Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГРУППЫ РИСКА» СО СВЕРСТНИКАМИ

mari_ziteva 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Анализируя теоретические основы изучения проблемы социально-педагогического обеспечения взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками можно сделать следующие выводы: - рассмотрев проблему взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками в психолого-педагогической литературе, мы выявили следующие особенности: внешние проявления коммуникативного поведения состоят в негативизме, готовности противопоставить себя коллективу, в желании выделиться, заслужить уважение и авторитет товарищей путем показа собственных недостатков.
Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день работа социального педагога с детьми группы риска является актуальной проблемой в связи с тем, что в образовательных учреждениях постоянно растёт число детей данной категории. Дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативными внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшими причиной дезадаптации несовершеннолетних. К детям группы риска относятся следующие категории: 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2) оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации. Дети группы риска характеризуются трудностями во взаимодействии с другими, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины. Дети группы риска испытывают трудности в познавательном, ценностно-ориентационном, деятельностном аспектах. Это выражается в нарушении приобретения необходимых для жизни в социуме умений и знаний социальных отношений и формировании у детей искаженной картины мира; в собственном ограниченном социальном опыте и формировании на этой основе собственного отношения к жизни; разрозненной системы социальной деятельности. Изучению проблем взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками посветили свои работы Божович Л.И., Григорьева Г.Г., Захарова А.И., Коломинский Я.Л., Крашенникова Е.А., Мухина В.С., Попова М.В. и др. К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью социально-педагогического обеспечения взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками и недостаточностью теоретической разработанностью и методической обеспеченностью данного вопроса. Выявление противоречия позволило сформировать проблему исследования, каковы возможности социально-педагогического обеспечения взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками? Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: на основе результатов изучения особенностей взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками разработать и апробировать в общеобразовательном учреждении программу социально-педагогического обеспечения взаимодействия младших школьников « группы риска» со сверстниками, выявить динамику результатов исследования по итогам ее реализации. Объект исследования: профессиональная деятельность социального педагога в общеобразовательных учреждениях. Предмет исследования: социально-педагогическое обеспечение взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками. Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования сформирована гипотеза, согласно которой взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками может стать достаточно эффективным, если в деятельности социального педагога своевременно будет разработана и апробирована социально-педагогическая программа по обеспечению взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками , которая направлена на развитие сферы взаимодействия, улучшение способностей общения, манеры межличностного взаимодействия; становление системы психологических отношений, навыков эмпатии и сензитивности; осознание себя и других как личности, своей самоценности, индивидуальности. Задачи исследования: 1. Изучить проблему взаимодействия младших школьников «группы риска» в психолого-педагогической литературе; 2. Определить психологические особенности детей группы риска и выявить возможности социально-педагогического обеспечения взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками; 3. На основе результатов исследования разработать и апробировать программу социально-педагогического обеспечения взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками. 4. Проанализировать динамику результатов по итогам реализации программы. Методологическую основу является принцип единства сознания и деятельности, принципиальные положения отечественных и зарубежных ученых о развитии взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками. Основой культурологического подхода является развитие человека как субъекта, как личности культуры; гуманистический подход на основе гуманистической парадигмы личностно-ориентированного воспитания и образования, которая позволяет создать модели и технологии педагогической деятельности. Теоретические основы исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых. О проблеме взаимодействия младших школьников « группы риска» со сверстниками: (Божович Л.И., Григорьевой Г.Г., Захаровой А.И., Коломинского Я.Л., Кона И.С., Крашенниковой Е.А., Мудрика А.В., Мухиной В.С., Поповой М.В., Снегиревой Т.В., Фельдштейна Д.И. и др.), о психологических особенностях детей группы риска: (Гилинского Я.И., Жигинас Н.В., Клейберга Ю.А., Максимовой Н.Ю., Нефедовой Ю.Е., Усовой Е.Б., Фурманова И.А. и др.); о специфике социально-педагогического обеспечения взаимодействия мадших школьников «группы риска» в общеобразовательных учреждениях (Лунева П.А., Новиковой Е.В., Петрусевича Д.Ф., Соснина В.А., Устименко С.Ф.). Для решения поставленных задач использовались методы исследования: • Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. • Эмпирические: опрос, тестирование, наблюдение, беседа. В качестве диагностических методик использованы: Методика «Рукавички». Автор: Г.А. Цукерман, Методика «Качества настоящего друга». Автор: О.И. Крушельницкая, Методика «Незавершенная сказка». Автор: А.Л. Венгера. • Методы математической и статистической обработки экспериментальных данных. Опытно-экспериментальная база: МБОУ СОШ «Школа №7» г. Кулебаки, Нижегородская область. В исследовании принимали участие 40 учеников начальных классов, из них 8 детей из «группы риска» в возрасте 7-10 лет. Всего девочек: 24, мальчиков:16. 10 учеников 1 класса и 10 учеников 3 класса выступили контрольной группой (20 человек). 10 учеников 2 класса и 10 учеников 4 класса выступили экспериментальной группой (20 человек) Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что была изучена проблема взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками в психолого-педагогической литературе, определены психологические особенности детей группы риска и выявлены возможности социально-педагогического обеспечения взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками. Практическая значимость исследования состоит в том, что были изучены особенности взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками, разработана и апробирована программа социально-педагогического обеспечения взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками и прослежена динамика результатов по итогам ее реализации. Материал проведённого исследования может быть использован на спецкурсах, курсах по выбору по подготовке социальных педагогов, педагогов-психологов, классных руководителей в работе по социально-педагогическому обеспечению взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение ……………………………………………………….………..….3 Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками…………………………………………………………….…..……8 1.1 Проблема взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками в психолого-педагогической литературе…………………….....8 1.2 Психологические особенности детей группы риска……………….16 1.3 Возможности социально-педагогического обеспечения взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками…. 23 Выводы по Главе 1…………………………………………………...…...33 Глава 2. Социально-педагогическое обеспечение взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками……………………..35 2.1 Изучение особенностей взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками………………………………………………35 2.2 Программа социально-педагогического обеспечения взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками .................................39 2.3 Динамика результатов исследования по итогам реализации программы………………………………..………………………………………51 Выводы по 2 Главе …………………………………………………………57 Заключение……………………………………………………………..…58 Литература……………………………………………….…….………….61 Приложения…………………………………………………………….…65
Список литературы

• Айзенк, Ю.Г. Проверьте свои способности / Ю.Г. Айзенк. – СПб. : "Лань", 1996. – 160 с. • Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 364 с. • Артемьев, Т.И. Развитие личности и ее способностей / Т.И. Артемьев. М., 1982. – 159 с. • Барсукова, Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей / Т. Барсукова // Социальная педагогика. – 2003. – №1. – С.70 – 72. • Баярд, Р. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Баярд. – М.: Просвещение, 1995. – 220 с. • Белоусова, И.С., Овсянникова, В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков / И. С. Белоусова. Уч.пос. – Запорожье, 2014. – 95. • Битянова, М.Р. Учебное пособие. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М., 1998. – 298 с. • Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1996. – 256 с. • Будный, А.А. Понимание и общение / А.А. Будный. – М.: Дело, 1990. – 117 с. • Воробьева, К.И. Ассертивность как системообразующее свойство субъекта адаптации / К. И. Воробьева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – Спецвыпуск. – С. 118-124. • Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. / Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 85 с. • Гладуш, Г.В. Формирование толерантности подростков как условия снижения их агрессивности / Г. В. Гладуш // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №5. – С. 118-121. • Гуслякова, Л. Г., Кувшинникова, В. А., Синцова, Л. К. Социальная работа / Л. Г. Гуслякова, В. А. Кувшинникова, Л. К. Синцова. – М.: Наука, 2004. – 329 с. • Ефимова, В.М. Психофизиологические особенности подростка / В. М. Ефимова. – Симферополь: АнтиквА, 2006. – 48 с. • Зиннуров, Ф.К. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях XXI века : монография / Ф.К. Зиннуров. – Казань: Центр инновац. технологий, 2014. – 403 с. • Каменская, Е.Н. Социальная психология: конспект лекций: уч. пос. / Е.Н. Каменская. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с. • Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация : учебное пособие / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 285 с. • Корнев, М.Н. Социальная психология / М. Н. Корнев. – К.: АО Киевская книжная фабрика, 2015. – 304 с. • Корягина, О. Проблемы подросткового возраста: Психолого-педагогическое исследование / О. Корягина // Классный руководитель. – 2003. – N 1. – С. 89 – 93. • Кравченко, А.И. Психология и педагогика / А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2016. – 400 с. • Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин. – М.: Инфра-М, 2012. – 316 с. • Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 2014. – 432 с. • Мудрик, А.В. Социализация человека : учебное пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2012. – 304 с. • Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2013. – 608 с. • Основы коррекционной педагогики / сост. Л.Д. Гонеев, Л.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева: Под.ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2015. – 272 с. • Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. – 656 с. • Шипицына, Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога (Коррекционная педагогика) / Л.М. Шипицына. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с. • Педагогика: теории, системы, технологии. /С.А. Смирнов. – М: Академия, 2011. - 512с. • Психология развития / Т.Д. Марцинковская - М.: Академия, 2011. - 350с. • Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2010. - 164 с. • Рабочая книга школьного психолога / Дубровина И.В., М.К. Акимова, Е.Н. Борисова и др. Под ред И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2008. – 303с. • Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2011. – 274с. • Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2010. – 361с. • Рогаткин Д. Новая технология работы с трудными подростками // Народное образование, 2017. - № 2. - С. 193-200. • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика-Пресс, 2008. – 479с. • Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2009. - 336с. • Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Метод.рекомендации в помощь педагогам-практикам. - М.: Знание, 2009. - 167 с. • Сергеева В. Как помочь родителям трудных детей // Классный руководитель, 2017. - № 5. - С.78-85. • Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе. /Г.Н. Сибирцова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 250с. • Славина Л.С. Трудные дети. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2008. – 297с. • Социальная педагогика. Курс лекций: Учебн. Пособие для студ. высш. учебн.заведений/ Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2010.- 416 с. • Социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Академия, 2012. - 600 с. • Степанов Б.Р. Психология трудных школьников. // Педагогика, 2017. - № 4. - С.107 – 109. • Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Педагогическое общество России, 2014. – 145с. • Тихомирова Н. Планирование работы // Школьное планирование, 2017. - № 4. - С.120-123. • Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд.центр «Академия», 2012. - 272 с. • Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013. – 264с. • Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Знание, 2012. – 261с. • Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика.: Учед. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. /Под ред. А.В. Мудрика. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 352 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы работы социального педагога по обеспечению взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками 1.1. Проблема взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками в психолого-педагогической литературе Проблема взаимодействия младших школьников «группы риска» со сверстниками интересует многих ученых и исследователей, в области различных наук идет изучение взаимодействия детей группы риска в общеобразовательных учреждениях (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, Л.Е. Линдрет, А.В. Мудрик, Е. Милибруда). Взаимодействие детей довольно сложны, они зависят не только от самих детей, но и от многих общественных явлений, происходящих в стране и мире. Взаимодействие детей есть система установок, через которые дети воспринимают и оценивают друг друга (от этого зависит восприятие новых детей, отношению ребенка к окружающим). А.В. Запорожец пишет, что готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональными переживаниями: положительными, индифферентными, отрицательными [15]. Взаимодействия детей могут быть оценочными (восхищение и популярность) и действительными. Они не существуют вне конкретного контекста того или иного общеобразовательного учреждения, но регулируются в большей мере личными особенностями взаимодействующих детей. Взаимодействия детей возникают и развиваются в процессе общения [15].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg