Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Перспективы предпринимательства в Республике Татарстан как выбора молодежью жизненной стратегии (на примере студентов ФГБОУ «КНИТУ-КХТИ»)

cool_lady 2600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 104 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Объект исследования - предпринимательский потенциал молодежи в Республике Татарстан на примере студентов в Казанском национально–исследовательском университете (КНИТУ). Предмет исследования – специфика предпринимательского потенциала и мотивация студентов КНИТУ в отношении предпринимательской деятельности. Цель исследования – выявление специфики предпринимательского потенциала и мотивация в отношении предпринимательской деятельности на примере студентов КНИТУ Для достижения поставленных целей предполагается решить следующий круг задач: 1) изучить понятие предпринимательство; 2) изучить социологические подходы к предпринимательской деятельности и экономическому поведению; 3) выявить мотивацию предпринимательской деятельности; 4) рассмотреть предпринимательский потенциал студенческой молодёжи Казани; 5) исследовать социальный портрет студента-предпринимателя на примере КНИТУ; 6) дать рекомендации по созданию условий для успешного развития молодежного предпринимательства в г. Казань и КНИТУ. Степень научной разработанности: на данный этап времени существует множество научных статей, монографий, учебных пособий, посвященных исследованию предпринимательства в частности для становления институтов гражданского общества, социального государства и среднего класса, а также правового механизма регулирования рынка. Исследованиями экономической природы и содержания предпринимательства занимались многие выдающиеся ученые XVIII?XX вв. В своем «Очерке», Р.Кантильон размышляет о богатстве и его распределении, подробно описывает теорию населения и теорию денежного обращения и особенно выделяет главенствующую роль предпринимателей. Адам Смит рассматривал предпринимательство, как явление более связанное с капиталом, нежели с трудом и таким образом определял предпринимателя, как собственника капитала, который ради реализации какой–то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Так же предпринимательство изучали такие классики социологии, как П.Друкер, Й.Шумпетер, М.Вебер. Современные тенденции развития предпринимательского сектора в России отражены в исследованиях отечественных ученых, среди которых можно отметить научные труды А. Бусыгина, М. Лапусты, А. Виленского, М. Абалкина, Ю. Анискина, А.Асаула, В. Блинова и других. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью развития малого и молодежного предпринимательства в Республике Татарстан. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в стремлении автора проанализировать социальную сущность предпринимательства раскрыть глубинную связь этого феномена с поведенческими характеристиками молодежи, как социально-демографической общности. Методом исследования выступает комплексная оценка исходных предпосылок перспектив предпринимательства. Для исследования предпринимательства российскими авторами предлагались разнообразные методы. В качестве основных методов исследования предприятий, российские исследователи довольно часто применяют сравнительный анализ,статистические наблюдения, наблюдение и выстраивание взаимосвязей между элементами инфраструктуры и между их подразделениями внутри самой организации. Таким образом, проводится диагностика деятельности предприятия. Эмпирической основой исследования послужили данные опросов ВЦИОМ, ФОМ, данные Федеральной службы государственной статистики, авторское социологическое исследование. Практическая значимость заключается в том, что результаты ВКР могут быть использованы в учебном процессе в преподавании курсов по экономической социологии, социологии финансового поведения, социологии рынков, социологии потребления, а также при разработке социально–экономических проектов. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и источников и приложения. Во введении обоснована актуальность выбора темы, выделены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи исследования, описана степень научной разработанности, а также практическая значимость, охарактеризованы методы исследования и источники информации, описана структура работы. В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения, даны определения и характеристика предпринимательства как выбора жизненной стратегии. Второй раздел имеет практический характер. В нем приведены результаты проведенного социологического исследования, даны рекомендации по созданию условий для успешного развития молодежного предпринимательства в г. Казань и КНИТУ. В заключении сделаны общие выводы по проделанной работе. В списке использованных источников и литературы приведен перечень учебников, научных статей, электронных источников, которые были использованы в процессе написания данной работы. Список использованных источников и литературы содержит 39 наименований. В приложении содержится программа социологического исследования, которая включает в себя методологическую и методическую части программы.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что роль и значение предпринимательства в целом и малого предпринимательства в частности для становления институтов гражданского общества, социального государства и среднего класса, а также правового механизма регулирования рынка и, соответственно, стабильно развивающейся конкурентной рыночной экономики в Республике Татарстан сложно переоценить. Однако для того, чтобы малое предпринимательство оказалось в состоянии инициировать подобные позитивные изменения в обществе, необходим не только его существенный количественный рост, но и качественные изменения, а именно изменение способов его формирования. Следует отметить, что при всей, казалось бы, очевидной значимости молодежного предпринимательства для Республики Татарстан и роли университетской подготовки в этой связи, данная тема является достаточно слабо изученной социологами. О проблеме молодежи в целом и ее дальнейших жизненных стратегиях часто говорят в СМИ, задача необходимости стимулирования и поддержки предпринимательской деятельности молодежи отражена в различного рода законодательных актах федерального, регионального и местного уровней и занимает не последнее место в программах различных политических деятелей и партий. В большинстве российских городах и регионах в последнее время ежегодно проводятся различные конкурсы бизнес–планов и проектов, целью которых является стимулирование предпринимательской и инновационный деятельности молодежи. Однако успешное осуществление любой социально-экономической политики невозможно без глубоко и детального изучения объекта, на который политика направлена (то есть молодежи в целом и той ее части, которая представляет собой группу потенциальных предпринимателей), и явления, которое предстоит развивать и поддерживать (то есть молодежного предпринимательства, «старт-апа»), и эту задачу должна выполнять социология. Несмотря на это, социологических работ, основывающихся на специальных обследованиях, посвященных изучению молодежного предпринимательства в нашей стране очень мало. Таким образом, становится очевидной необходимость и значимость исследования мотивации к занятию предпринимательской деятельностью современной российской молодежи и выявление влияния на него формальных образовательных систем. В дипломной работе будем рассматривать выбор предпринимательской деятельности как элемент выбора жизненной стратегии, поскольку представление о том, что предпринимательство может на каком–то этапе стать вариантом развития карьеры, во многом определяет дальнейшею жизненную стратегию человека, затрагивая такие сферы его жизни, как карьера (например, решение о работе в крупной компании ради приобретения практических навыков с целью последующего открытия своего бизнеса), образование (например, получение второго высшего образования, обучение на специализированных бизнес-курсах и т.п.), круг общения (поиск и завязывание знакомства с полезными для открытия своего дела людьми), а также стиль и образ жизни в целом. И это соответствует утверждению о том, что предпринимательство – это «вид деятельности, образ жизни, наука, искусство и полет творческой мысли».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............3 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВЫБОРА ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ..8 1.1. Предпринимательство: понятие, поведенческие стратегии населения, измерение..............................................................................................8 1.2. Социологические подходы к предпринимательской способности и предпринимательскому успеху.............................................................................16 1.3. Мотивация предпринимательской деятельности в молодежной среде........................................................................................................................26 ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ КАК ВЫБОРА ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ФГБОУ «КНИТУ-КХТИ»............................................................34 2.1.Предпринимательский потенциал студенческой молодежи Казани....................................................................................................................34 61 2.2. Социальный портрет студента-предпринимателя на примере студентов ФГБОУ «КНИТУ-КХТИ».................................................................39 2.3. Рекомендации по созданию условий для успешного развития молодежного предпринимательства в г. Казань и КНИТУ...............................60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........72 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…........75 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1 Гражданский кодекс Российской Федерации : Федеральный Закон от 30.11.1994 г. № 51–ФЗ // Справочно – правовая система «Консультант Плюс», (дата обращения: 28.04.2020) 2 Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117–ФЗ. (с изм. и доп. От 30 декабря 2004 г.) // Справочно – правовая система «Консультант Плюс», (дата обращения: 28.04.2020) 3 О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88–ФЗ // Справочно – правовая система «Консультант Плюс», (дата обращения: 28.04.2020) 4 Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 222–ФЗ // Справочно – правовая система «Консультант Плюс», (дата обращения: 28.04.2020) 5 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209–ФЗ // Российская газета. – 2007. – 2 августа. 6 О поддержке предпринимательства в Республике Татарстан: Указ Президента РТ от 15.10.1991 г. № УП – 154 7 О стимулировании развития предпринимательства в РТ : Указ Президента РТ от 24.03. 1995 г. № УП–193 8 О стимулировании развития предпринимательства в РТ и усилении контроля за поступлением и целевым использованием татарского республиканского фонда финансовой поддержки малого предпринимательства : Указ Президента РТ от 01.05.1999 г. № УП–193 9 О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства в РТ : Указ Президента РТ от 20.03.2001 г. № УП–221 10 О создании Агентства по развитию предпринимательства Республики Татарстан : Указ Президента РТ от 05.01.2002 г. №УП–7 Литература: 11 Бородкин Ф. М. Социоэкономика. После конца экономики / Ф. М. Бородкин // Общественные науки и современность. – 2016. – № 5. – С. 14–15 12 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. – М.: Планета, 1990. – 326 с. 13 Грибов В.Д. Экономика предприятия / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. – М.: МИК, 2016. – 67 с. 14 Долан Э. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Долан, Д. Линдсей. – СПб.: Знание, 2002. – 96 с. 15 Друкер П. Ф. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика / П. Ф. Друкер. – М. : Вильямс, 2007. – 34 с. 16 Друкер П. Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении / П. Ф. Друкер. – М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 2004. – 38 с. 17 Дука А. Власть и элиты в российской трансформации: сборник научных статей / А.В. Дука.– СПб.: Интерсоцис, 2015. – 296 с. 18 Карпунина М.А. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России /М.А. Карпунина // Современные проблемы науки и образования. –2014. –№ 2. –С. 75–84 19 Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство / И. М. Кирцнер. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2011. – 39 с. 20 Кошарная Г. Б. Традиционные детерминанты национальных моделей предпринимательства / Г. Б. Кошарная, В. П. Кошарный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2019. – № 2. – С. 70–77 21 Курашко А.Г. Законодательство и доктрина об унитарных предприятиях на современном этапе /А.Г. Курашко // Законодательство. Экономика. – 2016. – №8. – С. 68 – 75 22 Липатова В.А. Индивидуальноепредпринимательство от А до Я / В.А.Липатова. – М.: МЦФЭР, 2013. – 56 с. 23 МизесЛ. фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Л. фон Мизес. – М. : ОАО «НПО «Экономика», 2010. – 78 с. 24 Московцев А. Ф. Эвристическое значение понятия «предпринимательство» и его границы / А. Ф. Московцев, О. В. Юрова // Экономические науки : научноинформационный журнал. – 2018. – № 7. – С. 91–94. 25 Нестеренко А. В. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России / А. Нестеренко // Вопросы экономики. – 2006. – № 8. – С. 71–84. 26 Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Учебник / Р.М.Нуреев. – М.: Высшая школа, 2008. – 426 с. 27 Пелиха А.С. Основы предпринимательства. Серия «Высшее образование» / А.С. Пелиха. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2014. – 52 с. 28 ПоршневА.Г. Предпринимательство / А.Г. Поршнев. – М.: Инфра– М, 2016. – 274 с. 29 Ричард ПарксКордок. Апгрейд мышления. Взгляд на бизнес с высоты 10000 метров / Ричард ПарксКордок, И. Окуньков. – М.: Альпина– Паблишер, 2016. – 55 с. 30 Семенов В.М. Экономика предприятия / В.М.Семенов. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. – 69 с. 31 СториД.Ж. Предпринимательство и новые формы / Д.Ж. Стори.– М.: Союз, 2008. – 34 с. 32 Стьютвилл Дж. Новая волна предпринимательства / Дж. Стьютвилл // США: экономика, политика, идеология. – 2008.– № 6. – С. 18 33 Фролова И.А. Молодые инноваторы: проблемы при организации и проведении научных исследований в российских вузах (аналитический обзор) / И.А. Фролова // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления. –2015. –№ 7. – С. 67–68 34 Фролова И.А. Проблемы подготовки молодых научных кадров для национальной экономики России/И.А.Фролова // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. –№16. – С. 36–38 35 Чепуренко А. Ю. Социология предпринимательства / А. Ю. Чепуренко. – М.Академический проект, 2017.– 34 с. 36 Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия. Учебное пособие / Л.Е. Чечевицина. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2017. – 84 с. 37 Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Й. Шумпетер. – М. : Прогресс, 2012. – 56 с. 38 ЩербатыхЮ.В. Психология предпринимательства и бизнеса / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2018. – 34 с. 39 Яковлев А.Г.Тиражировать лучшую практику / А.Г.Яковлев // Эксперт. – 2015. – №28. – С. 25.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВЫБОРА ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ 1.1. Предпринимательство: понятие, поведенческие стратегии населения, измерение Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свои риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом [5, c.23]. Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует вымыванию устаревших. Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации» экономики, усилению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала [6, с.98]. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый, творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха. Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры [12,c.45]. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные интересы. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании [21,c.13]. Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме. Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути — неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложиться спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая, размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя. Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки [7, с.10]. Еще один характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские действия вписываются в относительно кратковременные сделки [11, c.26]. Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка — основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды [2, c.45]. Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица — самого предпринимателя. Предпринимателем или субъектом предпринимательства согласно принятому законодательству могут быть граждане страны, признанные дееспособными в установленном законом порядке (не ограниченные в дееспособности). Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством. Наряду с индивидуальным и частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество. Официальный статус предпринимателя приобретается посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо [3, с.69]. Законодательство о предпринимательстве предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником [22, c.18]. Обобщая вышеизложенное, можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т. д.) являются возможными (вторичными) свойствами предпринимательства. Развитие предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку. Экономическая ситуация обуславливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относится также наличие и доступность денежных средств. На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства. Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса. Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию. Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий. Макросреда — экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства. Предпринимательская деятельность характеризуется тем, что предприниматель берется за все, за что потребитель готов заплатить сегодня деньги. Чтобы реализовать товар, необходимо его иметь. Товар предприниматель может делать сам, получать от других, а затем реализовывать. Исходя из этого, предпринимательство можно разделить на три формы: производственное, коммерческое, финансовое. Будучи относительно самостоятельными видами деятельности, они дополняют друг друга [30, c.78]. Приоритетность целей (их иерархия) и определяет направление (типы) предпринимательского поведения. Мотивационная структура каждого типа имеет соответственное содержание. Стремление к обогащению может быть актуализировано потребностями господства, власти, влияния (Й. Шумпетер). Однако чаще всего достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения основных жизненных (витальных) потребностей – преимущественно инструментальная мотивация, порождающая ситуативный характер предпринимательских действий. Такая вынужденная мотивация занятия этим видом деятельности (обеспечение себя и своей семьи важнейшими предметами потребления, нежелание влачить нищенское существование) в ущерб своим интересам, к сожалению, весьма актуальна для российского предпринимательства. Остальные из указанных выше целей в разной степени могут обусловливать стратегическую направленность поведения предпринимателя. Например, такая цель, как постоянство, материализуется в накоплении предпринимателем имущества, однако отражает в итоге стремление «оставить после себя след на земле». Независимости ищут те, у кого есть острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие, жажда победы, стремление к успеху в борьбе с соперником и с самим собой. У подобных субъектов превалирует в мотивационной структуре мотив достижения, потребность в лидерстве. У представителей подобного типа поведения, как правило, есть видение своего бизнеса, такой предприниматель работает на перспективу, что, впрочем, характерно в полной мере и для тех, кто желает экспансии собственного бизнеса и ориентирован на постоянное развитие [16, c.45]. При выдвижении предпринимателя на роль основного «фронтьера» в экономическом развитии, разумеется, основная ставка делается на субъектов предпринимательского процесса со стратегической направленностью действий. Здесь становится понятно, что лишь субъективной мотивации достижения для формирования и укорененности подобных навыков в массовых масштабах, равно как и их необходимой воспроизводимости, недостаточно. Мотивационно-личностная составляющая («горизонтальная» плоскость измерения мотивации), включающая в себя мотивы развития и достижения, детерминирующие конструктивные формы поведения, имеет, безусловно, огромное значение. Обретение субъектом качественно новой, так называемой Х-мотивации рассматривается в качестве одного из условий для формирования предпринимательского корпуса в массовых масштабах, нацеленного на стратегическую перспективу, своими действиями способного повлечь за собой кардинальные сдвиги в базовых экономических практиках, направленных на конструктивное достижение [14, c.98]. Мотивацию с позиции комплексности, целостности следует рассматривать в «горизонтальном» и «вертикальном» разрезах. С позиций «вертикального» измерения мотивация рассматривается во взаимодействии с различными слоями социального контекста. Законы и институты одних уровней стоят «ближе» к мотивационной сфере субъектов, сила влияния других значительно слабее и носит опосредованный характер. Тем не менее экономические, социальные, политические и духовные условия, созданные в обществе для жизни и труда; системы семейного и внесемейного воспитания и образования; доминирующая в обществе система ценностей, культура и идеология; экономическая, социальная политика государства и т.д. тем или иным образом детерминируют соответствующую мотивацию [11, c.62]. Две указанные плоскости измерения мотивации, таким образом, связаны между собой неразрывно: любое внешнее воздействие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне. Следовательно, стратегическое поведение предпринимателя со всей необходимостью обусловливается действием целой совокупности общественных институтов. Ориентирами, к примеру, здесь могут служить развитые общества. В них социальная стабильность и единство общества есть первые предпосылки для развития экономики. Наличие сложившихся социальных гарантий, которые зафиксированы в Конституции, другие элементы правовой и политической системы, многие особенности социального и экономического устройства и способность общества воспроизводить их без серьезных затруднений определяют в огромной степени стратегическую направленность поведения предпринимателя [20, c.87]. Известно, что базовую структуру стран с развитой экономикой составляет социальная экономика. Для нее характерны не просто высокий удельный вес в составе ВВП социальной сферы и большие социальные расходы в бюджетах всех уровней и субъектов хозяйства. Самое главное здесь не простая раздача денег всем нуждающимся, а развитие человеческого фактора экономики через сферу образования, здравоохранения, культуры, обеспечение мобильности населения, производственной демократии, действенности гражданского общества, в том числе местного самоуправления. В такой форме социальные затраты не распыляются и не пропадают даром, а входят в кругооборот общественной жизни и выступают фактором развития. Для реализации этой модели в России предстоит сформировать необходимые предпосылки, создать новое институциональное пространство, обеспечивающее соотношение рыночной свободы, индивидуальной инициативы и индивидуальной ответственности субъектов хозяйствования [17, c.23]. Этому уровню развития общества присущи свои институты, но их бессмысленно внедрять в обществах, не достигших соответствующего уровня развития, ибо само содержание этих институтов в таких условиях будет искажено образом, формирование соответствующей для социальной экономики институциональной системы есть важнейшая закономерность ее становления. Улавливая внешние эффекты, институциональная система социальной экономики распределяет издержки и выгоды и тем самым устанавливает необходимые пропорции между элементами системы и делает возможным ее нормальное функционирование [9, c.64]. Подобная модель общественного устройства в конечном итоге способна производить столь желаемые и необходимые социальные гарантии, служащие основой для формирования Х-мотивации различных субъектов предпринимательских процессов и определяющие стратегические ориентиры предпринимательского поведения. Предприниматели всех уровней (только в этом случае имеет смысл говорить о действительно предпринимательском корпусе, способном вносить существенные изменения в экономической системе), имея соответствующую мотивацию и социальную определенность, смогут представлять собой серьезную экономическую силу. 1.2. Социологические подходы к предпринимательской способности и предпринимательскому успеху Проблема изучения представлений о предпринимательстве занимает одно из центральных мест в социологической науке. В своей книге В.Зомбарт «Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека» он отмечает, что сегодня существует не один тип предпринимателей, в качестве обособленной группы. Он предложил следующую классификацию таким хозяйственникам: разбойник, землевладелец, бюрократ, спекулянт, купец, мануфактурист [29, c.87]. Описывая образ предпринимателя-разбойника, Зомбарт так характеризует его: «…открыватель, покоритель весьма крупного размаха, который, правда, наряду с саблей, которая рубит, и с ружьем, которое стреляет, пускает в бой за свои предприятия еще и оружие современной биржевой спекуляции, – полуполитик, полукапиталистический предприниматель, больше ведущий переговоры дипломат, чем торговец, не признающий никакого другого могущества, кроме грубой силы» [29, c.90]. Следующим типом предпринимателя, по Зомбарту, является предприниматель-бюрократ. Вот как автор описывает таких представителей: «Корректные в своей деятельности, педантичные в распорядке их работы, точно размеренные в своих решениях, с большими способностями к организации, без сильной склонности лезть напролом, превосходные чиновники для управления, которые сегодня являются бургомистрами огромного города, а завтра стоят во главе крупного банка, сегодня еще управляют отдельным ведомством в министерстве, а завтра берут на себя руководство синдикатом» [29, c.105]. Описывая предпринимателя-спекулянта, Зомбарт делает акцент, что этот тип отличается от всех других: «…купец, который кует свое счастье путем верного взгляда на конъюнктуру или даже только путем хорошего учета и умелых договоров со своими поставщиками, своими клиентами и своими рабочими». Для такого предпринимателя собственный доход не только важен, но он – первооснова, причём вполне вероятно, что деятельность спекулянта не принесёт никаких положительных эффектов для населения. Этот пример, также описанный исследователем, еще раз подтверждает меркантильность взглядом предпринимателя-спекулянта [29, c.110]. Несколько иных взглядов на проблему предпринимательства придерживался К. Маркс. Предприниматель у Маркса, как правило, капиталист, однако не каждый капиталист имеет право называться предпринимателем. Маркс выделил 4 типа капиталистов по их отношению к процессу производства: 1. капиталист-кредитор, заемщик (не предприниматель). В процессе производства пассивен. Присваивает прибавочную стоимость как собственник капитала в форме процента; 2. функционирующий капиталист (предприниматель). Организует процесс производства, используя заемный и собственный капитал. Присваивает прибавочную стоимость как валовую прибыль минус процент за заемный капитал, т.е. в форме предпринимательского дохода; 3. функционирующий капиталист (предприниматель). Организует процесс производства, используя только собственный капитал; 4. функционирующий капиталист (предприниматель). Организует процесс производства, не располагая собственным капиталом [12, c.53]. Кроме это, Маркс считает, что при наличии частной собственности на капитал возникает противоречие между рабочим и предпринимателем: каждый может увеличить свой доход только за счёт другого. Эта позиция наиболее характерна для стран с рыночной экономикой. Однако, на наш взгляд, здесь Маркс упускает один факт: если наёмный рабочий, чей доход не увеличивался, оставался неизменным, прекратит работать на предпринимателя, то без средств к существованию останется не только рабочий, но и сам предприниматель [12, c.65]. Взгляды Маркса, в том, что лучшая среда для развития предпринимательства – капитализм, поддерживает и Вебер. Его периодизация предпринимательства включает добуржуазное общество и капиталистическое. Одним из первых обратился к образу предпринимателя (хотя и не называя его так) А. Смит. Он определил его как «собственника капитала, который ради реализации какой–то коммерческой идеи и получения прибыли идёт на экономический риск» [8, с.9]. Таким образом, в определении Смита можновыделить три составные части деятельности предпринимателя: 1. прибыль (по результатам деятельности); 2. идея (благодаря ей предприниматель получит прибыль); 3. риск (если идея окажется невостребованной на рынке). Графически, воззрения А.Смита можно проследить на рисунке 1. Рисунок 1 – Сущность предпринимательства А. Смита [12] Весомый вклад в развитие идей о предпринимательстве внёс американский учёный П. Друкер. Он считал, что предприниматель должен использовать нововведения, в качестве реализации своих идей в области бизнеса или услуг. Отсюда он делал вывод, что предпринимателя отличает инновационный тип мышления. Кроме этого, Друкер сформулировал четыре предпринимательские стратегии, которые позволяют добиться успеха: 1. ворваться первым и нанести массированный удар; 2. напасть быстро и неожиданно; 3. найти и захватить «экологические ниши»; 4. измерять экономические характеристики продукта, рынка или отрасли [24, c.10]. П. Друкер считает, что само по себе предпринимательство не является рисковой деятельностью, а разоряются предприятия исключительно благодаря некомпетентности своих владельцев в той области, в которой функционирует их бизнес: «Знания в предпринимательстве являются средством для достижения цели», а дисциплина инноваций – базой знаний предпринимателей» [4, с.22]. Впервые понятие «предприниматель» в научный оборот ввёл Жан Батист Сэй в книге «Трактат по политической экономии»в 1803 году. Он отмечает, что введение данного термина обусловлено необходимостью соединить воедино всех тех, кто взялся бы на свой риск произвести определенный продукт: «Это земледелец, мануфактурист или торговец, или, чтобы всех таких лиц назвать одним именем, это предприниматель, т.е. лицо, которое берется за свой счет и на свой риск и в свою пользу произвести какой–нибудь продукт» [14, c.69]. Также, Сэй приводит и психологический портрет предпринимателя, указывая, какими качествами тот должен обладать: «…Во всяком случае необходимо, чтобы предприниматель был человеком состоятельным, известным своим умом, благоразумием, любовью к порядку, честностью и чтобы в силу этих свойств он мог получить капиталы, которых сам не имеет» [14, c.78]. Сэй отмечает, что кроме данных характеристик, предприниматель должен быть компетентным и сам разбираться в тонкостях бухгалтерии и экономики: самостоятельно определять издержки, сравнивая их с той ценностью, что принесёт его продукт населению. Рассматривая добуржуазное предпринимательство, Вебер акцентирует внимание на стремлении таких людей к личной выгоде: «Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников–взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих...» [11, c.38]. Говоря о капиталистическом предпринимательстве, Вебер приходит к выводу, что движущей силой его являются не внешние, а внутренние мотивы личности, важнейшим из которых выступает стремление к самосовершенствованию. Продолжая сравнивать два этих типа обществ, Вебер отмечает, что для добуржуазного общества характерно получение прибыли путём обмана, получения сиюминутной выгоды, в том время, как для капиталистического производство свойственно постоянное, рациональное ведение дел [11, c.74]. Возникновение новой волны предпринимательства в 70–80–е годы 20 века объясняется перенасыщенностью трудящихся в определенных сегментах рынка труда. Как правило, высококвалифицированные служащие открывали своё дело в области информатизации, новых технологий, малоквалифицированные–осваивали сферу услуг, торговлю. Кроме этого, одним из факторов здесь выступала безработица. Исследование Д. Стори, например, показало, что около четверти основателей новых малых фирм были безработными. Даже если не принимать во внимание потенциальную безработицу, доля предпринимателей, рекрутированных из безработных, значительно превысила саму долю безработных в занятом населении обследованного района [16, c.25]. Таким образом, многие зарубежные предприниматели начинали свой бизнес, исходя далеко не из тех мотивов, о которых писали Сэй и Шумпетер. С началом перестройки, предпринимательство стало развиваться и в СССР. В 1985 году вышел Закон 6050–X1 «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР», послуживший становлению предпринимательства в стране. Развитие же оно получило в 1988 году, с появлением в свет Закона СССР от 26.05.1988 N 8998–XI «Закона о кооперации в СССР», который создал условия для трудовых отношений в негосударственном секторе экономики. В частности, в нём были указаны области, в которых имели право создаваться кооперативы: сельское хозяйство, промышленность, строите
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg