в процессе обучения ребёнка. Представление о физиологической сущности упражнения позволяет продуктивно подойти к анализу конкретных физиологических механизмов совершенствования рабочих действий в ходе упражнения, точно определить особенности факторов, нарушающих действия [6]. При помощи систематической тренировки достигается увеличение мощности и полезного действия мышц тела. Это увеличение достигается, с одной стороны, благодаря развитию мышц, в первую очередь участвующих в данной работе, а с другой - в результате стойких изменений, которые претерпевают сердечнососудистая и дыхательная системы. В процессе роста и развития ребёнка сердечно-сосудистая система претерпевает количественные и качественные изменения. Подростковый этап жизни является периодом наиболее интенсивного роста тела и перестройки соотношения между ростом сердца и сосудов. В связи с этим в подростковом возрасте возникает своеобразие гемодинамических условий, причём эти изменения у мальчиков и у девочек протекают в разные возрастные периоды в связи с разными сроками наступления полового созревания. Поэтому подростковый возраст требует внимательного и дифференцированного подхода в дозировке физической нагрузки с тем, чтобы избежать функциональной перегрузки и параллельно с этим обеспечить необходимую тренировку сердечно-сосудистой системы. Особенно энергичный рост альвеол наблюдается у детей после 12 лет. Это приводит к значительному увеличению поверхности лёгких у подростков, что очень важно для осуществления эффективного газообмена в период бурного роста и развития организма. Объём лёгких к 12 годам увеличивается в 10 раз по сравнению с таковым у новорождённого ребёнка, а в 17 лет увеличивается в 20 раз. Увеличивается окружность грудной клетки. Годовой прирост у подростков составляет в среднем до 2,5-3,5 см. Половая дифференцировка дыхания заканчивается к 14-17 годам. К этому времени у девушек формируется грудной, а у юношей - брюшной типы дыхания. Однако тип дыхания, как у юношей, так и у девушек может меняться в зависимости от условий их жизнедеятельности. В процессе занятий спортом, дыхание может стать смешанным или даже переходить в противоположный тип, отвечая требованиям, предъявляемым к системе дыхания. Жизненная ёмкость лёгких может изменяться в зависимости от физического развития и тренировки организма. Занятия многими видами спорта, особенно с включением специальных дыхательных упражнений, способствуют увеличению жизненной ёмкости лёгких. В школьном возрасте возбудимость дыхательного центра достигает примерно уровня взрослых. Важно отметить, что в период полового созревания организм подростков менее устойчив к кислородному голоданию, чем организм взрослого человека. По-видимому, перестройка всего нервно-гуморального аппарата, происходящая в этот период, приводит к временным нарушениям регуляции дыхания. Подростковый возраст является закономерным этапом развития организма, но вместе с тем своим своеобразием и темпом, он резко отличается от всех других этапов жизни человека. В этот период происходят бурные перестройки в деятельности всех физиологических систем организма. Меняется психика и поведение ребёнка. Причём всё это получает своеобразную, индивидуальную окраску в зависимости от унаследованных качеств и влияния социальной среды, в которой жил и развивался ребёнок. Среди психологов этот период принято называть « Кризисом подросткового возраста» [28]. Симптомы кризиса: Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности, даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. Симптом кризиса — негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек. У 20% подростков негативизм ярко выражен во всех областях жизни. Причем ото длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Примерно у 60 % негативизм проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей. На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях. Все это много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье. Преподавателю приходится иметь дело с коллективом учащихся, в котором дети имеют различный уровень развития. Что создаёт особые трудности и требует более тщательный, индивидуальный подход. Итак, подростковый возраст - это период полового созревания, в основе которого лежит резкое изменение деятельности желёз внутренней секреции. Наиболее характерными чертами этого возрастного этапа являются ускорение роста, богатейшие возможности развития движений, повышение подвижности нервных процессов в коре головного мозга и резко выраженная эмоциональность. Средний школьный возраст (12-14 лет) характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счёт удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. В этом возрасте быстрыми темпами развивается мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счёт увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13-14 лет. Однако увеличение одних мышц наблюдается при заметном отставании других. Это может привести к искривлению позвоночника, который в этом возрасте ещё очень гибок. Преобладание силы сгибателей мускулатуры над разгибателями вызывает сутулость. Преимущественное развитие сил груди при отставании развития мышц плечевого пояса и спины уменьшает подвижность грудной клетки. Вот почему задачей тренировки детей в этом возрасте должно быть предупреждение нарушения осанки и исправление её. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. Учитывая «кризис подросткового возраста» проблема воспитания интереса учащихся к физической культуре обостряется и требует своего решения, ибо многочисленные исследования показывают., что учащиеся в этом возрасте утрачивают желание заниматься физическими упражнениями, что крайне отрицательно сказывается на их здоровье, дальнейшей трудовой и семейной жизни. Интерес школьников к физической культуре будет сохраняться, если у них есть цель, которую они должны достигнуть. Поддержание интереса и целеустремленности у детей (12-14 лет) во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение от занятий физической культурой, и формируется ли у них удовлетворенность этими занятиями. При формировании мотивов в регулярной физической активности большое значение имеет постановка интересных целей и задач, которые побуждали бы с усердием выполнять даже не интересную работу. 1.2. Физические качества как основа двигательнои? подготовленности обучающихся 13 -14 лет Освоение двигательного деи?ствия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностеи?, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимои? силои?, быстротои?, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Знание соответствующих закономерностеи? позволит учителю наи?ти правильное соотношение в работе над техникои? физического упражнения и количественным результатом, определить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждои? качественнои? особенности, установить оптимальную меру комплексности в развитии качественных особенностеи?. Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного деи?ствия: силу, быстроту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах [17]. Оба термина — «двигательные» и «физические» качества – правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движении?, используют термин «физические качества». Наконец, рассматривая качественные особенности двигательного деи?ствия с позиции? физиологического и психологического регулирования (проявление воли человека), употребляется третии? термин — «психомоторные качества». Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы: скоростные качества, силовые и т. п. Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, поэтому все более очевиднои? становится искусственность выделения силы, быстроты, выносливости, ловкости как относительно самостоятельных качественных особенностеи? (прежде всего это относится к ловкости). Поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации, уточнению состава. Некоторые качества, считавшиеся раньше простыми, теперь разделяются на ряд все более простых и относительно независимых друг от друга. В настоящее время невозможно дать законченную классификацию, а тем более точно сослаться на механизмы проявления различных качеств [2; 3]. Тем не менее, ясно, что каждое двигательное качество независимо от сложности структуры включает ряд компонентов, одни из которых отражают строение двигательного аппарата и тела в целом, а другие — особенности функционирования регулирующих систем. Например, ловкость (включая и точность движении?) в большеи? мере обусловлена центрально нервными влияниями, чем морфологическими и биохимическими компонентами; проявление же силы и быстроты в значительнои? мере зависит от морфологического компонента (роста, веса), от биохимических и гистологических перестроек в мышцах и в организме в целом. Среди компонентов, составляющих двигательные качества, следует различать общие и специальные. Общие присущи нескольким двигательным качествам (например, волевое качество настои?чивости или терпеливости при различных видах проявления выносливости). Специальные компоненты обусловливают специфичность какого-либо одного качества. Благодаря наличию общих компонентов может происходить перенос тренированности дного качества на другие. Следует также иметь в виду, что развитие одних омпонентов может привести к торможению других, поэтому развитие одного качества может привести к снижению уровня проявления другого [6; 7]. Целесообразно различать простые и сложные двигательные качества. К последним относится, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости — качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свои?ство специфичности (ловкость баскетболиста неравнозначна ловкости гимнаста). Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Иногда говорят о воспитании двигательных качеств, но «воспитание»— это понятие, употребляемое в педагогике по отношению к человеку в целом, формированию новых черт личности, не заданных от рождения. Качественные особенности двигательных деи?ствии? в своеи? элементарнои? форме имеются даже у новорожденного ребенка и проявляются в безусловных рефлексах. Поэтому для двигательных качеств более подходит термин «развитие», обозначающии? в самом широком смысле изменения, происходящие в организме, а в более узком смысле — улучшение, развитие того, чем обладает человек [9]. Развитие двигательных качеств протекает по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данныи? момент специально не развиваются, В дальнеи?шем развитие одного качества может тормозить развитие других — «диссоциация физических качеств». Один из известных механизмов такого явления — антагонизм между анаэробными и аэробными процессами: развитие одних замедляет развитие других, и наоборот. Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные вигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества — в 13-15 лет, силовые — в 25-30 лет и т. д.). Разнонаправленность изменения двигательных качеств проявляется особенно в период полового созревания. В этот период резко увеличиваются темпы развития скоростно-силовых качеств, а координация движении?, дозирование параметров движения останавливаются в развитии либо несколько регрессируют. Это связано с изменением неи?родинамики: ростом возбуждения, подвижности нервных процессов, стимулирующих проявление скоростно-силовых качеств и тормозящих координационные возможности [19]. Периоды, которые характеризуются значительными изменениями в возрастном развитии организма, получили название критических или сензитивных (чувствительных). В такие периоды специальная тренировка дает более высокии? эффект для развития определенных качеств. Для разных двигательных качеств сензитивные периоды различны [21; 22] Сила. Под силои? человека понимают способность преодолевать внешнее сопротивление или противодеи?ствовать внешним силам.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 56 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 32 страницы
550 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 69 страниц
1725 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg