Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

mari_ziteva 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2021
Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив воспитательную ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках литературного чтения в начальных классах, можно сделать следующие выводы: 1. Изучив теоретические основы, под пословицами мы будем понимать краткое изречение, поучение, народную мудрость. Данные малые жанры являются дидактическим материалом на уроках литературного чтения. 2. При разграничении пословиц, необходимо учитывать общие признаки и признаки дифференцирующие их. К общим признакам пословиц можно отнести: краткость (лаконичность), устойчивость (способность к воспроизведению), связь с речью (пословицы в естественном бытовании существуют только в речи) и принадлежность к искусству слова.
Введение

В настоящее время, наряду с развитием технологий, информация хранится и передается разными способами. Но по-прежнему самым простым и всем доступным способом передачи опыта является язык. Существует множество жанров народного творчества, таких так сказки, песни, обряды, которые передают нам своего рода послания от далеких предков, но самыми информативными и интересными из них являются пословицы. Несмотря на свою ёмкость и краткость они наполняют нашу речь яркостью и выразительностью, неся при этом определенную смысловую нагрузку. Пословицы разных народов мира имеют много общих черт, но с другой стороны в них есть и свои специфические особенности, которые характеризуют самобытную культуру и многовековую историю определенного народа. В пословицах и поговорках заключена народная мудрость, уходящая корнями в далекое прошлое.[12,c.5] Пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью жизни народа, представляют собой богатый дидактический материал для обучения, совершенствования орфоэпической культуры детей. Работа с пословицами развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, помогают пополнить словарный запас, сохранить богатство русского языка, как величайшее наследие наших предков. Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью изучения пословиц о добре, интеллектуального и нравственного воспитания младших школьников, культуры поведения и вежливости. В результате выполнения исследования было выявлено, что большинство детей имеют недостаточный уровень владения пословицами. В связи с этим были разработаны задания, целенаправленное и систематическое использование которых позволило повысить уровень усвоения детьми пословиц. Если наши дети будут владеть знаниями пословиц, то они смогут чаще употреблять их в своей разговорной речи, делая этим речь образной и яркой. Возможности применения пословиц на различных уроках литературного чтения в начальной школе очень разнообразны. В процессе обучения очень часто возникают педагогические ситуации, в ходе которых пословица может настроить на работу, способствовать активизации познавательной деятельности детей. Пословицы несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер, содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.[12,c.20] Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности. Учителя начальных классов понимают значение изучения пословица в курсе начальной школы. В целом владеют приёмами работы с пословицами и успешно применяют их на практике. Они теоретически и практически готовы к их оптимальному изучению. Но есть необходимость дополнительного изучения методики работы над пословицами.[12,c.15] Цель исследования - актуализировать научные основы работы с пословицами, которые будут определять методику их применения на уроке литературного чтения и формирования морально-этических ценностей средствами пословиц. Гипотеза исследования - мы, считаем возможным, предположить, что благодаря работе, проводимой с пословицами в начальной школе, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся младших классов. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: – изучить и систематизировать научно-методическую литературу по проблеме исследования; -уточнить жанровую специфику пословиц; -характеризовать место пословиц и поговорок в учебном процессе начальной школы; -определить основные виды работы с пословицами и поговорками на уроках чтения; -разработать методические материалы по теме исследования. -провести опытную работу с младшими школьниками при изучении пословиц и поговорок и оценить её результаты. Объект исследования - использование пословиц в учебно- воспитательном процессе начальной школы. Предмет исследования – особенности применения пословиц на уроках литературного чтения в начальной школе. Научная новизна исследования - были разработаны задания, целенаправленное и систематическое использование которых позволило повысить уровень усвоения детьми пословиц. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научного знания по проблеме исследования, в анализе и синтезе изученного теоретического материала. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности студентов факультета «Начальных классов» в ходе педагогической практики. Методы исследования - Для достижения обозначенной цели работы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: -теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической и литературоведческой литературы по теме исследования); - эмпирические (анализ УМК и методических руководств по теме исследования, разработка и конспектов уроков); -анкетирование; -анализ результатов. Методологическую основу исследования составили работы исследователей устного народного творчества: В.П. Аникина, И.Н. Арзамасцевой, С.А. Николаевой, В.Г. Белинского, З.А. Гриценко, Т.В.Зуевой, Б.П. Кирдан, О.И. Капица, Ф.С. Капица, Т.М. Колядич, П.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, М.Н. Мельникова, И.Г. Минераловой, Э.В. Померанцевой, В.Я. Пропп, Ф.И. Сетина, В.И. Чичерова; -работы по методике преподавания литературного чтения в начальной школе: Е.С. Антоновой, СВ. Бобровой, Л.С. Бушуевой, И.Н. Васильева, М.Н. Матвеева, М.П. Воюшиной, М.Е. Львовой. М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В. Сосновской, Е.И. Матвеевой, Т.П. Сальниковой, Т.Г. Фирсовой. Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. База исследования – гимназия №1 г. Махачкалы, младшие школьники, ученики 2-го класса, в количестве 15 человек.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1.История возникновения и создания пословиц…………………………. . 1.2.Пословицы и поговорки с педагогической проблематикой……………. 1.3 Возможности УМК «Школа России» по литературному чтению для начальных классов при работе с пословицами …………………………….. Выводы по первой главе……………………………………………………… ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОСЛОВИЦ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2.1.Виды работ с пословицами ……………. 2.2.Методы и приемы работы с пословицами на уроках литературного чтения……………………………………………………………………… 2.3. Экспериментальное обучение и его результаты…………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………
Список литературы

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988. 2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 2008. 3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 2014. 4. Барто А.В. Детские стихи. М.,2001. 5. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 2015. 6. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н.Ф. Виноградовой и Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф»,2018. 7. Беседы с учителем. Второй класс начальной школы. Под ред. Л.Е. 8. Буслаев Ф.Н. «Исторические очерки русской народной словесности. Избранное». М., 2001 г. 8. Беседы с учителем. Третий класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2010. – С.384. 9. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа. 2014.-№3. 10. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 2013.- С.283. 11. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-2014 г., № 3. 12. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. – М.: Просвещение, 2013 г. 13. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. 14. Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа… — М.: Просвещение, 2013. 15. Голованова Г. В. О новом цикле учебников по чтению «Родная речь» для начальной школы. // Начальная школа, 2016, № 7. 16. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учебнеик для учащихся нач. шк. 1-4 кл. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2001. 17. Горецкий В.Г., Климова Л.Ф. Литературное чтение. 1-4 кл. Учебник в двух частях. ФГОС. Просвещение ,2011. 18. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Литературное чтение : учеб.–тетр. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 2000. 19. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. Л.,2010 г. 20. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН,2003 . 21. Даль В.И. Пословицы русского народа. — М.: Изд — во Эксмо, 2003. 22. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955. 23. Евгеньева А.П. Словарь русского языка в 4 томах. М.,2000 г. Ефросина А.А., Оморокова Н.В. Литературное чтение. 1-4 кл. В 2 частях ФГОС. Вентана-Граф, 2018 24. Евстифеева Н.А. Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения. // Начальная школа. — № 9 – 2007. 25. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в четырехлетней начальной школе: программа / Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана-Граф, 2010. 26. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. 3-е изд., М., 1968, с.11 9. Зобнина М. А. Внимательный читатель — маленький исследователь / Зобнина М. А. // Начальная школа плюс До и После. — 2008. — № 6. 27. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков. – М.: Учпедгиз, 1960. 28. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа.- 2018.-№ 5. 29. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 2014. 30. Казакова В.В., Жесткова Е.А. Пословицы и поговорки как лингводидактический материал на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2 31. Караулов Ю.Н. О литературы современности. Доклад на конференции «Литература и современность. Проблемы и перспективы развития русистики». М.,2011. 32. Кислиденко Л.А. Использование пословиц на уроках. // Начальная школа. 2017г. № 7 33. Кожевников А.Ю. Пословицы народов мира. – ОЛМА Медиа Групп, 2014 31. Кислиденко Л. А. Использование пословиц на уроках. // Начальная школа, 2007 г., №7. 34. Крылов И.А. «Избранное» М.,2001. 35. Курбатова Г. Пословица недаром молвится // «Начальная школа» № 3. - 2012) 36. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. 37. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 2001. 38. Первова Г. М. О разных способах чтения в начальных классах / Первова Г. М. // Начальная школа. — 2008. — № 10. 39. Рамзаева Т.Г. Родная речь. Учеб. Для 1-4 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.: Дрофа, 2001. 40. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. /Составитель: Круглов Ю. Г. М.: Просвещение, 2000. 41. Рыбникова М.А. «Русские пословицы и поговорки».М.2010 42. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.: Творческий Центр, 2000. 43. Снегирев И. М. Русские народные пословицы и притчи / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. 44. Суркова Н. Пословицы и поговорки (журнал «Начальная школа» № 10/2006) 45. Сперри Р.У. Психофизиологическая диагностика.., М. .2011). 46. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.- Т.8.Педагогические статьи. 1860-1863. Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М., 1936. 47. Толстой А.Н. Избранное. М., 2010 г. 25.Свиридова В.Ю., Чуракова Р.Г. Литературное чтение 1-4 кл. ФГОС. Вентана-Граф, 2017. 48. Тупицина Т. С. Пословица — всем умам помощница. // Начальная школа, 2018. 49. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т.6.-С.664. 50. Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. // Начальная школа, 2017 г., № 3. 51. Черногрудова Е.П. Возможности использования русских народных пословиц на уроках. // Начальная школа. 2009г. № 9 52. Яковлева К.Н. Краткие методические указания к использованию пословиц и поговорок на уроках. // Начальная школа. 2009г. № 4.
Отрывок из работы

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1.История возникновения и создания пословиц Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности, они сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках. Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплотились в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию. [1,c.43] Собирание пословиц началось в XVI веке, а может быть, и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок. Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М. Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Труд его считается непревзойдённым. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Он изъездил всю Россию. Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорок, изречений, прибауток и загадок, которые были сгруппированы по тематике. Вот некоторые пословицы на тему «Язык – речь»: «Не спеши языком торопись делом»; «За правое дело говори смело (стой смело)»; «На великое дело – великое слово»; «Живым словом победить»; «Хорошую речь хорошо и слушать»; «Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь». Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал капитальный труд – четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), где привёл множество пословиц и поговорок. В.И. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.[22,c.56]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg